- «Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин
- Обучение в сотрудничестве трактуется как
- Авторская статья: «Технология обучения в сотрудничестве»
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Статья » Технология сотрудничества»
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
«Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин
Разделы: Биология
Организационная структура при групповом способе обучения состоит из групповых, индивидуально-обособленных и только отчасти парных (учитель-ученик) учебных занятий [3,5]. Групповой способ обучения обладая некоторыми преимуществами по сравнению с индивидуальными, как например, технология «обучение в сотрудничестве». В данной технологии речь идет об обучении при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.
Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующем учеником, начинать может либо сильный, либо слабый ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные [4].
Разновидностью организации обучения в сотрудничестве является командно-игровая деятельность. Учитель объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуется « турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню знаний. Задания даются опять же дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют одинаковые шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем [6].
Другой подход в организации обучения в сотрудничестве называется «пила». Учащиеся организуются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ученики встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встречей экспертов». Затем они возвращаются и обучают всему новому свою группу [7].
Еще один вариант обучения в сотрудничестве: исследовательская работа. В этом варианте учащиеся работают в группах до шести человек. Они выбирают один из пунктов общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта часть темы разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом, вносит свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. Итогом работы является презентация [1,2].
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания: отслеживания правильности выполнения заданий партнерами; мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи; отслеживания культуры общения внутри группы.
Таким образом, группа с самого начала имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.
Приведем пример разницы технологии обучения в сотрудничестве (табл.2) и стандартной схемы урока (табл.1).
Таблица 1. План урока по стандартной схеме.
Обучение в сотрудничестве трактуется как
Полозова Елена Алимовна,
учитель английского языка ГБОУ 345
Невского района Санкт Петербурга
Спиридович Наталия Евгеньевна
учитель английского языка, ГБОУ 345
Невского района Санкт Петербурга
Введение
«Все в наших руках, поэтому нельзя их опускать» (Коко Шанель)
«Если нам есть в чем себя упрекнуть, мы всегда отыщем виновных» (Хенрик Ягодзинский)
Вспомним обычный учебный класс, где в течение всего урока ученики видят затылки друг друга и только одно лицо – лицо учителя. Трудновато устанавливать и поддерживать контакты в такой обстановке. Между тем любая ситуация общения должна подкрепляться визуальным контактом (глаз, прежде всего), мимикой, жестами участников диалога. Даже удалённость друг от друга участников диалога влияет на успешность коммуникативной ситуации. Учитель чтобы избежать статичности на уроке, должен двигаться по классу. Тогда изменяются границы зон общения. Но также нужно, чтобы двигались и наши школьники: даже небольшое физическое усилие вызывает физиологическую, а за ней и психическую активизацию внутренних сил. И учителю остаётся только одно – направить разбуженные силы в нужное русло.
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему. Направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Обучение в сотрудничестве.
В своей работе учителя нашей школы применяют различные педагогические технологии, но их неотъемлемой частью является обучение в сотрудничестве.
— взаимозависимость членов группы
— личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы
— совместная учебно-познавательная деятельность в группе
— общая оценка работы группы.
Существуют несколько вариантов коллективной работы учащихся.
1 Обучение в команде
В этом варианте успех команды может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение. Равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных результатов. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для всей команды. Этот вариант обучения в сотрудничестве хорошо подходит для выполнения проектной работы по предмету в качестве домашнего задания. Детям предоставляется свобода выбора партнеров для работы. Они не ограниченны во времени. Эффективен вариант, когда детям не известно, кто из них будет представлять проект на конечном этапе. В этом случае каждый чувствует ответственность за успех команды.
2 Обучение «экспертов»
3 «Учимся вместе»
Каждая группа получает одно задание, являющееся частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате работы каждой группы и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. На учителя ложится ответственность за комплектацию групп с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена группы и разработку задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Учитель контролирует активность каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуру общения внутри группы. И то и другое одинаково значимо. Достигнутые успехи влияют на результат групповой и коллективной работы. Все вбирают в себя итоги работы других членов группы и всего коллектива.
Этот вариант работы подходит для итогового повторения, особенно на уроках страноведения. В страноведческий материал органично вплетаются задания разных аспектов обучения языку: грамматика, чтение, лексика, аудирование, говорение. Особенно любимы учащимися уроки в форме игр: «Счастливый случай», «Поле чудес», «Брейн-ринг». Здесь технологии сотрудничества неразрывно связаны с игровыми технологиями.
В игре целесообразно сотрудничество учителей, которое может быть: паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя. Игровые технологии связаны с игровой формой сотрудничества педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Заключение
Методы технологии сотрудничества учат:
-взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
-работать активно, серьезно относиться к порученному заданию;
-вежливо и доброжелательно общаться в коллективе;
-испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
Авторская статья: «Технология обучения в сотрудничестве»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технология обучения в сотрудничестве
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью собственными силами, собственным напряжением».
Инновационные педагогические технологии взаимосвязана, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как честность, доброжелательность, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии и его индивидуальными особенностями.
Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:
обучение в коллективе,
обучение в малых группах.
Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоемких и не всегда дающей ожидаемый результат, зачастую непредсказуемой.
чителю порой бывает сложно оказать помощь каждому конкретному ученику в классе. Обучение в сотрудничестве решает эту задачу. Учащиеся, работая в небольших группах, учатся помогать друг другу и отвечать за успехи каждого. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.
Сегодня все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции, поэтому важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, быть доброжелательными по отношению к учителю и друг к другу.
В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, выработка научно-материалистического мировоззрения. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Педагогика сотрудничества – эта одна из технологий личностно-ориентированного обучения. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не в только в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями.
Существуют и специфические педагогические приемы:
Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает уровневый тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Тест учащиеся выполняют индивидуально. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, ученики соревнуются не друг с другом, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, то есть со своими ранее достигнутыми результатами. Любой ученик, таким образом, может принести группе одинаковые оценки или баллы. Эта работа очень эффективна для уроков усвоения нового материала.
Другая разновидность такой организации учебного процесса является командно-игровая деятельность. Для этого организуются:
Следующий вариант обучения в сотрудничестве «Пила». Учащиеся организуются в группы по четыре – шесть человек для работы над учебным материалом. При этом ученики работают над разбитым на фрагменты материалом, образующим смысловые блоки. Каждый учащийся разрабатывает свою часть информации, после чего происходит «встреча экспертов», когда изучающие одинаковые фрагменты материала участники разных групп встречаются, чтобы обменяться информацией. Затем по возвращении в группу они обучают других всему, чему научились сами. Данный вариант работы развивает внимание, так как необходимо внимательно выслушивать партнеров по команде, чтобы получить необходимые знания. Развивается заинтересованность в том, чтобы передать знания другим, так как результатом является итоговая оценка всей команды.
По окончании работы учитель может опросить любого ученика по любому из фрагментов материала.
Есть вариант обучения в сотрудничестве, который называется «Учимся вместе», когда весь класс делится на группы по уровню обученности по 3-5 человек в каждой. Результатом совместной работы группы будет усвоение всей массы информации, подлежащей изучению. При таком подходе также развиваются взаимодействие и взаимная заинтересованность, так как награду получает вся группа, а не отдельный ученик. При этом присутствует индивидуальный подход, включающий равные возможности для всех участников. Большое значение имеет умение педагога по комплектованию групп и постановке целей для каждой из них. Здесь у учеников развивается самостоятельность и ответственность в определении индивидуального распределения задания и выполнении одной общей задачи. Также они должны определять правильность выполнения своих заданий товарищами по работе, стимулировать активность каждого участника в группе и культуру общения внутри группы. Таким образом, при выполнении учебной работы развивается активное, творческое познание нового, а также происходит развитие культуры общения в группе. Функциями педагога при этом являются как контроль успешного выполнения задания, так и оценка характера общения между собой участников группы, контроль развития способов оказания ими необходимой помощи друг другу.
Основные идеи технологии обучения в сотрудничестве – это общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.
Совокупность технологии сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования общеучебных умений и навыков. Какие же педагогические проблемы возникают при использовании данного метода обучения? Обучение и общение: они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли его: нельзя просто поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учениками, помогать ему, а значит, общаться! Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.
Статья » Технология сотрудничества»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Ильина Татьяна Валериановна
учитель родного языка и литературы
МАОУ «СОШ №1» г. Чебоксары
столицы Чувашской Республики
Технология «Обучение в сотрудничестве»
как эффективный метод активизации познавательной
Данная статья раскрывает технологию «Обучение в сотрудничестве» как наиболее успешную технологию, противостоящую традиционным технологиям обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов.
В организации групповой работы по технологии «Обучение в сотрудничестве» есть свои принципы: позитивная взаимозависимость, равное участие, одновременное взаимодействие, личная отчетность. Обучающиеся поставлены в такие условия, что задание нельзя успешно выполнить в одиночку. Например, каждый член группы получает лишь часть материала (структура «пила») и вынужден сотрудничать с остальными членами группы для достижения окончательного результата. Данная технология предполагает такую организацию работы в группе, при которой каждый ее член в более или менее одинаковой степени участвует в совместной работе, предполагает одновременную вовлеченность всех членов групп в активную учебную деятельность, нацеленную на достижение поставленных задач. От каждого члена группы на том или ином этапе работы требуется публичное выступление (внутри группы или перед всей группой).
Возможности технологии «Обучение в сотрудничестве» состоят в следующем:
• Активизация и вовлечение всех обучающихся в учебный процесс;
• Повышение качества образования;
• Формирование навыков сотрудничества для достижения поставленных целей;
• Формирование универсальных учебных действий обучающихся.
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов педагогических технологий обучения. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология «Обучение в сотрудничестве».
В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотворчества.
Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы.
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Учитель управляет ходом обучения. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель возлагает на участников сотрудничества т. е. на обучающихся.
Можно учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, т.к. ему не хватает времени, чтобы все четко понять, его характер не позволяет задать учителю вопросы, он не может быстро и правильно отвечать. Можно учиться индивидуально, но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересуют дела у соседа.
А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. Это касается не только академических успехов, их интеллектуального развития, но и нравственного. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития, но и совместная деятельность, поиск, всевозможное сотворчество.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества:
Роль обучающегося и учителя по этой технологии видна из следующей таблицы:
Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам.
Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике.
2. Индивидуальная работа
Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала.
Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения.
3. Работа экспертных групп
Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации.
Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга.
4. Работа в группах сотрудничества
Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы
в группах.
Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос.
Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.
Отчитываются за данное задание.
Что же отличает обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества?
1.Учащиеся выясняют друг у друга все, что неясно и вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.
2.Учатся самостоятельно добывать знания.
3.Формируют свою точку зрения и учатся ее отстаивать.
4.Развиваются коммуникативные умения.
5.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Однако, чтобы идея сотрудничества не осталась пустым словом, она должна быть подкреплена методикой.
Основные варианты организации обучения в сотрудничестве:
Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.
II. Подход с сокращенным названием «пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Метод «Пила» предусматривает работу учащихся и группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает вопрос, каждый готовит особенно тщательно и становится в нем экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В итоге все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Побеждает команда, набравшая больше баллов.
III. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.
Отсюда вытекают основные идеи всех вариантов:
-общность цели и задач;
-индивидуальная ответственность и равные возможности успеха;
-в основе лежит именно сотрудничество, а не соревнование;
-успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу;
-возможность совершенствовать свои собственные достижения.
-согласованность операций и действий.
-фиксация результата и деятельности.
В заключении сформулируем основные преимущества использования технологии сотрудничества:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.
4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Технология сотрудничества позволяет формировать такие личностные качества выпускника основной школы:
— умеющий видеть и решать проблемы;
— умеющий самостоятельно учиться, работать с информацией;
— способный иметь самостоятельную точку зрения и умеющий её аргументировать;
— умеющий применять полученные знания для решения жизненных проблем;
— обладающий культурой общения;
— владеющий коммуникативными способностями.
При умелом сочетании с традиционными уроками, технология сотрудничества оказывает положительное обучающее воздействие на учеников. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится добиваться годами.
1. Гильберт Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся. // Советская педагогика №5, 1990. 81 с
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.