Основатель дидактики как науки

woman 1848949 1920 Советы на день

Сущность дидактики, предмет изучения, основные категории

Что такое дидактика

Педагогическая наука изучает воспитание и обучение в едином комплексе, как деятельность, ориентированную на социальную личность и приобщающую поколение к существованию в общественной среде. Для подробного исследования каждой из частей, педагогические дисциплины делят на теорию и методику воспитания и теорию обучения.

Дисциплину, которая занимается исследованием теоретического уровня обучения, называют дидактикой.

Дидактика (от греческого didakitos ­­— «поучающий», didasko ­­— «изучающий») ­­— раздел педагогики, который раскрывает теоретические фундаментальные образовательные и обучающие основы. Он обнаруживает закономерности, принципы обучения, сущность образования, методику преподавания и контроля учебного процесса, характеристики всех образовательных дисциплин для всех возрастов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Объект дидактики — процесс обучения.

Предмет ­­— исследование закономерностей учебного процесса, взаимоотношения между учебным материалом, учеником и учителем.

Дидактика выполняет две функции, которые взаимосвязаны между собой:

История развития

Ввел термин «дидактика» немецкий педагог Вольфган Ратке, обозначая им искусство обучения.

Среди задач дидактики Ритке выделял:

Современные исследователи добавляют следующие задачи:

В начале XIX века И. Ф. Гербарт перевел дидактику в статус теории обучения, которое воспитывает. Его считают основоположником классической дидактики. Педагог выделил четыре ступени в структуре процесса обучения:

В начале XX века в такой системе увидели недостатки: передача готовых знаний не способствовала развитию мышления ребенка.

Появились новые подходы.

Педоцентристская дидактика связана с именем английского педагога Д. Дьюи. Цель обучения он определил в развитии умственных способностей учеников. Процесс обучения следовало формировать, основываясь на потребностях, интересах и способностях ребенка. Однако частое применение такой методики приводит к потере систематичности, не дает глубоко освоить материал.

Современная дидактическая концепция заслуга таких педагогов, как П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, Дж. Брунер.

Основные цели

Цель дидактики состоит в решении перечня теоретических задач:

Разделы дидактики

В состав дидактической науки входят 7 разделов:

Что такое навык в дидактике

Одной из значимых категорий дидактики является навык.

Навыки — элементы практической деятельности, которые проявляются в ходе выполнения определенных действий и доведены неоднократным повторением до безупречности.

Существует несколько видов навыков:

На формирование навыков оказывают влияние следующие факторы:

Знания, умения и навыки (ЗУН) являются основой обучения.

К базовым категориям дидактики также относят:

Дидактика и частные методики обучения

Длительное время дидактика была единственным разделом педагогики, изучающим теорию и методы обучения. В дальнейшем исследователи выявили, что дидактика не может охватить все предметы в целом, в силу их специфики. Обучение физике отличается от обучения литературе. Вследствие этого стали образовываться отдельные педагогические дисциплины, которые получили название частных методик или частных дидактик.

Таким образом, сфера изучения дидактики — обоснование общих теоретических направлений обучения. Сфера изучения частных методик — организация обучения по определенным предметам, на основе идей и теорий дидактики.

Дидактика и частные методики взаимодействуют друг с другом. Их роль постоянно возрастает, они направлены на совершенствование учебного процесса, развитие инновационных форм обучения, повышение качества успеваемости и воспитания учеников.

Источник

Дидактика: определение, её возникновение и развитие

Что обозначает термин дидактика?

Дидактика – это особенная часть педагогики, которая в современности приобретает специфические черты и характеристики самостоятельной науки.

Образование и обучение тесно связаны с воспитанием и являются не только предметом дидактики, но и органической частью воспитания.

Общество всегда волнуется и заботится о том, чтобы накопленный опыт вместе с навыками, знаниями и умениями смогли быть усвоенными вступающими в новую жизнь поколениями. Обучение и образование характеризуются единственной целью, которая относится к освоению потомками ранее изученного опыта нашими предками.

Все этапы исторического развития дидактики характеризуются ее задачей, которая включает в себя определение содержания образования новых поколений, способов использования потомками умений, знаний, навыков и раскрытия закономерностей данного процесса. Поэтому дидактика определяется как теория обученности и образования.

Процесс обучения неразрывен с воспитанием нравственным и умственным. Имеются твердые основания для того, чтобы определять дидактику как теорию обучения, образования и воспитания. К этому относится формирование мировоззрения обучающихся.

Процесс обучения – этот предмет дидактики на современном этапе развития.

Это означает, что содержание образования, реализованное в учебных планах и литературе, программах, средствах и методах обучения, условиях, которые благоприятны для творческого и активного труда детей, их умственному и физическому развитию. Идет речь об общей дидактике, которая способна раскрыть закономерности обучения и образования, но не исследует особенности обучения определенной дисциплины. Задача может быть решена частной, то есть предметной, дидактикой.

Возникновение и развитие дидактики

Развитие дидактики происходило исторически, как и педагогики. Дидактика развивалась с выполнением возникающих задач перед учебным заведением на конкретных этапах развития человеческого общества.

Нынешняя дидактика считается сформировавшейся развитой отраслью педагогической науки, характеризующейся особенным предметом и соответствующей системой методов и задач, выдвигаемых перед ней ходом научно-технической революции, развитием культуры, экономики современного общества.

Историческое развитие дидактики подразумевает важные и главные его этапы для более глубокого ее раскрытия в качестве теории обучения и образования нового поколения.

Необходимость создания условий для овладения молодого поколения знаниями, опытом предков появлялась по мере того, как в историческом развитии всего человечества происходило объединение материальной и духовной жизни, практического опыта в сфере труда, развитие искусства и науки постепенно возрастали. Наличие таких условий было довольно редким событием на первых этапах культурного развития человечества. Это обуславливалось замедленным темпом эволюции человечества в условиях примитивной трудовой деятельности, формирование способности к учению происходило затруднительно.

Нетривиальность учения формировалась вместе с человеческой способностью изготавливать орудия. То есть способность к учению формировалась и развивалась одновременно с фигурацией трудовой деятельности.

Рост производства и торговли, развитие наук способствовали генерированию обучения в качестве сферы человеческой деятельности в средние века и во времена древнего мира. Теория обучения требовала создания определенных условий.

В XVII веке Ян Амос Коменский создал величайший труд, называемый «Великая дидактика». Автор впервые выдвинул задачу обучения всех и всему. В его книге были изложены правила и принципы обучения детей. Педагог во времена борьбы между новыми идеями в области науки, философии и между идеологией феодального общества, характерные для XVII, создал великую дидактику, являясь автором, содержащую в себе новые идеи обучения и воспитания, продолжил их практики. Эти времена характеризовались большим влиянием религиозной идеологии.

Коменский основывался на идейных предшественниках, трудах английского философа Френсиса Бэкона.

Дидактика Коменского была построена на идее природосообразности воспитания. Он выявлял закономерности, появляющиеся во время обучения и воспитания человека, исходя из своего утверждения.

Он решал главную задачу своей дидактики – раскрытие «естественного порядка вещей» в обучении, приводящего к успеху.

Развитие дидактики

Обучение рассматривается в качестве процесса, где главная роль предусмотрена для чувственного восприятия вещей. Коменский утверждал, что ощущения – это источник всех знаний, поэтому обучение детей должно проходить не путем словесных рассуждений и литературы, а с помощью изучения причинных связей и наблюдений за окружающими предметами или явлениями. Учащиеся должны развить все органы чувств, что позволит подвести к последующим наблюдениям явлений, предметов окружающего мира.

Предложенные положения были основой для развития дидактики, но с существенными недостатками.

Чувственное познание не способно привести к истине самостоятельно, одностороннее увлечение им, приводящее к формуле: «вещь – ядро, слова – кора и шелуха», не сможет стать основой обучения, которое обеспечивает движение к знаниям.

Коменский создал учебные пособия, учебники для детей, разработал методы обучения наукам и языкам. Его методы смогли значительно повысить успеваемость обучения учащихся.

Он сумел раскрыть в самом обучении две стороны: объективную (законы обучения), субъективную (применение законов), смог положить начало теории обучения, то есть дидактики, и искусству преподавания.

Еще один известный выдающийся педагог – Жан Жак Руссо, который отстаивал свою идеологию за свободное развитие каждого человека, идею всемирной активности ребенка. Он подвергал критике существовавшее в то время обучение, так как считал его неприемлемым из-за книжного характера, скованности действий и отдаленности от действительности. Позже он сам выдвинул концепцию обучения, опирающуюся на непосредственные запросы ребенка и его потребности.

Согласно данной концепции, рассматривался запрет на игнорирование потребностей ребенка и его интересов, так как это способствовало лучшей подготовке к будущей жизни. На самом деле для того, чтобы приготовление было эффективным, необходимо занять учащегося тем, что важно для него на сегодняшнюю жизнь. Только так можно способствовать умственному развитию обучаемого.

Существует отрицательная сторона предложенной Жан Жаком концепции. Педагог сделал вывод том, что учащийся производит определение своего собственного пути учения и развития самостоятельно. Определение дидактики в педагогике относилось к величайшему его последователю.

Идеи Жака продвигались и развивались, после чего нашли практическое воплощение в трудах Иоганна Генриха Песталоцци. Предложенная им дидактика была неразрывна с педагогикой. Высшая степень воспитания для Песталоцци – это пробуждение спящих сил для развития уверенности в себе. Поэтому он предложил три средства: культуру сердца, развитие ума в процессе расширения круга наблюдений, их анализа и заключения их в логические связи, знакомясь с языком для их выражения, нравственное развитие.

Песталоцци ставил на первое место обучение как путь воспитания. Специальное образование должно было основываться на общем. Целью обучения считалось развитие личности, гармоничность формирования сил и способностей, воспитание трудолюбия. Обучение всегда должно быть связано с психологией ученика, которое развивается в процессе обучения.

Источник

ДИДАКТИКА

Тер­мин «Дидактика» впер­вые ис­поль­зо­вал немецкий пе­да­гог В. Рат­ке, на­звав­ший свой курс лек­ций «ди­дак­ти­кой» или «ис­кус­ст­вом пре­по­да­ва­ния». Дидактика как сис­те­му на­учных зна­ний пред­ста­вил Я.А. Ко­мен­ский («Ве­ли­кая ди­дак­ти­ка», 1657). На раз­ви­тие дидактики ока­за­ли влия­ние идеи Ж.Ж. Рус­со, И. Пес­та­лоц­ци, И.Ф. Гер­бар­та, Ф. Дис­тер­ве­га.

В Рос­сии це­ло­ст­ную ди­дак­тическую сис­те­му соз­дал К.Д. Ушин­ский. В советскую дидактику зна­чительный вклад вне­сли ис­сле­до­ва­ния Ю.К. Ба­бан­ско­го, М.А. Да­ни­ло­ва, Б.П. Еси­по­ва, И.К. Жу­рав­лё­ва, В.И. За­гвя­зин­ско­го, Л.Я. Зо­ри­ной, В.В. Кра­ев­ско­го, И.Я. Лер­не­ра, В.С. Лед­нё­ва, М.И. Мах­му­то­ва, М.Н. Скат­ки­на, Н.М. Шах­мае­ва и других.

Про­цесс обу­че­ния в дидактике оп­ре­де­ля­ет­ся как це­ле­на­прав­лен­ная взаи­мо­свя­зан­ная дея­тель­ность учи­те­ля и уча­щих­ся, на­прав­лен­ная на дос­ти­же­ние це­лей обу­че­ния; име­ет дву­сто­ронний ха­рак­тер: в нём взаи­мо­свя­за­ны и взаи­мо­обу­слов­ле­ны пре­по­да­ва­ние и уче­ние. Тра­ди­ци­он­но вы­де­ля­ют­ся его обу­чаю­щая, раз­ви­ваю­щая, вос­пи­ты­ваю­щая функ­ции.

Про­цесс обу­че­ния ис­пы­ты­ва­ет влия­ние многих фак­то­ров, как вне­пе­да­го­ги­че­ских (например, об­щественные ус­ло­вия), так и пе­да­го­ги­че­ских (например, со­став клас­са, свое­об­ра­зие учеб­но­го ма­те­риа­ла). Спе­ци­фи­ку ди­дак­тических за­ко­но­мер­но­стей ха­рак­те­ри­зу­ет за­ви­си­мость ме­ж­ду пре­по­да­ва­ни­ем, уче­ни­ем и со­дер­жа­ни­ем об­ра­зо­ва­ния. В.В. Кра­ев­ский, И.Я. Лер­нер вы­де­ли­ли два ви­да ди­дак­тических за­ко­но­мер­но­стей: 1) при­су­щие про­цес­су обу­че­ния и не­из­беж­но про­яв­ляю­щие­ся, как толь­ко он воз­ни­ка­ет в какой-либо фор­ме, не­за­ви­си­мо от спо­со­бов дея­тель­но­сти обу­чаю­ще­го и обу­чаю­щих­ся (например, ос­вое­ние под­рас­таю­щи­ми по­ко­ле­ния­ми со­ци­аль­но­го опы­та стар­ших по­ко­ле­ний, взаи­мо­дей­ст­вие учи­те­ля и уче­ни­ка в про­цес­се обу­че­ния) и 2) про­яв­ляю­щие­ся в за­ви­си­мо­сти от пред­при­ни­мае­мой обу­чаю­щим и обу­чаю­щи­ми­ся дея­тель­но­сти и средств обу­че­ния.

Прин­ци­пы обу­че­ния воз­ник­ли из пе­да­го­гической прак­ти­ки как ре­зуль­тат её обоб­ще­ния, они объ­ек­тив­но обу­слов­ле­ны об­ществ. по­треб­но­стя­ми и в то же вре­мя ва­риа­тив­ны. В дидактике вы­де­ля­ют­ся прин­ци­пы на­уч­но­сти и дос­туп­но­сти, сис­те­ма­тич­но­сти и по­сле­до­ва­тель­но­сти, на­гляд­но­сти, свя­зи тео­рии с прак­ти­кой, обу­че­ния с жиз­нью, проч­но­сти и дей­ст­вен­но­сти ре­зуль­та­тов, по­ло­жительного эмо­цио­наль­но­го фо­на обу­че­ния, творческой ак­тив­но­сти и са­мостоя­тель­но­сти уча­щих­ся при ру­ко­во­дя­щей ро­ли учи­те­ля, со­че­та­ния кол­лек­тив­ных и ин­ди­ви­ду­аль­ных форм учеб­ной ра­бо­ты, пе­ре­хо­да от обу­че­ния к са­мо­об­ра­зо­ва­нию.

В про­цес­се об­ра­зо­ва­ния про­ис­хо­дит пе­ре­да­ча но­вым по­ко­ле­ни­ям ра­нее на­ко­п­лен­но­го со­ци­аль­но­го опы­та; его ча­стью яв­ля­ет­ся со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния. Су­ще­ст­ву­ют различные под­хо­ды к от­бо­ру со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния. В пред­мет­но-ори­ен­ти­ро­ван­ном под­хо­де со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с ос­но­ва­ми на­ук. Праг­ма­тический под­ход вклю­ча­ет в со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния толь­ко те зна­ния, уме­ния, на­вы­ки, ко­то­рые при­го­дят­ся уче­ни­ку не­по­сред­ст­вен­но в жиз­ни. Со­ци­аль­но-цен­три­ро­ван­ный под­ход пред­ла­га­ет при от­бо­ре со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния ру­ко­во­дство­вать­ся пре­ж­де все­го ин­те­ре­са­ми об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва. Лич­но­ст­но-цен­три­ро­ван­ный под­ход во гла­ве все­го об­ра­зо­ват. про­цес­са ста­вит раз­ви­ваю­щую­ся лич­ность ре­бён­ка. Со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния при этом не яв­ля­ет­ся фик­си­ро­ван­ным, ре­бё­нок сам ре­ша­ет, что ему ин­те­рес­но и что он бу­дет изу­чать.

В 1970-е годы бы­ла раз­ра­бо­та­на куль­туро­ло­гическая кон­цеп­ция со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния (В.В. Кра­ев­ский, И.Я. Лер­нер, М.Н. Скат­кин), со­глас­но ко­то­рой ис­точ­ни­ком со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния слу­жит ма­те­ри­аль­ная и ду­хов­ная куль­ту­ра об­ще­ст­ва. Уче­ни­ку пе­ре­да­ёт­ся пе­да­го­ги­че­ски адап­ти­ро­ван­ный со­ци­аль­ный опыт, в струк­ту­ру ко­то­ро­го вхо­дят зна­ния, спо­со­бы дея­тель­но­сти, опыт творческой дея­тель­но­сти, опыт эмо­цио­наль­но-цен­но­ст­но­го от­но­ше­ния к ми­ру. Обя­зательный ми­ни­мум со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния, основные об­ра­зо­вательные про­грам­мы об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, максимальный объ­ём учеб­ной на­груз­ки обу­чаю­щих­ся, уро­вень под­го­тов­ки вы­пу­ск­ни­ков об­ра­зо­вательных уч­ре­ж­де­ний, а так­же основные тре­бо­ва­ния к обес­пе­че­нию об­ра­зо­вательного про­цес­са оп­ре­де­ля­ют государственные стан­дар­ты об­ще­го об­ра­зо­ва­ния.

К сред­ст­вам обу­че­ния от­но­сят­ся объ­ек­ты, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют ре­зуль­та­тив­ное про­те­ка­ние учеб­но­го про­цес­са: учеб­ни­ки, учеб­ные по­со­бия, спра­воч­ни­ки, эн­цик­ло­пе­дии, мо­де­ли, ма­ке­ты, тех­нические сред­ст­ва обу­че­ния: диа- и эпи­про­ек­то­ры, гра­фо­про­ек­то­ры, ки­но- и ви­део­ап­па­ра­ту­ра, ком­пь­ю­те­ры, Ин­тер­нет.

Основной фор­мой учеб­но­го про­цес­са яв­ля­ет­ся урок.

За ру­бе­жом, в стра­нах Западной Ев­ро­пы и США дидактика зна­чи­тель­но пси­хо­ло­ги­зи­ро­ва­на. В ря­де слу­ча­ев ди­дак­тические под­хо­ды стро­ят­ся как пря­мая про­ек­ция пси­хо­ло­гических кон­цеп­ций на учеб­ный про­цесс (например, «пси­хо­ло­гическая ди­дак­ти­ка» Х. Эб­ли, Фран­ция), как би­хе­вио­ри­ст­ская тео­рия обу­че­ния Б.Ф. Скин­не­ра и другие. В бо­лее опо­сре­до­ван­ном ви­де воз­дей­ст­вие пси­хо­ло­гии на дидактику про­ис­хо­дит че­рез вклю­че­ние на­учного ап­па­ра­та пси­хо­ло­гии в изу­че­ние и кон­ст­руи­ро­ва­ние обу­че­ния; например, влия­ние би­хе­вио­риз­ма на раз­ви­тие про­грам­ми­ро­ван­но­го обу­че­ния; влия­ние ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии на кон­цеп­цию стерж­не­вых идей в со­дер­жа­нии обу­че­ния (Дж.С. Бру­нер, Х. Та­ба, Дж. Шваб, США) и другие. Ана­ли­тический ап­па­рат пси­хо­ло­гии ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в изу­че­нии эм­пи­рических ди­дак­тических по­ис­ков (например, изу­че­ние опы­та от­кры­то­го обу­че­ния в раз­ных стра­нах ми­ра; ха­рак­те­ри­сти­ка сти­лей пре­по­да­ва­ния (Н. Бен­нет и другие, Вели­ко­бри­та­ния); син­тез «мо­де­лей обу­че­ния» как об­ще­ди­дак­тических стра­те­гий под­бо­ра приё­мов и ме­то­дов обу­че­ния (Б. Джойс, М. Уэйл, США)). За­мет­ное влия­ние на дидактику ока­зал сис­тем­ный под­ход к кон­ст­руи­ро­ва­нию обу­че­ния (от це­ле­по­ла­га­ния до оцен­ки дос­тиг­ну­тых ре­зуль­та­тов), про­явив­ший­ся в об­ще­ди­дак­тическом те­че­нии пе­да­го­гической тех­но­ло­гии.

Современная за­ру­беж­ная дидактика раз­ви­ва­ет­ся в ус­ло­ви­ях ши­ро­ко­мас­штаб­но­го пе­ре­смот­ра учеб­ных про­грамм, об­нов­ле­ния со­дер­жа­ния и стра­те­гии школь­но­го обу­че­ния, со­ци­аль­но-пе­да­го­гической ори­ен­та­ции на мас­со­вое, сред­нее и по­слес­ред­нее об­ра­зо­ва­ние. Американской ас­со­циа­ци­ей пе­да­го­гических ис­сле­до­ва­ний под­го­тов­лен ме­ж­ду­народный свод ис­сле­до­ва­ний про­блем обу­че­ния «Ме­ж­ду­народная эн­цик­ло­пе­дия по во­про­сам обу­че­ния и под­го­тов­ки учи­те­лей» («The international encyclopedia of teaching and teacher education», 1987).

Источник

Дидактика

Содержание

Определение дидактики [ ]

Дидактика как научное знание [ ]

Дидактика является сферой подлинно научного знания, а как всякая подлинная наука, оперирует определенными понятиями, выделяя из них основополагающие, поскольку обучение это совместная познавательная деятельность, то оно включает в себя 3 плана:

1. уровень физического взаимодействия психический, зависит от физического состояния, но при этом имеет свой особенности и поведенческие и мыслительные

2. уровень духовного взаимодействия, когда коммуникативный характер такого взаимодействия реализуется на глубинном бессознательном уровне, посредством рождения ассоциаций на те звуки и знаки которые есть способ реализации языка.

Образование можно рассматривать как:

· процесс формирования той или иной закономерности

· результат той или иной степени научности/обученности

· форма организации системы обучения

В определении предмета дидактики ключевую роль играет слово «деятельность».

Дидактика является сферой подлинно научного знания и потому, как всякая подлинная наука, представляет собой систему знаний соответствующих объективной реальности.

В самом общем виде, обучение – это совместная познавательная деятельность учителя и ученика, их реальное, прежде всего психическое и физическое, а затем уже духовное взаимодействие, имеющее коммуникативный характер и реализуемое посредством звуков и знаков, т.е. с помощью языка.

Анализируя с позиции этимологии и семиотики, смысловые области (предметные поля смыслов), основных категорий дидактики развития, воспитания, образования и обучения, только на трех языках, мы можем сделать вывод:

Меше, Живкович, Назарова, Кузнецов

История дидактики [ ]

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше.

Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения.

В 1657 г. великий чешский педагог Ян Амос Коменский опубликовал в Амстердаме свой труд «Великая дидактика». Значение его исследований неисчерпаемо. Именно ему принадлежит мысль – «учить всех всему». Коменский вывел некоторые принципы и правила обучения детей. В то время существовало жестокое противостояние между феодальным обществом и представителями нового поколения, выдвигавшими революционные идеи в области науки и философии. Тогда Коменским и была создана дидактика, воплотившая в себе все новые идеи. Более того, дидактика продолжила на практике осуществлять воспитание и обучение детей.

Коменскому удалось вывести ряд закономерностей, или основоположений (термин Коменского), природы, являющихся общими для каждого отдельного человека и играющих важную роль в воспитании и обучении.

Дидактические исследования Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827) были тесным образом связаны с педагогическими. По мнению Песталоцци, высшей целью воспитания является стремление «пробуждать дремлющие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах». Для решения этой задачи Песталоцци предложил три главных средства:

Самым главным путем воспитания Песталоцци считал обучение. Сначала человек должен получить общее образование, а затем уже специальное. Целью обучения исследователь считал воспитание человечности и трудолюбия, гармоническое сочетание способностей и сил индивида.

Дидактическая система [ ]

Компоненты дидактической системы:

Режимы работы дидактической системы:

Движущая сила творческого саморазвития учителя:

Источник

Педагогика

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

Отрасль педагогики, включает теорию обучения, называется дидактикой (от греч. didacticos – поучительный). Современная дидактика – самый устоявшийся раздел в педагогике; она выделилась в самостоятельную научную отрасль из системы философских знаний в начале XVII века благодаря английскому философу Франсісу Бекона (1561-1626). Безусловно, дидактика менялась и меняется; шагая в ногу со временем, впитывает в себя мировые научные достижения.

Однако структура ее остается классической.

Считается, что термин дидактика ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), который так назвал научную дисциплину, которая исследует теоретические основы обучения.

Основателем дидактики был Я. А. Коменский. Как педагог-практик он вошел в историю благодаря своим предложениям по организации школьного обучения, разработкой оригинальных учебных пособий.

Его фундаментальный труд «Великая дидактика или та, содержащая универсальную теорию учить всех всему» и до сих пор имеет большое научно-педагогическое значение. Еще в XVII веке Я. А. Коменский обосновал принцип естественности образования, классно-урочную систему: деление учащихся одного возраста на классы, а учебного времени – на учебные годы, четверти с каникулами между ними, ежедневные занятия – на 45-минутные уроки и 10-20-минутные перерывы. Ему также принадлежат концепции предметной системы преподавания с определенными программами экзаменов в конце года, а также профессионализма учителей (к тому времени их подготовка ограничивалась знанием предмета, они не разбирались в методике преподавания).

Из других книг наибольшую популярность приобрели еще два: «открытая дверь языков и всех наук», где впервые сочеталось освоения латинского языка с изучением окружающей среды, и «Мир чувственных вещей в картинках», которая, по сути, была иллюстрированной детской энциклопедией первичных знаний. Эта книга была переведена на многие языки, в том числе и на русском, и более 150 лет она была лучшим учебником для начального обучения.

Всемирно прославленным учителем был Г. С Сковорода, о котором сказано: под чубом и в украинской свитке содержатся свой Пифагор, Лейбниц и Ориген. Введенное им понятие «работы», то есть труда по призванию как средства самореализации личности, является, по сути, созвучным с современными дидактическими концепциями. Успех, по его мнению, зависит не от масштаба роли, а от ее соответствия внутренним способностям исполнителя. «Натура – это единственный и настоящий учитель. Не мешай ей, а только расчищай дорожку. Учитель – то есть служитель натуры. Учить и учиться нужно. к этому благосклонна человек: это дает сердешный покой и удовлетворение собой, своим положением, своим полом».

Концепция «работы» опирается также на принцип «равного неравенства», о котором Г. Сковорода говорит: «. Только глупцы равное равенство в мир ввесть всуе покушаются». Через индивидуально неповторимый связь с Богом человек отличается от других по своей внутренней природой. Идея равенства имеет смысл с точки зрения создания достаточных предпосылок каждому реализовать свой поезд до сродного жизни.

На рубеже XVIII-XIX веков, когда светская школа уже имела приоритет над конфессиональной, в дидактике сложилась теория формального, а впоследствии – материального воспитания и образования.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector