- Структура филологического знания
- Филология как наука
- Направления филологии
- Отрасли филологии
- Готовые работы на аналогичную тему
- Происхождение термина «филология»
- История возникновения филологии как науки
- Определение понятия термина «филология». Ознакомление с основными историческими этапами развития филологии, ее становления как науки. Рассмотрение смысла человеческой мысли и слова. Рассмотрение связи филологии с философией, риторикой, грамматикой.
- Заключение
- Подобные документы
Структура филологического знания
Филология как форма самопознания культуры
Специфика филологии и её историческое развитие
Филология – совокупность гуманитарных дисциплин[1], изучающих культуру через содержательный, языковый и стилистич. анализ письменных текстов. Филология изучает культуру в качестве текста. Эта наука является одной из форм самопознания культуры.
Филолога интересуют в тексте как его внутренние аспекты, так и внешние связи. Отсюда проистекают две разновидности (формы) филологической работы:
1) Скромная – анализ текста, не допускающий отхода от его конкретности.
2) Вольная – анализ связей текста с контекстом. Этот путь тяготеет к универсальности и всеохватности.
Филология возникает из философии и в форме философии – форме философской рефлексии над мышлением (словом и речью). У филологии две родины – древняя Индия и Древняя Греция, которые являются родинами философии. Первоначальное двуединство философии и филологии переросло позднее в конфликты между филос. волей к абстракции и конкретностью филологии.
Первоначально филология являла себя как универсальная форма знания. Филолог-классик – характерный для периода с Ренессанса до сер. 19 в. специалист по антич. текстам – совмещал в себе лингвиста, критика, историка гражд. быта, нравов и культуры и знатока др. гуманитарных, а иногда даже естеств. наук – всего, что в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста. Впоследствии происходит дифференциация – некогда единая историкофилол. наука распадается на лингвистич., лит.-ведч., историч. и др. гуманитарные дисциплины. Филология теряет содержательную целостность. Множатся разновидности филологии. Раньше их существовало всего две – классическая и «священная», «специализирующиеся», соответственно, на текстах классической античности и текстах Библии, обоих Заветов. В этих текстах европейское человечество видело источник высшей духовной ориентации. Теперь же разновидностей филологии существует столько, сколько языково-письм. регионов мира. По мере научного прогресса филология отказывается от выделения особо привилегиров. текстов, становится демократической. Оборотной стороной расширения предмета филологии является утрата «интимности» в отношении к предмету. Хотя, безусловно, существуют тексты, сохраняющие своё значение жизненного символа национальных культур. Таковыми выступают творения Данте для итальянцев, Гёте – для немцев, Пушкина – для русских.
Это первый аспект ломки принципов классической филологии в условиях тенденций новейшего времени. Второй аспект заключается в том, что ориентация на целостный текст, характерная для классической филологии, сегодня утрачивает своё монопольное значение. В наше время гуманитарные науки охотно пользуются возможностями осуществления анализа в двух полярных измерениях – на уровне глобальных обобщений (уровень «макроструктур») и на уровне выделения минимальных единиц значений и смысла (уровень «микроструктур»). Как то, так и другое не соответствует человеческому измерению, которое было свойственно классической филологии[2].
Третий аспект трансформации филологии заключается в том, что гуманитарное знание (и филология как его часть) подвергается формализации – уподобляется знанию точных наук, в частности, математики. В классической же филологии важную роль играет интерпретация (понимание), так как сама она является искусством понимать написанное. Интерпретация содержит в себе противостоящие идеалам строгой научности элементы, такие, как интуиция, житейская мудрость, здравый смысл. Математически точные методы возможны лишь в периферийных областях филологии. Однако это не значит, что в классической филологии культивируется субъективность (царствует произвол). Этой науке также свойственна строгость («точность»), но достигается она иначе, чем в точных науках, – посредством постоянного нравственно-интеллектуального усилия, высвобождающего возможности человеч. понимания, оберегающего его как от буквальности, так и от солипсистской[3] субъективности. Филология – это наука понимания Другого: другого человека, др. культуры, др. эпохи. Она не лишает Другого права на существование – не превращает его ни в «исчислимую» вещь, ни в отражение собств. эмоций интерпретатора.
Структура филологического знания
В филологии как науке выделяются две основные научные области: литературоведение и языкознание (лингвистика).Литературоведение – наука, изучающая художественную литературу. Главные отрасли литературоведения – теория литературы и история литературы. Теория литературы изучает сущность литературы – литературу как своеобразную форму духовной (в том числе, познавательной) деятельности человека, происхождение литературы, формы литературы, её общественные функции, законы её развития. Также теория литературы изучает структуру и форму (жанры) художественных произведений, принципы создания произведений, принципы их толкования (интерпретации), их читательское восприятие, специфику художественной речи. История литературы изучает многовековой процесс развития художественной литературы всех народов. Данная литературоведческая дисциплина разделяется на поддисциплины по эпохам и отдельным странам. Например: «История античной литературы», «История английской литературы Средних веков», «История французской литературы эпохи Ренессанса». Среди выдающихся отечественных литературоведов 20 века следует назвать Михаила Михайловича Бахтина, Юрия Михайловича Лотмана, Михаила Леонидовича Гаспарова, Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
Вспомогательными дисциплинами литературоведения являются библиография[4], текстология[5], палеография[6]. Литературоведение связано с эстетикой, философией (в частности, со структурализмом), языкознанием, историей, социологией.
Истоки литературоведения в античности – в сочинениях Аристотеля («Об искусстве поэзии», «Риторика»), Горация («Наука поэзии»). Как наука литературоведение оформляется в 19 веке (термин «литературоведение» введён германистом Эрнстом Эльстером в 1897 г.). В 20 веке литературоведение представлено множеством направлений: духовно-историческая школа[7], «формальный метод»[8], психоаналитический метод[9], социологический метод[10], ритуально-мифологическая теория[11], структурализм.
На стыке литературоведения и самого литературного творчества находится литературная критика, которая занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни), выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений, оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания. Выдающиеся отечественные литературные критики 19 столетия – Виссарион Григорьевич Белинский, Николай Александрович Добролюбов, Николай Гаврилович Чернышевский, Павел Васильевич Анненков.
Языкознание (лингвистика) – наука об общих законах строения и функционирования человеческого языка. Языкознание возникло в культурах древнего востока (в Древнем Китае и Древней Индии) и в культуре античности (Древней Греции и Древнего Рима). Как наука языкознание оформляется в начале 19 в. в форме общего и сравнительно-исторического языкознания. Общее языкознание исследует универсальные свойства языка – прежде всего наиболее общие закономерности его структурно-системной и знаковой организации, семантики и синтаксиса, а также фонетики. Основателем общего языкознания, а также философии языка как базы языкознания является Вильгельм фон Гумбольдт. Язык, по Гумбольдту («О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода»), есть деятельность (а не продукт деятельности) человеческого духа и национальное сознание народа. Язык имеет национальную природу, а не общечеловеческую (логическую) и не индивидуальную (психическую). Язык (языковое сознание) замыкает возможности восприятия его носителя своими границами, выйти из которых можно лишь в случае освоения другого языка.Сравнительно-историческое языкознание (лингвистическая компаративистика) занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание представлено именами Якоба и Вильгельма Гримм, Франца Боппа,Александра Христофоровича Востокова и других исследователей.
Существует также специальное языкознание, исследующее конкретные языки, своеобразие которых связано с частными закономерностями фонетики, семантики и синтаксиса.
Современное языкознание имеет следующую структуру:
1. «Внутренняя лингвистика», изучающая внутреннее устройство языка: фонетика и фонология[12], грамматика с подразделением на морфологию и синтаксис, лексикология[13] (с выделением фразеологии[14]), семантика, стилистика.
2. Дисциплины об историческом развитии языка: история языка, историческая грамматика, сравнительно-историческая грамматика, этимология.
3. «Внешняя лингвистика» – дисциплины о функционировании языка в обществе: диалектология, лингвистическая география, ареальная лингвистика, социолингвистика.
4. Дисциплины, занимающиеся комплексными проблемами на стыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика; палеография.
Основные направления языкознания: логическое[15], психологическое[16], младограмматическое[17], социологическое, структурная лингвистика[18].
[1] лингвистич., лит.-ведч., истор. и др.
[2] По-видимому, принцип соразмерности человеку классическая филология заимствовала из эпохи (античность), тексты которой являются её предметом. Этот принцип был сформулирован Протагором: «человек – мера всех вещей».
[3] Солипсизм – радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира.
[4] Деятельность по систематизации информации (документов).
[5] Вспомогательная историко-филологическая дисциплина, осуществляющая анализ произведений на предмет установления их текстов, восстанавливающая историю создания текстов в целях дальнейшего исследования, интерпретации, публикации.
[6] Вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности его развития, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.
[7] видевшая в поэзии воплощение истины о жизни.
[8] стремившийся выяснить формальную сторону («устройство») словесного искусства и игнорирующий его содержательную сторону; литература воспринимается как сумма художественных приемов.
[9] Рассмотрение литературных произведений в свете концепции Зигмунда Фрейда, как отражения бессознательного и подсознательного, психологических комплексов, сформировавшихся у автора в результате детских травм.
[10] изучающий литературу как форму общественного сознания.
[11] склонная сводить структуру любого произведения к ритуально-мифологической основе.
[12] наука о звуковом строе языка.
[13] раздел языкознания, в котором исследуется словарный состав языка.
[14] раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов (идиомы).
[15] стремящееся постичь универсальные формы всех языков.
[16] объясняющее единство человеческого языка единством психологических законов, а разнообразие языков — особенностями психологии различных народов (Хейман Штейнталь, Александр АфанасьевичПотебня).
[17] которое выводит любой язык из единых психологических законов и непреложных «звуковых законов» речи.
[18] Это совокупность методов исследования языка, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с чётко выделенными структурными элементами и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка. Основатель с. л. – Фердинанд де Соссюр.
Филология как наука
Вы будете перенаправлены на Автор24
Направления филологии
Филология имеет много общего с лингвистикой, что приводит к путанице этих двух различных методов изучения языка. Лингвистика включает в себя технический анализ. Она ориентирована главным образом на изучение структуры языка и опирается как на письменные, так и на устные источники. Филология полагается на сочетание психологии, антропологии и истории для анализа слов и языков.
Одним из основных направлений филологии является историческое развитие, или происхождение языка. Ученые в этой области работают над тем, чтобы проследить корни языка и определить, как он распространяется в разных регионах или странах. Они также пытаются проанализировать, как язык в рамках определенного исторического периода соотносится с событиями, происходящими в то время. Наконец, они пытаются понять, какую информацию или подсказки может дать язык о людях, которые говорили на нем, или о периоде или месте, где он был в ходу.
Отрасли филологии
Филология может быть разбита на несколько отраслей, исходя из целей и интересов разных исследователей.
Сравнительная филология занимается изучением того, как языки соотносятся друг с другом, а также сходств и различий между ними. Те, кто интересуется текстовым анализом слов, используют филологические принципы для анализа литературы и объединения нескольких версий рукописи. Сходство между санскритом и европейскими языками впервые было отмечено в начале 16 века и привело к предположению об общем предке языков, от которого все они произошли. Теперь он называется протоиндоевропейским. Интерес филологии к древним языкам привел к изучению того, что в 18 веке называли «экзотическими» языками, поскольку они могли пролить свет на проблемы понимания и расшифровки происхождения более старых текстов.
Готовые работы на аналогичную тему
Текстовая критикаФилология также включает изучение текстов и их истории, пытается реконструировать авторский оригинальный текст на основе вариантных копий рукописей. Эта ветвь исследований возникла в 4 веке до н. э. среди античных ученых грекоязычного мира, которые хотели установить исходные тексты популярных авторов с целью их звуковой интерпретации и передачи. С тех пор первоначальные принципы текстуальной критики были усовершенствованы и применены к другим широко распространенным текстам, таким как Библия. Ученые попытались восстановить первоначальные чтения Библии по вариантам рукописей. Этот метод применялся в классических исследованиях к средневековым текстам как способ реконструкции оригинального произведения автора. Этот метод позволил получить так называемые» критические издания», в которых реконструированный текст сопровождался «критическим аппаратом», т. е. сносками, в которых перечислялись различные варианты рукописи, что позволило ученым получить представление о всей традиции рукописи и спорить о вариантах.
Связанный с этим метод исследования, известный как высшая критика, изучает авторство, дату и происхождение текста, чтобы поместить такой текст в исторический контекст. Поскольку эти филологические вопросы часто неотделимы от вопросов интерпретации, нет четкой границы между филологией и герменевтикой, так как когда текст имеет значительное политическое или религиозное влияние (например, реконструкция библейских текстов), ученым трудно прийти к объективным выводам.
Некоторые ученые избегают всех критических методов текстологической филологии, особенно в исторической лингвистике, где важно изучать фактические записанные материалы. Движение, известное как «Новая филология», отвергло текстовую критику, поскольку она вводит в текст редакторские интерпретации и разрушает целостность отдельной рукописи, тем самым подрывая надежность данных. Сторонники новой филологии настаивают на строгом «дипломатическом» подходе: верном переводе текста в точности так, как он есть в рукописи, без исправлений.
Когнитивная филология фокусируется на том, как исторические тексты могут помочь определить психологические и интеллектуальные аспекты человечества или человека. Таким образом, эта область включает в себя атрибуты психологии и философии. Наконец, филологические исследователи могут специализироваться на расшифровке, которая включает в себя расшифровку старых текстов или даже взлом кода мертвого языка.
Филологи, как правило, предпочитают сосредоточиться на определенной группе языков со сходным происхождением. Это часто бывает необходимо из-за огромных различий в структуре, истории и развитии отдельных языков.
Происхождение термина «филология»
Существительное (филолог) означало «любящий дискуссию или спор, говорящий» на эллинистическом греческом языке, также подразумевая чрезмерное («софистическое») предпочтение спора перед любовью к истинной мудрости, философии.
Как синоним литературной эрудиции, филология появляется в постклассической литературе 5 века, и в этом же качестве возрождается в позднесредневековой литературе.
В 19 веке значение «любовь к обучению и литературе» было сужено до «изучения исторического развития языков» (историческая лингвистика). Благодаря быстрому прогрессу в понимании звуковых законов и языковых изменений, так называемый «золотой век филологии» продолжался на протяжении всего 19 века (от Джакомо Леопарди и Фридриха Шлегеля до Ницше).
История возникновения филологии как науки
Определение понятия термина «филология». Ознакомление с основными историческими этапами развития филологии, ее становления как науки. Рассмотрение смысла человеческой мысли и слова. Рассмотрение связи филологии с философией, риторикой, грамматикой.
1. История возникновения филологии как науки
2. Основные этапы развития филологии. Становление филологии как науки
Список использованных источников
1. История возникновения филологии как науки
Поэтика возникла в V—IV вв. до н.э. в сочинениях софистов, Платона, Аристотеля, которые первые делали попытки разграничивать и описывать типы литературных произведений, или виды литературы: лирику, эпос, драму, и были основоположниками учения о жанрах.
Благодаря научной деятельности древнеиндийских и древнекитайских филологов в V—IV вв. до н.э. в мире появились стилистические и грамматические учения, наука о письменности, способы толкования текста. Человек, который занимался непосредственно практическим аспектом филологии, прежде всего, должен был обладать знаниями языка / языков, аналитическими умениями при работе над письменным текстом, широкой культурой, т.е., как писал Дионисий Фракиец (ок. 170—90 гг. до н.э.), «осведомленность в большей части того, о чем говорится у поэтов и прозаиков».
Грамматическим искусством называли филологическую деятельность древние греки. Люди, которые посвящали свою жизнь ее изучению, именовались грамматиками. Заметим, что в данном случае термин «грамматика» означает нечто иное, чем в современном языковедении. Дионисий Фракиец, например, выделял в грамматике шесть частей: чтение, общепонятная передача трудных слов и рассказов, отбор аналогий (установление места изучаемого произведения в традиции), объяснение тропов, нахождение этимологии, оценка произведений.
В Древнем Риме грамматика и филология разделяются; риторика по-прежнему развивается отдельно от филологии. В первой половине ХIХ в. филология складывается как наука. В середине XX в. возрождается риторика, которая занимает свое место в системе филологических дисциплин.
2. Основные этапы развития филологии. Становление филологии как науки
Филология закрепляет за собой статус практически ориентированного знания и деятельности до середины XIX в. и имеет комплексный характер. Эти особенности наблюдаются на начальных этапах развития филологии.
Классическая филология занимается изучением литературы, языков, быта античности, истории, философии, искусства, культуры Древней Греции и Древнего Рима. Она возникла и развивалась как комплекс познаний об античном мире. Для ее изучения человек должен был обладать комплексными знаниями об античном мире: знания латинского древнегреческого языка, истории, права, политики, военной истории, культуры, быта и многого другого. При этом одни филологи-классики занимаются преимущественно изучением грамматики и критики текста, другие изучают культуру, историю, археологию, а также особенности быта Древних Греции и Рима. Результатом деятельности филологов-классиков является подготовка древних текстов к публикации, всестороннее комментирование их, создание и публикация научных сочинений о духовной и материальной культуре древности.
Во времена колониальных захватов восточных народов и территорий ХVI—ХVII вв. европейскими странами в Европе начала развиваться Восточная филология. Этот термин отображает взгляд европейцев на территориальное заселение Азии и Африки народами, язык и культура которых изучается. Таким образом, восточная филология формировалась обособленно от древнекитайской и древнеиндийской традиций.
Изучение языков составляло основу восточной филологии. К изучению языков позднее прибавилось изучение культуры, географии, литературы этнографии, обычаев и нравов, верований, политического, военного устройства народов Востока. Восточная филология долгое время существовала как наиболее обширный комплекс знаний и сведений о народах Востока. В этом комплексе объединялись знания по языкознанию, литературоведению, философии, истории, региональному религиоведению и др.
Таким образом, мы наблюдаем формирование филологической традиции. Ее существование и развитие поддерживается потребностями в практической филологии со стороны различных сфер жизни общества.
Интерес к национальным языкам способствует более глубокому пониманию национальной культуры, филологи занимаются разработками различных теоретических вопросов филологии. Во Франции в ХVII в. Антуан Арно и Клод Лансло создают грамматическое описание языков, которое основано на признании всеобщности категорий языка. Эта мысль проверялась авторами путем сравнения материала языков классических (древнегреческого, латинского, древнееврейского) и современных (французского, итальянского, испанского, нидерландского, немецкого и др.)
Существенный вклад в развитие российской филологии внесли сочинения М.В. Ломоносова (1711—1765): «Российская грамматика» (1755). Данная работа является образцом для грамматик русского языка вплоть до нашего времени, и «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке (1758), в котором заложены основы учения о жанровом и стилистическом разнообразии русского языка [6].
Этап филологии, начавшийся на рубеже ХVIII—ХIХ вв., называют этапом «новой филологии», а Фридриха Августа Вольфа (1759—1824) называют ее основателем. Он был первым известным культурному человечеству студент, который при поступлении на учебу в университет (в Геттингене, Германия) записал себя как Studiosus Philologiаe (студент-филолог), т.е. использовал приведенную формулу для обозначения профессии. По окончании университета он долгое время был преподавателем в гимназии, затем был профессором университетов в Галле и Берлине.
В гимназии Вольф проявлял склонность и желание к изучению древних языков, однако в университете посещение лекций было для него в тягость, он предпочитал им самостоятельные занятия. По окончании занятий в университете он представил как пробную работу статью, в которой изложил свои взгляды на Гомеровские песни; но профессор Гейне почему-то весьма холодно отнесся к сочинению Вольфа. Однако вскоре эту работу удалось издать. В 1783 г. Вольф был приглашен в качестве преподавателя в университет в Галле на кафедру философии. В процессе филологических занятий и преподавания Вольф пришел к новому пониманию филологии как науки о древности. Оно было сформулировано им в лекциях, которые он читал с 1785 г., а затем и в сочинении «Darstellung der Alterhtums-Wissenschaft» (1807; «Очерк науки о древности / перев. с нем. СПб., 1877).
Вольф понимает науку о древности как » основное содержание знаний и известий, которые знакомят нас с деяниями и судьбами, с политическим, ученым и домашним состоянием греков и римлян, с их культурою, с их языком, искусством и наукой, нравами, религией, национальным характером и образом мыслей, знакомят таким образом, что мы делаемся в состоянии основательно понимать дошедшие до нас их произведения и наслаждаться ими, углубляясь в их содержание и дух, воскрешая перед собою античную жизнь и сравнивая ее с позднейшею и современною».
Вторую часть составляют науки, изучающие разные аспекты жизнедеятельности народов древней Греции и Древнего Рима. Таковы древняя география, история, мифология, история литературы, история искусств и др.
«Новая филология» обретает смысл своего существования: главным вопросом филологи отныне является проблема понимания; решить эту проблему можно благодаря использованию научных методов, которые применяют при изучении любого народа (герменевтика, критика и др.). При этом сохраняется понимание филологии и как историко-филологического комплекса знаний о древних народах (классическая филология в одной из ее вариантов). Размежевание филологии и истории мы наблюдаем в ХIХ в. Это дало начало превращению филологии как комплексного знания в филологию как научных дисциплин и комплекс наук.
В рамках «новой филологии» берут своё начало национальные филологии: славянская, германская, романская, тюркская, иранская, алтайская и др.; к ним примыкает восточная филология, ставшая наукой. Классическая филология продолжает существовать. Таково одно направление дифференциации.
Второе направление способствует разделению филологии как комплексного знания на такие филологические науки как языкознание, литературоведение, фольклористика. К тому времени в филологии развиваются идеи и принципы, ориентированные на исследование языка, художественной литературы или фольклора, что и способствовало появлению этих наук.
Формирование каждой науки идет своим чередом. Рождение языкознания как науки связано с началом в первой половине XIX в. сравнительно-исторического исследования языка (Р. Раск, Ф. Бопп, Я. Гримм, А.Х. Востоков). Оно выдвинуло задачу восстановления картины исторического прошлого языков на основе выделения так называемых родственных языков, исследования особенности закономерного языкового развития. Это направление исследования не нацелено на удовлетворение практических потребностей. Оно оставляло в стороне многие виды традиционной филологической работы с текстом (критику, истолкование смысла и др.). Таким образом, языкознание обособляется от других филологических наук. Когда интерес к изучению структуры языка побеждает (Ф. де Соссюр и др.; структурализм), наблюдается усиление процесса обособления к концу ХIХ в. и в ХХ в. Прежде всего, на это оказали внимание семиотики и естественных наук [5].
Однако в языкознании продолжает сохраняться и развиваться мысль о языке как «духе народа» (В. фон Гумбольдт). Именно это в большой степени «удерживает» в составе филологии науку о языке. Основой научного литературоведения послужило исследование художественной литературы на базе данных биографии авторов (1830-е годы; Ш.О. Сент-Бёв и др.) и в сравнительно-историческом отношении (1840-е и позднее; Г.М. Поснетт, А.И. Кирпичников и др.).
Фольклористика как наука появилась в трудах немецкого ученого Иоганна Гердера (1744—1803), который отметил, что «дух народа», его воззрения, чувства, характер находят своё отражение в искусстве; народное творчество связано с искусством. Фольклористика при ее возникновении отдалялась от других филологических наук, в особенности от языкознания.
В филологии первой половины ХХ в. преобладают идеи в пользу интеграции как основы исследования. Так, Л.В. Щерба (1880—1944) видел задачу филологии в толковании смысла художественного текста с опорой на его языковую и художественную. Этим способом истолкования филолога отличают от языковеда и литературоведа: языковед занимается изучением непосредственно языковой структуры текста, а литературовед делает упор на изучение художественной структуры.
По М.М. Бахтину (1895—1975), идея диалогизма составляет фундаментальную основу филологии. Слово находится в отношениях диалога с другими словами. Это значит, что оно не только обращено к предмету, процессу и пр., который обозначает, но «разговаривает», «перекликается» с другими словами данного и иных текстов. То же относится к высказыванию и тексту. Так в филологических науках первой половины ХХ в. идеи филологии прошлого имеют место, укрепляя таким образом междисциплинарную общность филологических наук. Впоследствии филология может стать методом интегративного исследования текста, языка, наконец, человека как автора, читателя, персонажа и т.д. Тем более что эта задача, которую содержат труды великих филологов ХХ столетия, соответствует исследовательским традициям филологии.
Таким образом, филология как единая комплексная, практически ориентированная наука прекращает свое существование. К этому приводит закономерный процесс специализации научного знания. На ее месте образовывается ряд наук и научных дисциплин.
Заключение
Филология как наука зародилась еще во времена Древнего Рима. Ученые всего мира занимались проблемой возникновения языков, их дифференциацией и классификацией. Становление филологии как науки прошло множество формирующих этапов и продолжается до сих пор.
В наше время в филологии и составляющих ее науках и научных дисциплинах человек постепенно становится центром ее знания.
В современном мире речь вновь обретает власть. На основе взаимодействия лингвистики и литературоведения возрождаются и возникают новые интегральные области исследования и обучения.
Список использованных источников
2. Белоусов В.Н. Об основных тенденциях употребления русского языка. // Русский язык как государственный. М., 2009. 254 с.
6. Трубецкой Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре // Вопросы языкознания, 2004, №3, с. 127.
8. Челышев Е.П. Культура Русского языка в мировом контексте // Образ России. Русская культура в мировом контексте. М., 2011. 247 с.
Подобные документы
Концепт в системе гуманитарного знания: понятие и принципы формирования, генезис термина. Микромодель системы «литература». Фразеологизмы, связанные с концептом «кот/кошка», их социально-информативная функция. Союз этологии, этнологии и филологии.
дипломная работа [93,7 K], добавлен 13.10.2014
Разновидности и функции средств массовой информации. Пунктуационные знаки в предложениях. Функциональные стили речи. Антонимы и синонимы. Расстановка ударений. Параметры и требования произношения. Культура цитирования. Профессионализмы-жаргонизмы.
контрольная работа [22,5 K], добавлен 01.06.2010
Рассмотрение языкознания как науки на современном этапе развития, а также этапов ее становления, связи с другими науками. Описание языкознания как разветвленной многоаспектной лингвистики, имеющей связи практически со всеми областями современного знания.
реферат [28,9 K], добавлен 06.09.2015
Культура речи как основной составляющий аспект высокой общей культуры человека. Понятие языковых (литературных) норм в филологии. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей. Этикет и культура современного речевого общения.
контрольная работа [27,4 K], добавлен 12.12.2010
Символ в песенном тексте, в филологии, философии, культурологии. Соотношение символа с художественными приёмами. Представление о славянской символике. Специфика песенного текста. Интерпретация славянской и общекультурной символики в песенном тексте.
дипломная работа [187,0 K], добавлен 06.09.2008
Внутренние факторы развития лингвистической науки как предпосылки становления младограмматизма. Развитие младограмматического направления, его основные черты. История Московской лингвистической школы. Шахматов как один из ведущих представителей МЛШ.
реферат [19,0 K], добавлен 21.06.2010
презентация [81,3 K], добавлен 14.04.2015
Определение и характеристика сущности дискурса, как лингвистического понятия. Ознакомление с основными функциями политического дискурса. Исследование значения использования метафор в политической деятельности. Рассмотрение особенностей идеологемы.
курсовая работа [45,0 K], добавлен 20.10.2017
История термина «стилистика», роль этой науки в развитии русского языка. Применение стилистической окраски языковых единиц в создании образа. Книжная и разговорная функционально-стилистически окрашенная лексика. Эмоционально-оценочная ее разновидность.
реферат [26,8 K], добавлен 13.02.2014
Исследование ораторского искусства как одного из специфических видов человеческой деятельности. Зарождение риторики как науки в Древней Руси. Изучение правила речевого воспитания и поведения в сохраненных сочинениях. Развитие культурно-речевых традиций.