Основатель генетики как науки

woman 3377839 1920 Советы на день

Грегор Иоганн Мендель

Фото Все

42332423

3223 4

2323232 3

23233 1

Видео Все

mqdefault

Кто если не Он? Грегор Мендель

mqdefault

Жизнь замечательных идей. Битвы на гороховом поле

mqdefault

УЧЕНЫЕ МУЖИ БОЖЬИ. Грегор Иоганн Мендель

Грегор Мендель — биография

Грегор Мендель – выдающийся ученый, «отец» генетики. Аббат Мендель был великим исследователем, значительно опережавшим свое время. Его научные труды не получили признания при жизни, но потомки высоко ценят вклад Менделя в науку генетику.

Грегор Мендель – выдающийся ученый XIX века, занимавшийся вопросами генетики. В своих исследованиях он значительно опережал время, поэтому при жизни ему не удалось добиться признания. Однако в вопросах наследственности именно Менделя считают первооткрывателем, называют «отцом» генетики.

Детство и юность

Будущий генетик родился в Хейнцендорфе 20 июля 1822 года. В те времена местечко относилось к исторической области Силезии, входившей в состав Австрийской империи. В настоящее время данного населенного пункта не найти на карте, поскольку местечко имеет другое название. Теперь это село Гинчице, входящее в состав Чехии.

Сведений о детстве ученого не так уж много. Есть ошибочная информация о дате его рождения, в источниках иногда указывают 22 июля. Но это неверно, 22 июля новорожденный уже прошел обряд крещения. Его родители, Розина и Антон, были потомственными крестьянами.

Грегор стал вторым ребенком в их семействе, кроме него родители воспитывали двух дочерей – Веронику и Терезию. Дети в этой семье имели германо-славянские корни. Земельным наделом, на территории которого располагается дом Менделей, их род владел к тому времени более столетия. Сейчас в отчем доме ученого генетика расположен музей.

23233 1Грегор Мендель

О таком наследнике, как Грегор, можно было только мечтать. Он любил природу, свой кусочек земли, уже в раннем детстве его очень интересовало садоводство и пчеловодство. Но у мальчика было исключительное слабое здоровье, из-за недомоганий он месяцами не посещал сельскую школу. Однако природные способности позволили ему получить начальное образование. В течение следующих шести лет Грегор учился в гимназии Троппау. Сейчас город, вошедший в состав Чехии, носит название Опава.

После юноша в течение трех лет учился институте города Ольмюца, (сейчас это учебное заведение, расположенное в чешском Оломоуце, называется университетом Палацкого). Предметами его изучения были практическая, теоретическая философия, физика. В период его студенчества главой факультета естественной истории, сельского хозяйства был Иоганн Карл Нестлер. Этот ученый муж также был заинтересован исследованиями наследственных признаков животных, в частности, овец, и растений.

Образование было платным, денег у семьи не хватало. Мендель, тяжело переживавший из-за финансовой несостоятельности родителей, впал в отчаяние. На помощь ему пришла Терезия. Чтобы брат мог продолжить образование, она пожертвовала для него своим приданым. Впоследствии Грегор отплатил добром за добро – когда у него появилась возможность, он оказал финансовую поддержку трем сыновьям Терезии. Покровительство дяди двум из племенников позволило стать докторами.

43234234Грегор Мендель в монастыре среди монахов

Когда молодому человеку исполнился 21 год, он решился на монашество. Сын крестьянина не был бесконечно набожным человеком, но он хотел заниматься наукой, а для этого необходимо было хорошее образование. Духовные лица имели доступ к бесплатному образованию, что и привлекло Менделя. Облачаясь в рясу, он также хотел навсегда избавить себя от вечного беспокойства о хлебе насущном.

Юноша, постриженный в монахи в городе Брюнне (сейчас Брно, Чехия) в Августинском монастыре Святого Фомы, получил новое имя – Грегор, Грегор Иоанн Мендель. После этого он незамедлительно стал студентом богословского института, через четыре года получил сан священника.

Научная деятельность

Возник самый настоящий парадокс – религиозный деятель одновременно представлял собой естествоиспытателя. Последователи Менделя добавили пикантности в нестандартную ситуацию. Он положил начало генетике, науке, раскладываюшей на геномы саму теорию божественного замысла. Грегор, испытывающий непреодолимую тягу к знаниям, поглощал научную литературу целыми томами, подменял местных педагогов в школе. У него была заветная мечта – стать преподавателем. Для этого нужно было пройти экзаменационные испытания. По иронии судьбы, он не сумел сдать экзамен по биологии и геологии.

3223 4Грегор Мендель

В течение трех лет (1849-1851) Мендель служил в должности преподавателя Зноймской гимназии, обучал гимназистов математике и языкам. После Грегор уехал в Вену, где сам в течение двух лет штудировал естественную историю и физику в университете. Его преподавателями были знаменитые учение того времени – ботаник и цитолог Франц Унгер, физик Кристиан Доплер.

Вернувшись в Брюнне, Мендель стал преподавателем этих дисциплин в Высшей реальной школе. Он так и не получил преподавательского диплома, но ему разрешали заниматься обучением. В 1856 году ученый вновь попытался стать дипломированным педагогом, но не смог сдать экзамен по биологии. Очередная неудача только подхлестнула интерес ученого к этой науке. Он стал проводить научные опыты с растениями, предметом которых стала гибридизация. Она заинтересовала его еще во время учебы в Венском университете.

В течение последующих семи лет он проводит опыты в монастырском саду. Бесконечные эксперименты, которые Мендель проводил на горохе, позволили ему совершить великое научное открытие. Нельзя сказать, что ученый монах был пионером в этом деле – гибридизация растений интересовала ботаников задолго до его опытов. Однако только Менделю, с его системным, методичным подходом к проблеме удалось обобщить опыт. Он обратил внимание на закономерности, систематизировал работу, оформил ее результаты в виде тезисов, его выводами генетики активно пользовались целое столетие.

423424

Мендель провел более десяти тысяч опытов, предметом которых было более двух десятков разновидностей гороха. Растения отличались друг от друга семенами и цветками. Ученый работал без устали, без жалости к себе, с невероятным увлечением. Только фанатик науки мог осуществить этот титанический труд, каждую из горошин приходилось осматривать, исследовать вручную. Чтобы передать в гибридах единственный признак – «гладкий-сморщенный», упорный генетик отсмотрел свыше 7 тысяч горошин. Всего же отличительных признаков гороха в его исследованиях было семь.

После проведения опытов ученый сделал выводы, которые выглядят следующим образом:

Мендель, очень довольный результатами своей исследовательской деятельности, заказал множество оттисков научной работы. Он отправил свой труд всем именитым ботаникам. Но вопреки его ожиданиям, ученые отнеслись к его публикации холодно и отстраненно. Они просто не поняли ее значения для науки.

Только один ученый муж проявил вежливый интерес к исследованиям монаха. Это был Карл фон Негеле, профессор мюнхенского университета, порекомендовавший Менделю убедиться в правильности его теории на других видах растений.

2322 5

Возможно, именно данный отклик ученого подтолкнул Менделя к новым экспериментам. Он стал скрещивать другие растения, не обошел вниманием и своих любимых пчел. Но здесь генетика постигло горькое разочарование. Он выбрал самые неподходящие объекты для опытов. И пчелы, и подопытные растения отличались особенностью процесса оплодотворения, умели размножаться с помощью партогенеза, «девственного пути». В результате ученый не сумел подтвердить данных, полученных в процессе «гороховых» экспериментов.

Борис Астауров, советский генетик, много раздумывал о научных трудах Менделя. Он называл их судьбу драматичной. «Отцу» генетики удалось обнаружить, показать, понять общие законы наследственности. Но биология в те времена еще не выросла до осознания опытов Менделя, признания фундаментальности его трудов.

Грегор Мендель не отчаивался. Ученый, опередивший свое время, был настоящим провидцем. Он совершенно точно знал, что его «гороховые» опыты не пройдут даром для человечества, которое обязательно воспользуется выводами из его экспериментов.

Отношение к религии

Мендель страстно мечтал получить неограниченный доступ к знаниям. Для сына простого крестьянина это можно было сделать только через монашество, служители церкви учились бесплатно. Он принял постриг в 21 год, после принял целибат. Личной жизни у этого человека не было, и не могло быть, поскольку католические традиции не позволяют монахам вступать в брак.

2323232 3Священник Грегор Мендель

Через четыре года после пострига Грегор стал священником Августинского монастыря Святого Фомы. В то время монастырь был центром культуры и науки целого региона, во главе его стоял аббат Кирилл Напп. Священник поощрял интерес своих монахов к научной деятельности. Они были кураторами школьного образования во всей окрестности. Мендель с большой радостью выполнял обязанности школьного учителя, ученики называли его любимым педагогом. Свои знаменитые опыты он проводил в монастырском саду.

Ему было 46 лет, когда скончался аббат Напп. Менделя назначили на пост усопшего наставника. Он был вынужден свернуть свои опыты, поскольку вверенное ему святое место требовало неустанных забот и внимания. С той поры и до конца жизни административная работа занимала все его время.

Причина смерти

Аббат Мендель, страдавший хроническим нефритом, скончался от этого заболевания в 1884 году. Его прах покоится в Брно.

3232 5 scaledПамятник Грегору Менделю

На месте аббатства находится музей имени великого ученого, предтечи генетики.

Источник

Основатель генетики как науки

Грегор Мендель (Грегор Иоганн Мендель) (1822-84) — австрийский естествоиспытатель, ученый-ботаник и религиозный деятель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха (1856-63), сформулировал закономерности наследственности (см. законы Менделя).

Грегор Мендель родился 22 июля 1822, Xейнцендорф, Австро-Венгрия, ныне Гинчице. Скончался 6 января 1884, Брюнн, ныне Брно, Чешская Республика.

Трудные годы учения

Иоганн родился вторым ребенком в крестьянской семье смешанного немецко-славянского происхождения и среднего достатка, у Антона и Розины Мендель. В 1840 Мендель окончил шесть классов гимназии в Троппау (ныне г. Опава) и в следующем году поступил в философские классы при университете в г. Ольмюце (ныне г. Оломоуц). Однако, материальное положение семьи в эти годы ухудшилось, и с 16 лет Мендель сам должен был заботиться о своем пропитании. Не будучи в силах постоянно выносить подобное напряжение, Мендель по окончании философских классов, в октябре 1843, поступил послушником в Брюннский монастырь (где он получил новое имя Грегор). Там он нашел покровительство и финансовую поддержку для дальнейшего обучения.

В 1847 Мендель был посвящен в сан священника. Одновременно с 1845 года он в течение 4 лет обучался в Брюннской теологической школе. Августинской монастырь св. Фомы был центром научной и культурной жизни Моравии. Помимо богатой библиотеки, он имел коллекцию минералов, опытный садик и гербарий. Монастырь патронировал школьное образование в крае.

Будучи монахом, Грегор Мендель с удовольствием вел занятия по физике и математике в школе близлежащего городка Цнайм, однако не прошел государственного экзамена на аттестацию учителя. Видя его страсть к знаниям и высокие интеллектуальные способности, настоятель монастыря послал его для продолжения обучения в Венский университет, где Мендель в качестве вольнослушателя проучился четыре семестра в период 1851-53, посещая семинары и курсы по математике и естественным наукам, в частности, курс известного физика К. Доплера. Хорошая физико-математическая подготовка помогла Менделю впоследствии при формулировании законов наследования. Вернувшись в Брюнн, Мендель продолжил учительство (преподавал физику и природоведение в реальном училище), однако вторая попытка пройти аттестацию учителя вновь оказалась неудачной.

Опыты над гибридами гороха

С 1856 Грегор Мендель начал проводить в монастырском садике (шириной в 7 и длиной в 35 метров) хорошо продуманные обширные опыты по скрещиванию растений (прежде всего среди тщательно отобранных сортов гороха) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов. В 1863 он закончил эксперименты и в 1865 на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы. В 1866 в трудах общества вышла его статья «Опыты над растительными гибридами», которая заложила основы генетики как самостоятельной науки. Это редкий в истории знаний случай, когда одна статья знаменует собой рождение новой научной дисциплины. Почему принято так считать?

Работы по гибридизации растений и изучению наследования признаков в потомстве гибридов проводились десятилетия до Менделя в разных странах и селекционерами, и ботаниками. Были замечены и описаны факты доминирования, расщепления и комбинирования признаков, особенно в опытах французского ботаника Ш. Нодена. Даже Дарвин, скрещивая разновидности львиного зева, отличные по структуре цветка, получил во втором поколении соотношение форм, близкое к известному менделевскому расщеплению 3:1, но увидел в этом лишь «капризную игру сил наследственности». Разнообразие взятых в опыты видов и форм растений увеличивало количество высказываний, но уменьшало их обоснованность. Смысл или «душа фактов» (выражение Анри Пуанкаре) оставались до Менделя туманными.

Совсем иные следствия вытекали из семилетней работы Менделя, по праву составляющей фундамент генетики. Во-первых, он создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства (какие формы брать в скрещивание, как вести анализ в первом и втором поколении). Мендель разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков, что представляло собой важное концептуальное нововведение.

Во-вторых, Грегор Мендель сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания. Наконец, Мендель в неявной форме высказал идею дискретности и бинарности наследственных задатков: каждый признак контролируется материнской и отцовской парой задатков (или генов, как их потом стали называть), которые через родительские половые клетки передаются гибридам и никуда не исчезают. Задатки признаков не влияют друг на друга, но расходятся при образовании половых клеток и затем свободно комбинируются у потомков (законы расщепления и комбинирования признаков). Парность задатков, парность хромосом, двойная спираль ДНК — вот логическое следствие и магистральный путь развития генетики 20 века на основе идей Менделя.

Великие открытия часто признаются не сразу

Вокруг парадоксальной судьбы открытия и переоткрытия законов Менделя создан красивый миф о том, что его работа оставалась совсем неизвестной и на нее лишь случайно и независимо, спустя 35 лет, натолкнулись три переоткрывателя. На самом деле, работа Менделя цитировалась около 15 раз в сводке о растительных гибридах 1881, о ней знали ботаники. Более того, как выяснилось при анализе рабочих тетрадей К. Корренса, он еще в 1896 читал статью Менделя и даже сделал ее реферат, но не понял в то время ее глубинного смысла и забыл.

Стиль проведения опытов и изложения результатов в классической статье Менделя делают весьма вероятным предположение, к которому в 1936 пришел английский математический статистик и генетик Р. Э. Фишер: Мендель сначала интуитивно проник в «душу фактов» и затем спланировал серию многолетних опытов так, чтобы озарившая его идея выявилась наилучшим образом. Красота и строгость числовых соотношений форм при расщеплении (3:1 или 9:3:3:1), гармония, в которую удалось уложить хаос фактов в области наследственной изменчивости, возможность делать предсказания — все это внутренне убеждало Менделя во всеобщем характере найденных им на горохе законов. Оставалось убедить научное сообщество. Но эта задача столь же трудна, сколь и само открытие. Ведь знание фактов еще не означает их понимания. Крупное открытие всегда связано с личностным знанием, ощущениями красоты и целостности, основанных на интуитивных и эмоциональных компонентах. Этот внерациональный вид знания передать другим людям трудно, ибо с их стороны нужны усилия и такая же интуиция.

В 1868 Грегор Мендель был избран настоятелем монастыря и практически отошел от научных занятий. В его архиве сохранились заметки по метеорологии, пчеловодству, лингвистике. На месте монастыря в Брно ныне создан музей Менделя; издается специальный журнал «Folia Mendeliana». (М. Д. Голубовский).

Еще о Грегоре Менделе из другого источника:

Основоположником науки о наследственности — генетики по праву считается австро-венгерский ученый Грегор Мендель. Работа исследователя, «переоткрытая» только в 1900 году, принесла посмертную славу Менделю и послужила началом новой науки, которую несколько позже назвали генетикой. До конца семидесятых годов XX века генетика в основном двигалась по пути, проложенному Менделем, и только когда учёные научились читать последовательность нуклеиновых оснований в молекулах ДНК, наследственность стали изучать не с помощью анализа результатов гибридизации, а опираясь на физико-химические методы.

В начальной школе Грегор Мендель обнаружил выдающиеся математические способности и по настоянию учителей продолжил образование в гимназии небольшого, находящегося поблизости городка Опава. Однако на дальнейшее обучение Менделя денег в семье недоставало. С большим трудом их удалось наскрести на завершение гимназического курса. Выручила младшая сестра Тереза: она пожертвовала скопленным для нее приданым. На эти средства Мендель смог проучиться еще некоторое время на курсах по подготовке в университет. После этого средства семьи иссякли окончательно.

Выход предложил профессор математики Франц. Он посоветовал Менделю вступить в августинский монастырь города Брно. Его возглавлял в то время аббат Кирилл Напп — человек широких взглядов, поощрявший занятия наукой. В 1843 году Мендель поступил в этот монастырь и получил имя Грегор (при рождении ему было дано имя Иоганн). Через четыре года монастырь направил двадцатипятилетнего монаха Менделя учителем в среднюю школу. Затем с 1851 по 1853 год он изучал естественные науки, особенно физику, в Венском университете, после чего стал преподавателем физики и естествознания в реальном училище города Брно.

Его педагогическую деятельность, продолжавшуюся четырнадцать лет, высоко ценили и руководство училища, и ученики. По воспоминаниям последних, он считался одним из любимейших учителей. Последние пятнадцать лет жизни Грегор Мендель был настоятелем монастыря.

С юности Грегор интересовался естествознанием. Будучи скорее любителем, чем профессиональным учёным-биологом, Мендель постоянно экспериментировал с различными растениями и пчёлами. В 1856 году он начал классическую работу по гибридизации и анализу наследования признаков у гороха.

Грегор Мендель трудился в крохотном, менее двух с половиною соток гектара, монастырском садике. Он высевал горох на протяжении восьми лет, манипулируя двумя десятками разновидностей этого растения, различных по окраске цветков и по виду семян. Он проделал десять тысяч опытов. Своим усердием и терпением он приводил в немалое изумление помогавших ему в нужных случаях партнеров — Винкельмейера и Лиленталя, а также садовника Мареша, весьма склонного к выпивке. Если Мендель и давал пояснения своим помощникам, то вряд ли они могли его понять.

Неторопливо текла жизнь в монастыре Святого Томаша. Нетороплив был и Грегор Мендель. Настойчив, наблюдателен и весьма терпелив. Изучая форму семян у растений, полученных в результате скрещиваний, он ради уяснения закономерностей передачи лишь одного признака («гладкие — морщинистые») подверг анализу 7324 горошины. Каждое семя он рассматривал в лупу, сравнивая их форму и делая записи.

С опытов Грегора Менделя начался другой отсчет времени, главной отличительной чертой которого стал опять же введенный Менделем гибридологический анализ наследственности отдельных признаков родителей в потомстве. Трудно сказать, что именно заставило естествоиспытателя обратиться к абстрактному мышлению, отвлечься от голых цифр и многочисленных экспериментов. Но именно оно позволило скромному преподавателю монастырской школы увидеть целостную картину исследования; увидеть ее лишь после того, как пришлось пренебречь десятыми и сотыми долями, обусловленными неизбежными статистическими вариациями. Только тогда буквенно «помеченные» исследователем альтернативные признаки открыли ему нечто сенсационное: определенные типы скрещивания в разном потомстве дают соотношение 3:1, 1:1, или 1:2:1.

Грегор Мендель обратился к работам своих предшественников за подтверждением мелькнувшей у него догадки. Те, кого исследователь почитал за авторитеты, пришли в разное время и каждый по-своему к общему заключению: гены могут обладать доминирующими (подавляющими) или рецессивными (подавляемыми) свойствами. А раз так, делает вывод Мендель, то комбинация неоднородных генов и дает то самое расщепление признаков, что наблюдается в его собственных опытах. И в тех самых соотношениях, что были вычислены с помощью его статистического анализа. «Проверяя алгеброй гармонию» происходящих изменений в полученных поколениях гороха, ученый даже ввел буквенные обозначения, отметив заглавной буквой доминантное, а строчной — рецессивное состояние одного и того же гена.

Г. Мендель доказал, что каждый признак организма определяется наследственными факторами, задатками (впоследствии их назвали генами), передающимися от родителей потомкам с половыми клетками. В результате скрещивания могут появиться новые сочетания наследственных признаков. И частоту появления каждого такого сочетания можно предсказать.

Обобщенно результаты работы ученого выглядят так:

— все гибридные растения первого поколения одинаковы и проявляют признак одного из родителей;
— среди гибридов второго поколения появляются растения как с доминантными, так и с рецессивными признаками в соотношении 3:1;
— два признака в потомстве ведут себя независимо и во втором поколении встречаются во всех возможных сочетаниях;
— необходимо различать признаки и их наследственные задатки (растения, проявляющие доминантные признаки, могут в скрытом виде нести задатки рецессивных);
— объединение мужских и женских гамет случайно в отношении того, задатки каких признаков несут эти гаметы.

В феврале и марте 1865 года в двух докладах на заседаниях провинциального научного кружка, носившего название Общества естествоиспытателей города Брю, один из рядовых его членов, Грегор Мендель, сообщил о результатах своих многолетних исследований, завершенных в 1863 году. Несмотря на то что его доклады были довольно холодно встречены членами кружка, он решился опубликовать свою работу. Она увидела свет в 1866 году в трудах общества под названием «Опыты над растительными гибридами».

Современники не поняли Менделя и не оценили его труд. Для многих ученых опровержение вывода Менделя означало бы ни много ни мало, как утверждение собственной концепции, гласившей, что приобретенный признак можно «втиснуть» в хромосому и обратить в наследуемый. Как только не сокрушали «крамольный» вывод скромного настоятеля монастыря из Брно маститые ученые, каких только эпитетов не придумывали, дабы унизить, высмеять. Но время решило по-своему.

Грегор Мендель не был признан современниками. Слишком уж простой, бесхитростной представилась им схема, в которую без нажима и скрипа укладывались сложные явления, составляющие в представлении человечества основание незыблемой пирамиды эволюции. К тому же в концепции Менделя были и уязвимые места. Так, по крайней мере, представлялось это его оппонентам. И самому исследователю тоже, поскольку он не мог развеять их сомнений. Одной из «виновниц» его неудач была ястребинка.

Ботаник Карл фон Негели, профессор Мюнхенского университета, прочитав работу Менделя, предложил автору проверить обнаруженные им законы на ястребинке. Это маленькое растение было излюбленным объектом Негели. И Мендель согласился. Он потратил много сил на новые опыты. Ястребинка — чрезвычайно неудобное для искусственного скрещивания растение. Очень мелкое. Приходилось напрягать зрение, а оно стало все больше и больше ухудшаться. Потомство, полученное от скрещивания ястребинки, не подчинялось закону, как он считал, правильному для всех. Лишь спустя годы после того, как биологи установили факт иного, не полового размножения ястребинки, возражения профессора Негели, главного оппонента Менделя, были сняты с повестки дня. Но ни Менделя, ни самого Негели уже, увы, не было в живых.

Очень образно о судьбе работы Менделя сказал крупнейший советский генетик академик Б.Л. Астауров, первый президент Всесоюзного общества генетиков и селекционеров имени Николая Ивановича Вавилова: «Судьба классической работы Менделя превратна и не чужда драматизма. Хотя им были обнаружены, ясно показаны и в значительной мере поняты весьма общие закономерности наследственности, биология того времени еще не доросла до осознания их фундаментальности. Сам Грегор Мендель с удивительной проницательностью предвидел общезначимость обнаруженных на горохе закономерностей и получил некоторые доказательства их применимости к некоторым другим растениям (трем видам фасоли, двум видам левкоя, кукурузе и ночной красавице). Однако его настойчивые и утомительные попытки приложить найденные закономерности к скрещиванию многочисленных разновидностей и видов ястребинки не оправдали надежд и потерпели полное фиаско. Насколько счастлив был выбор первого объекта (гороха), настолько же неудачен второй. Только много позднее, уже в нашем веке, стало понятно, что своеобразные картины наследования признаков у ястребинки являются исключением, лишь подтверждающим правило.

Во времена Менделя никто не мог подозревать, что предпринятые им скрещивания разновидностей ястребинки фактически не происходили, так как это растение размножается без опыления и оплодотворения, девственным путем, посредством так называемой апогамии. Неудача кропотливых и напряженных опытов, вызвавших почти полную потерю зрения, свалившиеся на Менделя обременительные обязанности прелата и преклонные годы вынудили его прекратить любимые исследования.

Прошло еще несколько лет, и Грегор Мендель ушел из жизни, не предчувствуя, какие страсти будут бушевать вокруг его имени и какой славой оно, в конце концов, будет покрыто. Да, слава и почет придут к Менделю уже после смерти. Он же покинет жизнь, так и не разгадав тайны ястребинки, не «уложившейся» в выведенные им законы единообразия гибридов первого поколения и расщепления признаков в потомстве».

Менделю было бы значительно легче, знай он о работах другого ученого Адамса, опубликовавшего к тому времени пионерскую работу о наследовании признаков у человека. Но Мендель не был знаком с этой работой. А ведь Адамс на основе эмпирических наблюдений за семьями с наследственными заболеваниями фактически сформулировал понятие наследственных задатков, подметив доминантное и рецессивное наследование признаков у человека. Но ботаники не слышали о работе врача, а тому, вероятно, выпало на долю столько практической лечебной работы, что на абстрактные размышления просто не хватало времени. В общем, так или иначе, но генетики узнали о наблюдениях Адамса, только приступив всерьез к изучению истории генетики человека.

Не повезло и Менделю. Слишком рано великий исследователь сообщил о своих открытиях научному миру. Последний был к этому еще не готов. Лишь в 1900 году, переоткрыв законы Менделя, мир поразился красоте логики эксперимента исследователя и изящной точности его расчетов. И хотя ген продолжал оставаться гипотетической единицей наследственности, сомнения в его материальности окончательно развеялись.

Грегор Мендель был современником Чарлза Дарвина. Но статья брюннского монаха не попалась на глаза автору «Происхождения видов». Остается лишь гадать, как бы оценил Дарвин открытие Менделя, если бы ознакомился с ним. Между тем великий английский натуралист проявлял немалый интерес к гибридизации растений. Скрещивая разные формы львиного зева, он по поводу расщепления гибридов во втором поколении писал: «Почему это так. Бог знает. »

Умер Грегор Мендель 6 января 1884 года, настоятелем того монастыря, где вел свои опыты с горохом. Не замеченный современниками, Мендель, тем не менее, нисколько не поколебался в своей правоте. Он говорил:

«Мое время еще придет». Эти слова начертаны на его памятнике, установленном перед монастырским садиком, где он ставил свои опыты.

Знаменитый физик Эрвин Шрёдингер считал, что применение законов Менделя равнозначно внедрению квантового начала в биологии.

Революционизирующая роль менделизма в биологии становилась все более очевидной. К началу тридцатых годов нашего столетия генетика и лежащие в ее основе законы Менделя стали признанным фундаментом современного дарвинизма. Менделизм сделался теоретической основой для выведения новых высокоурожайных сортов культурных растений, более продуктивных пород домашнего скота, полезных видов микроорганизмов. Менделизм дал толчок развитию медицинской генетики.

В августинском монастыре на окраине Брно поставлена мемориальная доска, а рядом с палисадником воздвигнут прекрасный мраморный памятник Грегору Менделю. Комнаты бывшего монастыря, выходящие окнами в палисадник, где Мендель вел свои опыты, превращены теперь в музей его имени. Здесь собраны рукописи (к сожалению, часть их погибла во время войны), документы, рисунки и портреты, относящиеся к жизни ученого, принадлежавшие ему книги с его пометками на полях, микроскоп и другие инструменты, которыми он пользовался, а также изданные в разных странах книги, посвященные ему и его открытию.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector