- Презентация для урока ИЗО в 5 классе «Орнамент как основа декоративного украшения» «
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные методы арт-терапии: базовые техники
- Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Презентация для урока ИЗО в 5 классе «Древние образы народного искусства»
- Лекция по изобразительному искусству для 5 класса «Искусство Гжели»
- Рисунок поэтапного выполнения девушки в национальном костюме
- Презентация на тему «Виды изобразительного искусства» (6 кл)
- Презентация по рисованию на тему «Рисование с натуры молотка»
- Маршрутный лист ученика по изобразительному искусству тема «Виды живописи. Колорит в пейзаже.»
- Рисунок поэтапного выполнения лесных животных
- Рабочая программа по изобразительной деятельности
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ «ОРНАМЕНТ КАК ОСНОВА ДЕКОРАТИВНОГО УКРАШЕНИЯ»
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Орнамент. Урок ИЗО в 5-м классе
- Орнамент как основа декоративного украшения
- «Орнамент, как основа декоративного украшения»
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные методы арт-терапии: базовые техники
- Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Презентация для урока ИЗО в 5 классе «Орнамент как основа декоративного украшения» «
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ОРНАМЕНТ
как основа декоративного украшения
Описание слайда:
узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов;
предназначается для украшения различных предметов (оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее),
архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела
(раскраска, татуировка).
ОРНАМЕНТ
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
2_________
1_________
3_________
4_________
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА
Описание слайда:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
НА СЛАЙДЕ 8 РАССМОТРЕТЬ РИСУНКИ, ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ОРНАМЕНТА,
ВЫБРАТЬ ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ СРИСОВАТЬ ИЛИ РАСПЕЧАТАТЬ – ЗАПОЛНИТЬ
ЦВЕТОМ И ВНИЗУ ВЫПОЛНЕННОГО РИСУНКА ПРОПИСАТЬ
ВИДЫ ОРНАМЕНТА, КОТОРЫЕ ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ
1__________
2__________
3__________
4__________
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация для урока ИЗО в 5 классе «Древние образы народного искусства»
Лекция по изобразительному искусству для 5 класса «Искусство Гжели»
Рисунок поэтапного выполнения девушки в национальном костюме
Презентация на тему «Виды изобразительного искусства» (6 кл)
Презентация по рисованию на тему «Рисование с натуры молотка»
Маршрутный лист ученика по изобразительному искусству тема «Виды живописи. Колорит в пейзаже.»
Рисунок поэтапного выполнения лесных животных
Рабочая программа по изобразительной деятельности
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5437661 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ «ОРНАМЕНТ КАК ОСНОВА ДЕКОРАТИВНОГО УКРАШЕНИЯ»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ «ОРНАМЕНТ КАК ОСНОВА ДЕКОРАТИВНОГО УКРАШЕНИЯ»
Цель: Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.
Дидактическая: Актуализация прежних знаний и умений; формирование новых понятий об основных видах орнамента.
Воспитательная: Осознание необходимости овладения азами компьютерной графики для успешной реализации учащихся в социуме.
Развивающая: Развитие алгоритмического мышления. Структура урока
Сообщение темы и цели предстоящей работы (1 мин);
Ознакомление с новыми знаниями (10 мин);
Выполнение уч-ся задания (15 мин);
Анализ выполненной работы (6 мин);
Домашнее задание. (1 мин).
Формы работы: Фронтальная; индивидуальная; групповая. Оборудование: ПК, принтер, медиа – проектор, аудио магнитофон.
Зрительный ряд: Презентация «Виды орнамента»; репродукции с изображением орнаментов; кувшин, полотенце, шаль с орнаментами определенного вида.
Ход урока 1. Сообщение темы и цели урока учитель определяет главную цель урока: знакомство учеников с орнаментом
и многообразием его видов и форм.
учитель помогает вспомнить некоторые необходимые сведения из геометрии и повседневной жизни. На экране монитора определение «Орнамент — узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов или элементов форм растительного и животного мира». Работа с текстом: чтение, выделение главного, воспроизведение определения.
Учитель задает вопрос классу «Что такое ритмическое чередование».
Ученик дает определение: «Ритм – это повторение, каких- либо элементов узора
через определенные расстояния и в определенной последовательности».
Анализ лучших работ учащихся: Ученики демонстрируют на центральном мониторе с помощью ПК работы предыдущего урока, выполненные по заданному алгоритму. Анализируют и определяют особенности выполнения авторской работы.
3. Ознакомление с новыми знаниями
Учитель дает определения различным видам и формам орнамента: Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, ромбов и др. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, ягод, и т.д. Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры животных. Антропоморфный орнамент составляют стилизованные фигуры человека.
По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный, в круге (розетка), орнамент в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый.
Ученики Разделение учащихся на небольшие группы для создания узора по образу и подобию олимпийских чемпионок по синхронному плаванию. Демонстрация узоров у доски.
5. Выполнение уч-ся задания
Учитель предлагает обучающимся создать орнамент в программе «Microsoft PowerPoint», используя алгоритм построения орнамента:
Создать новый документ в программе Microsoft PowerPoint;
Найти общую форму узора (квадрат, круг, полоса);
Провести вспомогательные линии, определяющие центр рисунка;
Заполнить общую форму узора, декоративными элементами;
Убрать лишние линии и выполнить цветовое решение.
В ходе самостоятельной работы учитель помогает учащимся определить вид
узора, порядок его выполнения и определения его утилитарного назначения. Объясняет типичные ошибки учащимся.
Демонстрация лучших работ на центральном экране. Определение практической направленности орнамента. Распечатка работ и формирование личного портфолио ученика.
7. Домашнее задание
На наблюдение: «Какие виды орнамента чаще всего встречаются в нашей повседневной жизни?»
Орнамент. Урок ИЗО в 5-м классе
Разделы: МХК и ИЗО
Цель: Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.
Задание: Выполнить орнаментальную композицию.
Материалы: Бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: Виды орнаментов (Рис. 1, 2, 3, 4); образцы русской народной одежды, предметы крестьянского быта.
Музыкальный ряд: Русская народная музыка.
Звучит русская народная мелодия. Учитель открывает занавес, на доске возникает зрительный ряд: образцы русской народной одежды, предметы крестьянского быта, украшенные вышивкой.
Учитель: Ребята, вы услышали русскую народную музыку, увидели одежду и предметы быта, украшавшие жизнь крестьянина.
Мы сегодня попробуем с вами разобраться, в чем же здесь секрет.
Вопрос: Как вы думаете, почему эти простые по форме предметы украшали русского человека, его быт?
Ответ: Они красивые, одежда и полотенца украшены вышивкой, а посуда – росписью.
Вопрос: Если внимательно рассмотреть вышивку и роспись, что интересного можно увидеть?
Ответ: В тех узорах, которыми украшены вещи, мы можем увидеть солярные знаки. Они служили определенными символами и не случайно появились в этих узорах.
Учитель: Правильно. А вы знаете, что украшение, представляющее собой узор, называется орнамент.
1. История развития орнамента.
Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может быть живописным или скульптурным. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и обобщения. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.
Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.
Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.
Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности: ленточный (Рис. 1), замкнутый (Рис. 2), сетчатый (Рис. 3).
Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.
Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.
Кроме того, орнаменты делятся на плоскостные и рельефные. Плоскостной орнамент представляет украшение, выполненное на плоскости с помощью линий. Плоскостные орнаменты применяются при украшении одежды, росписи стен зданий в виде бордюров.
Рельефные или выпуклые орнаменты представляют собой украшение, выполненное на дереве, камне, металле, кости при помощи специальных инструментов. Рельефные орнаменты применяют для украшений зданий.
Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива.
Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции.
В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.
В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованы из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.
3. Русский орнамент.
Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами.
Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.
Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.
Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.
После беседы учащимся предлагается для закрепления материала ответить на следующие вопросы:
1. Какие основные виды орнаментов бывают?
2. Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?
Учитель предлагает ребятам выполнить орнаментальную композицию, используя тот вид орнамента, который им больше всего понравился. Во время работы звучит русская народная мелодия. Учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Подводятся итоги работ. Учитель благодарит ребят за урок.
Орнамент как основа декоративного украшения
§5. Орнамент как основа декоративного украшения. Русский народный орнамент
Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции.
Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности: ленточный (Рис. 1), замкнутый (Рис. 2), сетчатый (Рис. 3).
1.
2.
3.
Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.
Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.
Кроме того, орнаменты делятся на плоскостные и рельефные. Плоскостной орнамент представляет украшение, выполненное на плоскости с помощью линий. Плоскостные орнаменты применяются при украшении одежды, росписи стен зданий в виде бордюров.
Рельефные (или выпуклые) орнаменты представляют собой украшение, выполненное на дереве, камне, металле, кости при помощи специальных инструментов. Рельефные орнаменты применяют для украшений зданий.
По используемым в орнаменте мотивам его делят на:
Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь).
Народный орнамент — это особая знаковая система, каждый элемент которой имеет свое значение. Традиционный русский орнамент — это язык тысячелетий, который использовался нашими предками задолго до возникновения письменности. Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами. Не случайно узоры появлялись на предметах одежды, текстильных изделиях, предметах обихода и даже в виде филигранной резьбы в архитектуре. На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти. Русский орнамент очень разнообразен.
В русском орнаменте невероятной красоты детали использовались не только для красоты, но неизменно несли глубокую смысловую нагрузку. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.
Первое, что люди стали изображать на одеянии, рисовать на стенах своих жилищ и кухонной утвари, были именно дары природы. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
В северном орнаменте чаще всего изображаются ели, клюква, снежинка, рыбы, олени, цветовое решение скромное, нежное, мягкое: белые, зеленые, золотистые оттенки. В орнаменте центральных областей преобладают пышные цветы, грабельки, солнышко, птицы, иногда тигры и бары при сочетании контрастных цветов: красных, синих, желтых, черных, зеленых. Постепенно простое проявление талантов народных умельцев переросло в настоящее искусство, которое является наибольшей культурной ценностью в современном мире.
Наши предки верили, что орнамент служит не только для украшения повседневности, но также для защиты от всяческого зла. Через искусство нанесения знаков они стремились к истине. Сегодня многие тайны узоров канули в Лету, но большинство их раскрыты и знаниями может овладеть каждый, кто желает прикоснуться к истории.
Особенности русского орнамента
Всем известный факт, что каждый народ имеет свою собственную культуру, гордится ею и бережно передает ее традиции из поколения в поколение. Орнамент — это величайшая ценность, ведь в нем сохраняется тайный посыл предков своим последователям.
Орепей — ромбовидный знак, приносящий счастье, душевное равновесие и спокойствие
Вышитый символ Орепей
Использовали его в оберегах, поясах и других аксессуарах
Древний русский орнамент всегда иллюстрировал тесную взаимосвязь между Человеком, Природой и Богами. В хитросплетениях графических символов изображалось представление предков о мире, вере и истинах. Орнамент может состоять из самых разных знаков и символов, главное правило при составлении русского орнамента — единый смысл и гармоничность узоров.
Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.
Новые слова и понятия
Мотив, орнамент: ленточный, замкнутый, сетчатый, плоскостной, рельефный, геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный
Проверяем свои знания
1. Какие основные виды орнаментов бывают?
2. Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?
3. Назовите особенности русского орнамента.
Задание : орнаментальную композицию тарелочки , используя тот вид орнамента, который учащимся больше всего понравился в стиле русского орнамента (круглую или квадратную).
«Орнамент, как основа декоративного украшения»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ОРНАМЕНТ как основа декоративного украшения
ОРНАМЕНТ- узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
ВИДЫ ОРНАМЕНТА ЛЕНТОЧНЫЙ ЗАМКНУТЫЙ СЕТЧАТЫЙ
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА
Создать орнаментальную композицию
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-080964
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.