- Тема 2. Двусторонний характер процесса обучения
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Двусторонний характер процесса обучения
- Сущность понятия процесс обучения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Роль учителя в процессе обучения
- Роль учащихся в процессе обучения
- Научная работа на тему «Сущность процесса обучения»
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
Тема 2. Двусторонний характер процесса обучения
1. Преподавание и учение как две стороны учебного процесса.
2. Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения.
1. Любое явление имеет содержание и форму. Содержательной стороной процесса обучения является познавательная деятельность ученика. Она должна быть организована учителем так, чтобы ученик познавал окружающий мир, закономерности его развития, взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и человека, чтобы обучение ускоряло психическое развитие каждого человека.
поверхностные, формальные знания, а знания, дающие ему возможность мыслить своим умом и делать самостоятельный выбор в различных ситуациях.
Педагоги-новаторы двусторонний характер процесса обучения строят на основе взаимодействия с учениками, по формуле педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили: «Я вас, дети, буду учить так, чтобы вы захотели учиться». Для этого он ежеминутно изучает учащихся, чтобы найти путь взаимодействия с каждым учеником. Его форма процесса обучения основана на любви к детям, он стремится сделать ее красивой.
Большинство же учителей не придают форме обучения никакого значения. Об этом пишет Ш.А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети!»:
Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязан делать это в наилучших формах. ”
Ш.А. Амонашвили любит детей педагогической любовью, особенно он любит шалунов, чего нет в массовой практике педагогической деятельности учителей. Его любовь к ним выражена в такой его характеристике:
Так ли относится учитель к шалунам?
Как относятся будущие учителя к нестандартным детям, можно выяснить, предложив студентам такую диагностику:
Затем можно заслушать несколько студентов по результатам этой диагностики и попросить их сделать выводы об их отношении к ученикам с большим «набором» отрицательных качеств личности.
2. Двусторонний характер процесса обучения определяется общением учителя с учащимися. Общение учителя с учениками должно постоянно корректироваться в зависимости от возникающих непредвиденных ситуаций, только тогда процесс обучения будет носить двусторонний характер. Однако в массовой практике учитель часто не задумывается над своим общением с учениками, не стремится вникать в тонкости происходящего, о чем свидетельствуют своеобразные приемы установления контакта с учениками: «Почему не работаешь?», «А ты не вертись, встань возле парты и постой», «Что сидишь и спишь, когда же начнешь отвечать?», «Опять подсматриваешь, думаешь, я не вижу и не знаю, что ты ничегошеньки не учишь?»
Все эти примеры авторитарного стиля общения учителя с учащимися характеризуются следующими признаками:
1) множество требований к ученикам, которые невозможно даже запомнить, а не то, что выполнить;
2) авторитарная оценка знаний и поведения учащихся, часто унижающая достоинство ребенка;
3) бесконечные нотации и на уроке и после уроков.
Этот стиль общения учителя с учащимися не позволяет организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы стимулировать их активность и инициативу. В этом обучение, преподавание и учение не взаимосвязаны между собой.
Учитель-авторитарист чаще всего стремится отобрать у учащихся инициативу, торопится досказывать ответы учащихся или вместо них отвечать. Инициативны те учащиеся, у которых есть способности и которые всегда поднимают руки, а остальные шалят, т.е. проявляют инициативу не в учении, а в шалостях. И учитель-авторитарист ведет наступление на шалунов, требуя от них дисциплины, наказывая за ее нарушения.
Учителя, стоящие на позиции педагогики сотрудничества, предоставляют в учебном процессе инициативу детям в широких границах, умело сотрудничают с ними. Учитель руководит учениками, помогая им. Он стремится изобретать такие средства, с помощью которых дети превращают себя из незнающих в знающих, из неумеющих в умеющих.
Поэтому учитель должен избавляться от авторитарного стиля общения с учениками и овладевать гуманистическим стилем общения. Для гуманистического стиля общения характерны следующие признаки:
1) доверие интеллектуальным силам ребенка, предоставление им самостоятельности в познавательной деятельности;
2) минимум поощрений и наказаний;
3) предоставление детям права самим регулировать свое поведение;
4) вовлечение детей в учение так, чтобы оно приносило им радость и успехи;
5) отсутствие принуждения к учению.
В совершенствовании своего стиля общения с учениками учителю необходимо знать определенные закономерности в общении:
Соблюдение этих закономерностей в общении учителя с учащимися обеспечит двусторонний характер обучения.
1. Загвязинский В.И. Теория обучения. М. Академия. 2006.
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1990.
2. Млочешек Л.И. Курс лекций по теории обучения. Учебное пособие. Таганрог. 2007.
3. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа. 1990.
4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Процесс обучения – процесс двусторонний.
Обучение – длительный процесс, который складывается из отдельных уроков, самостоятельных занятий и внеклассной работы. Дети не только учатся, но и работают в коллективе, привыкают к номам общения в нем, вместе и каждый в отдельности переживают свое отношение к изучаемому предмету, друг к другу, к учителю.
Процесс обучения – процесс двусторонний. Считаю, что для успеха обучения требуется не только высокое качество моей работы как учителя, но и активная деятельность учащихся, их желание овладеть передаваемыми мною знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под моим руководством. Поэтому на каждом уроке или занятии математического кружка я стараюсь создать такие условия, чтобы вызвать все эти реакции к действию.
Опорой для меня служит мой учительский авторитет, контакт с учащимися, моя увлеченность предметом и профессией, любовь и благожелательное отношение к детям.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня, как и всех учителей, задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу. Возникновение интереса к математике у большинства учеников зависит от методики ее преподавания, от того, насколько умело была построена учебная работа. Я строю уроки так, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, создаю условия для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса к предмету. В этом мне помогают нестандартные формы проведения уроков. Я убеждена, что проведение нестандартных уроков очень хорошо уживаются с серьезным учением, так как это один из видов преобразующей творческой деятельности, находящийся в тесной связи с другими видами учебной работы.
Выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным». Я стараюсь следовать этому совету. В 5-6 классах, кроме нестандартных уроков использую и элементы различных игр в рамках обычных уроков. Так как в процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Широкое поле деятельности для использования игр открывается во внеклассной работе.
Пытаясь развернуть объективно сложный предмет математику лицом к ребенку, я часто на своих уроках использую интеграцию с различными предметами. Чаще всего с биологией, историей, географией, по возможности использую музыкальное сопровождение. Согласна с Р.Г.Деминой, что такие уроки не только формируют устойчивый познавательный интерес школьников, Нои способствуют развитию их право- и левополушарных способностей благодаря использованию гуманитарного материала: сведений о насекомых, птицах, животных; звукового сопровождения (голоса и пение птиц; звуки, издаваемые насекомыми; звуки леса); изображений животных, птиц и насекомых.
Двусторонний характер процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия процесс обучения
Обучение представляет собой вид деятельности, в которой участвуют два основных компонента: педагог и ученик. Процесс обучения предполагает взаимодействие двух этих компонентов. Педагог играет главную роль в процессе преподавания, а ученик играет ведущую роль в процессе обучения. Взаимодействие между педагогом и учеников может быть:
Под непосредственным взаимодействием подразумевается, что педагог и учащиеся вместе выполняют задачи процесса обучения. Под опосредованным взаимодействием подразумевается, что ученик выполняет самостоятельно задачи, поставленные перед ним педагогом ранее.
Процесс обучения состоят из следующих основных компонентов:
Под целевым компонентом понимается то, что как преподаватель, так и ученики должны четко понимать цели и задачи изучения дисциплины. Для того чтобы этот компонент процесса обучения был реализован необходимо, чтобы педагог сумел четко обозначить и объяснить цели и задачи ученикам. Кроме-того на реализацию целевого компонента влияет и прочность усвоения предыдущего материала учениками. Соблюдая эти условия можно добиться реализации целевого компонента процесса обучения.
Стимулирующее-мотивационный компонент предполагает усиление мотива обучения. Педагог, реализуя это принцип, побуждает познавательный интерес и чувство ответственности у своих учеников.
Учебная программа, учебный план и учебники определяют суть содержательного компонента процесса обучения. Содержание обучения должно соответствовать нормам современной жизни, научному процессу, интересам учеников.
Готовые работы на аналогичную тему
Контрольно-регулятивный компонент предполагает получение учителем информации об успешности усвоения знаний учащимися. Обучая детей новому материалу, учитель должен систематически прибегать к методам контроля для того, чтобы вовремя сориентироваться относительно качества усвоения материала учениками, вовремя переменить методику или обратить внимание на материал, который усваивается затруднительно.
Оценочно-результативный компонент реализовывается в конце обучения учащихся.
Роль учителя в процессе обучения
В процессе обучения руководящая роль предоставлена учителю. В список его основных задач входит управление познавательной деятельностью учащихся. Деятельность учителя в процессе обучения предполагает:
Планирование в деятельности педагога заключается в составлении календарно-тематических и поурочных планов. При выполнении этой работы педагоги прибегают к использованию методических пособий по предметам. На начальном этапе совей педагогической карьеры учителя составляют довольно подробные тематические паны, туда они включают такие компоненты как:
Позже приобретая некоторый педагогический опыт учитель уже не составляет столь подробных планов работы.
Процесс организации учебного процесса педагогом состоит из двух основных этапов:
На этапе подготовки педагог должен выбрать технические средства обучения, средства наглядности, раздаточный материал. На этапе исполнения долен реализовать то что он подготовил для своих учеников.
Реализовывая процесс организации, педагог должен определить задачи своего урока, сформировать условия который будут способствовать хорошему усвоению материала и отработке навыков и умений, проинструктировать ученика каким образом они должны выполнять задания, помочь им в ходе их выполнения если будут наблюдаться затруднения.
Помимо этого учитель должен выполнять и стимулирующую функцию, то есть побуждать у учеников потребность в познавательной деятельности, ученик долен сам желать изучить тот или иной материал. Используя определённую методику, учитель должен стимулировать активность учащихся.
Большую роль в процессе работы учителя занимает контроль. При проведении контроля учитель может вовремя скорректировать и урегулировать процесс обучения. Педагог осуществляет контроль наблюдая за работой учеников, задавая им вопросы по пройденному материалу, проведение проверочных и самостоятельных работ. Благодаря контроля учитель может определить какое звено недостаточно сформировано, в этом случае он может изменить методику совей работы, уделить больше времени трудно осваиваемому материалу.
В завершении процесса обучении педагог проводит анализ и оценку результатов учеников. Учитель определяет, насколько хорошо дети усвоили пройдённый материал, как хорошо они могут его применять на практике.
Помимо теоретических знаний большую роль в процессе обучения играет и педагогический опыт. Достаточно часто практика может расходится с теорией. Чем опытнее педагог, тем проще ему ориентировать в неординарных и сложных ситуациях, находить альтернативные пути решения проблем.
Роль учащихся в процессе обучения
Ученик занимает немаловажную роль в процессе обучения. Учение имеет цель, структуру, закономерности и функции. Цель учения заключается в познании, собирании и переработки новой информации, когда эти процессы осуществлены ученик овладевает знаниями, умениями и навыками.
Для ученика большое значение имеют мотивы его учебной деятельности. Для того чтоб процесс обучения состоялся у ученика должны быть сформированы мотивы и потребности. В процессе обучения у ученика возникает несколько потребностей в обучении, все эти потребности связаны между собой.
Всего существует три группы мотивов обучения:
Для учеников важную роль играет самоконтроль в процессе обучения. Учащиеся учатся самоконтролю наблюдая за действиями учителя во время контроля. Так же не маловажен и взаимный контроль, когда ученики анализируют успешность усвоение знаний своими сверстниками.
Как видно из вышеизложенного обучение имеет двусторонний характер. Оно состоит из деятельности педагога и деятельности ученика. Эти два элемента находятся в постоянном взаимодействии.
Научная работа на тему «Сущность процесса обучения»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сущность процесса обучения. Его двусторонний характер.
1. Сущность процесса обучения. Его двусторонний характер.…………………. 4
1.1.Сущность процесса обучения…………………………………………………. 4
1.2.Преподавание и учение как две стороны учебного процесса………………. 7
1.3.Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения……………………………………………………………………………. 8
Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.
Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.
В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.
Целью данной контрольной работы является изучение сущности процесса обучения и его двусторонний характер.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение сущности процесса обучения
2. Изучение двустороннего характера процесса обучения.
1. Сущность процесса обучения. Его двусторонний характер.
1.1Сущность процесса обучения
Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.
Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.
В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда [1, с. 203 – 204].
Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, методик, технологий и систем обучения.
Выделяют общую и частную дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения химии, обучения истории).
Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение.
Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности обучающего (учителя, преподавателя) и учащегося по передаче и усвоению знаний. Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса. [2, с. 50]
1. передаче информации;
2. организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
3. оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
4. стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
5. оценке учебных достижений учащихся.
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Учение — это деятельность ученика по:
1. освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
2. самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;
3. осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.
Учебная деятельность включает в себя:
1. овладение системами знаний и оперирование ими;
2. овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;
3. развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;
4.овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.
Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:
1. различения или узнавания предмета (явления, события, факта);
2.запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.
Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.
Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).
В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:
1. степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;
2. темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;
3. уровень образованности или профессионального мастерства;
4. готовность повысить образование.
В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.
1.2. Преподавание и учение как две стороны учебного процесса.
Любое явление имеет содержание и форму. Содержательной стороной процесса обучения является познавательная деятельность ученика. Она должна быть организована учителем так, чтобы ученик познавал окружающий мир, закономерности его развития, взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и человека, чтобы обучение ускоряло психическое развитие каждого человека.
Педагоги-новаторы двусторонний характер процесса обучения строят на основе взаимодействия с учениками, по формуле педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили: «Я вас, дети, буду учить так, чтобы вы захотели учиться». Для этого он ежеминутно изучает учащихся, чтобы найти путь взаимодействия с каждым учеником. Его форма процесса обучения основана на любви к детям, он стремится сделать ее красивой.
Большинство же учителей не придают форме обучения никакого значения.
1.3. Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения.
Двусторонний характер процесса обучения определяется общением учителя с учащимися. Общение учителя с учениками должно постоянно корректироваться в зависимости от возникающих непредвиденных ситуаций, только тогда процесс обучения будет носить двусторонний характер. Однако в массовой практике учитель часто не задумывается над своим общением с учениками, не стремится вникать в тонкости происходящего, о чем свидетельствуют своеобразные приемы установления контакта с учениками: «Почему не работаешь?», «А ты не вертись, встань возле парты и постой», «Что сидишь и спишь, когда же начнешь отвечать?», «Опять подсматриваешь, думаешь, я не вижу и не знаю, что ты ничегошеньки не учишь?» [5,с. 576].
Психологи приводят факты общения учителей с учащимися, свидетельствующие о том, что учителя действительно не задумываются над своим общением с детьми.
Все примеры авторитарного стиля общения учителей с учащимися характеризуются следующими признаками:
1) множество требований к ученикам, которые невозможно даже запомнить, а не то, что выполнить;
2) авторитарная оценка знаний и поведения учащихся, часто унижающая достоинство ребенка;
3) бесконечные нотации и на уроке и после уроков.
Этот стиль общения учителей с учащимися не позволяет организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы стимулировать их активность и инициативу. В этом обучение, преподавание и учение не взаимосвязаны между собой.
Учитель-авторитарист чаще всего стремится отобрать у учащихся инициативу, торопится досказывать ответы учащихся или вместо них отвечать.
Учителя, стоящие на позиции педагогики сотрудничества, предоставляют в учебном процессе инициативу детям в широких границах, умело сотрудничают с ними. Учитель руководит учениками, помогая им. Он стремится изобретать такие средства, с помощью которых дети превращают себя из незнающих в знающих, из неумеющих в умеющих. [3, с. 496]
Поэтому учитель должен избавляться от авторитарного стиля общения с учениками и овладевать гуманистическим стилем общения.
В совершенствовании своего стиля общения с учениками учителю необходимо знать определенные закономерности в общении:
Соблюдение этих закономерностей в общении учителя с учащимися обеспечит двусторонний характер обучения.