Она была прекрасна как мечта

woman 3377839 1920 Советы на день

Михаил Лермонтов

Она была прекрасна, как мечта…(+Анализ)

41

41

article399685

«Она была прекрасна, как мечта…»
Михаил Лермонтов

Она была прекрасна, как мечта
Ребенка под светилом южных стран;
Кто объяснит, что значит красота:
Грудь полная, иль стройный, гибкий стан,
Или большие очи? – но порой
Всё это не зовем мы красотой:
Уста без слов – любить никто не мог;
Взор без огня – без запаха цветок!

Год написания: 1832

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Она была прекрасна, как мечта…»

Первый раз юный Лермонтов влюбился в 9-летнем возрасте, поэтому к 18 годам он не только успел познать сладость душевных мук, но и научился выражать свои чувства в стихах. Подавляющее их большинство было посвящено Екатерине Сушковой, образ которой долгие годы преследовал Лермонтова, словно наваждение. Поэт понимал, что стал жертвой ветреной красавицы, которая любит коллекционировать поклонников и совершенно не придает значения их чувствам. Однако ему понадобилось более 10 лет, чтобы поставить точку в этом странном романе и получить хоть какое-то моральное удовлетворение, добившись взаимности от Сушковой, а после расстроив собственную помолвку и выставив избранницу на всеобщее посмешище.

Как часто, пестрою толпою окружен. (1-е января) (+ Анализ)

Тем не менее, в 18 лет он все еще восторгается своей возлюбленной и буквально боготворит ее. В 1832 году он посвящает Екатерине Сушковой стихотворение «Она была прекрасна, как мечта…», в котором искренне восхищается девушкой, вспоминая их первую встречу. Тогда Лермонтову едва минуло 14 лет, Сушкова, бывшая его ровесницей, воспринимала ухаживания юного кавалера с детской непосредственностью, чем покорила его сердце. Однако, вспоминая те счастливые времена, автор затрудняется ответить на вопрос, что же именно так привлекло его в этой обычной с виду девушке. «Кто объяснит, что значит красота», — философствует поэт, понимая, что привлекательный образ его избранницы складывается не только из стройного стана и шелковистых золотых локонов, высокой груди и больших, словно омуты, глаз. В этой хрупкой девочке-подростке было что-то еще, что произвело на юного романтика неизгладимое впечатление. Лермонтов признается, что он был пленен ее молчанием и сражен взором «без огня – без запаха цветов», в котором чувствовалась удивительная непосредственность и даже наивность. «О, небо, я клянусь, она была прекрасна!», — восклицает поэт, открывая свои истинные чувства и отмечая при этом, что готов был упасть к ногам этой кроткой и скромной особы. В порыве восхищения автор даже признается, что готовы был пожертвовать собственной жизнью ради того, чтобы удостоиться хотя бы оного взгляда той, которая буквально свела его с ума. И эта детская влюбленность спустя годы переросла в сильное искреннее чувство, которое очень долго оставалось безответным.
При жизни Лермонтова это стихотворение никогда не публиковалось, на чем настоял поэт. Однако известно, что Екатерина Сушкова знала о его существовании, хотя и не предполагала, насколько на самом деле сильны чувства ее романтичного поклонника.

Первый раз юный Лермонтов влюбился в 9-летнем возрасте, поэтому к 18 годам он не только успел познать сладость душевных мук, но и научился выражать свои чувства в стихах. Подавляющее их большинство было посвящено Екатерине Сушковой, образ которой долгие годы преследовал Лермонтова, словно наваждение. Поэт понимал, что стал жертвой ветреной красавицы, которая любит коллекционировать поклонников и совершенно не придает значения их чувствам. Однако ему понадобилось более 10 лет, чтобы поставить точку в этом странном романе и получить хоть какое-то моральное удовлетворение, добившись взаимности от Сушковой, а после расстроив собственную помолвку и выставив избранницу на всеобщее посмешище.

Поцелуями прежде считал…(+Анализ)

Тем не менее, в 18 лет он все еще восторгается своей возлюбленной и буквально боготворит ее. В 1832 году он посвящает Екатерине Сушковой стихотворение «Она была прекрасна, как мечта…», в котором искренне восхищается девушкой, вспоминая их первую встречу. Тогда Лермонтову едва минуло 14 лет, Сушкова, бывшая его ровесницей, воспринимала ухаживания юного кавалера с детской непосредственностью, чем покорила его сердце. Однако, вспоминая те счастливые времена, автор затрудняется ответить на вопрос, что же именно так привлекло его в этой обычной с виду девушке. «Кто объяснит, что значит красота», — философствует поэт, понимая, что привлекательный образ его избранницы складывается не только из стройного стана и шелковистых золотых локонов, высокой груди и больших, словно омуты, глаз. В этой хрупкой девочке-подростке было что-то еще, что произвело на юного романтика неизгладимое впечатление. Лермонтов признается, что он был пленен ее молчанием и сражен взором «без огня – без запаха цветов», в котором чувствовалась удивительная непосредственность и даже наивность. «О, небо, я клянусь, она была прекрасна!», — восклицает поэт, открывая свои истинные чувства и отмечая при этом, что готов был упасть к ногам этой кроткой и скромной особы. В порыве восхищения автор даже признается, что готов был пожертвовать собственной жизнью ради того, чтобы удостоиться хотя бы оного взгляда той, которая буквально свела его с ума. И эта детская влюбленность спустя годы переросла в сильное искреннее чувство, которое очень долго оставалось безответным.

При жизни Лермонтова это стихотворение никогда не публиковалось, на чем настоял поэт. Однако известно, что Екатерина Сушкова знала о его существовании, хотя и не предполагала, насколько на самом деле сильны чувства ее романтичного поклонника.

Источник

Лермонтов: Она была прекрасна как мечта

Михаил Лермонтов: Она была прекрасна как мечта

написано в 1832 году

Анализ стиха Лермонтова «Она была прекрасна, как мечта»

Первый раз юный Лермонтов влюбился в 9-летнем возрасте, поэтому к 18 годам он не только успел познать сладость душевных мук, но и научился выражать свои чувства в стихах. Подавляющее их большинство было посвящено Екатерине Сушковой, образ которой долгие годы преследовал Лермонтова, словно наваждение. Поэт понимал, что стал жертвой ветреной красавицы, которая любит коллекционировать поклонников и совершенно не придает значения их чувствам. Однако ему понадобилось более 10 лет, чтобы поставить точку в этом странном романе и получить хоть какое-то моральное удовлетворение, добившись взаимности от Сушковой, а после расстроив собственную помолвку и выставив избранницу на всеобщее посмешище.

Тем не менее, в 18 лет он все еще восторгается своей возлюбленной и буквально боготворит ее. В 1832 году он посвящает Екатерине Сушковой стихотворение «Она была прекрасна, как мечта…», в котором искренне восхищается девушкой, вспоминая их первую встречу. Тогда Лермонтову едва минуло 14 лет, Сушкова, бывшая его ровесницей, воспринимала ухаживания юного кавалера с детской непосредственностью, чем покорила его сердце. Однако, вспоминая те счастливые времена, автор затрудняется ответить на вопрос, что же именно так привлекло его в этой обычной с виду девушке. «Кто объяснит, что значит красота», – философствует поэт, понимая, что привлекательный образ его избранницы складывается не только из стройного стана и шелковистых золотых локонов, высокой груди и больших, словно омуты, глаз. В этой хрупкой девочке-подростке было что-то еще, что произвело на юного романтика неизгладимое впечатление.

Лермонтов признается, что он был пленен ее молчанием и сражен взором «без огня – без запаха цветов», в котором чувствовалась удивительная непосредственность и даже наивность. «О, небо, я клянусь, она была прекрасна!», – восклицает поэт, открывая свои истинные чувства и отмечая при этом, что готов был упасть к ногам этой кроткой и скромной особы. В порыве восхищения автор даже признается, что готовы был пожертвовать собственной жизнью ради того, чтобы удостоиться хотя бы оного взгляда той, которая буквально свела его с ума. И эта детская влюбленность спустя годы переросла в сильное искреннее чувство, которое очень долго оставалось безответным.

При жизни Лермонтова это стихотворение никогда не публиковалось, на чем настоял поэт. Однако известно, что Екатерина Сушкова знала о его существовании, хотя и не предполагала, насколько на самом деле сильны чувства ее романтичного поклонника.

Коментарий к стихотворению:

Впервые опубликовано в 1862 г. в Берлине в книге «Стихотворения М. Ю. Лермонтова, не вошедшие в последнее издание его сочинений» (с. 26).

Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в четырех томах / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). — Издание второе, исправленное и дополненное — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979—1981 год. Том 1, Стихотворения 1828—1841 годов. Страница 301.

Источник

Она была прекрасна, как мечта
Ребенка под светилом южных стран;
Кто объяснит, что значит красота:
Грудь полная иль стройный, гибкий стан,
Или большие очи? — но порой
Все это не зовем мы красотой:
Уста без слов—любить никто не мог;
Взор без огня — без запаха цветок!

Анализ стихотворения Лермонтова Она была прекрасна, как мечта

За восемнадцать лет своей жизни Михаил Юрьевич научился объясняться в стихах, выражать свои глубокие чувства. Одной из главных тем, которые затрагивал автор, является любовная тема. Лирических любовных стихов в репертуаре Лермонтова больше всего. Стихотворение «Она была прекрасна, как мечта» также относится к любовной лирике писателя.

Данное произведение было написано в 1832 году. Оно было посвящено Екатерине Сушковой, как и большая часть других любовных произведений Михаила Юрьевича. Она произвела огромное впечатление на молодого поэта. Её образ буквально преследовал писателя на протяжении всей его писательской жизни. Михаил Юрьевич очень любил эту женщину и посвятил огромное количество стихов для неё. В каждом он старался по максимуму выразить все свои эмоции, объясниться в своей любви. Это стихотворение не стало исключением. В стихотворении автор вспоминает первый день встречи с девушкой. На тот момент Михаилу было всего четырнадцать лет. Сушкова воспринимала его ухаживания с детской непосредственностью. Этим она и покорила писателя.

Вспоминая эти мгновения, автор задаётся вопросом, что же именно привлекло его в Екатерине. Он рассуждает, что же такое красота и делает вывод, что это не только внешний облик человека, его черты лица, глаза и стройное тело. В Екатерине он заметил что-то ещё, что в итоге стало главной чертой, из-за которой он влюбился в неё. Захваченный восхищением к Екатерине он признаётся, что готов бы был пожертвовать своей жизнью, чтобы взглянуть хотя бы один раз на свою возлюбленную. Он готов упасть на колени к ногам этой девушки из-за своей любви к ней.

Спустя несколько лет эта поначалу детская любовь переросла в более глубокое любовное чувство, держать в себе которое для автора было невозможным. Но, несмотря на все попытки завоевать любимую, всё оказалось провалом. У Екатерины была привычка коллекционировать воздыхателей. Лермонтов вошёл в этот список как и многие другие, но не получил того, чего так сильно желал. Она так и не приняла чувственного поэта, не дала проявить всю свою любовь, на которую он был способен. Она не сумела увидеть в нём все те сильные чувства, которые овладевали им.

Данное стихотворение было опубликовано только лишь после смерти Лермонтова по его же настоятельному желанию. Екатерина Сушкова знала о существовании этого стихотворения, но не придавала этому большого значения и не имела понятия, насколько сильны чувства поэта к ней.

lermontov ona byla prekrasna, kak mechta

Она была прекрасна, как мечта

Наши предки оставили нам немало памятников своей культуры. В том числе и литературные творения. А в них мы видим нравственные идеалы людей того времени. И, не только примеры нравственности оставили они нам в них, но и заветы.

Еще с самого раннего детства, нам задают очень важный вопрос, который требует от нас ответа, так как речь идет о том, кем мы хотим стать и где мы желаем работать, так как профессия для человека одна из составляющих его успешной и счастливой жизни.

В громадном творчестве М. Горький человек, играет главную роль, он считал эту тему важной для себя и анализирует природу поступков человека, во всех своих произведениях, рассматривая каждого своего героя,

Всем полезна и интересна литература, которая представлена в произведениях связанных с Великой Отечественной Войной. В таких произведениях хорошо раскрыт ряд патриотических черт.

Комсомольск-на-Амуре – любимый город, город юности. Он не похож на другие города России, в нём есть особое очарование и романтика. Находясь на Дальнем Востоке,

Одна из глав поэмы Н. А. Некрасова посвящена простой русской женщине, Матрене Тимофеевне Корчагиной. Ей нет еще и 40 лет, но она считается уже старухой. У нее седые волосы, строгие глаза, крепкий, осанистый стан, она смугла,

Источник

«Она была прекрасна, как мечта…» М. Лермонтов

Она была прекрасна, как мечта
Ребенка под светилом южных стран.
Кто объяснит, что значит красота:
Грудь полная, иль стройный гибкий стан,
Или большие очи? Но порой
Всё это не зовем мы красотой:
Уста без слов – любить никто не мог,
Взор без огня – без запаха цветок!

Анализ стихотворения Лермонтова «Она была прекрасна, как мечта…»

Первый раз юный Лермонтов влюбился в 9-летнем возрасте, поэтому к 18 годам он не только успел познать сладость душевных мук, но и научился выражать свои чувства в стихах. Подавляющее их большинство было посвящено Екатерине Сушковой, образ которой долгие годы преследовал Лермонтова, словно наваждение. Поэт понимал, что стал жертвой ветреной красавицы, которая любит коллекционировать поклонников и совершенно не придает значения их чувствам. Однако ему понадобилось более 10 лет, чтобы поставить точку в этом странном романе и получить хоть какое-то моральное удовлетворение, добившись взаимности от Сушковой, а после расстроив собственную помолвку и выставив избранницу на всеобщее посмешище.

Тем не менее, в 18 лет он все еще восторгается своей возлюбленной и буквально боготворит ее. В 1832 году он посвящает Екатерине Сушковой стихотворение «Она была прекрасна, как мечта…», в котором искренне восхищается девушкой, вспоминая их первую встречу. Тогда Лермонтову едва минуло 14 лет, Сушкова, бывшая его ровесницей, воспринимала ухаживания юного кавалера с детской непосредственностью, чем покорила его сердце. Однако, вспоминая те счастливые времена, автор затрудняется ответить на вопрос, что же именно так привлекло его в этой обычной с виду девушке. «Кто объяснит, что значит красота», – философствует поэт, понимая, что привлекательный образ его избранницы складывается не только из стройного стана и шелковистых золотых локонов, высокой груди и больших, словно омуты, глаз. В этой хрупкой девочке-подростке было что-то еще, что произвело на юного романтика неизгладимое впечатление. Лермонтов признается, что он был пленен ее молчанием и сражен взором «без огня – без запаха цветов», в котором чувствовалась удивительная непосредственность и даже наивность. «О, небо, я клянусь, она была прекрасна!», – восклицает поэт, открывая свои истинные чувства и отмечая при этом, что готов был упасть к ногам этой кроткой и скромной особы. В порыве восхищения автор даже признается, что готовы был пожертвовать собственной жизнью ради того, чтобы удостоиться хотя бы оного взгляда той, которая буквально свела его с ума. И эта детская влюбленность спустя годы переросла в сильное искреннее чувство, которое очень долго оставалось безответным.

При жизни Лермонтова это стихотворение никогда не публиковалось, на чем настоял поэт. Однако известно, что Екатерина Сушкова знала о его существовании, хотя и не предполагала, насколько на самом деле сильны чувства ее романтичного поклонника.

Источник

Любовная лирика Лермонтова в 12 стихотворениях

Любовная лирика Лермонтова полна драматизма. Связано это, прежде всего, с не очень удачным романтическим опытом поэта: в нем было много разочарований, предательств, недопонимания.

Стихи о любви Лермонтов начал писать еще в самом юном возрасте. Любовь в его творчестве – высокое чувство, обычно обреченное быть безответным. Зачастую оно оборачивается страданием.

В стихах о любви отразились его душевные переживания, стремление к идеалу и разочарование действительностью. Любовь для Лермонтова мучительна и сладостна одновременно.

Несмотря на быстротечность отведенных ему 27 лет, поэт успел написать много прекрасных стихотворений. Любовная лирика Лермонтова насчитывает множество адресатов.

Среди них первая любовь – Екатерина Сушкова. Стихи «сушковского» цикла пронизаны юношеской обидой на неверность возлюбленной. Произведения, посвященные Варваре Лопухиной, напротив, полны искренности и чистоты. Эмоциональность и чувственность отличает стихи «ивановского» цикла – результат увлечения Натальей Ивановой.

Любовная лирика Лермонтова

Чтобы охватить всю любовную лирику поэта, понадобился бы не один день. Поэтому мы предлагаем вам подборку из 12 лучших стихотворений Лермонтова о любви.

«Нищий»

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Это стихотворение, написанное в 1830-м году, считается одним из самых пронзительных произведений, которые подарила нам любовная лирика Лермонтова. Оно посвящено Е. Сушковой, в которую 16-летний поэт был страстно, но безответно, влюблен тогда. [Любовная лирика Лермонтова]

id 5 Portret E A Sushkovoy 1594401462435

Лермонтов использует здесь образное сравнение. С одной стороны мы видим мучимого голодом бедняка «у врат обители святой». Но в ответ на свою мольбу о пище он получает лишь камень. Поэт сравнивает свою долю с участью нищего. На мольбы к возлюбленной о любви – пище духовной – он встречает только предательство.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло посещение Троице-Сергиевой лавры. Обращение к религиозной теме – свидетельство того, насколько святым чувством была для Лермонтова любовь к жестокосердной Сушковой. Используемая в стихотворении высокая лексика – «врата», «глад», «молил» – придает ему сдержанную торжественность.

«Я не люблю тебя; страстей…»

Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Всё жив, хотя бессилен он;
Другим предавшися мечтам,
Я всё забыть его не мог;
Так храм оставленный — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог!

Еще одно стихотворение из «сушковского цикла», созданное в 1831-м году. В нем Лермонтов попытался проанализировать свои остывающие чувства к красавице, не ответившей ему взаимностью. По форме произведение представляет собой авторскую исповедь, ему свойственны рефлексия и самоанализ.

Стихотворение затрагивает тему любви, верности, памяти. Сердце поэта, вопреки голосу рассудка, отказывается забыть образ возлюбленной. Лермонтов сравнивает его с оставленным храмом и поверженным кумиром, которые и в забвении не утратили своей сути. Вновь чувство к Сушковой рассматривается поэтом в религиозном контексте: храм и преклонение. В последних двух строках использован прием параллелизма.

«К себе»

Как я хотел себя уверить,
Что не люблю ее, хотел
Неизмеримое измерить,
Любви безбрежной дать предел.
Мгновенное пренебреженье
Ее могущество опять
Мне доказало, что влеченье
Души нельзя нам побеждать;
Что цепь моя несокрушима,
Что мой теперешний покой
Лишь глас залетный херувима
Над сонной демонов толпой.

Предположительная дата создания произведения – 1831-й год. Упоминаемая в строках «она» – Н. Иванова. Посвященная этой женщине любовная лирика Лермонтова составляет «ивановский цикл», куда входят около 40 стихотворений. [Любовная лирика Лермонтова]

B ZGhUnWQAEgX5I.jpg large

Любовь поэта была страстной и сильной, но возлюбленная разбила ему сердце, предпочтя другого. В стихотворении Лермонтов рассуждает об усмирении своих страстей – «сонная толпа демонов». Впрочем, безуспешно. Покой его – лишь иллюзия. Свою любовь поэт называет «неизмеримой» и «безбрежной», сравнивая ее с «несокрушимой цепью».

К* («Я не унижусь пред тобою…»)

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.

Еще одно стихотворение, обращенное к Н. Ивановой. Представляет собой монолог, обвинительную речь, проникнутую разочарованием и нотками сарказма. Написано уже после прекращения отношений, в 1832-м году.

Поступившись свободой, Лермонтов положил к ногам возлюбленной свои искренние чувства. Поэт лелеял надежду на взаимность, но ветреная кокетка пренебрегла юным поклонником, осыпав его лишь пустыми обещаниями. Герой заявляет, что отныне не станет рабом чувств, чтобы больше не обжечься.

Идеальные представления поэта о любви оказались отравлены реальностью. Обидой и разочарованием проникнуты строки стихотворения. Оно исполнено глубоких душевных переживаний, как и вся любовная лирика Лермонтова.

К Н. И. («Я не достоин, может быть…»)

Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Ты не коварна, как змея,
Лишь часто новым впечатленьям
Душа вверяется твоя.
Она увлечена мгновеньем;
Ей милы многие, вполне
Еще никто; но это мне
Служить не может утешеньем.

Как следует из заглавия стихотворения – вновь оно адресовано Н. Ивановой. Монолог-отповедь представляет собой монолитный текст, без разделения на строфы. Таков единый порыв мятущихся чувств лирического героя.

Динамику стихотворению придает размер – четырехстопный ямб. Условно «сюжет» делится на три части. Сначала – строки 1–13 – герой упрекает возлюбленную в том, что причиной их расставания стало ее непостоянство. Далее строки, где вспоминается былые надежды влюбленного поэта («В те дни, когда…»).

В финальной части («Дай бог, чтоб ты нашла…») герой предрекает девушке раскаяние в будущем. Любовная лирика Лермонтова демонстрирует (как в этом стихотворении), что порой любящий человек не в состоянии простить и отпустить предмет своего обожания.

К Л.- («У ног других не забывал…»)

У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней;
Так память, демон-властелин,
Все будит старину,
И я твержу один, один:
Люблю, люблю одну!

Предположительно, это стихотворение 1831-го года посвящено Варваре Лопухиной. Морская тема и мотив расставания с дамой сердца позаимствованы у Байрона, что отражено в подзаголовке.

Лопухина была сестрой одного из друзей поэта. 18-летний Лермонтов познакомился с ней в конце 1831-го года, в Москве. Несмотря на взаимность чувства, молодым не суждено было быть вместе: родители девушки были против ее брака с поэтом.

i

Композиционно стихотворение поделено на 3 части. Через все стихотворение проходит мотив памяти: «не забывал», «память, демон-властелин», «забыт», «памятью томим». Герой осознает, что снова и снова будет возвращаться мыслями к возлюбленной, где бы ни находился. Мысль подтверждается анафорой, которая заключает каждую из трех частей: «Люблю, люблю одну!»

«Она была прекрасна, как мечта…»

Она была прекрасна, как мечта
Ребенка под светилом южных стран;
Кто объяснит, что значит красота:
Грудь полная, иль стройный, гибкий стан,
Или большие очи? — но порой
Всё это не зовем мы красотой:
Уста без слов — любить никто не мог;
Взор без огня — без запаха цветок!

Стихотворение, написанное в 1832-м году, не публиковалось при жизни Лермонтова. В нем поэт снова возвращается мыслями к своему увлечению Сушковой. [Любовная лирика Лермонтова]

Вспоминая об их первой встрече, он рассуждает, чем покорила его девушка. Здесь любовная лирика Лермонтова перекликается с философской: он задается вопросом «Что значит красота?» Герой стихотворения приходит к выводу, что не только внешней красотой покорила его возлюбленная, а горящим во взоре огнем.

В первой строке автор использует сравнение: «как мечта», и развивает его дальше, уподобляя угасший взор цветку без запаха. Не менее образно он описывает внешность избранницы, используя метафору «шелк кудрей».

«Любовь мертвеца»

Пускай холодною землею
Засыпан я,
О друг! всегда, везде с тобою
Душа моя.
Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл.

Без страха в час последней муки
Покинув свет,
Отрады ждал я от разлуки —
Разлуки нет.
Я видел прелесть бестелесных
И тосковал,
Что образ твой в чертах небесных
Не узнавал.

В этом позднем стихотворении, словно предчувствуя скорую гибель, Лермонтов обращается к теме загробной жизни. Он предрекает, что и там не найдет успокоения от земных чувств и страстей. [Любовная лирика Лермонтова]

Лирического героя даже на небесах продолжает тревожить образ возлюбленной. Он мучается ревностью, глядя, как она встречает других мужчин. Но вмешаться в ее жизнь он отныне бессилен.

Стихотворение можно рассматривать не только как пророчество, но и как отражение последних месяцев жизни поэта. Вероятно, в то время Лермонтов ощущал себя разочаровавшимся, опустошенным – «мертвецом». В таком случае адресатом этого послания можно считать княгиню Щербатову, одно из последних романтических увлечений поэта.

«Договор»

Пускай толпа клеймит презреньем
Наш неразгаданный союз,
Пускай людским предубежденьем
Ты лишена семейных уз.

Но перед идолами света
Не гну колени я мои;
Как ты, не знаю в нем предмета
Ни сильной злобы, ни любви.

Стихотворение, предположительно, посвящено Евдокии Ростопчиной.

4

В отличие от большинства стихотворений Лермонтова на тему отношений, здесь герой не одинок. Лирические герои – влюбленная пара, чей союз осуждается обществом. Они вместе противостоят «идолам света». Вместо прежнего противопоставления «я – ты» появляется новое: «мы – они».

Из художественных средств можно отметить использование анафоры: «пускай – пускай», «как ты – как ты» (последнее как бы подчеркивает созвучие мыслей героя и героини). В последней строфе меняется схема рифмовки: с перекрестной на кольцевую. Этим акцентируется важность финальной мысли.

«Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых — уста давно немые,
В глазах — огонь угаснувших очей.

Возможный адресат стихотворения – Екатерина Быховец, дальняя родственница Лермонтова. При этом упоминаемая в третьей строфе «подруга юных дней», с которой «сердцем говорит» автор – уже знакомая нам Варвара Лопухина. Именно ей (спустя 10 лет) заняты мысли поэта.

То, что стихотворение, написанное в 1841-м (последнем в своей жизни) году, поэт снова посвятил Лопухиной, говорит о силе его чувства к ней. Любовная лирика Лермонтова опять и опять возвращается к этим отношениям.

Романс на стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» в исполнении Дмитрия Хворостовского: [ Любовная лирика Лермонтова]

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector