Обществознание как гуманитарная дисциплина

woman 97088 1920 Советы на день

2199735

Место обществознания в системе наук

Отрасли знаний с точки зрения исследуемого объекта можно разделить на несколько групп:

Смежные науки

Итак, изучив классификацию наук вообще, мы подошли к вопросу о том, какие науки изучают обществознание. Для начала надо отметить, что гуманитарные дисциплины, которые часто отождествляют с общественными, не обязательно таковыми являются. Так, они исследуют творчество или деятельность отдельных личностей без их непосредственной связи с обществом.

Группа же общественных наук ориентирована именно на деятельность человека в контексте его взаимодействия с другими людьми. Ниже приведены науки, изучающие обществознание. Таблица содержит перечень дисциплин и описание объектов исследования.

Смежные с обществознанием дисциплины

Хозяйственная деятельность общества, законы производства, распределения, потребления, обмена

Закономерности функционирования социума, отношения и общности людей, социальные институты

Достижения человечества в искусстве и духовной жизни

Политическая организация и жизнь социума

Жизнь и деятельность общества в прошлом

Таким образом, изучив таблицу, можно понять, какие науки изучают обществознание. Кроме вышеперечисленных, некоторые специалисты относят к этой группе также психологию, антропологию, философию и педагогику.

Останавливаясь на каждом аспекте человеческой деятельности и проанализировав общую картину, можно сделать вывод о фундаментальности и необходимости данной научной дисциплины.

2201240

Экономика как смежная с обществознанием наука

Описывая науки, помогающие изучать обществознание, первым делом стоит остановиться на дисциплине, которая имеет огромное прикладное значение, а в современном мире является одной из основополагающих. Это экономика. Каким же образом она коллаборирует с другими общественными науками, рассмотрим далее.

2199721

Как уже было сказано, обществознание – это наука, изучающая социум. Фундаментальной составляющей жизни общества является хозяйственная деятельность, без которой о других видах занятий думать просто не пришлось бы. Производство, распределение, обмен – все эти этапы подразумевают собой как составляющую непосредственно экономическую, так и человеческий фактор. И именно на стыке этих двух взаимосвязанных составных частей взаимоотношений в социуме и возникает потребность в комплексном их изучении. В таких случаях идет речь о появлении экономики в арсенале общественных наук, и дисциплина выступает инструментом исследования.

Социология – центральный элемент обществознания

Социология занимает чуть ли не центральное место в совокупности наук о человеческом коллективе. Дисциплина подробно рассматривает структуру общества, особенности взаимоотношений между людьми, тенденции социума.

Соединяя в себе качества фундаментальной и прикладной науки, социология, с одной стороны, изучает социальные явления, а с другой стороны, может их прогнозировать и таким образом на них влиять.

Научная дисциплина имеет несколько сложных дилемм, связанных с разнородностью подходов ученых к тем или иным вопросам. Так, например, неодинаково отношение ученых из разных школ социологии к вопросу о первоначальной среде общества: является ли она изначально конфликтной либо благоприятной. Именно в решении этого вопроса помогают другие общественные дисциплины. Обществознание – это наука, изучающая возможность применения прикладных знаний из одних отраслей знаний в иные.

2199738

Культурология

Со времен, когда первые люди начали объединяться в племена и жить общиной, они начали заниматься и первым творчеством. Удивительно, но наскальная живопись, находимая в наши дни в некоторых местах планеты, может многое сказать о людях того времени. Изобразительное искусство, устное народное творчество, вокал – все это было развито даже тысячи лет назад.

Каково оно – духовное достояние человечества, что оно в себе несет и что может подарить поколениям, которые будут после – вот что изучает культурология.

Обществознание – это наука, изучающая общество со всеми его гранями, и в западной систематике культурология является не самостоятельной дисциплиной, а лишь разделом обществознания. В отечественной же классификации принято выделять эту науку как самостоятельную, со своим предметом и методом изучения.

2199708

Политология в системе общественных наук

Политология представляет собой науку об отношениях власти и человека, о функционировании государственного института, о месте человека в этой структуре. Со времен образования первого аппарата управления необходимость в этой дисциплине стала понятна. Ее связь с обществознанием очевидна: государство есть лишь там, где существует общество, и вместе с тем сейчас не существует цивилизованного общества, в котором не было бы государства.

История

Важнейшая роль в системе наук, изучающих общество, отведена такой дисциплине, как история. Охватывая тысячи лет, ведя жизнеописание всех предшествующих поколений, она способна дать ответы на многие вопросы современности. Как развивались отдельные цивилизации, что было апогеем их эволюции и почему они пали – все это дает современному человеку возможность избежать тех же ошибок в будущем.

История показывает, как в те или иные времена взаимодействовали между собой человек и государство, государство и государство.

2199743

Обществознание как учебная дисциплина использует для изучения общества различные инструменты и методы. Будучи объединенной с другими общественными науками, данная отрасль знаний позволяет человеку стать на шаг ближе к познанию тайн социума.

Источник

Место обществознания как учебного курса в системе учебных предметов и его роль в будущей жизни учеников.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Место обществознания как учебного курса в системе учебных предметов и его роль в будущей жизни учеников.

( Выступление на педсовете)

Мне предложено было выступить с сообщением на тему «Роль моего предмета (обществознания) в определении будущего учащихся». Я несколько возьму шире, потому что в принципе роль учебного курса под названием «Обществознание» можно по большому счету оговорить в десятке предложений, если кратко и не лить воды. Надо однозначно говорить о месте данного курса в системе учебных школьных предметов, о задачах, которые решает данный курс, проблемах, которые возникают в процессе преподавания, в том числе и в свете изменения образовательной парадигмы, т.е. каждый преподаваемый в школе предмет обязан иметь помимо знаниевой еще и компетентностную составляющую.

Итак, прежде всего, обществознание призвано познакомить учащихся с тем, что такое общество, по каким законам оно живет и развивается. То же самое делает и знакомая наука история, но между ними есть принципиальная разница. История изучает те события и явления, которые происходили в определенном месте и в определенное время. Обществознание стремится выявить и показать те общие, сходные, типичные черты, которые были присущи и присущи сейчас всем человеческим обществам в любом месте и в любое время. Почему это важно? Да потому, что, во-первых, без знания общего невозможно понять ничего отдельного, особенного, конкретного. Например, если мы не знаем, что такое государство вообще, какими признаками оно обладает, вряд ли поймем, что представляет собой российское государство или государство в любой другой стране.

Во-вторых, обществознание призвано дать целостную картину общественной жизни, а именно рассмотреть все компоненты социальной и общественной жизни. Поэтому содержание обществознания будет включать в себя широкий круг тем от философии до политологии, от социологии до этики и эстетики. Можно сказать, что оно представляет собой введение в общий комплекс философских, социальных и гуманитарных наук, которые в дальнейшем будут изучаться в вузах. Тем самым, обществознание призвано расширить горизонт восприятия окружающего мира.

По большому счету, этот курс не дает узко направленных знаний, наоборот, он знакомит ученика с основами многих наук, он должен помочь ему ориентироваться в этом мире вообще, в общем. Получается, что этот предмет не научит никакой профессии, но поможет формироваться ему как человеку. Человеческий фактор всегда имел особое влияние на общество, так как он вмешивается во все сферы жизни общества: в экономику, политику, культуру и т.д. Человек правит всем, поэтому необходимо понять действия людей, и знать, как действовать в определенной ситуации в зависимости от действий других. Т.е., выйдя за порог школы наш сегодняшний ученик, а тем более вчерашний должен знать: в какую дверь он постучит сначала, какой вопрос первый он задаст, какой предположительно ответ он получит, а если глобально: насколько он уверенно и комфортно будет чувствовать себя в сообществе людей. И это предложение надо еще расшифровать: уверенно и комфортно – что под этим понимать? Вот также глобально можно и сформировать цель преподавания этого курса.

Впервые « Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве, и должен был привить учащимся цельное марксистское мировоззрение, понимание революционного характера социалистического строительства и подготовить к непосредственному участию в нем. В середине 30-х гг. обществоведение как учебный предмет было упразднен. Вновь введен по пост. ЦК КПСС с 1962/63 учебного года, однако школьная практика выявила низкую эффективность этого предмета с точки зрения образовательно-воспитательных задач. Преподавание курса давало результаты, противоположные ожидаемым: сопоставляя информацию, полученную на уроках, с действительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, которое нередко переносилось и на все идейные основы советского государства и общества.

Во 2-й пол. 80-х гг. в СССР началось переосмысление предмета с учётом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизации обществ, жизни и утверждения гласности. Опыт разработки качественно нового учебного предмета показал его целесообразность как синтеза курсов истории, права и собственно обществознания, при этом возможны различные варианты интеграции учебного материала и его сочетания с другими учебными курсами. При определении содержания курса приоритет отдаётся социальным потребностям человека, живущего в реорганизующемся обществе. Важнейшими в курсе выступают юридические, этические, экономические и экологические проблемы. Не забыта и политика, духовная составляющая.

Ну, а теперь более детально и поподробнее.

В современном обществе необходимость и важность обществознания уже достаточно осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, так как оно дает целостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Оно вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.

Создавая изменения в мировоззрении, обществознание становится основой для формирования нравственных ценностей личности, ее моральных устоев. К этому подводит изучение духовной сферы общества: религии, философии, культуры, искусства, этики и эстетики. Это гуманистический смысл обществознания, которое дает молодежи необходимые знания о морали и обществе, в котором мы живем. Поэтому обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой профессии, потому что нет настоящего гражданина без знания общества.

Обществознание помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.

В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми.

Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.

Каковы конкретные цели учебного курса в школе: их можно структурировать путем выделения пяти направлений:

развитие личности учащихся,

усвоение системы знаний,

формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности .

Эти цели присущи практически всем учебным предметам . Отличие состоит как раз в том, что возможности реализации этих целей в рамках этого предмета в разы превосходит возможности любого школьного учебного узконаправленного предмета.

Так как обществознание охватывает широкий круг различных наук, то изучение этого предмета необходимо тем, кто выбирает следующие профессии:

Источник

Вводная лекция: Обществознание как комплекс наук

Учебная цель: раскрыть предмет обществознания как синтеза социальных наук, специфику объекта изучения, значимость социального знания для человека.

План лекции:

1. Обществознание и его предмет. Основы социальных наук, входящих в обществознание.

2. Значимость социального знания.

Обществознание – странное слово!

Оно не понятно, но вроде знакомо.

Общество – это все люди Земли,

Люди страны и люди семьи.

Но вот интересная странная штука:

Как Человек появился на свет –

Даст Биология точный ответ

Обществознание. Чем оно важно?

Обществознание что изучает?

Что же такое секретное знает?

Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется «обществознанием». Что это за дисциплина? Для начала отметим, что это не наука в полном смысле слова. Ученые занимаются не обществознанием, а социологией, философией, историей, экономикой, политологией, правоведением и многими другими науками, изучающими жизнь человека и общества. Поэтому, строго говоря, обществознание – это учебная дисциплина, основная задача которой познакомить Вас с основами общественной жизни. Вышеупомянутые науки являются теми источниками, откуда обществознание черпает свой материал. Но оно является наукой в том смысле, что знания, которые дает, получены, систематизированы и доказаны с помощью методов, используемых только наукой.

Что же изучает обществознание? Чтобы ответить на этот вопрос, введем понятия объект и предмет изучения. Объектом изучения обществознания является общество в целом. Что это означает?

Общество изучают много разных наук: история, социология, философия, политология, правоведение. Их еще называют гуманитарными науками в отличие от естественных наук. Но все они исследуют отдельные сферы общественной жизни, например, хозяйственную или духовную жизнь. Обществознание интересуется всеми сторонами общественной жизни. Для него важно и то, как люди вступают во взаимоотношения с природой, и как они связываются друг с другом, как они познают, переживают, действуют. Поэтому охватить общество в целом значит рассмотреть хозяйственную жизнь общества, социальные отношения, отношения власти и управления, духовную жизнь, а так же взаимоотношения между ними.

Таким образом, введя понятие «объект изучения», мы отделили, с одной стороны, сферу интересов обществознания от сферы интересов естественных наук, а, с другой стороны, провели границу между обществознанием и другими гуманитарными науками.

Вы уже имеете опыт изучения гуманитарных наук и, как минимум знаете одну дисциплину, которая тоже изучает не природу, а общество, и изучает не отдельные части общества, а общество в целом. Это история. Вот зачем нам может пригодиться разделение на предмет и объект. Ведь один и тот же объект могут изучать несколько наук. Но каждая наука согласно своим интересам выделяет в нем те стороны, которые она считает существенными. Совокупность существенных свойств, выделенных согласно целям той или иной науки, принято называть предметом науки.

Установить, что является предметом обществознания, можно путем сравнения с наукой «историей». Вспомним, что она изучает. Обычно историки занимаются исследованием той области, которую называют словом «прошлое». Кроме того, нетрудно заметить, что те стороны общественной жизни, которые исследуют историки, всегда привязаны к определенному месту и времени. Так они интересуются не духовной жизнью вообще, а духовной жизнью греческого полиса или Римской империи.

Теперь можно говорить и о предмете обществознания. Если объектом ее является общество в целом, а не отдельные его части, то предметом – общие свойства общественной жизни, сохраняющиеся в пространстве и времени у многообразных человеческих объединений. Образно говоря, историки изучают различия в обществе, а обществоведы – сходства.

В массовом сознании философия представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни. Но это не так. И перед философом и перед простым человеком стоят и стояли одни и те же вопросы и проблемы. Эти проблемы не философы «придумывают», их ставит сама жизнь. Философская мысль есть мысль о вечном, о смысле жизни. И если бы жизнь была только весельем и праздником, если бы в ней не было места ни заботам, ни тревогам, ни горестям – философии, скорее всего, просто не было бы. У людей бы не было проблем, а философия всегда решает проблемы.

Обществознание – это учебная дисциплина, которая изучает развитие человеческого общества и место в нем человека. Как мы уже говорили, оно включает знания из других отраслей науки, таких как философия, социология, политология, этика, история, экономика и юриспруденция.

Политологиязанимается вопросами политической системы общества, власти, устройства государства.

Экономика рассматривает производство, распределение, обмен и потребление произведенных товаров и услуг, производственные (экономические) отношения в обществе, экономические системы, проблемы влияния государства на экономику. Хорошо известно, что потребности людей безграничны – они постоянно меняются и увеличиваются. Их безграничность обусловлена желанием людей повышать потребление, делать более привлекательной собственную жизнь. К сожалению, экономические ресурсы ограничены, поэтому важнейшей проблемой хозяйственной жизни является распределение их таким образом, чтобы как можно лучше, наиболее полно удовлетворить потребности людей.

Таким образом, предметом экономической науки является обоснованиеспособов распределения ограниченных ресурсов, чтобыобеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей общества.

Юриспруденция изучает правила поведения, проблемы правомерного поведения, правонарушений и наказаний за них.

В современном обществе необходимость и важность обществознания достаточно очевидны и осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, т.к. оно даетцелостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Оно вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе и человеке, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.

В современном обществе необходимость и важность обществознания осознаны, пожалуй, всеми. Рассмотрим конкретнее, в чем они заключаются. Можно выделить три аспекта необходимости: научный, гуманитарный игражданский.

С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что его не может заменить ни одна наука, что только оно способно дать целостное представление об обществе, не расчлененное на десятки наук, обладающих детальной информацией, необходимой лишь для узких специалистов. Вместе с тем обществознание – это не «сборная солянка», не некий компьютер, просто собирающий информацию от всех гуманитарных наук. Формируя целостное представление об обществе, беря самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, обществознание создает новое знание, ибо целое всегда больше, сложнее простой суммы частей и не сводится к ней.

Таким образом, благодаря обществознанию осуществляется прирост наших знаний об обществе. И в этом смысле обществознание имеет научный смысл.

С гуманитарной точки зрения обществознание является необходимым для формирования высоко моральной личности. Этому способствует изучение духовной сферы общества: культуры в целом, философии, религии, искусства и морали. Приобщаясь к духовным ценностям и знаниям, личность расширяет и углубляет свой мировоззренческий горизонт. Обществознание, таким образом, личностно значимо, ибо дает молодым людям необходимые знания, как в сфере морали, так и относительно общества, в котором они живут. И в этом смысле обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой специальности, ибо нет личности без морали, как нет действительного гражданина без знания общества. Обществознание способствует социализации личности, помогает адаптироваться молодежи к непростой социальной действительности.

Современное демократическое общество не может не быть гражданским, т.е. оно должно представлять собой совокупность обладающих правами и имеющих обязанности граждан. Полноценным гражданином может быть человек, не только наделенный юридическими правами и обязанностями, но и имеющий достаточный уровень самосознания, т.е. осознанно относящийся к себе, своему месту и роли в обществе, активно участвующий в политической жизни. Обществознание способствует формированию прогрессивной гражданской позиции, отражающей потребности современного общества. Осознанное отношение к своему гражданскому долгу и истинное понимание того, в чем он заключается, невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания. Демократия невозможна без высокого уровня самосознания граждан.

Источник

natural history mini

book scienceforum mini

2003 image001

Znak natc konkurs

diplom ruk big

Spivak

image 2003 5 600

image 2003 4 200

ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени.

Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ.

В основу преподавания общественных наук был положен формационный подход- классовое понимание общества и эпохи, раскрывающее смысл и значение борьбы двух противоположных систем

Предметная система упразднялась и заменялась комплексной системой. Основание программ составляли комплексные темы, затрагивающие различные стороны жизни общества

Наряду с беседой и рассказом учителя получили распространение такие формы учебно-воспитательной работы, как доклады учащихся, составление графиков, диаграмм, схем, карт и т.д.

Широкую популярность приобретает экскурсионная работа и метод проектов.

К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени.

5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ.

Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г. Основой обществоведения является изучение современности, история же должна быть иллюстрацией к ней.

1927 г. Наркомпрос издал учебные планы и программы. Программы стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР.

Одновременно выходили рабочие книги по обществоведению, впервые приспособленные к утвержденным программам.

1.Рабочие книги по обществоведению для 5 класса под редакцией А.П. Станчинского

2.Рабочие книги по обществоведению для 6 класса под редакцией А.И. Стражева.

4.Учебник по истории труда, Н.А. Рожков

5.Учебное пособие по фазам общественного развития для школ 1-й и 2-й ступеней, О.В. Трахтенберг, А.И. Гуковский.(1926)

В апреле 1930г. В газете «Правда» был дан политический анализ четырёх рабочих книг по обществознанию, а также была поставлена задача пересмотра стандартных учебников Наркомпроса.

ЦК ВКП(б) принял решение об организации в 1931 г. смотра учебной книги, проводившегося партийными органами, обществом падагогов-марксистов. В рецензентские коллективы по проверке учебников обществоведения включались просвещенцы- ударники, рабочие-ударники и передовые колхозники.

Директивные распоряжения ЦК ВКП(б) и Наркоспроса 1930-1931гг. Выдвинули задачу составления нового марксистского учебника по обществоведению «как ударную политическую задачу текущего момента»

После принятия Советской Конституции 1936 г. в учебный план школы была введена новая обществоведческая дисциплина. Распоряжением совета Народных комиссаров СССР от 1 февраля 1937 года «в целях изучения основ советского строя советской молодёжью, готовящейся встать в ряды сознательных и активный строителей социалистического общества» с 1937/38 учебного года вводилось преподавание Конституции Союза ССР в качестве самостоятельного предмета в 7 классе средней школы.

Особое внимание уделялось изучению текста Конституции. Представляет интерес такая установка: такие статьи Конституции, как 1, 2, 4, 12 –должны были знать дословно, а содержание других наиболее важных статей учащиеся должны уметь передать словами, близкими к тексту Конституции.

Учителю предлагалось приводить примеры из жизни и деятельности отдельных людей, учреждений и предприятий Советского Союза, статистические данные, законодательные акты, материал из курса истории, а также примеры из жизни народов зарубежных стран (примеры должны были служить «задачам коммунистического воспитания подрастающего поколения»

Газетные и журнальные статьи было рекомендовано использовать в качестве источника ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров «как радостной и счастливой жизни народов СССР и стран нарожднолй демократии, так и мрачной действительности из жизни трудящихся капиталистических стран»

Затем важное место на уроках Конституции занимали идеи, содержащиеся в идеях руководителей страны.

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».

В 1947 учебном году школьный учебный план пополнился двумя новыми обществоведческими дисциплинами. Официальное сообщение в «Учительской газете» гласило, что «ЦК ВКП(б) признал совершенно ненормальным, что в средних школах не преподаются логика и психология». Были выпущены учебники, намечены меры по подготовке преподавателей. Действительно, для нового советского поколения преподавателей содержание вновь введенных дисциплин было незнакомым и достаточно сложным.

Однако: в середине 50-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.

3 года – экспериментальное преподавание курса.

В 1963 г. курс введен в выпускных классах средних школ, но называться он стал «Обществоведение», а не «Основы политических знаний»

Учебная программа написана под влиянием Программы партии 1961 г. («Программы строительства коммунизма»)

Диалектический и исторический материализм — основа научного мировоззрения

Социализм первая фаза коммунистического общества

КПСС — руководящая и направляющая сила советского общества

Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм

XX век — век торжества коммунизма

Курс, таким образом, последовательно пропагандировал партийную идеологию

Достижения преподавания нового курса были представлены на Всероссийском семинаре учителей обществоведения (1964 г.) и педагогических чтениях (1965 г.), где поднимался широкий круг методических проблем:

межпредметные связи и формирование мировоззрения учащихся;

изучение законов диалектики; из опыта организации ученических социологических исследований;

индивидуальные задания по обществоведению в школах рабочей молодежи;

подготовка учащихся к жизни;

активизация общественно-политической деятельности учащихся;

тематическое планирование в курсе обществоведения;

С новым предметом в школу пришла новая для среднего образования форма учебных занятий — семинар, основой которого стала фронтальная самостоятельная подготовка к нему учащихся всего класса: конспектирование литературы, подборка газетных вырезок, посильные наблюдения явлений действительности

Ищущие новую методику учителя стремились вызвать дискуссию вокруг различных толкований обсуждаемых проблем.

Внимание учащихся с запоминания отдельных фактов и положений переключалось на самостоятельное их истолкование и оценку.

В 60-80-е гг. в практику лучших учителей вошло проблемное обучение.

Продолжалась разработка проблемы применения знаний, полученных при изучении обществоведения, на последующих по времени уроках истории

В 70-х гг. была разработана методическая система

В 70-х гг. программа курса «Обществоведение» объединяла основное содержание курса в 4 разделах:

Диалектический и исторический материализм основа научного мировоззрения

Капитализм — последний эксплуататорский строй. От капитализма к социализму

Социализм и коммунизм — две фазы единой коммунистической формации

Коммунистическая партия Советского Союза — руководящая и направляющая сила Советского общества

Половина учебного времени отводилась на изучение III темы, т. е. советского общества.

В 1985- 1986 гг. происходила дискуссия

«Каким должен быть учебник обществоведения?»

Дискуссия показала неудовлетворенность учителей, существовавшим тогда учебником, их желание работать с книгой, в большей мере ориентированной на личность ученика.

нацеленность на формирование коммунистического мировоззрения

отражение основных задач «перестройки»

курс в значительно большей мере был обращен к личности молодого человека

проблема «общество и личность» – сквозной для всего курса

были отражены некоторые актуальные вопросы, вызывающие повышенный интерес молодежи

было запланировано время для семинарских и практических занятий

разнообразие форм занятий: лекции, лабораторные занятия, семинары, практические занятий, итоговые собеседования.

В условиях развернувшейся перестройки многие учителя оказались неподготовленными к переменам в базовых науках, были не в состоянии самостоятельно разобраться в новой информации, с трудом расставались с пропагандистскими штампами и идеологическими стереотипами прошлых лет.

Выдвигались новые задачи для учителей:

1.Отход от догматических методик

2.Отказаться от авторитарности

3.Отказ от отнимающих много времени и не вызывающие интереса учащихся видов деятельности

4.Использование собственного опыта учащихся

В 1986 — 87 гг. — последняя попытка модернизировать курс «Обществоведение». Предложен для обсуждения проект новой учебной программы, отразившей «идеологию перестройки»

Поддержку учителей получили следующие положения:

поворот курса к проблемам человека

акцент на личностный аспект обществоведения

усиление связи курса с жизнью

усиление направленности на выработку умений

ориентация на перестройку учебного процесса

Перемены в стране обгоняли реформирование курса «Обществоведение»

В 1988 г. началась разработка взамен 3 обществоведческих учебных дисциплин принципиально нового обществоведческого курса, который должен начинаться с 8-го класса и продолжаться до выпускного класса средней школы включительно

На рубеже 80 — 90-х гг. к разработке программ такого курса приступило несколько коллективов

Название курса — «Человек и общество».

Часть творчески работающих преподавателей не удовлетворенных содержанием существовавших общественных дисциплин, стали на свой страх и риск преподносить учащимся новое содержание.

выпускники школы «больны» функциональной неграмотностью

необходима нацеленность школы на человека

учебник по новому предмету не должен давать окончательные ответы на все вопросы, а пробуждать интерес

новое содержание учебного предмета требует диалогизации методов обучения

предполагается самостоятельное обращение учащихся к различным источникам

в изучении нового предмета велика роль семинаров, диспутов и т.д.

компьютеризация обществоведческой подготовки учащихся

Две противоположенные точки зрения на обществоведение в конце «перестройки»:

обществоведческие дисциплины должны быть исключены из учебного плана школы, поскольку они навязывают учащимся потерпевшую крах идеологию

в кризисное время особенно велика роль учебных дисциплин, помогающих понять окружающий мир, самостоятельно определить собственную жизненную линию

В этой обстановке прежний курс «Обществоведение» был исключен из учебного плана школы.

Попытка в 1990—91 гг. учебном году заменить его курсом «Введение в марксистское обществознание» не была поддержан большей частью учителей.

На рубеже 90-х гг. разработкой нового курса уже занимались несколько авторских коллективов, а к середине 90-х гг. появились альтернативные учебные пособия, несущие в школу современные взгляды на общество и человека.

Наибольших успехов в этой сфере добился Л.Н. Боголюбов

С конца 80-х гг. он возглавляет коллектив научных сотрудников и учителей по разработке основ современного обществоведческого образования.

В его лаборатории созданы учебные пособия «Введение в обществознание», 8-9-е кл., «Человек и общество», 10-11-е кл.; тесты и задания по обществоведению.

Подготовлены методические пособия для учителей школы.

Издан учебник для студентов педвузов «Методика преподавания обществознания в школе»

К середине 90-х годов специалисты в области педагогики пришли к убеждению в том, что содержательным компонентом курса являются основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, межнациональных и семейных отношений, культуры и здорового образа жизни, истории религии и морали. Появились учебные пособия, хрестоматии, методическая литература, видеофильмы.

Литература:

1. Морозова С.А. « Основные тенденции правового обучения и воспитания школьников в советское время». История и обществознание в школе, 2000. №3

2.Конституция СССР 1936 г.

3.Алексеева Л.В. «Школьное образование: история, теория,и проблемы методики обучения» Учебное пособие.

4.Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 304 с.

5.Изучение обществоведения в средней школе. Пособие для учителей /Под ред. А.В. Дружковой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector