Особенности правоведения как науки

fashion 1031469 1920 Советы на день

Правоведение как наука. Его особенности и состав.

Правоведение- система полных достоверных знаний о государстве и праве, в основе которых лежит совокупность понятий, законов и категорий, отражающих закономерность возникновения и развития данных явлений.

Объектом правоведения является государственно-правовая надстройка общества и ее элементы, т. е различные государственно-правовые явления. Пример: норма права, судебная деятельность, юридическое образование, законодательство и т.д. Они различаются от других общественных наук объектом познания. Государство и право в той или иной мере изучаются и другими общественными науками. Философия изучает сущность, социальное назначение государства и права, их взаимосвязи с другими общественными явлениями. Социология изучает государство и право как важнейшие социальные институты, наравне с множеством других социальных явлений. Политология исследует государство и право как средства осуществления политической деятельности и как её цель. Но только для правоведения государство и право являются основным объектом.

Предмет правоведения- закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой надстройки и всех составляющих ее элементов.

Юридические науки (правоведение) относятся к общественным, то есть к наукам, изучающим общество, его субъектов, структуру и многообразные связи. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически- прикладное освоение государственно- правовой действительности.

1. Теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.).

2. Отраслевые юридические науки (науки государственное (конституционное) право, ГП, АП, УП и т. п.). Они изучают отдельные области, сферы государственно-правовой жизни.

3. Науки, изучающие систему, полномочия, принципы деятельности государственных органов (судоустройство, прокурорский надзор и др.).

4. Науки, изучающие международное право (науки международное публичное право, международное частное право и др.).

5. Прикладные юридические науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная психиатрия и др.).

Источник

Понятие науки ‘Правоведение’, ее предмет и методы

Правоведение – наука, посвященная изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. При ее изучении особое внимание уделяется основным понятиям и институтам различных отраслей права.

Наука «правоведение» рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет системный анализ их изучения.

Правоведение дает объемное представление о государстве и праве этих процессов в динамично развивающемся мире.

При изучении правоведения значительное внимание уделяется пониманию основных юридических понятий и терминов (норма права, юридический факт, правоотношения и другое), их сущности. Данные категории являются основными, так как они используются во всех отраслевых юридических науках и без них невозможно изучение норм отраслей права.

Предмет науки – перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой.

Методы – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

При изучении науки правоведения традиционно используются следующие методы:

а) государство и право – те институты, которые существуют независимо от воли и сознания человека;
б) государство и право – институты, которые находятся в постоянном развитии;

2) общенаучные методы:

а) анализ – расчленение имеющегося материала на составные части и исследование его по частям;
б) синтез – объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе;
в) системный подход – рассмотрение материала в целом на основе результатов синтеза в комплексе и взаимосвязи;
г) функциональный подход – изучение функций государственно-правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния;

3) частно-научный метод:

а) формально-юридический подход к изучению предмета – при этом дается необходимое определение, производится классификация общественных явлений на основе выделенных признаков;
б) сравнительно-правовой – осуществляется путем сравнения, сопоставления положений законодательства, сопоставления требований законодательства;
в) статистический – основан на статистической информации, количественных показателях;
г) социологический – исследует мнение общества по вопросам государственного устройства, конкретной правовой проблемы.

Правоведение как наука взаимосвязана с системой юридических наук, исследует общие правовые понятия, рассматривает конкретные правовые проблемы и формирует правовую грамотность и понимание права в целом.

Источник

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА. ПРАВОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТ-ВЕННЫХ НАУК. СТРУКТУРА ПРАВОВЕДЕНИЯ.

1. ПРАВОВЕДЕНИЕ – это относительно обособленная часть обществоведения, состоящая из совокупности взаимосвязанных между собой юридических наук, имеющих общий основной объект изучения – государственно-правовую систему общества.

Правоведение как часть обществоведения изучает деятельность людей, но деятельность особого рода, связанную с властным управлением социальными процессами и нормативным регулированием общественных отношений. В процессе этой деятельности в обществе создаются и функционируют многообразные социальные институты и отношения, входящие в единую государственно-правовую систему общества. Государственно-правовая система общества составляет общий для всего правоведения объект познания.Этот объект определяет специфику правоведения как области научного знания и отличает входящие в его состав юридические науки от других общественных наук. Современное правоведение – развитый комплекс юридических наук. В состав правоведения входят:

— историко-теоретические правовые науки (теория государства и права, история государства и права и другие), которые исследуют свойства государства и права в целом как относительно самостоятельные явления общественной жизни;

— отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, судоустройство, нотариат, прокурорский надзор и другие), которые исследуют отдельные государственные институты и сферы правового регулирования общественных отношений;

— специальные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, юридическая статистика и другие), которые исследуют применение в отдельных областях юридической деятельности специальных неюридических знаний и навыков.

Предметы каждой из групп юридических наук взаимно дополняют друг друга. Из их совокупности складывается полное и адекватное представление о государственно-правовой системе общества.

2. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА – это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития.

Теория государства и права – общественная наука, входящая в состав правоведения. С другими юридическими науками ее объединяет общий объект познания – государственно-правовая система общества. Особенности знаний теории государства и права и положение в системе юридических наук определяются ее предметом – специфическим аспектом, срезом изучения общего объекта. Теория государства и права изучает:

— во-первых, свойства государственно-правовой системы общества в целом, а не какой-либо ее отдельной части; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов отраслевых и специальных юридических наук;

— во-вторых, сущностные закономерности государственно-правовой системы общества, имеющие общий и относительно устойчивый характер для государственно-правовых систем разных стран; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов исторических наук, также изучающих государственно-правовую систему общества в целом, но со стороны ее внешних временных и пространственных форм.

Особенности предмета познания определяет положение теории государства и права в системе юридических наук как науки фундаменталь-ной, на которой базируются знания отраслевые и специальных юридических наук. Роль теории государства и права в системе правоведения заключается в том, что она:

— вырабатывает систему основных правовых понятий, составляющих теоретическую базу для других юридических наук;

— обеспечивает переходное связующее звено между системой юридических наук, входящих в состав правоведения, и обществоведением в целом.

Структурно теория государства и права состоит из двух основных частей: теории государства и теории права. Изучение в рамках одной науки этих относительно самостоятельных социальных явлений определяется тем, что:

— в реальной жизни государство и право функционально взаимосвязаны между собой, взаимно определяют и дополняют друг друга, образуя единую государственно-правовую систему общества;

— в истории России государство играло основную роль в формировании и обеспечении реализации права, и поэтому любая практическая юридическая деятельность непосредственно или опосредованно связана с функционированием государственной власти.

3. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: СООТНОШЕНИЕ С ПРЕДМЕТОМ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАВОВЕДЕНИЯ.

МЕТОДЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА – это ее особая структурная часть, в рамках которой исследуются закономерности процесса познания предмета, вырабатываются наиболее правильные, эффективные приемы и способы исследования государственно-правовой системы общества.

Любые знания приобретаются наукой через процесс познания, в котором используются различные пути, способы, приемы изучения предмета. Эти формы связи науки с предметом обобщенно называются методомнауч-ного познания. В отличие от предмета, определяющего, что наука изучает, метод характеризует то, как наука изучает свой предмет, приобретает знания о нем.

От правильности примененных при изучении предмета методов напрямую зависят объективность и истинность получаемых наукой знаний. Изучение методов позволяет определить, какие из них применимы для познания государственно-правовых явлений общества, в какой последовате-льности они должны использоваться на разных этапах научного познания. Совокупность знаний о применяемых наукой методах называется методоло-гией(учением о методах).

Каждый предмет имеет различные по содержанию и сущностному уровню стороны и свойства, поэтому в науке используется целая совокупность методов познания. В зависимости от содержания методов и их роли в процессе познания можно выделить:

— философскую основу методологии,которая определяет общую направленность научных исследований, принципы подхода к изучаемому объекту; в современной российской юридической науке философскую основу методологии составляет диалектический материализм, с его подходом к пониманию природы государства и права, исходя из объективных потребностей общества, в связи с другими социальными явлениями, развитии через противоречия;

общие методы,которые применимы при изучении любой стороны, каждого явления государственно-правовой системы общества; к таким универсальным методам относятся философская и формальная логики, вырабатываемые ими законы (например, философский закон отрицания или формально логический закон тождества), понятия и приемы исследования (например, философские категории причины и следствия, содержания и формы или формально логические приемы анализа и синтеза);

частные (специальные) методы,которые применяются при изучении отдельных сторон и свойств, государственно-правовых явлений; к таким методам относятся статистические и математические методы, конкрет-но – социологические и психологические методы, методы толкования юридических норм и методы сравнительного правоведения и ряд других.

Среди юридических наук теория государства и права имеет наиболее развитую методологическую часть. Она конденсирует в себе достижения в этой области отраслевых и специальных юридических наук и разрабатывает методы, которые используются как общие всем комплексом правоведения.

4. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА как разновидность социальной практики представляет собой предметную преобразующую деятельность субъектов общественной жизни, связанную с созданием и функциониро-ванием государственных институтов, формированием и реализацией права, защитой государственного строя и охраной правопорядка.

Социальная практика – это предметная деятельность людей, направленная на преобразование общественных отношений и институтов. Она противоположна теории, науке, которая создает идеальную картину существующего мира и изменяет, преобразует теоретические понятия, а не действительность. Особенностью юридической практики является то, что в ее рамках деятельность субъектов общественной жизни направлена на соз-дание и преобразование государственно-правовых институтов общества.

В правоведении есть и более узкое понятие юридической практики как деятельности судебных органов по рассмотрению и обобщению различных категорий дел.

Практическая деятельность первична по отношению к теории. Однако навсегда связана с достижением конкретных, частных целей, поэтому в силу своей природы не может охватить общих закономерностей, в рамках которых эти цели могут быть эффективно реализованы. Наталкиваясь на противоречия в реализации целей, пытаясь разрешить их методом проб и ошибок, практика объективно порождает необходимость в теории и стремится к взаимодействию с ней.

Для теории практика – это, с одной стороны, объект познания; с другой – сфера приложения, реализации и проверки истинности ее выводов. Отра-жая сущностные стороны и закономерности практики, теория позволяет установить, как должны быть наиболее оптимально организованы ее отдельные элементы, каковы тенденции ее ближайшего и перспективного развития. Воздействие теории на практику осуществляется через научные правовые идеи– концептуальные положения, направленные на изменение, преобразование практики в соответствии с ее внутренними законами.

Практика, вбирая научные идеи, реализует свои собственные, но скрытые от нее возможности, избирает наиболее рациональные и корректи-рует ошибочные пути развития. Одновременно в процессе реализации проверяется истинность научных идей и уточняется содержание теоретичес-ких понятий. В единстве, взаимопроникновении теории и практики обеспе-чивается наиболее эффективное функционирование государственно-право-вой системы общества.

Главное направление взаимодействия современной юридической науки и практики в России – это разработка и воплощение в жизнь целостной концепции правовой реформы в Российской Федерации.

Источник

Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.

Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.

Юридические науки (правоведение) относятся к общественным, то есть к наукам, изучающим общество, его субъектов, структуру и много-образные связи. Они различаются от других общественных наук объектом познания.

Государство и право в той или иной мере изучаются и другими об-щественными науками. Философия изучает сущность, социальное назна-чение государства и права, их взаимосвязи с другими общественными яв-лениями. Социология изучает государство и право как важнейшие соци-альные институты, наравне с множеством других социальных явлений. Политология исследует государство и право как средства осуществления политической деятельности и как её цель. Но только для правоведения го-сударство и право являются основным объектом. К особенностям право-ведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях.

1)теоретические и исторические юридические науки

2)Отраслевые юридические науки (гражданское право, административное право,уголовное). Они изучают отдельные области, сферы государственно-правовой жизни.

3)Науки,изучающие систему,полномочия,принципы деятельности государственных органов(судоустройство,прокурорский надзор)

4)Науки,изучающие международное право (науки международное публичное право,международное частное право).

5)Прикладные юридические науки (криминалистика, криминология,судебная статистика,судебная психиатрия и др.).Это весьма специфические юридические науки.Они наполнены,в основном,специальными неюридическими знаниями,которые используются для решения юридических вопросов.

Предмет ТГП.Соотношение с предметами других наук.

содержание,наиболее общие закономерности,возникновения, развития,функционирования.

От отраслевых юридических наук ТГП отличается тем,что изучает государственно-правовую систему в целом, а отраслевые науки изучают отдельные части этой системы, специфические сферы правового регулирования и соответствующие им правовые институты.

Структура ТГП.

Во-вторых,они тесно взаимосвязаны.Не затрагивая причины формирующие право,мы обязаны констатировать, что, в основном,оно является результатом правотворческой деятельности государства.

В современной юридической науке предлагается и иные структуры теории государства и права. В.М. Сырых:

1)Проблемы внутренней организации права как регулятора общественных отношений, в число которых входят:

а)проблемы сущности, содержания и формы права;

б)проблемы структуры, строения и действия права.

2)Проблемы внутренней организации государства как органа управления делами общества, выражения его интересов (сущность, функции, формы, механизм государства; его взаимодействие с другими институтами политической системы общества).

3)Общие проблемы истории государства и права.

4)Проблемы методологии ТГП.

5)Проблемы функционирования и развития юридической науки.

6)Проблемы использования юридической техники, методов толкования права.

Функции ТГП

Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое и практическое значимые дня прогрессивного преобразования общественной жизни.

1. Познавательная функция выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.

2. Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.

3. Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции к развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей.

Система методов.

Методы теории государства и права обычно распределяют в зависимости от критериев на различные классификационные группы.С 60-х г. в российской правовой науке используется классификация методов в зависимости от их распространённости на общие, специальные и частноправовые.

Общие методы используются во всех или в большинстве наук, на различных этапах познания для достижения конкретных познавательных целей, по отношение к всеобщему методу они выступают как специальные (системный метод,исторический метод, метод сравнительного анализа).

Специальные методы-это приёмы и способы,разрабатываемые в различных науках и используемые в правоведении для спец исследований(статистический метод,кибернетический метод,математический метод,психологические).

Частноправовые методы разработаны и используются в рамках правоведения(метод толкования права,сравнительно-правовой, метод гос и правового моделирования).

Многие авторы объединяют две последние группы методов в единую группу специальных(частных)методов.

В соответствии с задачами науки на этих ступенях можно выделить следующие взаимосвязанные группы методов:

1)Методы эмпирического уровня:

а)методы сбора и изучения единичных фактов;

б)методы обобщения единичных фактов.

2)Методы теоретического уровня:

а)методы научной абстракции (метод восхождения от конкретного к абстрактному);

б)методы познания закономерностей.

К группе методов, которые используются на эмпирической стадии, и основной задачей которых является сбор и изучение отдельных фактов, относятся различные специальные и частнонаучные методы.

Системе общества.

Государство занимает центральное место в политической системе общества, но помимо государства в неё входят многочисленные общест-венные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские и иные организации).Роль общественных объединений в политической системе опреде-ляется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определённые политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов посредством использования государственной власти.

Особенно это характерно для политических партий, которые, выражая интересы определённых групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на неё.

Политическая партия, участвуя в парламентских, президентских и иных выборах, получает тот или иной объём государственной власти. Таким образом, через механизм государственной власти она получает возможность в пределах своей компетенции реализовать свою предвыборную программу, то есть способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп.

Активное взаимодействие государства и политических организаций способствует вовлечению населения в решение общественных задач, делает государственную политику более эффективной. Подавление государством политических организаций может привести к утрате связи верховной власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности государственной власти. Но в любом случае, следует иметь ввиду, что политические организации могут быть использованы для выражения и достижения своих целей антиобщественными, антигосударственными элементами.

Виды политических систем.

Каждое общество характеризуется собственной политический сис­темой, обладающей своими уникальными чертами. Это позволяет отгра­ничивать одни политические системы от других. С другой стороны, многие политические системы обладают сходными чертами в своих сущест­венных проявлениях, что позволяет их объединять в группы одноимённых политических систем.

На основе формационного критерия с учётом исторической ретро­спективы можно выделить следующие политические системы: рабовла­дельческие, феодальные, буржуазные и социалистические.

В последнее время наиболее распространено рассмотрение видов политических систем с социологической точки зрения, в зависимости от системообразующей социальной среды. Например, А. Б. Венгеров в этой связи выделяет распределительные, либерально-демократические и кон-вергенционные политические системы.

Распределительная политическая система характеризуется в экономической сфере господством государственной собственности, рас­пределительных товарно-денежных отношений. Социальным отношениям присуща уравнительность. В сфере идеологии господствует одна система ценностей. Граждане имеют минимум политических прав.

Роль государства в таких системах чрезмерна. Госу­дарственный аппарат вмешивается не только в экономическую, но даже в личную жизнь членов общества.

Либерально-демократическая политическая система в экономи­ческой сфере основывается на многообразии и равноправии форм собст­венности, на рыночных товарно-денежных отношениях. Для социальных отношений характерно неравенство, основанное на экономическом нера­венстве. Идеология такой системы характеризуется многообразием. Ин­дивид здесь наделяется многочисленными политическими правами.

Государство в этой системе рассматривается в первую очередь как охранитель прав и свобод граждан, оно призвано обеспечивать правопо­рядок и создавать условия для развития рыночной экономики, прямое вмешательство в которую со стороны государства допускается лишь сце­лью обеспечения социальной защиты малоимущих слоев.

Конвергенционными политическими системами Венгеров назы­вает системы, сочетающие черты вышеназванных, и как пример им при­водится политическая система России. Подобные системы являются след ствием переходов от одной социальной среды к другой. Они очень неус­тойчивы. Именно в силу этого их выделение наравне с двумя другими ви­дами является неверным, так как они ещё не проявили свои существенные и устойчивые признаки, отражающие их суть. (смешанные).

Легальность (законность)

6. Отделение церкви от гос-ва (ст.14)

7. Федерализм (ст.5) –предполагает наличие 2х уровней госорганов.

федеральный

субъектов федерации.

ЦЕЛЬ:децентрализация властью, обеспечение эффективности управления большим государством.

Самостоятельность органов местного самоуправления (ст. 12)

Властность.

Из С.С. Алексеева

Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) предметы ведения субъектов Федерации; 3) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.

I. Афинский

Классический: ложится в основу государств среднеземноморья, городов-полисов

Ведущий фактор: классообразование, интенсивное формирование частной собственности и её концентрация в руках отдельных семей, возможность круглогодичного земледелия, производства.

1)Из классовых противоречий и функционирует как аппарат господства одного класса над другим

2)Частная собственность существует на средства производства

3)Государство базируется на эксплуатации, на использовании рабского и казенного труда

Государство принимает форму рабовладельческой демократии или аристократии.

II. Германский

Древние варвары вели кочевой образ жизни, воевали. Формируется частная собственность, и разделения труда не происходит.

Рабство для варваров экономически невыгодно. Производительные отношения возникают в рамках общества: племенной общественной структуры, но между бедными и богатыми возникает протофеодальная зависимость (за труд платят).

При завоевании Древнего Рима варварами и воцарении варварства на всей территории римской империи, существующая в Риме государственная структура накладывается на протофеодальную структуру древних варваров. Это приводит к формированию раннефеодального государства.

III. Азиатский

Обуславливается азиатским способом производства.

Власть возникает в форме бюрократии.

· политика государства основана на отправлении общественных должностей

· возникает явление власти-собственности, т.е. распоряжение собственностью в силу занятия определенной должности

· формально все ресурсы находятся в общей собственности

Однако в рамках созданного бюрократического аппарата постепенно устанавливается наследование должностей, разделение государственной и общественной собственности, возникает деспотический тип организации власти, сакрализация (обожествление власти).

Типология Государств.

Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность.

В юридической науке существует ряд разнообразных критериев типологий государств:

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector