Онегин как выглядит описание

girl 2189247 1920 Советы на день
Содержание
  1. Внешность Евгения Онегина в романе Пушкина: портрет
  2. Евгений Онегин
  3. Описание внешности, возраст
  4. Происхождение, воспитание, образование
  5. Отношение к жизни, обществу
  6. Отношение к женщинам
  7. Развитие характера Онегина
  8. Евгений Онегин (герой)
  9. Описание героя
  10. Происхождение, образование, характер и внешность
  11. Образ жизни героя
  12. Приезд в деревню
  13. Знакомство с Ленским
  14. Онегин и Татьяна
  15. Дальнейшая судьба Онегина
  16. Роль героя в произведении
  17. Развитие героя по мере сюжета
  18. Отношение автора к герою
  19. Прототипы
  20. Экранизации героя
  21. Образ и характер Онегина в романе «Евгений Онегин»
  22. Поверхностность образования
  23. Основные черты в начале произведения
  24. Быт Онегина
  25. Хандра
  26. Онегин в деревне
  27. Поворотное знакомство
  28. Характер Ленского в романе «Евгений Онегин»
  29. Порядочность героя
  30. Поединок с Ленским
  31. Повторная встреча с Татьяной
  32. Автор романа и его главный герой

Внешность Евгения Онегина в романе Пушкина: портрет

Евгений Онегин предстает перед читателем довольно противоречивым человеком, которого автор описывает как настоящего друга, реально существующего в его жизни.

Рассказывая о своем герое, Пушкин упоминает многие детали его воспитания, взросления, становления, однако нигде в произведении не встречается подробное описание внешности Евгения.

Каким он был – брюнетом или блондином, голубоглазым или кареглазым, высоким или низким, – об этом практически ни одного слова.

Только иногда мелькают мимолетные заметки:

Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет.

Уж темно: в санки он садится.
«Пади, пади!» — раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.

Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.

Как видно, большинство упоминаний, касающихся внешнего вида Онегина, связаны с его одеждой. Автор не раз подчеркнет – созданный им персонаж очень любит хорошо, со вкусом одеваться, потому что:

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.

Однако подробного описания, как выглядел этот человек в романе, нет. И если читатель еще может представить, что в начале повествования Онегин «как dandy лондонский одет», то к концу мы вообще ничего не знаем о его внешности, а ведь прошло уже несколько лет!

Может, герой заметно постарел, может, в волосах появилась проседь? Ничего этого читатели никогда не узнают, потому что автору важнее было показать другое, и внешность Онегина для него не играла никакой роли. Почему же так происходит?

Пушкин – творец, который не любит навязывать собственного мнения. Читатель получает свободу: он может сам представить, как выглядел главный персонаж произведения.

Великий русский поэт дает много подробностей о характере, взглядах, жизненной позиции своего героя. Текст наполнен деталями, помогающими создать целое.

Мы знаем, как рос и воспитывался Онегин, как он относился к людям, чем жил, что чувствовал. Понимая характер человека, видя путь становления его как личности, можно представить и внешность.

Тут Пушкин не навязывает своему читателю никакого визуального образа: Онегин – франт, и этого вполне достаточно. Все остальное мы можем домыслить сами.

Почему же творец не стал подробно описывать внешность одного из самых любимых своих героев? Наверное, потому что для него это не являлось чем-то значимым, по-настоящему стоящим.

Поэт хотел постичь внутренний мир Онегина, понять его мятущуюся, сложную душу, раскрыть характер. Ведь Евгений, как и Печорин из романа Лермонтова, – герой своего времени, человек, рожденный и воспитанной той эпохой. Он собирательный образ многих разочарованных, скучающих, ищущих острых ощущений и уставших от жизни в еще совсем молодом возрасте.

Внешность может быть любой, главное, понять, что происходит в душе.

Роман «Евгений Онегин» не зря был назван Белинским «энциклопедией русской жизни»: в нем отражена реальность такой, какой она и была тогда. И такими были герои своего времени – уставшие, хмурые, пресытившиеся жизнью.

Все они различались внешне, но не внутренне, и поэтому Пушкин не стал давать портрет Онегина в романе.

Источник

Евгений Онегин

Описание внешности, возраст

Портрет Евгения Онегина Пушкин дал в первой главе романа. Тогда главному герою было восемнадцать лет, и он уделял большое внимание своей внешности: «Острижен по последней моде; //Как dandy лондонский одет». Одевался он со вкусом, придерживался моды. Когда Онегиным овладела «охота к перемене мест», ему было 26 лет.

Происхождение, воспитание, образование

Родился Онегин в Петербурге, по происхождению он был дворянин. Отец героя жил долгами и «промотался наконец». Воспитание Онегина было типичное для дворянских детей: сначала Medame за ним ухаживала, а затем ему наняли гувернёра, который «учил его всему шутя». В итоге Евгений «знал немного по-латыни», чтобы понимать эпиграфы. Из истории он запомнил лишь забавные случаи, поэзия была ему неинтересна, а вот экономической наукой Евгений интересовался и читал книги экономиста Адама Смита.

Отношение к жизни, обществу

Когда юный Евгений стал посещать общество, светские люди к нему отнеслись благосклонно, ведь он прекрасно говорил по-французски, хорошо танцевал, щегольски одевался. Онегин умел держать себя в обществе, его считали интересным собеседником, хотя образован он был весьма поверхностно и достаточно ленив. Однообразная светская жизнь скоро наскучила молодому человеку. Каждый день героя в точности повторял предыдущий, и им постепенно овладела «русская хандра». Излечился он от неё, когда переехал в деревню, получив в наследство от дяди имение, но скоро и там заскучал.

Соседи-помещики не интересовали Онегин, их разговоры были ему скучны. Общие интересы у него были лишь с молодым соседом по имению Владимиром Ленским. Они подружились, но когда из-за необоснованной ревности к Ольге Лариной Ленский вызвал друга на дуэль, тот не отказался, так как не хотел прослыть трусом. Убив на дуэли Ленского, Онегин уехал из своего имения.

Отношение к женщинам

Письмом с признанием в любви, которое написала ему Татьяна Ларина, Евгений был тронут, так как в этом письме увидел он доверчивость и чистую душу юной девушки. И всё же он сказал Татьяне, что не создан для семейной жизни и что, если она будет в дальнейшем слишком доверчива по отношению к другому мужчине, которого полюбит, это может стать причиной несчастья. Эта откровенность, пусть она и является жестоким отказом девушке, всё же спасает её от опрометчивого поступка и тяжёлого будущего.

Через несколько лет, встретившись на светском вечере с замужней Татьяной, Онегин полюбил её и написал ей письмо с признанием в любви. Но Татьяна верна мужу и не отвечает на любовь Евгения.

Развитие характера Онегина

Характер Онегина представлен Пушкиным в развитии. В первой главе читатель видит процесс становления характера главного героя. Восемнадцатилетний юноша увлечён светской жизнью, которая скоро наскучила ему. Деревенская жизнь тоже его не увлекла.

По ходу развития действия романа читатель видит, как изменяется характер Онегина. Евгений научился очень хорошо разбираться в людях. Он быстро понял, что Ольга Ларина — обычная хорошенькая девушка, которой не свойственны возвышенные чувства. А из письма Татьяны ему стало понятно, что у этой девушки богатый внутренний мир.

В 26 лет Онегина от безделья одолела тоска, и он пустился путешествовать, но новые впечатления ему тоже наскучили. Вернувшись в Петербург, Евгений случайно встречает Татьяну в светском обществе и страстно влюбляется. Оказывается, он способен на высокие чувства, способен любить и страдать.

Пушкин гениально описывает сцену признания Онегина в любви к Татьяне: на этот раз, отповедь звучит уже из её уст, правда, всё-таки с одним отличием: она подтверждает, что чувства Евгения взаимны, но она всегда будет верна мужу.

Пушкин показал своего героя как человека, одарённого духовной силой, но Онегин не нашёл себе сферы деятельности, которая была бы ему интересна. В описываемое в романе время многие русские дворяне не моги определить для себя жизненные цели, поэтому можно утверждать, что образ Онегина был типичен для той эпохи.

Источник

Евгений Онегин (герой)

«Онегин, добрый мой приятель…» – такими словами представляет Александр Сергеевич Пушкин героя своего знаменитого романа. Исходя из этой фразы, некоторые литературные критики делают вывод, что Онегин в некоторой степени мог быть отражением самого автора. Но это не совсем так. Несмотря на то, что персонаж наделен чертами известных приятелей поэта, его образ скорее собирательный. Пушкин, будучи свидетелем трагических судеб молодого поколения дворян, создал типаж лишнего человека, который стал едва ли не самым колоритным и выразительным персонажем русской литературы.

Описание героя

Происхождение, образование, характер и внешность

%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD

Евгений Онегин, дворянин по происхождению, родился в Петербурге, в семье столичных аристократов и был единственным наследником богатого семейства. С самого детства его воспитанием и образованием занимались иностранные гувернеры. Сначала это была «мадам», затем «monsieur ее сменил». Месье, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя…» и не особо был озабочен тем, чтобы ученик получил глубокие знания. Иногда журил за шалости и водил на прогулки в Летний сад. В итоге Евгений, благодаря врожденному незаурядному уму, получил довольно сносное, хотя и поверхностное образование, и, даже, по мнению некоторых, был «учёным малым». Он легко изъяснялся по-французски, немного знал латынь, читал труды Адама Смита, прекрасно танцевал мазурку, умел поддержать светскую беседу. «Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

В целом, Онегин производил впечатление образованного молодого человека с хорошими манерами. Но основной его талант раскрывался на любовном поприще. Он освоил целую науку «страсти нежной» и с мастерством актера управлял своими эмоциями. Его страсть и пылкость в одну секунду превращались в холодность и надменность, что вызывало невероятное смятение «кокеток записных». Лицемерие, лесть, притворство – все эти инструменты были направлены для достижения одной цели – покорения сердец светских красавиц.

Много времени Онегин посвящал уходу за своей внешностью. По несколько часов он проводил перед зеркалом, тщательно готовясь к выходу в свет. На туалетном столике его кабинета стояли флаконы дорогого парфюма, здесь же находились разные щетки, пилочки для ногтей и другие предметы ухода. Героя окружала обстановка богатства и роскоши, что говорило о том, что Евгений очень ценит красоту и комфорт. Но Пушкин не осуждает Онегина: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…» Одевался Евгений по последнему писку моды. Панталоны, жилет, фрак – все было дорогим и стильным.

Образ жизни героя

izobrazheniya onegina illyustraczii foto 1

Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской

Онегин не придерживался определенного распорядка дня. Он мог почти до утра находиться на балу, а по возвращении домой отсыпался до самого вечера. К этому времени слуги приносили ему новые приглашения на различные вечеринки, балы и собрания. Он не отдавал предпочтение каким-то определенным мероприятиям и старался отметиться везде, будь это французский ужин с приятелями, посещение театра или детский праздник. Евгений слыл заядлым театралом, был в курсе всех новостей, наизусть знал репертуар и боготворил молодых хорошеньких актрис. Однако отношение его к театру было весьма своеобразным. Он не придерживался установленных правил, мог приехать к середине спектакля и бесцеремонно пройти «по ногам» сидящих зрителей к своему месту. В ложе сидел со скучающим видом, изредка бросая на сцену рассеянный взгляд. Откровенно разглядывал в лорнет незнакомых дам и покидал театр еще до окончания действия, торопясь на очередной бал.

С течением времени Онегин все чаще стал тяготиться таким образом жизни: «завтра то же, что вчера». Ему надоели бесконечные выезды в свет, балы и приемы, то есть, все то, что входило в традиции благородного общества. Героем овладели тоска и хандра, но выхода из этого состояния он не находил и продолжал плыть по течению.

Однажды он задумал заняться сочинительством, но писать ему вскоре также наскучило. Тем же закончилась и попытка пополнить свои знания. Принявшись, было за книги, он вскоре бросил и это занятие. Вместе с тем, Евгению были свойственны мечтательность, желание путешествовать, холодность и трезвость ума, понимание никчемности и пустоты своей жизни. Но у него не было ни малейшего понятия относительно того, как все это изменить.

Приезд в деревню

izobrazheniya onegina illyustraczii foto 3

Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской

Перемены в жизни героя начались после того, как он получил известие о тяжелой болезни своего дяди. Родственник¸ проживающий в деревне, желал проститься с Евгением и просил его о встрече. К приезду Онегина дядюшка уже покинул этот свет, завещав племяннику все свое состояние. Оставшись в деревне, Онегин решил провести некоторые преобразования. Он был рад, что ему удалось наконец-то сменить обстановку и первые несколько дней наслаждался деревенской тишиной, природой, чистым воздухом. Но вскоре им начала овладевать все та же хандра, которая преследовала его в городе. Тем не менее, он не отказался от своих планов в проведении реформ и заменил барщину оброком. Это пришлось не по душе его соседям, которые стали называть его «опаснейшим чудаком».

Шло время, и Онегин стал привыкать к простой деревенской жизни. У него появились новые знакомые, которые стали досаждать его своими частыми визитами. Он не был расположен к долгим беседам и сбегал от них через задний двор. Постепенно, видя в его поведении некоторые странности, люди стали отдаляться от него. К этому времени в соседнем имении появился молодой помещик Владимир Ленский, которому было суждено оставить неизгладимый след в судьбе главного героя.

Знакомство с Ленским

Молодые люди познакомились и начали общаться. Но между ними была огромная разница: «Они сошлись… Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». В чем же проявлялось их несходство? Во-первых, в разнице в возрасте: Онегину было двадцать шесть лет, Ленскому – восемнадцать. Евгений полностью принадлежал светскому обществу, от которого Владимир был далеко не в восторге: «Я модный свет ваш ненавижу; милее мне домашний круг…» Онегин слыл женским любимцем и обольстителем, Ленский же не имел любовного опыта, смущался и робел перед женщинами. Евгений не придавал большого значения дружбе и не верил в нее, потому что сам не был искренним. Для Ленского дружба являлась доказательством верности и надежности. По сравнению с расчетливым Онегиным Ленский был предельно простодушен, лицемерие Евгения резко контрастировало с искренностью Владимира. Онегин рано утратил интерес к жизни, Ленский же был мечтателем и верил, что все самое лучшее еще впереди. Прагматик Онегин изучал Адама Смита, а романтик Ленский восторженно отзывался о поэзии Шиллера и сам пробовал себя в роли поэта.

%D0%B8 %D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%BD

И. Репин. Дуэль Онегина и Ленского

Точками соприкосновения двух героев были образованность, благородное происхождение, совпадение общественных взглядов, молодость. Все это служило поводом для их общения. Владимир ввел Евгения в семью Лариных и познакомил его с сестрами – Татьяной и Ольгой, в которую Ленский был страстно влюблен. Онегину же больше понравилась Татьяна. Но, в силу своего характера, от нечего делать он начал заигрывать с Ольгой, чем вызвал гнев Владимира. Ленский, желая отстоять свою честь, вызвал Онегина на дуэль, где и погиб, сраженный пулей своего соперника.

Онегин и Татьяна

В Татьяне Онегина привлекала, в первую очередь, та первозданная чистота и непорочность, которая отличала ее от светских барышень. Девушка, так же, как и он, принадлежала к дворянскому сословию и была неплохо образована, но жизнь на природе, в простой деревенской среде придавала ей очаровательную естественность. Любительница французских любовных романов, она с замиранием сердца мечтала о своем избраннике и встретила его в лице Евгения Онегина. Не в силах скрывать свое чувство, Татьяна написала ему письмо. Евгений, пресытившийся прошлыми отношениями, был тронут этим признанием, но ответил девушке, что пока не готов вступать в брак и не может дать ей той любви, которую она заслуживает. Он не скрывал, что Татьяна ему симпатична и, если бы он был поэтом, то обязательно женился бы на ней. Но Онегин не был поэтом и руководствовался не чувствами, а разумом, который подсказывал ему, что он не должен омрачать жизнь юной и неопытной девушки. Несмотря на отказ, в отношении к Татьяне проявилось благородство Евгения. Во-первых, он никому не рассказал о ее письме, во-вторых, не воспользовался чувствами доверчивой девушки и не погубил ее репутацию. Через некоторое время Онегин вернулся в Петербург.

Дальнейшая судьба Онегина

izobrazheniya onegina illyustraczii foto 6

Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской

Гибель Ленского оставляет глубокую рану в душе Онегина. После отъезда из деревни он некоторое время бесцельно странствует, но затем возвращается в Петербург. На одном из балов он обращает внимание на молодую даму, жену генерала, которую автор описывает так: «Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней». Пораженный Евгений узнает в этой даме Татьяну, которая из простой и наивной девушки превратилась в настоящую богиню. Он осознает, что в его сердце вспыхнула страсть и отправляет ей письмо с признанием в любви. Теперь читатель видит уже совсем другого Онегина – естественного и искреннего, не боящегося открыть душу любимой женщине. Но Татьяна отвергает его любовь, так как не считает возможным разрушить брак, который она считает святым. Несмотря на то, что она продолжает любить Евгения, она отказывает ему со словами: «Я другому отдана; Я буду век ему верна». В этой части повествования Пушкин расстается со своим героем. Позже он напишет отдельную главу о путешествии Онегина по России.

Роль героя в произведении

В своем романе А.С. Пушкин изобразил типичного представителя «лишних людей», для которых характерны: отсутствие жизненных ориентиров, постоянная хандра, неумение и нежелание трудиться, неспособность что-либо изменить. Поэту удалось нарисовать целостную и объемную картину современного ему русского общества с его бытом и нравами. Но особое внимание он акцентировал на представителях молодого поколения, и в этом смысле образ Онегина явился олицетворением своего времени.

Пушкин понимал, что жизнь его героя могла бы сложиться совсем иначе, но обвинял в этом не только Онегина. В то время судьбы молодых людей зависели не только от них самих, но и от тех веками устоявшихся норм и правил, которые считались незыблемыми в дворянском обществе. Главными врагами молодежи Пушкин считал лень, апатию, бездеятельность, привычку жить за счет труда крепостных крестьян. Парадокс заключается в том, что почти в каждом из них заключен огромный внутренний потенциал, которым они не в силах воспользоваться. Очень точно выразил свое отношение к Онегину А.И. Герцен: «Это человек, который испытывает жизнь вплоть до самой смерти, чтобы увидеть, не лучше ли она жизни. Он все начинал, но ничего не доводил до конца; он тем больше размышлял, чем меньше делал, в двадцать лет он старик, а к старости он молодеет благодаря любви».

Александр Сергеевич Пушкин создал образ, от которого берут свое начало самые известные герои русской литературы: Печорин, Базаров, Рудин, Безухов, Болконский, Карамазов, Обломов и другие. Евгений Онегин – прародитель их всех и естественным образом занимает самую верхнюю планку. У Пушкина была мысль привести своего героя в стан декабристов, но опасение преследования и цензуры заставили его отказаться от этой идеи.

Развитие героя по мере сюжета

На протяжении всего романа автор показывает читателю, как меняется его герой, что происходит с его душой и внутренним миром. В начале повествования это весьма легкомысленный молодой человек, представитель высшего общества. Несмотря на молодость, Онегин выглядит пресытившимся и уставшим от жизни. У него обо всем имеется свое представление и, чаще всего, оно негативное. Пушкин называет его молодым повесой. Совершенно другой Онегин предстает перед читателем в последней главе. Невозможно не задаться вопросом: что же так повлияло на главного героя, и почему он так изменился?

Череда событий, произошедших с Онегиным, обнажила такие качества его души, о которых он сам едва ли подозревал. Огромная роль в этом преображении принадлежит гибели Ленского. Когда Онегин осознал, какое бессмысленное преступление он совершил, душа его содрогнулась от ужаса. Он понял, что его жизнь уже не будет прежней. Ему стало невыносимо находиться в тех местах, где все напоминало ему о трагедии, и поэтому он решил отправиться в путешествие.

Во время странствий, которые также сыграли определенную роль, Евгений много думал и анализировал свою жизнь. К нему пришло ясное осознание того, что он уже не сможет играть чувствами и судьбами людей, переступать через их переживания и думать только о себе. Из путешествия вернулся совсем другой Онегин – наполненный другими чувствами, более внимательный и серьезный по отношению к людям.

Но полное преображение героя произошло, благодаря любви, которую он испытал после второй встречи с Татьяной. Душа его уже была подготовлена к этому глубокому и светлому чувству и, хотя оно не принесло счастья ни ему, ни Татьяне, можно только порадоваться за Евгения, сумевшего освободиться от ледяной светскости и пережить настоящее духовное возрождение.

Отношение автора к герою

Александр Сергеевич посвятил работе над романом долгих восемь лет и, естественно, за это время сроднился со своим героем, можно сказать, выпестовал его. В то же время, он был против того, чтобы его отождествляли с Онегиным, несмотря на то, что тот и другой были выходцами из одной социальной среды. Отношение автора к герою менялось по мере развития сюжета во многом из-за того, что с течением времени менялся как сам Пушкин, так и его персонаж.

Онегин изображен Пушкиным человеком с невероятно сложным характером, полным противоречий. Автор не маскирует недостатки героя и не пытается найти им оправдание. В то же время, уже из первой главы становится понятно, что автор считает Онегина добрым приятелем и вовсе не прочь с ним подружиться. Но отношение Пушкина к Евгению постоянно меняется. Несмотря на дружбу, поэт временами иронизирует, а иногда и прямо осуждает его поведение и поступки. Характер героя не выглядит схематичным во многом благодаря тому, что соткан из противоречий, которые делают его необычайно жизненным. В заключение можно сказать, что отношение Пушкина к Онегину скорее нейтральное. Для автора он не положительный, но и не отрицательный герой.

Прототипы

Многие исследователи творчества Пушкина до сих пор не могут сойтись во мнении, кто же был реальным прототипом Евгения Онегина. Большинство литературоведов убеждены в том, что это образ собирательный. Но все же, при обсуждении этой темы чаще всего звучат две фамилии – Катенин и Чаадаев.

Павел Александрович Катенин был декабристом и другом А.С. Пушкина. Занимался драматургией и поэзией, переводами, писал критические статьи. Был участником Отечественной войны 1812 года, имел звание гвардии полковника. Был одним из разработчиков плана по убийству императора Александра I. Автор гимна декабристов «Отечество наше страдает».

В восстании на Сенатской площади участия не принимал по причине ссоры с остальными декабристами. Отличался очень сложным характером. В 1822 году был выслан из Петербурга и остаток жизни провел в одиночестве, в своем имении.

Петр Яковлевич Чаадаев – второй прототип Евгения Онегина. Был другом Пушкина, занимался философией и публицистикой. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, состоял в масонской ложе. Пушкин познакомился с Чаадаевым еще во время учебы в лицее и в течение всей жизни поддерживал эту нежную и крепкую дружбу.

Как бы то ни было, несомненно одно: Евгений Онегин – детище гениального поэта А.С. Пушкина, продукт его непревзойденного таланта и вдохновенного воображения.

Экранизации героя

По сравнению с огромным количеством театральных постановок и опер у романа «Евгений Онегин» всего три экранизации. Первая состоялась в 1911 году в Российской Империи. Это была немая черно-белая короткометражка. Несмотря на возраст, лента сохранилась до настоящего времени. Роль Онегина в этом фильме исполнил актер Пётр Чардынин.

Третья экранизация принадлежит кинематографистам Великобритании и США. Фильм вышел в 1999 году под названием «Онегин». Роль Онегина исполнил актер Рэйф Файнс. Герои ленты говорят прозой, в стихах представлены только письма. Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге.

Источник

Образ и характер Онегина в романе «Евгений Онегин»

А. С. Пушкин сумел обогнать свою эпоху – он создал абсолютно уникальное произведение, роман в стихах. Образ Евгения Онегина великий русский поэт сумел преподнести совершенно особым образом. Герой выступает перед читателем сложным и неоднозначным. И его изменения проявляются на протяжении всего произведения в динамике.

2180098

Описание характера Онегина в романе «Евгений Онегин» можно начать с тех характеристик, которые дает А. С. Пушкин своему герою. Это следующие «факты»: во-первых, Онегин является аристократом из Санкт-Петербурга. Что же касается его отношения к окружающим людям и жизненной философии, то поэт описывает его как «эгоиста и повесу». Подобное воспитание культивировалось в дворянской среде того времени. Дети высокопоставленных особ отдавались на попечение иностранных воспитателей. И к началу юности гувернеры обучали их основным навыкам, наличие которых можно проследить и у главного героя пушкинского произведения. Онегин владел иностранным языком («и по-французски совершенно…»), умел танцевать («легко мазурку танцевал»), а также обладал хорошо развитыми навыками этикета («и кланялся непринужденно»).

2180097

Поверхностность образования

В начале произведения Онегин описывается через авторское повествование. Пушкин пишет о душевном недуге, который постиг его героя. Описывая характер Онегина в романе «Евгений Онегин», можно подчеркнуть: первопричиной этой «хандры» вполне может быть тот конфликт, который характеризовал отношения Онегина с обществом. Ведь с одной стороны, главный герой подчинялся установленным в дворянском социуме правилам; с другой – внутренне бунтовал против них. Нужно отметить, что хотя Онегин и был воспитанным, это образование не отличалось особой глубиной. «Чтоб не измучилось дитя, всему учил его шутя» гувернер из Франции. Помимо этого, Онегина можно назвать и соблазнителем. Ведь он умел «казаться новым, шутя невинность изумлять».

2180096

Основные черты в начале произведения

Онегин является очень противоречивой личностью. С одной стороны, его неприглядными качествами характера являются эгоизм и жестокость. Но с другой, Онегин наделен тонкой душевной организацией, он очень раним, и обладает духом, стремящимся к истинной свободе. Именно эти качества и являются наиболее привлекательными в Онегине. Они делают из него еще одного «героя нашего времени». Знакомство с главным героем происходит в первой главе, во время его раздраженного и желчного монолога. Читатель видит «молодого повесу», который ни в чем не видит ценности и смысла, испытывает равнодушие ко всему на свете. Онегин иронизирует по поводу болезни своего дядюшки – ведь она оторвала его от светской жизни, однако ради денег он способен какое-то время потерпеть «вздохи, скуку и обман».

2180095

Быт Онегина

Такая образованность была свойственна представителям его круга. Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» на первый взгляд может показаться легкомысленным. Онегин в беседе легко мог процитировать несколько стихов или латинских фраз, а его ежедневная жизнь проходила в совершенно однообразной среде – балы, обеды, посещение театров. Быт главного персонажа произведения поэт представляет посредством описания кабинета Онегина, которого он называет «философом в осьмнадцать лет». На столе у главного героя рядом Байроном находится столбик с куклою, а также большое количество разнообразных туалетных принадлежностей. Все это дань моде, увлечениям, аристократическим привычкам.

2180090

Хандра

Жизнь главного героя была совершено спокойной и безоблачной. Его пустое существование заполняли развлечения и заботы о собственной внешности. Главным героем овладевает «английский сплин», или же русская хандра. Сердце Онегина было пустым, а ум не находит себе применения. Ему опостыл не только литературный труд. Главный герой берется за книгу, однако и чтение не доставляет ему никакого удовольствия. Ведь Онегин разочаровался в жизни, и поверить книге он не в состоянии. Овладевшую им апатию главный герой называет «разочарованием», с охотой прикрывая себя образом Чайльд-Гарольда.

Однако главный герой не хочет и не умеет по-настоящему трудиться. Поначалу он пробует себя в качестве писателя – однако выполняет эту работу «зевая», и вскоре откладывает ее в сторону. И такая скука подталкивает Онегина к тому, чтобы путешествовать.

2180085

Онегин в деревне

В деревне главный герой снова сумел «воспрять духом». Он счастлив наблюдать за красотами природы, и даже делает попытки облегчить жизнь крепостных крестьян путем смены тяжкой барщины на «легкий налог». Однако снова Онегина догоняет его мучительница – скука. И он обнаруживает, что и в деревне испытывает те же самые чувства, что и в аристократической столице. Онегин рано просыпается, плавает в реке, но все равно ему наскучивает и эта жизнь.

Поворотное знакомство

Однако декорации меняются после того, как главный герой знакомится с Ленским, а потом и с сестрами Лариными, живущими по соседству. Близкие интересы и хорошее воспитание позволяют сблизиться Онегину с Ленским. Главный герой обращает внимание на старшую сестру, Татьяну. А в ее сестре, Ольге (которая являлась возлюбленной Ленского), Онегин видит только лишь «безжизненность черт и души». Черты характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» противопоставляют ее главному герою. Она близка к народной жизни, несмотря на то, что плохо говорит по-русски.

Ее лучшие черты были воспитаны няней, которая передала Татьяне понятие о нравственном долге, а также основы народного мироощущения. Цельность характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» проявляется в смелости, с которой она делает признание возлюбленному, а также в благородстве ее намерений, верности супружеской клятве. Отповедь Онегина делает ее взрослее. Героиня меняется внешне, однако сохраняет лучшие качества характера.

Что касается характера Ольги в романе «Евгений Онегин», то этой героине поэт отводит второстепенную роль. Она хороша собой, однако Онегин сразу видит ее душевную пустоту. И этот характер очень быстро вызывает неприятие у впечатлительного читателя. В образе Ольги великий русский поэт выражает свое отношение к ветреным девушкам своей эпохи. Об их портрете он говорит так: «Я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно».

2180267

Характер Ленского в романе «Евгений Онегин»

Ленский предстает перед читателем в образе свободолюбивого мыслителя, который получил образование в одном из европейских университетов. Поэзия его овеяна духом романтизма. Однако Пушкин спешит предостеречь читателя о том, что в действительности Ленский остается невеждой, обычным русским помещиком. Хотя он и симпатичен, однако не слишком утончен.

Порядочность героя

Онегин отвергает чувства Татьяны. На все ее любовные признания он отвечает грубой отповедью. В этот момент времени искренность и чистота чувств деревенской девушки оказываются Онегину не нужны. Однако Пушкин оправдывает своего героя. Онегин отличался порядочностью и честностью. Он не позволял себе глумления над чувствами другого человека, над его наивностью и чистотой. К тому же, причиной отказа Лариной была холодность самого Онегина.

Поединок с Ленским

Повторная встреча с Татьяной

Вернувшись в столицу, на одном из балов главный герой снова встречает «ту самую Татьяну». И его очарованию нет предела. Она замужняя женщина – но лишь теперь Онегин оказывается способным увидеть родственность их душ. В любви к Татьяне он усматривает возможность своего духовного воскресения. Кроме того, Онегин узнает, что ее любовь к нему тоже еще жива. Однако для главной героини оказывается совершенно неприемлемой мысль о возможной измене законному мужу.

В ее душе происходит поединок между чувствами и долгом, и разрешается он не в пользу любовных страстей. Татьяна оставляет Онегина на коленях в одиночестве. И сам поэт также покидает своего героя именно во время этой сцены. Чем закончится его жизнь, остается неизвестным. Исследования литературоведов и историков показывают, что поэт планировал «отправить» Онегина на Кавказ, или же превратить его в декабриста. Однако это осталось тайной, которая была сожжена вместе с заключительной главой произведения.

Автор романа и его главный герой

Многогранность характеров в романе «Евгений Онегин» раскрывается в процессе сюжетного развития поэмы. Описывая те события, которые происходили в произведении после дуэли Онегина с Ленским, Пушкин включает в текст небольшое упоминание о молодой горожанке. Она спрашивает, что произошло с Ольгой, где теперь находится ее сестра, и что с Онегиным – где «этот пасмурный чудак»? И автор произведения обещает рассказать об этом, но не теперь. Пушкин специально создает иллюзию авторской свободы.

В этом приеме можно усмотреть как замысел талантливого рассказчика, который ведет непринужденный разговор со своими читателями. С другой стороны, так Пушкин может быть охарактеризован, как настоящий мастер, который в совершенстве владеет избранной манерой подачи произведения. Автор произведения выступает в качестве одного из персонажей романа только в отношении самого Онегина. И это указание на личные контакты выделят главного героя среди других персонажей. Пушкин упоминает о «встрече» с Онегиным в столице, описывает то первое смущение, которое охватило его во время этой встречи. Такой была манера общения главного героя – язвительные шутки, желчь, «злость мрачных эпиграмм». Также Пушкин сообщает читателю об общих планах увидеть со своим главным героем «чуждые страны».

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector