- 11 крупнейших в мире судов, чьи размеры сравнимы с плавучими городами
- 1. Mozah
- 2. Queen Mary II
- 3. Allure of the Seas
- 4. Oasis of the Seas
- 5. Vale Sohar
- 6. TI Class
- 7. Emma Maersk
- 8. Esso Atlantic
- 9. Pierre Guillaumat
- 10. Seawise Giant
- 11. Prelude
- Самые большие корабли в мире: список, названия, фото
- Самые большие корабли в мире: критерии отбора
- Парусники и пароходы
- Абсолютный рекордсмен
- Трудяги-гиганты
- Круизные красавцы
- Гроза морей
- Самые большие корабли России
- Гигант на верфи
- Размер значение имеет: 17 самых больших судов, созданных когда-либо человеком
- 1. Самое большое парусное судно: «Пруссия»
- 2. Самая большая яхта: «Azzam»
- 3. Самый большой круизный лайнер: «Symphony of the Seas»
- 4. Самый большой паром: «Stena Britannica»
- 5. Самый большой танкер: «Knock Nevis»
- 6. Самый большой сухогруз: «Vale Brasil»
- 7. Самый большой контейнеровоз: «CSCL Globe»
- 8. Самый большой газовоз: «Q-Max»
- 9. Самый большой катамаран: «HSS 1500 Stena Explorer»
- 10. Самый большой буксир: «Фотий Крылов»
- 11. Самый большой ледокол: «Арктика»
- 12. Самый большой линкор: USS «Missouri»
- 13. Самый большой авианосец: USS «Enterprise»
- 14. Самое большое судно разведки: «Урал»
- 15. Самое большое научно-исследовательское судно: «Космонавт Юрий Гагарин»
- 16. Самое большой плавучий кран: «Pioneering Spirit»
- 17. Самый большой плавучий завод: «Prelude FLNG»
- 10 самых больших кораблей в мире (10 фото)
- 10. Planet Solar — 31 метр
- 9. Club Med 2 — 194 метра
- 8. ССВ-33 — 265 метров
- 7. USS Enterprise (CVN-65) — 342 метра
- 6. RMS Queen Mary 2 — 345 метров
- 5. Газовозы Q-Max — 345 метров
- 4. Oasis of the Seas — 360 метров
- 3. Суда класса TI — 380 метров
- 2. CSCL Globe и суда класса Maersk Triple E — 400 метров
- 1. Knock Nevis — 458,45 метра
11 крупнейших в мире судов, чьи размеры сравнимы с плавучими городами
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Mozah
Mozah является первым кораблем семейства танкеров Q-Max, которых на сегодняшний день эксплуатируется 14 единиц. Их основная задача заключается в транспортировке сжиженного природного газа, который добывается в месторождениях недалеко от Катара. Разработкой конструкции и строительством корабля занимались специалисты из Южной Корее. В 2007 году Mozah уже под катарским флагом был спущен на воду и эксплуатируется до сих пор. Длина супертанкера составляет 345 метров.
2. Queen Mary II
По сути, с самого момента спуска на воду в 2002 году и по сегодняшний день трансатлантический круизный корабль Queen Mary II считается одним из крупнейших пассажирских лайнеров на планете. Разработкой и строительством гиганта занималась французская компания Chantiers de l’Atlantique. На борту судна расположены 15 ресторанов, казино и театр, кроме того, Queen Mary II является первый из круизных лайнеров, который может похвастаться тем, что имеет корабельный планетарий. За один рейс судно способно вместить до 2620 пассажиров.
3. Allure of the Seas
Количество развлечений на борту лайнера, кажется, столько же, сколько и пассажиров: Allure of the Seas напоминает полноценный плавучий город, в котором можно найти ледовый каток, поле для гольфа и бесчисленное число магазинов и баров. Более того, пассажиры могут пройтись по настоящему парку с экзотическими деревьями и другими необычными растениями.
4. Oasis of the Seas
5. Vale Sohar
Среди крупнейших сухогрузов есть целое семейство кораблей, принадлежащих бразильской горнодобывающей компании Vale. Одним из них и является Vale Sohar, который используется в качестве транспортировщика руды из Бразилии в США. Сухогруз длиной 362 метра был спущен на воду в 2012 году, и с тех пор продолжает удерживать лидирующие позиции среди трех десятков подобных кораблей.
6. TI Class
Еще одно семейство супертанкеров состоит из четырех идентичных кораблей: TI Oceania, TI Africa (под флагом Маршалловых островов) и TI Asia, TI Europe (под флагом Бельгии). В 2010 году TI Asia и TI Africa изменили свою направленность: их трансформировали в плавучие платформы для хранения и отгрузки нефти (FSO), а на сегодняшний день они находятся на службе одного из морских нефтяных месторождений недалеко от Катара. Остальные же два сухогруза длиной по 380 метров каждый продолжают удерживать первенство дедвейту (полная грузоподъемность судна) и валовой грузовместимости.
7. Emma Maersk
Интересный факт: этот сухогруз имеет дурную славу еще до того, как он был спущен на воду. Все дело в том, что во время строительства случился серьезный пожар. Но на этом неприятности не закончились: в 2013 году был поврежден один из двигателей, и корабль-гигант потерял управляемость в акватории Суэцкого канала. К счастью, тогда затопления удалось избежать. Кроме того, Emma Maersk является предметом критики за применение сернистого топлива.
8. Esso Atlantic
До появления лайнеров TI Class японский нефтяной супертанкер Esso Atlantic с момента спуска на воду в середине 1970-х годов много лет удерживал звание крупнейшего в мире корабля по дедвейту. Танкер чащу всего применяли для транспортировки нефти странами Европой и государствами Ближнего Востока. История некогда крупнейшего корабля закончилась в 2002 году, когда гиганта разобрали на металлолом в Пакистане.
9. Pierre Guillaumat
Франция также может похвастаться собственным семейством супертанкеров с наиболее крупным дедвейтом под названием Batillus. Лайнер Pierre Guillaumat разработали и построили специалисты французской компании Chantiers de l’Atlantique. Однако его история оказалась очень коротка: супертанкер просуществовал всего пять лет, после чего его разобрали на металлолом в Южной Корее в 1983 году. По иронии судьбы, причиной столь скоротечной «жизни» судна стал как раз его размер: гигант оказался не способен к прохождению ни по Суэцкому, ни по Панамскому каналу, в связи с чем его эксплуатация была признана нерентабельной.
10. Seawise Giant
Еще один супертанкер, являвшийся в свое время рекордсменом уже окончил свое существование. Лайнер Seawise Giant не зря считался самым длинным кораблем в истории: по информации Novate.ru, его размеры были настолько впечатляющими, что их сравнивали не с другими суднами, а с наиболее высокими зданиями в мире. Однако его габариты оказались слишком большими и для Суэцкого, и для Панамском канала, даже Ла-Маншу супертанкер был не по зубам.
История этого корабля занимательная: во время Ирано-Иракской войны в 1988 году получил серьезные повреждения от ракет иракских ВВС при транспортировке иранской нефти в Персидском Заливе. Seawise Giant был затоплен недалеко от берега, уже к 1991 году его подняли, отремонтировали и вернули в строй под новым названием – «Happy Giant». Позже корабль был превращен в плавучую платформу, а в 2009 году его разобрали на металлолом в Индии.
11. Prelude
На сегодняшний день крупнейшим кораблем в мире является Prelude. Кроме того, данная плавучая платформа является не только рекордсменом, но и новатором: кроме транспортировки, она первая в мире была приспособлена к добыче и сжижения природного газа прямо на борту. Строительством занималась южнокорейская компания Samsung Heavy Industries для Royal Dutch Shell. Лайнер, по сути являющийся передвижным газоперерабатывающим заводом, можно смело назвать самым масштабным сооружением, которое только создало человечество.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Самые большие корабли в мире: список, названия, фото
С древнейших времен для человека возможность плавать, как рыба, была не менее желанной, чем умение летать, подобно птице. То, что не может делать данное природой тело, помогли осуществить сооруженные нами машины. От утлых лодчонок древности человечество доросло до создания огромных городов на воде. Крупнейшие из них даже привыкшего к достижениям прогресса современного человека поражают сочетанием мощи и красоты.
Самые большие корабли в мире: критерии отбора
Чтобы назвать самый-самый огромный корабль, существуют по меньшей мере два критерия: габариты (длинна и ширина) и водоизмещение (по сути это объем подводной части корабля).
Кроме того, для определения победителя в отдельных номинациях, решающее значение имеет его способность выполнять основную свою задачу. Для пассажирского корабля это количество пассажиров, которых он может принять на борт и количество кают, для сухогруза или танкера – вес перевозимого груза, для контейнеровоза – количество контейнеров.
Парусники и пароходы
Прежде чем перейти к современным рекордсменам, давайте вспомним их предшественников, тех, кто бороздил моря движимый силой ветра и пара.
Самый большой парусный корабль, когда-либо сходивший со стапелей – это французский барк France II. Судно имело водоизмещение почти 11 тонн и длину 146 метров. Всего десять лет – с 1912 по 1922 – им осуществлялись регулярные грузоперевозки, пока севший на мель у берегов Новой Каледонии парусник не был брошен владельцами. Окончательно корабль уничтожен в 1944 году во время бомбардировки.
Величайшим в истории пароходом является спущенный на воду в 1857 году Great Eastern. Его длина – 211 метров, а водоизмещение – 22,5 тысячи тонн. Корабль приводился в движение двумя колесами и одним гребным винтом, но мог ходить и под парусами. Основное назначение судна – пассажирские перевозки, на борт Great Eastern мог принять до 4000 человек. К сожалению, век угля и пара не был ласков к таким масштабным проектам – эксплуатация Great Eastern оказалась нерентабельной и была прекращена по экономическим причинам.
Абсолютный рекордсмен
Долгие годы победителем в номинации «Самые большие корабли в мире» был танкер Knock Nevis. Возведенный в 1976 году в Японии, он много раз менял названия и проходил капитальную перестройку. Окончательные габариты чемпион приобрел в 1981 году (под названием Seawise Giant): 458,5 метров в длину, 68 в ширину при водоизмещении 565 тыс. тонн.
Огромный танкер – штучный инструмент, которому не так просто найти применение. Из-за своих размеров корабль имел низкую скорость, огромный (больше 10 километров!) тормозной путь, не мог проходить через стратегические судоходные проливы и пришвартоваться мог только в нескольких портах во всем мире.
Увидеть фото самого большого корабля можно на любом сайте, посвященном истории судостроения, но этот гигант с недавних пор принадлежит прошлому, так же как парусники и пароходы. В 2010 году не использовавшийся шесть лет корабль был порезан на металлолом.
Трудяги-гиганты
Подобно Seawise Giant, другими крупнейшими кораблями также являются грузовые суда: танкеры, сухогрузы, контейнеровозы.
Самым длинным из ныне используемых кораблей (397 метров) является контейнеровоз Emma Maersk. По разным данным, не его борт можно поднять от 11 до 14 тысяч стандартных контейнеров. Поскольку перед проектировщиками ставилась задача обеспечить прохождение Emma Maersk через Суэцкий и Панамский каналы, то ширина и осадка корабля были заложены достаточно умеренными. Потому водоизмещение такого гиганта «всего» 157 тыс. тонн.
А самые большие корабли в мире по водоизмещению – четыре супертанкера Hellespont. Хотя длина каждого из них на 17 метров меньше, чем у лидера среди контейнеровозов, зато водоизмещение в полтора раза больше – 234 тыс. тонн.
Не слишком уступают им и рудовозы бразильской компании Vale. Самый большой из них – Vale Sohar – имеет водоизмещение около 200 тыс. тонн и длину 360 метров. Максимальный груз, который в состоянии перевезти этот гигант – 400 тыс. тонн.
Круизные красавцы
Хотя пассажирские корабли и не так велики, как грузовые, но впечатление они производят неизгладимое. Круизный лайнер – это не средство передвижения, а место для отдыха класса «люкс». Большой размер корабля здесь служит не столько возможности разместить на борту как можно больше пассажиров, сколько для создания всего мыслимого комфорта, который бы удовлетворил самую взыскательную публику.
Самые большие пассажирские корабли в разы больше казавшегося когда-то невероятным Титаника. Парочка близнецов-лайнеров Allure of the Seas и Oasis in the Seas не имеют себе равных по размерам. 362 метра в длину и 225 тысяч тонн водоизмещения – цифры, сопоставимые с крупнейшими грузовыми кораблями. На каждом из лайнеров можно комфортно разместить 6400 пассажиров. Кроме того на борту несут службу 2100 человек персонала (это против нескольких десятков моряков, обслуживающих танкеры и сухогрузы).
К услугам гостей Allure of the Seas или Oasis in the Seas магазины, казино, рестораны, бары, ночные клубы, фитнесс центр, волейбольная и баскетбольные площадки, сауна и бассейны. Имеется даже парк с настоящими деревьями и травой.
Гроза морей
Нельзя обойти вниманием и самые большие военные корабли. Таковыми сейчас являются авианосцы. И это понятно: как бы ни работали авиаинженеры над уменьшением взлетного пробега самолетов, но все же дорожка для старта «крылатым морякам» нужна немаленькая.
В период до Второй мировой войны самые могущественные морские державы сооружали особо крупные военные корабли – линкоры. Крупнейший из них – флагман японского флота «Ямато». 263 метра в длину, 40 в ширину, экипаж в 2500 моряков – линкор казался просто неуязвимым. Однако, спущенный на воду в 1940 году корабль, был потоплен незадолго до капитуляции Японии.
Развитие противолодочных вооружений сделало подобные корабли слишком удобной целью. Заложенные в те годы корабли еще несли службу (например, американские линкоры проекта «Айова»), но основная ставка в послевоенный период была сделана на авианесущие корабли.
Крупнейшим военно-морским кораблем всех времен был авианосец USS Enterprise. Его длинна 342 метра, ширина – 78 метров. Корабль нес до 90 воздушных судов (самолетов и вертолетов), которые обслуживали 1800 человек. Общая численность экипажа – 3000 моряков. Прослужив более полувека, в 2012 году Enterprise был снят с вооружения флота Соединенных Штатов. Теперь его место заняли авианосцы класса Nimitz, немного уступающие в размерах предшественнику – длина крупнейших современных авианесущих кораблей 333 метра.
Самые большие корабли России
Хотя корабли российского производства не занимают верхних позиций в рейтингах крупнейших судов мира, но некоторые модели не имеют равных в своих категориях.
На службе в ВМФ России находится и еще один рекордсмен – подводная лодка «Акула» (проект 941). Длина лодки – 173 метра, подводное водоизмещение – 48 тыс. тонн, экипаж – 160 человек. Подводная лодка оснащена ядерным реактором и дизельными силовыми установками. Главным вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками.
Из гражданских судов нужно упомянуть крупнейший атомный ледокол «50 лет Победы», сошедший со стапелей в 1993 году. Возможно, зная каковы самые большие корабли в мире, его 160 метров длины покажутся несерьезными, но все же в своем классе это судно не имеет себе равных.
Гигант на верфи
Помимо собственно кораблей, современные судостроители заняты разработкой и других морских гигантов – плавучих платформ. Поражающие размерами конструкции могут использоваться в разных целях, от добычи полезных ископаемых до запуска космических аппаратов.
Прямо сейчас на верфях южнокорейской Samsung Heavy Industries достраивается плавучая платформа Prelude, которую заказчик – Royal Dutch Shell – планирует использовать для добычи, сжижения и транспортировки природного газа. В 2013 году был спущен на воду корпус Prelude. Его размеры более впечатляющие, чем могут похвастаться самые большие корабли мира. Фото недостроенного гиганта стало доступно всем интересующимся.
Размер значение имеет: 17 самых больших судов, созданных когда-либо человеком
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Самое большое парусное судно: «Пруссия»
Длина: 147 м
Флаг: Германия
Пятимачтовый парусный корабль, построенный в Германии в 1902 году, был самым большим в своем классе в истории человечества. Несмотря на то, что «Пруссию» построили уже в XX веке, она никогда не оснащалась какими-либо дополнительными двигателями. Судьба корабля была недолгой. Судно погибло во время своего 14-го рейса в 1910 году столкнувшись с британским пароходом «Brighton».
2. Самая большая яхта: «Azzam»
Длина: 180 м
Флаг: Германия
Самая большая яхта в мире на сегодняшний день принадлежит президенту Объединенных Арабских Эмиратов Халифу ибн Заид Аль Нахайяну. Построено частное судно было на немецкой верфи. Зарегистрирована яхта в Европейском Союзе. Плавает по морям и океаном эта дорогостоящая диковинка с 2013 года.
3. Самый большой круизный лайнер: «Symphony of the Seas»
Длина: 362.5 м
Флаг: Багамские острова
«Симфония морей» является самым большим круизным лайнером по состоянию на 2021 год. Построено судно американской компанией. На воду «Симфония» была спущена в 2018 году. Как несложно догадаться, корабль занимается перевозкой пассажиров. Де-факто судно принадлежит США, хотя и ходит под флагом Багамских островов.
4. Самый большой паром: «Stena Britannica»
Длина: 240 м
Флаг: Великобритания
Самый большой паром для перевозки пассажиров хотя и принадлежит Великобритании, построен был отнюдь не в землях «хозяйки морей». Создано судно на голландских верфях в 2008 году. В действительности в Нидерландах создали не один «Stena», а сразу несколько. Только в флоте Ее Величества таких парома сразу два.
5. Самый большой танкер: «Knock Nevis»
Длина: 458.5 м
Флаг: Норвегия
Самым большим однокорпусным танкером на планете Земля долгое время было норвежское судно Knock Nevis, которое долгое время эксплуатировалось торговым флотом Индии. На сегодняшний день «Невис» уже утилизирован. Построено судно было еще в 1976 году. Сегодня подобные супертанкеры большой популярностью не пользуются.
6. Самый большой сухогруз: «Vale Brasil»
Длина: 362 м
Флаг: Бразилия
Самым большим балкером (судном для перевозки насыпных грузов) на сегодняшний день остается творение южнокорейских корабельных строителей. Из-за своих по-настоящему исполинских размеров «Vale Brasil» может заходить всего в несколько портов в мире расположенных в Китае, Бразилии и ряде стран Европы.
7. Самый большой контейнеровоз: «CSCL Globe»
Длина: 400 м
Флаг: Гонконг
Сложно будет отыскать контейнеровоз больше, чем этот. На воду уникальное судно было спущено в 2014 году. Строилось оно на верфях в Гонконге. Он же является главным и единственным пользователем контейнеровоза. Существуют суда равные по длине CSCL Globe, однако нет ни одного равного ему по грузоподъемности.
8. Самый большой газовоз: «Q-Max»
Длина: 345 м
Флаг: Катар
Возить нужно не только сухие грузы, жидкости и контейнеры, но еще и газ. На сегодняшний день самый большой газовоз был построен в Катаре. Из-за своих габаритов танкер не способен проходить через Панамский канал. В действительности Q-Max – это не одно единственное судно, а целое семейство. Всего с 2008 по 2010 год было построено 14 таких.
9. Самый большой катамаран: «HSS 1500 Stena Explorer»
Длина: 126.6 м
Флаг: Англия
Самый большой катамаран для перевозки пассажиров сегодня принадлежит Великобритании и ходит под флагом Англии. Построено судно было на шведских верфях. На воду судно для скоростного передвижения по воде спустили еще в 1996 году.
10. Самый большой буксир: «Фотий Крылов»
Длина: 98.8 м
Флаг: Россия
Спасательный океанский буксир советского производства был спущен на воду в 1989 году. Строилось судно по заказу ВМФ СССР. Почти 10 лет «Крылов» числился в Книге рекордов Гиннеса еще и как самое мощное судно по своей тяговой мощности, которая составляла 291 тонну. Это позволяло буксиру тягать суда в 250 тысяч тонн при 8-балльном волнении.
11. Самый большой ледокол: «Арктика»
Длина: 173.3 м
Флаг: Россия
Атомный ледокол проекта 22220 является самым большим в мире на сегодняшний день. Судно «Арктика» является головным в проекте и лишь первым из многих. На воду корабль спустили в 2016 году. Строительством судна занималась верфь в Санкт-Петербурге. «Арктика» способна преодолевать лед толщиной до 2.8 метров.
12. Самый большой линкор: USS «Missouri»
Длина: 270.4 м
Флаг: США
На сегодняшний день «Миссури» больше не состоит в составе американского флота. Тем не менее, рекорд линкора не побит по сей день (и вряд ли когда-то еще будет). Судно было спущена на воду в заключительный этап Второй мировой войны в 1944 году. Построили «Миссури» всего за 4 года.
13. Самый большой авианосец: USS «Enterprise»
Длина: 342.3 м
Флаг: США
«Энтерпрайз» принадлежит не только титул самого большого авианосца в мире, но еще и звание первого авианосца с ядерной силовой установкой. На сегодняшний день военный корабль выведен из состава флота. Служил «Энтерпрайз» американской демократии в 1961 по 2012 год. Его авиационная палуба позволяла держать до 90 самолетов и вертолетов.
14. Самое большое судно разведки: «Урал»
Длина: 265 м
Флаг: Россия
Самое большое «всевидящее око» было построено в Советском Союзе. Судно «Урал» с ядерной силовой установкой использовалось для перехвата радиопереговоров в зоне действия НАТО. Подобных кораблей у СССР было несколько. В 2001 году «Урал» вывели из состава флота, а в 2008 году отправили на утилизацию.
15. Самое большое научно-исследовательское судно: «Космонавт Юрий Гагарин»
Длина: 231.6 м
Флаг: Украина
Крупнейшее научно-исследовательское судно так же было построено в Советском Союзе. По сути, это была плавающая группа Центра управления полетами космических кораблей. Строили «Гагарина» в Ленинграде. На воду спустили в 1971 году. После развала СССР корабль достался Украине, однако уже в 1991 году было за ненадобностью выведено из состава флота и утилизировано в 1996 году.
16. Самое большой плавучий кран: «Pioneering Spirit»
Длина: 382 м
Флаг: Мальта
Построен этот потрясающий укладчик труб и плавучий кран был усилиями швейцарского бизнеса на нидерландских верфях. На воду корабль спустили в 2013 году. Уникальный кран принимал участие в строительных работах на таких известных инфраструктурных проектах как «Турецкий поток» и «Северный поток-2».
17. Самый большой плавучий завод: «Prelude FLNG»
Длина: 488 м
Флаг: Австралия
Еще одно творение южнокорейских корабельных строителей занимающейся добычей и переработкой сжиженного газа. Действует судно в Тихом океане и на сегодняшний день является самым большим кораблем в истории человечества. Передвигаться «Prelude FLNG» может только при помощи других судов.
Видео с нашего канала расскажет о том, почему между Европой и Африкой не построят мост, хотя расстояние между ними всего 14 км:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про «Урал», который не грузовик : что представлял из себя самый большой корабль СССР.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
10 самых больших кораблей в мире (10 фото)
10. Planet Solar — 31 метр
Какие только виды энергии не пыталась использовать судоходная отрасль – дизельную, газовую, атомную, энергию ветра. А вот солнечная область оставалась неохваченной вплоть до появления Planet Solar. Это самый большой корабль, использующий исключительно солнечную энергию, в мире. Длина его составляет 31 метр, а панели способны поглотить почти 103,4 кВт солнечной энергии.
9. Club Med 2 — 194 метра
Построенный в 1992 году в Гавре, Франция, Club Med 2 – самый большой парусный корабль в мире. Длина его составляет 194 м, а грузоподъемность – 14 983 тонн. Для сравнения: длина крыла самого большого самолета в мире составляет 117, 3 метра. Помимо 214 членов экипажа, на борт Club Med 2 может подняться 386 пассажиров. Парусник развивает скорость до 10-15 узлов и в настоящее время работает как круизный корабль – лето плавает по водам Средиземного и Адриатического морей, а зимой переходит в Карибский бассейн.
У Club Med 2 пять мачт. Помимо семи парусов (они управляются не людьми, а компьютером корабля), на корабле установлены четыре дизельных двигателя. Развлечения для пассажиров включают в себя бальные танцы, карточные игры, музыкальные шоу и, конечно, потрясающие морские виды — Club Med 2 плавает, как и многие парусные суда до него, вдоль береговой линии и только днем, а ночью становится на якорь.
8. ССВ-33 — 265 метров
Самый большой корабль в России известен еще под именем «Урал». Он относится к классу разведывательных кораблей с атомной установкой. Построен «Урал» был во времена «холодной войны», когда СССР и США вовсю следили друг за другом. А предназначался он для разведывательных операций в самом большом океане мира, где США обладали несколькими полигонами для испытаний баллистических ракет. Длина «Урала» составляла 265 м., экипаж насчитывал 950 человек, круизная скорость – 21,6 узла.
Благодаря ядерному двигателю «Урал» был автономен и после заправки мог по три месяца не заходить в порт. Начал свою службу «Урал» на дальневосточном побережье, где из-за гигантских размеров для него не нашлось причала подходящего размера, так что корабль большую часть времени проводил, стоя на якоре в бухте. Но спокойствие его было обманчивым – в 80-е годы «Урал» служил основным источником информации о том, что делается в военных кругах США и Японии.
Все закончилось с началом перестройки. Сначала были уволены в запас младшие специалисты срочной службы, потом в результате пожара пострадали атомные котлы. Какое-то время корабль жил на дизельных генераторах, пока мучительное полуголодное существование не закончилось в 2001 году – «Урал» поставили на прикол. В 2008 году началась его утилизация, а к 2016 году он был окончательно разобран.
7. USS Enterprise (CVN-65) — 342 метра
Нет, это судно не имеет никакого отношения к «Звездному пути», но размеры его поистине впечатляют – это самый большой военный корабль в мире за всю историю военного флота. Длина его составляет 342 м, он может нести до 4 600 военнослужащих, 2520 тонн вооружения, а круизная скорость тезки «Энтерпрайза» составляет 33,6 узлов. У USS Enterprise долгая и славная история. Когда-то он стал первым среди атомных авианосцев (спущен на воду в 1961 году) и цена его была настолько высока, что от планируемой серии кораблей такого же назначения и размера решено было отказаться. Начал службу USS Enterprise во время Карибского кризиса, потом патрулировал Средиземноморье, участвовал в войне во Вьетнаме и, спустя почти двадцать лет, в Ираке, сражался с морскими пиратами… В целом срок его службы составлял 51 год подряд – длиннее, чем у любого другого авианосца США по сей день.
Но мир менялся, и даже такой технически совершенный корабль, регулярно проходивший модернизацию, безнадежно устарел. В 2012 году корабль совершил свое последнее путешествие. А к апрелю 2018 года он был окончательно выведен из строя.
6. RMS Queen Mary 2 — 345 метров
Крупнейшим в мире трансатлантическим лайнером является RMS Queen Mary 2, построенный в 2004 году. Название свое корабль получил в честь первой «Королевы Марии», которая сошла с верфи в 1936 году, а аббревиатурой RMS (судно королевской почты, royal mail ship) награждались только самые скоростные и надежные суда. В настоящий момент RMS Queen Mary 2 – единственное трансатлантическое судно, крейсирующее между Саутгемптоном и Нью-Йорком. Однако раз в год «Королева» работает еще в качестве круизного судна, совершая кругосветное турне.
Длина «Королевы Марии» 345 м, на ней может разместиться 2 620 пассажиров и 1 253 членов экипажа. Она развивает скорость в 30 узлов. Хотя судно и уступает по размерам титаническим круизным лайнерам (впрочем, всего на 15 м), однако по-прежнему не сдает свои позиции в качестве самого большого океанского лайнера. Отличаются круизный от океанического лайнера тем, что первый из них отправляется в путешествие и спускает пассажиров на месте в одном и том же порту, в то время как цель второго – перевезти пассажиров из одной точки в другую. Однако разница это не единственная. Трансатлантический лайнер совершает длительные путешествия, поэтому часто сталкивается с неблагоприятными погодными условиями. Поэтому конструкция его должна быть прочнее, чем у плывущих в комфортных условиях круизных лайнеров, мореходные качества – лучшими, а двигатели – более мощными. Круизное же судно может позволить себе вместо мореходных качеств и выносливости сосредоточиться на количестве перевозимых пассажиров – поэтому у них для лучшей пассажировместимости такая забавная коробочная форма.
5. Газовозы Q-Max — 345 метров
Самыми большими в мире перевозчиками сжиженного газа являются суда Q-Max. Их длина достигает 345 м, а общая вместимость варьируется от 262 000 до 267 000 м3. При этом скорость у них неплохая для судов этого класса – 19,5 узлов. В настоящее время в обращении находятся 14 судов этого типа; они были построены компаниями Samsung, Hyundai и Daewoo. Самый первый из них, Mozah, вышел с верфи в 2007 году и имя свое получил в честь одной из жен эмира Катара. Все 14 судов являются собственностью катарской компании по перевозке природного газа. Это самые крупные корабли из тех, кто способен пристыковаться к терминалам СПГ.
4. Oasis of the Seas — 360 метров
Самые большие пассажирские корабли в мире – это Oasis of the Seas, Allure of the Seas и Harmony of the Seas, ранее известные под названием Project Genesis. Принадлежат они компании Royal Caribbean и были построены соответственно в 2009, 2010 и 2015 годах. Длина круизных лайнеров составляет 360 м, а вместимость – до 6 296 пассажиров, исключая команду в 2 394 человека. Это самые скоростные из больших пассажирских судов – их скорость достигает 22,6 узлов.
Развлечений на них предостаточно, чтобы находящиеся на борту туристы не скучали. Есть даже серфинг, зиплайн (спуск по тросу) длиной 25 м и высотой в 9 палуб, две стены для скалолазов высотой 13 м, плавательные бассейны, баскетбольная площадка, аквапарк и даже ледовый каток. Немудрено, что на корабле столько обслуживающего персонала!
Стоимость постройки Oasis of the Seas составляла около 1,14 млн. долларов – самая высокая цена, которая была уплачена за гражданский корабль за всю историю человечества. Как Oasis, так и Allure в настоящий момент совершают недельные круизы по Карибскому морю и очень популярны среди туристов.
3. Суда класса TI — 380 метров
Самые большие нефтяные танкеры, находящиеся в эксплуатации, были сконструированы и построены для компании Hellespont Group на верфи в Южной Корее компанией Daewoo (вернее, ее судостроительным подразделением) в 2003 году. Всего судов четыре – позже заказчики переименовали их в «TI Океания», «TI Европа», «TI Азия» и «TI Африка».
На постройку каждого судна было затрачено примерно 90 млн. долларов и 700 000 человеко-часов. Они короче, чем Knock Nevis, на 78 м; длина их составляет 380 м, грузоподъемность 440 000 тонн, а скорость они могут развивать от 16 до 18 узлов. Помимо размеров, корабли впечатляют изяществом очертаний и красотой дизайна; если смотреть на них высоко сверху, более всего они похожи на гигантские белоснежные айсберги.
2. CSCL Globe и суда класса Maersk Triple E — 400 метров
Осенью 2014 г. произошла церемония «крещения» самого большого в мире контейнеровоза — CSCL Globe. Он стал самым первым среди пятерых судов объемом 19 000 TEU (TEU – «двадцатифутовый эквивалент», мера вместимости средства грузоперевозки), заказанных китайской судостроительной компании в 2013 году. Правда, с тех пор рекорд CSCL Globe был побит грузовозами класса OOCL, вместимость которых достигает впечатляющей цифры 21 413 TEU – при такой же длине.
Мегакорабль длиной 400 м плывет при помощи основного двигателя мощностью 77 200 л. с., эффективность которого так высока, что он потребляет не больше топлива, чем контейнеровоз грузоподъемностью почти в два раза меньше. Экономия топлива составляет до 20%. Происходит это за счет того, что «умный» двигатель реагирует на обстановку на море и соответственно регулирует расход топлива.
Датская компания Maersk заказала у Daewoo постройку 20 судов класса Maersk Triple E. Каждый из них стоил около 200 млн. долларов. Их вместимость чуть меньше, чем у CSCL Globe (18 000 TEU), однако по длине они практически одинаковы. Круизная скорость у новых контейнеровозов высокая – от 23 до 26 узлов, что делает их самыми быстрыми судами такого класса в мире. Triple E, то есть «тройное Э» — зашифрованные в краткой форме принципы, которых придерживались заказчики и судостроители: экономия; энергоэффективность; экологичность. В настоящее время суда Maersk являются одними из самых эффективных контейнеровозов с точки зрения затраты/объем перевозимых грузов.
1. Knock Nevis — 458,45 метра
За время своего служения людям корабль сменил много названий – Seawise Giant, Happy Giant, Jahre Viking и, наконец, Knock Nevis. Это самый длинный корабль в истории судостроения – от носа до кормы длина его составляет 1504 фута (или 458,45 м), что превышает длину уложенного на бок небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг. Knock Nevis относился к классу нефтяных танкеров ULCC и обладал самой большой грузоподъемностью из всех судов. Он считается самым крупным искусственным объектом, способным самостоятельно передвигаться, из всех, когда-либо построенных человеком.
При полной нагрузке объем перевозимого кораблем грузов составлял 657 019 тонн, а при осадке в 24,6 м для морского гиганта был мелок даже Ла-Манш, Суэцкие и Панамские каналы. При этом скорость корабля была удивительно высокой для таких размеров – 16 узлов. Приводился Knock Nevis в движение единственным двигателем диаметром 9 м. Тормозной путь от круизной скорости до полной остановки занимал 9 км, а радиус поворота у судна был 3 км. Обслуживала его команда в 35 человек.
Построен Knock Nevis был в 1979 году японской судостроительной компанией Sumimoto Heavy Industries на японской судоверфи в Йокосуко. Греческий владелец нарек корабль «Портосом». С тех пор корабль повидал многое: путешествовал по морям около 30 лет; получил повреждения в 1988 году во время ирано-иракской войны; был отремонтирован и продан в Норвегию; в 2009 году он совершил свое последнее путешествие на верфь в Гуджарат, Индия, где и был демонтирован.