Особенности скороговорок как жанра

woman 97088 1920 Советы на день

Скороговорки

Основные понятия: определение, происхождение, особенности, приемы организации текста.

Определение. Скороговорки представляют собой небольшое произведение, состоящее из одной или двух фраз. Оно строится на сочетании (повторении) слов и звуков, затруднительных для произношения, особенно при быстром их произнесении. «Скороговорки отличает предельная уплотненность труднопроизносимых и не всегда благозвучных согласных» (Капица, с. 174). В них специально подбирались слова с скоплением трудно произносимых слогов.

Приведем несколько скороговорок, записанных от детей:

Сшит колпак, везен колпак, да не по-колпаковски.

Надо его переколпаковать да перевыколпаковать.

Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.

Сыворотка из-под простокваши.

Приведем аналогичные по звучанию английскую и немецкую скороговорки:

The rain in the Spain are main in the plain.

Sechs und sechzig schok sachische sechsige shutz Weke.

Происхождение. Первое собрание русских скороговорок опубликовал В.И. Даль в составе «Пословиц русского народа» (1862). Приведенные им тексты показывают, что в древности скороговорки бытовали в среде взрослых и относились к разновидностям «тайной речи»[99]. Об этом свидетельствуют многочисленные записи этнографов, сделанные в разных концах земли. Освоение тайных языков обычно связывалось с обрядом посвящения в полноправные члены племени. Отсюда происходят такие древние тексты, как «Семь те стрел каленых, страшилище» или «Круг прорублю, мать приведу, сестру выведу». В последнем примере речь идет об обряде инициации, во время которого девушку проводили через разрыв в магическом круге[100].

В другой группе текстов сохранились следы верований в магическое значение некоторых чисел:

Через три пустых избушки.

Со временем тексты утратили ритуальное значение, переходили из взрослой среды в детскую и использовались в качестве инструмента для развития речи ребенка и совершенствования произношения. Не случайно «скороговорки» иногда называют «чисто говорками».

Особенности. Широко распространены скороговорки со «сложным и богатым звуковым оформлением»: аллитерациями, повторами, внутренними рифмами, ассонансами.

Ехал грека через реку,

Видит грека в реке рак,

Сунул грека руку в реку,

рак за руку греку цап!

В скороговорках часто используется форма ритмизованной прозы, иногда рифмованной. В этом случае аллитерации могут выполнять функцию рифмы:

Шел Саша по шоссе, сосал Саша сушку.

Развитие жанра. Мельников отмечает, что склонность детей к словотворчеству приводит к обновлению содержания скороговорок:

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Приведем ее английский аналог:

Three green geese in a green field grazing

Grey were the geese and green was the grazing[101].

Дети изобретают «несуществующие, хотя и ясные по смыслу слова: «перебелорылить», «перекол паковать», «размокропогодиться», «вылапотничать».

В скороговорках проявляется влияние заумных считалок, используемых для развития артикуляции речевого аппарата. Именно поэтому скороговорки часто и плодотворно используются логопедами для обучения произношению тех или иных звуков: «Жирная жужелица жалобно жужжит».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Прибаутки, Перегудки, припевы, присказки, скороговорки, счет и задачи

Прибаутки, Перегудки, припевы, присказки, скороговорки, счет и задачи * * * Шапку долой, а що: глянь: все бо бояре. * * * Эй, Господи Боже, да э-э! Эй, пособи, да э-э! Эй, нам опружить, да о-о! Эй, нам поутюжить, да о-о! Эй, мой куманек, Эй, миленький дружочек! Эй, ты кума — ста! Эй, вечер ты

СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ «дзяканий» и «тсяканий»

Скороговорки

Скороговорки Основные понятия: определение, происхождение, особенности, приемы организации текста.Определение. Скороговорки представляют собой небольшое произведение, состоящее из одной или двух фраз. Оно строится на сочетании (повторении) слов и звуков,

Источник

Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических занятия

Нечаева Елена Викторовна

логопед

Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических занятиях.

Рекомендация для педагогов и родителей

Песенки, потешки, прибаутки, считалки, поговорки, скороговорки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками. Именно с малых фольклорных форм у ребенка начинается знакомство с народной культурой, с художественным словом. В наше время от детей от детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Важно, что педагоги и по сей день используют этот материал в работе с детьми.

Сегодняшнему дошкольнику непонятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. А речь, как средство выражения мысли, является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К. И.Чуковский отмечал: «. воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого».

Дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка формируются эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по воображению. Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с ма-лышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.

У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества, познакомить с понятиями, оставшимися в прошлом.

Незатейливые по содержанию и простые по форме малые жанры народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и восприятия, дикции, формирования правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Однако среди такого огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки могут быть использованы и направлены непосредственно на развитие звуковой стороны речи. Особо хотелось бы остановиться на опыте использования скороговорок как средства закрепления правильного звукопроизношения.

Роль скороговорок, как речевого материала, велика и справедлива мысль Максакова А. И. о том, что «скороговорки — этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».

Заучивание скороговорок осуществляется в слегка замедленном темпе, при этом логопед должен четко произносить все звуки в словах.Есть одно важное правило: использовать скороговорки можно лишь тогда, когда ребенок уже устойчиво употребляет отрабатываемый звук в речи.

При отработке скороговорки необходимо убедиться, что ребенку понятны все слова и выражения, а также смысл в целом. Для этого логопед может задать вопросы по содержанию, вопросы можно задать и к каждому слову в отдельности. Ребенок отвечает одним словом, употребляя слово в нужной грамматической форме.

Например: Наша кошка на окошке ушки моет.

Кто моет ушки на окошке? (Кошка.)

Чья кошка моет ушки на окошке? (Наша.)

Где наша кошка ушки моет? (На окошке.)

Наша кошка на окошке что делает? (Моет.)

Наша кошка на окошке моет что? (Ушки.)

Новую скороговорку произношу наизусть в замедленном темпе,

отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читаю ее несколько раз,

негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями,прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно, вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент опускается).

Для повторения скороговорки сначала вызываю детей с хорошей памятью и дикцией.Перед их ответом повторяется инструкция: говорить медленно, четко. Затем скороговорка произносится хором, всеми или небольшими группами, вновь отдельными детьми, самим логопедом. На повторных занятиях со скороговорками, если текст легкий и дети сразу им

овладели,мы разнообразим задания: произнести заученную скороговорку

громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми

детьми менять и темп.

Общая длительность таких упражнений – 3-10 минут. Постепенно эти занятия разнообразились следующими приемами. Повторять скороговорки «по заявкам» детей, роль ведущего поручать разным детям. Повторять скороговоркучастями по подгруппам:первая подгруппа: «Из-за леса, из-за гор…»;вторая подгруппа: «Едет дедушка Егор!». Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – подгруппами.Первая подгруппа: «Расскажите про покупки».Вторая подгруппа: «Про какие про покупки?».Все вместе: «Про покупки, про

покупки, про покупочки мои!» Все эти приемы активизирую детей, развивают их произвольное внимание.

При повторении скороговорки детей периодически прошу подойти ко мне, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику. Тактичнообращаю внимание на качество движений губ ребенка, чтобы еще раз привлечь к этому внимание детей.

Благодаря методике Бухвостовой С. С. использую занимательные упражнения на изменение в тексте места логического ударения. Выполняя такие упражнения, дети начинают хорошо чувствовать динамику смыслового содержания одной и той же фразы в зависимости от изменения логического ударения. Дети легко, свободно и с удовольствием выполняют такие задания.

Вполне оправдывают себя и другие упражнения. Они имеют своеобразную форму диалога, построенного по типу «вопрос – ответ».

Например:Вопрос: «Ткач ткет ткани на платок Тане?»

Ответ: «Ткач ткет ткани на платок Тане.»

Все перечисленные выше упражнения имеют своей основной и первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции ребенка. Это

упражнения по технике речи. Но по мере того как дети усваивают содержание самих текстов, овладевают умением произносить их четко, с изменением темпа и силы голоса. Можно предложить задания и более творческого характера. Передать, например, свое отношение к содержанию воспроизводимого текста, выразить настроение, свои желания или

намерения. Например, перед ребенком поставлена задача выразить огорчение («Ученица-озорница получила единицу», удивление («Радуга-коромысло полукругом над рекой повисло», просьбу, пожелание, нежность или ласку («Береги нос в сильный мороз»).

Народная культура, литература – неиссякаемый источник художественного слова. Ни в каких других литературных произведениях, не найти такого оригинального сочетания труднопроизносимых звуков и продуманного по звучанию расположения слов. Использование скороговорок дает потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию скороговорки и другие малые фольклорные жанры могут быть широко использованы в практике логопедов и других педагогов детских образовательных учреждений, а также родителями.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные качества, обогащаются знания о природе и окружающем мире.

Примерный речевой материал для логопедических занятий

Прочитайте скороговорки сначала в быстром темпе, затем в умеренном, потом быстро. Ребенок должен повторить их так же.

Скороговорки для закрепления произношения и различения свистящих звуков С, З, Ц.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Коси, коса, пока роса, роса долой и мы – домой.

Косарь Касьян косой косит косо,

Не окосит косарь Касьян покоса.

Саня гуляла в лесу,

Увидала в лесу лису.

У маленького Сани сани едут сами.

У осы не усы, а усики.

Сене все бы спать на сене.

Видит волк козу – забыл и грозу.

У Зои коза под замком.

Молодец птенец, не боится овец.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

Из соседнего колодца целый день водица льется.

Мой отец пасет овец.

Скороговорки для закрепления произношения и различения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч.

У кошки лежат ложки в лукошке.

Обожгли кошки об огонь ножки.

Шуба лежит, а шкура дрожит.

Тише, мыши, кот на крыше.

Луша под душем мыла шею и уши.

Леша и Клаша едят пшенную кашу.

Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Не живут ужи, где живут ежи.

В шалаше шесть шалунов.

Шиш шапки шьет, на окошко кладет.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.

Пекарь пек калачи в печи.

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь.

Никому нашего чеботаря не перечеботарить.

В нашей печурке – три чурки.

Испеки в печи калачи

Да на стол мечи горячи.

Скороговорки для дифференциации свистящих и шипящих звуков.

У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

Ежу ужасно жаль его.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше лишь шмель шумит,

Там, свернувшись, Саша спит.

Слишком много ножек у сороконожек.

Саша шапкой шишку сшиб.

За шоссе шуршали мыши в камыше.

А Клаше простоквашу.

Бежит лиса по шесточку,

Лизни, лиса, песочку.

В лесу слышен шелест листьев.

Шишки на сосне, шашки на столе.

На солнышке выросли подсолнушки.

Серая кошка сидит на окошке.

Мишки собирают шишки.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Слишком много ножек у сороконожек.

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

Железный замок заржавел.

На живом все заживет.

Конь бежит, земля дрожит.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Слышу, лиса, про твои чудеса.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ученица-озорница получила единицу.

Скороговорки для закрепления произношения и различения сонорных звуков Л, Р.

Лиса в лесу лапотки плела.

Сшит колпак, да не по колпаковски.

В Луку Клим луком кинул.

Около кола колокола.

Кол около стола. Стол около кола.

Уродись, репка, ни густа, ни редка.

Отвори, Увар, ворота.

У двора на траве дрова.

Вашему понамарю нашему понамарю не перепономарить.

Топоры остры до поры.

Трое трубачей трубят в трубы.

По бревну бобры бредут.

В озере – карп, а в море – краб.

Скороговорки для дифференциации звуков Л – Р.

Ворон, ворон, хвост обломан.

Прокоп полол укроп.

Проворонила ворона вороненка.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.

Взял Валерка тарелку.

Орел на горе, перо на орле.

Под потолком висит полколпака гороху.

Валин валенок провалился в прогалинок.

Радуга-коромысло полукругом над рекой повисла.

Список использованной литературы:

1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981.

3. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976.

5. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. М. : Педагогика, 1978.

7. Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: Речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста. –Волгоград: Учитель, 2003.

9. Хватцев М. Е. Логопедия:работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. Спб. : Дельта; М. : Аквариум, 1996.

10. Хрестоматия для маленьких. /Сост. Л. Н. Елисеева. – М. : Просвещение, 1975.

Методическая разработка «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста» Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют.

Доклад для родителей «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей» с использованием ИКТ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Нечаевский детский сад» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Доклад.

Использование в работе с дошкольниками малых фольклорных форм Основной моделью общения с детьми принимаю личностно-ориентированную модель, т. к. предпочитаю общаться с детьми на равных, видеть в ребёнке.

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей» Цель: закрепить знание детей патешек ; Задачи: Образовательная: уметь правильно охарактеризовать героев патешек; упражнять в правильном.

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников» Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста-задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи.

Педагогический проект «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Педагогический проект на тему: «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта:.

Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Проект на тему «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Разработчик: воспитатель Шищенко Лидия Алексеевна Вторая.

Роль малых фольклорных жанров в развитии речи младших дошкольников Роль малых фольклорных жанров в развитии речи младших дошкольников. Развитие речи младших дошкольников на сегодняшний день является одной.

Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология является не.

Источник

Скороговорка

skorogovorka

Скороговорка это короткое предложение или фраза, преднамеренно составленная так, что её трудно правильно произносить, обычно из-за различных комбинаций подобных звуков; малый поэтический жанр фольклорного происхождения.

Происхождение

Русские скороговорки появились в народном творчестве в результате устной словесной игры, в которой соревновались в умении «скоро говорить», т. е. чисто, правильно и быстро произносить сложные сочетания звуков или созвучных многосложных слов. Скороговорка составлялась в форме ритмизованной прозы или короткого стиха с шуточным содержанием. Таким образом, скороговорка возникла в фольклоре как шуточное сочинение, предназначенное для проговаривания вслух, с целью развлечения. Скороговорку также называли «чистоговоркой» и «частоговоркой».

Скороговорка в литературе

Скороговорка в литературе оформилась в отдельный поэтический жанр, основанный на приёмах фонетической организации художественного текста. Скороговорка представляет собой предложение или фразу, трудную для произношения, потому что включает в себя аллитерацию, омонимию, рифму или все эти явления одновременно.

В основе скороговорки – игра специально скомпонованных труднопроизносимых слов и звуков, которые создают трудности для быстрого и выразительного произношения фразы. Ошибки, которые возникают во время неправильного произношения скороговорок говорящим, создают юмористический эффект, в результате чего выполняется развлекательная функция скороговорки.

Каждая скороговорка – не случайное сочетание звуков и слов; в ней преднамеренно подобраны слова, состоящие из одинаковых звуков («Купи кипу пик»), что затрудняет произношение фразы. Такой повтор согласных звуков называется аллитерацией. Аллитерация часто дополняется рифмой, что придаёт скороговорке форму стихотворения. Скороговорками также называют стихи, которые быстро произносятся.

Примеры скороговорки:

Осип охрип, Архип осип.
Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Скороговорки встречаются как сами по себе, так и в литературных произведениях. В художественном тексте скороговорка часто используется как комедийный элемент, фокусирующийся на том, насколько сложно правильно сказать фразу.

Эквивалент скороговорки существует в языке жестов, в котором фразы, трудно поддающиеся выражению, называются «палец-путаник».

Скороговорка и пословица

Знаменитый русский писатель и этнограф XIX века В. И. Даль в сборнике «Пословицы русского народа» писал, что многие скороговорки содержат также пословицу, например: «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не исправишь). Такое сочетание указывает на тесную связь фольклорных жанров, а также их многофункциональность. В этом отношении скороговорка выступает словесной игрой, упражнением для дикции, кратким народным изречением с назидательным смыслом. В. И. Даль также подчёркивал значимую роль скороговорок в процессе выработка правильного произношения.

Скороговорка и шибболет

Шибболет, т. е. фраза на определённом языке, сложная для произношения человеку, не являющемуся носителем этого языка, рассматривается как тип скороговорки. Например, грузинское выражение baq’aq’i ts’q’alshi q’iq’inebs («лягушка квакает в воде») или чешское и словацкое strc prst skrz krk («просунь палец сквозь горло») трудно выговорить не местному человеку из-за отсутствия гласных, хотя силлабический r – распространенный звук в чешском, словацком и других славянских языках.

Скороговорки в педагогике и логопедии

Скороговорки распространены в педагогике и логопедии как средство, с помощью которого тренируется дикция и исправляются дефекты речи. Короткие рифмованные скороговорки представляют собой эффективный метод развития артикуляционного аппарата ребёнка. Изучение скороговорок включено в учебную программу младших классов, что благоприятно влияет на развитие речи детей с раннего возраста.

Скороговорки в логопедии подбираются согласно звуку или звукосочетанию, произношение которого тренируется. Например, скороговорка «Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии» предназначена для отработки согласных звуков р, л, г.

Русские скороговорки характеризуются сложностью, поскольку содержат труднопроизносимые сочетания звуков, скопляющиеся на коротком отрывке текста. Как правило, произносить скороговорки легче в медленном темпе речи. Но текст сначала произносят медленно и отчетливо, а затем многократно повторяют в ускоренном темпе. Постоянные тренировки способствуют улучшению артикуляции и усилению выразительности речи.

Современное значение

В современной языковой практике скороговорки используются не только с целью развлечения или создания комического эффекта в произведении, но и для развития речи. Скороговорки совершенствуют ораторские способности человека: чёткое произношение формирует правильно поставленную речь. В подготовке к речевому выступлению скороговорки часто используют представители профессий, предполагающих демонстрацию голосовых навыков, – дикторы телевидения, радиоведущие, переводчики, певцы, актёры и др.

Термин «скороговорка» употребляется также для обозначения краткой, торопливой речи, например: «Писатель скороговоркой закончил повесть» (т. е. быстро).

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector