- 3.2. Культура как система
- Читайте также
- СИСТЕМА КООРДИНАТ
- Транспорт – это система
- 1.1. Культура как система в концепции Л. Уайта
- 4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство
- Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника
- «Ялтинская система»
- Строение культуры и ее основные элементы
- Культура как система
- Элементы культуры
- Знаково-символическая система
- Ценностно-нормативная система
- Заключение
- План ответа по теме «Строение культуры и ее основные элементы»
- Понятие системы культуры: философско-методологический аспект
3.2. Культура как система
3.2. Культура как система
Культура сложна и многообразна. Она проявляется по-разному, пронизывает всю человеческую историю, жизнь каждого человека. Именно поэтому ее изучают самые разные науки. Культурология изучает не отдельные проявления культуры, а всю культуру как целостность.
Наука XX века стала рассматривать сложные объекты как целостность, определив их как систему.
Понятие «система» получило чрезвычайно широкую область применения, став одним из ключевых философско-методологических понятий.
Система (в переводе с греческого – целое, составленное из частей, соединение) совокупность связанных друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единство.
Понятие системы можно определить через ряд ее признаков. Система представляет комплекс взаимосвязанных элементов, но не сводится к сумме их свойств. В то же время свойства целого не могут быть определены без учета основных свойств элементов, ее составляющих, и наоборот. Любая система может быть подсистемой или элементом системы более высокого порядка. В каждой системе есть системообразующий элемент, придающий системе устойчивость и упорядоченность. В каждой системе наличествует несколько типов связей между элементами. Специфика системы не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером их взаимодействия. Устойчивые связи между элементами определяют упорядоченность системы и выражаются через понятие «структура» [5].
Одна из первых попыток рассмотрения культуры как системы принадлежит Л. Уайту. В своих работах «Наука о культуре», «Понятие культуры», «Эволюция культуры» он рассматривает культуру как целостную саморазвивающуюся систему материальных и духовных элементов. Системный подход к изучению культуры применяют Б. Малиновский, П. Сорокин и один из создателей системно-структурного подхода в социологии Т. Парсонс.
Сложность реализации системного подхода к культуре в том, что все элементы культуры сами по себе сложные системы: искусство, наука, религия, мораль, мифология и др.
Культурология как наука стремится выработать целостное представление о культуре. Рассмотрение культуры как системы, использование принципов системного подхода дает возможность наиболее всестороннего изучения культуры.
Культура – сложная саморазвивающаяся система. Но она сама является одной из подсистем более сложной системы – общества. Следовательно, культура как система, как целостность существует и развивается в связи с обществом и в зависимости от общества. В то же время общество испытывает влияние культуры как одного из образующих его элементов.
Но общество состоит из многих входящих в него элементов, имеет много подсистем: экономическую, политическую, социальную и др. Культура связана с ними и взаимодействует прямо или косвенно. И если одна, а тем более несколько подсистем длительное время испытывают запредельные нагрузки, начинает разрушаться сама система. В нашем обществе разрушение экономики, изменение политической системы привело к разрушению всей системы, нарушению функционирования всех ее подсистем, в том числе и культуры. Без учета качественного изменения макросистемы, какой является общество, понять изменения, происшедшие в культуре, и процессы, которые в ней происходят, – невозможно.
Таким образом, рассмотрение культуры как системы дает возможность понять совершающиеся в ней процессы в контексте изменений, происходящих в обществе и в составляющих его элементах.
Системный подход, давая возможность представить культуру целостно, помогает выявить специфику разных ее элементов, их взаимосвязь и влияние друг на друга. Это позволяет понять культуру как специфическую форму жизнедеятельности, принципы культурных связей, культурные институты, культурные образцы, которые определяют систему культуры.
Так как существует много определений культуры, то возникает много представлений культуры как системы – в зависимости от того, какой признак культуры считается определяющим.
Но системный подход – достаточно толерантная концепция, не позволяющая абсолютизировать выводы и противопоставлять их друг другу.
Рассматривая культуру как процесс и результат человеческой деятельности, в ней выделяют основные формы этой деятельности: материальную и духовную. Каждая из них имеет свою специфику и свои формы. Некоторые ученые называют еще социальную деятельность как особую самостоятельную форму культуры. Но традиционно принято считать, что материальная и духовная формы человеческой деятельности составляют основные подсистемы культуры.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
СИСТЕМА КООРДИНАТ
СИСТЕМА КООРДИНАТ Увы, мы крайне редко задумываемся над тем, что каждый из нас живет в своей собственной системе координат, которая определяет наше движение по жизни.Система координат – это те ценности, которые человек считает главными. Эти ценности и есть те вешки,
Транспорт – это система
Транспорт – это система Мы слишком часто недооцениваем всей сложности выбора транспортной системы и видов транспорта, подходящих для той или иной урбанизированной территории. Сиюминутные проблемы в городах обычно решают за счет поочередного внедрения нескольких мер,
1.1. Культура как система в концепции Л. Уайта
1.1. Культура как система в концепции Л. Уайта Первый вариант системной типологии предложил Л. Уайт, который начинал рассматривать культуру как целостную систему, эволюционирующую в самой себе. Исходная посылка Уайта, заключается в том, что он рассматривает культуру как
4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство
4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство Художественная деятельность – это особый вид человеческой активности, уникальный в его отношении к культуре. Это единственная деятельность, смыслом которой является создание, хранение, функционирование
Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника
Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,
«Ялтинская система»
«Ялтинская система» Шарль де Голль не питал каких-либо симпатий к русскому коммунизму и даже повоевал с ним в 1920 году, в качестве военного советника армии незадолго пред тем востановленного польского государства. Вместе с тем, ему с самого начала было ясно, что роль
Строение культуры и ее основные элементы
Мировая культура во времени и пространстве пестра и многообразна, представлена бесконечным числом самых различных форм. Как результат деятельности человека культура едина, является общим достоянием всех стран и народов. Ее проявления невозможно вместить в какую-нибудь схему, даже самую развернутую и подробную. Можно только выявить некоторые общие черты, компоненты, элементы.
Культура как система
Культура – многоуровневое, многоплановое, многофункциональное системное образование, включающее в себя множество составных частей. Системные признаки культуры:
Культура как система строится на принципах:
В культуре выделяют 2 уровня: обыденный и специализированный. Специализированный уровень – совокупность культурных объектов, технологий, институтов, развиваемых людьми со специальной профессиональной подготовкой, специализированными знаниями и навыками. Он подразделяется на подуровни:
Обыденная культура – совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Каждой составляющей кумулятивного уровня соответствует схожая составляющая на обыденном уровне: экономической – домашнее хозяйствование, политической – нравы и обычаи, правовой – мораль, религиозной – суеверия и предрассудки, художественной – обыденная эстетика.
Культуру образуют 3 относительно обособленные и, вместе с тем, взаимосвязанные сферы:
Некоторые виды культуры не принадлежат только к одной из этих сфер, сочетают в себе признаки как минимум двух из них. Таковыми являются экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры. Каждая из сфер имеет свою структуру, особенности, функции, институты. Продукты культуры связаны между собой отношениями координации и иерархического соподчинения. Целостность культуры обеспечивается единством материальной, духовной и социальной жизни человека.
Элементы культуры
Культура как сложноорганизованная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию. Культура многомерна, выделение отдельных ее элементов затруднено и в некоторой мере условно. Элементом культуры называют самую малую, далее неделимую базисную ее единицу – то, из чего она создавалась на протяжении тысячелетий. Элементы культуры классифицируют по:
Нематериальные элементы – процессы и продукты духовной деятельности человека: познание, нравственность, воспитание, просвещение, религия, ценности, привычки, обычаи и верования.
Не всякий материальный, духовный и социальный продукт, созданный человеком, становится частью культуры. Он должен быть принят членами общества, закреплен в их сознании, материализован в виде объекта, который можно передать другим людям. Поэтому каждый индивид рассматривает культуру как свое социальное наследие, традицию, переданную ему предками. Нематериальные объекты культуры неосязаемы, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Элементы культуры могут существовать и функционировать в виде отдельных единиц или объединять вокруг себя множество других элементов. Совокупность культурных элементов, возникших на базе одного исходного и образующих одно целое, называется культурным комплексом. Это может быть:
Существуют элементы, присутствующие во всех культурах независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства – культурные универсалии. К ним относятся:
Структуру культуры можно представить как разделение на центральное ядро и периферию. Ядро – наиболее стабильная и устойчивая часть культурного наследия, в которой аккумулируется и передается от поколения к поколению жизненный опыт человеческих сообществ. Его основу составляют элементы, относящиеся к родовым свойствам, то есть являющиеся общими для всех времен, для всех обществ. Они формируют систему общих мировоззренческих представлений, на основе которых индивиды выстраивают свои действия, поведение в обществе. В культуре можно выделить 2 системы базовых элементов: знаково-символическую и ценностно-нормативную.
Знаково-символическая система
Знаково-символический компонент культуры образуют знания, сформулированные в понятиях, представлениях и зафиксированные в языке. Он является той формой, через которую осуществляется производство и воспроизводство культуры, ее постоянное функционирование. Главными элементами знаково-символической системы являются:
Культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Явления культуры – это знаки и совокупности знаков (тексты), в которых закодирована социальная информация, то есть смысл. Знаково-символическая система является транслятором этой информации от поколения к поколению.
Ценностно-нормативная система
Культура играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении упорядоченности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни. Культура организует общественную жизнь посредством:
Главная функция ядра культуры – сохранение и передача самоидентичности данной общности, национального менталитета, привычек и самосознания с целью обеспечения ее культурной целостности и безопасности. Культура, не имеющая ядра, не способна к длительному существованию. Разрушение, повреждение ядерных структур влечет за собой нарушение этой целостности, кризис и разрушение культуры.
Периферия – формы и явления культуры, не порожденные ядром, но тесно с ним связанные. К ним относятся:
Если для ядра характерна устойчивость, стабильность составляющих его структур, то периферии больше свойственны подвижность и изменчивость. Именно периферия отвечает за динамику и обновление культуры, ее разнообразие и взаимодействие с другими культурами. Оптимальное соотношение традиций и новаций обеспечивает культуре нормальное развитие и способность адаптироваться к изменениям окружающей среды.
Заключение
Культура – система, функционирование которой определяется взаимодействием тенденции к сохранению, воспроизводству и тенденции к преобразованию, формированию новых структур. Это диалектические единство традиций и инноваций, устойчивости и неустойчивости, интеграции и дезинтеграции является источником развития культуры.
План ответа по теме «Строение культуры и ее основные элементы»
1. Многообразие проявлений культуры.
2. Культура как система. Системные признаки и принципы культуры.
5. Понятие и виды элементов культуры:
6. Понятие культурного комплекса и культурных универсалий.
7. Понятие ядра культуры. Знаково-символическая система и ее элементы:
8. Ценностно-нормативная система, ее элементы:
9. Функция культурного ядра. Понятие периферии культуры. Взаимодействие ядра и периферии.
10. Основной принцип функционирования и развития культуры.
Понятие системы культуры: философско-методологический аспект
Сначала эти понятия являлись синонимичными, но в последующем (после XVIII века) началось их различение и одновременно с этим изучение близких по смыслу и тесно взаимосвязанных между собой таких понятий, как: «деятельность», «общество», «традиция». Культура понималась столь широко, что поглощала и общество в целом (экономическую и политическую жизнь), охватывая все, что не являлось природой и не было создано Богом. Современная культурологическая мысль включает в себя изучение всех форм проявлений культуры, куда входят формы художественно-образного постижения культуры (это искусство и литература), конкретные научные дисциплины, общественные науки.
В условиях подобного проявления всего многообразия культурологического знания необходимо получить ответ на вопрос о том, что такое культура. Исследования зарубежных культурологов (Д. Каплана, Р. А. Меннерса, А. Кребера, К. Клакхона) показали, что определений культуры насчитывается уже более двухсот (в период с конца XIX века и до середины XX века). К настоящему моменту их число еще более увеличилось.
А. Кребер и К. Клакхон провели типизацию определений, выделив шесть основных типов. К ним относят:
— описательные определения. В данных определениях культура предстает как соединение знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и ряда других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества;
— исторические определения. Здесь внимание привлекается к наследованию и традициям;
— нормативные определения. Согласно этим определениям культура рассматривается как:
— духовные ценности и идеалы;
— материальные и социальные ценности людей (институты, установки, поведенческие реакции);
— психологические определения. В данном случае акцент делается на адаптацию, приспособление к жизненным условиям, соответствующие формы поведения;
— структурные определения с акцентом на структурную организацию культуры;
— генетические определения, в которых культура истолковывается с позиций ее происхождения.
Такое разнообразие концепций связано с тем, что изучением понятия культуры занимаются ученые разных отраслей знаний: этнографы, социологи, психологи, педагоги, искусствоведы.
На сегодняшний день можно выделить следующие доминирующие определения культуры:
— определения, фиксирующие функции культуры;
При предметном определении культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, творений человека.
Культура является в данном случае предметной формой выражения результатов труда. Давидович В. Е. и Белолипецкий В. К. отмечают, что «подобное толкование культуры сводит исследование культурной деятельности, прежде всего к количественным параметрам, а наиболее важные качественные характеристики остаются в тени». При таком подходе игнорируется развитие сущностных сил человека, являющегося создателем культуры и ее результатом.
Семиотический подход, весьма распространенный в западной науке (его придерживаются, в частности, американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон), дает следующую трактовку:
«Культура основана на схематизированных и эталонных способах мышления, восприятия и реагирования, добытых и передаваемых, главным образом, с помощью символов, представляющих собой характерное достижение человеческих групп, включая и их воплощение в материальных произведениях: существенное ядро культуры составляют традиционные (то есть исторически отобранные и переданные) идеи, и связанные с этими идеями ценности». Такой подход связан с представлением о культуре как о знаковой системе, сохраняющей опыт поколений в словах, понятиях, искусстве, орудиях труда, предметах потребления, различных символах. При таком рассмотрении культура предстает как механизм социального наследования, когда каждое новое поколение людей усваивает социальные качества, нормы, традиции, ценности.
Семиотическое представление о культуре позволяет понять генезис, становление культуры, ее функционирование как цельного социального явления. Но при таком подходе исключается активная жизненная позиция личности. Исключается также «переход от уровня сознания в анализе культуры на уровень реального социально-практического существования человека, на уровень самой социальной системы, определяющей собой, в конечном счете, принятие и выбор тех или иных ценностей, норм и способов поведения».
По мнению ряда ученых, в том числе Соколова Э. В., Межуева В. М., Семенова В. С., Злобина Н. С., Арнольдова А. И., наиболее плодотворным подходом к исследованию культуры является рассмотрение ее в теснейшей связи с деятельностью людей.
По мнению В. С. Семенова, развитие человека в культуре проявляется в трех основных формах:
— в культурной, культурно-созидающей, культуротворящей деятельности;
— в освоении культурной реальности и овладении накопленным человечеством культурным богатством;
Важнейшим средством развития сущностных сил человека, его отношений в обществе является производство предметного мира, при котором происходит саморазвитие человека и становление его как личности, т. е. в качестве своей основной характеристики культурная деятельность предполагает творчество.
«Личность, обнаруживая себя в творчестве, тем самым созидается и развивается сама. Именно в творческом бытии, бытии как личности, человек обретает свою универсальную меру, свою соотнесенность с универсальным миром вокруг себя, обретает этот мир в себе и себя в этом мире, как универсальную сущность».
Общая концепция культуры стала для исследователей в области философии, антропологии, социологии одной из ключевых в последнее время. Однако мы видим, что в сложившихся условиях невозможно говорить о единой концепции.
а) производство (материальное и духовное или только духовное);
е) знаковые системы;
Столь же разноречиво определяются и границы культуры: либо содержание культуры сводится только к духовному и материальному; либо в качестве подсистем в ней выделяют политическую, физическую, эстетическую,, художественную; либо утверждается, что культура неделима.
В роли субъектов культуросозидательной деятельности могут выступать:
а) конкретные индивиды;
в) исторически конкретное общество;
г) человечество, взятое в целом.
В роли объектов-предметов могут быть:
а) природные, естественные объекты;
б) частично преобразованные объекты;
в) социальные объекты, оказывающиеся предметами тех или иных форм деятельности;
В роли объектов-продуктов выступают любые материальные и духовные результаты творчества.
Выделение ценностной, технологической, семиотической и иных интерпретаций культуры М. С. Каган считает правомерным, однако лишь как взаимно дополнительные, поскольку каждая из них освещает какой-то частный аспект функционирования и развития культуры.
В России проблема культуры получила новое философское осмысление в 60- е годы. Разработкой проблем теории культуры занимались В. Библер, В. Межуев, JI. Коган, М. Каган, Э. Маркарян, П. Гуревич, Э. Соколов, В. Степин.
В. Степин определяет культуру как трансляцию программ деятельности человека, в связи, с чем культура рассматривается в тесном соприкосновении с обществом.
Развитие общества заключается в передаче от поколения к поколению социокультурных программ. Для их фиксирования и трансляции необходимо создание кодовых систем. Степин В. С. приводит в этой связи точку зрения американского ученого М. Маклюэна, выделившего следующие этапы развития систем кодирования и цивилизационных программ:
— появление радио, телевидения;
— появление компьютера и сети Internet.
Все феномены культуры (культурные программы) представляют собой сложную систему, которая представлена тремя уровнями:
Все вышеперечисленные феномены культуры представлены так называемыми мировоззренческими универсалиями (категориями культуры), в которых человек осмысливает, переживает мир. Выделяется два блока универсалий культуры:
— категории, которые фиксируют наиболее общие характеристики объектов, включаемых в человеческую деятельность: «пространство», «содержание», «время», «мера», «движение», «причинность», «вещи», «случайность», «необходимость», «качество»,
— категории, которые выражают определение человека как субъекта деятельности, выражают его отношение к обществу, другим людям, целям, ценностям социальной жизни, т. е. отражают опыт социального человека: «общество», «зло», «свобода», «человек», «сознание», «красота», «добро», «справедливость», «вера».
Доказательством этому является наличие смыслов универсалий во всех областях культуры (области были выделены немецкими философами И. Кантом и Гегелем):
— феномен нравственного сознания;
— искусство (или художественное освоение мира);
— правовое сознание и политическая культура.
По мнению В. Библера, системность является одним из характерных признаков культуры, в число других признаков ученый также включает взаиморазвитие, целостность, воспроизводство (феноменов культуры, созданных за всю историю ее существования) и наследственность.
Устроен он следующим образом:
Основанием является самоустремленность всей человеческой деятельности, т. е. направленность на себя. Культура формирует человека, в то же время человек формирует культуру в процессе творческой активности.
Вопрос о сохранении культурно-исторической преемственности, о связях между звеньями культурного процесса давно волнует современных исследователей, поскольку для всех современных процессов в общественно-политической жизни, экономической сфере общества характерна сложная динамика интеграции. Поэтому особую актуальность приобрела сейчас идея целостности культуры и трансляции совокупного духовного опыта. П. С. Гуревич выделяет три существующие на данный момент программы культурного обновления, связанные с прогнозированием универсальной, всеобъемлющей, всепланетной культуры:
Подобное разнообразие программ дальнейшего развития культуры связано прежде всего с различными акцентами, которые те или иные ученые делают на ту или иную сторону деятельности.
Один из основоположников теории информации У. Унвер выдвинул в связи с системным подходом гипотезу, согласно которой за последнее столетие естественнонаучное знание прошло в своем развитии три этапа: на первом, представленном наиболее ярко классической механикой, ученые сводили исследовавшиеся ими объекты к чему-то простому, к однородной основе; на втором этапе, отмеченном появлением теории вероятности и статистической физики, мир раскрылся науке в его необыкновенной сложности, однако налицо было отсутствие упорядоченности на третьем этапе, в середине ХХ-века, наука сталкивается с проблемой «организованной, сложности». Отсюда, как считает ученый, и берет свое начало системный подход.
Попытки рассматривать культуру как систему уже наблюдались в истории философии культуры. Так, значительный вклад в понимание культуры как системного объекта внес П. Сорокин, автор интеграционной теории культуры.
Культура представляет собой систему систем. Между ее составляющими образуются связи по пространственно-временной смежности, косвенным причинным связям, прямым причинным связям, причинно-значимым связям. В обществе основные системы культуры это:
В каждой суперсистеме «существуют базовые посылки и верховные принципы, касающиеся того, что считается в ней реальностью в последней инстанции и ценностью в последней инстанции».
— «сверхприродные» качества человека (которые формируются в ходе общественной жизни);
— «сверх природные» способы деятельности (возникшие также, как и подобного рода качества человека), с помощью которых люди «опредмечивают» (воплощают) и «распредмечивают» (извлекают) содержание, заложенное в продуктах их деятельности;
— общение как способ реализации потребности людей друг в друге.
Э. С. Маркарян критикует ряд точек зрения в рассмотрении культуры и выделяет следующие ключевые моменты, которые должны быть отражены в ее системной модели:
— личностный, групповой, творческий и стереотипный параметры культуры и, как следствие этого, ее целостный характер;
— динамичный, процессуальный характер;
— наличие структурно-функциональных свойств культуры.
Прежде всего, Маркаряном выделяются подсистемы системы культуры это:
Все выделенные подсистемы, по мнению автора, выражают вышеуказанные характеристики культуры и являются основанием для построения ее модели как системы.
С точки зрения Ракитова А. И., система культуры есть набор моделей поведения и деятельности и выражающих их образных средств. Данные модели и образные средства, фиксирующие индивидуальное и неповторимое в жизнедеятельности системы культуры каждого народа, образуют ядро культуры, позволяющее данной культуре участвовать в той или иной степени в межкультурном диалоге. Степень же этого участия зависит от высокого (или низкого) иммунитета ядра. Чем ниже иммунитет, тем больше вероятность участия культуры в диалоге.
Мы попробуем смоделировать систему культуры, основываясь на понятии системы Г. П. Щедровицкого, позволяющем выделить в содержании культуры весь спектр человеческой жизнедеятельности, выраженной в процессах творчества, развития окружающей среды и саморазвития, определить функции культуры через результаты внутрисистемной деятельности, обозначающей роль человека.
Итак, представить нечто в четырех планах означает выделить: процесс, функциональную структуру, организованность материала и просто материал.
С точки зрения методологии Щедровицкого Г. П. выстраивается следующая модель системы культуры:
В каком бы масштабе, с каких бы сторон мы не рассматривали культуру, она неизменно предстает как «некая органическая целостность», находясь в одном ряду с категориями «природа», «человек», «общество». Следовательно, познать целостное единство культуры, также как и человека, природу и общество можно только путем системного анализа.
Но еще и сегодня с понятиями культуры связываются зачастую лишь процессы и явления духовной жизни. Объяснить этот факт можно традицией трактования культуры древности как духовной сферы, зависящей от сознания, области идеального, в которой возможно творческое самовыражение человека. Главной задачей культуры в таком ее понимании было изменение человека. При этом материальная деятельность отнюдь не явилась составляющей культуры.
Однако производство материальных благ образует основу культурного бытия личности. Культура целостна и основа этой целостности является и ее материальность, и духовность.
«Материалистический монизм будет заключатся в данном случае в том, чтобы, учитывая историческую обусловленность разделения культуры на виды (в силу разделения труда), вывести ее из единого материалистического источника и тем самым объяснить как целостное во всех своих проявлениях материалистическое образование».
Смысл культуры заключается в том, чтобы индивидуальное бытие человека согласовать с общественным. Развитие культуры всегда предстает как процесс превращения общественного в индивидуальное и как общественное становление индивидуальности. Несмотря на все различия в существующих подходах ученые пришли к выводу, что культура есть самоосуществление бытия человека, поскольку человек предстает одновременно как субъект (творец) культуры, и как объект (ее творения). Системное рассмотрение культуры позволяет раскрыть ее целостность и многомерность, последовательность и взаимосвязанность всех внесенных в данную систему элементов: процессы творческой, созидательной деятельности, коммуникативную функциональную структуру, организованность материала, духовную культуру в контексте человеческой деятельности.