Особняк рябушинского как добраться

girl 1848472 1920 Советы на день

Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского – классический образец русского модерна начала XX века. Это памятник архитектуры невероятно гармоничного дизайна. Здесь находится музей-квартира Максима Горького.

История

Особняк Рябушинского – классический образец русского модерна. Он был построен в 1901-1903 годах по заказу банкира и мецената С. П. Рябушинского. Спроектировал интерьеры и внешний вид здания друг Степана Павловича архитектор Федор Шехтель. Рябушинский был ценителем искусства, поэтому в особняке он организовал мастерскую по реставрации старинных икон. Но в 1917 году Степан Павлович был вынужден иммигрировать, а часть его коллекции – переехать в Третьяковскую галерею. В 1931 году правительство СССР предоставило здание в полное распоряжение Максиму Горькому. Писатель прожил там до 1936 года. И наконец в 1965 году в особняке был организован музей Горького, чем он и является по сей день.

Что интересного

Сегодня особняк – памятник архитектуры XX века. Здание построено по всем канонам модерна. Фасад выполнен из светлого кирпича с глянцевой поверхностью, украшен мозаикой из ирисов. Рамы – узоры из изящных стальных линий, в некоторых отражаются цветочные мотивы.

В парадной нас встречает лестница-волна длинной 12 метров, сделанная из белого мрамора. Высоко над ней – огромная люстра-медуза. Иллюзию подводного мира поддерживают пол и стены в сине-зеленых тонах, окна-ракушки, бронзовые морские коньки вместо дверных ручек, лилии и саламандры, украшающие капители колонн. Весь интерьер невероятно гармонично наполнен символами.

На третьем этаже особняка архитектор расположил тайную молельную комнату. Её интерьер напоминает церковь в миниатюре с иконостасом и куполом, в центре которого находится окно. Ночью через него можно увидеть звездное небо.

В особняке сохранились элементы быта Максима Горького. Это не только предметы интерьера, но и коллекция восточного искусства писателя. Горький несколько десятилетий собирал японские миниатюрные скульптуры, в музее представлено более 200 экземпляров. Также здесь собрана небольшая коллекция живописи Горького.

В музее проводятся экскурсии, попасть на неё можно только записавшись предварительно по телефону.

Как добраться

В пешей доступности расположены четыре станции метро:

От метро идти по Тверскому бульвару в течение 15 мин, затем повернуть на Малую Никитскую улицу.

Источник

Особняк Рябушинского

0

0

3mtupykrgp4ww08w4k88cos84

Семья Рябушинских — один из ярчайших примеров русской купеческой династии. Самый известный представитель клана — Степан Павлович, старовер, банкир, меценат, коллекционер, основатель автозавода, будущего ЗИЛа. В нем гармонично соединялись острый ум, коммерческий талант, тонкий вкус, любовь к старине и современному искусству. Дом для себя он заказал не кому-нибудь, а своему другу Федору Шехтелю, архитектору-модернисту, предтече великого Антонио Гауди. Построенный тем особняк Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве вызвал неоднозначную реакцию критиков, но сегодня он воспринимается, как новое слово в архитектуре 20 века.

Шедевр русского модерна

Дом стоит вплотную к улице, его фасады облицованы светлым отделочным кирпичом и украшены фризом с изображением цветущих ирисов. Разнообразная форма окон и балконов с решетками из кованого железа создает прихотливый неповторяющийся рисунок.

Во время строительства старообрядчество еще было вне закона, потому архитектор по просьбе заказчика встроил внутрь дома тайную моленную комнату, которая не видна снаружи. Ее интерьер повторяет в миниатюре церковь с куполом, иконостасом и росписями. Рябушинский покупал старинные иконы и организовал у себя в доме первую в России мастерскую по их реставрации. Большая часть его коллекции после 1917 г. осела в Третьяковской галерее. Рассказывают, что в темноте на потолке молельни светятся буквы и узоры.

Особняк Рябушинского сегодня

Правительство СССР предоставило особняк Максиму Горькому после его возвращения в Россию, он жил в нем в 1931—1936 гг. С 1965 г. в здании находится Дом-музей Горького. В последние годы популярность пролетарского писателя упала, зато резко вырос интерес к истории страны и ее архитектурным памятникам. Несмотря на то, что некоторые детали интерьера утеряны, в гостиной уничтожен мраморный камин, а из 9 витражей уцелели только 7, поток посетителей не прекращается. Экскурсоводы утверждают, что иностранцев интересует Горький, а наших туристов — дом и все, что с ним связано.

Практическая информация

Адрес: Москва, ул. Малая Никитская, 6. Тел.: (495) 290-05-35.

Часы работы: с 11:00 до 17:30. Выходные дни — понедельник и вторник. Цена билета — 350 RUB. Цены на странице указаны на февраль 2021 г.

Источник

ajax loader

Сейчас это еще и музей М.Горького, так как он там жил некоторое время ( а вернее свои последние годы жизни) с семьей, там же хранятся многие его личные вещи, коллекции, мебель.

Как добраться:

Находится особняк в центре Москвы (на Малой Никитской 6/2), дойти можно от станций метро Арбатская или Пушкинская.

Вход в особняк находится как бы с боку, там есть указатель и найти вход не составит труда.

Мы отправились туда в один из теплых, солнечных дней. И кроме самого дома любовались уютной атмосферой золотой осени на территории, прилежащей к усадьбе. Людей было не много, несмотря на выходной день. Немного, то есть без толп. Но посетители идут стабильно и поток их не прекращался в течение всего времени нашего нахождения там.

Видно, что это место привлекает людей и интригует своей необычной историей.

Правила посещения, цена, особенности нахождения в музее:

Фотографировать в залах можно, однако без вспышки, о чем ( очень яростно) предупреждают уже по ходу дела) Следят за этим смотрители, насчитала их трое на весь музей ( это мало, знаю из личного опыта долгой работы в музее). Из всех троих реально за посетителями наблюдала одна, остальные две сидели аккуратно в уголках и что-то увлеченно смотрели в телефонах, не делая замечаний и очень интеллигентно ( за что им отдельное спасибо).

В целом атмосфера в музее приятная и располагающая к созерцанию и изучению экспонатов. А посмотреть там есть на что.

В подвале особняка располагается гардероб, однако, он не работал ( видимо, работает только зимой).

Кстати, раньше на месте нынешнего гардероба была кухня. Был даже лифт и телефон для связи с поваром, по которому заказывали вынос блюд к хозяевам.

Время работы музея:

После оплаты на кассе начинается экспозиция.

Мы посетили 5 комнат плюс потайную молельную комнату, тщательно скрытую и замаскированную при проектировании талантливым архитектором. Чуть ниже напишу, почему эта комната хозяевами не афишировалась. Впрочем, в этом доме загадка следует за загадкой.

Рябушинские жили в доме до 1917 года, то есть до революционных событий, а после их отъезда все их вещи были распроданы и разграблены. Но благодаря тому, что после 1965 года здесь был музей Горького, уцелел хоть интерьер дома и 70% отделки и элементов архитектуры ( как внутри, так и с фасада).

Особый интерес представляют окна, необычнейшие рамы, которые видны на фото.

А также оригинальный сложный карниз. Также в этой комнате в стене есть потайная комната с дверью в стене ( на фото видна ее ручка) и расчищенный (на потолке) элемент росписи дома того времени.

На месте старого кожаного дивана был совершенно шикарный, уникальный камин, который изображал полуобнаженную девушку-бабочку. Я видела этот камин лишь на старых фото. Он был разобран и уничтожен в 30-е годы по просьбе Горького. Он ненавидел его и испытывал к нему, как и к самому дому, огромную неприязнь.

Здесь следует сказать, что в доме все было выверено и сделано с особым потайным смыслом, то есть во всех деталях и предметах обстановки зашифрован особый смысл. И это чувствуется во время нахождения там. Даже спустя долгие годы после постройки дома и после того, как он переходил из рук в руки, от хозяина к хозяину, ощущаешь, что дом этот будто бы ЖИВОЙ. Очень будоражит мысли и чувства.

Стоит отметить, что Шехтель был хорошо знаком с Гауди, неоднократно с ним встречался. У в их творческих архитектурных работах много «перекличек». Я бы даже сказала, что очень много. «Пластическое пространство» и там, и там налицо. Разумеется, многие учение сходны в этом убеждении. Шехтель во многом перенял элементы стиля у Гауди и сделал это очень талантливо и «со вкусом».

Дом находится в тени деревьев, поэтому освещение внутри умеренное, но не полутьма. Лампы не включали, не было нужды.

Источник

Особняк Рябушинского С.П.

Особняк Рябушинского С.П., о котором сегодня пойдет речь, заслуживает внимания сразу по нескольким причинам. Во-первых, это одно из красивейших зданий нашей столицы, великолепный образец московского модерна. Во-вторых, это один из немногих объектов, дошедших до нас в достойном состоянии и в изначально задуманном композиционном единстве внешнего облика и внутренних интерьеров. И в-третьих, что немаловажно для нас, он легко доступен для посещения. Располагается этот красивый двухэтажный особняк в самом начале Малой Никитской улицы, около площади Никитских ворот.

%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B9%D0%92%D0%B8%D0%B4 1

Вид на особняк Рябушинского С.П. с ул.Малая Никитская

Построен особняк Рябушинского в начале прошлого века, в 1900-1903 гг., архитектором Федором Шехтелем для Степана Павловича Рябушинского — известного предпринимателя, банкира, коллекционера и мецената, один из сыновей многочисленной семьи Рябушинских. Поднялась династия Рябушинских на ткацком производстве, постепенно расширяясь и осваивая смежные отрасли, к 1917 году она владела паями и акциями банков, лесопромышленными и металлообрабатывающими предприятиями. Хозяин особняка Степан Рябушинский вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, впоследствии Завод имени Лихачёва.

После 1917 года особняк сменил множество хозяев: здесь были разные госучреждения, издательство, детский сад. С 1931 года в доме, после возвращения на родину, жил с семьей писатель А.М. Горький. С 1965 года в особняке размещается дом-музей А.Горького. С одной стороны, пребывание здесь знаменитого пролетарского писателя и открытие его мемориального музея во многом послужили сохранению особняка, а с другой стороны, явились причиной значительных изменений в интерьере, о которых я ещё упомяну.

%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D1%83

Вид на боковой фасад особняка

Перед началом осмотра важно запомнить, что архитектор Федор Осипович Шехтель разрабатывал проект здания после подробного и длительного обсуждения с заказчиком и во многом идеи, мотивы, заложенные в оформление особняка, отражают желания заказчика, продиктованы его мироощущением и настроением. Планировочная структура особняка Рябушинского, его внешнее и внутреннее оформление – всё наполнено глубоким смыслом и символизирует мироустройство. Одна из основных идей, воплощенных в архитектуре здания, – жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. И вот в развитие водной, морской тематики на улице нас встречают завитки ограды

%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%9E%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%8B

которые складываются в завораживающую ритмику бегущих волн

%D0%9E%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0

Обратите внимание на индивидуальные форму, размер и рисунок переплетов каждого окна на главном фасаде

%D0%9E%D0%BA%D0%BD%D0%B0%D0%A4%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0 1 %D0%9E%D0%BA%D0%BD%D0%B0%D0%A4%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0 2

Окно балкона над входной дверью

%D0%9E%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%92%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BC

На боковом фасаде окна также разнообразны по форме, размерам и рисунку оконных рам

%D0%9E%D0%BA%D0%BD%D0%B0%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%A4%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0

Кстати, готовя этот материал, я с удивлением узнала, что Ф.О.Шехтель был хорошо знаком с испанским архитектором Антонио Гауди, они не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше, можно предположить, что он был в чем-то авторитетом и вдохновителем для Шехтеля. По крайней мере, в фантазийных образах и пластических решениях обоих есть что-то общее. Продолжим рассматривать наш московский дом. Крыльцо бокового фасада выходит в окружающий особняк садик. Необычные проемы крыльца придают ему мощный, основательный вид, что перекликается с брутальными формами бокового балкона. Обратите внимание на решетку крыльца, напоминающую рыбью чешую (мотив водной стихии!), и вычурные кронштейны под сильно выступающим карнизом

%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE

Во внешнем облике особняка Рябушинского привлекает внимание широкая полоса мозаики в верхней части здания с изображением орхидей

%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B01

%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B02

Как вспоминал сын архитектора, Ф.О.Шехтель сам делал эскизы с живых цветов с разных углов зрения в натуральную величину. Кроме того, в солнечную погоду мозаика играет особым образом за счет золотистой смальты, вкрапленной в рисунок.

%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B04

Вот эти калитка и дверь парадного входа закрыты для посетителей, но представим, что мы входим в особняк через них, то есть так, как задумывал архитектор

%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%D0%92%D1%85%D0%BE%D0%B4

Парадный вход в особняк

Мы попадаем в прихожую

%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%8F

Обратите внимание на ручки входной двери: такое изящное решение предохраняет стекло от ударов (в те времена не было ударопрочных технологий) и соответствует общей пластической стилистике здания.

Следует упомянуть, что архитектор разрабатывал каждую деталь интерьера, вплоть до обоев, паркета, светильников и дверных ручек. К сожалению, до нас не дошла мебель и почти не сохранились авторские светильники, а вот в честь дверных ручек хочется складывать оды, настолько они гармонируют с соответствующим помещением, неизменно удобно ложатся в руку и при этом неиссякаемо разнообразны. Далее мы ещё неоднократно убедимся в этом.

От входной двери мы видим витраж с изображением пейзажа. Это панно таинственным образом меняет свой облик при взгляде на него с разных точек и в течение дня может выглядеть утренним, дневным, вечерним и ночным. Запомните теплые осенние оттенки с этой фотографии, потом мы увидим витраж по-другому

%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%8F %D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE

Витражное панно в вестибюле особняка

Парные светильники на фото – это видимая часть великолепной фантазии Шехтеля. Дело в том, когда в особняк въехал М.Горький, возникла проблема с размещением книг его огромной библиотеки. Для книг по всему дому расставлялись шкафы, вот и в вестибюле прихожей были сооружены эти два парных шкафа, которые разделили пространство и скрыли от глаз вот такие ажурные перегородки, напоминающие одновременно и крылья бабочки, и силуэт богомола (фото начала ХХ века)

%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%8F %D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE

Фотография парадного вестибюля особняка

Из прихожей двери ведут в кабинет хозяина, в мужскую гостиную и в холл с лестницей – в последний мы и направимся.

Здесь находится идейно-композиционный центр особняка — величественная парадная лестница в форме волны из светлого серо-зеленого эстонского мрамора высотой 12 метров. В общей структуре дома лестница выступает как символ духовного восхождения человека, спираль её пенного кружева – как символ бесконечности развития. Внизу подводный мир, темная бездна, а человек движется вперед, выше, поднимаясь ближе к Солнцу и Богу не только физически, но и духовно.

%D0%9B%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 1

Шкафы вдоль лестницы, которые вы видите на фото, — это опять-таки дооборудование при А.М. Горьком. Изначально они не предусматривались и по факту утяжеляют интерьер, значительно искажая первоначальный замысел архитектора. Мысленно выкиньте их из вида и полУчите вздыбившуюся кипень пенного вала на фоне стен цвета зеленоватой морской воды.

В начале лестницы, на гребне волны, установлен светильник, который при взгляде снизу похож на осьминога, при движении по лестнице преображается в медузу, а сверху напоминает панцирь черепахи

%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%9B%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B %D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D1%83

Вид на светильник лестницы со 2-го этажа

Вообще, на лестницу можно смотреть с разных точек и она будет раскрываться каждый раз по-новому

%D0%9B%D0%95%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 %D0%92%D0%B8%D0%B41 %D0%9B%D0%95%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 %D0%92%D0%B8%D0%B42

На фото вверху обратите внимание на панно – помните, я просила запомнить его теплую осеннюю гамму — а здесь уже другие оттенки и другое впечатление от пейзажа. Также обратите внимание на мраморную лавочку в основании светильника – это не только милая вещица безупречных форм, но и повод для инженерных изобретений. Чтобы не замерзнуть на холодном мраморе, рядом с ней расположено окошко в виде раковины, сквозь решетку которого шел поток теплого воздуха по принципу камина.

С уважением посмотрите под ноги – паркету 100 (сто. ) лет. И на паркете опять-таки волна, отсылающая нас к образам морской стихии

%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82

Мы не будем пока подниматься по лестнице, а пройдем по комнатам первого этажа. И первое, куда радушные хозяева приглашали гостей – это гостиная

%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%92%D0%B8%D0%B4 1

Эта комната понесла значительные утраты: по просьбе А.Горького был разобран уникальный белоснежный камин знаменитого каррарского мрамора с изображением женщины-бабочки с распахнутыми руками-крыльями. Вот на фотографии начала прошлого века можно увидеть как это выглядело первоначально. Ещё обратите внимание на вид из гостиной через арку на лестницу в холле – таков был замысел архитектора, а сейчас он искажен – арка закрыта дверями и портьерами

%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE

Гостиная (фото начала ХХ века)

Мы же можем полюбоваться окном — рисунком рамы, свободой взгляда в сад …

%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%9E%D0%BA%D0%BD%D0%BE

…стильным оформлением дверей

%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C

А такие двери ведут из гостиной в следующую комнату, так называемую мужскую гостиную или, как её называли при А.Горьком, библиотеку

%D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%92%D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%8E1

Они выполнены из грушевого дерева и замечательны изящной резьбой

%D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%92%D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%8E2 %D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%92%D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%8E3

Ручка этой двери соответственно элегантна

%D0%A0%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0%D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE

Вот так оформлено обрамление дверей со стороны мужской гостиной. Обратите внимание на лепнину потолка: тут и мелкие листья, похожие на ряску, и улиточки

%D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C

Вообще, потолок мужской гостиной впечатляет оригинальностью и прихотливым декором. Изгибы лепнины вокруг живописного панно с желтыми хризантемами повторяют рисунок оконного переплета. Посмотрите также на карниз для оконных портьер – какая причудливая фантазия, какая изящность линий и безупречность воплощения!

%D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA

Напомню, что мы на первом этаже особняка, то есть на нижнем, водном, уровне, и болотная ряска, улитки и хризантемы напоминают нам о прудах и речках, выступая как своеобразная интерпретация этой темы

%D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA2

%D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA1

Ручка двери из вестибюля в мужскую гостиную похожа на морского конька

%D0%A0%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0%D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B1%D1%8E%D0%BB%D1%8C%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE

На следующем фото справа видна вытяжка – след спланированной изначально системы обогрева и вентиляции дома. А мы через такую вот дверь идем далее, через входной вестибюль в парадный кабинет хозяина

%D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%92%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B6%D1%83%D1%8E

Парадный кабинет, в отличие от ранее виденных помещений, решен в более брутальном стиле, чем-то напоминающим скандинавский. Это было рабочее место С.П.Рябушинского, где он работал и принимал деловых посетителей. По дошедшим до нас сведениям рабочий стол в кабинете имел подковообразную форму, что перекликалось с формой окна

%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82 1

Соответственно назначению здесь более лаконичное оформление потолка…

%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82 %D0%9E%D0%BA%D0%BD%D0%BE

%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82 %D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C

…с брутальными косяками и более строгой резьбой

%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82 %D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0

В кабинете есть угловой камин (мебель инородная и появилась позднее, при А.Горьком)

%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82 %D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD

Внимание привлекает вот такое окно с витражом. Окно декоративное, межкомнатное. Изображение на нем можно толковать по-разному: здесь вроде и горы, и человек, чьё лицо скрыто от нас, а сам он как будто сливается с природой. В шкафах расставлена коллекция восточной миниатюры из слоновой кости, которую много лет собирал А.Горький

%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82 %D0%92%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6

В кабинете есть ещё такое маленькое, словно игрушечное окно, на боковой стене здания

%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82 %D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B5%D0%9E%D0%BA%D0%BD%D0%BE

Здесь так же мастерски выполнены оконные рамы сложной формы

%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82 %D0%A0%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%9E%D0%BA%D0%BD%D0%B0

И своя форма дверных ручек, на этот раз с листами лавра

%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82 %D0%A0%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0%D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8

Следующее помещение – малый кабинет или приёмная, где посетители ожидали перед тем как пройти в парадный кабинет. При А.Горьком эта комната была превращена в его спальню, так как писателю тяжело было подниматься на второй этаж. Здесь ничего не осталось от первоначального оформления, даже шкаф стоит, загораживая витраж и искажая тем самым первоначальный замысел архитектора

%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F

Далее, совершив круг по первому этажу дома, мы выходим к лестнице-волне, обходим её и начинаем пониматься, любуясь дивным резным парапетом, уходящим в бездну лестничного витража

%D0%9B%D0%95%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 %D0%A1%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D1%83

На площадке лестницы между этажами в небольшой нише у витражного окна устроены друг против друга такие диванчики для отдыха

%D0%9B%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 %D0%94%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%AD%D1%82%D0%B0%D0%B6%D0%B0%D0%BC%D0%B8

Но нам некогда останавливаться, мы продолжаем движение и спираль лестницы остается за нами

%D0%9B%D0%95%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 %D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C

Вид на лестницу с верхней площадки

Восхождение по лестнице – как путь из мира подводного в мир земной. А на земле нас ждет множество проблем, бесконечное противостояния добра и зла. И как предупреждение и олицетворение этого вечной борьбы на втором этаже встречают нас отвратительные саламандры – символ темных сил зла — и прекрасные лилии – символ чистоты и добра. Они переплетаются в композиции на капители одинокой колонны темно-красного мрамора при входе на второй этаж

%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%A1%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8

По первоначальному плану первый этаж предназначался для приема гостей, а второй этаж отводился под жилые комнаты хозяев: там располагались спальни, детские, ванна, будуар. Сейчас бОльшая часть комнат второго этаж закрыта для посещения – их занимают служебные помещения музея. В бывшей детской представлена экспозиция, посвященная жизни А.Горького. Из интерьеров здесь ничего не сохранилось. Мы можем только рассмотреть оригинальный переплет окна с растительным узором…

%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%9E%D0%BA%D0%BD%D0%BE

…увидеть сохранившуюся ручку на межкомнатных дверях

2%D0%B9%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%B6 %D0%A0%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0%D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B82

На лестничной площадке второго этажа сохранилась оригинальная дверь

2%D0%B9%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%B6 %D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8

Здесь опять-таки свой, неповторимый, рисунок дверных ручек

2%D0%B9%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%B6 %D0%A0%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B8%D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8

В особняке есть ещё одно помещение, доступное для осмотра – это молельня. Дело в том, что Рябушинские были старообрядцами, а до 1905 года старообрядцы подвергались гонениям, молится в открытую им было небезопасно, поэтому и была устроена в доме, построенном до 1904 года, старообрядческая молельня. Кстати, только готовя этот материал, я узнала, что хозяин дома, Степан Павлович Рябушинский, был видным деятелем и крупным жертвователем религиозной общины Рогожского кладбища, о котором я рассказывала в одной из предыдущих статей. На Рогожском кладбище были захоронены родоначальники клана Рябушинских, но их могилы не сохранились до наших дней.

Сам же Степан Павлович собрал самую большую в России коллекцию икон, художественно-историческую ценность которой специалисты оценивали очень высоко. Коллекция находилась в этом особняке, более того, здесь же была организована реставрационная мастерская, где шло восстановление икон.

Сейчас в молельню, расположенную в мансарде, фактически на третьем этаже, посетителей водят через отдельную узкую крутую лестницу

%D0%9B%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%D0%92%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8E

А по замыслу архитектора путь к ней был незаметен и вел со второго этажа вот через этот узкий проход по галерее (шкафов там не было). Исходя из общей идеи особняка, путь к высшим духовным ценностям труден и тернист – поэтому узка галерея. Дорога к нравственному совершенству пролегает из тьмы, из пучины мрака наверх, к свету, к солнцу – поэтому оттенок лестничных стен сменяется на более светлый и по стене горизонтально идет яркий орнамент как солнечный блик на воде

%D0%9F%D1%83%D1%82%D1%8C%D0%92%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8E

Далее дорога в моленную комнату пролегала вот за этим витражом. Это окно не ведет сразу на улицу, за витражом есть проход, незаметный для непосвященного – ведь молельня тайная. Кстати, обратите внимание на рисунок решетки балкончика – здесь уже можно увидеть некие мотивы МХАТовской чайки – ведь именно Ф.Шехтель придумал и предложил этот образ, ставший символом театра.

%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6

Ну а мы, совершив весь путь, символизирующий духовное восхождение человека, попадаем в высшую точку малого космоса особняка – в молельню

%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F1

Стены и купол покрыты сплошной храмовой росписью. Здесь все исполнено глубоким символизмом, нет ни одной бессмысленной детали. Треугольники на своде купола …

%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB

…и тройное окно символизируют принцип триединства в христианстве. Буквы в росписях по бокам окна тоже зашифровывают основные понятия христианства

%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F%D0%9E%D0%BA%D0%BD%D0%BE

Помещение в плане квадратное, потолок – с круглым купольным сводом, и на образующихся четырех парусах свода священные христианские изображения

%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F2

Иконостас и алтарь были утрачены после революции, но на полу сохранился паркет, рисунок которого изображает солнечные лучи, расходящиеся от алтарной зоны

%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F %D0%9F%D0%BE%D0%BB

Достигнув высот, возвращаемся на землю. В заключение хочу обратить внимание, насколько с соблюдением общего стиля особняка выполнены даже двери черного хода: уличная, через которую сейчас осуществляется вход в музей, и внутренняя, тамбурная.

%D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D0%B0 %D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C %D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D0%B0

Как попасть в особняк С.П.Рябушинского

Официальный адрес особняка – ул.Малая Никитская, д.6. Пешком лучше идти от станций метро Тверская и Пушкинская, но можно также добраться от Баррикадной и Арбатской Филевской и Арбатско-Покровской линий

Обратите внимание: вход в музей со двора, заходить надо с ул.Спиридоновка через калитку, т.е. подойти к дому с обратной стороны.

Музей работает со среды по воскресенье с 11.00 до 17.30, понедельник и вторник – выходные дни. Последний четверг каждого месяца – санитарный день.

На протяжении многих лет вход в музей был бесплатный, но, посетив его в 2016 году, узнала, что вход стал платным — 150 рублей, для студентов – 50 рублей. Фотосъемка стоит 100 рублей. Для сохранности интерьеров в обязательном порядке просят надеть: либо бесплатные войлочные огромные тапки шлепанцы, либо бахилы за 10 или 50 рублей, не могу вспомнить точно. Войлочные тапки очень неудобны, особенно на лестнице. На бахилах можно сэкономить, принеся их с собой, по крайней мере, при мне на это не ругались.

Очень важный момент – время года для посещения. Для данного объекта характерна общая для многих московских зданий болезнь – нерегулируемые зеленые насаждения. В период листвы они не позволяют в полной мере рассмотреть внешний облик особняка, особенно боковой фасад. С другой стороны, в пасмурные дни затруднена съемка интерьеров, потому что освещение в помещениях неяркое, щадящее. Так что выбирайте сами, вы все равно не пожалеете о своей встрече с такой изысканной красотой.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector