- Что такое частушка? Определение, виды и примеры частушек
- Определение
- История появления и развития
- Поэтика
- Разновидности
- Детские частушки
- История России через частушки
- Характер исполнения
- В заключение
- Особенности частушек как жанра
- Своеобразие жанра частушек и их исполнения
- Общая характеристика частушки как музыкально-словесного жанра
Что такое частушка? Определение, виды и примеры частушек
В русском фольклоре встречается такой жанр, как частушки. Они идеально подходят для исполнения под балалайку либо гармошку. Исполняли их на гуляниях, посиделках. Такие певицы, как Лидия Русланова, Ольга Воронец, обогатили русскую культуру, исполняя любимые всеми частушки.
Из статьи станет понятно, что такое частушка. Почему она считается источником сведений об истории России?
Определение
Частушки являются короткими рифмованными песнями-куплетами, которые создаются для публичного выступления. Их чаще всего не поют, а выкрикивают. Вот что такое частушки.
Понятие о подобном жанре ввел писатель Глеб Успенский. Свою популярность эти песни получили в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Люди называли их по-разному, например, припевками, тараторками либо коротушками. Существуют и другие наименования.
Для того чтобы понять, что такое частушка, следует упомянуть признаки, которые характерны для этого народного жанра музыкально-поэтического творчества:
История появления и развития
В качестве самостоятельного жанра частушки сформировались к середине девятнадцатого века. Наибольшее распространение они получили в юношеской и молодежной среде. От этого они обладают особым задором, а их тематика близка молодому поколению.
В качестве истоков для русских частушек можно выделить:
Сначала частушки не признавали в качестве художественного жанра. В двадцатом веке их мелодичность привлекла внимание со стороны композиторов. Современные частушки занимают важное место в национальной песенной культуре России. Однако они не прижились на Дону. Связано это было с особой культурой, которую принесли с собой казаки. На иностранные языки слово не переводится, частушки называют на русский манер.
Поэтика
Для полного понимания того, что такое частушка, следует разобраться в ее художественной форме, то есть поэтике. В основе языка произведения лежит разговорная речь, которая отличается простотой и живостью. Допустимо использование придуманных слов, например, девушку, которая выходит замуж, называют «самоходочкой».
Встречаются в частушке и фольклорные эпитеты: «лебедь белая», «миленький дружочек», «ясный сокол» и прочие. Они перешли из лирических песен, которые были традиционными на Руси.
Обязательно, чтобы в произведении присутствовала рифма. Обычно сопоставляются четные строки. Ритмика зависит от музыкального наигрыша. В этом они весьма разнообразны.
Разновидности
Развивались частушки в среде рабочих и крестьян. Они отличаются друг от друга. Выделяют следующие виды:
Тематика народного творчества довольно разнообразна. Многие произведения посвящены отношениям между девушкой и парнем. Однако не только о любви пели простые люди.
По тематике следует выделить следующие варианты:
С приходом большевиков тематика наполнилась советской пропагандой. Однако сексуальная направленность сохранялась все время. Нередко в произведениях можно встретить ненормативную лексику.
Со временем возникли частушки для детей. Стоит понимать, что писали их взрослые, но по своему содержанию они рассчитаны на детей.
Детские частушки
Короткие смешные стихи, которые напевались под особый ритм, нравились не только молодым людям. Их полюбили и дети. Тематика частушек для детей отличалась. Однако в них присутствовала доля сарказма. Произведения, созданные для младшего поколения, высмеивают лень, глупость, жадность, неопрятность и прочие пороки. Они вызывают смех, чем и привлекают детей.
Частушки по праву можно назвать самым популярным жанром народного творчества среди детей. Они быстро запоминаются, несут улыбку, исполняются на простом и понятном языке.
Сегодня известно множество смешных и поучительных частушек. Они придутся по душе детям, особенно младшего возраста. Их можно выучить и петь под гармонь или гитару. Это позволит разнообразить будни ребенка и развить его память.
История России через частушки
Содержание народного творчество определялось жизнью. Все, что происходило в стране, отражалось в частушках. В дореволюционных произведениях рисовался быт деревни. Много внимания уделялось рекрутской службе, когда молодых людей уводили «как овец».
Тема войны прослеживается благодаря русско-японскому столкновению начала двадцатого века. Народное творчество создало много произведений, которые наполнены сатирой, высмеиванием власти, ненавистью к существующему строю. В припевках 1917 года отразилось ожидание перемен.
Гражданская война привела к распространению знаменитого «Яблочка». В песнях звучали идеи о том, что людям больше не нужен царь. Революционно настроенные лица воспевали Ленина, иногда Сталина. В эти суровые годы короткая песня стала «живой газетой», которая остро реагировала на происходящие события.
Одни из исследователей назвал частушки словесным кинематографом, который изображал жизнь народных масс.
Характер исполнения
Смешные частушки и прочие припевки имеют особую манеру исполнения. В большинстве случаев они поются громко и напряженно. Звучали они часто на улице, поэтому важно, чтобы вокал был средним либо высоким.
Однако сами слова произносятся нечетко, они как бы зашифровываются. Связано это с тем, что большинство присутствующих знают содержание произведения, и им нет необходимости вслушиваться. Гораздо важнее создать настроение для публики. Это касается смешных частушек.
По-другому исполняются страдания, то есть лирические произведения. Для них требуется мягкая, скромная и доверительная система исполнения.
Часто плясовые припевки поют визгливым женским голосом в максимально высоком регистре.
В заключение
Народные частушки появились во второй половине девятнадцатого века. Связывают их развитие с гармоникой. Создавались произведения в основном сельской молодежью. Со временем они стали отображать социальные и политические реалии своего времени. Поэтому по частушкам можно проследить основные этапы в истории России за последние сто лет.
Частушки и сегодня можно встретить в репертуаре фольклорных коллективов и отдельных народных исполнителей.
Особенности частушек как жанра
Что такое частушка, история частушки
Фольклор. Данным словом именуют народное творчество, а именно особый и очень ценный вид искусства, являющийся неиссякаемым источником нестареющей многовековой мудрости. Это золотой фонд – культурное наследие, созданное не одним автором, а коллективно целым народом и бережно сохранённый прежними поколениями. За прошедшие столетия возникло невероятное множество различных фольклорных жанров, среди которых наибольшую известность получили былины, легенды, сказания, загадки, поговорки, пословицы, песни и детские сказки. Однако есть ещё один уникальный и своеобразный вид народного творчества, возникший в нашей стране сравнительно недавно, но быстро завоевавший большую популярность и народную любовь – и это частушки.
Что такое частушка, её историю и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое частушка
Частушка. Данный термин, происходящий от слов «частый», «часто» или «частить», обозначает один из жанров русского фольклора, в котором гармонично соединились наполненная юмором народная поэзия, ритмичная музыка и задорная пляска. Его основу обычно составляют двух или четырёхстрочные рифмованные куплеты, исполняемые поочерёдно на один из мотивов, которых к нынешнему времени накопилось довольно много. В каждой местности для «частушек» сочинялись мелодии, имеющие свои характерные особенности для того или иного региона, однако всех их объединял радостный мажорный окрас. Помимо того музыка для этих забавных народных песенок отличается незамысловатостью, простотой гармонизации, а также особым зажигательным ритмом, заставляющим человека непроизвольно пускаться в припляс.
При всём при этом необходимо подчеркнуть, что главной составляющей «частушек» является стихотворный текст, весьма разнообразный по тематике, и как правило создающийся импровизационно. В «частушках» обычно в шутливом или ироничном тоне воспеваются любовные и семейные взаимоотношения, будни деревенской жизни, забавы молодёжи, а также отображаются общественно-политические проблемы. Всё это излагается, насыщенным красочными образами и сравнениями, живым языком, который иногда даже выходит за границы литературного. Ритмический склад текстов частушек весьма разнообразен, однако наиболее употребляемый стихотворный размер – хорей с перекрёстной рифмой, хотя нередко применяется парная и кольцевая рифмовка.
Частушки изначально предназначались для публичных выступлений. Голос певца должен звучать ярко в среднем или высоком регистре, так как обычно эти задорные песенки, в сопровождении гармони или балалайки исполняли под пляску на уличных молодёжных посиделках, гуляниях, свадьбах и праздничных застольях. Разновидностей частушек создано довольно много, но особой популярностью среди всего этого разнообразия пользуются «лирические», «плясовые» и «страдания», которые друг от друга отличаются по характеру, тематическому содержанию, ритму и темпу исполнения.
Популярные частушки
«Семёновна». Эти плясовые частушки, главной героиней которых является веселая, бойкая расторопная русская женщина с именем Семёновна. Они возникли в 30 –е годы в Центральной России и особой популярностью пользовались у сельских жителей.
«Яблочко». На мотив этой известной матросской пляски в своё время тоже активно распевались «частушки». Знаменитый мотив пришёл к нам с Туманного Альбиона, где он был сочинён ещё в Средние века. Далее, разойдясь по всему миру, на него в начале прошлого века стали сочинять сначала любовные, затем и социально-политические частушки.
«Страдания». Это частушки о любовно-лирического содержания, исполняемые в медленном темпе, то есть более напевно. В них повествуется о неразделённых чувствах, встречах и отвергнутой любви. В каждом регионе свои страдания и потому они именуются по названию местности: Елецкие, Саратовские, Калужские, Вологодские, Мошанские.
«Цыганочка». Ритм этого зажигательного русского танца весьма подходит для пения частушек. Их тематическое содержание связано с цыганскими мотивами. Необходимо отметить, что во всём разнообразии частушечных мелодий «Цыганочка» представляет собой редкий случай минорного лада в плясовой музыке.
Краткая история частушки
Когда и в каком из многочисленных регионов нашей необъятной Родины впервые стали сочинять и петь короткие задорные песенки, которые русским писателем Глебом Ивановичем Успенским в 1889 году в очерке «Новые народные стишки» были названы «частушками», сегодня на эти вопросы не могут ответить даже самые именитые исследователи фольклорных жанров. Тем не менее многие фольклористы считают, что истоки данной формы народного творчества следует искать в далёком прошлом. Так начиная с XI века по дорогам Руси странствовали ватаги музыкантов и актёров, которых именовали по-разному, но чаще всего называли скоморохами. Поскольку для простого люда их выступления были единственным развлечением, то эти бродячие артисты постепенно приобрели большую популярность, особо проявившуюся в XV—XVII веках. Будучи мастерами хлёсткого и разящего слова, скоморохи, в исполняемых ими пьесках, а также прибаутках-скоморошинах, весьма похожих на нынешние «частушки», остро подшучивали над светской и церковной властью. В середине XVII века потешные люди, за злободневную сатиру на знать и церковь, подверглись жестоким гонениям. Скоморохов отправляли в ссылку, а их инструменты, в числе которых была всеми любимая балалайка, безжалостно уничтожали.
Прошло время, скоморохи ушли в прошлое, а вот задорная балалайка вновь вернулась к русскому народу. Помимо того во второй четверти XIX века из-за границы в Россию завезли гармонику. Диковинный инструмент, который мог не только играть мелодию, но и аккомпанировать, сразу полюбился городским и сельским жителям. Без балалайки и гармони, впоследствии ставшими символами русской культуры, в то время не проходил ни один праздник, а со второй половины XIX века под их аккомпанемент практически одновременно в разных губерниях России, центрального, северного и восточного регионов, а также на территории среднего и нижнего Поволжья, начали бытовать своеобразные весёлые плясовые песни. В народе, за быстрый темп исполнения, они получили название «частые».
Это особая песенная форма, основанная на игровых и плясовых припевках, шутливых свадебных песнях и даже детских дразнилках, характеризовалась живо проговариваемыми словами на фоне многократно повторяющейся мелодии. Обладающий необычайным задором, зародившийся вид народного творчества активное развитие получил в среде молодёжи. Поначалу такие бойкие плясовые песенки, самопроизвольно импровизируя, сочиняли и исполняли в основном юноши, однако затем, распевая про любовь, измены, разлуки, милых дружков и коварных подружках, эстафету у них переняли девушки.
В начале следующего столетия в национальной песенной культуре страны «частушки» заняли весьма значимое место и потому особый интерес к данному жанру исследователи народного творчества стали проявлять уже в первом десятилетии XX века. Первый сборник «Частушек» был издан в 1903 году, но это было только начало. Далее в результате кропотливой изыскательной деятельности в различных губерниях России было собрано около десяти тысяч частушек, которые затем были представлены в двух сборниках, вышедших из печати в 1913 и 1914 годах. Содержание данной поэзии малой формы отличалось большим разнообразием тем. В них обрисовывалась вся человеческая жизнь: личные и семейные отношения, быт городов и деревень, общественные проблемы и даже тема войны. Иначе говоря, «частушки» живо откликались на всё, что происходило вокруг человека и именно это обусловило необычайную популярность данного жанра и соответственно его активное развитие. Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, индустриализация, коллективизация страны, затем Великая Отечественная война, послевоенное восстановление народного хозяйства, освоение целинных земель и даже период Перестройки – все эти важные страницы в истории нашей страны ярко отображались в «частушках», которые можно назвать не иначе как «живой газетой», а также летописью истории России.
Интересные факты
Частушка. Этот один из самых популярных жанров народного творчества в нынешнее время в русской песенной культуре занимает немаловажное место. Он не уходит из нашего бытия, а, как и прежде несёт радостное настроение и украшает своим звучанием праздничные народные гуляния. Помимо того, живя полноценно творческой жизнью, она входит в репертуар народных исполнителей и фольклорных коллективов, веселя слушателей метким словом.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Своеобразие жанра частушек и их исполнения
Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Частушка считается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX – начале XXвеков. Так называли народные стишки. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни.
Частушка помогала избавиться от тоски. В коротеньких песнях главным был
не сам обряд, а внутренний мир человека. Хорошо звучит частушка под балалайку или гармошку. В XIXвеке нередко исполнялись частушки «под язык»: один поет, а остальные подражают голосами каким-нибудь музыкальным инструментам.
Типы частушек.
Лирические частушки (припевки) — 4-х строчная частушка на разные темы.
Обрядовые- жнивные, сенокосные, свадебные
Плясовые — 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым
ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке.
Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны. И т.д. Это еще не все типы.
Темы частушек. Большинство частушек — о любви, однако граница между
частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические,деревенско-колхозные. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы.
1.Оригинальные эпитеты: «милка», «милочка-крутилочка», « милёночек»,«девчоночка-отлеточка», «дорогой залеточка».
2. Яркая гипербола: «Изорвал милый штиблеты, А я полботиночки!», «С головойв чугун улез!»
3. В частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония:
Мне про милого сказали,
Что картошку он не ест.
Я иду, смотрю в окошко:
С головой в чугун улез!
Сверху яблоко упало,
С ног свалило милого.
Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма популярен и сейчас. На любой злободневный момент русский народ готов откликнуться короткой и остроумной песенкой. В Донбассе широкое распространение получили шахтерские частушки:
На работе мой любимый,
И волнуюсь за него,
Но улыбками встречаю
Я шахтёра своего. ( можно свои примеры частушек)
Реального прототипа у Теркина нет, это собирательный образ, вместивший в
себе типичные черты облика и характера русского солдата, Из военной биографии Тёркина мы узнали, что он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.
Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны. Говорит, что воюет с самого начала войны. трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, который на своих плечах вынес все тяготы военной жизни,- олицетворение национальной силы духа и воли к жизни.
Каждая глава рассказывает об отдельном событии из жизни бойца. Например,
живой». Юмор Тёркина помогал бойцам пережить трагедию войны. Василий Теркин –
прирожденный гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая
убитому накануне командиру танкистов, мы узнаем из главы «Гармонь “. Эти
танкисты вспомнили Теркина, которого они, раненого, доставляли однажды в санбат.
И от той гармошки старой,
Что осталось сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат.
В стихах Булата Окуджавы важное место занимают образы и мотивы, навеянные войной. Сами названия говорят об этом: «Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» «Здесь птицы не поют» и др. В них раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытания огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле. Эмоциональный заряд, заключенный в стихах и песнях Окуджавы, силен необычайно по интенсивности переживаемого поэтом чувства.
Билет №23.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 2459 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Общая характеристика частушки как музыкально-словесного жанра
Жанровые особенности русской народной частушки в разной мере и с разных сторон рассматриваются в работах С.Г. Лазутина, И.З. Зырянова, М.М. Бахтина, Н.П. Колпаковой, А.А. Горелова, В.П. Аникина, О.В. Мешковой и других литературоведов, искусствоведов. Обобщенно характеризуя частушку, С.Г. Лазутин в «Литературном энциклопедическом словаре» определяет ее как «жанр русского словесно-музыкального фольклора, короткую (обычно 4-строчную) песенку быстрого темпа исполнения». В качестве важных ее жанровых черт отмечается, что «частушки создаются преимущественно сельской молодежью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку», тематика «главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают частушки общественного содержания (чаще с сатирической окраской), в советский период их доля возрастает, тематический диапазон расширяется». Будучи откликом на события дня, «частушка обычно рождается как поэтическая импровизация». Частушке как жанру «свойственны обращения к определенному лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия». Более развернутая характеристика этих и других частных свойств частушки как жанра содержится в монографических исследованиях С.Г. Лазутина «Русская частушка», С.В. Зырянова «Поэтика русской частушки», О.В. Мешковой «Эстетическая природа частушки» и других литературоведов, искусствоведов.
Выделив важные признаки частушки как жанра, литературоведы, однако, не дали однозначного ответа на главный вопрос: составляют ли народные частушки в своей огромной массе особый целостный жанр или это вид народного музыкально-словесного искусства, объединяющий несколько жанров.
Таким образом, в литературоведческих и искусствоведческих работах, посвященных русской частушке, существуют принципиальные разногласия относительно происхождения и жанровой специфики русской частушки. Как совершенно справедливо заметила О.В. Мешкова, «в изучении специфики частушки бесспорным является лишь утверждение о ее тематическом разнообразии» [Мешкова О.В., 2000, с.22].
Общее литературоведческое понимание и определение жанра как «исторически сложившегося типа литературного произведения» по традиции широко используется и в работах по лингвостилистике. В «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой оно дается на первом месте. Литературоведческая трактовка лишь дополняется лингвистическим признаком: «род, разновидность произведения в составе художественной литературы, за которым в известные исторические эпохи могла закрепиться та или иная стилистическая разновидность языка» [Ахмановой О.С., 1969, с. 148]. Однако такое слишком общее, несколько расплывчатое определение жанра не удовлетворяет многих и многих исследователей языка художественной литературы. Поэтому вслед за В.В. Виноградовым в работах А.Н. Кожина, В.В. Одинцова, Е.А. Иванчиковой, Г.Я. Солганика, М.Н.Нестерова и других лингвостилистов формируется другое, собственно лингвистическое понимание жанра художественной речи. В основе своей оно связано с лингвистическим пониманием жанров нехудожественной речи и соотносится с функциональными стилями языка и текстом.
В отличие от литературоведения жанр в лингвостилистическом понимании связан, прежде всего, с каким-то определённым функциональным стилем или функциональным типом языка. Каждому функциональному стилю языка, соответственно, типу речи свойственна своя система жанров. Поэтому все жанры того или другого функционального стиля обладают какими- то общими стилистическими признаками данной функциональной подсистемы, в частности характеризуются общностью сферы употребления и основных функций, общностью характерных языковых средств.
Но особенно разнообразна жанрово-стилистическая дифференцированность художественной литературы, именно в ее жанровых особенностях проявляется, прежде всего, своеобразие художественной речи. Поэтому исследование художественной речи в ее различных жанровых разновидностях становится актуальной задачей современной лингвостилистики.
Функциональный стиль определяет общую установку на отбор и организацию речевых средств. Под стиль эту установку конкретизирует в соответствии с частными условиями и задачами общения, а жанр диктует свои законы выбора языковых средств, ограничивая их соответствие конкретными условиями и законами жанровой формы» [Стилистики русского языка (Под ред. Н.М. Шанского), 1982, с.190].
Сам жанр реально существует как открытый ряд конкретных речевых произведений, имеющих единый характер отношения к действительности и в связи с этим сходные композиционно-структурные особенности. В зависимости от темы, в соответствии с той или иной задачей (целевой установкой) в газетном тексте возможно использование и научной лексики, технической терминологии, оборотов художественной или разговорной речи. При этом для характеристики жанра существенен не только сам факт такого использования, но и специфика сочетания, взаимодействия языковых единиц, т.е. важны собственно стилистические параметры (особенности используемых структур).
Учитывая, что жанровые разновидности характеризуются прежде всего конструктивными особенностями, особенностями группировки, формами «обработки» жизненного и речевого материала, В.В. Одинцов определяет жанр «как выделяемый в рамках того или иного функционального стиля вид речевого произведения, характеризующийся единством конструктивного принципа, своеобразием композиционной организации материала и используемых структур» [Одинцов В.В., 1980, с. 156].
Применительно к художественной речи определение жанра дается в работах М.Н. Нестерова. В отличие от литературоведения жанр в лингвостилистическом понимании связан, прежде всего, с каким-то определённым функциональным стилем или функциональным типом языка. Каждому функциональному стилю языка, соответственно, типу речи свойственна своя система жанров. Поэтому все жанры того или другого функционального стиля обладают какими-то общими стилистическими признаками данной функциональной подсистемы, в частности, характеризуются общностью сферы употребления и основных функций, общностью характерных языковых средств, неупотребительностью некоторых «противопоказанных» средств. Отличительные же их стилистические свойства в системе родственных жанров определяются внутри жанровыми признаками: 1) особенностью содержания, 2) целевым назначением, 3) ситуацией в широком, в том числе общественно-историческом понимании.
С изложенных позиций языковедов и мы подходим к анализу речевой структуры частушки как жанровой формы художественной речи. Учитывая выделенные литературоведами и искусствоведами ее характерные признаки, в частности:
— отнесенность к лирическому роду художественно-словесного искусства, и особенно лиризм,
— сжатую четырехстишную стихотворную форму, чаще всего с одной стороны перекрестно-концовочной рифмой,
— субъективную эмоциональную экспрессивность,
— народность языка и другие, мы вместе с тем при раскрытии особенностей речевой структуры как жанровой формы исходим из признания приоритетной роли ее целевого назначения в системе жанров художественной речи.