Основоположник иудаизма как зовут

woman 3083402 1920 Советы на день

ИУДАИЗМ- что это такое. Во что верят иудеи

Религия иудаизм — в чем суть иудаизма и во что верят иудеи. Известно множество разных религий, присущих отдельным нациям и народам. Религия иудаизм имеет свои особенности, качественно отличающие её от остальных. Например, составляющие христианства — православие и католицизм, собрали в своей вере самых разных людей, которые живут на территориях многих государств и континентов. В отличие от них, иудаизм является исключительно национальной верой евреев.

Кто является основателем иудаизма?

Иудаизм — это древнейшая религия еврейского народа, основателем которой принято считать Моисея. У него получилось из разрозненных израильских колен создать единый народ. Кроме этого, он известен тем, что запланировал и осуществил уход из Египта евреев, которые проживали там в статусе рабов. В те времена численность еврейского населения очень возросла, и египетский владыка приказал всех родившихся мальчиков еврейской национальности умерщвлять. Будущий пророк выжил благодаря своей матери, которая, поместив новорожденного малыша в плетёную корзину, отправила её в плавание по Нилу. Вскоре корзина была обнаружена дочерью фараона, которая усыновила найденного мальчика.

Тора, которую ещё называют Моисеевым Пятикнижием — это священная книга иудеев. Её текст является достаточно трудным для обычного понимания. Теософами и богословами тысячелетиями создавались комментарии к главной иудейской книге.

Иудаизм: что за религия?

«Иудаизм» — это понятие, которое связывают со словом из древнегреческого языка Ἰουδαϊσμός. Оно используется для обозначения религии евреев как противоположение язычеству греков. Сам термин произошел от имени Иуды. Этот библейский персонаж является очень известным. В честь него получило своё название Иудейское царство, а затем и в целом еврейский народ. Некоторые путают Иуду, который является сыном патриарха Якова, с его тезкой, продавшим за несколько серебряников Иисуса. Это абсолютно разные личности. Иудаизм — это монотеистическая религия, которая признаёт Бога единственным.

Иудеи — это этнорелигиозная группа, состоящая из людей, которые родились евреями или приняли иудаизм. На сегодняшний день насчитывается более 14 миллионов людей, которые являются представителями этой религии. Примечательно, что почти половина из них (около 45%) является гражданами Израиля. Немалые сообщества иудеев сосредоточены в США и Канаде, остальные обосновались в странах Европы.

Изначально иудеями называли людей, проживающих в Иудейском царстве, которое существовало в 928–586 гг до н.э. Далее этот термин закрепился за израильтянами Иудова колена. Сегодня словом «иудей» называют всех людей, которые по национальности являются евреями.

Во что верят иудеи?

Основой всех верований иудеев является монотеизм. Эти верования означены в Торе, которая согласно легенде была получена Моисеем от Бога на Синайской горе. Поскольку в Моисеевом Пятикнижии просматривается некое соответствие книгам Ветхого Завета, его нередко именуют Еврейской Библией. Кроме Торы, Священное писание иудеев включает ещё такие книги как «Ктувим» и «Невим», которые вместе с Пятикнижием называют «Танахом».

В соответствии с 13 положениями веры, которые есть у иудеев, Бог — совершенный и единый. Он не только Творец людей, но и их Отец, источник добросердечности, любви и праведности. Поскольку люди являются Божьими творениями, то все они перед Богом равны. Но у еврейского народа существует великая Миссия, задача которой — донести Божественные истины до человека. Иудеи искренне верят, что когда-нибудь произойдёт воскрешение умерших, и они продолжат свою жизнь на земле.

В чем суть иудаизма?

Люди, исповедующие иудаизм, являются иудеями. Одни последователи этой религии уверены, что она появилась в Палестине — еще в период Адама и Евы. Другие настаивают на том, что иудаизм основан небольшой группой кочевников, один из которых — Авраам, заключил договор с Богом, который впоследствии стал главным положением этой религии.

Согласно этому документу, более известному всем как заповеди, люди должны были соблюдать все правила добропорядочной жизни. За это они получали божественное покровительство. Главными источниками изучения этой религии являются Библия и Ветхий Завет. Иудаизмом признаются только исторические, пророческие виды книг и Тора — повествования, которые толкуют закон. Кроме этого, особо почитается священный Талмуд, который состоит из Гемары и Мишны. Он охватывает многие аспекты жизни, например, этику, моральные нормы и юриспруденцию. Чтение Талмуда является священной и ответственной миссией, которую разрешается выполнять исключительно евреям. Считается, что она имеет огромную силу, как например, мантры.

Главные символы

Говоря о том, что такое иудаизм, необходимо выделить основные символы этой религии:

Несмотря на множество символов, какое-либо изображение Бога иудеи отвергают. Они стараются не называть его даже по имени, а слово Яхве, которое всё же употребляется в речи, является условной конструкцией, которая состоит только из согласных букв. Иудеи не посещают храмы, поскольку как таковые они не существуют. Еврейская синагога — это «дом собрания», где проходит чтение Торы. Подобный ритуал можно совершать в любом помещении, которое обязательно должно быть чистым и просторным.

Источник

ИУДАИЗМ

Иудаи́зм, монотеистическая религия, возникла из ветхозаветной религии у евреев рассеяния ок. VII-VIII вв. и оформилась как религиозно-обрядовое учение в XII-XIII вв. н. э., главным образом в Испании (Рамбам). Дальнейшее развитие иудаизма проходило в XV-XVI вв. в Польше.

Непризнание Иисуса Христа Мессией

Причины, из – за которых мудрецы Израиля не признавали Иисуса Мессией, впервые можно узнать из иудейского источника V века «Толедот Йешу» (на ивр. также «Сефер Толедот Йешу» перевод с иврита «Родословие Иисуса»).

В дальнейшем различные авторы, раввины в принципе лишь повторяли данную точку зрения и аргументацию, незначительно дополняя её.

Тоже самое пишут современные иудеи:

Другие особенности иудаизма

Иудаизм проникнут ритуалом до мелочей, полон писаных и неписаных правил, которые регламентируют деятельность человека: что можно и чего нельзя есть, пить, на ком жениться, когда работать, с кем дружить и кого ненавидеть.

Исполняя все эти ритуалы, приверженцы иудаизма считают себя праведным богоизбранным народом. Они не занимаются миссионерством среди не евреев и неохотно принимают в свою религию людей, не рожденных от матери еврейки.

Месть, «око за око,» является приемлемым действием по отношению к тем, кого они считают виновными перед собой. Иудаисты продолжают ждать пришествия своего Мессии, который принесет славу еврейскому народу. Христиане отождествляют этого грядущего лжемессию с антихристом, который, согласно предсказаниям Библии, должен прийти перед концом мира и возглавить массовое отступление людей от Бога и признание власти главы падших ангелов.

Впоследствии толкованию подверглась и сама Мишна; эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Талмуд. Существуют два варианта текста Талмуда, составленные в Вавилоне (Талмуд Бавли) и Палестине (Талмуд Иерушалми). Большим авторитетом у иудеев пользуется вавилонский вариант.

Талмуд закрепил систему религиозной обрядности, которая связывает поведение верующих 613 предписаниями (248 повелений и 365 запретов). В этот период складывается та форма иудаизма, которая считается ортодоксальной или традиционной. В нач. XIX в. возникает реформированный иудаизм, который, объявив иудаизм универсальным этическим учением, отбросил многие обрядовые предписания и приблизил его к протестантизму. По данным ООН, иудаизм исповедует ок. 14 млн. человек.

Иудаизм (особенно талмудический) с крайним пренебрежением относится к не евреям, называя представителей других народов «гоями».

Евреев, принявших Христианство, ортодоксальные иудаисты оплакивают как умерших и называют «акумами». Гоев и акумов, по талмуду, разрешается обманывать и всячески им вредить, в некоторых толкованиях талмудистов (Шулхан Арух) обман гоя считается не только допустимым, но и похвальным.

Св. Отцы об иудаизме

Статистика

Источник

Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Что такое иудаизм? [↑]

Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию, в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора») является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама, первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.

Israel Western WallСтена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии

Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма.

Проблема определения [↑]

Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», имея в виду, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «древнееврейской религии», из которой потом выделилось христианство, а также то, что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят о том, что иудаизм — одна из древнейших религий, доживших до наших дней, и уж точно самая древняя религия из всех монотеистических. Имеется в виду, что во времена Авраама в мире сложился «идолопоклоннический консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все вокруг: они проповедовали веру в Одного Единого Б-га, Создателя всего сущего.

Judaism ObrezanieОбрезание мальчика на 8-й день — одна из важных заповедей в иудаизме

Термин «иудаизм» принят в русском языке в первую очередь для обозначения «еврейской религии». Соблюдающие заповеди русскоязычные евреи тоже используют это слово, подразумевая, однако, весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» берет свое начало в древнегреческом языке: во 2-й Книге Маккавеев, которая была написана по-гречески, встречается слово Ἰουδαϊσμός («иудаисмос»). После исчезновения 10 колен Израиля наименование представителя колена Йеуды — «йеуди» — стало синонимом слова «иври» (еврей), т. е. «иудаизм» — это «еврейство», понимаемое как идейное течение, направление мысли, комплекс верований и представлений, образ жизни.

При этом в самой еврейской Традиции испокон веков используют для самообозначения аналогичные, но более точные термины. В Святом языке после возвращения из Вавилонского плена было принято название ‏יַהֲדוּת‏‎ («яадут») — «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент еврейства, но и еврейское происхождение (по материнской линии).

В идиш используется понятие ‏ייִדישקײַט‏‎ («идишкайт»), означающее «еврейский образ жизни», что включает и «религию», и мировоззрение, и этику, и законы с обычаями — с акцентом на практическое исповедание и исполнение всего этого комплекса норм и представлений в реальной жизни.

Иудаизм — религия? [↑]

Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.

Написанное в Торе подтверждается передававшимся из поколения в поколение рассказом о том, как Б-г вывел еврейский народ из Египта и даровал ему Тору. Каждый год в первую ночь Песаха в еврейских семьях звучит рассказ об Исходе, в котором упоминаются и предшествовавшие Исходу события, и дарование Торы, которое последовало за ним. Одна и та же история из года в год рассказывается в общинах, которые не контактировали друг с другом на протяжении тысяч лет. Осуществить столь масштабную фальсификацию и заставить верить в нее целый народ невозможно. Теории ряда ученых, которые предлагают «научное» объяснение возникновения Письменной Торы и описываемых в ней чудесных событий, не представляют никакой проблемы для иудаизма. В отличие от множества цивилизаций, которые пришли в упадок и переместились в музеи и на «свалку истории», иудаизм представляет собой не ископаемые памятники культуры, а непрерывную живую Традицию, в которой сохранилось предание о взлетах и падениях, о подвигах и ошибках, совершавшихся евреями. «Неудобные» страницы еврейской истории не были вырезаны из Письменной и Устной Торы. Идеи, подходы и мнения, которые не были приняты нашими мудрецами в качестве алахических (подлежащих исполнению на практике), все равно зафиксированы в Талмуде и других источниках.

В иудаизме отсутствует деление на иудеев как «религиозную группу» и евреев как национальность. Такое деление искусственно внедряется с XIX века, но в ряде языков по-прежнему нет двух терминов, которые позволяли бы «отделить» евреев от иудаизма. Еврей, который не соблюдает заповеди Торы, все равно остается евреем (читай иудеем), даже если он отказывается от еврейской Традиции сознательно, и даже если он не просто «светский», а сменил вероисповедание: подобно сыну, восставшему против отца, который все равно остается сыном своего отца (и, даже если отец накажет или прогонит его, это не отменит факта родства между ними), еврей остается частью своего народа и связан особыми отношениями с Б-гом, Который заключил союз с народом Израиля и даровал ему Тору, — вне зависимости от того, хочет этого еврей или нет.

israeli torahНа фото: свиток Торы и указка для чтения Торы в синагоге

В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.

В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин».

Источниками Галахи являются Письменная Тора (Танах) и Устная Тора (комментарии, законы и установления мудрецов (Мишна, Талмуд), раввинские респонсы (ответы), галахические кодексы (своды законов).

Базовые принципы иудаизма [↑]

В истории еврейской Традиции неоднократно предпринимались попытки сформулировать основы, которые являлись бы для иудаизма по-настоящему базовыми и определяющими — ряд четких и лаконичных принципов, совокупность которых выражала бы суть иудаизма и позволяла провести границу между ним и другими религиями, мировоззренческими системами, философскими школами и т.д. Наибольшее распространение получили 13 Основ Веры, кодифицированные Рамбамом на основе Письменной и Устной Торы и изложенные им в предисловии к комментарию на раздел Мишны «Хелек» (трактат «Санэдрин»). Эти принципы признают все течения ортодоксального иудаизма. Вот их краткое изложение:

1. Б-г творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.

2. Б-г единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один — наш Б-г, который был, есть и будет.

3. К Б-гу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.

4. Б-г первый, и Он же последний.

5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.

6. Всё, что сказали пророки — истина.

7. Пророчество Моше Рабейну было истинным, а сам он — «отец» всех пророков: и тех, что были после него, и даже тех, которые были до него.

8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.

9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.

10. Б-г знает все дела людей и все их мысли.

11. Б-г воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.

12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.

13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.

Избранность евреев [↑]

С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Б-ге человечеству. Б-г заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван.

Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.

Evrei molitva tfillin talitПо еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит

Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов — деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях.

Иудейские символы [↑]

Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» — описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.

Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный [↑]

В «ортодоксальном иудаизме» существует множество течений и групп: литваки, хасиды различных «дворов», сефарды и выходцы из восточных общин, немецкие евреи (йеким), йеменские евреи (тайманим). Все эти группы остаются «ортодоксальными», поскольку придерживаются Галахи, руководствуясь Письменной и Устной Торой. При этом на практике они могут вести себя в соответствии с разными, не совпадающими мнениями в Галахе, поскольку каждая из этих общин имеет свою исторически сложившуюся систему обычаев. Тем не менее, все эти общины признают друг друга как кашерных, соблюдающих людей. В частности, в главном и признаваемом всеми течениями «ортодоксального иудаизма» галахическом кодексе «Шулхан Арух» написано, что «все “нусахи” (версии молитв, принятые в различных общинах) святы». Широкое распространение получили и другие деления: харедим (в СМИ их называют «ультраортодоксы»), модерн ортодокс, датиим леумиим (религиозные сионисты). Эти маркеры используются с определенной степенью условности, поскольку данные группы включают в себя множество течений и фракций.

«Неортодоксальными» направлениями в иудаизме называют «реформистский» и «консервативный», а также «реконструкционистский иудаизм» и ряд других небольших групп, которые называют себя иудеями, но при этом, в той или иной степени, отвергают Галаху.

Во все времена абсолютно любая группа, покидавшая поле Галахи, прекращала быть частью иудаизма и превращалась в «новую религию». В частности, две тысячи лет назад это произошло с христианами, в VIII в. с караимами, отринувшими Устную Тору (и в итоге многие из ныне живущих караимов вообще не считают себя евреями по происхождению), а в XVII и XVIII вв. от иудаизма отделились последователи Шабтая Цви и Якова Франка.

Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» — это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути — это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.

Влияние иудаизма на другие религии [↑]

Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».

На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя), данных Б-гом человечеству после Потопа. Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.

Влияние иудаизма на современную культуру [↑]

На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».

Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия — без сомнения, все это влияние еврейской Библии — Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев — научить другие народы Знанию Единого Б-га.

Вклад иудаизма был признан лишь недавно: теперь принято говорить о Западе как об «иудео-христианской цивилизации», подробнее об этом можно прочитать в обзоре Иудаизм и Христианство; а о влиянии Иудаизма на Ислам и мусульманскую культуру — читайте в обзоре Ислам и Иудаизм.

Источник

ИУДАИЗМ

На­ря­ду с хри­сти­ан­ст­вом и ис­ла­мом иудаизм при­ня­то от­но­сить к ав­раа­ми­че­ским ре­ли­ги­ям. Имею­щий сво­им ис­точ­ни­ком свя­щен­ные тек­сты иудаизма на­зы­ва­ют так­же «ре­ли­ги­ей кни­ги». Тер­мин ’Ιουδαϊσμός по­я­вил­ся в еврейско-эл­ли­ни­стической литературе на ру­бе­же эр (2 Макк. 2:21) для обо­зна­че­ния еврейской ре­ли­гии как ан­ти­те­зы эл­ли­ни­стическому язы­че­ст­ву.

Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие

Со­глас­но пред­став­ле­ни­ям иу­даи­стов, иудаизм воз­ник во II-м тысячелетии до н. э. в сре­де западно-се­мит­ско­го ско­то­вод­че­ско­го и зем­ле­дель­че­ско­го на­се­ле­ния Восточного Сре­ди­зем­но­мо­рья. В на­учной литературе су­ще­ст­ву­ет точ­ка зре­ния, со­глас­но ко­то­рой иудаизм как це­ло­ст­ная ре­ли­гия фор­ми­ро­вал­ся на про­тя­же­нии 1-й половины I-го тысячелетия до н. э.

В иудаизме на­ря­ду с нор­ма­тив­ным на­прав­ле­ни­ем воз­ник­ли мис­тические шко­лы, из­вест­ные под об­щим названием каб­ба­ла (на­сле­дие). Влия­тель­ный центр каб­ба­ли­стического уче­ния во гла­ве с рав­ви­ном иудаизма Лу­рия, или Ари, сло­жил­ся в XVI веке в городе Цфат в Га­ли­лее. Од­ним из наи­бо­лее из­вест­ных мис­тических на­прав­ле­ний стал ха­си­дизм. За­ро­див­ший­ся в XVIII веке в По­до­лии и вско­ре ох­ва­тив­ший зна­чительную часть при­вер­жен­цев иудаизма в Восточной Ев­ро­пе, он с конца XIX века рас­про­стра­нил­ся прак­ти­че­ски по всей еврейской ди­ас­по­ре, а с середины XVIII века и в Па­ле­сти­не.

На­чав­шее­ся под влия­ни­ем идей Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции XVIII века дви­же­ние за еврейскую эман­си­па­цию, «гас­ка­ла» (про­све­ще­ние), при­ве­ло к кри­зи­су ор­то­док­саль­но­го иудаизма и воз­ник­но­ве­нию ре­фор­ми­ст­ско­го на­прав­ле­ния, стре­мив­ше­го­ся при­спо­со­бить прак­ти­ку иудаизма к нор­мам ев­ропейского об­раза жиз­ни. Ев­реи, не­до­воль­ные ра­ди­каль­ным от­хо­дом ран­не­го германского ре­фор­миз­ма от тра­диционных норм средневекового иудаизма, в середине XIX века соз­да­ли т. н. кон­сер­ва­тив­ное на­прав­ле­ние в иудаизме, вы­сту­пав­шее за по­сте­пен­ность ре­форм и син­тез их с ча­стью га­ла­хи­че­ских норм.

Ве­ро­уче­ние

Кон­цеп­ция бес­смер­тия ду­ши, су­ще­ст­во­ва­ния за­гроб­ной жиз­ни и гря­ду­ще­го вос­кре­се­ния мёрт­вых не от­ра­же­на не­по­сред­ст­вен­но в То­ре и име­ет в иудаизме от­но­си­тель­но позд­нее про­ис­хо­ж­де­ние, вос­хо­дя­щее к эс­ха­то­ло­гическим те­че­ни­ям ру­бе­жа эр. Мис­тические на­прав­ле­ния в иудаизме при­ни­ма­ют по­ня­тие ме­тем­пси­хо­зы, т. е. пе­ре­се­ле­ния душ (гил­гул).

Ре­ли­ги­оз­ные прак­ти­ки

Наи­бо­лее важ­ны­ми, по­сле суб­бо­ты, празд­ни­ка­ми яв­ля­ют­ся Йом кип­пур, или Йом-акиппурим (Суд­ный день), со­про­во­ж­даю­щий­ся стро­гим по­стом, осо­бым бо­го­слу­же­ни­ем и по­ка­ян­ны­ми об­ря­да­ми, и Рош ашана (Но­вый год), от­ме­чае­мые со­от­вет­ст­вен­но в 10-й и 1-й дни осен­не­го ме­ся­ца тиш­рей. Дни ме­ж­ду эти­ми дву­мя празд­ни­ка­ми счи­та­ют­ся «гроз­ны­ми дня­ми» (йа­мим но­ра­им), т. к. в этот пе­ри­од ре­ша­ет­ся судь­ба ка­ж­до­го че­ло­ве­ка на сле­дую­щий год.

На­ря­ду с празд­нич­ны­ми об­ря­да­ми, в иудаизме су­ще­ст­ву­ет раз­ви­тая сис­те­ма об­ря­дов жиз­нен­но­го цик­ла. На 8-й день по­сле ро­ж­де­ния над маль­чи­ка­ми со­вер­шает­ся об­ре­за­ние (брит ми­ла) в фор­ме цир­кум­ци­зии, сим­во­ли­зи­рую­щее вхо­ж­де­ние в до­го­вор с Бо­гом. Со­вер­шен­но­ле­тие дос­ти­га­ет­ся в 13 лет и от­ме­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным об­ря­дом бар-миц­ва, т. е. вхо­ж­де­ни­ем в воз­раст, ко­гда для муж­чи­ны ста­но­вит­ся обя­за­тель­ным ис­пол­не­ние миц­вот. Со­вер­шен­но­ле­тие де­во­чек в 12 лет (бат-миц­ва) справ­ля­ет­ся в фор­ме осо­бо­го ри­туа­ла толь­ко в не­ор­то­док­саль­ных на­прав­ле­ни­ях иудаизма, в современном Из­ра­и­ле от­ме­ча­ет­ся как до­маш­ний и школь­ный празд­ник. На свадь­бе (ха­ту­на) же­них и не­вес­та об­ме­ни­ва­ют­ся коль­ца­ми, стоя под бал­да­хи­ном (ху­па), стар­ший про­из­но­сит спе­ци­аль­ные бла­го­сло­ве­ния по это­му по­во­ду. По­гре­бе­ние усоп­ше­го долж­но быть про­из­ве­де­но в крат­чай­ший воз­мож­ный срок по­сле смер­ти; хо­ро­нят в са­ва­не, ино­гда в гро­бах без дна или из лег­ко гнию­ще­го де­ре­ва. Тру­по­по­ло­же­ние жё­ст­ко не фик­си­ро­ва­но, кре­ма­ция за­пре­ще­на.

Ор­га­ни­за­ция об­щин

Цен­тром ре­лигиозной и об­щественной жиз­ни, ме­стом для кол­лек­тив­ной мо­лит­вы, изу­че­ния То­ры, про­ве­де­ния об­щественных со­б­ра­ний яв­ля­ет­ся си­на­го­га. Её ста­тус оп­ре­де­ля­ет­ся на­ли­чи­ем спе­ци­аль­но­го кио­та для хра­не­ния свит­ков То­ры (арон ако­деш), по­ме­щае­мо­го в об­ра­щён­ной к Ие­ру­са­ли­му сте­не (миз­рах). В ор­то­док­саль­ных си­на­го­гах муж­чи­ны и жен­щи­ны от­де­ле­ны друг от дру­га пе­ре­го­род­кой, сте­ной или рас­по­ла­га­ют­ся на раз­ных уров­нях. В ре­фор­ми­ст­ских и кон­сер­ва­тив­ных си­на­го­гах, на­зы­вае­мых час­то хра­ма­ми, муж­чи­ны и жен­щи­ны си­дят вме­сте. При си­на­го­гах обыч­но име­ет­ся спе­ци­аль­ное по­ме­ще­ние для ри­ту­аль­ных омо­ве­ний (ми­к­ва). Си­на­го­га на­хо­дит­ся, как пра­ви­ло, в соб­ст­вен­но­сти и рас­по­ря­же­нии об­щи­ны (кеи­ла), со­стоя­щей не ме­нее чем из 10 муж­чин стар­ше 13-лет­не­го воз­рас­та (минь­ян).

По­сле­до­ва­те­ли. В со­от­вет­ст­вии с га­ла­хой, по­сле­до­ва­те­лем иудаизма счи­та­ет­ся ка­ж­дый че­ло­век, ро­ж­дён­ный от ма­те­ри-ев­рей­ки или ис­по­ве­дую­щий иудаизм в со­от­вет­ст­вии с ре­лигиозным пра­вом. «За­кон о воз­вра­ще­нии» современного Государства Из­ра­иль, идео­ло­ги­че­ски ба­зи­рую­щий­ся на религиозной кон­цеп­ции «ки­буц га­луй­от», т. е. со­би­ра­ния рас­се­ян­ных в диа­спо­ре ев­ре­ев во­круг Сио­на, при­зна­ёт пра­во на ре­пат­риа­цию не толь­ко за иу­даи­ста­ми по га­ла­хе, но так­же и за чле­на­ми их собственных се­мьи, се­мей их де­тей и вну­ков.

Ис­кус­ст­во

Иу­дей­ское искусство, ос­но­ван­ное на древ­них тра­ди­ци­ях и об­ряд­но­сти, вос­хо­дя­щих к пе­рио­ду рас­цве­та Иу­дей­ско­го цар­ст­ва и Из­ра­иль­ско­го цар­ст­ва, бы­ло ани­ко­ни­че­ским, т. е. не­из­об­ра­зи­тель­ным. Оно чут­ко вос­при­ни­ма­ло вея­ния вре­ме­ни и в ан­тич­ную и ран­не­ви­зан­тийскую эпо­хи ма­ло чем от­ли­ча­лось от искусства др. ближ­не­во­сточ­ных ре­ли­гий. Тем не ме­нее при внеш­ней сти­ле­вой общ­но­сти бы­ли вы­ра­бо­та­ны ти­пы зда­ний, фор­мы ху­дожественных из­де­лий, ком­по­зи­ции и мо­ти­вы ор­на­мен­та, свя­зан­ные ис­клю­чи­тель­но с иудаизмом и от­ра­жаю­щие стрем­ле­ние ев­ре­ев со­хра­нить собственную древ­нюю ци­ви­ли­за­цию, про­ти­во­сто­ять экс­пан­сии эл­ли­ни­сти­че­ских идео­ло­гии и куль­ту­ры.

Иллюстрации:

За­пад­ная сте­на (Сте­на Пла­ча)в Ие­ру­са­ли­ме – часть плат­фор­мы раз­ру­шен­но­го Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма. Взято с архива БРЭ.

Сви­ток Кни­ги про­ро­ка Исайи. 100 до н. э. Из­ра­иль­ский му­зей (Ие­ру­са­лим). Взято с архива БРЭ.

Ин­терь­ер си­на­го­ги «Абохав» (16 в., перестроена в 1837–47) в г. Цфат (Из­раиль).Взято с архива БРЭ.

Фут­ля­ры со свит­ка­ми То­ры. Иран. 1873–1913. Из­ра­иль­ский му­зей (Ие­ру­са­лим). Взято с архива БРЭ.

Мо­лит­ва в си­на­го­ге любавичских хасидов. Мо­сков­ский ев­рей­ский об­щин­ный центр. Взято с архива БРЭ.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector