Особенности буддизма как религии

three 3075752 1920 Советы на день

Учение Будды. Особенности буддизма как религии

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. «Дхарма» буквально означает «опора», «то, что поддерживает». Слово «дхарма» означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать.

Буддизм в своей основе содержит многие идеи и учения индуизма, главным из которых и является учение о сансаре – постоянной цепи перерождений, опре­деляемых законами кармы. Главная цель размышлений самого Будды, а потом и смысл жизни всех буддистов избавление от круговорота сансары и достижения нирваны (в индуизме аналогом слова «нирвана» является слово «мокша») – со­стояния, в котором отсутствуют перерождения. Конечно, в недрах буддизма су­ществовало и существует поныне множество разнообразных течений, школ, сект, которые по-разному трактуют смысл и цель жизни человека и говорят о разных средствах достижения этой цели, но все же понятие нирваны – центральное поня­тие буддийской религиозно-мифологической системы.

Нобелевский лауреат мира Далай-Лама XIV так объясняет сущность нирваны: «Сансара означает зависимость суще­ства от кармы, заблуждений и обстоятельств, им же соз­данных и им же усугубляемых. Нирвана — это освобожде­ние от зависимости от кармы, заблуждений и их последст­вий. Низшее состояние нирваны характеризуется отсутст­вием неудовлетворенности и страдания. Высшим состоя­нием является махапаринирвана — это состояние будд, свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение которых сливается со всем бытием».

Главным вопросом, который стоял перед Сиддхартхой Гаутамой, и ответ на который он искал шесть лет, стал вопрос о способе (или способах) прекращения круговорота сансары и достижения нирваны.

Содержание учения Будды:

Уже в самой первой – бенаресской – проповеди Будда говорил о двух «край­ностях» в пове­дении людей, которые мешают им встать на путь подлинного ре­лигиозного спасения:

«Есть, о братья, две крайности, которых должен избегать удалившийся от мира. Какие эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, погру­жённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, тёмная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Из­бегая этих двух крайностей, я во время Просветления постиг срединный путь — путь, способствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване».

Итак, свой путь Будда назвал «срединным», поскольку он лежал между обычной чувственной жизнью и аскетической практикой, минуя крайности того и другого.

Ядро учения Будды составляют так называемые «четыре благородных ис­тины»:

Жизнь есть страдание. (Рождение есть страдание, старость — страдание, бо­лезнь — страдание, соединение с немилым — страдание, разлука с милым — страдание, желание недостижимого — страдание.)

Существует причина страдания. (Она состоит в стремлении и жажде к наслаж­дению, к могуществу, к материальной и плотской жизни.)

Страдание можно прекратить. (Прекращение страданий происходит через полное уничтожение желаний и достижение просветленного со­стояния.)

Существует путь, ведущий к уничтожению страдания. («восьмеричный бла­городный путь»):

— правильный образ жизни,

640 1

Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный благород­ный путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от других известных религий — ни одно рели­гиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.

Таким образом, восьмеричный путь включает три основных упражнения в нравственности, созерцании и мудрости: культуру мудрости, культуру поведения и культуру медитации.

Культура мудрости — знание четырёх благородных истин.

Культура поведения — это пять основных заповедей (панчашила):

а также добродетели щедрости, благонравия, почтительности и т. п.

Культура медитации — это сис­тема упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей.

О характере передачи смысла Учения.

Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя к ним подходить с одной и той же меркой: одним Дхарму нужно долго растолковывать, другие поймут её на лету, третьим потребуется привести множество примеров и т. п. Потому то и не существует универсальной формулы Дхармы на все случаи жизни; есть Дхарма, изложенная с учётом индивидуальных особенностей каждой группы верующих. Буддийское учение может быть выра­жено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах и в прозе, изо­бражено на красочной картине или быть сосредоточено в букете цветов. В прит­чах о проповедях Будды встречается эпизод, в котором описывается, как Будда, собрав учеников, молча улыбался и показывал ученикам цветок, который держал в руках. Это и была вся проповедь.

Можно сказать, что Будда назвал свой путь «срединным» еще и потому, что в плане постижения и передачи Высшей Истины – Дхармы – человек выбирает се­редину между рассудочностью и поэзией.

Этика буддизма:

Этика (от гр. обычай, характер) система норм поведения человека. Учение Будды имеет ярко выраженный этический характер. Но это особая этика! Чело­век может двигать­ся или не двигаться, согласно указанному ему направлению, — это его личное дело. Не творя зла, он не стремится к активному противостоянию злу, не вмеши­вается в жизнь. Например, любовь и милосердие ко всем живым существам предполагает не делать различия между людьми, животными, насеко­мыми и всегда соблюдать принцип ахимсы – не причинять вреда всем живым су­ществам.

Очень важно, что принцип ахимсы основан не на ритуальном запрете убийства или причинения вреда, а именно на любви ко всему живому. Доброже­лательно следует относиться не только к добрым, но и к злым людям, преступни­кам, убийцам. В принципе, защита других людей от зла и насилия противоречит учению буддизма. Мстить и наказывать за злодеяния и преступления тоже неже­лательно, следует терпимо и бесстрастно относиться к злу. Решительно осужда­ется и привязанность к какому-либо человеку. Этика буддизма, таким образом, — пассивная этика.

Особенности буддизма как религии. Организации верующих и культ в буд­дизме. Священные книги буддизма.

Учение Будды было обращено ко всем без исключения людям, причем обрете­ние спасения также провозглашалось абсолютно для всех, независимо от соци­ального положения, национальности, пола и возраста. (В Древней Индии попу­лярность буддизма как раз и объясняется его надсословным и надкастовым ха­рактером).

Буддизм не относится ни к моно­теистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (осно­ванным на вере во многих богов) рели­гиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных су­ществ, но счи­тает, что они тоже подчинены дей­ствию кармы и, несмотря на все свои сверхъ­естественные силы, не могут самого главного — избавиться от пере­воплоще­ний. Только человек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причину пере­рождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родить­ся в человеческом облике. Только сре­ди людей могут появиться высшие ду­ховные существа: будды — люди, дос­тигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы те, кто откладывает уход в нир­вану ради помощи другим созданиям.

Буддизм не при­знаёт Провидения и подчёркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над со­бой.

Если христианство неразрывно свя­зано с верой в Христа как Сына Божьего, а ислам — с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни не играет особенно важ­ной роли во многих направлениях буддизма. С точки зрения буддистов, будд было и будет бесконечное множество, и не­которые из них не менее авто­ри­тетны, чем Шакьямуни. В странах Юго-Восточной Азии Будду Шакьямуни почитают скорее как святого и великого муд­реца.

В буддизме отсутствует призыв борьбы с «инакомыслием», буддизм очень веро­терпим.

Эти качества буддизма и определили его высокую жизнестойкость в среде других религий и философско-этических течений, что в конечном итоге позволило буддизму стать мировой религией.

После того, как Будда провозгласил свою первую проповедь в Бенаресе, у него появилось множество сторонников и последователей. Особенно его поддер­живали кшатрии и вайшьи, которые видели в буддийской проповеди возможность избавления от засилья и верховенства брахманов. Этические и социальные идеи буддизма были привлекательными для общества в целом. Но что касалось сферы практических действий и образа жизни, ведущих к достижению нирваны, то она была строго ограничена коллективом сознательно ушедших от мира людей, т. е. некой общиной монахов – аскетов. В древних источниках по истории буддизма говорится, что сам Будда являлся в ней почитаемым Учителем, но, в то же время, рядовым монахом. Такая община получила название сангхи. Буддистские сангхи и сегодня существуют во всем мире, где буддизм пустил свои корни. Но что же представляла собой сангха времен самого Будды?

Вступавшие в сангху люди отказывались от всякой собственности, поэтому их называли «бхикшу» (досл. – «нищий»). Они обривали голову, облачались одежды, сшитые из лоскутов простой ткани (преимущественно желтого цвета), имели при себе только самые необходимые вещи: кружку для сбора подаяний, миску для воды и пищи, бритву, посох, коврик, игольницу с нитками и пару чулок с башмаками. Большую часть времени они проводили в странствиях, собирая ми­лостыню.

Вся жизнь в сангхе была строжайшим образом регламентирована. Например, есть бхикшу могли только до полудня и исключительно вегетарианскую пищу; заходить в дом с целью получения милостыни, бхикшу должен был с опущенным взором, а, пока хозяева наполняли его чашу, он должен был молчать и не смот­реть в лицо дающему; брать пищу самостоя­тельно монах не мог (существует много преданий о буддийском монахе, который умер от голода рядом с пищей, ожидая, что кто-нибудь положит ее в его чаш­ку); бхикшу предостерегались и в «женском вопросе»: к пожилой женщине они должны были относиться как к своей матери, к остальным – как к сестрам; каких – либо драгоценностей они не должны были даже касаться; никакой труд, кроме духовных упражнений, не раз­решался.

В общину принимали всех одинаково, независимо от кастовой принадлежно­сти и богатства – необходимо было глубоко принимать учение Будды и стре­миться к спасению. Вступление в них не было обставлено в виде особой церемо­нии или священнодей­ствия. Несколько лет желающий был учеником, после чего собрание общины задавало ему еще ряд вопросов о жизни Будды и о его собст­венном положении (не болен ли он, не должник ли, не раб ли и т.д.). Получив удовлетворяющиеих ответы, члены общины принима­ли новичка. Поступившие в общину раньше имели больший авторитет, чем поступившие позже. Несовершен­нолетние принимались в общину только с согласия родителей, и находились под опекой наставника. Из общины можно было легко выйти, и это не влекло за собой никаких неприятных последст­вий.

Существовали и женские общины. Их история началась с момента, когда умер отец Гаутамы Будды, и мачеха Будды с 500 женщинами просили Будду при­нять их в сангху. Однако для Индии того времени вступление женщины на тропу аскезы и отшельничества было явлением необычным, поэтому Будда долго со­мневался. В конце концов, он решился принять их в отдельную общину, которая будет подчиняться особым правилам: монахини всегда будут признавать больший авторитет монахов; они будут обращаться к монахам за наставлениями; монахини могут просить совета у монахов, но монахи у монахинь – никогда.

Никаких начал культа и богослужений в раннем буд­дизме не было. Исклю­чение составляли собрания мона­хов, на которых те каялись в совершенных гре­хах. Мно­гие праздники и памятные даты были взяты из более ранних индийских традиций. Не было поначалу и со­бственных буддийских святынь, храмов. Со вре­менем святыми местами стали считаться города, где жил и проповедовал Будда, дерево, около которого он вошел в нирвану. Особое значение стало придаваться телес­ным останкам Будды, тело которого было сожжено. Для этих святынь строи­лись часов­ни — ступы (букв. вершина), обязательно круглые или квадратные. Ступа рассматривается в буддизме как мо­дель Вселенной (это характерно и для православного храма).

Поначалу изображений Будды не было, но со вре­менем появились изобра­жающие его рисунки и скуль­птуры. Он представлялся сидящим на лотосе со спо­койным и сосредоточенным выражением лица. В качестве даров и приношений часто использовались цветы и благовония. Постепенно в буддизме все больше стали распространяться развитый культ и божественное поклонение.

Миряне в буддизме никакой церковной общины (подобно хрис­тианству, ис­ламу или иудаизму) не составляли и не со­ставляют.

Священные книги буддизма:

Учение и история Будды и буддизма изложены в огромном количестве древ­них книг, рукописей и сказа­ний. Так как буддизм впоследствии раскололся на два направления (об этом будет рассказано позже), то су­ществует соответственно и две ветви литературы: се­верная и южная. Южная ветвь — наиболее древняя и ценная для изучения истории буддизма. Она написана на язы­ке пали — индий­ском диалекте, основанном на древ­нем санскрите.

Трипитака включает в себя более 15 тыс. повествований, историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов и комментариев к ним. Около 500 лет все это передавалось изустно. На заучивание такого количества текста даже у выдающих­ся монахов уходило около 25 лет. Чтобы сохранить точ­ность передаваемого, мо­нахи периодически собирались на специальные соборы, где существовала система пе­репроверки заученного путем перекрестных изложений. В XIX в. канонический текст вырезали на 729 камен­ных плитах и над каждой плитой возвели пагоду (храм-часовню).

Трипитака состоит из трех частей.

— Сутра-питака («корзина бесед и поучений») состоит из пяти частей. Сутра включает в себя проповеди Будды-Гаутамы в изложении его люби­мого уче­ника Ананды (поэтому каждая проповедь начинается словами: «Так, я слышал однажды. »). Ин­тереснейшая часть Сутры —Дхаммапада, представля­ющая собой популярное изложение всего буддийского учения. Дхаммапада — на­стольная книга каждого буддиста. Очень увлекательна для чтения еще одна книга из состава Сутры — Джатака. Это сбор­ник легенд и сказок, собранных по всей Азии. В них рассказывается о многочисленных воплощениях Будды еще до его рождения в лице Сиддхартхи Гаутамы. Слово «джатака» родст­венно русскому слову «житие».

— Абхидхарма-питака («корзина чистого знания») содержит философские трак­таты буд­дизма, обобщающие и систематизирующие все учение.

Источник

Главные особенности буддизма

Буддизм – это религиозно-философское учение, возраст которого более двух с половиной тысяч лет. В разных странах буддизм считают: религией, культурой, философией, образом жизни, учением этики (наука о доброте). Учение имеет последователей во всех странах мира, но более всего оно распространено на Востоке.

lazy placeholder

Основатель буддизма

Основателем буддизма является индийский принц Сиддхарта Гаутама, в дальнейшем Будда Шакьямуни. Учение возникло в шестом веке до нашей эры.

Первоначально оно называлось «Дхарма» (учение) или «Буддадхарма» (учение Будды). Название «буддизм» первыми начали употреблять европейские исследователи в XIX веке.

Сиддхарта постигал различные учения, вел жизнь аскета, добровольно голодал, чтобы достичь ясности ума, и чуть не уморил себя голодом. Но одна девушка пожалела истощенного странника, и накормила его. Принц понял, что если он умрет от собственных ограничений, то не откроет истину. Так он пришел к пониманию, что крайности вредны. Излишняя роскошь и крайний аскетизм одинаково губительны. Каждый сам должен найти свой «средний путь» между излишествами и самоограничениями.

lazy placeholder

И вот однажды он решил не прекращать медитации, пока не найдет ответ на свой вопрос. После длительной медитации, он очнулся Буддой, то есть «пробужденным, просветленным». Ему открылись тайны природы, мира, вселенной, он познал истину. После этого Будда стал обучать людей дхарме – учению о жизни, ведущей к нирване. Прожив 80 лет, Будда оставил множество учеников, которые продолжили проповедовать его учение.

Идея буддизма

Целью буддизма является достижение нирваны как особого состояния души. Нирвана – это абсолютный покой и блаженство, растворение во Вселенной. Путь к нирване лежит через отказ от излишнего комфорта и познание самого себя.

Будда считал, что причина всех человеческих страданий – это сами люди, потому что они зависимы от материальных благ. К страданиям человека приводят большие желания и негативные страсти. Человек желает сверх разумной потребности, хотя ему для счастья нужен минимум материальных вещей и максимум духовности.

Минимализм в жизни – это один из главных принципов буддизма.

В мире нет ничего постоянного, все изменяется. Но материальные вещи и комфорт создают иллюзию постоянства, которого в природе не существует. Когда что-то уходит, то приходит что-то новое. В мире происходит постоянное обновление. Но привязанность к старому не дает получить новое, и порождает страдания.

Душа и сознание человека должны изменяться так же, как изменяется природа.

Достижение нирваны – это пробуждение от иллюзий, способность увидеть жизнь такой, какая она есть на самом деле.

Основы учения

Буддизм имеет многочисленные школы последователей, которые различаются в идеях и обрядах. Но у всех школ и направлений есть общие основные доктрины.

Дхарма

Одно из самых важных понятий буддизма. Переводится с санскрита как «поддерживать».

lazy placeholder

Дхарма – это учение, нормы, правила, которые необходимо соблюдать для поддержания и сохранения порядка во Вселенной. Также дхарма означает нравственные, религиозные и общие правила бытия. Только тот, кто соблюдает дхарму, сможет пройти путь очищения, достичь просветления и нирваны.

Дхарма коротко описана в учении о «Четырех Благородных Истинах».

Четыре Благородные Истины

Истины говорят о страдании, откуда оно берется и как от него избавиться.

Избавление от переживаний и страданий состоит в отказе от излишнего материального блага, в совершении добрых дел, медитации и размышлении.

Причинная зависимость. Карма

Буддизм объясняет причинную зависимость между плохими поступками и появлением страданий, помогает избавиться от них. Для объяснения причинной зависимости буддисты приводят пример с семенами растений. Чтобы растение взошло, выросло и принесло плоды, необходимо выполнить определенные условия. То есть семя должно быть здоровым, почва – плодородной, погода – теплой, полив – регулярным, рыхление почвы – постоянным, а солнце – умеренным. Для появления плодов есть причины.

Для страданий человека тоже есть причины. Карма зависит от поступков человека. Это причинная связь между поступками в прошлом и жизнью в настоящем.

Закон Кармы – это ответственность за все свои действия.

За злые дела человек расплачивается страданиями и перерождением в бедного, слабого, больного, угнетаемого человека. Очень плохие дела могут привести к перерождению человека в насекомое, животное, растение. За добрые дела человек получит награду – благополучную жизнь. Карма – это не судьба, она не определена заранее и навсегда. Человек может выбирать свое будущее, и совершать плохие или хорошие поступки.

Сансара

Сансара означает бесконечный цикл перерождений (повторений) рождения и смерти человека.

lazy placeholder

Перерождения управляются кармой. Однако не всегда человек живет безупречно, и его новая жизнь будет напрямую зависеть от предыдущей. Причем в новой жизни человек не помнит ничего из прошлого. Поэтому Сансара считается страданием, от которого следует избавиться. Но сделать это можно, лишь освободив свое сознание от порочных желаний и мыслей.

Восьмеричный Благородный Путь

Восьмеричный Благородный Путь – это путь, который указал Будда для избавления от «дукхи» (страдания) и «сансары» (перерождения). Этот путь ведет к нирване, вечному блаженству и покою:

Сангха

lazy placeholder

Сангха – буддистская община, которая состоит из монахов, монахинь, мирских людей и мирянок. То есть это группа людей, объединенных по религиозному признаку. Иногда сангха означает людей, достигших некоторой степени просветления. Еще реже употребляется как «общество святых». Сангха является необходимым условием для буддистского учения.

Космология

Буддийская космология описывает Вселенную в священных буддийских текстах.

Космология представляет собой две части:

Древние буддийские представления о Вселенной совпадают с классической наукой, и подтверждаются последними открытиями в физике.

Буддисты

Буддистами называют последователей учения Будды. Это люди разного возраста, образования, различных национальностей, стран. Но всех их объединяет буддизм.

lazy placeholder

Священные тексты

Проповеди Будды первоначально передавались устно, но из опасения утраты были записаны. Свод священных текстов создавался с V по III век до нашей эры, и получил название «Трипитака».

lazy placeholder

Современное издание «Трипитака» насчитывает 55 томов.

Направления буддизма

Основные направления буддизма появились в древности. До настоящего времени это:

Буддизм в мире

В современном мире насчитывается около 500 миллионов буддистов. В том числе буддийских монахов — 1 миллион человек. Больше всего буддизм распространен в Восточной Азии.

lazy placeholder

Несмотря на древнюю историю, буддизм в соседних странах распространен с большими отличиями:

Великий Путь

Будда учил только одному – как освободиться от страдания. Для этого необходимо: очищение сознания, достижение просветления, ведение добродетельной жизни, не причинение вреда всему живому. Это есть Великий Путь, указанный Буддой.

Источник

Буддизм – чем уникальна эта религия?

budda zolotoy e1534516911162

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Одна из самых загадочных религий, которая приоткрывает тайну восточной души – буддизм. Мы хотим познакомить вас с ней и рассказать о ней как можно больше.

Где и когда зародилась буддийская философия, какова ее история, в чем состоят главные идеи, чем она отличается от других религий мира – ответы на все эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье. Также вы узнаете, кто такой Будда, чем занимаются буддийские монахи и как стать буддистом.

Что такое буддизм

Буддийская религия, так же, как исламская и христианская, считается мировой. Другими словами, ее принципов придерживаются люди по всему миру, без принадлежности к определенной национальности или стране.

Слово «буддизм» возникло всего в 19 столетии – так восточную религию окрестили европейцы. Сами же приверженцы называют ее «дхарма» или «бодхидхарма», что означает «учение о пробуждении». С этой точки зрения буддизм часто называют не религией, а учением, философией, традицией.

buddy v khrame e1534514409684

Исторические источники утверждают, что он возник две с половиной тысячи лет назад – в 500-600-х годах до нашей эры. Основателем считается Будда Шакьямуни. Именно он называл свое учение «дхарма», что можно понять как «истина», «природа», «сознание».

Будду очень почитают, но при этом он – не Бог, не Творец. Он Великий Учитель, который раскрыл людям истину, подсказал путь обретения свободы.

Кто такой Будда

В 560 году до нашей эры на северо-востоке Индии, на территории современного штат Бихар, в роду Шакья у правителя родился сын. Его назвали Сиддхартха Гаутама.

Мальчик рос во дворце в роскоши, не знал бед, но при этом был очень одаренным и добрым. Когда он повзрослел, то влюбился в прекрасную девушку и женился на ней. Скоро у них родился наследник.

Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вышел за пределы дворца. Нечто страшное полоснуло его сердце – за одну прогулку он увидел больного, старца и похороны. В этот день он понял, как велики страдания людей.

princ Siddkhartkha e1534514548200

Эта мысль не давала Сиддхартхе покоя, и он был полон решимости найти истину и избавить людей от бесконечных тягот и лишений. Тогда он оставил жену, ребенка, отца и подданных и ушел в странствие.

В скитаниях он провел шесть лет. За это время Сиддхартха общался со многими мудрецами, пробовал разные техники, вел аскетичный образ жизни вплоть до самоотречения, но так ни к чему не пришел.

Почти в отчаянии он сел под дерево и стал размышлять, молиться и снова размышлять. Так он провел 49 дней и наконец испытал состояние, которое теперь называют просветлением – ощущение полной ясности и понимания, абсолютной радости и светлого ума. Он нашел истину бытия, а это самое дерево назвали «деревом Бодхи».

Сиддхартха стал будто другим человеком. Он направился в долину, где встретил людей, желавших следовать за ним, слушая речи молодого человека, в которых заключалась истина. Так принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой Шакьямуни – Пробужденным из рода Шакья.

Много лет Будда проповедовал, делился учением со своими последователями, которых становилось все больше. Вместе они постигали дхарму, занимались духовными медитациями.

budda propoveduet e1534514610397

Уже будучи глубоким стариком, Будда ушел в паринирвану – в окончательную нирвану, покинув наш мир и избавившись от страданий. А его учение спустя 25 столетий все распространяется по нашей планете.

Развитие учения

Появившись в Древней Индии и растекаясь по Востоку, буддийская мысль за все время существования была свидетелем многих событий и вынесла разные перипетии истории: возникновение в Индии индуизма, набеги арийцев, притеснение со стороны мусульман, установление могущественной империи Моголов, современное время с его глобализацией.

Однако дхарма продолжает распространяться по миру – сегодня насчитывается порядка 500 миллионов приверженцев.

В основном это, конечно, юг, юго-восток Азии и дальневосточные регионы: тайские, бутанские, вьетнамские, китайские (особенно тибетские), японские, камбоджийские, лаосские, корейские, шри-ланкийские, мьянманские, непальские, монгольские территории.

В Индии, которая является родиной буддизма, с распространением индуизма учение утратило свое значение – здесь его исповедуют менее одного процента всего населения.

Буддийских взглядов традиционно придерживаются также некоторые национальные республики в России: Калмыкия, Тува, Бурятия, часть алтайских районов. Минуя их, мысль движется все глубже на Запад: в Москву, Санкт-Петербург, в европейские страны и на американский континент.

mnogo monakhov e1534514958465

Главные постулаты

Основные идеи буддийского учения сводятся к трем понятиям:

nirvana v meditacii e1534515114332

Кроме того, существует понятие «дукха». Оно отождествляется с негативными чувствами: страхом, болью, неудовлетворенностью, гневом, тревогой, алчностью – говоря обобщенно, это страдания. С понятием дукха связаны Четыре благородные истины, которые считаются основой буддистского пути:

Восьмеричный путь предполагает правильное:

Этапы Восьмеричного пути нужно постигать не по очереди, а все вместе, в комплексе – они неразрывно связаны друг с другом и ведут к освобождению.

Мы видим, что ступени Восьмеричного пути помогают постигать мудрость, воспитывают нравственное поведение и тренируют ум. Будда завещал, что в соблюдении этих основ не нужно бросаться в крайности от полной аскезы до пресыщенной роскошью жизни, нужно найти «золотую середину» – это правило Шакьямуни называл Срединным путем.

vosmerichnyy put e1534515209827

Достичь нирваны невозможно без постоянного духовного очищения, практик медитации и соблюдения главных заповедей. Последние предписывают:

Священные писания в буддийской философии называются сутрами. В разных направлениях почитаются разные сутры, но суть дхармы полно изложена в Палийском каноне, который называется «Трипитака».

tripitaka koreyskaya e1534515309565

«Трипитака» состоит из нескольких томов:

Уникальность дхармы

Буддизм как религия уникален в своем роде, потому что имеет много отличий от других вероисповеданий. Он вобрал в себя черты как религии, так и философии. Именно поэтому буддизм правильнее назвать религиозно-философским учением.

Буддистское учение отличается от других конфессий множеством черт:

В отличие от индуизма, который также строится на законах кармы, сансаре, перерождениях, буддийская философия считает всех людей равными, вне зависимости от положения в обществе и происхождения – в противовес этому в индуизме варны и касты.

Однако буддийская философия, распространяясь на все новые и новые земли, переливалась в разные течения и принимала разные формы. Каждая школа обретала собственные черты, и некоторые направления становились больше похожи на религию, например тибетский буддизм.

В этом случае Будда обожествляется: ему делают подношения, сооружают алтари, изготавливают статуи, делают изображения, похожие на иконы. Появляется пантеон будд и бодхисаттв – просветленных, которые помогают другим людям обрести освобождение.

tibet 694633 1280 e1534515459202

Становится все больше храмов, которые также называются дацанами, хуралами, ватами, монастырями. Монахи в особом одеянии, службы в храмах, праздники, медитации с чтением мантр, обряды – в некоторых направлениях прослеживаются все составляющие религиозного течения. Таким образом, буддизм относится к философии и религии одновременно – все зависит от школы дхармы.

Как стать буддистом

«Буддистами не рождаются, ими становятся» – можно адаптировать известное выражение. Действительно, нельзя стать буддистом только родившись в буддийской семье – нужно осознанно выбрать учение как путеводную звезду в жизни, или, как говорят последователи дхармы, «принять прибежище».

В прибежище принимают три драгоценности:

Для достижения главных драгоценностей необходимо отказаться от трех ядов:

На пути истины буддист вооружается специальными методами:

devushka meditiruet e1534515572503

Избрав путь дхармы и соблюдая главные правила, приверженцы Будды приближаются к познанию себя, окружающего мира и к освобождению от страданий.

Буддийские монахи

Первым буддийским монахом был сам основоположник учения – Будда Шакьямуни. По образу жизни и внешнему виду он был чем-то похож на аскетичных мудрецов, которые относились к ранним религиозным течениям и странствовали по восточным просторам.

Вслед за Буддой из числа его учеников появились другие монахи, которые знакомили с дхармой мирян. Буддийское монашество существует до сих пор – наверняка в фильмах, на фотографиях или даже вживую многие видели их, облаченных в оранжево-красную одежду.

Нынешние монахи не ведут отшельническую жизнь – они обычно поселяются в монастыре целой общиной и тесно взаимодействуют с мирянами – буддистами, которые ведут привычную современную жизнь. Монахи проповедуют мирянам дхарму, учат духовной жизни, а миряне дают им одежду, еду, а во время несчастных случаев – кров.

dalay lama v gorode OKlende e1534515850517

Монахи мужского пола зовутся «бхикшу», а женского – «бхикшуни». Они живут по строгим законам и ограничениям, которые могут меняться в зависимости от направления буддийской мысли и священных писаний, предписывающих правила монашеской жизни.

Жизнь монахов может быть разной также из-за климата, особенностей природы. К примеру, монахи, которые живут на тибетских высокогорьях или в монгольских степях, могут иметь больше предметов одежды. А в монастырях, которые находятся вдалеке от поселений мирян и поэтому не могут принимать подаяния от них, может быть собственная кухня, где монахи сами готовят для себя еду.

Школы

С течением времени буддийская мысль распространялась по всей Азии и дальше, на Запад. В каждой местности она накладывалась на менталитет местного населения, религиозные верования, укоренившиеся там до прихода буддизма, поэтому существует множество его направлений.

К трем основным школам буддийской философии относятся:

1. Хинаяна – Малая Колесница

В современности чаще употребляется название Тхеравада – учение старейшин. Она считается древнейшей и самой ортодоксальной школой. Распространена в юго-восточном азиатском регионе, поэтому ее часто называют «южным буддизмом».

Страны: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Шри-Ланка, Вьетнам.

statui v Kambodzhe e1534515936969

Тхераваде присущи следующие черты:

2. Махаяна – Большая колесница

Она менее консервативна, чем хинаяна. Считается «северным буддизмом» из-за своей географии.

Страны: Япония, Китай, Южная Корея, северные районы Индии.

Budda v YUzhnoy Koree e1534516009706

3. Ваджраяна – Алмазная Колесница

Она появилась как ответвление от Махаяны. Также известна под названием «тантрический буддизм».

Страны: тибетская часть Китая, Непал, Монголия, буддийские республики России – Бурятия, Тува, Калмыкия.

buddizm v Kalmykii e1534516077701

Главный учитель в тибетском буддизме – Далай-лама.

В каждой из перечисленных школ может быть еще несколько ответвлений. Также буддизму знакомы направления, которые не относятся ни к одной из главных школ.

Ответвления, в которых прослеживаются элементы учения Будды, но которые не относятся к традиционным школам, объединяются в название «необуддизм». Чаще всего они распространены в «небуддийских» странах Европы и Америки.

Очень популярное сейчас на Западе направление – дзен-буддизм. Однако оно уже много веков практикуется на японских, корейских и особенно китайских территориях – здесь оно зовется «чань».

dzen buddizm e1534516227533Японский монах дзен-буддизма

К главным чертам дзен-буддизма можно отнести:

Этой цели можно достичь с помощью практики созерцания. Она выполняется в падмасане – позе лотоса. Закрывая глаза, приверженцы дзен сосредотачивают внимание лишь на собственном дыхании, отрешаются от происходящего вокруг и как бы заглядывают внутрь себя.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что сегодня вы узнали много нового, познакомились с удивительной философией буддизма и приоткрыли дверцу в еще неизведанный мир Востока.

Конечно, в одной статье невозможно рассказать все о дхарме, ведь даже сотне книг не удалось этого сделать. Но все же мы хотим продолжить раскрывать восточную мудрость вместе с вами.

Пусть истина, любознательность и доброта сопутствуют вам на жизненной тропе. Если вам понравилась статья, оставляйте комментарии, делитесь с друзьями, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, и будем искать истину вместе.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector