Обществознание как научная дисциплина

woman 97088 1920 Советы на день

2199735

Место обществознания в системе наук

Отрасли знаний с точки зрения исследуемого объекта можно разделить на несколько групп:

Смежные науки

Итак, изучив классификацию наук вообще, мы подошли к вопросу о том, какие науки изучают обществознание. Для начала надо отметить, что гуманитарные дисциплины, которые часто отождествляют с общественными, не обязательно таковыми являются. Так, они исследуют творчество или деятельность отдельных личностей без их непосредственной связи с обществом.

Группа же общественных наук ориентирована именно на деятельность человека в контексте его взаимодействия с другими людьми. Ниже приведены науки, изучающие обществознание. Таблица содержит перечень дисциплин и описание объектов исследования.

Смежные с обществознанием дисциплины

Хозяйственная деятельность общества, законы производства, распределения, потребления, обмена

Закономерности функционирования социума, отношения и общности людей, социальные институты

Достижения человечества в искусстве и духовной жизни

Политическая организация и жизнь социума

Жизнь и деятельность общества в прошлом

Таким образом, изучив таблицу, можно понять, какие науки изучают обществознание. Кроме вышеперечисленных, некоторые специалисты относят к этой группе также психологию, антропологию, философию и педагогику.

Останавливаясь на каждом аспекте человеческой деятельности и проанализировав общую картину, можно сделать вывод о фундаментальности и необходимости данной научной дисциплины.

2201240

Экономика как смежная с обществознанием наука

Описывая науки, помогающие изучать обществознание, первым делом стоит остановиться на дисциплине, которая имеет огромное прикладное значение, а в современном мире является одной из основополагающих. Это экономика. Каким же образом она коллаборирует с другими общественными науками, рассмотрим далее.

2199721

Как уже было сказано, обществознание – это наука, изучающая социум. Фундаментальной составляющей жизни общества является хозяйственная деятельность, без которой о других видах занятий думать просто не пришлось бы. Производство, распределение, обмен – все эти этапы подразумевают собой как составляющую непосредственно экономическую, так и человеческий фактор. И именно на стыке этих двух взаимосвязанных составных частей взаимоотношений в социуме и возникает потребность в комплексном их изучении. В таких случаях идет речь о появлении экономики в арсенале общественных наук, и дисциплина выступает инструментом исследования.

Социология – центральный элемент обществознания

Социология занимает чуть ли не центральное место в совокупности наук о человеческом коллективе. Дисциплина подробно рассматривает структуру общества, особенности взаимоотношений между людьми, тенденции социума.

Соединяя в себе качества фундаментальной и прикладной науки, социология, с одной стороны, изучает социальные явления, а с другой стороны, может их прогнозировать и таким образом на них влиять.

Научная дисциплина имеет несколько сложных дилемм, связанных с разнородностью подходов ученых к тем или иным вопросам. Так, например, неодинаково отношение ученых из разных школ социологии к вопросу о первоначальной среде общества: является ли она изначально конфликтной либо благоприятной. Именно в решении этого вопроса помогают другие общественные дисциплины. Обществознание – это наука, изучающая возможность применения прикладных знаний из одних отраслей знаний в иные.

2199738

Культурология

Со времен, когда первые люди начали объединяться в племена и жить общиной, они начали заниматься и первым творчеством. Удивительно, но наскальная живопись, находимая в наши дни в некоторых местах планеты, может многое сказать о людях того времени. Изобразительное искусство, устное народное творчество, вокал – все это было развито даже тысячи лет назад.

Каково оно – духовное достояние человечества, что оно в себе несет и что может подарить поколениям, которые будут после – вот что изучает культурология.

Обществознание – это наука, изучающая общество со всеми его гранями, и в западной систематике культурология является не самостоятельной дисциплиной, а лишь разделом обществознания. В отечественной же классификации принято выделять эту науку как самостоятельную, со своим предметом и методом изучения.

2199708

Политология в системе общественных наук

Политология представляет собой науку об отношениях власти и человека, о функционировании государственного института, о месте человека в этой структуре. Со времен образования первого аппарата управления необходимость в этой дисциплине стала понятна. Ее связь с обществознанием очевидна: государство есть лишь там, где существует общество, и вместе с тем сейчас не существует цивилизованного общества, в котором не было бы государства.

История

Важнейшая роль в системе наук, изучающих общество, отведена такой дисциплине, как история. Охватывая тысячи лет, ведя жизнеописание всех предшествующих поколений, она способна дать ответы на многие вопросы современности. Как развивались отдельные цивилизации, что было апогеем их эволюции и почему они пали – все это дает современному человеку возможность избежать тех же ошибок в будущем.

История показывает, как в те или иные времена взаимодействовали между собой человек и государство, государство и государство.

2199743

Обществознание как учебная дисциплина использует для изучения общества различные инструменты и методы. Будучи объединенной с другими общественными науками, данная отрасль знаний позволяет человеку стать на шаг ближе к познанию тайн социума.

Источник

Обществознание

45px Nuvola apps important recycle.svg

40px Wiki letter w.svg

Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира. [1]

Содержание

Обществознание как предмет в средней школе

Обществознание — обобщённый школьный предмет средней школы РФ, который затрагивает разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук.

Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), начала психологии и общие рассуждения о «духовности» (находящиеся за рамками положительной науки).

В основном предмет обществознания изучает философию, социологию и политологию. Однако также в состав обществознания входят отдельные науки: право, экономика, история — и интегративные (культурология), а также поднауки (социальная психология).

Обществознание как комплекс наук

Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).

48px Question book 4.svg

Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика, социология (так называемые hard-науки, построенные в значительной степени на математике [источник не указан 718 дней] и классической опоре на факты), культурология, политология (можно назвать soft-науками — в них пока (?) велика роль общих рассуждений и полурациональных моделей, крайне мало математики и большие сложности с фактами — во всяком случае, в классическом понимании).

Следует отметить, что в настоящее время, наряду с развитием отдельных общественных наук, идёт процесс их сближения в некую синкретическую науку (модель К. Маркса — Д. Лукача и т. п.). [источник не указан 675 дней]

Перспективы возникновения подобной обобщающей научной модели человеческого общества пока туманны, но понятно, что общественная практика требует именно целостной модели, не удовлетворяясь «частичными». [источник не указан 675 дней]

См. также

Ссылки

Примечания

Обществознание

Изучаемые науки Философия • Социология • Политология • Право • Экономика • Культурология • История • Социальная психология
История дисциплины Обществоведение (1960-е — 1991) • Обществознание (2000 — н. в.)
Методисты А. И. Кравченко • Е. А. Певцова • Л. Н. Боголюбов • А. Ю. Лазебникова • Т. Е. Лискова • Е. Л. Рутковская • Н. И. Городецкая • Л. В. Иванова • А. И. Матвеев • Ю. И. Аверьянов
Конкурсы Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию • Всероссийская олимпиада школьников по истории • Всероссийская олимпиада школьников по праву • Всероссийская олимпиада школьников по экономике • Всероссийская олимпиада школьников по мировой художественной культуре • Международная философская олимпиада

Полезное

Смотреть что такое «Обществознание» в других словарях:

обществознание — обществозн ание, я … Русский орфографический словарь

обществознание — (2 с), Пр. об обществозна/нии … Орфографический словарь русского языка

обществознание — обществозна/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.

обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.). Выбрать нужные учебники по обществознанию … Энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различн. стороны сферы и аспекты обществ. жизни, к рая в своей целостности обеспечивает научн. понимание функционирования и развития об ва. История обществ. мысли свидетельств том, что О. развивалось на основе… … Российская социологическая энциклопедия

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность знаний общества о самом себе. Практически любая попытка конкретизировать это определение приводит к необходимости философского обоснования О., его социально исторической определенности, его структурности, его типизации, его… … Современный философский словарь

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различные стороны, сферы и аспекты общественной жизни, которая в своей целостности обеспечивает научное понимание функционирования и развития общества … Политология: словарь-справочник

обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.) Выбрать нужные учебники по обществознанию … Словарь многих выражений

обществознание — общ/е/ств/о/зна/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь

Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия

Источник

Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое.

Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

«Науки об обществе», или «социальные науки» (в широком смысле)

социально-гуманитарные науки

социальные

гуманитарные

Социальные науки (общественные науки) — это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности

Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям

первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла

юриспруденция, экономика, психология

философия, литература,

, филология, лингвистика,риторика, социология, археология

история, политология, педагогика, география

этнография, краеведение, культурология.

культурология, физическая антропология, логика

культурная антропология

психология

Различное

I. Разделение наук по предмету

1) социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы

1) человек с его индивидуальностью и особенностью, и человеческий мир

II. Разделение наук по методу

социальные науки — это те, в которых используется метод объяснения

гуманитарными называют науки, где базовым методологическим средством является понимание.

III. Разделение наук одновременно по предмету и методу

специфический объект диктует специфические методы

номотетический (обобщающий метод)

идиографические (описательные, индивидуализирующие методы)

IV. Разделение наук в соответствии с исследовательскими программами

Используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений.

Используют антинатуралистическую культурцентристскую исследовательскую программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъектных характеристик объекта и использованием «понимающей» методологии.

Натуралистическая исследовательская программа свидетельствует о том, что в этой группе наук могут применяться методы, сходные с теми, которые работают в естествознании

Культурцентристская исследовательская программа более явно подчеркивает «другую» научность знаний об обществе.

Пример: Социальное экономическое знание есть знание законов и механизмов экономической жизни и путей их использования, осуществления экономических целей и мотивов.

Пример:Гуманитарное знание об экономических процессах — это знание мотивов экономического поведения, знание поведения человека в экономических процессах

Общее

предмет науки специально не сконструирован, совпадает с объектом

все социальные науки изучают деятельность человека, поэтому их можно отнести к гуманитарным наукам

предмет социального познания — мир человека, а не вещь.

Предмет гуманитарного познания – человек, его мир

Смысл и предназначение философии. Основные функции философии.

План
1. Смысл
2. Предназначение
3. Функции философии

Согласно Платону философия начинается с изумления. Поэтому философия представляет собой активное вопрошание о месте человека в мире. Она требует свежего взгляда на мир и на место в нем человека.

Философия специально исследует содержание категорий, предельно общих понятий, образующих каркас мышления. Поэтому философия не может быть названа одной из наук, она занимает особое положение, наряду с религий и искусством философия представляет собой самостоятельную область культуры.

Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела:
— онтология (учение о бытие),
— гносеология (учение о познании),
— человек ( антропология),
— обществ (социальная философия).

2. Предназначение
Философия
— рассматривает наиболее важные связи в системе «мир-человек».
— ищет причину внутренней связанности мира.
— призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
— заключается в стремлении к духовной цельности человеческого существования
— поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.
— в отличие от науки как знании о мире объектов философия принципиально плюралистична, она учит видеть альтернативы, выявляя предпосылки рассуждений, она способствует усилению мышления

Философия может считаться руководством к самопознанию. Со времен Сократа её девизом является изречение: «Познай самого себя» (познай себя в мире и в себе познай вселенную).
И. Кант предложил три рекомендации:
1. Мыслить самому,
2. Всегда мыслить в общении с другим себя на месте этого другого,
3. Всегда мыслить в согласии с самим собой.

Он полагал, что философия должна ответить на 4 вопроса.
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать? Что я обязан?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?

Источник

Обществознание как учебный курс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?

1. Обществознание как наука.

2. Система общественных наук.

Обществознание – это наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования. Обществознание представляет собой сложное образование, включающее целый ряд частных дисциплин – так называемых общественных наук.

Общественными науками называют такие дисциплины , как социология, социальная психология, политология, культурология, экономика и антропология. Все они изучают один и тот же объект – общество. Однако каждая из них рассматривает общество со своей, особой точки зрения.

Общество – очень сложное явление, которое подчиняется самым разным законам, основано на самых разных отношениях между частями. Естественно, трудно представить себе науку, которая могла бы охватить все эти стороны и создать целостную картину общества, включающую самые мелкие детали. Именно в силу того, что общество представляет собой очень сложно организованную систему, и возникло несколько наук, которые его изучают. В настоящее время накопилось столько научных знаний об обществе, что далеко не каждый человек смог бы усвоить их, даже если посвятил бы этому всю свою жизнь. Естественно, это приводит к развитию частных дисциплин, которые существуют относительно самостоятельно друг от друга.

Социология – это наука, изучающая общество как целостную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов, организаций, разного рода объединений и, наконец, общества в целом. Поведение людей, входящих в указанные общности, подчиняется определенным правилам. Люди нуждаются в них, поскольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала бы совершенно непредсказуемой. Социология как раз и изучает то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и правила, которые не позволяют обществу «рассыпаться», сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существовать во времени и воспроизводиться, то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений.

Политология – это наука о государстве, власти и властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущности общества: общественные отношения гораздо сложнее, гораздо богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства. Да и негосударственные отношения в обществе также не являются свободными от власти. Хотя семья и не изучается политологией, она тоже пронизана властными отношениями, поскольку родители имеют право решать за детей и навязывать им свое мнение. Кроме того, именно в семье ребенок приобретает первые политические ценности, которые он может пронести через всю жизнь.

Предметы социологии и политологии отчасти совпадают, поскольку они изучают общество, хотя и с разных точек зрения. Однако различия между ними достаточно существенны. Социология в конечном счете изучает общество целиком. Политология изучает лишь его верхнюю часть, то есть тех людей, которые обладают реальной властью и влияют на политику, а также те институты, которые дают эту власть.

Культурология изучает совокупность ценностей, представлений, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой. Любой народ создает оригинальную культуру, отличающую его от других народов и придающую ему особую неповторимость. Благодаря культуре обеспечивается непрерывность существования народа. Ученые говорят, что культура в процессе общения между поколениями «транслируется в будущее». Это означает, что, передавая культурные ценности последующим поколениям, предыдущие поколения сохраняют культуру, дают ей возможность существовать и в будущем. Конечно, со временем культура изменяется, однако преемственность между разными поколениями все же существует.

Экономика это наука, которая изучает особые отношения, связанные с производством и обменом товарами. Экономические отношения представляют собой особую сферу, которая подчиняется своим законам, хотя и находится в достаточно тесной связи с политикой, общественными отношениями и культурой. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно, по собственному усмотрению распоряжаться благами, имеющими ценность если не для всех, то для подавляющего большинства людей.

Правоведение – фиксирует и разъясняет государственные нормы, вытекающие из Основного закона страны – Конституции и вырабатывает на этой основе правила общественного поведения граждан.

Этика – теория морали как основной из форм общественного сознания, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости.

Эстетика учение о развитии искусства и художественного творчества людей, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и т.д.

Этнография наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов.

Футурология область научных знаний о будущем человечества, освоении людьми земли и космоса, формировании нового мышления и отношений между народами.

Экология отрасль науки, анализирующая отношение человечества и природы, влияние научно-технической революции на окружающую среду, возможность сохранения естественного равновесия и обмена веществ в природе.

Не следует думать, что общественные науки объединяются лишь механически, на основе внешнего сходства. Они тесно взаимодействуют между собой. Например, для объяснения экономических фактов нельзя обойтись лишь экономическими понятиями. Необходимо также учитывать и влияние государства и политики в целом на экономическую жизнь, поскольку политика тесно связана с экономикой. Власть обычно дает людям доступ к богатству, а благодаря богатству люди могут обрести власть. Еще один пример. В тоталитарном обществе невозможны экономические свободы, такие общества обычно сочетаются с жесткой плановой экономикой, исключающей любые рыночные отношения.

Кроме того, экономическое объяснение предполагает и обращение к категориям социологии. Различные социальные слои обладают разным материальным достатком. Это один из критериев, который лежит в основе стратификации общества, то есть выделения в нем слоев. С другой стороны, с материальным достатком тесно связана стратификация общества, то есть деление его на слои.

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества.

История – это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. История – это не только описание последовательности событий, но и реконструкция культуры, общественного строя, ценностей древних народов. И что, если не история, сохраняет целостность нации? Общий исторический опыт – это очень важное средство объединения людей. То же касается искусства: искусство – это общественное явление, так как оно отражает не только индивидуальность автора, но и то время, в которое он творил.

Установить четкую границу между общественными и гуманитарными науками сложно. Иногда утверждается, что основное различие между ними состоит в том, что общественные науки изучают прежде всего общество, тогда как главным объектом гуманитарных наук является человек; соответственно, человек для общественных наук, а общество – для гуманитарных наук оказываются как бы менее важными. Однако этот критерий не очень надежен. Дело в том, что человек не может быть рассмотрен в отрыве от общества. Примитивные общественные отношения есть и у животных, однако лишь человеческие отношения являются по-настоящему социальными.

Между учеными нет единства относительно того, какие дисциплины принадлежат к общественным, а какие – к гуманитарным наукам. А, следовательно, нельзя говорить и о том, что между этими науками есть четкая граница.

Общественные и гуманитарные науки противостоят естественным наукам, то есть той области знания, которая занята изучением природы. Между природой и человеком (в том числе и как общественным существом) есть очень значимые различия. Человек является самостоятельным субъектом, который имеет волю, сознание, способен наблюдать за собой, то есть является существом, способным планировать свою деятельность. Природа этих качеств лишена. В ней также действуют закономерности и определенные силы, однако природа не обладает сознанием. Человек, который, конечно же, является природным существом, тоже подчиняется определенным закономерностям.

В отличие от природы, человек может действовать вопреки жестким закономерностям. Так, например, любое существо должно стремиться к самосохранению. Это свойственно и для человека, но только человек способен жертвовать своими собственными интересами ради интересов других людей. Кроме того, человек способен создавать законы, которые существуют помимо природы. Это и писаные законы, то есть законодательство, и неписаные законы – социальные нормы и нормы морали.

1. Дайте определение обществознанию. Какие науки получили название «социальные» и почему?

2. Что изучают социология, политология, культурология и экономика?

Чем различаются и чем схожи объекты их исследования? Как эти науки связаны друг с другом?

3. Что изучают правоведение, этика, эстетика, этнография? Почему эти науки относятся к общественным?

4. Можно ли отнести к общественным наукам футурологию и экологию? Почему?

5. Что изучают философия и история? Чем гуманитарные науки отличаются от общественных? Можно ли провести между ними четкую границу?

6. Как можно объяснить то, что в настоящее время общественные науки постепенно занимают лидирующее положение?

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector