Основы риторики как науки заложил

girl 1848472 1920 Советы на день

Тема 2. Становление и этапы развития риторики. Риторический идеал античности

Когда приходит время «собирать камни», мы оглядываемся назад, в историю, в поисках того, что могло бы нам послужить подспорьем

в этом деле, и неизбежно видим там, наряду с прочим, Риторику

Историю риторики называют самым неизученным из разделов дисциплин гуманитарного цикла. Только об одном из этапов развития античной риторики – эллинистическом – А.Ф. Лосев пишет: «Необозримое количество риторических трактатов до сих пор не систематизировано и не осознано – до того вся риторика разнообразна, изощрена и глубока».

Немного известно о статусе и содержании риторики в культурах Древнего Востока. Ещё менее известно о риторике и её месте в жизни арабских стран, имеющих глубокую историю культуры. Только начинается исследование риторических традиций средневековья, Возрождения и новейшего времени. История отечественной риторики достаточно полно представлена в книге Л.К.Граудиной и Г.И.Миськевича «Теория и практика русского красноречия» (М.,1989).

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость.

Хотя ораторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня ещё в древнем мире: в Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае, именно Древняя Греция (Эллада) признается родиной красноречия, где начинает складываться его теория.

В Афинах ведущую роль в государстве стали играть три учреждения : народное собрание, совет пятисот, народный суд.

Античная риторика возникла в Греции в V – IV вв. до н.э., сложилась в систему в III – II вв. до н.э. и распространилась в Риме в I веке до н.э.

К V веку до н.э., когда сложилась культура ораторской речи, когда ясно осознавались её виды, стало очевидно, что задача оратора – троякая: разъяснять (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более действию) и доставлять слушателям удовольствие.

Начиная с Древней Греции ораторство и политика неразрывны. Первое целостное представление об античном красноречии дают источники эпохи Перикла ( V век до н.э.). Этот государственный и политический деятель прославился как выдающийся оратор, чьи речи обладали неодолимой силой воздействия на людей. Про Перикла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения, что он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей». В этот же период возникла теория красноречия, риторика. Её основы заложили Коракс, Лисий и Горгий. Коракс : «Красноречие – это служанка убеждения». Он первый делает попытку разделить ораторскую речь на части: вступление, предложение, изложение, доказательство и завершение.

В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно происходить речевое общение. Люди, приобщаясь к культуре, получают некий образец – идеал речевого поведения.

Риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему её ценностей – эстетических и этических (нравственных).

В античной риторике можно выделить несколько этапов.

Мастерами красноречия в Древней Греции были софисты – платные учителя красноречия (от греч. sophistes – искусник, мудрец). Софисты обучали практическому красноречию, составляли речи для нужд граждан (логографы). Популярность учителей-софистов была необычайно высока. Известные софисты Горгий, Гиппий, Продик, Протагор ездили по всей Греции, выступая перед слушателями, выполняли дипломатические поручения, составляли законы. Для потомков сохранились высказывания Горгия: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить… Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет». Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. В Древней Греции были три философские школы софистов: диалектики, элеаты и пифагорейцы. Диалектики опирались на учение Гераклита Эфесского об изменяемости мира. В этом направлении философии зародилась логика. Элеаты отдавали предпочтение демонстрации в речи гимнастики ума, стройных цепей доказательств. Отрицали существование объективной истины, отстаивали право каждого человека на собственное мнение. Пифагорейцы искали гармонию мироздания в человеке и находили ее в искусстве речи и красоте слова.

Многое сделали софисты для развития этики, риторики, наук о языке. Они изменили социальный идеал. К эталону аристократичности и элитарности по рождению они добавили образованность и ораторское искусство.

Риторика софистов : 1) манипулирующая (манипулировать аудиторией); 2) агональная (от греч. agon – борьба) – риторика словесного спора; 3) относительная (релятивистская) – не истина цель спора, а победа.

Риторический идеал Сократа и Платона : 1) диалогический; 2) гармонизирующий (объединение усилий участников общения, согласие); 3) смысловой (обнаружить смысл).

В 391 году Исократ открыл в Элладе первую риторическую школу, где воспитанники учились составлять судебные речи, полемизировать, аргументировать противоположные точки зрения. Из этой школы вышли прославленные ораторы, политические деятели и полководцы. Причем сам Исократ не был образцом оратора: «Нет у меня ни достаточно сильного голоса, ни смелости, – сетовал он, чтобы обращаться к толпе, подвергаться оскорблениям и браниться с торчащими на трибуне». Когда же его спрашивали, как это он учит других, сам не способный произносить речей, он отвечал, что точильный камень не может резать, но он делает железо острым».

Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению; фразы в них, как правило, краткие, исполненные патетики и страсти.

Ценнейшими приобретениями для риторики, как и мышления вообще, явились аристотелевские труды по логике, и особенно « Орнагон » («Аналитики»). Аристотель создал специальный труд – « Риторика ». Кроме того, несколько глав своей « Поэтики » Аристотель также посвятил риторике.

Свою книгу «Риторика» Аристотель делит на три части: 1) общие цели этой книги, виды речей, принципы убеждения; 2) личность оратора; 3) правила построения речи и словесного оформления мысли. Он выделяет четыре части – предисловие, рассказ, доказательство, заключение – и подробно обосновывает важность каждой части для достижения убедительной речи. «Недостаточно знать, что следует сказать, но необходимо также сказать это, как должно. Так как все дело риторики направлено к возбуждению того или другого мнения, то следует позаботиться о стиле. Достоинство стиля – ясность, раз речь не ясна, она не достигнет цели».

Риторический идеал Демосфена и Аристотеля – речь динамическая, логически безупречная, безукоризненная и строгая по форме.

В античной риторике после Древней Греции видное место занимает Рим. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и древнегреческие, были известными политическими деятелями.

В середине II века до н.э. в Риме греческие риторы открыли риторские школы. Занятия проводились вначале на греческом языке и были доступны лишь детям аристократов. Но когда в I веке до н.э. появилась первая школа с преподаванием на латинском языке, сенат заволновался.

Римские риторические школы старались привить ученикам преимущественно навыки судебного ораторского искусства, учили подбирать аргументы, пользоваться яркими фразами.

Решительно недостижимым, по характеристике Цицерона, судебным оратором был Красс. Речи его отличались юридической обоснованностью, а также наличием стилистического изящества. Цицерон называл его «лучшим правоведом среди ораторов».

Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона – одного из самых выдающихся ораторов мира. Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) – видный теоретик красноречия. Суть своей риторической системы он изложил в трёх книгах – «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В первой книге он развивает теорию ораторского искусства; во второй представлен идеал оратора, к которому стремился Цицерон; в третьей показано историческое развитие ораторского искусства. «Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора». Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство – это функция политики. Вся сила оратора, считает Цицерон, – в умении подчинить себе своего слушателя. Красноречивым будет тот, кто на форуме и в гражданских судебных процессах будет выступать так, что убедит, доставит удовольствие, подчинит себе слушателей. Истинный оратор, полагает Цицерон, «должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою…, как у лучших лицедеев». В «Ораторе» формулируются требования, которые следует соблюдать для того, чтобы быть совершенным оратором. Главное – широкое образование, эрудиция, знание различных философских систем, права, теории ораторского искусства. Наиболее полезными для оратора являются этика и логика.

В трактате «Брут»: «…оратор должен владеть двумя основными достоинствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, во-вторых, волновать души слушателей внушительной и действенной речью, и гораздо важнее бывает воодушевить судью, чем убедить его».

В книге «Об ораторе» он пишет, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувствами, чем правилами и законами, и поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике. «Только тот оратор велик, который кажется великим народу».

Цицерон считал, что истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих – величаво, о средних – стилем, промежуточным между обоими.

Главная сила красноречия – его содержательность. Знаменитая формула Цицерона, которую относят к одному из трех золотых правил риторики: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

Риторический идеал Цицерона – идеал философа-стоика: все страсти подавить, безобразное в мире игнорировать, наслаждаться красотой не столько истины, сколько формы речи.

Римские теории и концепции красноречия развивались также Марком Фабием Квинтилианом (35 – 95 гг. н.э.), выдающимся оратором и преподавателем риторики. Его основной труд – «Образование оратора» (« Наставление в ораторском искусстве») – в 12 книгах. В этих книгах Квинтилиан обобщил опыт работы преподавателем и адвокатом. Квинтилиан выступал противником театральности в красноречии, будучи убежденным, что не внешними эффектами, а содержательностью речи можно добиться успехов в политической борьбе. «Говори только о тех вещах, какие знаешь». Риторические идеи Квинтилиана имеют педагогическую направленность. «Тот, кто хочет стать хорошим оратором, – утверждал Квинтилиан, – должен сначала стать хорошим человеком».

Источник

Риторика

cover

Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Риторика как наука и искусство

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.

Понятие риторики как науки. Предмет и задачи риторики

Термины «риторика» (греч. rhetorike), «ораторское искусство» (лат. oratorare — «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

В античном понимании риторика — это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторика возникла в Греции в V в до н.э., сложилась в систему в III–II вв. до н.э. и получила свое развитие в Риме в I в. до н.э. Базой риторики считаются основы таких наук, как философия, логика, педагогика, лингвистика, психология, этика и эстетика. С развитием этих наук менялось и представление о риторике. В Древней Греции риторику определяли как искусство убеждать слушателей. В Риме — как искусство хорошо и красиво говорить (ars bene dicendi). В Средние века риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи (ars ornandi). В русской риторической науке прослеживается древнегреческая традиция определения риторики как искусства убеждения.

Видоизменялись и цели риторики. Античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей. В Средние века риторика была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. В эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала частью гуманитарного образования, и овладение основами красноречия считалось признаком высокой образованности и культуры.

Риторику в широком смысле называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро — концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов, оптимальных алгоритмов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации.

Итак, термин «риторика» включает понятия «красноречие», «мастерство публичного выступления» и «ораторское искусство». Если красноречие означает умение говорить увлекательно, красиво, убедительно, то мастерство публичного выступления — это более высокий уровень, предполагающий, наряду с умением говорить красиво и убедительно, умение владеть ситуацией общения, наличие знаний по психологии и социологии аудитории и т.п.

Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.

Риторика как наука выполняет следующие задачи:

1) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;

2) исследование форм и механизмов речи;

3) формирование языковой личности;

4) совершенствование культуры речи;

5) совершенствование речевого самовыражения;

6) моделирование процессов общения.

Понятие ораторского искусства

Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основании важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А.Ф. Кони.

Немногим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е.А. Ножина, Н.Н. Кохтева, Ю.В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.

Ораторское искусство в его современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого впечатления.

В риторике наука и искусство составляют сложный сплав, единство. Именно поэтому вслед за ораторами — людьми, способными сколь угодно долго красиво и содержательно говорить на любую предложенную тему, в Древней Греции стали появляться риторы — учителя красноречия, которые разрабатывали теорию риторики как науки, и логографы — составители речей для тех, кто не обладал подобным даром.

Роды и виды красноречия

По объему рассматриваемых проблем риторику можно разделить на общую риторику, в которой излагаются риторические правила работы над планом, содержанием и композицией речи, над языковым выражением мысли и приемами публичного выступления; и частные риторики, в которых рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, научной, юридической, дипломатической и др.

Современное ораторское искусство выделяет пять родов красноречия: общественно-политическое, академическое, судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Некоторые ученые в отдельный род выделяют военное красноерчие.

В пределах каждого рода выделяются жанры ораторского искусства, которые определяются целевой установкой выступления и составом аудитории (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Роды и виды красноречия

img614c75703a464f968e6fee89b4f9b4c4

Риторика оперирует понятиями: язык, речь, слово. В системе языкового образования риторика следует за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика, или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: обязательная новизна в сообщении.

Грамматика и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность.

Система классической риторики охватывала процесс от начальной подготовки публичной речи до ее исполнения и состояла из пяти частей. Эта структура, которая называется риторическим каноном, прослеживается и в современной общей риторике:

1. Инвенция (лат. нахождение, изобретение) включает выбор темы, ее название, сбор и систематизацию эмпирического материала. Предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы — смысловые модели развития речи). Топ — система понятий, предполагающих способы мысли о любой речи.

2. Диспозиция (лат. расположение) предусматривает выбор жанра публичного выступления, составление плана, композиции текста. Композиция есть логика развития темы. Предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи.

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.

Основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала.

3. Элокуция (лат. словесное выражение) — это этап словесного оформления речи. Третья часть риторики рассматривает учение об отборе слов и их сочетании, о тропах и риторических фигурах, о стилях речи, об использовании изобразительных средств языка. Важен смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов.

4. Меморио (лат. запоминание) — учение о памяти оратора, приемах запоминания текста и его воспроизведения.

5. Акцио (лат. произнесение, исполнение) — произнесение речи на публике, владение средствами выразительности устной речи, рекомендации по установлению контакта с аудиторией, манерах поведения оратора в аудитории. Предполагает владение техникой речи.

Этос, пафос и логос как основные категории классической риторики

Приведенная выше схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Существует другая схема, в которой затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Термины «этос», «пафос», «логос» — основные для общей риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или нёеуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос — источник создания смысла речи, а логос — словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Проиллюстрируем это на примерах: Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса.

Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы — существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.

Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: «Таскать вам — не перетаскать» и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.

Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это — этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и по-украински, и по — русски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.

Три основные категории риторики — этос, пафос, логос — находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

Источник

История риторики: От софистов до «живого слова»

«И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры»
А. П. Чехов

Так же, как любая наука и как любое искусство, риторика развивалась вместе с развитием общества. И, конечно же, отражала особенности той или иной культуры, реагировала на требования исторического момента. А сейчас обучение искусству красноречия начинают с изучения его истории.

Мудрецы античности

Не следует думать, что из всех государств Древнего мира искусство риторики почиталось и развивалось исключительно в Древней Греции и — позднее — в Риме. Безусловно, и в Шумере, и в Египте, и в Древнем Китае рождались выдающиеся образцы искусства красноречия, дошедшие до нас в виде отрывков из сводов законов, жизнеописаний знаменитых государственных деятелей, политических договоров. Но именно в античной Греции риторика окончательно оформилась как особая область искусства и науки, именно здесь появились первые теоретические труды, посвященные красноречию. Причина — в особенностях политического и государственного устройства древней Эллады.

6

В древнегреческих полисах — городах-государствах — были заложены основы для демократического устройства общества. Огромную роль играли такие общественные институты, как народное собрание, суд-ареопаг, ранее—совет старейшин. Поэтому выступать перед большой аудиторией, защищать свою точку зрения и привлекать на свою сторону избирателей либо судей греческому гражданину, ведущему активную общественную жизнь, приходилось часто. Каждый политический деятель или полководец был «по совместительству» оратором.

Слово «демагогия» ныне носит презрительный оттенок. Им принято обозначать пустые рассуждения, подчас основанные на подмене понятий и нарушении логики. Но первоначально в Древней Греции демагогом (буквально: «руководящий народом») называли «народного» политика, выразителя интересов низших слоев населения.

В V веке до н. э. широкую известность в Греции приобретают софисты (от греч. «знаток», «мудрец»). Их принято относить к философам, хотя многие софисты представляли собой просто учителей красноречия, за определенную мзду обучавших соотечественников искусству «плетения словес». Они обучали приемам воздействия на слушателя, построению логических цепочек, мастерски владели секретами ведения спора.

Правда, софисты были уверены: цель оратора — не достижение истины, а утверждение в своей правоте. Поэтому в упражнениях, которые эти преподаватели предлагали своим ученикам, в изобилии содержались передергивания и ложные умозаключения. Истина относительна, заявляли софисты, и ею вполне можно поступиться ради достижения своей цели! Особенно, если на первый взгляд все правильно и логично. В результате понятие «софистика» приобрело негативно-пренебрежительный оттенок. Правда, именно софистам мы обязаны рождением риторики как систематической науки.

Нам сложно сейчас судить, кто и когда начал формулировать основные правила риторики, но обычно исследователи утверждают, что первые рассуждения на эту тему содержатся в трудах Коракса — оратора и политического деятеля V века до н. э.

«Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как увидеть, что уместно, а что нет» (Цицерон)

Категорическим противником теории «относительной истины» стал Сократ. Благодаря ему и его ученику Платону в Греции получает широкое распространение искусство диалога: помните знаменитое высказывание о том, что «в споре рождается истина»? Не доказать свою правоту любой ценой, а прийти совместными усилиями к истине, дороже которой нет ничего на свете! — вот девиз Сократа и его великого ученика. На смену внешней красивости, словесным упражнениям приходит слово как способ доказательства и убеждения.

8

Учеником и «идейным наследником» Платона был Аристотель. Он не во всем был согласен со своим преподавателем, но дополнил и развил многие его идеи. Аристотель был уверен: нет такой области, в которой можно было бы обойтись без умения говорить, убеждать и доказывать! Именно идея о всеохватности риторики сподвигла философа написать капитальный труд, посвященный искусству красноречия, в котором он рассмотрел уже известные вам понятия: этос, пафос, логос. Умозаключения Аристотеля о стиле речи, о власти доказательств, о том, что перед каждой новой аудиторией нужно искать новые приемы, учитывая возраст, интересы, социальное положение слушателей, актуальны и по сей день.

В старинных изданиях, посвященных риторике, вам может встретиться ее устаревшее обозначение «элоквенция», от латинского eloquentia — «дар слова», «красноречие»

К I веку до н. э. главенствующее положение на территории современной Европы занимает Древний Рим. И дальнейшее развитие риторики осуществлялось уже в основном благодаря римским ораторам и государственным деятелям. Кстати, слово «оратор» римского происхождения, его основа—латинский термин orare, что означает говорить, убеждать.

11

9

Наверное, многим знакомо имя Марка Туллия Цицерона, политика, писателя и блестящего оратора. Риторике он посвятил семь больших работ, в которых последовательно развивал идею о том, что овладение искусством красноречия требует серьезных усилий. Ведь невозможно стать хорошим оратором, не имея представления о философии, истории, логике и многих других областях знания!

Цицерон предложил универсальную схему, пятичастное описание риторического процесса. Каким образом мысль преобразуется в слово? Римский мудрец представил такие «части» классической риторики:

Но этим, по мнению Цицерона, оратор ограничиваться не должен. Ему нужно еще уметь удержать внимание аудитории, перестроиться на ходу, если дискуссия «свернула не туда», развенчать аргументы противника.

Рекомендации Цицерона поддержал, развил и дополнил преподаватель риторики Марк Фабий Квинтилиан, составивший подробный трактат «Об образовании оратора», в котором гармонично сочетались теория и практика.

По легенде, знаменитый оратор Демосфен с детства не отличался хорошей дикцией. Но он научился четко и правильно говорить, набирая в рот камешки и добиваясь ясности произношения с этим «препятствием». А шум толпы заменяло ему штормовое море.

10

Красноречие в храме и на научной кафедре

В Средние века сложилась парадоксальная ситуация: античный мир и его достижения объявлялись церковью «греховными», «языческими», но при этом многие достижения древнегреческих и древнеримских мыслителей активно использовались европейскими богословами. Так, явно с оглядкой на труды Аристотеля и Цицерона составлены многие сочинения Фомы Аквинского, Августина Блаженного и других «отцов церкви». Необходимость «нести слово божье», излагать для неграмотных церковные догматы порождала талантливых проповедников, подчас обладавших большим влиянием на паству, чем правящие короли и императоры, — в качестве примера можно привести уже упоминавшегося Савонаролу. Важную роль играла риторика и в годы конфликтов между разными религиозными направлениями.

7

В эпоху Возрождения и Нового времени, когда человек провозглашался главной ценностью, а наука и разум — основными инструментами познания мира, риторика в основном служит для популяризации науки, для разъяснения того, что еще несколько десятилетий назад считалось «чудом». Кроме того, риторика играет важную роль в литературе: так, в трудах кардинала Пьетро Бембо и писателя Бальдассаре Кастильоне, ярких представителей эпохи Возрождения, содержится множество рассуждений о стилистике речи, структуре народного языка, о роли образности и остроумия в изложении.

«Краткие речи всегда более содержательны и способны вызвать сильное впечатление» (Максим Горький)

В конце XVII — в XVIII столетии риторика становится более «узкоспециальной», в ней более четко прослеживаются отдельные области, такие как риторика политическая, богословская, научная, судебная, литературная и даже светская, ведь, например, всевозможные самоучители по этикету и искусству «легкой беседы в обществе» тоже имели отношение к красноречию! Французский писатель и богослов Франсуа Фенелон в своей работе «Рассуждение о красноречии» превозносит такие достоинства оратора, как ясность мысли, четкость изложения, «поэтичность без излишеств».

22

Знаменитые религиозные проповедники средневековья:

Пособия по риторике эпохи возрождения и нового времени:

«Словесные узоры» в России

Свои особенности имела русская риторика. Уважение к образной, яркой, «текучей» речи на Руси бытовало всегда—достаточно напомнить, что почетным гостем на пирах обычно был сказитель. О высоком мастерстве письменного слова свидетельствуют русские летописи, жития святых, «поучения», составленные князьями для своих наследников. Дошли до наших дней и любопытные образцы эпистолярного жанра, такие как переписка Ивана IV с князем Андреем Курбским — оппоненты явно владели искусством красноречия и умели его применять!

Русские практические руководства по риторике были предназначены в первую очередь для летописцев и, конечно же, богословов. Использовались и иностранные труды (у нас были известны, к примеру, как произведения Аристотеля, так и труды французского иезуита XVII столетия Ноэля Шабанеля), и руководства, составленные соотечественниками. Так, были широко известны работы епископа вологодского Макария, Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича.

«Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми представлять и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удостоверить» (Михаил Ломоносов)

К числу известнейших книг, посвященных риторике и изданных в России, следует отнести написанное Михаилом Васильевичем Ломоносовым «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». Это издание вышло в свет в 1748 году и надолго стало одним из самых популярных.

В XIX столетии развитие риторики в России продолжало в основном общеевропейские тенденции. Преподавание риторики в учебных заведениях было прекращено. В наши дни постепенно приходит осознание того, что искусство красноречия относится к той области знания, которая, даже не получая практического применения, играет огромную роль в повышении общей культуры человека, в формировании его жизненной позиции. Как знать, может быть, через несколько лет эта дисциплина станет обязательной в школах, лицеях, колледжах и университетах?

Классика риторики

В XIX веке в России вышли в свет два учебных пособия, составленных профессором Царскосельского лицея Николаем Федоровичем Кошанским: «Общая риторика» (1818) и «Частная риторика» (1832). Они переиздавались много раз и были популярны вплоть до начала XX столетия.

Таинственное «сказание»

15

В XVII веке в России приобрело популярность произведение «Сказание о седми свободных мудростех», посвященное грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии. Автор и точное время создания неизвестны, есть версии, что это перевод с латинского языка; многие исследователи считают, что это творчество русского автора. «Сказание» много раз публиковалось как целиком, так и по частям, например в составе учебных пособий.

Современная риторика

Конечно, по сравнению с античными Грецией и Римом, с Россией времен Ломоносова условия, в которых существует риторика, несколько изменились. Другой стала социальная структура общества, много раз сменился государственный строй, претерпели изменения и языки, на которых когда-то говорили «отцы красноречия». Появились профессии и сферы деятельности, которые еще 30-50 лет назад попросту не существовали.

Соответственно, и риторика как наука также обогатилась различными направлениями и связями со смежными областями человеческой деятельности. Современная риторика — понятие гораздо более широкое, нежели античное «ораторское искусство». Но основные правила, задачи и принципы остались прежними.

13

Какие определения риторики и какое видение ее задач представляют нам современные специалисты?

В большинстве пособий по искусству красноречия представлена идея о том, что основная задача современной риторики адекватное и уверенное пользование всеми видами слова, куда относятся устное выступление, письменная работа, отчет, телефонная или интернет-коммуникация. Также риторику называют наукой о мастерстве эффективной речи.

Эффективная речь — это в первую очередь та, которая соответствует цели говорящего, то есть является целесообразной. Например, если вы хотите привлечь к своему предприятию новых торговых партнеров, вряд ли вы будете на презентации делать акцент на возможных недостатках продукции, которую выпускаете.

«Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна» (Лев Толстой)

Эффективная речь должна воздействовать на слушателя. Например, руководителю нужно сподвигнуть сотрудников на сверхурочную работу. Конечно же, он будет искать особые вдохновляющие, мотивирующие слова.

И, наконец, к условиям эффективной речи относят гармонизацию оратора и аудитории, то есть риторика предназначена еще и для того, чтобы сгладить возможное негативное восприятие (например, во время той же речи о сверхурочных), наладить взаимопонимание.

14

От понятия «эффективность» неотделимо искусство убеждать. Поэтому изучение риторики невозможно без многочисленных упражнений и тренингов, нацеленных на высокий уровень взаимодействия выступающего со слушателями. Более того, именно «искусством убеждения» называют риторику некоторые современные исследователи, особенно те, кто специализируется в основном на тренингах и презентациях, на деловом общении. Но все же такое определение представляется узковатым.

«Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно» (Александр Герцен)

Очень важно и изучение культуры речи — без опоры на языковые нормы, без умения использовать выразительные средства языка хороший оратор немыслим.

Формирование каких основных умений ставится на первое место при изучении риторики в наше время?

Речь, вошедшая в историю

23

Одной из лучших речей в истории риторики признается выступление Мартина Лютера Кинга, лидера движения за гражданские права чернокожего населения, «I have a dream» («У меня есть мечта»). Он произнес ее в 1963 году со ступеней Мемориала Линкольна, во время мирной акции протеста «Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу».

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector