Он совсем как ребенок

model 2614569 1920 Советы на день

Знаки препинания перед союзом КАК в русском языке

Запятая перед союзом как ставится:

— при сравнительном обороте:

Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник.

— при вводном словосочетании (предложении): как обычно, как всегда, как правило:

По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.

— при приложении с причинным значением:

Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!

— если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь:

Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.

— если после слова как следует и:

Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.

— если слово как входит в состав выражений:

не кто иной, как; не что иное, как: Это был не кто иной, как Рылов.

— в сложном предложении перед придаточной частью или перед всем составом сложных союзов тогда как, словно как, между тем как, в то время как:

Он рассказывал, как они добрались до места. Лариса работала в парикмахерской, между тем как Иван заканчивал институт.

Запятая перед союзом как НЕ ставится:

— если перед сравнительным оборотом стоит отрицательная частица не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, точь-в-точь, именно и т.д.:

Газета вышла не как всегда. Он совсем как ребёнок.

— если сравнительный оборот входит в состав сказуемого:

Был лес как сон и снег как сон.

— если оборот синонимичен выражению ‘в качестве’ или характеризует предмет с одной стороны и не имеет причинного значения:

Ленский везде был принят как жених. Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня.

— если оборот является фразеологизмом:

белый как снег, бояться как огня, гол как сокол, видно как на ладони.

Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.

— если оборот из одного слова отвечает на вопросы: как? каким образом? и может быть заменен существительным в творительном падеже или наречием:

Он полетел как птица. (= Он полетел птицей.) Мечты рассеялись как дым.. (= Мечты рассеялись дымом.)

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Источник

Поиск ответа

Вопрос № 305349

Сын (14 лет) написал в сочинении «не ранить чувства других». Ему засчитали грамматическую ошибку. Я написала администрации школы, что это не ошибка. Сочинение сына дали на проверку ещё четырём учителям, все они являются экспертами ЕГЭ. Однако все они тоже ответили, что после «не ранить» обязательно должен стоять родительный падеж, правилен только вариант «Нужно стараться не ранить чувств других», А если написано «не ранить чувства других», получается, что речь идёт об одном чувстве. Я с этим категорически несогласна. Правильны оба варианта. Более того – вариант с родительным падежом устаревший, уже давно в данной конструкции чаще употребляется винительный падеж. Считаю, что в предложении «Нужно стараться не ранить чувства других» однозначно понятно, что имеется в виду не одно чувство. Так как же правильно? И что делать, если 5 экспертов ЕГЭ уверяют, что это грамматическая ошибка? Как ребёнок может доказать им и администрации школы свою правоту?

Ответ справочной службы русского языка

Выбор винительного и родительного падежа при глаголе с отрицанием – это довольно сложная область русской грамматики. «Единая старая норма обязательного родительного падежа при глаголах с отрицанием в современном языке под влиянием разговорной речи не выдерживается: во многих случаях употребление винительного падежа не только предпочитается, но и является единственно правильным» – так написано в академической «Русской грамматике» 1980 года. За прошедшие с того времени 40 лет эта тенденция только укрепилась и усилилась.

Есть ситуации, в которых может употребляться или только родительный, или только винительный падеж. Однако часто можно говорить лишь о предпочтительности одной из форм или о равных возможностях для их употребления. Во многих случаях несколько факторов, влияющих на выбор формы, действуют разнонаправленно. Эти факторы описаны в научной и справочной литературе («Русская грамматика» 1980 г., «Словарь грамматических вариантов русского языка» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича, Л. П. Катлинской, «Практическая стилистика современного русского языка» Ю. А. Бельчикова и др.). Обобщение рекомендаций сделано в «Письмовнике».

В сочетании не ранить чувства других нет признаков, которые указывали бы на обязательность родительного падежа. Винительный падеж подчеркивает конкретность объекта, на который направлено действие. Ю. А. Бельчиков показывает эту особенность на таких примерах: Не делай ошибок и Поупражняйся в написании глагольных форм и больше не делай ошибки. В первом предложении речь идет об ошибках вообще, а во втором – о конкретных орфографических ошибках. В современной нехудожественной литературе сочетание не ранить чувства кого-то (о многих) довольно частотно. Встречается и синонимичное сочетание: не оскорбить чувства других (В. Пелевин), не оскорбить чувства христиан (журн. «Знание – сила»). Возникающая омонимия форм род. падежа ед. числа (такое употребление немного архаично) и вин. падежа множ. числа обычно снимается контекстом.

Мы обсудили Ваш пример с коллегами из отдела культуры русской речи Института русского языка РАН. Е. М. Лазуткина, ведущий научный сотрудник, считает, что в Вашем случае винительный падеж предпочтителен. Другие коллеги склонны принять оба варианта как допустимые. Однако все согласны в том, что сочетание не ранить чувства других не следует считать ошибкой в экзаменационном сочинении.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не требуется, поскольку сказуемое требует конкретизации (смысловой акцент падает именно на оборот с как).

Ответ справочной службы русского языка

Запятая ставится только в первом предложении.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. В предложении «он проспал всю ночь как ребёнок» перед «как» нужно ставить запятую? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Такая проблема. В редактируемой книге встречаются сочетания «радовались, как дети» и «радовался как ребенок «. В первом случае автор поставил запятую, во втором – нет. Как вы считаете, оставить авторскую пунктуацию или привести к единообразию? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Лучше в обоих случаях писать без запятой.

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «КАК»

Вы уже знаете, что союз – это служебная часть речи, с помощью которой оформляют связь между частями предложений, отдельными предложениями в тексте или между словами в составе простого предложения.

Союз «КАК» очень часто требует обособления разных синтаксических конструкций.

Чтобы понять, когда необходимо ставить запятую перед союзом «КАК«, а когда нет, посмотрите следующие примеры.

Запятая перед союзом «КАК» ставится

1. Запятыми выделяются или отделяются обороты, начинающиеся союзом «КАК«

1) если они обозначают уподобление, без других оттенков значения («КАК» имеет значение «подобно»).

Сравнительные обороты в нашем языке не только передают сходство или различие, но и придают языку красоту и выразительность.

Пунктуационное правило о сравнительном обороте не так уж сложно: он всегда выделяется запятыми с двух сторон.

Например: Внизу , как зеркало , блестела вода. Вокруг высокого чела , как тучи , локоны чернеют. (Пушкин) Внизу , как зеркало стальное , синеют озера струи. (Тютчев) На небе ярко сверкнула , как живой глаз , первая звёздочка. (Гончаров) Анчар , как грозный часовой , стоит один во всей вселенной (А. С. Пушкин).

В чем же заключаются трудности и откуда берутся ошибки?

Первая трудность — недостаточно вдумчивое отношение к тексту. Если вы не поняли, что в предложении что-то с чем-то сравнивается, вы и не заметите сравнительного оборота. Отсюда нехитрый вывод: всегда старайтесь понимать текст, который вы записываете.

Например: Я сам , как зверь , был чужд людей и полз, и прятался , как змей (М. Ю. Лермонтов).

Каких бед можно натворить с таким предложением?

Во-первых, просто забыть закрыть оборот запятой. Эта беда случается со всеми распространенными оборотами: «уловив» его начало, многие не удерживают его в памяти до конца — и тогда прощай, вторая запятая!

Во-вторых, не вдумавшись в смысл оборота, разрезать «великана», поторопившись поставить запятую раньше времени, например после слова окаменевшие, и тем самым превратить предложение в полную бессмыслицу.

2) если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь.

3) если оборот начинается сочетанием как и.

Например: Деревья , как и люди , имеют свою судьбу. К Москве , как и ко всей стране , я чувствую свою сыновность , как к старой няньке (Паустовский). В её глазах , как и во всём лице , было что-то необычное. Как и на прошлогодниx соревнованиях , впереди оказались спортсмены Российской Федерации;

4) если союз «КАК« включается во вводное предложение. Наиболее часто употребляются в качестве вводных предложений следующие выражения:

Как сейчас помню, как говорили, как мы узнали, как некоторые думают, а также сочетания как теперь, как один, как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т. п.

Например: Это была , как вы сами можете догадаться , наша героиня. Жители дома все , как один , высыпали во двор. Вижу , как теперь , самого хозяина… (Пушкин) Занятия начались , как обычно , в девять часов утра. Помню , как сейчас , свою первую учительницу в школе. Как нарочно , в кармане не было ни копейки. Запятыми , как правило , выделяются деепричастные обороты. Спартакиада , как обычно , проходит летом.

Но! Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу.

5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как; такой, как и так же, как.

Например: Спереди Рейнский водопад не что иное , как невысокий водяной уступ (Жуковский). Но перед ней был не кто иной , как путешествующий Эгль, известный собиратель легенд, сказок, преданий. Это был не кто иной , как Рылов.

2. Если приложение с союзом «КАК» имеет значение причинности, оно выделяется запятыми.

Например: Как истинный француз , в кармане Трике привез куплет Татьяне (А. С. Пушкин). Почему он привез куплет Татьяне? — как истинный француз.

Если дополнительных значений у приложения нет, оно выделяется запятой.

Например: Такой инструмент , как отвертка , всегда пригодится в хозяйстве. Здесь ни того ни другого вопроса поставить нельзя.

3. В сложноподчинённом предложении при присоединении придаточного предложения: «КАК» выступает в роли подчинительного союза и связывает придаточное предложение с главным.

Например: Он видит , как поле отец убирает. Любовь выскочила перед нами , как из-под земли выскакивает убийца, и поразила нас сразу обоих. Я долго смотрел , как горит свеча.

Запятая перед союзом «КАК» не ставится

1. Обороты с союзом «КАК» не выделяются запятыми

1) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия (на вопрос как?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием.

Перстенёк как жар горит. (Некрасов) В гневе он как гром загремел, как сталь засверкал. Конь как буран летит, как вьюга спешит. Как зарница в небе они запылали, как огненный дождь с неба упали.

2) если основное значение оборота – приравнивание или отождествление.

3) если союз «КАК« имеет значение «в качестве» или оборот с союзом «КАК» (приложение) характеризует предмет с какой-либо одной стороны.

4) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота).

Сравните также: чувствовать себя как в родной стихии, ведёт себя как невменяемый, понять как намёк, воспринимать как похвалу, осознать как опасность, смотреть как на ребёнка, приветствовать как друга, оценить как достижение, рассматривать как исключение, принять как должное, представить как факт, квалифицировать как нарушение закона, отметить как большой успех, интересовать как новинка, выдвигать как проект, обосновать как теорию, принять как неизбежное, сложиться как традиция, высказать как предложение, истолковать как нежелание принять участие, определить как случай обособленного приложения, характеризовать как тип, выделяться как талант, оформлять как официальный документ, употребляться как фразеологический оборот, прозвучать как призыв, входить как составная часть, фигурировать как представитель, ощущаться как чужеродное тело, существовать как независимая организация, возникнуть как нечто неожиданное, развиваться как прогрессивная идея, выполнить как срочное задание и т. п.;

5) если сравнительному обороту предшествуют отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, прямо, просто и т. п.

6) если оборот имеет характер устойчивого сочетания.

Мы подошли к самому интересному случаю — к фразеологическим оборотам. Фразеологизмами проникнута наша речь. Это устойчивые словосочетания, окрашенные иронией, хитрецой, лукавством.

Например: нужен как собаке пятая нога, поможет как мертвому припарка.

Фразеологизмы вносят в нашу речь не только образность, но и озорство, улыбку. И что очень важно — они не требуют запятой перед союзом «КАК«!

Строгих грамматических правил, помогающих отличить фразеологизм от обычного сравнительного оборота, не существует. Надо просто уметь «узнавать при встрече» как можно больше фразеологизмов.

Среди устойчивых словосочетаний, не выделяемых запятыми, есть и «карлики»: работает как вол (или как лошадь), устал или голоден как собака, глуп как пробка, бел как лунь, как бешеный, как ошалелый, как вкопанный и т.п. Не ставится запятая перед «КАК» в сочетаниях нет как нет и тут как тут. Не выделяется запятыми и словосочетание внушительных размеров как ни в чем не бывало.

2. Кроме этого, слово «КАК» может быть частью составного союза как. так и. или так как, а также оборотов с тех пор как, с того времени как, по мере того как, как можно меньше или больше. В таких случаях запятая ставится либо перед «КАК«, либо перед всем сложным союзом.

Например: У него отличные оценки как по русскому языку, так и по математике. Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе. Сказки любят как дети, так и взрослые. Избегай пустых речей, так как исход их – раскаяние.

Он закончил рассказ, в то время как они добрались до места. Лариса работала в парикмахерской, между тем как Иван заканчивал институт.

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

(М. Ю. Лермонтов)

3. В сложноподчинённом предложении с однородными придаточными после сочинительных союзов.

Например: Приятно в теплой комнате слушать, как злится ветер и как стонет тайга.

4. Союз «КАК» может присутствовать в предложении, не присоединяя решительно никакого семантико-синтаксического блока, а только являясь средством выразительности речи.

Например: Мы как следует потрудились; Я старался как можно дольше не расставаться с друзьями; Тяжесть поклажи как будто уменьшилась; Я как раз собирался отправиться на каток и т.п.

Источник

11-летний мальчик замерз по дороге в школу, потому что сел не на тот автобус

a647a62 resizedScaled 1020to574

Второклассник из Подмосковья должен был ехать в школу на спецтранспорте, но по ошибке сел в незнакомый автобус.

«По предварительной версии, мальчик побоялся опоздать на уроки, сел в незнакомую маршрутку, запаниковал и вышел по дороге. Следы ребёнка нашли на берегу реки», — пишет SHOT.

Следствие предполагает, что ребенок провалился под лед, выбрался, но из-за переохлаждения потерял сознание, а после умер. Мать мальчика обратилась в полицию только вечером, когда сын не вернулся домой. Спустя сутки его нашли в канаве недалеко от объездной дороги.

У школьника была задержка в развитии, он учился в спецшколе.

Отчим мальчика считает, что в случившемся виноват водитель маршрутки. По мнению мужчины, он мог высадить ребёнка на остановке у торгового центра, после чего Максим заблудился.

Второклассник поехал в школу после двухнедельного больничного и должен был сесть в школьный автобус, но перепутал и сел на маршрутку.

Комментируя инцидент, депутат Госдумы РФ Олег Леонов рассказал «Вечерней Москве», что родители ребенка должны были снабдить его телефон специальной программой.

«У этого ребенка были особенности развития. Он не совсем такой, как все. Родители, понимая, что у него есть особенности развития, должны были предпринять определенные меры. У ребенка должен был быть заряженный мобильный телефон с программой, отслеживающей его местонахождение», — заявил депутат.

Также Леонов перечислил главные правила, которыми должен руководствоваться каждый потерявшийся ребенок. По его словам, первое и самое главное — дети должны знать телефон родителей и звонить им. Если родители недоступны, звонить в службу «112». Обязательно при этом оставаться на месте, если оно многолюдное. И просить помощь у полиции или у сотрудников расположенных поблизости магазинов.

«Попросить помощи можно не у каждого. Полицейский, родители с маленькими детьми, продавцы — это безопасные взрослые. Просто обратиться к дяде и сказать: «Я потерялся» — может быть небезопасно», — заключил Леонов.

Прокуратура проводит проверку, чтобы дать оценку действиям родителей об исполнении обязанностей.

Источник

Запятая перед союзом КАК

Методички Педсовета

Запятая перед союзом как используется в предложениях со сравнительными оборотами, в сложноподчиненных предложениях. Но есть такие случаи, когда запятая перед союзом как ставится не всегда. И дети часто допускают ошибки, ставя запятые во всех случаях, забывая о том, что оборот с союзом как может входить в состав сказуемого или фразеологизма.

Когда ставится запятая перед союзом КАК

Запятая перед союзом как используется в предложениях со сравнительными оборотами, в сложноподчиненных предложениях. Но есть такие случаи, когда запятая перед союзом как ставится не всегда. И дети часто допускают ошибки, ставя запятые во всех случаях, забывая о том, что оборот с союзом как может входить в состав сказуемого или фразеологического оборота.

Ход урока.

Чтобы заинтриговать детей, урок по этой теме начинаю с проблемного диктанта. Проблемное задание: Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Ученики сразу же на примерах поймут, что не все так просто с союзом как и захотят подробнее узнать об этом вопросе.

Заинтриговав детей, создаю с ними алгоритм. (См. Приложение)

Что вводит союз КАК?

1. Предложение. Обособляется всегда.

2. Оборот.

— Сравнительный. Союзами СЛОВНО, ТОЧНО, ЧТО, ЧЕМ. Обособляется почти всегда, кроме случаев:
а) Входит в состав сказуемого
б) Фразеологизм

— Тождества. Не обособляется.

Его пригласили как эксперта (он=эксперт)

Теперь формулируем правила постановки запятой или ее отсутствие перед союзом КАК

Правило 1.

Запятая перед союзом КАК ставится, если это предложение со сравнительным оборотом. Иногда в нем могут употребляться, кроме союза как, союзы будто, как будто, словно, точно, что, ежели, чем.

Она таяла, словно свечка. Он упрям, как осел.

Правило 2.

Запятая ставится в сложноподчиненном предложении перед союзом как.

Его губы шевелятся, как будто он что-то повторяет.

Иногда в основной части предложения имеются соотносительные слова такой, так, столь, тот.

Жаркая погода вредна для здоровья так же, как холодная.

Правило 3.

Всегда выделяются запятыми обороты, начинающиеся со связки «как и».

В ее глазах, как и во всем лице, было что-то необычное.

Правило 4.

Всегда выделяются запятыми словосочетания: как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно, как известно, как таковой.

День начался, как всегда. Запятыми, как правило, выделяется деепричастный оборот.

Правило 5.

Запятая ставится перед как в оборотах НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК… и НЕ КТО ИНОЙ, КАК.

Это было не что иное, как шаровая молния. Это был не кто иной, как Иван Иванович.

Правило 6.

Запятая перед союзом КАК не ставится, если:

Примечание

Добавочное обстоятельство со значением причины или условия выделяется на письме запятыми факультативно, т. е. не всегда.

Она, как меньшая, была любимицей отца. (Она в качестве меньшой была любимицей отца) (Она, так как меньшая, была любимицей отца)

После объяснения правил, возвращаю детей к проблемному диктанту, и они сами расставляют знаки препинания.

Тест по теме

1. Найдите предложение со сравнительным оборотом (Знаки препинания не расставлены)

2. Укажите предложение, в котором не нужна запятая перед союзом как.

3. Найдите предложение с оборотом тождества

А) Дом охраняется как памятник архитектуры
Б) Люди как люди…только квартирный вопрос их испортил
В) С утра на небе появились черные как дым тучи

4. Найдите предложение с фразеологическим оборотом, в котором не нужна запятая перед союзом как.

А) Ее голос звенел как колокольчик
Б) Она берегла его как зеницу ока
В) Дом охраняется как памятник архитектуры

5. Укажите предложение, в котором как входит в состав сказуемого.

А) Я как огня боюсь змей
Б) Я свою работу воспринимаю как счастье
В) Мне нравится как он улыбается.

6. Найдите предложение, в котором оборот как имеет значение «в качестве»

А) С юга как из печки пахнуло теплом.
Б) Река неподвижна как болото.
В) Как невеста получаю каждый день письма

7. Найдите предложение, в котором союз как вводит придаточное предложение

А) Я не знаю как тут быть.
Б) Он был беззаботен как птица
В) Шофер как шофер: любит крутить баранку.

8. Укажите предложение, в котором нет сравнительного оборота

В тесте вопросов немного, но отсутствие знаков препинания в предложениях заставит разобрать все примеры, и, я думаю, дети лучше усвоят тему.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector