Обществознание как учебная дисциплина

woman 97088 1920 Советы на день

Обществознание как учебная дисциплина

Краткое изложение теоретических вопросов

Образовательный маршрут по дисциплине

(специальности технического, гуманитарного профиля)

Формы отчетности, обязательные для сдачи количество
Лабораторные занятия Не предусмотрено
Практические занятия Не предусмотрено
Точки рубежного контроля 7*
Итоговая аттестация ДЗ

Желаем Вам удачи!

* Социально-экономический цикл не предполагает изучение разделов «Экономика», «Право». Количество точек рубежного контроля по специальностям данного профиля – 4.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные понятия и термины по теме: общество, общественные отношения, сферы общества, общественные науки.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Общество и общественные отношения.

2. Обществознание как учебная дисциплина.

1. Общество и общественные отношения.

В центре общественного развития стоит человек. Человеческое общество выступает в качестве творца, создателя культуры. Общество определяют как динамическую систему (оно постоянно развивается). Общество состоит из большого количества элементов и подсистем.

К числу подсистем относят сферы общественной жизни:

Человек в процессе своей деятельности вступает с другими людьми в общественные отношения.

Обществознание –интегративный курс, объединяющий в себе различные общественные науки, изучающие человека и общество с разных сторон.

В центре каждой из указанных наук стоит человек – существо общественное. Человек не может жить вне общества себе подобных.

Практические занятия:не предусмотрено.

Задание для самостоятельного выполнения:

Составить глоссарий терминов: «политология», «этика», «эстетика», «психология».

Формы контроля самостоятельной работы:

устный опрос, проверка рабочей тетради.

Вопросы для самоконтроля по теме

1. Что такое общество? Что следует понимать под обществом в широком и узком смысле слова?

2. Что изучает обществознание?

3. Какие подсистемы общества Вам известны?

4. Какие науки изучают общество?

Раздел 1 «НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ

Тема 1.1 «Природа человека, врожденные и приобретенные качества»

Основные понятия и термины по теме: человек, индивид, личность, индивидуальность, социализация, деятельность, познание, истина, свобода, профессия, квалификация.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Человек, личность, индивидуальность.

2. Деятельность, её структура, виды.

3. Познание мира. Истина.

4. Свобода как условие самореализации личности.

5. Общение. Многообразие мира общения.

6. Человек в трудовой деятельности.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Обществознание

45px Nuvola apps important recycle.svg

40px Wiki letter w.svg

Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира. [1]

Содержание

Обществознание как предмет в средней школе

Обществознание — обобщённый школьный предмет средней школы РФ, который затрагивает разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук.

Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), начала психологии и общие рассуждения о «духовности» (находящиеся за рамками положительной науки).

В основном предмет обществознания изучает философию, социологию и политологию. Однако также в состав обществознания входят отдельные науки: право, экономика, история — и интегративные (культурология), а также поднауки (социальная психология).

Обществознание как комплекс наук

Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).

48px Question book 4.svg

Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика, социология (так называемые hard-науки, построенные в значительной степени на математике [источник не указан 718 дней] и классической опоре на факты), культурология, политология (можно назвать soft-науками — в них пока (?) велика роль общих рассуждений и полурациональных моделей, крайне мало математики и большие сложности с фактами — во всяком случае, в классическом понимании).

Следует отметить, что в настоящее время, наряду с развитием отдельных общественных наук, идёт процесс их сближения в некую синкретическую науку (модель К. Маркса — Д. Лукача и т. п.). [источник не указан 675 дней]

Перспективы возникновения подобной обобщающей научной модели человеческого общества пока туманны, но понятно, что общественная практика требует именно целостной модели, не удовлетворяясь «частичными». [источник не указан 675 дней]

См. также

Ссылки

Примечания

Обществознание Изучаемые науки Философия • Социология • Политология • Право • Экономика • Культурология • История • Социальная психология История дисциплины Обществоведение (1960-е — 1991) • Обществознание (2000 — н. в.) Методисты А. И. Кравченко • Е. А. Певцова • Л. Н. Боголюбов • А. Ю. Лазебникова • Т. Е. Лискова • Е. Л. Рутковская • Н. И. Городецкая • Л. В. Иванова • А. И. Матвеев • Ю. И. Аверьянов Конкурсы Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию • Всероссийская олимпиада школьников по истории • Всероссийская олимпиада школьников по праву • Всероссийская олимпиада школьников по экономике • Всероссийская олимпиада школьников по мировой художественной культуре • Международная философская олимпиада

Полезное

Смотреть что такое «Обществознание» в других словарях:

обществознание — обществозн ание, я … Русский орфографический словарь

обществознание — (2 с), Пр. об обществозна/нии … Орфографический словарь русского языка

обществознание — обществозна/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.

обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.). Выбрать нужные учебники по обществознанию … Энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различн. стороны сферы и аспекты обществ. жизни, к рая в своей целостности обеспечивает научн. понимание функционирования и развития об ва. История обществ. мысли свидетельств том, что О. развивалось на основе… … Российская социологическая энциклопедия

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность знаний общества о самом себе. Практически любая попытка конкретизировать это определение приводит к необходимости философского обоснования О., его социально исторической определенности, его структурности, его типизации, его… … Современный философский словарь

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различные стороны, сферы и аспекты общественной жизни, которая в своей целостности обеспечивает научное понимание функционирования и развития общества … Политология: словарь-справочник

обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.) Выбрать нужные учебники по обществознанию … Словарь многих выражений

обществознание — общ/е/ств/о/зна/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь

Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия

Источник

natural history mini

book scienceforum mini

2003 image001

Znak natc konkurs

diplom ruk big

Spivak

image 2003 5 600

image 2003 4 200

ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени.

Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ.

В основу преподавания общественных наук был положен формационный подход- классовое понимание общества и эпохи, раскрывающее смысл и значение борьбы двух противоположных систем

Предметная система упразднялась и заменялась комплексной системой. Основание программ составляли комплексные темы, затрагивающие различные стороны жизни общества

Наряду с беседой и рассказом учителя получили распространение такие формы учебно-воспитательной работы, как доклады учащихся, составление графиков, диаграмм, схем, карт и т.д.

Широкую популярность приобретает экскурсионная работа и метод проектов.

К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени.

5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ.

Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г. Основой обществоведения является изучение современности, история же должна быть иллюстрацией к ней.

1927 г. Наркомпрос издал учебные планы и программы. Программы стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР.

Одновременно выходили рабочие книги по обществоведению, впервые приспособленные к утвержденным программам.

1.Рабочие книги по обществоведению для 5 класса под редакцией А.П. Станчинского

2.Рабочие книги по обществоведению для 6 класса под редакцией А.И. Стражева.

4.Учебник по истории труда, Н.А. Рожков

5.Учебное пособие по фазам общественного развития для школ 1-й и 2-й ступеней, О.В. Трахтенберг, А.И. Гуковский.(1926)

В апреле 1930г. В газете «Правда» был дан политический анализ четырёх рабочих книг по обществознанию, а также была поставлена задача пересмотра стандартных учебников Наркомпроса.

ЦК ВКП(б) принял решение об организации в 1931 г. смотра учебной книги, проводившегося партийными органами, обществом падагогов-марксистов. В рецензентские коллективы по проверке учебников обществоведения включались просвещенцы- ударники, рабочие-ударники и передовые колхозники.

Директивные распоряжения ЦК ВКП(б) и Наркоспроса 1930-1931гг. Выдвинули задачу составления нового марксистского учебника по обществоведению «как ударную политическую задачу текущего момента»

После принятия Советской Конституции 1936 г. в учебный план школы была введена новая обществоведческая дисциплина. Распоряжением совета Народных комиссаров СССР от 1 февраля 1937 года «в целях изучения основ советского строя советской молодёжью, готовящейся встать в ряды сознательных и активный строителей социалистического общества» с 1937/38 учебного года вводилось преподавание Конституции Союза ССР в качестве самостоятельного предмета в 7 классе средней школы.

Особое внимание уделялось изучению текста Конституции. Представляет интерес такая установка: такие статьи Конституции, как 1, 2, 4, 12 –должны были знать дословно, а содержание других наиболее важных статей учащиеся должны уметь передать словами, близкими к тексту Конституции.

Учителю предлагалось приводить примеры из жизни и деятельности отдельных людей, учреждений и предприятий Советского Союза, статистические данные, законодательные акты, материал из курса истории, а также примеры из жизни народов зарубежных стран (примеры должны были служить «задачам коммунистического воспитания подрастающего поколения»

Газетные и журнальные статьи было рекомендовано использовать в качестве источника ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров «как радостной и счастливой жизни народов СССР и стран нарожднолй демократии, так и мрачной действительности из жизни трудящихся капиталистических стран»

Затем важное место на уроках Конституции занимали идеи, содержащиеся в идеях руководителей страны.

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».

В 1947 учебном году школьный учебный план пополнился двумя новыми обществоведческими дисциплинами. Официальное сообщение в «Учительской газете» гласило, что «ЦК ВКП(б) признал совершенно ненормальным, что в средних школах не преподаются логика и психология». Были выпущены учебники, намечены меры по подготовке преподавателей. Действительно, для нового советского поколения преподавателей содержание вновь введенных дисциплин было незнакомым и достаточно сложным.

Однако: в середине 50-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.

3 года – экспериментальное преподавание курса.

В 1963 г. курс введен в выпускных классах средних школ, но называться он стал «Обществоведение», а не «Основы политических знаний»

Учебная программа написана под влиянием Программы партии 1961 г. («Программы строительства коммунизма»)

Диалектический и исторический материализм — основа научного мировоззрения

Социализм первая фаза коммунистического общества

КПСС — руководящая и направляющая сила советского общества

Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм

XX век — век торжества коммунизма

Курс, таким образом, последовательно пропагандировал партийную идеологию

Достижения преподавания нового курса были представлены на Всероссийском семинаре учителей обществоведения (1964 г.) и педагогических чтениях (1965 г.), где поднимался широкий круг методических проблем:

межпредметные связи и формирование мировоззрения учащихся;

изучение законов диалектики; из опыта организации ученических социологических исследований;

индивидуальные задания по обществоведению в школах рабочей молодежи;

подготовка учащихся к жизни;

активизация общественно-политической деятельности учащихся;

тематическое планирование в курсе обществоведения;

С новым предметом в школу пришла новая для среднего образования форма учебных занятий — семинар, основой которого стала фронтальная самостоятельная подготовка к нему учащихся всего класса: конспектирование литературы, подборка газетных вырезок, посильные наблюдения явлений действительности

Ищущие новую методику учителя стремились вызвать дискуссию вокруг различных толкований обсуждаемых проблем.

Внимание учащихся с запоминания отдельных фактов и положений переключалось на самостоятельное их истолкование и оценку.

В 60-80-е гг. в практику лучших учителей вошло проблемное обучение.

Продолжалась разработка проблемы применения знаний, полученных при изучении обществоведения, на последующих по времени уроках истории

В 70-х гг. была разработана методическая система

В 70-х гг. программа курса «Обществоведение» объединяла основное содержание курса в 4 разделах:

Диалектический и исторический материализм основа научного мировоззрения

Капитализм — последний эксплуататорский строй. От капитализма к социализму

Социализм и коммунизм — две фазы единой коммунистической формации

Коммунистическая партия Советского Союза — руководящая и направляющая сила Советского общества

Половина учебного времени отводилась на изучение III темы, т. е. советского общества.

В 1985- 1986 гг. происходила дискуссия

«Каким должен быть учебник обществоведения?»

Дискуссия показала неудовлетворенность учителей, существовавшим тогда учебником, их желание работать с книгой, в большей мере ориентированной на личность ученика.

нацеленность на формирование коммунистического мировоззрения

отражение основных задач «перестройки»

курс в значительно большей мере был обращен к личности молодого человека

проблема «общество и личность» – сквозной для всего курса

были отражены некоторые актуальные вопросы, вызывающие повышенный интерес молодежи

было запланировано время для семинарских и практических занятий

разнообразие форм занятий: лекции, лабораторные занятия, семинары, практические занятий, итоговые собеседования.

В условиях развернувшейся перестройки многие учителя оказались неподготовленными к переменам в базовых науках, были не в состоянии самостоятельно разобраться в новой информации, с трудом расставались с пропагандистскими штампами и идеологическими стереотипами прошлых лет.

Выдвигались новые задачи для учителей:

1.Отход от догматических методик

2.Отказаться от авторитарности

3.Отказ от отнимающих много времени и не вызывающие интереса учащихся видов деятельности

4.Использование собственного опыта учащихся

В 1986 — 87 гг. — последняя попытка модернизировать курс «Обществоведение». Предложен для обсуждения проект новой учебной программы, отразившей «идеологию перестройки»

Поддержку учителей получили следующие положения:

поворот курса к проблемам человека

акцент на личностный аспект обществоведения

усиление связи курса с жизнью

усиление направленности на выработку умений

ориентация на перестройку учебного процесса

Перемены в стране обгоняли реформирование курса «Обществоведение»

В 1988 г. началась разработка взамен 3 обществоведческих учебных дисциплин принципиально нового обществоведческого курса, который должен начинаться с 8-го класса и продолжаться до выпускного класса средней школы включительно

На рубеже 80 — 90-х гг. к разработке программ такого курса приступило несколько коллективов

Название курса — «Человек и общество».

Часть творчески работающих преподавателей не удовлетворенных содержанием существовавших общественных дисциплин, стали на свой страх и риск преподносить учащимся новое содержание.

выпускники школы «больны» функциональной неграмотностью

необходима нацеленность школы на человека

учебник по новому предмету не должен давать окончательные ответы на все вопросы, а пробуждать интерес

новое содержание учебного предмета требует диалогизации методов обучения

предполагается самостоятельное обращение учащихся к различным источникам

в изучении нового предмета велика роль семинаров, диспутов и т.д.

компьютеризация обществоведческой подготовки учащихся

Две противоположенные точки зрения на обществоведение в конце «перестройки»:

обществоведческие дисциплины должны быть исключены из учебного плана школы, поскольку они навязывают учащимся потерпевшую крах идеологию

в кризисное время особенно велика роль учебных дисциплин, помогающих понять окружающий мир, самостоятельно определить собственную жизненную линию

В этой обстановке прежний курс «Обществоведение» был исключен из учебного плана школы.

Попытка в 1990—91 гг. учебном году заменить его курсом «Введение в марксистское обществознание» не была поддержан большей частью учителей.

На рубеже 90-х гг. разработкой нового курса уже занимались несколько авторских коллективов, а к середине 90-х гг. появились альтернативные учебные пособия, несущие в школу современные взгляды на общество и человека.

Наибольших успехов в этой сфере добился Л.Н. Боголюбов

С конца 80-х гг. он возглавляет коллектив научных сотрудников и учителей по разработке основ современного обществоведческого образования.

В его лаборатории созданы учебные пособия «Введение в обществознание», 8-9-е кл., «Человек и общество», 10-11-е кл.; тесты и задания по обществоведению.

Подготовлены методические пособия для учителей школы.

Издан учебник для студентов педвузов «Методика преподавания обществознания в школе»

К середине 90-х годов специалисты в области педагогики пришли к убеждению в том, что содержательным компонентом курса являются основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, межнациональных и семейных отношений, культуры и здорового образа жизни, истории религии и морали. Появились учебные пособия, хрестоматии, методическая литература, видеофильмы.

Литература:

1. Морозова С.А. « Основные тенденции правового обучения и воспитания школьников в советское время». История и обществознание в школе, 2000. №3

2.Конституция СССР 1936 г.

3.Алексеева Л.В. «Школьное образование: история, теория,и проблемы методики обучения» Учебное пособие.

4.Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 304 с.

5.Изучение обществоведения в средней школе. Пособие для учителей /Под ред. А.В. Дружковой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.

Источник

Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое.

Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

«Науки об обществе», или «социальные науки» (в широком смысле)

социально-гуманитарные науки

социальные

гуманитарные

Социальные науки (общественные науки) — это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности

Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям

первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла

юриспруденция, экономика, психология

философия, литература,

, филология, лингвистика,риторика, социология, археология

история, политология, педагогика, география

этнография, краеведение, культурология.

культурология, физическая антропология, логика

культурная антропология

психология

Различное

I. Разделение наук по предмету

1) социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы

1) человек с его индивидуальностью и особенностью, и человеческий мир

II. Разделение наук по методу

социальные науки — это те, в которых используется метод объяснения

гуманитарными называют науки, где базовым методологическим средством является понимание.

III. Разделение наук одновременно по предмету и методу

специфический объект диктует специфические методы

номотетический (обобщающий метод)

идиографические (описательные, индивидуализирующие методы)

IV. Разделение наук в соответствии с исследовательскими программами

Используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений.

Используют антинатуралистическую культурцентристскую исследовательскую программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъектных характеристик объекта и использованием «понимающей» методологии.

Натуралистическая исследовательская программа свидетельствует о том, что в этой группе наук могут применяться методы, сходные с теми, которые работают в естествознании

Культурцентристская исследовательская программа более явно подчеркивает «другую» научность знаний об обществе.

Пример: Социальное экономическое знание есть знание законов и механизмов экономической жизни и путей их использования, осуществления экономических целей и мотивов.

Пример:Гуманитарное знание об экономических процессах — это знание мотивов экономического поведения, знание поведения человека в экономических процессах

Общее

предмет науки специально не сконструирован, совпадает с объектом

все социальные науки изучают деятельность человека, поэтому их можно отнести к гуманитарным наукам

предмет социального познания — мир человека, а не вещь.

Предмет гуманитарного познания – человек, его мир

Смысл и предназначение философии. Основные функции философии.

План
1. Смысл
2. Предназначение
3. Функции философии

Согласно Платону философия начинается с изумления. Поэтому философия представляет собой активное вопрошание о месте человека в мире. Она требует свежего взгляда на мир и на место в нем человека.

Философия специально исследует содержание категорий, предельно общих понятий, образующих каркас мышления. Поэтому философия не может быть названа одной из наук, она занимает особое положение, наряду с религий и искусством философия представляет собой самостоятельную область культуры.

Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела:
— онтология (учение о бытие),
— гносеология (учение о познании),
— человек ( антропология),
— обществ (социальная философия).

2. Предназначение
Философия
— рассматривает наиболее важные связи в системе «мир-человек».
— ищет причину внутренней связанности мира.
— призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
— заключается в стремлении к духовной цельности человеческого существования
— поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.
— в отличие от науки как знании о мире объектов философия принципиально плюралистична, она учит видеть альтернативы, выявляя предпосылки рассуждений, она способствует усилению мышления

Философия может считаться руководством к самопознанию. Со времен Сократа её девизом является изречение: «Познай самого себя» (познай себя в мире и в себе познай вселенную).
И. Кант предложил три рекомендации:
1. Мыслить самому,
2. Всегда мыслить в общении с другим себя на месте этого другого,
3. Всегда мыслить в согласии с самим собой.

Он полагал, что философия должна ответить на 4 вопроса.
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать? Что я обязан?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector