Особняк дерожинской как попасть

woman 2003647 1920 Советы на день

Архитектурная фантазия в Кропоткинском переулке.

2810836 900
Особняк А.И. Дерожинской (Кропоткинский переулок д. 13), архитектор Федор Осипович Шехтель 1901-1904гг. Резиденция посла Австралии
.
За изящной оградой, протянувшейся вдоль Кропоткинского переулка, под кронами могучих деревьев укрылся от посторонних глаз особняк. Эта величественная и тихая обитель была построена в начале XX века талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем для семьи миллионерши Александры Дерожинской.

1902 Александра Дерожинская,наследница миллионного купеческого состояния, в 1901 году вторично выходит замуж за В.В. Дерожинского, небогатого гвардейского офицера, и заказывает Ф.Шехтелю проект особняка. Социальное положение и финансовые возможности заказчицы предопределили уровень требований к облику будущего дома, должного отвечать самым современным архитектурным веяниям и техническим достижениям, воплощать собой комфорт и функциональность.К 1903 году завершена отделка особняка.
.
2816692 900

Особняк А. И. Дерожинской. 1902 – 1910 Хамовники
2816473 900

.
2810990 900
.
Особняк Дерожинской, построенный в стиле модерн, стал результатом воплотившейся в реальности неудержимой фантазии Федора Шехтеля. По преданию гениальный архитектор вдохновился на создание этого прекрасного особняка во время прослушивания Первой симфонии Александра Скрябина. И музыкальное произведение А.Скрябина, и творение Ф.Шехтеля пропитаны атмосферой таинственности, патетики и умиротворения. Ведь и правда, музыка и архитектура неразрывно связаны между собой. Еще Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне».

2811308 900

2811830 900

Состоятельная хозяйка особняка Александра Ивановна Дерожинская, в девичестве Бутикова, происходила из купцов-старообрядцев. Её отец И.П. Бутиков в середине XIX века купил участок земли в районе Остоженки и построил там крупную текстильную фабрику. По фамилии владельцев этой фабрики один из московских переулков стал с тех пор именоваться Бутиковским. На Мясницкой улице у Бутиковых был свой фирменный магазин.

2811590 900
.
Юную Александру Бутикову выдали в возрасте 16 лет замуж за П.П. Рябушинского. Брак оказался неудачным. От брака с Рябушинским у Бутиковой родился сын Паша, который при разводе в 1900 году остался с отцом.

2811936 900

2813441 900
.
В 1900 г. Александра становится полноправной собственницей имущества своей семьи. К этому моменту семейный бизнес был на грани финансового краха. Благодаря своей деловой хватке А.И Бутикова рассчиталась с долгами и вывела предприятие «Товарищество мануфактур Ивана. Бутикова» из кризиса.
.
2812241 900

2812476 900

2813190 900
.
2813923 900
.
2813025 900
.
2814058 900

Через год после разрыва со своим первым мужем в 1901г Александра вновь выходит замуж за потомственного военного В.В. Дерожинского. Но и с этим мужчиной она прожила всего 9 лет и развелась с Дерожинским в 1910г.

2814244 900

Третий раз Александра Дерожинская выходит замуж в 1910г за Ивана Ивановича Зимина — директора «Товарищества Зуевской мануфактуры». Его брат С.И. Зимин создал в Москве частную оперу, которая получила название «Частная опера Зимина» (здание этой оперы находилось на Большой Дмитровке, ныне здесь Московский театр оперетты). После женитьбы на А. И.Дерожинской И.И Зимин переселяется в особняк своей жены в Кропоткинском переулке.
.
2814614 900

После революции 1917 года А.И. Дерожинская покидает Россию с семьей навсегда, и след их теряется за границей.

2814867 900
.
2815201 900
.
Особняк А.И.Дерожинской был построен и оборудован по последнему слову техники того времени. Здесь было проведено электричество, канализация и водопровод, устроено паровое отопление, электричество, вытяжная вентиляция, телефон. В подвале дома располагалась котельная, которая соединялась с комнатами посредством специально заказанных труб. Пол и стены обогревались калорифером. Некоторые отопительные приборы (чугунные батареи второго этажа) сохранились до настоящего времени. Отдельно были устроены несколько каминов в комнатах первого этажа.
.
2815417 900

2815652 900

В доме два этажа и подвал. Первый этаж отводился под приемные помещения и частную жизнь семейства, второй — исключительно под частную. Подвал занимали хозяйственные помещения и комнаты прислуги, хотя и в нем размещалась довольно большая бильярдная. В первом этаже помещался зал приемов, называвшийся в то время холл, столовая, малая гостиная и хозяйские комнаты — спальня, кабинеты, ванные комнаты. Во втором этаже предполагалось разместить детские комнаты, комнаты гувернанток и учебные классы. Там же, во втором этаже у черной лестницы располагалась кухня.

Парадная лестница 1973-1975
2818323 900

В интерьерах особняка Дерожинской довольно хорошо сохранилась первоначальная отделка стен, встроенная мебель, камины, осветительные приборы. Из парадного вестибюля и прихожей, посетитель попадает в холл — главное содержательное, композиционное, художественно-выразительное и пространственно-структурное ядро особняка. Грандиозный зал является организующим началом внутреннего пространства особняка Дерожинской. Вокруг него группируются все остальные помещения.

Гостевой холл. 1903
2816869 900

Огромное окно освещает это колоссальное помещение, размеры которого поистине впечатляют: площадь равна 12,6 на 10,7 м, высота — 11,2 м.

2821187 900

По замыслу Шехтеля, верхнюю часть стен холла-гостиной изначально планировалось украсить живописным панно. Площадь росписей должна была составлять немногим менее 250 кв. м.

Борисов-Мусатов с воодушевлением оценивал перспективы своей работы над таким масштабным проектом. В письме Грабарю от 10 июня 1905 года он пишет: «Буду в Москве после 17-го и остановлюсь у Ульянова. Привезу этюд для Дерожинской. Весной ничего не успел». Художник выполнил эскизы, но осуществить их в натуре ему не пришлось. «Заказ с моими фресками не состоялся, — писал Борисов-Мусатов А.В.Щусеву в том же 1905 году, — хотя эскизы удались, как говорят. Но барыня, вероятно, думала, что я ей сделаю их для своего удовольствия — задаром. Поэтому половину их я продал в Третьяковку, а остальные два (увы?), по-моему, лучшие, оставил для Парижа». В другом письме он вновь сетует на неудачу: «Моя фреска потерпела фиаско… Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились… Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши» (письмо к А. Бенуа).

И только после масштабной реставрации, проведенной 2013 году в холле-гостиной, первоначальная задумка Шехтеля была осуществлена, и на стенах появились живописные панно из цикла «Времена года», выполненные по сохранившимся эскизам В.Э Борисова-Мусатова.

1997
2821015 900

Опочивальня особняка Дерожинской. Штатный переулок. 1903
2817083 900

Среди парадных интерьеров обращали на себя внимание кабинет и столовая. В кабинете был установлен еще один огромный белокаменный камин с монументальной скульптурной верхней панелью, изображавшей всадников, и необычным ассиметричным перспективным порталом, образованным углубленными криволинейными плоскостями (не сохранился). Он органично сочетался с мелкими светильниками в виде перевернутых пирамидок, свисавших с темного деревянного потолка, подчеркивая горизонтальную устремленность пространства. К сожалению, интерьер кабинета был коренным образом переделан еще в 1910-х годах, в результате чего приобрел маловыразительное неоклассическое звучание.

Кабинет с камином. 1910-1913
2817298 900

Мебель, а также стеновые панели, двери и деревянные лестницы были заказаны на фабрике Шмидта, камины выполнялись в мастерской Кутырина. Вся осветительная арматура, декоративное ламповое стекло, а также бронзовые вентиляционные решетки, ручки дверей и пр. изготавливались в мастерской братьев Вишневских. Интерьеры особняка Дерожинской были в целом завершены к весне 1903 года. Отделка шла параллельно с окончанием строительства.
.
Библиотека 1910-1913
2817771 900

Библиотека. 1973-1975
2818147 900

В отделке и меблировке столовой Шехтель широко использовал мотивы английского модерна, что особенно заметно в решении потолка, прочерченного темными балками, и в формах шкафов и горок, повторяющих отдельные приемы мебельного дизайна Ч.Р. Макинтоша.

В столовой не обошлось и без потайной дверцы, открыв которую можно увидеть служебную винтовую лестницу.

Столовая. 1910-1913
2818021 900

Ванная комната 1973-1975
2818957 900

Внутренняя лестница 1973
2818604 900
.
Гордостью этого особняка является величественный камин. По мнению искусствоведов этот камин — самый большой в России! По обеим его сторонам расположены обнаженные фигуры мужчины и женщины.

2819292 900

На территории особняка Дерожинской были возведены хозяйственные постройки.

2815905 900
источник
.
Сразу после национализации в 1918 году особняк занимает Культурно-просветительское общество Украинской Рады. В 1919 году здесь уже размещается внешкольный отдел Наркомпроса. Его заведующей была Н.К. Крупская, а ее заместительницей — З.П. Кржижановская. Уже в следующем году Наркомпрос переехал на Сретенку, а здание некоторое время пустовало. В 1921г в бывшем особняке Дерожинской поселили делегатов III конгресса Коминтерна. В июне-июле 1921г в этом особняке неоднократно бывал В.И. Ленин, навещая известную деятельницу международного коммунистического движения, активистку борьбы за права женщин Клару Цеткин, жившую тут вместе с делегатами. Именно ей принадлежала идея отмечать 8 марта Международный женский день.

В конце 1921 года здание передают норвежскому полномочному представительству во главе с Ф. Якхельном. Представительство было образовано в соответствии с торговым соглашением от 2 сентября 1921 года. Дипломатического статуса это представительство не имело и ведало лишь торговыми отношениями. Миссия размещалась здесь до конца 1923 года. После признания Норвегией СССР в 1924 году норвежская миссия стала посольством и переехала в другой особняк.

В 1924 году дом продолжает числиться в ведении Бюробин (бюро по обслуживанию иностранцев). В документе о закреплении указывалось, что дом использовался как «гостиница для иностранцев». Особняк занимали представительства Узбекской, Туркменской, Таджикской ССР.

В 1925 в особняк вселили китайскую дипломатическую миссию, размещавшуюся до того в номерах гостиницы «Савой». Через три года миссия была преобразована в посольство, сохранив за собой особняк Дерожинской. В здании были устроены канцелярии, а также жилые апартаменты посла и советника Китайской республики. Здесь был во время своего визита в декабре 1949 – феврале 1950г. Великий кормчий товарищ Мао Цзэдун, прибывший в Москву, чтобы «лично поздравить тов. Сталина с 70-летним юбилеем» За более чем тридцатилетнее пребывание китайской дипмиссии в этом здании первоначальные интерьеры претерпели заметные изменения. Холл был разделен перекрытием на два этажа, частично были разобраны камины, демонтированы бра и плафонные светильники, исчезла мебель и некоторые стеновые панели, закрашены или заклеены росписи. В результате этой трансформации некоторые помещения потеряли свой оригинальный вид.

2010-е особняк Дерожинской
2816049 900

В 1959 году особняк был передан посольству Австралии. В настоящее время здесь резиденция посла Австралии. Интерьер отреставрированного особняка Дерожинской носит флер своих теперешних жильцов. Помимо национальных австралийских флагов, а также развешанных по стенам картин современных австралийских и русских художников, здесь присутствуют небольшие детали, которые были добавлены самими работниками резиденции посла Австралии.
.
Александра Ивановна Дерожинская
.

Источник

Особняк дерожинской как попасть

24 мая в 18-00. Роскошный особняк в стиле модерн, который назван по имени хозяйки «особняком Дерожинской», построен знаменитым Францем Шехтелем в 1902 году. И с тех пор не ослабевает интерес к нему. После революции здесь разместилось посольство Австралии. В Дни культурного наследия все стремятся туда попасть и увидеть невероятные сохранившиеся интерьеры, но сделать это практически невозможно. Этот особняк не только вершина творчества Шехтеля в стиле модерн, но и невероятная характеристика его хозяйки.

0 b9543 b3e11f86 XL

Александра Ивановна была необычной женщиной. После смерти родителей и брата, который не имел детей, она унаследовала весь капитал и возглавила «Товарищество мануфактур Ивана Бутикова». Под её руководством семейное предприятие вышло из кризиса и вновь стало прибыльным. Александра Ивановна (в первом браке Рябушинская) на момент постройки особняка носила фамилию своего второго супруга, поручика лейб-гвардии конного полка Владимира Валериановича Дерожинского. Современники называли её одной из самых эксцентричных и влиятельных дам Москвы, которая открыто нарушала принятые в обществе каноны. Например, она одна из первых вступила в повторный брак, причём вне рамок общины старообрядцев. Хотя три поколения рода Бутиковых жили на Остоженке, Дерожинская переехала в Штатный переулок и в своём новом доме не установила молельную, как было принято в её семье.

«Мне занимательно было наблюдать, как мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями — двумя бывшими и одним настоящим. Это показывало толерантность и понимание, которые в то время были за пределами восприятия западной цивилизации. Английские жены, однако, с ханжеским ужасом разводили руками».

3f524a11a9fecf394e8ec7f947cba549

К тому же этот особняк — самая философская вещь великого архитектора. А реставраторы попытались закончить интерьеры так и оставшиеся когда то без живописи. Не поняли, о чем это? У нас с вами уникальная возможность виртуально побывать там с краеведом Ириной Левиной. Посмотреть его интерьеры в подробностях и услышать рассказ о стиле Шотландского модерна, школы Глазго, розы глазго и паучихе, попытаться понять философский смысл, который в своей работе оставил нам Шехтель.

Источник

Особняк Солодовниковых — Детский сад N 3 Дзержинского района

Продолжаем знакомить вас с творчеством знаменитого московского архитектора Федора Осиповича Шехтеля и поговорим об одном из его красивейших строений – особняке А.И. Дерожинской, который находится в Кропоткинском переулке, в доме 13с1.

В настоящее время этот особняк отдан под резиденцию посла Австралии, и во многом благодаря его заботливому отношению к своему владению дом находится в прекрасном состоянии. Однако обо всем по порядку.

История здания

Особняк был построен в 1901–1903 годах для Александры Ивановны Дерожинской, дочери фабриканта Ивана Бутикова. Стиль – модерн. Став женой текстильного фабриканта И. И. Зимина, Александра Ивановна поменяла фамилию на Зимину, поэтому здание иногда называют особняком Зиминой.

Конец 19-го и самое начало 20 века относится к наиболее плодотворному десятилетию Шехтеля. Именно в этот период были построены самые известные особняки архитектора, про которые мы рассказывали в предыдущих статьях (особняк Рябушинского, особняк Зинаиды Морозовой).

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

Лубянка

lazy placeholder

Значимые детали здания

Особняк Дерожинской, как и каждый дом зодчего, отличается изысканным вкусом и смелыми решениями. Со времени строительства изменений почти нет, мы также можем любоваться необыкновенной витой чугунной оградой с растительными узорами, а также шикарными интерьерами.

Одной из главных достопримечательностей фасада является огромное арочное окно главного зала особняка. Высота зала – 11 м, а это дом в три этажа! Окно холла занимает почти весь фасад. Можно смело утверждать, что в начале 20 века это было самое большое окно в Москве!

lazy placeholder

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

Примечания[ | ]

Стиль

Особняк выстроен в модном и популярном в начале 20 века стиле модерн, который всеми своими элементами и формами перекликается с темой природы и ее разнообразного растительного и животного мира. Плавные линии, использование разных материалов, отсутствие прямых углов – все это модерн. Вид из окна в сад подчеркивает принцип модерна «единение с природой» – главный зал как бы плавно перетекает в сад. Над входной дверью размещено изображение девы Лорелеи с распущенными волосами – героини красивой легенды о прекрасной деве-сирене Рейна, заманивающей своим пением мореплавателей и рыбаков к опасным рифам у скал…Лорелея же над входом в особняк Дерожинской так и манит гостей в дом!

lazy placeholder

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

Особняк на улице Дзержинского

Автор: Юрий Григорьевич Кононов (1936-2015), член Союза журналистов СССР, участник боевых действий (послевоенное разминирование)

Интерьеры

Интерьеры особняка также прекрасны и достойны изучения.

Для росписи главного холла Шехтель нанял известного художника В. Э. Борисова-Мусатова, однако Дерожинская решила сэкономить и отказалась услуг художника, хотя эскизы уже были готовы. Сам Борисов-Мусатов про это написал: «Моя фреска потерпела фиаско». Оригинальные эскизы художника долгое время хранились в Третьяковской галерее. В 2009 году во время реставрационных работ первоначальная идея Шехтеля спустя 100 лет была воплощена – холл был расписан по эскизам Борисова-Мусатова.

Зал 1. Грандиозный двусветный зал, вокруг которого группируются остальные помещения особняка. Фирменный камин архитектора украшают две гигантские фигуры мужчины и женщины. Размер фигур колоссален – в полтора человеческого роста.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector