Олигофренопедагогика как наука является частью

woman 6687637 1920 Советы на день

Олигофренопедагогика как наука является частью

Олигофрения (от греч. oligos — малыш, рhren — ум) — особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие физического поражения коры головного мозга в перинатальный (внутриутробный) и ранний постнатальный (до 2-3 лет) периоды.

Признаками олигофрении являются:
1) стойкость;
2) необратимость;
3) органическое происхождение дефекта;
4) непрогредиентность (не носит прогрессирующего характера).
Патогенез различных форм олигофрении неодинаков, но имеются и общие механизмы.
Важную роль играет течение периода онтогенеза, во время которого происходит поражение развивающегося мозга ребенка.
Различные патогенные факторы, как эндогенные, экзогенные, так и смешанные могут вызывать изменения в головном мозге, которые характеризуются сходными клиническими проявлениями заболевания.
Одна из основных причин олигофрении — это время воздействия патогенного фактора, его локализация, обширность поражения и резистентность организма.

Этиологические факторы олигофрений:
1) эндогенные (наследственные);
2) экзогенные (воздействие различных химических препаратов, радиация и т.д.)
3) смешанный характер олигофрении.
Клинические формы олигофрении,
установленные по признаку этиологии
I группаОлигофрении, обусловленные наследственными факторами
Микроцефалия. Микроцефалия бывает истинная и ложная. Истинная (первичная), наследственно обусловленная микроцефалия встречается довольно редко.
Помимо малых размеров черепа, существуют диспропорции между небольшим черепом и нормальным ростом, резкое недоразвитие мозговой части черепа по сравнению с лицевой, низкий покатый лоб, чрезмерное развитие надбровных дуг, вытянутая форма головы.
Интеллектуальная недостаточность обычно соответствует идиотии или глубокой имбецильности. Несмотря на значительное слабоумие, отмечается эмоциональная живость, повышенная раздражительность и внушаемость. Микроцефалы эмоционально неустойчивы и подвержены аффекту гнева.
Ложная (вторичная), церебропатическая, микроцефалия обусловлена внутриутробным поражением зародыша. Наряду с признаками недоразвития часто встречаются очаговые неврологические симптомы и судорожные припадки; деформация черепа более грубая, чем при истинной микроцефалии, и сочетается с диспластичным телосложением; большая отсталость в росте и массе тела.Слабоумие более тяжелое, больные апатичные, угрюмые, вялые. Однако провести четкую грань между истинной и ложной микроцефалией не представляется возможным.
Ксеродермическая форма (Синдром Рада) — редкая аномалия, сочетание ихтиоза с олигофренией. Наследуется по рецессивному типу. Кожа покрыта легко отходящими сухими чешуйками, напоминающими рыбью чешую. При тяжелых формах ихтиоза дети быстро умирают. Психическое недоразвитие часто сопровождается судорожными припадками.

Заболевания, обусловленные нарушениями обмена веществ
Фенилкетонурия (фенилпировиноградная олигофрения) связана с нарушением обмена фенилаланина; наследуется по рецессивному типу. Слабоумие сочетается с депигментацией (от альбинизма до светлого цвета волос и радужной оболочки глаз) и приблизительно в 30% случаев с судорожными припадками. Слабо развита мозговая часть черепа. Отмечается неловкая походка, координация движений плохая, много стереотипных действий, гиперкинезов. Мышечный тонус изменен.
Резко выражено слабоумие. Обнаружить признак психического недоразвития представляется возможным даже в грудном возрасте. Весь первый год жизни ребенка обнаруживается тенденция к прогрессированию слабоумия, после 3-7 лет состояние стабилизируется.
Гомодистеинурия связана с нарушением обмена метионина, наследуется по рецессивному типу, проявляется судорогами, мышечной слабостью, иногда повышенной готовностью к мышечным спазмам. Наблюдается задержка психомоторного развития. Наблюдаются изменения со стороны глаз. К ним относят катаракту, дегенерацию сетчатки, эктопию хрусталика и т.д. Кожа вокруг глаз покрасневшая.
Галактоземия, фруктозурия, сукрозия наследуются по рецессивному типу. У детей наблюдается гипотрофия, поносы и другие тяжелые соматические расстройства, которые приводят к смертельному исходу. Психическое недоразвитие выражено сильно, сопровождается вялостью, судорогами.
Синдром Морфана — заболевание, обусловленное нарушением обмена полисахаридов. В основе этого наследственного заболевания лежит системное поражение соединительной ткани. Это заболевание одинаково встречается как у мужчин, так и у женщин. Симптомы проявляются с момента рождения. К ним относят:
1) аномалии развития глаз;
2) аномалии развития костно-мышечной системы;
3) аномалии развития, со стороны сердечно-сосудистой системы.
При данном заболевании не у всех детей наблюдается интеллектуальный дефект. У многих психическое развитие соответствует возрастной норме.
Гаргоилизм — наследственное заболевание, обусловленное нарушением обмена веществ, участвующих в формировании соединительной ткани. У мужчин это заболевание встречается чаще, чем у женщин. Клинические проявления становятся заметны на первом месяце жизни ребенка. К ним относят увеличение размеров черепа, деформацию ушных раковин, деформацию грудной клетки, толстые короткие пальцы, широкую ладонь, поражаются суставы. Психическое развитие резко задержано, дефицит интеллекта нарастает по прошествии времени, довольно часто дефект интеллектуального развития достигает степени идиотии.
Синдром Лоуренса — олигофрения, связанная с нарушением функции гипоталамуса. При этом заболевании проявляются признаки нарушений жирового, белкового обмена веществ. Проявляются вегетативные и эндокринные изменения. Психический дефект колеблется от слабовыраженной олигофрении до идиотии.Олигофрении, вызванные хромосомными аберрациями
Болезнь Дауна обусловлена хромосомными аномалиями, связана с лишней 21-й хромосомой.
Частота встречаемости данного заболевания находится в пределах от 1:600 до 1:900. Дети, у которых обнаружена эта болезнь, имеют небольшой рост, короткие конечности, короткие пальцы, небольшой череп с уплощенной переносицей, высокое нёбо. Зубы неправильно растут, часто поражены кариесом. Наблюдается недоразвитие верхней челюсти, нижняя челюсть выступает. Язык толстый. Уши маленькие, волосы на голове редкие, кожа сухая. Половые органы недоразвиты. Часто эти признаки сочетаются с пороками сердца, гипотонией мышц. Лицо маловыразительное, рот полуоткрыт. Умственная отсталость в 5% достигает дебильности, в 75% случаях — имбецильности, в 20% — идиотии. Больные отличаются повышенной внушаемостью.
Синдром Шерешевского-Тернера наблюдается только у лиц женского пола. Обусловлен недостатком одной X-хромосомы. Половой хроматин отсутствует. Больным присущ половой инфантилизм, различные дисплазии, малый рост, уши деформированные, низко расположенные. Часто встречаются пороки развития со стороны сердечно-сосудистой системы. Умственная отсталость бывает различной степени, часто легкой.
Синдром Клайнфелтера характерен только для лиц мужского пола. Увеличение общего числа хромосом. Слабо выражены первичные и вторичные половые признаки. Больные обладают высоким ростом. Часто бесплодны. Олигофрения в пределах легкой дебильности.
К первой группе также относятся олигофрении, связанные с поражением генеративных клеток родителей вследствие воздействия химических веществ, ионизирующей радиации, повышенной запыленности и т.д.
II группа олигофрений
К этой группе относятся заболевания, вызванные поражением зародыша и плода. Причины нарушений развития зародыша могут быть различны.

Олигофрения инфекционного происхождения (краснуха, грипп, парагрипп и др.). Поражение эмбриона напрямую связано со сроками беременности (часто на 5-9-й неделе). Слабоумие сочетается с пороками развития глаз, слухового аппарата и с пороками развития со стороны сердечно-сосудистой системы. Часто встречаются пороки развития скелета, дефекты зубов, а также общее физическое недоразвитие. Психическое недоразвитие обычно в степени идиотии.
Врожденный сифилис. Признаки слабоумия проявляются рано. Бывают олигофрении различных степеней. Кроме психического недоразвития, наблюдаются психопатоподобные, астенические синдромы. Возможны проявления эпилепсии. Характерны общие физические дефекты.
Токсоплазмоз. У ребенка наблюдаются деформация черепа, неправильное строение костей, пороки развития внутренних органов. В основном поражаются головной мозг и глаза. Часто развивается эпилепсия. Психическое недоразвитие в степени имбецильности, идиотии.
Листериоз. Возникновение заболевания связано с внутренним поражением плода от больной матери. Психическое недоразвитие — в степени идиотии.
К развитию олигофрении могут привести и другие инфекции, воздействующие на зародыш; гормональные нарушения, а также иные эндогенные и экзогенные токсические факторы
Кретинизм или гипотиреоидная олигофрения — самая частая из всех форм слабоумия, которая возникает вследствие эндокринных нарушений.
Выделяют врожденный гипотиреоз, вследствие недостаточного содержания йода в питьевой воде.
Другая форма гипотиреоза — спорадический кретинизм. Он может наблюдаться в любой местности. Вызывается наследственным дефектом синтеза гормона, вырабатываемого щитовидной железой. От недостатка тиреоидина зависит степень проявления кретинизма. Психическое недоразвитие проявляется от степени дебильности до идиотии.
III группа
Олигофрении, развившиеся в результате воздействия вредных факторов перинатального периода и первых 3-х лет
Гемолитическая болезнь
При несовместимости плода и матери по резус-фактору или группам крови у новорожденного возникает гемолитическая болезнь.
Ведущим клиническим симптомом гемолитической болезни новорожденных является желтуха, возникающая в первые 36 часов жизни. Желтуха нарастает в последующие 2-3 дня. Дети становятся вялыми, сонливыми, перестают сосать, появляются глазодвигательные расстройства, судороги, мышечная гипотония. Безусловные рефлексы резко угнетены, печень и селезенка увеличены. При отсутствии оказания своевременных лечебных мероприятий появляются очаговые неврологические нарушения: мышечная дистония, гиперкинезы, косоглазие, снижение слуха, характерны задержка психического и моторного развития. Для данного типа олигофрений характерен интеллектуальный дефект легкой или средней степени, глубокое слабоумие развивается редко.

Атипичные олигофрении Олигофрения, вызванная гидроцефалией, наблюдается только при тяжелой водянке головного мозга. Слабоумие колеблется от легкой дебильности до идиотии. Речь развита гораздо лучше, чем мышление. У олигофренов возможен хороший музыкальный слух, способность к устному счету. Они благодушны, болтливы, эйфоричны, только некоторые из них раздражительны, угрюмы, склонны к аффективным вспышкам. Нередко у них наблюдаются судорожные припадки. Физические признаки выраженной врожденной гидроцефалии очень типичны: большой череп с выпуклым лбом и уплощенными орбитами, треугольное лицо — маленькое в сравнении с большим черепом. Роднички долго не зарастают и сильно выбухают. Почти у всех больных наблюдаются те или иные двигательные нарушения (парезы, параличи конечностей), атрофия зрительного нерва, поражение слуха и вестибулярного аппарата.
Краниостеноз развивается вследствие раннего заращения черепных швов. Из-за этого происходит деформация черепа, могут отсутствовать один или несколько швов. У таких детей повышается внутричерепное давление, снижается острота зрения, бывает рвота, головная боль. Умственная отсталость различная по степени проявления.
Олигофрения, сочетающаяся с детским церебральным параличом. Данная олигофрения наблюдается приблизительно в 60% случаев этого заболевания. Выражается в различной степени, характеризуется неравномерностью и сложной структурой. Группа синдромов является следствием повреждений головного мозга, возникших во внутриутробном, интранатальном (во время родов) и раннем постнатальном периодах. Характерная особенность детских церебральных параличей — нарушение моторного развития ребенка, обусловленное прежде всего аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. Наблюдается задержка речевого развития. При церебральных параличах часто наблюдается дизартрия. Степень психических расстройств колеблется от легких нарушений в эмоционально-волевой сфере до тяжелого интеллектуального дефекта.
Олигофрении, вызванные асфиксией плода Асфиксия при рождении наблюдается у 4-6% новорожденных и является одной из причин перинатальной смертности.
Кислородная недостаточность приводит к грубым обменным нарушениям в организме плода и новорожденного. В результате повреждаются нервные клетки. Степень их поражения зависит от тяжести и продолжительности внутриутробной гипоксии и асфиксии при рождении.
Психический дефект колеблется от легкой дебильности до идиотии, сочетается с неврологическими симптомами.
Родовая травма. Возникновению способствуют различные виды акушерской патологий (стремительные, затяжные роды, узкий таз матери), неправильное ведение акушерских операций, наложение щипцов на головку ребенка.
Наблюдаются неврологические симптомы.
Олигофрения, возникшая вследствие черепно-мозговой травмы, перенесенной в раннем детстве. Пороки физического развития, пороки развития отдельных органов отсутствуют. Наблюдается снижение работоспособности, психопатоподобный синдром.
Психическое недоразвитие сочетается с симптомами органической деменции.

Олигофрении, обусловленные ранними постнатальными инфекциями К такого рода инфекциям относят различные энцефалиты (клещевой, комариный, коревой, энцефалит при ветряной оспе), менингит.
Психическое недоразвитие сочетается с симптомами физической деменции.
Несмотря на огромные достижения в исследованиях этиологии умственной отсталости, во множестве случаев она остается неизвестной. По разным данным, от 50% до 80% составляет так называемая идиопатическая олигофрения.

Источник

Олигофренопедагогика как наука является частью

студентка 3 курса педагогического факультета

(научный руководитель – О.М. Дорошко, кандидат педагогических наук, доцент)

ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ЗНАНИЯ

Статья представляет собой краткий обзор предпосылок становления олигофренопедагогики как самостоятельной отрасли знания.

Олигофренопедагогика как отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития детей с интеллектуальной недостаточностью, а также вопросы их социальной реабилитации, возникла в начале XIX в. как определенное направление в развитии медицины и педагогики. Первыми воспитателями умственно отсталых детей в специальных отделениях при психиатрических лечебницах и специальных приютах были врачи.

Обратимся к истории. На ранних этапах развития общества детей, рожденных с выраженными нарушениями, приравнивали к рабам или животным. В эпоху античности в Древней Спарте и Риме таких детей умерщвляли. Об этом писали в своих трудах Аристотель, Платон, Сенека [1, с. 10].

Можно предположить, что столь долгое невнимание к детям с выраженными нарушениями со стороны ученых обусловлено морально-нравственной атмосферой того времени.

Большое влияние на отношение общества к аномальным людям оказывали религиозные воззрения. Одни религии считали их «детьми бога», другие – «детьми дьявола».

Высказывание Пифагора ( VI в. до н.э.) о том, что ум локализуется в головном мозге, разрушило миф о влиянии таинственных сил на психическую деятельность и способствовало формированию научных представлений о психических заболеваниях. По мнению Х.С. Замского, это «величайшее открытие, давшее толчок развитию новых направлений в медицине» [1, с. 15].

В начале XVII в. профессор медицины Феликс Платтер (1537–1614) в г. Базеле впервые осуществил классификацию душевнобольных, в основу которой положил характеристику различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния. Он был одним из первых психиатров, который выделил среди душевных заболеваний формы, характеризующиеся стойкими нарушениями интеллекта. В дальнейшем эти формы стали называться слабоумием.

Врачи стремятся все глубже проникнуть в душевный мир психических больных, в том числе и слабоумных, организованы и проведены различные медицинские исследования. Французский врач – психиатр Филипп Пинель (1745–1826) – выделил две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную. Для обозначения наиболее тяжелой степени умственной неполноценности он ввел понятие идиотия. Его ученик Жан-Этьен-Доменик Эскироль (1772–1840) ввел термин «умственная отсталость» и обозначил три ее степени: дебильность, имбецильность, идиотия.

После Эскироля изучение слабоумия стало самостоятельной психиатрической, а в дальнейшем и психолого-педагогической проблемой.

Ученых начинают интересовать не только психические заболевания и умственная неполноценность, но и причины, порождающие их.

Американский ученый Самюэль Хоуве (1801–1876) и французский психиатр Бенедикт Морель (1809–1872), исследуя причины умственной отсталости, выделили главные из них: плохое состояние здоровья родителей, алкоголизм, родственные браки.

Серьезным шагом в уточнении врожденного слабоумия было учение немецкого психиатра Эмиля Крепелина (1856–1926). Он объединил (1915) все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития» и ввел термин «олигофрения» (греч. «малоумие») для обозначения группы врожденных болезненных состояний [2, с. 10].

Накопленные медицинские знания дали толчок к развитию физиологии, психиатрии, педиатрии, которые коренным образом изменили отношение к аномальным детям.

Судьбы умственно отсталых детей привлекают внимание и педагогов.

Знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670) высказал мысль о воспитании и обучении слабоумных. Он выделил шесть типов детей, отличающихся по степени умственного развития и особенностями характера.

По мнению швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827), слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания. В 1774 году в поместье Нейгоф он организовал приют для детей с легкими нарушениями. Им были обоснованы принципы работы с «тупоумными»: посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с произвольным трудом.

Первый опыт воспитания слабоумного ребенка предложил Жан Итар (1775–1838). Он попытался воспитать и обучить с помощью методов, основанных на развитии чувств, авейронского дикаря по имени Виктор. Итар не сделал Виктора нормальным человеком, но определенных успехов достиг. Виктор различал геометрические фигуры, в письменной речи составлял отдельные слова. Итар определил путь развития детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью – развития органов чувств и моторики с помощью тренировочных упражнений.

Продолжателем Итара стал Эдуард Сеген (1812–1880), который известен как автор первой системы специального обучения и воспитания детей с выраженной формой отсталости.

Таким образом, педагогические идеи подготовили базу для разработки комплекса специальных форм, методов и приемов обучения. Было положено начало медико-педагогическому направлению в работе с аномальными детьми.

Отношение общества и государства к лицам с особенностями психического развития было неоднозначным на всех этапах эволюции человечества. Пройден сложный многовековой путь от нетерпимости и жестокости до сострадания, милосердия и защиты людей с физическими и психическими недостатками.

Первым претендентом заботы государства о слепых было открытие приюта в Баварии в 1198 году.

В Англии в XIII в. законодательством закреплено правовое положение слабоумных.

Франция в 1793 году приняла «Декларацию прав человека», которая изменила взгляды на гражданские права лиц с психическими и физическими нарушениями.

В конце XVIII в. в западноевропейских странах принимаются законы об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей, что дает возможность таким детям получить общее образование и трудовую подготовку.

Международные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ, ООН) уделяют особое внимание проблемам детей с особенностями психического развития. ООН приняты декларации «О правах умственно отсталых» (1971) и «О правах инвалидов» (1975), Конвенция о правах ребенка (1989). Эти законы юридически упразднили деление общества на «полноценное большинство» и «неполноценное меньшинство».

С современных позиций олигофренопедагогика – это часть дефектологии (специальной педагогики, коррекционной педагогики), изучающая ребенка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации [3, с. 32].

Олигофренопедагогика как самостоятельная наука имеет свой предмет, объект и методы исследования.

Предметом ее исследования являются теория обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями и научные обобщения практики, правовая адаптация и реабилитация, интеграция в социум.

Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.

Основные методы исследования олигофренопедагогики – наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.

Перед олигофренопедагогикой стоят следующие задачи:

– разработка и внедрение единых стандартов образования;

– разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта;

– разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом их развития;

– разработка научно-обоснованных методов диагностики современного диагностического инструментария и технологий медико-психологического, педагогического обследования ребенка;

– внедрение инновационных педагогических технологий в педагогический процесс;

– комплексное изучение ребенка с интеллектуальной недостаточностью, которая проводится в сопоставительном плане с нормой и другими видами отклонений;

– ранняя диагностика (выявления) и ранняя коррекция имеющихся отклонений.

Современная олигофренопедагогика придает большое значение обогащению чувственного опыта ребенка, развитию его речи, рациональному использованию словесных и наглядных методов в учебно-воспитательном процессе, практической направленности обучения. На основе динамичного психолого-педагогического изучения детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку.

This article represents summary survey of the preconditions for formation of the oligophrenopedagogics as the self-supporting science branch.

1. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х.С. Замский. – М., 1995. – 398 с.

2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов [и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: «Академия», 2001. – 272 с.

3. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.

Источник

Раздел I. Общие основы олигофренопедагогики

Глава I. Предмет и методы олигофренопедагогики

§1. Олигофренопедагогика как наука

Олигофренопедагогика является частью общей педагогики и как таковая руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка общими педагогическими принципами. Своеобразие учебной и воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, вытекающее из учета особенностей их развития, следует рассматривать как закономерную конкретизацию общепедагогических принципов. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе, основные положения частных методик — все это в олигофренопедагогике разрабатывается в соответствии с общепедагогическими принципами.

Олигофренопедагогика в основе имеет те же источники, что и общая педагогика. Это, во-первых, народная педагогика и, во-вторых, педагогические теории, учения крупнейших педагогов. Основные педагогические понятия воспитание, обучение, образование, развитие человека, формирование и т. д. употребляются здесь в том же значении, что и в общей педагогике.

Однако общепедагогические принципы олигофренопедагогика рассматривает как исходные для решения ее особой задачи — коррекции развития умственно отсталого ребенка. Методы обучения и воспитания умственно отсталого ребенка специфичны, они зависят от особенностей его познавательной деятельности и личности в целом, от возможностей ребенка и имеющихся у него затруднений. Необходимость разработки специфических путей реализации общепедагогических принципов обучения и воспитания во вспомогательной школе делает олигофренопедагогику самостоятельной наукой.

Как наука олигофренопедагогика имеет свой предмет исследования — научное обобщение практики и разработка теории обучения и воспитания умственно отсталых детей. У истоков олигофренопедагогики стояли такие врачи и физиологи, как В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, И. В. Маляревский, Г. И. Россолимо. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Д. И. Азбукина, Т. А. Власовой, А. Н. Граборова, Л. В. Занкова, Ф. М. Новика и других.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector