Особенности натюрморта как жанра живописи

woman 3287956 1920 Советы на день
Содержание
  1. «Натюрморт как жанр живописи».
  2. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
  3. Натюрморт, как жанр живописи
  4. Рассмотрение и анализ теоретических основ изобразительных объектов в живописи. Характеристика цветовых и композиционных особенностей натюрморта. Ознакомление с процессом создания натюрморта. Разработка основных методов живописного построения натюрморта.
  5. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  6. Подобные документы
  7. Натюрморт как жанр живописи
  8. История развития натюрморта, знаменитые живописцы. Модель выполнения, изображаемые объекты, композиционные особенности жанра. Цвет, средства, приемы и технология масляной живописи. Основные правила работы красками. Выбор темы, работа с холстом и картоном.
  9. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

«Натюрморт как жанр живописи».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

2Натюрморт как жанр живописи

Личностное общение с натурным материалом, при составлении натюрморта имеет особый смысл в творчестве художника. Появляется шанс побыть на едине с собственными мыслями, погрузиться в искусство не отвлекаясь на внешние факторы. Что является необходимым условием при попытке сосредоточиться на своей творческой работе. В работе над натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Осмысление простых предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр живописи.

Натюрморт объединяет все предметы в собственный мир, раскрывает их своеобразие, демонстрирует индивидуальность и красоту каждого по отдельности и в целом всех вместе. С другой стороны повествует о жизни людей, выставляет чью-то историю на всеобщее обозрение зрителям.

Чем же отличается жанр натюрморта от всех остальных жанров изобразительного искусства? Почему же живописцы так любят изображать неодушевленные предметы?

Отличительная особенность натюрморта от портретного жанра, обращающего внимание на внешность человека, или пейзажного жанра, воспевающего красоту природы и городских улиц, заключаются в том что натюрморт может обхватывать различные предметы домашнего быта людей, атрибутов искусства, мир растений и др. Натюрморт – не возможно описать словами в полной мере, все богатство предметов необходимо прочувствовать самому, увидеть собственными глазами и только так можно постичь живопись.

При работе над натюрмортом художник не просто бездумно изображает предметы с натуры, а будто бы делится со зрителем своим мироощущением, показывает эстетическую сторону различных предметов.

Такой не зависимый жанр как натюрморт имеет большое влияние на зрителя, при рассмотрении произведений состоящих из неодушевленных предметов, возникают различные ассоциации и мысли, за которыми скрываются индивидуальные предпочтения людей, мироощущение и даже целые эпохи.

Жизненные предпочтения художника играют огромную роль при выборе тематики натюрморта.

Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи.

При всем разнообразии, огромном количестве формы разновидности натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и проблемам.

Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму, как единое пластическое целое явление.

Ритм организует изображение. Заложенный в структурную основу натюрморта, он создает зрительный каркас, который руководит нашим зрительным восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы соображения с другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание. Однако не любая повторяемость может создать нужный в композиции натюрморта ритм. Излишне назойливое нагромождение ритмов усложнит композицию, сделает ее сухой и маловыразительной. В связи с этим следует избегать нарочитой расстановки предметов. Зритель не сможет спокойно воспринимать труппу, если светлые предметы (или пятна) через один будут чередоваться темными. Такое чередование вносит пестроту и дисгармонию в общую тоновую гамму. Это относится и к цветовым построениям. Надо создавать гармонично организованный ритм, делать мягкие переходы от одного элемента к другому.

К тонкостям поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Наиболее выгодно помещать основную грушу на втором плане, при этом несколько сокращается величина изображения, однако сохраняется воздушная перспектива, действующая от переднего плана в глубину картинной плоскости.

При наличии значительного количества свободного места с той или иной стороны формата, смысловой, зрительной и композиционный центры оказываются сильно смешанными в противоположную сторону. В подобных случаях натюрморт выглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса, и тем самым нарушается композиционное равновесие.

Источник

Натюрморт, как жанр живописи

Рассмотрение и анализ теоретических основ изобразительных объектов в живописи. Характеристика цветовых и композиционных особенностей натюрморта. Ознакомление с процессом создания натюрморта. Разработка основных методов живописного построения натюрморта.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.05.2015
Размер файла 38,4 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования Белгородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Старооскольский педагогический колледж»

Предметно-цикловая комиссия естественно-математических дисциплин

По ОПД: «Живопись с основами цветоведения»

специальности 072501 Дизайн (по отраслям) (базовая подготовка)

Очная форма обучения

Выполнила: Кураш Вероника Владимировна,

студентка III курса, 31-Д группы

Гольева Наталья Анатольевна,

1. Теоретические основы изобразительных объектов в живописи

1.1 История натюрморта как жанра

1.2 Особенности натюрморта как жанра изобразительного искусства

1.3 Цветовые и композиционные особенности натюрморта

2. Разработка живописного построения натюрморта

2.1 Материалы и техники в живописи

2.2 Процесс создания натюрморта

Натюрморт тесно связан с многовековой историей мировой художественной культуры. В натюрморте, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились свои традиции, выработались свои каноны. В ряду жанровой иерархии он был всегда страдающим жанром. Ему мало уделяли внимания, его почти не исследовали, о нем упоминали обычно вскользь. Периоды расцвета натюрморта, как и его забвения, имели свои исторические предпосылки. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта, в их произведениях воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих как той или иной исторической эпохе, так и индивидуальности отдельных живописцев. [2]

Натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы, освещенности и цвета, поэтому, данная тема является актуальной.

В соответствии с объектом и целью были выдвинуты следующие задачи:

· изучение литературы по данному вопросу;

· охарактеризовать историю натюрморта;

· определение особенностей натюрморта;

· подготовка исходных материалов;

· выполнение натюрморта в выбранной технике.

Структура курсовой состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования.

В первой главе «Теоретические основы изобразительных объектов в живописи» мы рассматриваем историю и особенности натюрморта как жанра и вида изобразительного искусства.

Во второй главе «Разработка живописного построения натюрморта» мы рассматриваем цветовое, композиционное и графическое решение в работе над натюрмортом.

Список литературы включает в себя 15 источников.

1. Теоретические основы изобразительных объектов в живописи

1.1 История натюрморта как жанра

История живописи началась тогда, когда человек впервые что-то изобразил на первой попавшейся ему поверхности при помощи краски.

Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы и падения.

Суровое искусство Византии, создавая бессмертные, монументальные, возвышенно-героические образы, с необыкновенной выразительностью пользовалось изображениями отдельных предметов.

В древнерусской иконописи также большую роль играли те немногочисленные предметы, которые художник вводил в свои произведения. Они вносили непосредственность, жизненность, порой казались открытым выражением чувства в произведении, посвященном отвлеченно-мифологическому сюжету.

Еще большую роль натюрморт играл в эпоху Возрождения. Живописец, впервые обративший пристальное внимание на окружающий его мир, стремился указать место, определить ценность каждой вещи, служащей человеку. Предметы обихода приобретали благородство и горделивую значительность их обладателя, того, кому они служили.

В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир. Выписанность и иллюзорность этих натюрмортов дали основание называть их «обманками». Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер.

Его некоторый подъем в первой половине XIX века, который ознаменовался такими именами, как Ф.П. Толстой, А Г. Венецианов, И. Т.

Хруцкий, связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном.

Вглядываясь в окружающий мир, проникая пытливым умом в его законы, разгадывая увлекательные тайны жизни, художник все полнее и многостороннее отображает его в своем искусстве. Он не только изображает окружающий его мир, но и передает свое понимание, свое отношение к действительности.

Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах. Его возникновение связано с теми революционными историческими событиями, в результате которых эти страны, получив независимость, в начале XVII столетия вступили на путь буржуазного развития. Для Европы того времени это было важным и прогрессивным явлением. Перед искусством открылись новые горизонты.

Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека.

Красота и совершенство домашней утвари определялись не только их необходимостью, но и мастерством их создателя. В натюрморте революционной эпохи побеждающей буржуазии отражалось уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду.

Сформулированные в XVII веке, задачи жанра в общих чертах существовали в европейской школе вплоть до середины XIX века. Однако это не означает, что художники не ставили перед собой новых задач, механически повторяя готовые решения.

Итак, на протяжении эпох менялись не только методы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, в процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир. [6]

1.2 Особенности натюрморта как жанра изобразительного искусства

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, выражающий строй мысль и чувств, отношение к жизни людей определенного общества. [10]

В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.

Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох. Влияние натюрморта зависит, прежде всего, от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника.

Данный жанр позволяет с помощью простых предметов создавать определенное настроение, образ. Натюрморт на протяжении всей своей истории развития содержал в себе символику, то есть определенные предметы имели определенное значение. С помощью данного жанра художники передают свое отношение к окружающему миру. [3]

Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи.

При всем разнообразии, огромном количестве формы разновидности натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и проблемам.

Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму, как единое пластическое целое явление.

К тонкостям поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Наиболее выгодно помещать основную грушу на втором плане, при этом несколько сокращается величина изображения, однако сохраняется воздушная перспектива, действующая от переднего плана в глубину картинной плоскости.

При наличии значительного количества свободного места с той или иной стороны формата, смысловой, зрительной и композиционный центры оказываются сильно смещенными в противоположную сторону. В подобных случаях натюрморт выглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса, и тем самым нарушается композиционное равновесие. [8]

1.3 Цветовые и композиционные особенности натюрморта

Особенности образов натюрморта, передающие через неодушевленные предметы черты и характеры людей, времени является основной композиционной деятельности художника в этом жанре.

Натюрморт как таковой объективно не существует, он придумывается, составляется, компонуется, специально, для того чтобы быть изображенным. При этом неважно, что он может иметь вполне жизнеподобный реальный вид.

Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размеры плоскости, положение композиционного центра находится тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее оптимальной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.

Ритм создает зрительный каркас, который руководит нашим восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы изображения с другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание.

Вопросы формата в своей основе зависят от замысла, а он, в свою очередь выражает характер группировки предметов, ее пропорции.

К поиску формата относятся выяснения величины свободных мест слева и справа, снизу от группы предметов. Замысел в натюрморте подсказывает характер решения пространства в натюрморте. Это связано с особенностями цветного строя.

Как правило, в натюрморте, основную группу предметов располагают на втором пространственном плане, где находится сюжетно композиционный центр. Целью достижения, взаимосвязи композиции группы предметов с форматом является чередование пятен, пауз, уравновешенность картинной плоскостью с определением композиционного центра, размещение второстепенных частей, с поиском цветовых и тональных контрастов.

Так же эффекты решения композиции как в натюрморте, создаваемом на основе замысла, так и при работе специальной натурой постановки зависит от необходимости учета разных уровней зрения и особенностей перспективного построения. Различные уровни зрения на постановку дают возможность художнику увидеть наилучший неожиданный вариант композиционного решения, несущий в себе новизну эстетического восприятия известных предметов.

Картинная плоскость может решаться как декоративная композиция, где необходимо сохранить впечатление плоскости, и цвет играет главную роль. В этом случае необходимо обратить внимание на характер цветового решения, на силу его эмоционального воздействия.

Важную роль в создании целостного композиции натюрморта играет приведение цветового решения в работе к цветовому единству, которое является высшим качеством живописи. Цветовое решение композиции натюрморта может быть в теплом или холодном состоянии. [12]

Таким образом, были рассмотрены цветовые и композиционные особенности натюрморта.

2. Разработка живописного построения натюрморта

2.1 Материалы и техники в живописи

Работать акварелью можно «по-сухому» и «по-мокрому», т.е. различными способами. Последовательность работы такая же, как при работе карандашом.

Первоначально намечают общую композицию листа тонкими линиями, осторожно касаясь листа карандашом. Ластиком пользоваться не желательно, так как он оставляет жирные пятна на бумаге и акварель, потом не сможет перекрыть эти места. Осторожно намечают в рисунке границы света и тени, держа линии построений в голове.

Акварелью можно работать и «по-мокрому». Покрыв бумагу водой, не дают ей высыхать, а сразу начинают работать цветом, нанося цветовые и тоновые отношения. [1]

Многослойное нанесение прозрачных красок смягчает резкие очертания. Поэтому допущенная излишняя резкость проработки деталей в тени не должна смущать. Последующая лессировка всегда смягчит очертание деталей и углубит общую тень.

Акварелью необходимо работать сразу по всему листу, не выписывая отдельных деталей, а идти по принципу от общего к частному. Смотреть нужно на всю постановку в целом, сравнивая тоновые и цветовые отношения по светлоте, насыщенности и общему колориту, стараясь достичь цветового единства. Необходимо знать, что акварель не переносит многократного наложения красок, становится «глухой», тускнеет, яркость, насыщенность Цвета пропадают. Но много воды в акварели так же вредит впечатлению. Нельзя, чтобы излишек воды стекал вниз листа.

Интенсивность источника света по-разному влияет на цвета самих предметов. Утром и после полудня цвета яркие, насыщенные, имеют собственный цвет; в яркий солнечный день становятся белесыми, особенно синие, зеленые и голубые.

2.2 Процесс создания натюрморта

Работа начиналась с поиска схемы композиции. Были выполнены эскизы на небольших форматах в тонких линиях и акварелью в технике лессировка.

Было сделано множество этюдов в различной цветовой гамме, так и вариантов небольших постановок из подобных предметов, меняя освещение и колорит. Поиск окончательной композиции велся прямо на постановке, подбирая различное сочетание предметов.

Первым этапом была подготовительная работа, были выполнены эскизы карандашом.

Вторым этапом было исполнение набросков, эскизов в цвете.

На следующем этапе работы красками, когда найдены основные тоновые и цветовые отношения, можно приступать к более детальной проработке отдельных частей, подчиняя их общему.

Теневые части изображений оставались заполненными тонким слоем краски. Первый план прорабатывался более тщательно, чем задний, что соответствует законам композиции.

При выполнении работы наиболее сложным было подобрать изображения текстуры материалов, найти цветовые решения некоторых частей композиции, выделить главное. [7]

Отражая красоту объектов окружающей природы или вещей, созданных трудом человека, натюрморты могут волновать нас не меньше, чем жанровые картины.

Курсовая работа дала возможность проверить творческие способности, пополнить запас теоретических и практических знаний и умений.

Результатом курсовой работы является работа над натюрмортом в акварельной технике.

В процессе выполнено курсовой работы было изучено:

· история натюрморта как жанра,

· цветовые и композиционные особенности натюрморта,

· материалы и техники в живописи.

В процессе выполнения живописного натюрморта акварелью в технике лессировка, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.

1. Акварельные краски http://nsportal.ru/ap/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/natyurmorty

2. Живопись http://tarefer.ru/

6. История натюрморта http://xreferat.ru/47/1874-1-zhivopis-natyurmort-maslo

7. Композиция натюрморта http://rusbolonka-club.ru/forum/

9. Натюрморт http://www.newnatur.com/

10. О натюрморте http://shedevrs.ru/naturmort-na-zakaz2/44-o-naturmorte

11. Особенности жанра и композиции http://eastlineavto.ru/natyurmort-osobennosti-zhanra-i-kompozicii

13. Рисунок. Живопись. Композиция http://www.bibliotekar.ru/

14. Цвет и композиция http://xreferat.ru/47/3302-1-osennie-natyurmorty

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Возникновение натюрморта и обучение натюрмортной живописи в художественно-педагогических образовательных учреждениях. Самостоятельное значение натюрморта как жанра живописи. Натюрморт в русском искусстве. Обучение цветоведению на основе живописи цветов.

дипломная работа [1,6 M], добавлен 17.02.2015

Возникновение натюрморта как направления в живописи, секреты «чтения» натюрморта. История масляной живописи. Особенности и примеры фламандского и итальянского методов письма масляными красками. Выбор материалов и инструментов, композиционные поиски.

контрольная работа [29,7 K], добавлен 11.12.2012

История появления и развития развития масляной живописи. Характеристика натюрморта как жанра изобразительного искусства, его разновидности. Особенности поэтапного процесса выполнения натюрморта маслом. Анализ метода работы по сухому в несколько сеансов.

реферат [3,2 M], добавлен 02.09.2010

Натюрморт как один из самостоятельных жанров живописи, его своеобразие и специфика восприятия. Сущность жанра натюрморта, его влияние на процесс художественного развития ребенка. Анализ особенностей цветового и контрастного решения для натюрморта.

реферат [23,3 K], добавлен 26.08.2011

Натюрморт как жанр, его развитие и особенности в русской живописной традиции. История становления натюрморта в искусстве Западной Европы. Изображение пейзажа в живописи. Психологическое воздействие цвета на человека. Понятие о локальном цвете и колорите.

реферат [34,2 K], добавлен 04.01.2016

Источник

Натюрморт как жанр живописи

История развития натюрморта, знаменитые живописцы. Модель выполнения, изображаемые объекты, композиционные особенности жанра. Цвет, средства, приемы и технология масляной живописи. Основные правила работы красками. Выбор темы, работа с холстом и картоном.

Рубрика Культура и искусство
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 21.01.2016
Размер файла 4,8 M

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кубанский государственный университет

Кафедра живописи и композиции

Специальность 050602 Изобразительное искусство

Выпускная квалификационная работа

Натюрморт как жанр живописи

Работу выполнила М.Е. Бабаян

Доцент Г.О. Семейская

1. История развития натюрморта

1.1 Натюрморты разных эпох и стран

1.2 История развития натюрморта в России

2. Особенности, пути и средства выбранного жанра

2.1 Натюрморт как жанр живописи

2.2 Особенности выбранного жанра

2.3 Модель выполнения натюрморта

2.4. Объекты, изображаемые в натюрморте

2.5 Композиционные особенности натюрморта

2.6 Цвет в живописи

3. Средства выполнения натюрморта

3.1. Приемы масляной живописи

3.2 Технология масляной живописи

3.3 Основные правила работы масляными красками

4. Ход работы над натюрмортом

4.1 Выбор темы и работа над композицией натюрморта

4.2 Работа над картоном

4.3 Работа над холстом

4.4 Оформление работы

Список использованной литературы

— усвоить основные закономерности живописной грамоты

— реализовать творческие способности

— провести всевозможные эксперименты в живописи, в процессе создания работы, на примере этюдов и эскизов к картине.

— закрепить теоретические и практические знания и навыки.

Важность настоящего исследования состоит в том, что, натюрморт тесно связан с многовековой историей мировой художественной культуры. В натюрморте, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились свои традиции, выработались свои каноны.

1. История развития натюрморта

В средневековом искусстве в результате дробности композиции, разделению живописного полотна на своеобразные регистры предмет становится атрибутом, а не объектом изображения. Большую роль также продолжает играть орнамент, особенно активно используемый в витражах католических соборов. Суровое, напряженно-аскетическое искусство Византии, создавая бессмертные, монументально-обобщенные, возвышенно-героические образы, с необыкновенной выразительностью пользовалось изображениями отдельных предметов.

Еще большую роль натюрморт играл в картинах художников XV-XVI веков в эпоху Возрождения. Живописец, впервые обративший пристальное внимание на окружающий его мир, стремился указать место, определить ценность каждой вещи, служащей человеку. Предметы обихода приобретали благородство и горделивую значительность их обладателя, того, кому они служили. На больших полотнах натюрморт занимал обычно очень скромное место: стеклянный сосуд с водой, изящная серебреная ваза или нежные белые лилии на тонких стеблях чаще ютились в углу картины. Однако в изображении этих вещей было столько поэтической влюбленности в природу, смысл их так высоко одухотворен, что здесь уже можно увидеть все черты, которые определили в дальнейшем самостоятельное развитие целого жанра.

Предметы, сделанные умелыми, трудолюбивыми, мудрыми руками, несут на себе отпечаток мыслей, желаний, влечений человека. Они служат ему, радуют его, внушают законное чувство гордости. Недаром мы узнаем о давно исчезнувших с лица земли эпохах по тем черепкам посуды, домашней утвари и ритуальных предметов, которые становятся для археологов разрозненными страницами истории человечества.

Вглядываясь в окружающий мир, проникая пытливым умом в его законы, разгадывая увлекательные тайны жизни, художник все полнее и многостороннее отображает его в своем искусстве. Он не только изображает окружающий его мир, но и передает свое понимание, свое отношение к действительности.

Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека. Красота и совершенство домашней утвари определялись не только их необходимостью, но и мастерством их создателя. В натюрморте революционной эпохи побеждающей буржуазии отражалось уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду.

Сформулированные в XVII веке, задачи жанра в общих чертах существовали в европейской школе вплоть до середины XIX века. Однако это не означает, что художники не ставили перед собой новых задач, механически повторяя готовые решения.

На протяжении эпох менялись не только методы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, в процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир.

1.1 Натюрморты разных эпох и стран

В натюрморте, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились свои традиции, выработались свои каноны. И, тем не менее, в ряду жанровой иерархии он был всегда страдающим жанром. Ему мало уделяли внимания, его почти не исследовали, о нем упоминали обычно вскользь. Периоды расцвета натюрморта, как и его забвения, имели свои исторические предпосылки. Представленный стихии течения времени он никогда не прерывал своего существования и не мог не жить, потому что всегда был одной из тех естественных нитей, которые связывают художников-реалистов с природой, жизнью, их красотой. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта, в их произведениях воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих как той или иной исторической эпохе, так и индивидуальности отдельных живописцев. Натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы, освещенности и цвета.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Во Франции расцвет жанра натюрморт приходится на первую половину XVIII века. Здесь нет уже того разнообразия, которое было в голландской живописи. Можно выделить два основных типа: «охотничий натюрморт» и натюрморты, включенные в жанровые сцены.

Начиная с середины 19 века на развитие живописи, в том числе натюрморта, начал оказывать влияние французский импрессионизм. Художники стали проявлять больше интереса к среде, в которой находится натюрморт, т. е. к передаче света, воздуха, игры цветовых и световых пятен на поверхности предметов.

Можно выделить некоторые основные и значимые моменты становления этого жанра:

* В 17 веке в Голландии появляется «чистый» натюрморт. Предметы становятся осязаемыми, зритель как будто ощущает запах и вкус фруктов и вина. Изобилие становится главным мотивом.

* Следующий толчок к развитию натюрморта дает период романтизма. С помощью предметов художник передает состояние своих героев, дает точную характеристику месту и время действия.

* Затем экспрессионизм уплощает пространство, линия приобретает все большую роль. Осязаемость отходит на второй план. Границы жанров постепенно начинают стираться. Портрет иногда можно назвать натюрмортом и наоборот. Человек становится таким же объектом, как и любой другой бытовой предмет.

* Абстракционисты обращаются к беспредметной живописи, кубисты как будто разрезают и выворачивают предметы, футуристы наоборот подчеркивают материальность. Так в течение 20 века в американском и европейском искусстве происходит полное стирание границ стилей и жанров.

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов. Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами. В советский период официальное искусство остается на позициях реализма. И натюрморт развивается в этом же ключе. Не являясь «высоким жанром» он становится интерьерным. Сейчас в России существует как бы два параллельных художественных мира. С одной стороны это авторы, которые придерживаются постмодернистских тенденций, с другой стороны художники реалисты, работающие в классических традициях.

1.2 История развития натюрморта в России

Развитие живописи в России имеет свои особенности. Семь веков с десятого по семнадцатый длилась величественная эпоха древнерусского искусства. Но только на рубеже XVII-XVIII веков следует решительный перелом в сторону развития светского искусства в России. Большое значение имеют здесь реформы Петра I в области культуры и искусства:

1. Приглашение иностранных художников в Россию для работы над произведениями искусства и обучения молодых русских художников.

2. Покупка за границей произведений искусства.

3. Обучение талантливых молодых художников за границей.

В русском искусстве XVIII век необычайно важен. Бурно развивается культура, наука, становится светским просвещение, развивается светское искусство. Искусство стремится передать действительность: образы современников, важные события.

Развитие изобразительного искусства первой половины XIX века отмечено усиливающимся интересом к народной жизни. Среди мастеров первой трети XIX века следует выделить Венецианова А.Г. (1780-1847), ему принадлежит особенно значительное место. И все же, отдельно натюрморты Венецианов не пишет, но использует их как дополнение картины.

Одним из основоположников жанра натюрморта в России является Хруцкий, Иван Фомич (1810-1885). Главным достижением Хруцкого стало создание ряда замечательных натюрмортов, положивших начало развитию этого жанра в русском искусстве. В творчестве русских реалистов середины и второй половины XIX столетия натюрморт был явлением сравнительно редким.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. На рубеже прошлого и нынешнего веков он вырос в художественное явление мирового значения.

2. Особенности, пути и средства выбранного жанра

Вместе с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая таким образам, различные ассоциации и социальные аналогии.

2.1 Натюрморт как жанр живописи

Натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией живописи, поскольку он является и составной частью и пробным камнем станкового искусства. В нем максимально раскрываются пластические и колористические возможности живописца, выявляются особенности его мышления. Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют камерной музыкой живописи. Его используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества.

2.2 Особенности выбранного жанра

В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи. Натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох и т.д. Влияние натюрморта зависит прежде всего от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника.

Своеобразие работы над натюрмортом состоит к тому же в том, что его сложно ставить и писать в различных условиях; в помещении при дневном и искусственном освещении, на открытом воздухе.

При всем разнообразии, огромном количестве формы разновидности натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и проблемам.

2.3 Модель выполнения натюрморта

Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму, как единое пластическое целое явление.

Ритм организует изображение. Заложенный в структурную основу натюрморта, он создает зрительный каркас, который руководит нашим зрительным восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы соображения с другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание. Однако не любая повторяемость может создать нужный в композиции натюрморта ритм. Излишне назойливое нагромождение ритмов усложнит композицию, сделает ее сухой и маловыразительной. В связи с этим следует избегать нарочитой расстановки предметов. Зритель не сможет спокойно воспринимать труппу, если светлые предметы (или пятна) через один будут чередоваться темными. Такое чередование вносит пестроту и дисгармонию в общую тоновую гамму. Это относится и к цветовым построениям. Надо создавать гармонично организованный ритм, делать мягкие переходы от одного элемента к другому.

К тонкостям поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Наиболее выгодно помещать основную грушу на втором плане, при этом несколько сокращается величина изображения, однако сохраняется воздушная перспектива, действующая от переднего плана в глубину картинной плоскости.

При наличии значительного количества свободного места с той или иной стороны формата, смысловой, зрительной и композиционный центры оказываются сильно смешанными в противоположную сторону. В подобных случаях натюрморт выглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса, и тем самым нарушается композиционное равновесие.

2.4 Объекты, изображаемые в натюрморте

2.5 Композиционные особенности натюрморта

Особенности образов натюрморта, передающие через неодушевленные предметы черты и характеры людей, времени является основной композиционной деятельности художника в этом жанре.

Натюрморт как таковой объективно не существует, он придумывается, составляется, компонуется, специально, для того чтобы быть изображенным. При этом неважно, что он может иметь вполне жизнеподобный реальный вид. Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размеры плоскости, положение композиционного центра находится тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее оптимальной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.

В организации композиции, используют различные виды ритмов: линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Произведение, построенное на ели заметных колебаниях света и тени без определенных, акцентирующих внимания зрителя «вспышек», кажется однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко звучащие контрасты создают напряжение, динамику, в противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра к композиции к оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены на достижение зрительного равновесия масс. Ритм организует изображение. Заложенный в структурную основу натюрморта, он создает зрительный каркас, который руководит нашим восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы изображения с другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание.

Вопросы формата в своей основе зависят от замысла, а он, в свою очередь выражает характер группировки предметов, ее пропорции. К тонкостям поиска формата относятся выяснения величины свободных мест слева и справа, снизу от группы предметов. Замысел в натюрморте подсказывает характер решение пространство в натюрморте. Это связано с особенностями цветного строя. Характер пространственного решения связан также с количеством относительно свободного места слева справа. Как правило, в натюрморте, основную группу предметов располагают на втором пространственном плане, где находится сюжетно композиционный центр. Целью достижения, взаимосвязи композиции группы предметов с форматом является ритмическое решение картинной плоскости, чередование пятен, пауз, уравновешенность картинной плоскостью с определением смыслового композиционного центра, размещение второстепенных частей, с поиском цветовых и тональных контрастов. Так же эффекты решения композиции как в натюрморте, создаваемом на основе замысла, так и при работе специальной натурой постановки зависит от необходимости учета разных уровней зрения и особенностей перспективного построения. Различные уровни зрения на постановку дают возможность художнику увидеть наилучший неожиданный вариант композиционного решения, несущий в себе новизну эстетического восприятия известных предметов.

Картинная плоскость может решаться как декоративная композиция, где необходимо сохранить впечатление плоскости, и цвет играет главную роль. В этом случае необходимо обратить внимание на характер цветового решения, на силу его эмоционального воздействия.

2.6 Цвет в живописи

Цвет имеет ряд характеристик, таких как тон, светлота, насыщенность. Цвет может вызывать и не цветовые ощущения, например, свежести, легкости, прохлады и даже аромата. Основные свойства цвета. Хроматические и ахроматические цвета.

Существует 3 свойства цвета:

Создавая живописные произведения, мы стремимся наиболее точно передать эффекты освещения, рефлексы, оттенки. Но не менее важное значения для восприятия картин накладываем краски. Одни приемы позволяют сделать звучание красок более мощным, насыщенным, другие обогащают цвет мазка множеством нюансов. Для того чтобы более полно выразить все великолепие цвета пользуются различными приемами. Все изменение цветов расположенным рядом друг с другом поверх друг друга описываются законом дополнительных цветов и подчиняются правилам субтрактивного и аддитивного смешения. Знание того, как используются научно-теоретические основы цветоведения в организации живописного произведения, дает живописи возможность научно обосновать творческие приемы различных мастеров, и, соответственно найти способы обучить этим приемам.

Но одно только знание не ведет к успеху. Только работая практически, смешивая различные цвета, изучая их поведение во взаимодействии, мы сможем узнать все их свойства. Все многообразие цветов в произведении подчиняется замыслу художника и общему колориту. Богатство цвета, наблюдаемого в действительности, художник претворяет в целостную гармонию. Такое цветовое единство картины называют колоритом. Колорит решает первое впечатление, которое производит картина; в зависимости от него зритель, идущий по галерее останавливается или пройдет мимо. Чтобы с первого взгляда произвести большое впечатление, надо избегать всех пустяковых или искусственных эффектов, спокойствие и простота должны господствовать над всем произведением. Этому очень содействует широта единообразных и чистых красок.

Таким образом, понятие колорита вмещает в себя все отношения цветов картины по количеству и разнообразию оттенков, по силе и интенсивности цвета, по гармоничным сочетаниям и т.д.

Различные живописцы для решения разных задач использовали свой колорит. Колорит произведения зависит от замысла картины, от того какие чувства художник хотел выразить. Колорит, в отличие от содержания, действует не осознанно, но всегда сильно.

Знание того, как используются научно-теоретические основы цветоведения в организации живописного произведения, дает живописи возможность научно обосновать творческие приемы различных мастеров, и, соответственно, найти способы обучить этим приемам.

Подводя итог всему выше сказанному, мы видим, что труд живописца очень сложен и интересен. Все начиная от наблюдения натуры и заканчивая оформлением идеи и выражением замысла в произведении живописи, требует знание многих законов, умения их применять, и постоянным стремлением выразить не только реальную жизнь, такой как мы ее видим, но и сопричастности переживаниям художника и восхищения окружающей действительностью.

натюрморт живописец масляный холст

3. Средства выполнения натюрморта

3.1 Приёмы масляной живописи

Масляные краски хорошо ложатся на соответствующий грунт и позволяют легко моделировать, тушевать и достигать тончайших незаметных переходов из тона в тон, так как долго остаются сырыми, притом при высыхании не изменяют своего первоначального тона. Но было бы ошибочно думать, что масляная живопись не нуждается ни в каких методах исполнения и позволяет безнаказанно наносить один слой красок на другой без всякой системы. Напротив, и масляная живопись требует вполне определенной системы выполнения. Правда, дефекты неправильного использования материалов в масляной живописи не так скоро обнаруживаются, как это наблюдается при тех же условиях в других техниках живописи, но раньше или позже они обнаружатся неизбежно.

Все лучшие приемы масляной живописи разработаны в эпоху Возрождения. Произведения масляной живописи этого времени не только в смысле художественных, но и технических достижений, образцовы. Знание свойств материала дало возможность старым мастерам создать тот стиль масляной живописи, который никогда не был потом превзойден. Во всей истории масляной живописи этот стиль, по своей гармонии между материалом и художественными достижениями, является единственным.

Знания техники живописи сохранились в цехах живописцев до XVIII столетия, но затем, с обособлением живописи как искусства от ремесла, под влиянием нарождения в ней новых идей постепенно утратились. Уже в первой академии Карраччи прежнее техническо-художественное воспитание живописца было заменено философско-художественным. С этого времени технические знания, являвшиеся в прежнее время всегда опорою живописцу, представляются уже стеснением художественной свободы.

Особенный упадок техники масляной живописи наблюдается в эпоху французских импрессионистов, положивших начало бессистемной работе масляными красками, которая последователями их (неоимпрессионистами) была доведена до грандиозных размеров.

Работы в области техники живописи как представителей искусства, так и науки в первое время заключались главным образом в раскрытии и возрождении утраченных старинных приемов масляной живописи, незнание которых давало так себя чувствовать в позднейшей живописи. Многое из утраченного было найдено и раскрыто, но сама живопись в это время ушла слишком далеко от задач и принципов старинной живописи. Конечно, в наше время не является возможным согласовать приемы старинной техники масляной живописи с современным пониманием живописи, но техника масляной живописи, каковы бы ни были ее задачи, претендующая создавать долговечные произведения, должна вытекать из свойств и характера материалов масляной живописи.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector