Обслуживаемый аккумулятор как обслуживать

girl 2366438 1920 Советы на день

Как обслуживать аккумулятор

yTCUm6KklD9Suz6RZuaPkPRyiug 100

Давно хотел написать, и вот руки дошли.

Итак, если у аккумулятора есть пробки сверху — значит он обслуживаемый. Там ещё что-то есть про надпись Са/Са на боку батареи, но у меня её нет, поэтому не помню.

Обслуживание аккумулятора подразумевает поддержание электролита в нём на нужном уровне и в нужной плотности. Нужный уровень, как и остальные уровни в машине, находится между отметками «min» и «max», а если их нет — то примерно на сантиметр выше пластин в банках. Да, уровень в каждой банке свой, а банок в аккуме шесть. Пробка тоже у каждой банки своя.

Если уровень мал и часть пластины не закрыта электролитом — пластина начнёт осыпаться и банка может выйти из строя, ну или как минимум утратит часть ёмкости.

Везде пишут что аккумулятору вредно глубоко разряжаться и ещё вреднее находиться в разряженном состоянии, это обосновывается химическим чем-то там. А глубокий разряд — это когда на клеммах 10,2 и менее В. Это значит что если вы слушали музыку или забыли фары и теперь стартер еле крутит — аккум нужно поставить на зарядку, и чем быстрее, тем лучше.

Остановимся подробнее на обслуживании. Понадобится дистиллированная вода, ареометр, и, возможно, электролит плотностью 1.40.

76f2deu 960

8772deu 960

Плотность электролита измеряется на заряженном аккумуляторе. Заряженный — это когда на клеммах 14.4 В не меньше 12.6 В :). У меня сразу после отсоединения зарядного устройства было 13.8. Откручиваем пробку, вставляем ареометр, измеряем плотность. Нужная плотность зависит от температуры на улице и для Сибири составляет 1.28. Только не помню, учтены ли здесь поправки на измерение при комнатной температуре, да я как-то и не вникал, стопроцентная точность мне не нужна.

Если плотность меньше — доливаем электролит, если больше — воду. Воду обязательно только дистиллированную!

Повторяем измерение и при необходимости выравнивание для всех банок. Если выравнивали плотность — надо бы зарядить аккум, чтобы выровнять плотность в банках. Но я надеюсь что зарядка в штатном режиме на машине для этой цели сойдёт 🙂

Проверяем реальную ёмкость. В источниках написано что для этого нужно разряжать аккум током в 0.1 от номинальной ёмкости до напряжения 10.8 В, засечь за сколько часов он таким образом разрядился, и полученное количество часов умножить на ток разрядки. Однако если большая точность не требуется, то для разрядки подключаем лампу ближнего света.

79f2deu 960

У меня аккум разрядился за каких-то полчаса (а должно быть десять!). Это значит что реально его ёмкость на порядок меньше номинальной и хватит его только на запуск двигателя. Никаких фар, габаритов, музыки и т.д. при заглушенном движке!

А всё потому что я не знал что аккум обслуживать не только можно, но и нужно, и прошляпил уровень. Судя по тому что электролит в моём аккуме мутноватый с серым оттенком — пластины частично осыпались, вот ёмкость и уменьшилась.

Зато теперь я знаю какой аккум куплю на замену: он должен быть с чёткими отметками уровня, с пробками, и без надписи Са/Са (такие плохо переносят глубокий разряд). Ну а высокая цена, получается — это не обязательно.

И вот ещё наблюдение: многие думают что хороший аккум зимой важнее чем летом. Но я так не считаю. Зимой от него что требуется? Правильно, два-три-пять-шесть оборотов стартера, и всё. А летом и музон, и подсветка фарами пикничков, и двери нараспашку с вежливой подсветкой. Поэтому аккум я планирую приобретать весной.

Дополнение. Меры предосторожности, что в аккумуляторе кислота, и всё такое кто полезет, тот наверняка знает. Я же хочу добавить что кислота из электролита превосходно нейтрализуется раствором пищевой соды. Я размешал чайную ложку в стакане воды и протёр крышку аккумулятора, а потом в процессе протирал электролит если он капал мимо.

Источник

ОБСЛУЖИВАЕМЫЙ И НЕОБСЛУЖИВАЕМЫЙ АККУМУЛЯТОР. ЧТО ВЫБРАТЬ?

PQAAAgM5rOA 100

Аккумулятор накапливает и хранит энергию, которую можно использовать как электричество. Завезти автомобиль без него – невозможно. Если данный элемент выходит из строя, чаще всего необходима его замена. Зарядка помогает лишь ненадолго отсрочить покупку нового устройства, и здесь у автовладельцев возникает вопрос – какой тип АКБ выбрать?

ОБСЛУЖИВАЕМЫЙ АККУМУЛЯТОР
Такое название АКБ носит потому, что можно фактически выкрутить с банок пробки и посмотреть, что находится внутри, а также проверить уровень и состояние электролита, плотность, состояние свинцовых пластин, наличие кристаллов сульфатов, кипение при заряде. Это достаточно весомый плюс – вы сможете контролировать батарею и своевременно принять нужное решение.

uAAAAgAGzOA 960

НЕОБСЛУЖИВАЕМЫЙ АККУМУЛЯТОР
Данная АКБ не нуждается в обслуживании. Устройство не имеет откручиваемых пробок – рассмотреть его «внутренности» не получится. Это герметичная конструкция с шестью банками, в каждую из которых помещена пластина и залит электролит – все они находятся в полностью герметичном пространстве. При нагревании и последующем закипании электрохимическая жидкость идет вверх в виде пара. Однако она не выходит из герметичного корпуса, а конденсируется на стенках и падает назад, вниз.

kgAAAgAGzOA 960

Существует несколько различных по технологии аккумуляторов данного типа, например:
1) С жидким электролитом – имеют запаянные отверстия, в которые доливается дистиллированная вода;
2) Гелевые – с загущенным, подсушенным силикагелем, пронизанным микротрещинами, которые не позволяют испарениям электролита улетучиваться;
3) AGM – с абсорбированным электролитом, почти не выделяющие газов в процессе работы, развивающие высокие разрядные токи и не требующие обслуживания в течение всего срока эксплуатации;
4) EFB – улучшенные кислотные батареи с нанесенным на положительную пластину тонким слоем гигроскопичного волокна, которое препятствует осыпанию активной массы.

ЧТО ЛУЧШЕ?
Дать однозначный ответ о том, какая аккумуляторная батарея лучше достаточно сложно. От правильности выбора зависит спокойствие и сохранность не только автомобиля, но и нервной системы его владельца. Изучая ассортимент магазина, необходимо четко понимать, что вы ожидаете от нового устройства, а также знать, какие именно характеристики АКБ необходимы в вашем конкретном случае.

Из явных преимуществ необслуживаемых батарей можно отметить то, что они не требуют постоянной проверки и контроля. В таких моделях электролит выкипает существенно меньше, по сравнению с обслуживающими. Они также имеют более длительный срок эксплуатации и выдают больший пусковой ток при запуске автомобиля.

К достоинствам аккумуляторов, не требующих обслуживания, следует отнести и низкую степень их саморазряда. Любая АКБ разряжается при долгом хранении. Однако данные батареи теряют лишь до 2% заряда ежемесячно, а обслуживаемые – до 20% заряда за аналогичный период времени. Поэтому установка первых исключает вероятность того, что автомобиль вдруг окажется непригодным к использованию вследствие промерзшей или разряженной АКБ.

Процесс зарядки данной батареи имеет одну важную особенность, которую следует обязательно учитывать при ее приобретении. Это необходимость использования только специального зарядного устройства, которое исключает ручную регулировку мощности тока. Применение обычного устройства чревато выдавливанию из АКБ кипящего электролита при неправильно выставленном токе через аварийный клапан. Впоследствии это сказывается на плотности жидкости в батарее и снижает период ее службы.

При всех достоинствах необслуживаемых аккумуляторов, производство обслуживаемых батарей еще не прекращено. Достаточно высокий спрос на них во многом объясняется их низкой ценой, по сравнению с моделями без обслуживания. Также, качественная работа необслуживаемых АКБ требует хорошей автомобильной электрики, чего сложно достичь, например, в автомобилях отечественного производства. Не допускается замыкание или перезаряд, зарядка устройства должна осуществляться при постоянном ровном напряжении, без скачков, в строгом диапазоне: от 13.9 до 14.4 Вольт. При разряде нельзя использовать обычное зарядное устройство – для восполнения энергии такой батареи необходима специальная зарядка, удерживающая постоянный ток на клеммах.

Обслуживание батареи необходимо, если в результате использования снизились рабочие характеристики АКБ (слишком медленно крутит стартер, не заводится автомобиль и др.). Главной причиной является отклонение аккумулятора от рабочих параметров. Обслуживание включает:

— Долив дистиллированной воды (электролита);
— Очистку корпуса от белого налета и грязи;
— Подзарядку зарядным устройством.
— Качественное обслуживание аккумулятора уменьшает вероятность его быстрого выхода из строя и повышает надежность запуска мотора в холодное время года.

Таким образом, не существует однозначного ответа, какая АКБ лучше – каждый тип устройства имеет свои недостатки и преимущества. Для автолюбителей, владельцев новых транспортных средств с современной электроникой, оптимальным вариантом являются необслуживаемые изделия, а опытные автовладельцы могут выбирать и обслуживаемые модели.

Какой бы аппарат вы не предпочли, приобретать его следует лишь в надежных автомагазинах, которые предоставляют чеки и гарантийные талоны. Это избавит вас от больших затрат на ремонт или замену АКБ в случае ее поломки: экспертиза в сервисном центре определит заводской брак и станет основанием бесплатной замены батареи.

cUAAAgKGzOA 960

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ПРИ ВЫБОРЕ АККУМУЛЯТОРА.

Источник

Как правильно проводить обслуживание автомобильного аккумулятора

Автомобильный аккумулятор представляет собой источник электрического тока, работающий на основе протекающих в нём электрохимических реакций. Как и любое другое устройство, АКБ требует периодической диагностики и проведения профилактических работ. Сегодня распространено отношение к аккумуляторной батарее, как к «расходнику». В принципе, так оно и есть. Но ведь за счёт регулярного обслуживания можно увеличить срок службы автомобильного аккумулятора. Тогда вы будете покупать новую батарею не через 2─3 года, а через 5─6 лет. Как говорится, экономия налицо. Информация в этой статье поможет вам разобраться, как и с какой периодичностью нужно обслуживать автомобильную АКБ.

Как часто нужно обслуживать аккумулятор автомобиля?

Обслуживание аккумуляторной батареи для автомобиля можно подразделить непериодические проверки её состояния и непосредственное проведение профилактики. Обслуживание автомобильного аккумулятора своими руками не будет вам стоить ничего и позволит сэкономить деньги. В то же время вы можете доверить профилактику специалистам в автосервисе. Но диагностику АКБ лучше научиться проводить самим. Тогда у вас будет понимание того, в каком состоянии аккумулятор, и нужна ли ему очередная профилактика.

1 5

Диагностическая проверка

Все эти действия нужно проводить постоянно, даже если проблем с работой аккумулятора не наблюдается. Все эти операции относятся к периодической проверке состояния автомобиля. Их можно проводить одновременно с проверкой уровня масла в двигателе, жидкости в омывательном бачке, проверки давления в шинах и т. д.
Вернуться к содержанию

Периодическое обслуживание

Что вам потребуется для обслуживания аккумулятора автомобиля своими руками:

Не забывайте, что при обслуживании автомобильного аккумулятора необходимо использовать средства индивидуальной защиты. Электролит является водным раствором серной кислоты. Это едкое вещество, которое поражает слизистую и кожу. Поэтому обязательно защищайте руки перчатками, а глаза защитными очками.

Как правильно обслуживать аккумулятор автомобиля?

Измерение напряжения

Для измерения напряжения АКБ будет нужен вольтметр или мультиметр. Эта операция выполняется для оценки степени заряженности аккумуляторной батареи. Замер нужно выполнять на аккумуляторе в разомкнутой цепи. То есть, снимаете клеммы с батареи и щупами мультиметра касаетесь токовыводов. Красный на плюс, а чёрный на минус. В принципе, полярность можно не соблюдать. В этом случае абсолютная величина напряжения будет та же, только мультиметр его покажет со знаком минус. Советуем подробнее узнать о норме заряда аккумулятора автомобиля в указанном материале.

2 4

Замер напряжения автомобильного аккумулятора с помощью мультиметра

Контроль напряжения на авто при работающем двигателе

В этом случае также проводятся измерения напряжения на токовыводах АКБ. Но теперь аккумулятор подключён к бортовой сети и заведён. Для имитации реальных условий работы включается магнитола, обогрев стёкол, печка. В таком режиме напряжение на АКБ должно быть примерно 13─14,4 вольта.

3 4

Замер напряжения на авто при работающем моторе

Этот замер проводят с целью диагностики работы генератора. От этого напрямую будет зависеть, насколько хорошо автомобильный аккумулятор будет заряжаться при поездке. Если напряжение будет меньше указанного интервала, то АКБ будет плохо восполнять заряд. Если будет выше, то это будет вызывать активный гидролиз (разложение воды).

Это приведёт к сильному расходу воды из электролита. Поэтому если напряжение на работающем двигателе не соответствует норме, обращайтесь к автомобильному электрику. В статье о том, почему не заряжается аккумулятор автомобиля от генератора подробно описаны все причины.
Вернуться к содержанию

Уровень электролита в банках

Контроль уровня электролита в банках можно выполнять на аккумуляторе, установленном на авто, или снятом с него. Обычно эта операция проводится по окончании зарядки. Открываете отверстия банок (если аккумулятор обслуживаемый). Измерять уровень можно стеклянной трубочкой. Можно трубкой из пластика. Подойдёт простой корпус от авторучки.

4 3

Корпус от шариковой ручки

5 3

Замер уровня электролита

В трубке высота уровня электролита должна быть примерно 10─15 мм. При необходимости доливайте дистиллированную воду. Ни в коем случае не эксплуатируйте автомобильный аккумулятор с оголёнными пластинами. Если трубочки для измерения нет, то просто визуально проверьте, чтобы электролит полностью покрывал поверхность пластин. Подсвечивайте внутрь с помощью фонарика.

Визуальный осмотр

Примерно раз в неделю перед поездкой рекомендуется осматривать АКБ на предмет загрязнений и повреждений. Протирайте с корпуса автомобильного аккумулятора масло, пыль, электролита. Очень хорошо протирать его раствором пищевой соды для нейтрализации электролита. Для этого разведите на чайную ложку соды в стакане воды.

6 1

Грязный автомобильный аккумулятор с окисленными клеммами

Периодическая и внеочередная зарядка

Периодическую зарядку автомобильного аккумулятора следует проводить 1 раз в 3 месяца. Зимой, особенно в холодном климате, зарядку нужно делать раз в месяц. Точнее, этот процесс можно назвать не зарядкой, а подзарядкой.

7 2

Зарядка автомобильного аккумулятора от ЗУ «Кедр»

При частых кратковременных поездках в режиме городского цикла генератор не успевает полностью зарядить батарею (особенно в зимнее время года). Как правило, такую подзарядку проводят в режиме с постоянным напряжением.

Что это значит, и какие ещё есть режимы зарядки можно прочитать в материале под названием «Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством».

Необходимость во внеочередной зарядке возникает при глубоком разряде аккумулятора. К примеру, вы забыли выключить фары или музыку в машине. После долго простоя автомобиля АКБ также потребует внеочередной зарядки. В таких случаях для заряда лучше использовать режим постоянного тока, который хорошо подходит при глубоком разряде. Советуем также ознакомиться с особенностями зарядки кальциевого автомобильного аккумулятора.
Дополнительно можете прочитать статью о том, можно ли заряжать аккумулятор на машине, не снимая клеммы.
Вернуться к содержанию

Контроль плотности электролита

Плотность электролита в АКБ нужно проверять после полного заряда аккумулятора. По показаниям плотности можно оценить степень заряженности. Для средней полосы следует поддерживать плотность электролита в интервале 1,27─1,29 гр./см3 на полностью заряженной батарее. Севернее плотность рекомендуется доводить до 1,3 гр./см3. Чтобы измерить плотность вам потребуется ареометр. Также у вас должен быть свежий электролит и дистиллированная вода для корректировки плотности, если потребуется.

8 2

9 1

Электролит и дистиллированная вода

Ниже приводится таблица заряженности электролита. По этим данным можно оценить степень зарядки автомобильного аккумулятора, температуру замерзания и плотность электролита.

Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 0 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия

Если из электролита выкипела вода и его плотность повысилась, то нужно долить дистиллированной воды до 10─15 мм выше уровня пластин. Если плотность низкая, но заряд аккумулятор больше не принимает (напряжение и ток при зарядке не изменяются), тогда нужно её корректировать в сторону увеличения. Для этого электролит низкой плотности отбирается и заливается новый с требуемой плотностью. Все эти момент подробно были расписаны в материале «Какая кислота в аккумуляторе автомобиля и для чего нужен электролит».
Вернуться к содержанию

Проверка работоспособности АКБ нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка – это прибор, который позволяет имитировать нагрузку на аккумуляторную батарею, создаваемую при пуске мотора. С помощью нагрузочной вилки можно оценить реальное состояние аккумулятора. Проводите такую проверку раз в полгода, лучше перед зимним сезоном.

10 1

Проверку следует проводить на заряженном аккумуляторе. Нагрузочная вилка включается на 10 секунд, в течение которых создаётся имитация стартерного тока 150─200 ампер. По истечении 10 секунд напряжение аккумулятора не должно просесть ниже 9 вольт. Если ниже, то аккумулятор неработоспособен и его следует заменить.

Измерение тока утечки

Важно периодически проверять ток утечки в бортовой сети. Иначе при исправной аккумуляторной батарее вы будете сталкиваться с ситуацией, когда аккумулятор на машине разряжается за ночь. Повышенный ток утечки могут вызывать неисправные потребители тока в сети, замыкание, изношенная проводка, окисление контактов и т. п.

11 1

Измерение тока утечки

Тренировка автомобильного аккумулятора

Под тренировкой понимается периодическая (раз в 5─6 месяцев) полная зарядка и разрядка аккумулятора. В ряде случаев это помогает снизить процесс сульфатации. Стоит сразу заметить, что КТЦ (контрольно-тренировочный цикл) эффективен только на начальной стадии сульфатации. В запущенных случаях это мероприятие бесполезно. Ниже приводится схема для проведения тренировки аккумулятора.

12

Во время контрольно-тренировочного цикла выполняется разрядка аккумулятора какой-нибудь нагрузкой до напряжения 10,8 вольта. Затем проводится полная зарядка. Можно выполнять эту операцию с помощью многофункциональных устройств типа iMax B6. При этом можно узнать реальную ёмкость вашей АКБ.
Вернуться к содержанию

Отчего зависит срок службы аккумулятора автомобиля?

В заключение рассмотрим несколько факторов, которые оказывают непосредственное влияние на срок службы автомобильного аккумулятора.

Степень заряженности

Если аккумулятор постоянно разряжен, это отрицательно сказывается на сроке его службы. Заряд АКБ лучше постоянно поддерживать близким к 100%. Это, конечно, идеальные условия, но периодическую подзарядку делать обязательно.

Температурные условия

Температура окружающей среды также оказывает влияние на срок службы батареи. В частности, температура сильно влияет на пусковую мощность АКБ, которая на холоде значительно снижается. Заявленная ёмкость АКБ измеряется при 15 градусах Цельсия. Если температура от этой отметки снижается на один градус, то ёмкость при этом снижается на 1 ампер-час.

Стоит помнить о том, что нельзя эксплуатировать разряженный аккумулятор на морозе. Это может привести к замерзанию электролита в батарее и выходу её из строя. Подробнее об этом в материале «Замёрз аккумулятор автомобиля: причины и что делать». В летний период, когда под капотом высокая температура, из электролита активно выкипает вода. Поэтому нужно следить за тем, что уровень электролита не опускался ниже уровня пластин. Эксплуатация в таком состоянии приводит к резкому сокращению срока службы АКБ.
Вернуться к содержанию

Электрическая сеть автомобиля

Не менее важным для «здоровья» аккумулятора является состояние его бортовой сети. В первую очередь речь идёт об исправном генераторе, а также реле, регулирующим напряжение. Кроме того, важно состояние проводки авто и исправность других потребителей тока в сети. Напряжение, подаваемое на аккумулятор в автомобильной сети, должно составлять 13─14,4 вольта.

Если в бортовой сети напряжение ниже, чем указанный интервал, то она постоянно будет в разряженном состоянии. Это приводит к интенсивной сульфатации и преждевременному выходу батареи из строя.

Если величина напряжения будет выше 14,4 вольта, то электролит будет постоянно кипеть. Из-за этого возрастает расход воды и быстро снижается уровень электролита. Подробнее о последствиях читайте в статье под названием «Кипит аккумулятор на машине: причины и устранение».
Вернуться к содержанию

Сульфатация

Сульфатация представляет собой процесс оседания сульфата свинца на аккумуляторных пластинах. Из-за этого уменьшается их рабочая поверхность и снижается ёмкость автомобильного аккумулятора. Сульфатация является естественным процессом, но его можно уменьшить. Для этого нужно регулярно заряжать АКБ и проводить десульфатацию аккумулятора. По указанной ссылке вы можете подробно узнать о мерах, которые можно предпринять, чтобы снизить сульфатацию.
Вернуться к содержанию

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector