Особенности рока как жанра

model 2614569 1920 Советы на день

Особенности рока как жанра

Hard rok gruppa Dust Bowl Jokies1

Основные отличия жанров метала от других жанров рок-музыки [источник не указан 571 день] — искажённые эффектом дисторшнэлектрогитары, затяжные гитарные соло, агрессивный ритм, как правило шести-, восьми- или двух- дольный размер такта, облегчённыериффы.

post 5115 1273768943

3)Блэ́к-ме́тал (англ. black metal ; «чёрный метал»; норв. svartmetall ), или просто — блэ́к, — музыкальный стиль, одно из экстремальныхнаправлений метала.

4)Хе́ви-ме́тал (Хэ́ви-ме́тал) (англ. heavy metal — тяжёлый металл) — жанр рок-музыки, первое и изначальное направление метала. Обычно этим словом называют «классический» метал в том его виде, в котором он был создан в 1970-е годы такими группами, как Black Sabbath иJudas Priest.

16212 BnHover

phoca thumb l rc a761tzj8vy

2010 09 22 QueenviaQP

Спид-метал характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения (большей, чем у «классического» хэви-метала). Для жанра спид-метал характерен высокий темп игры и короткие проигрыши между куплетами. Вокал в спид-метале чаще всего более агрессивен, чем в хеви-метале, он бывает хриплым, с расщеплением связок (скриминг), как низким, так и пронзительным фальцетом.

Спид близок к трэш-металу, но более мелодичен и демонстрирует значительно меньшее влияние панк-рока. Пауэр-метал, родственный жанр, отличается большей мелодичностью и чистотой вокала.

metallica 3jpg 6aa0e52185ae7ce3

9318 image 1

Deep Purple Split 2007 07 ts1323262249

10)Панк-рóк (англ. punk rock ) — жанр рок-музыки, возникший в начале 1970-х годов в США и, чуть позже, в Великобритании.

Смыслом, который вкладывали ранние панк-рок-группы в свой жанр, было стремление играть, главенствующее над умением делать это; благодаря такому определению сформировалась разнородная ранняя американская панк-сцена в диапазоне от легковесных Ramones до сложных и экспериментальных Television. Подобный подход позволил панк-року стать основой целого ряда субкультур: панк, DIY, культурыфэнзинов, позже — straight edge. В 1976—1977 годах панк-рок начинает зарождаться в Великобритании, в более скандальной и политизированной форме; благодаря этому к 1977 году жанр становится одним из самых заметных явлений в рок-музыке Великобритании.

Со временем панк-рок породил множество разновидностей. Крупнейшими из них являются более мелодичный и легковесный поп-панк, агрессивные хардкор и Oi!, а также комбинации с другими жанрами — ска-панк и ставший отдельным крупным жанром постпанк.

cXueLQtuJqmychemicalromanceto1

Термин «альтернативный рок» наиболее употребляем в США. В России и Великобритании чаще используют определения «альтернативная музыка» и «альтернатива».

8325500 30 Seconds To Mars 01383759964

1307450833 nirvana 02

%D1%86

29441285

14)Рага Рок — термин, появившийся во второй половине 60-х годов и призванный обобщить первые результаты экспериментального синтеза рок-музыки и индийской музыкальной культуры. Впоследствии он стал использоваться и в отношении индийских исполнителей, использующих в своем творчестве элементы современной западной музыки.

Возникновение термина в 60-х годах было связано, прежде всего, со стремительным ростом популярности на Западе индийских исполнителей — таких, как Рави Шанкар и Али Акбар Хан (Ali Akbar Khan)

Первыми известными поп- и рок-группами, использовавшими индийские влияния в своем творчестве, были The Beatles (альбом Revolver) иTraffic (альбом Mr Fantasy), а также The Kinks, The Yardbirds и The Rolling Stones. Для раннего рага-рока были характерны ритмическая цикличность, специфические звуковые орнаменты (gamaka), использование экзотических музыкальных рисунков и аранжировок, а также продолжительные импровизации, рассчитанные на достижение гипнотического эффекта.

57944325 24ba38e660

15)Арт-рок (англ. art rock ) — жанр рок-музыки, который характеризуется мелодическими, гармоническими или ритмическими экспериментами, а также большим количеством художественных образов в текстах песен. Арт-рок зачастую идёт дальше форм и жанров современнойпопулярной музыки в направлении джаза, академической, этнической музыки или экспериментального авангарда.

20110930 041032 p m

В 1980-х термин инди-рок был синонимом альтернативного рока и применялся для разделения исполнителей по географическому признаку: при этом альтернативный рок был предпочтительным для американских исполнителей, а инди-рок — для британских. С попаданием американских гранж- и поп-панк-исполнителей, а затем и британских брит-поп-исполнителей в мейнстрим в 1990-х, термин стал использоваться для представителей андеграунда альтернативного рока. В 2000-х годах, в результате изменений в музыкальной индустрии и растущего значения Интернета, инди-рок приобрёл коммерческий успех, что привело к вопросам осмысленности термина.

978926 601762 ID3

19) Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке и/или созданная музыкантами из России. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западной, рок-музыки, и по сей день существует в России и странах СНГ.

155456

20)Рок-н-ролл (от англ. rock and roll или rock’n’roll — «качайся и катись») — жанр популярной музыки, получивший распространение в середине 1950-х годов. Оформился из комбинации элементов афроамериканских и «белых» жанров.

Отличительные черты — это чёткий ритм, танцевальный темп, раскованность исполнения. Традиционными инструментами являются электрогитара, контрабас, ударные, фортепиано и саксофон. Состав рокабилли-коллективов обычно 3 человека (гитара, контрабас, ритм-гитара или ударные). Для рок-н-ролла характерен размер 4/4 (четыре четверти).

1366efac4965

21)Поп-рок (англ. Pop rock, Pop N’ Rock ) — жанр музыки, объединяющий элементы поп-музыки и рок-музыки.

Песни характеризуются простой структурой, запоминающимися мелодиями, повторением музыкальных фраз (от попа), использованием в качестве основных инструментов электрогитар и ударных и агрессивным настроением (от рока). Тяжесть может быть разной, от практически инструментального попа до весьма «тяжёлых» композиций, но разбавленных поп-мелодиями

22)Брит-поп(англ. Britpop ) — жанр рок-музыки, ориентированный на возрождение доминировавшего гитарного стиля поп-музыки 60-х годов на музыкальной сцене Великобритании в 90-е. Стиль характеризуется бескомпромиссно британскими мелодиями и звучанием, используя британские традиции как фольклорной, так и рок-н-ролльной музыки 60-х — 70-х годов XX века.

ClassicTracks 02

Источник

Что такое рок музыка и в чем ее главная особенность

Вы узнаете, что такое рок музыка и в чем ее особенность. Также немного затронем стиль, образ, культуру и историю возникновения данного музыкального направления.

rok muzyka

Что такое рок музыка

CHto takoe rok muzyika

Рок музыку исполняет рок группа. Основные инструменты: электрогитара, бас гитара, ударные и вокалист. Ключевым инструментом является электрогитара, так как она создает большой драйв в музыке. В ней высоко ценится красивое и мелодичное гитарное соло.

Сейчас произошла эволюция в рок музыке. Теперь в группу могут входить такие инструменты, как ритм и соло электрогитары. А также бас гитара, несколько ударных инструментов, клавишные, скрипки и так далее.

В некоторых случаях rock исполняется в сопровождении с симфоническим оркестром. Такие концерты очень популярны и привлекают к себе огромное количество людей.

В группе может наблюдаться исполнение двух вокалистов. Один может исполнять тяжелым голосом, другой более легким.

Виды рока

Виды рока довольно разнообразны. Начиная с более легких жанров (альтернативный рок, поп-рок и так далее) и заканчивая более тяжелыми (дэт метал, блэк метал).

Таких направление более сотни. Поэтому каждый человек здесь сможет найти что-нибудь свое.

Рок стиль и культура

rock styleРок, как культурный феномен породил так называемый «рок-н-рольный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей.

Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Также она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.

Рок образ подразумевает себя в первую очередь брутальность и мужественность. Под такой стиль появилась своя мода на всю черную одежду с обилием кожи и металла.

Многие рокеры часто носят на себе различные металлические фурнитуры. Например, цепи, кресты, черепа, шипы, клепки и так далее.

Также имеется и свои стили причесок. У металлистов как правило, это длинные распущенные волосы. А у панков популярны ирокезы. Еще используют короткие стрижки со специальной хаотичной укладкой волос.

Однако абсолютно для всех выделять один какой-то четкий рок стиль будет неправильно. Ведь сама музыка имеет множество видов. Поэтому под каждый жанр наблюдается своя какая-то изюминка.

Например, панк-рокеры вызывают некую эпотажность. Могут использоваться вызывающие и яркие цвета одежды. Для хард-рока тут используются более темные оттенки с металлической фурнитурой.

В рок культуре часто наблюдается отрицание всего традиционного. Это своеобразный протест против традиционных ценностей, нравственных и эстетических установок. Еще он часто используется против каких-то политических ситуаций в стране.

Также такая культура подразумевает самовыражение и навязывания своих взглядов на жизнь. Как правило, такая борьба проявляется за счет текстов песен и манерой исполнения музыкальных композиций.

История рок музыки

Поговорим теперь про историю рок музыки. Существует она с середины 1950-х годов. Истоком является блюз, из которого вышли первые рок жанры (рок-н-рол и рокабили).

istoriya rok muzyki

Первые поджанры возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой (кантри, фолк, скиффл, мюзик-хол) того времени.

Были попытки соединить rock практически со всеми видами музыки. Например, с латинской музыкой, джазом, академической и индийской музыкой.

В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки (панк-рок, хард-рок). Уже в конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок, хардкор, дэт-метал и блэк-метал.

В 90-х годах получили широкое развитие гранж, брит-поп, альтернативный метал.

Основные центры развития рок-музыки — это США и Великобритания. Русскоязычная рок-музыка появилась в СССР в 1960—1970-х гг. Она достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.

Источник

Особенности рока как жанра

Рок-музыка — жанр музыки, характеризующийся ярко выраженным ритмом. Так же является обобщённым названием для ряда музыкальных стилей и направлений. Многообразие жанров и поджанров рок-музыки градируется от «легкого» до «тяжёлого».
Рок зародился в начале 1950-х в США и Западной Европе. Распространившись по всему миру жанр обрёл национальный колорит почти во всех странах.

Стиль «рок-н-ролл», впитавший в себя элементы как европейской, так и африканской культуры, мог появиться только в Америке. Иммигранты из разных стран Европы, хлынувшие в Новый Свет в XVII-XVIII вв., везли с собой не только свою музыку, но и инструменты. Сохранили свои музыкальные традиции и рабы, завезенные из Африки, но ввиду запрета на игру на национальных инструментах им приходилось довольствоваться пением и танцами.

В течение следующих двух столетий сосуществование двух музыкальных культур не могло не привести к их взаимному обогащению, несмотря на предрассудки, протесты и попытки оградить их друг от друга. В результате такой эволюции появились рэгтайм, джаз, свинг и блюз.

Содержание

Музыка для подростков [ ]

Подобно джазу и блюзу, ритм-энд-блюз был поначалу черной музыкой и белую аудиторию интересовал мало.

Ритм-энд-блюзовые композиции начали исполнять и белые, среди которых был певец в стиле кантри и вестерн по имени Билл Хэйли. В 1953 г. он записал две-три вещи, ранее ставшие хитами других музыкантов, в том числе Crazy Man Crazy.

В следующем году он записал диск с двумя песнями: Thirteen Women и Rock Around the Clock. После этого в его исполнении вышли Shake, Rattle and Roll, Mambo Rock и Birth of the Boogie. Но, несмотря на название последней песни («Рождение буги-вуги»), на свет появилось совсем другое дитя. Как пел в одной из своих песен Мадди Уотерз, «ритм и блюз родили крошку и назвали рок-н-ролл».

Позже песня Rock Around the Clock прозвучала в фильме «Школьные джунгли». Картина имела у американских и британских подростков ошеломительный успех. Ее показ в кинотеатрах сопровождался беспрецедентными сценами: тинейджеры выламывали стулья в зале, поскольку проходы между рядами не вмещали всех желающих танцевать. Песня вошла в американские чарты в мае 1954 г., а с июля целых шесть недель возглавляла хит-парад.

Продержавшись в рейтинге сорока лучших песен («Топ-40») 24 недели, девятнадцать из которых она входила в Топ-10, композиция стала одним из вечных шлягеров поп-музыки. Молодежь, знавшая Хэйли по его песням, была очень удивлена тем, что ее кумир оказался круглолицым коротышкой с кокетливым, зачесанным на лоб хохолком.

Тривиальная внешность, тем не менее, никак не сказалась на невиданных тиражах его пластинок.

В 1957 г. Хэйли стал первым рок-музыкантом из США, который гастролировал в Великобритании. По прибытии в Лондон он 20 минут не мог пробиться сквозь встречавшую его толпу, а на концерте в «Доминион-тиэтр» его фанаты так разошлись, что некоторые члены парламента даже попытались добиться правительственного запрета на рок-н-ролл. Со временем, конечно, его песни исчезли из хитпарадов, но к моменту своей смерти в 1981 г. он продал более 60 млн. пластинок, что, несомненно, свидетельствует о его славе рок-звезды первой величины

Классика рока [ ]

Признанная сегодня классикой рок-музыки, тогда эта «вульгарная» песня попала под запрет на большинстве радиостанций. Ярлык «вульгарный» часто клеили и на молодого человека, записавшего Rock Around the Clock за год до Хэйли, но очень малым тиражом.

Три года спустя, после выхода в марте 1956 г. хита Heartbreak Hotel, о нем заговорили все газеты, а еще через месяц 40 миллионов американцев увидели исполнение этой песни по телевизору. Молодежь сразу воспылала к певцу горячей любовью, а старшее поколение отзывалось о нем не иначе, как «отвратительный, порочный», «деревня», «позор рода человеческого», «маньяк с немытой шевелюрой и грязными песнями», «растлитель молодежи». Звали его Элвис Пресли.

Со временем Элвис стал бесспорным королем рок-н-ролла. В его репертуаре было много песен, которые сегодня по праву считаются классикой рока, в том числе Jailhouse Rock, Hound Dog и All Shook Up, и баллады Love Me Tender и Can’t Help Falling in Love. На фильмы с его участием народ валил толпами. Когда в 1977 г. Пресли умер, миллионам людей, чьи юношеские годы пришлись на 50-е и 60-е, а также их детям казалось, что с их кумиром умер и рок-н-ролл.

Поначалу на эстраде и на полках магазинов грамзаписей по обе стороны океана господствовали американцы. В лидерах английских хит-парадов ходили и Томми Стил, и Клифф Ричард, и Марти Уайлд, но они не имели особого успеха в США, где за заветное место в чартах соревновались такие звезды, как Бадди Холли, Эдди Кокрейн, Рэй Чарлз, Джин Винсент, Everly Brothers, Сэм Кук, Danny and the Juniors, Брэнда Ли и другие. Новый стиль

В начале 60-х произошла новая сенсация, когда Чабби Чеккер пригласил всех потанцевать под The Twist и Let’s Twist Again. Примерно в то же время хит-парады стал завоевывать новый стиль, родившийся в автомобильном сердце (Motor Town) Америки Детройте и получивший название «motown». На вершине популярности оказались The Supremes, The Temptations, Марвин Рэй, The Miracles, Мэри Уэллс и «Малыш» Стиви Уандер. Впоследствии Дайана Росс из The Supremes и Стиви Уандер стали легендой музыкальной индустрии.

Английский рок [ ]

Год спустя, уже после того как Беста заменил новый ударник Ринго Старр, группа записала песенку Love Me Do. После этого вышли Please Please Me, She Loves You, I Wanna Hold Your Hand и целый ряд других песен, ставших хитами.

В 1964 г. The Beatles отправились на гастроли в Нью-Йорк, где их встречали тысячи экзальтированных поклонниц.

Шестидесятые годы прошли под знаком безраздельного доминирования «битлов», и со временем, продав более миллиарда пластинок и кассет, они стали самой популярной группой всех времен и народов. Влиятельный музыкальный еженедельник «Роллинг стоун» писал, что «звучание The Beatles сочетает в себе Чака Берри и Литтл Ричарда, Элвиса и кантри-рок, вокальную гармонию от дувопа до Everly Brothers и Beach Boys, романтизм Бадди Холли и сладенький поп для старшеклассниц Фила Спектора».

Британский рок завладел миром благодаря The Rolling Stones, The Yard birds. The Hollies, The Searchers, The Kinks и другим гигантам, лидировавшим в хит-парадах по обе стороны Атлантики. Закат эпохи

Отчасти, секрет колоссального успеха The Beatles заключался в том, что их лиричные и напевные баллады полюбились родителям подростков, шалевших под их же более громкий роковый бит.

Благодаря своему жесткому и подчас режущему ухо звучанию, эти долгожители рока, выступающие уже почти 40 лет, олицетворяли собой рок-н-ролл для миллионов тинейджеров. Это относилось и к группе The Who, основанной Роджером Долтри, Питом Таунсэндом и Джоном Энтуистлом в 1962 г. Их неистовые и часто непристойные выходки, как на сцене, так и в жизни вызывали категорическое осуждение старшего поколения.

Источник

РОК-МУЗЫКА

РОК-МУЗЫКА, основная разновидность популярной музыки, возникшая около 1954; для нее характерны использование электромузыкальных инструментов (например, электрогитар) и упор на четко выраженный ритм и громкость звучания.

В короткой истории рок-музыки четко прослеживаются два этапа: период рок-н-ролла (1954–1962) и период рока (с 1962 по настоящий момент). Рок-н-ролл (выражение встречается во многих сельских блюзах и, вероятно, имеет сексуальный подтекст, как в строчке «Качай меня, крути меня всю ночь») обрел популярность в середине 1950-х годов. В основе рок-н-ролла три взаимосвязанных источника. Во-первых, музыка негритянских ритм-энд-блюзовых ансамблей юго-западных штатов США – аналог более мягких и изысканных свинговых джаз-бандов восточных штатов. Название ритм-энд-блюз буквально описывает тот тип музыки, которую исполняли эти группы: основа мелодий – 12-тактовые формы сельского блюза, базирующиеся на тонических, субдоминантных и доминантных аккордах; ритмы резко синкопированы и сильно акцентированы, наиболее типичен фоновый бит – акцент на второй и четвертой доле размера 4/4. Вокалистам таких групп, чтобы перекрывать громкое звучание ансамбля, приходилось кричать; впоследствии такой стиль «выкрикиваемого» блюза стал общепринятой манерой рок-н-ролльных певцов. Во-вторых, важную роль в становлении рок-н-ролла сыграла церковная музыка негритянских вокальных групп, которые заимствовали певческую манеру и гармонии из традиции т.н. черного госпела (религиозного гимна). Основная черта стиля госпел – формула «вопрос – ответ»: солист (а в церкви – проповедник) произносит стих, и хор ему отвечает. «Вопрос – ответ» является основным элементом не только стиля госпел, но и африканской народной музыки. В-третьих, музыка Элвиса Пресли, который вместе с другими исполнителями, вроде Бадди Холли, Карла Перкинса и братьев Эверли, стихийно соединял элементы музыкальных стилей белого кантри-энд-вестерн, негритянского сельского блюза и ритм-энд-блюза. Гончий пес (Hound Dog), Не будь жестокой (Don’t Be Cruel), Отель, где разбиваются сердца (Heartbreak Hotel) и ряд других ранних вещей Пресли являются блюзами или основаны на блюзовых структурах, а в его вокальном стиле сочетались типичная в музыке кантри «гнусавость» с напористостью и чувственностью, характерными для негритянской музыки.

Именно благодаря неотразимой привлекательности Пресли рок-н-ролл начиная с песни Отель, где разбиваются сердца (1956) стал национальным явлением. Впрочем, другие исполнители в новой манере завоевали популярность еще до Пресли. С 1954 Билл Хейли и группа «Comets» выпустили целую серию хитов, которые представляли собой перепевы ритм-энд-блюзового репертуара негритянских ансамблей. Музыка Чака Берри выросла из традиции городского блюза – это был грубоватый, гремящий электромузыкальными инструментами потомок сельского блюза, который после Второй мировой войны бурно расцвел в Мемфисе, Чикаго и Детройте. Сэм Кук и ансамбли «Coasters», «Drifters» и «Flamingoes» продолжали традиции госпела, и этот музыкальный стиль с незначительными изменениями позднее трансформировался в то, что стали называть музыкой соул.

1010947 0170 101

В раннем рок-н-ролле доминировали четкая ритмическая пульсация (бит), электрогитара, пронзительный тенор-саксофон и надрывно-исступленный вокал. Тематика песен вращалась вокруг повседневной жизни подростков: школа, родители, автомобили и особенно юношеская любовь. Косвенно, а нередко и прямо эта музыка бросала вызов общественным нормам. Новая музыка обладала необычайной притягательностью для подростков, и ее новизна казалась еще более привлекательной при сравнении с популярной музыкой 1940-х и начала 1950-х годов, отмеченной унылыми штампами в духе сентиментального и искусственного стиля «Тин-Пэн-Элли», который отражал совершенно чуждый американской молодежи мир. Вот почему молодежь с таким восторгом и приняла рок-н-ролл. Молодой рок-н-ролльной аудитории импонировал именно тот факт, что взрослые не понимали этой новой музыки и явно выражали свое неприятие. Тем не менее, несмотря на растущую популярность Элвиса Пресли, Рея Чарлза, Чака Берри и других известных исполнителей, примерно в 1959 рок-н-ролл вступил в пору упадка. Дело в том, что руководители крупнейших звукозаписывающих компаний, осознав огромный коммерческий потенциал рок-н-ролла и стремясь расширить аудиторию, вывели на эстраду миловидных, но по большому счету бесталанных исполнителей. Постепенно агрессивность, чувственность и прежде всего зажигательные ритмы рок-н-ролла увяли, и их сменили «миленькие» подделки под рок-н-ролл, вроде Подростка-ангела (Teen Angel) и Скажите Лоре, что я ее люблю (Tell Laura I Love Her).

Влияние «Битлз».

Итак, в конце 1950-х – начале 1960-х годов рок-н-ролл, похоже, оказался на смертном одре, но в 1962 он вернулся к жизни благодаря взлету группы «Битлз», завоевавшей феноменальную популярность. Квартет из английского города Ливерпуля, а вслед за ним другие британские группы, и прежде всего «Роллинг Стоунз», вдохнули новую жизнь в фундаментальные каноны рок-н-ролла. Бурный успех этих групп в США заставил вновь вспомнить об энергичном бите – они сделали «рок», как теперь стали называть этот стиль, еще более громким и агрессивным. На первых порах «Битлз» черпали вдохновение из ранних образцов рок-н-ролла, тогда как «Роллинг стоунз» больше были обязаны городским блюзменам вроде Мадди Уотерса, из чьей песни Катящийся камень (Rolling Stone) они позаимствовали свое название.

1010207 0207 104

1001753 1753 101

Сейчас уже видно, насколько вторичны и скучны первые записи «Битлз». Гипнотическое воздействие «Битлз» на массовую аудиторию объяснялось, во-первых, энергичной ритмикой их музыки в сравнении с современными им популярными исполнителями, и во-вторых, что самое главное, их личным обаянием. Это были мило-дерзкие, длинноволосые, скромно, хотя и необычно одетые ребята, причем каждый «битл» имел вполне определенный сценический облик. На фоне «Роллинг стоунз» – наглых, грубых и вызывающе сексуальных парней – они казались «славными сорванцами».

В период упадка рок-н-ролла на какое-то время возродилась и тут же была поставлена на поток белая фолк-музыка, бытовавшая в основном в аппалачских штатах (на востоке США). Музыкальные стереотипы народного стиля принадлежали другой эпохе и вскоре утратили свою притягательность, но тексты этих песен, особенно отмеченные духом социальной ангажированности и наивной поэтичностью, оказались более долговечными. Боб Дилан начал свою карьеру как фолк-певец как раз в период этого возрождения. Безыскусную лирику ранних песен протеста Дилана, вроде Знает только ветер (Blowin’ in the Wind), Времена – они меняются (The Times They Are A-Changin’) в более позднем его творчестве обогатили черты современной высокой поэзии. Он использовал такие поэтические приемы, как свободная ассоциация, синестезия (сочетание разнородных ощущений, например, зрительных и слуховых; например, у Дилана: «тени в звуках»), развернутая метафора и нарочитая неясность смысла. Некоторые рок-поэты подхватили эту тенденцию, но их пример действительно получил широкое распространение лишь после того, как в 1965 Дилан выступил на фолк-фестивале в Ньюпорте в сопровождении рок-группы с электроинструментами, заменившими обычные для него акустическую гитару и губную гармошку. Пуристы рока сочли трансформацию Дилана предательством, но многие фолк-исполнители, в том числе Тим Хардин, Тим Бакли, группа «Lovin’ Spoonful», полностью или отчасти взяли на вооружение рок-инструменты, а многих рок-музыкантов вдохновила продемонстрированная Диланом смысловая насыщенность песенной лирики.

1001753 8835 101

Среди последних были «Битлз». Хотя ранние композиции содержали некоторые музыкальные новации, тексты их песен в основном состояли из банального лепета. Я хочу держать тебя за руку (I Wanna Hold Your Hand), Порадуй меня (Please Please Me), Я хочу быть твоим парнем (I Wanna Be Your Man) – типичные примеры. Все же эпохальный альбом Резиновая душа (Rubber Soul, 1965) отличался как смысловой глубиной стихов, так и поразительным разнообразием музыкальных находок. Джордж Харрисон в песне Норвежская мебель (Norwegian Wood) играет на индийском ситаре, а струнное сопровождение в балладе Мишель (Michelle) звучит в духе музыкальной классики.

«Битлз» продолжали экспериментировать. В 1967 они выпустили альбом под названием Оркестр клуба «Одинокие сердца» сержанта Пеппера (Sergeant Pepper’s Lonely Heart’s Club Band). Следуя вдохновляющему примеру альбома ансамбля «Beach» Любимые звуки (Pet Sounds, 1966), «Битлз» сделали Сержанта Пеппера первым рок-альбомом, представлявшим собой цельное произведение, а не собрание отдельных песен. После появления Сержанта Пеппера многие рок-исполнители последовали примеру «Битлз». Песни вышли за пределы традиционного трехминутного формата, принятого на радиостанциях средневолнового диапазона, и теперь в музыкальных альбомах целые блоки обрели внутреннее единство. Так, впечатляюще сложный и художественно (хотя и не коммерчески) успешный альбом группы «Jefferson Airplane» После купания у Бакстера (After Bathing at Baxter’s) состоит из четырех длинных «сюит», каждая из которых имеет несколько сквозных тем.

После того, как другие исполнители усвоили эклектичную оригинальность Сержанта Пеппера, рок испытал влияние многих смежных музыкальных стилей. Группы «Blood, Sweat and Tears», «Lighthouse», «Chicago» начали использовать духовые инструменты не только для отыгрышей и сугубо ритмического сопровождения, характерных для музыки соул или ритм-энд-блюза, но и для оркестровых и сольных номеров, отмеченных изощренными гармониями и более гибким ритмическим рисунком, свойственным современному джазу. Некоторые группы, вроде распавшегося «Cream», уделяли большое внимание продолжительным инструментальным импровизациям в духе современных джазовых исполнителей, хотя при этом сохранялись типичные для рока ритмы и вокал. Фрэнк Заппа, лидер недолго просуществовавшего ансамбля «Mothers of Invention», одаренный композитор и виртуоз электронной музыки, заимствовал музыкальные средства из арсенала классиков 20 в. – Эдгара Вареза, Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена. Рок эксплуатировал и другие классические формы: две британские группы, «The Who» и «Kinks» сочинили и записали рок-оперы – Томми (Tommy) и Артур (Arthur), в каждой из которых сюжет определяет музыкальную структуру, имеются сквозные темы, а отдельные песни-арии исполняются разными персонажами.

1001753 1753 2011001753 9762 1011001753 7647 101

1970–1980-е годы.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов блюз, белая фолк-музыка и джаз – краеугольные камни рока – продолжали вдохновлять рок-исполнителей, а рок, в свою очередь, оказывал воздействие на своих музыкальных предтеч. Ряд дирижеров симфонических оркестров, в частности Зубин Мета (Лос-Анджелесский филармонический оркестр) и Леонард Бернстайн (Нью-Йоркский филармонический оркестр), участвовали в концертах, где предпринимались попытки синтеза рока и классической музыки.

1001753 1843 101

Пока эти эксперименты продолжались, рок начала 1970-х годов вновь пришел в упадок, как это произошло в начале 1960-х. «Битлз» распались, и музыканты стали работать в одиночку. Дилан выпустил ряд альбомов, приведших критиков в ужас. Другие крупные исполнители – Джимми Хендрикс, революционизировавший роль лидер-гитары, ритм-энд-блюзовая певица Джэнис Джоплин и солист группы «Doors» Джим Моррисон – трагически погибли, едва начав творческую карьеру. Рок-аудитория раздробилась на поклонников разных направлений, плодившихся во множестве. Одним из них стал кантри-рок – стиль, взявший на вооружение традиционные инструменты вроде гавайской гитары и вернувшийся вновь к ритм-энд-блюзу Элвиса Пресли, Карла Перкинса и Бадди Холли.

1001753 9050 101

В то же время выдвинулись музыканты, идущие от фолк-традиции начала 1960-х годов. Исполнители спокойных песен под акустическую гитару – Кароли Кинг, Джони Митчелл и Пол Саймон – пели о личных взаимоотношениях и старомодных романтических проблемах, избрав утонченную и изящную манеру лирической исповеди.

1001753 8898 101

В Великобритании возник прогрессивный рок, представленный творчеством таких групп, как «Pink Floyd», «Moody Blues», «Jethro Tull», использовавших классические аранжировки для обогащения звучания своих изощренных композиций. Такая подчеркнуто мелодическая музыка с густой оркестровкой в значительной степени опиралась на возможности только что появившегося электронного синтезатора, способного имитировать звук практически любых инструментов, в том числе духовых и струнных.

Ширилась аудитория тяжелого металла, жанра, для которого были характерны оглушительная громкость и повторяющийся мелодический рисунок. Ряд представителей этого течения, в том числе «Led Zeppelin», «AC/DC», «Black Sabbath», стали самыми популярными, хотя и отвергаемыми в кругах музыкальных критиков суперзвездами десятилетия.

1001753 0170 1011001753 9766 101

Глэм и глиттер-рок, представленный английскими исполнителями вроде Дэвида Боуи, группы «Roxy Music» и «T. Rex» и американской группой «New York Dolls», привнесли необузданную, транссексуальную театральность. В 1972 Боуи выпустил концептуальный альбом Взлет и падение Зигги Стардаста и Пауки с Марса (The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars), где сюжетно прослеживается стремительный взлет к славе и крах декадентски-футуристического рок-идола. Эта вещь резко контрастировала с мягкой, приятной манерой поведения рок-исполнителей конца 1960-х. Раздвинуть границы рока удалось Боуи, который своим нарочито андрогинным имиджем бросал вызов сексуальным и общественным нормам.

1001753 9769 101

К середине 1970-х годов в рок-музыке слились десятки жанров. Элис Купер и «Kiss», беззастенчиво заимствовавшие элементы тяжелого металла и поп-музыки, внешнюю сторону своего сценического имиджа взяли у глэм-рока, используя в своих выступлениях макияж и гардероб персонажей мультфильмов. «Steely Dan», группа, корнями уходящая в фолк-традицию и соул, предложила странный гибрид – интеллектуальный рок, в котором приятные мелодии сочетались с весьма циничными стихами. «Hall & Oates» создали «голубоглазый соул», позаимствовав ритм-энд-блюзовое звучание филадельфийского варианта музыки соул конца 1960-х годов. Арт-рок соединил элементы глэма и прогрессивного рока. Группы вроде «Genesis» во главе с Питером Габриэлем предложили эксцентричную музыку, усиленную театрализацией. Брюс Спрингстин, певец и композитор из Нью-Джерси, мощью и притягательностью сценических выступлений и социальной ориентированностью лирики напомнил слушателям молодого Боба Дилана; пластинка Спрингстина Рожденный бежать (Born to Run) была названа лучшим альбомом десятилетия.

1001753 9054 101

Джордж Клинтон и его «Parliament-Funkadelic», ритм-энд-блюзовый коллектив из Детройта – еще одна разновидность рок-гибрида. Космическая тематика композиций и инопланетные костюмы участников ансамбля способствовали популяризации фанк-рока.

В 1974 «CBGB», небольшой музыкальный клуб в нью-йоркском Южном Ист-Сайде, стал колыбелью очередного рок-жанра. Местные рок-группы – «Ramones», «Television», «Talking Heads», певица Патти Смит – культивировали грубую, «оголенную», основанную на трех аккордах музыку, которую позднее окрестили панком. Примитивный, жесткий, часто диссонирующий, но исполненный страсти и лишенный каких-либо музыкальных изысков, отличавших рок 1970-х годов, панк был самой дикой разновидностью рок-музыки. Черты будущего панка угадывались уже в 1970 в творчестве мичиганской группы МС-5 и Игги Попа (настоящее имя Джеймс Остерберг) и его группы «Stooges». Но лишь в 1975, когда Патти Смит выпустила дебютный альбом Кони (Horses), панк вышел на орбиту. Плаксивый шаманический вокал Патти Смит и невнятные, в духе лирики Артюра Рембо, стихи на фоне минималистской неблагозвучной мелодии немедленно обрели поклонников в среде рок-авангарда.

Английский антрепренер Малколм Макларен, под впечатлением от услышанного в Нью-Йорке, ухватился за новый музыкальный стиль. Группа «Sex Pistols», набранная Маклареном из разношерстной толпы молодых бездельников, стала лидером панк-рока. Политическая и экономическая атмосфера Великобритании созрела для столь откровенно агрессивного апокалипсического жанра, и панк бурно расцвел в творчестве «сердитых» молодежных групп вроде «Pistols » (их первая пластинка называлась Анархия в Великобритании) и «Clash». Таким же безумно популярным жанром в этот период стал диско – гибрид фанка, ритм-энд-блюза и рока, прославлявший сексуальную свободу и наслаждение жизнью, определявшие поп-культуру 1970-х годов.

По мере роста популярности панк-рок, постепенно видоизменяясь, превратился в «новую волну». Элементы скиффла (джазоподобного рода поп-музыки) и ска (ямайская танцевальная музыка) смешались в легких быстрых песенках, исполнявшихся пестрыми по национальному составу группами вроде «Specials» и «English Beat». Элвис Костелло популяризировал мастерски сделанные шлягеры, выдержанные в лихорадочно-рваном ритме. Группа «Devo» из Акрона (шт. Огайо) выступала на сцене в легких пластиковых комбинезонах и масках, намекая на свою принадлежность к внеземным цивилизациям. А группы вроде «Husker Du», «Dead Kennedys» и «Black Flag» превратили панк в поток неконтролируемой агрессии.

Революция видеоклипов.

1 августа 1981 в рок-музыке произошла первая со времен «Битлз» революция: наступила эра Музыкального телевидения (MTV) – круглосуточного вещания музыкальных видеоклипов, в которых рок-песни получали зримое воплощение с использованием спецэффектов, фантастических образов и монтажного построения кадров, синхронизированного с музыкальными фразами. Став золотой жилой для изобретательных исполнителей «новой волны» вроде «Police», «Depeche Mode», «В-52» и «Go Gos», MTV провоцировало также выпуск все большего числа видеоинженерных чудес-однодневок.

Если панк-движение конца 1970-х годов вернуло рок-музыку к голой первооснове, 1980-е годы превратили рок в театрализованное действо. Такие исполнители, как Мадонна, Принc и особенно Майкл Джексон, взмыли к славе лишь под строгим всевидящим видеооком. Предлагая зрителям свои изысканно сработанные, постоянно меняющиеся имиджи и мелодии, основанные на запоминающихся простеньких ритмах, которые не отвлекали внимания от центральной сюжетно-эмоциональной видеотемы, эти исполнители отражали характерную для 1980-х годов философию «чем больше, тем лучше».

1001753 8871 1011001753 8880 101

1001753 9804 101

Немногие из возникших в 1980-е годах рок-супергрупп оказались жизнеспособными. Исключение составили те ансамбли, которые выделялись как музыкальным талантом, так и запоминающимся имиджем, – это «REM», квартет из Атенс (шт. Джорджия), и ирландская «U2», группа, чьи композиции в духе религиозных гимнов приводили в экстаз аудиторию.

1001753 1753 1101001753 1753 109

Новые формы в 1990–2000-е годы.

Грандж, жанр, чья звезда взошла в начале 1990-х годов, сильно напоминал панк. Он объединил авангардистские устремления групп вроде «Sonic Youth», неистовую и скрежещущую гитару Нила Янга, начавшего свой путь в середине 1960-х годов в составе ранней кантри-рок-группы «Buffalo Springfield». Благодаря таким группам, как «Nirvana» и «Pearl Jam», известность гранджа вышла далеко за пределы его американской родины.

1001753 0172 1011001753 1753 111

Музыка и эстетика гранджа (grunge) начала 1990-х гг.во многом определила развитие рока всего последующего десятилетия. Ключевым понятием этого периода стало понятие «альтернатива» (alternative). Изначально оно подразумевало противопоставление новой бескомпромиссной музыки тому бесконечному и безликому потоку поп-хард-рока, который доминировал на музыкальном рынке восьмидесятых. У тех, кто не желал воспринимать серийную и бездушную продукцию коллективов типа «Уосп» (W.A.S.P.), или «Пойзон» (Poison) была альтернатива – гаражные и клубные команды, которые создавали свое, «непричесанное» звучание и пели не о пляжах Малибу, красотках и лимузинах, а о том, что составляет жизнь большинства нормальных людей: о сложности человеческих взаимоотношений, отчужденности, депрессии, мечтах и надеждах.

Центром «альтернативной» музыки стал город Сиэтл, в котором молодые группы, собравшиеся вокруг небольшой фирмы «Саб поп», развивали направление грандж: «Элис Ин Чейнз» (Alice In Chains), «Мелвинз» (Melvins), «Скримин Триз» (Screaming Trees), «Нирвана» (Nirvana), «Саундгарден» (Soundgarden), «Перл Джем» (Pearl Jam).

Грандж был действительно свежим и своевременным направлением. Однако популярность, которую это направление обрело за один или два года, привела к тому, что музыкальная индустрия стала вовсю эксплуатировать т.н. «альтернативное» звучание. То, что еще совсем недавно считалось маргинальным, некоммерческим и составляло репертуар маленьких независимых звукозаписывающих компаний, в считанные месяцы превратилось в золотую жилу большого шоу-бизнеса.

Пытаясь по-своему бороться с этой ситуацией, основные группы «сиэтлской волны» выпускают альбомы с нарочито грязным, сырым звучанием: «Нирвана» В утробе (In Utero) и «Перл Джем» Наука жизни (Vitalogy), а «Элис Ин Чейнз» обратились к полуакустическому звучанию, но и эти альбомы моментально становятся «платиновыми» (т.е. проданными тиражом более миллиона экземпляров). С тех пор понятие «альтернативная музыка», в общем, утрачивает свою однозначность, потому что многое из того, что раньше было подлинной альтернативой большому шоу-бизнесу, становится частью этого шоу-бизнеса. Тем не менее, независимая (indie, от independent), некоммерческая сцена продолжает существовать, и группы, вроде «Соник Юс» (Sonic Youth),«Мелвинз» (Melvins) или «Пейвмент» (Pavement) вполне спокойно, без массовой истерии и многомиллионных контрактов играют свою музыку.

С 1993, после выхода альбома Siamese Dreams, обращает на себя внимание феномен группы «Смэшин Пампкинз» (Smashing Pumpkins), ставшей едва ли не самой популярной американской группой середины 1990-х. Их работы – это пример редкого сочетания творческого подхода и коммерческого успеха. Критики назвали эту музыку пост-грандж, что звучит весьма формально, но по крайней мере отражает жесткую и тяжелую гранджевую основу музыки «Smashing Pumpkins».

Также с середины 1990-х гг. набирают популярность группы мелодичного панк-кора (punk-core), прежде всего «Грин Дэй» (Green Day) и «Оффспринг» (Offspring). Они исполняют весьма жесткую и быструю музыку с эффектными мелодиями и ироничными текстами. «Грин Дэй» в 1994 выпустили альбом Дурачок (Dookie), который сделал их миллионерами. Однако последующие диски не имели такого успеха. Карьера же «Оффспринг» сложилась гораздо удачнее: после замечательного диска Смэш (Smash, 1994) они находят в себе силы создать еще один международный бестселлер Американа (Americana, 1998), и с тех пор удерживают весьма высокий уровень популярности.

С выходом в 1991 альбома КровьСахарСексМагия (BloodSugarSexMagic) лос-анджелесская группа «Ред Хот Чили Пепперз» (Red Hot Chili Peppers) стала одной из самых знаменитых рок-команд мира. Их музыка представляет собой смесь фанка, хард-рока, хип-хопа и множества других стилей, Выпуская приблизительно по альбому раз в три года, «Рэд Хот Чили Пепперз» не теряют своего «суперзвездного» статуса в течение более чем десяти лет.

Следующей после гранджа интернациональной волной в рок-музыке стал так называемый брит-поп (Brit-pop). Это означает то, что англичане снова на некоторое время захвалили лидерство в рок-музыке. Параллели с «британским вторжением» середины 60-х напрашиваются сами собой. К тому же, «бум» брит-попа сопровождался большой кампанией по возрождению массового интереса к «Битлз» (Beatles), изданием антологий, выпуском фильмов и т.д. У брит-попа также была своя пара наиболее популярных и соперничавших групп, по образцу тандема Beatles-Rolling Stones: это «Оэйсиз» (Oasis) и «Блер» (Blur). В 1994 выходят альбомы «Оэйсиз» Однозначно может быть (Definitely Maybe) и группы «Блер» Парковая жизнь (Parklife) и с этого момента начинается эпоха брит-попа. Мировой известности в этом направлении добилось немало других британцев: «Палп» (Pulp), «Рэйдиохед» (Radiohead), «Райд» (Ride) и др. В английской музыке конца 1980-х гг. сущестововало довольно интересное направление, как «манчестерская волна» с его культовыми исполнителями: «Хэппи Мандейз» (Happy Mondays), «Стоун Роузис» (Stone Roses), «Шэрлэтэнз Ю-Кей» (Charlatanes UK), которое во многих отношениях подготовивило бум брит-попа. А первый альбом «Блер» под названием Досуг (Leisure, 1991) появился еще во времена торжества этого течения.

Хотя в настоящее время пик популярности брит-попа миновал, многие группы по-прежнему ведут успешное существование, регулярно выпуская альбомы. Однако если «Оэйсиз» упорно продолжают следовать своей монотонной рок-н-рольной линии, лидер «Блер» Дэймон Элбарн показывает себя более гибким и изобретательным музыкантом, участвуя в одном из самых таинственных проектов начала 21 в. «Гориллаз» (Gorillaz). Участники этой группы скрываются под вымышленными именами и мультипликационными образами. На концертах они играют за занавесом, на который проецируются изображения их мультипликацонных двойников и другие образы.

В 1990-х гг. идет повсеместное экспериментирование по сочетанию электронной и живой гитарной музыки, живых инструментов и цифровых технологий, как например, альбомы Дэвида Боуи (Davi Bowie) 1 снаружи (1 Outside, 1995), Землянин (Earthling, 1997) или любые диски групп «Гарбедж»(Garbage), «Репаблика» (Republica) и т.п.

Одним из интереснейших музыкантов-экспериментаторов является американец Бек Хенсен (Beck Hansen), более извсетный как просто Бек. Каждый его альбом, начиная с первого Спелое золото (Mellow Gold, 1993), это новый виток развития его необычного музыкального таланта. Бек сочетает сложную электронику с самыми традиционными акустическими инструментами.

Практически одновременно с брит-попом, мировое внимание захватило еще одно рожденное в Британии направление, называемое трип-хопом (trip-hop). «Мэссив Этэк» (Massive Attack), Трики (Tricky), «Портисхед» (Portishead), а позже «Морчиба» (Morcheeba) явялютя наиболее известными трип-хоп-исполнителями. Созданные вдумчивыми хип-хоп-диджеями и экспериментаторами-электронщиками, трип-хоповые группы предпочитают медленные гипнотические темпы, мрачноватый или меланхоличный звук, необычные сэмплы (сэмплы, samples – фрагменты звучания какой-либо композиции или инструмента, использующиеся для создания новых композиций).

Существенное влияние на музыку 1990-х гг. оказывала мода на культуру предыдущих десятилетий. В начале 1990-х гг. была мода на «эру хиппи» 1960-х гг., а затем в моду вошли 1970-е гг., главным образом фанк, диско и глэм-рок. Этому сопутствовало воссоединение многих легендарных групп прошлых десятилетий: «Джефферсон Эйрплейн» (Jefferson Airplane), «Флитвуд Мэк» (Fleetwood Mac), «Дип Перпл» (Deep Purple), «Блэк Саббат» (Black Sabbath), «Иглз» (Eagles) и др. Джимми Пейдж и Роберт Плант, участники «Лед Зеппелин» (Led Zeppelin) выпускают в 1994 совместный альбом Нет Пощады (No Quater), на котором представляют новые совместные песни и старые хиты группы в небычных восточных обработках.

К 2001 мода добралась до 1980-х.: электро-поп, розовые пиджаки и пергидроль. Всплыли даже те, о ком все подзабыли, а именно заводилы глэма 1980-х гг.: группы типа «Пойзон» (Poison) и «Уоррант» (Warrant).

Конец 1990-х гг. отмечен возобновлением интереса к «тяжелой» музыке. Такие американские группы, как «Лимп Бискит»(Limp Bizkit), «Папа Роуч» (Papa Roach), «П.О.Д.» (P.O.D.), «Линкин Парк» (Linkin Park) играют музыку, которую с некоторых пор принято называть ню- или нью-метал (nu-metal). В ней явно прослеживаются влияния групп предыдущего поколения: «Рэйдж Эгейнст Зе Машин» (Rage Against The Machine), «Хелмет» (Helmet), «Нирвана» (Nirvana), «Элис Ин Чейнз» (Alice In Chains), «Стоун Темпл Пайлотс» (Stone Temple Pilots). Одно из ключевых понятий в музыке начала 21 в. – мультикультурализм. Интерес к народной музыке Латинской Америки, Средиземноморья, Восточной Европы, Африки, Дальнего Востока и других регионов мира перерастает обычную моду на экзотику. Элементы различных культур становятся материалом для творчества. Замечательный пример такого подхода – француз испанского происхождения Ману Чао (Manu Chao), который перемешал в своей музыке латиноамериканские, карибские, североафриканские, европейские традиции. Таким образом, эклектика, стилистическая пестрота являются характерными особенностями музыки начала 21 в.

Став одним из столпов популярной культуры, рок-музыка заняла свое место в искусстве в качестве самостоятельной области, достойной специального исследования; и действительно, в учебные программы многих вузов теперь включаются курсы по изучению рок-музыки. В 1986 создан «Зал славы рок-н-ролла». Верная своим историческим корням, рок-музыка остается яблоком раздора: если противников шокирует факт принятия ее знатоками «серьезной» музыки, то преданных сторонников смущает как раз обретение «легитимности», из-за которой – как они уверяют – рок утрачивает присущую ей мощь и непосредственность.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector