Остров лунгина как снимали

woman 1853936 1920 Советы на день

Интервью с создателями фильма «Остров»

Возможно ли показать в кино молитву? Может ли человек, у которого нет мира в душе, творить чудеса? Тема покаяния, несколько раз возникавшая в нашем кино в последние годы, получила новое осмысление — в только что вышедшем фильме Павла Лунгина «Остров». Это, наверное, первая в истории кино попытка показать изнутри жизнь в православном монастыре. Сам режиссер говорит, что он хотел исследовать, как просыпается душа в человеке.

«Остров» между отчаянием и спасением

Основное действие фильма происходит в отдаленном северном монастыре в 1976 году. Главный герой, монах отец Анатолий (актер Петр Мамонов), больше тридцати лет молится о прощении смертного греха убийства.

И при этом ему даны удивительные дары, которые привлекают людей. За исцелением и советом к нему приезжают со всей страны. Он буквально творит чудеса и впечатляюще их обставляет — юродствует по полной программе. Но может вести себя и по-другому. С предельной серьезностью встречает больного мальчика и уж совсем безэмоционально — молодую вдову, «в которой бес».

Череда людей, проходящих перед о. Анатолием, — своеобразный портрет России. Монах для них — что-то вроде целителя или колдуна. Разовое чудо они готовы принять, но строить свою жизнь в новой реальности этого чуда не готовы.

Кроме о. Анатолия в фильме, хоть и более схематично, показаны еще два монаха. Писаный красавец Иов (Дмитрий Дюжев) и несколько фольклорный настоятель Филарет (Виктор Сухоруков). Филарет в исполнении замечательного В. Сухорукова — человек себе на уме, но добрый и терпеливый, которому и монастырь удается держать, и с церковным начальством ладить. И келья у него светлая, солнечная — это чуть ли единственный светлый кадр в фильме. И вид у него такой благостный: мягкий взгляд, пробор, семенящая походка — такими монахов рисуют в детских книжках.

И у этого человека в монастыре живет постоянный нарушитель спокойствия. А Филарет к нему с любовью и лаской. То к себе в келью зовет жить, хотя кто с ним уживется, с юродивым этим! То сам к нему в кочегарку приходит — спасаться.

Для многих россиян церковь — разве что ориентир на местности. Монастырь — тайна за семью печатями. Этот фильм не расскажет всего о Церкви, но и самые неподготовленные после него поймут, какой серьезной борьбой проникнута жизнь монаха. И какими существенными для каждого из нас вопросами заняты люди, творящие молитву на пустынном острове.

— Судя по этой работе, вы подошли к новому этапу. Если Мамонов уже давно выступает с позиций верующего человека, то ваше вступление в эту тему для многих будет неожиданностью.

— Все мои работы о том, как просыпается душа в человеке. И таксист в «Такси-блюзе», и мальчик-антисемит в «Луна-парке» проходят через мучительное, тяжелое, часто неприятное для человека открытие, ощущение в себе духовной сущности. Это дается муками, конвульсиями, даже физической болью. Для меня это самая большая тайна в мире — просыпание души. Когда человек вдруг начинает совершать поступки, невыгодные ему. Что заставляет эгоистическое, слабое человеческое существо поступать наперекор своим материальным или физическим интересам? Для меня это одно из доказательств проявления Высшей Силы, иной правды, иной жизни. Я заворожен этим процессом и пытаюсь исследовать его.

— В «Острове» очень точно выбрана северная натура. Где вы нашли такой остров?

— В городе Кемь, откуда ходят кораблики в Соловецкий монастырь. Мы построили для съемок церковь, освятили ее, потом подарили эту церковь городу. Сейчас там живет мужик, бывший штурман или матрос, который у нас в группе был рабочим. Он оттуда никуда не уехал, там и живет, охраняет церковь. Так что монастырь — это построенная декорация. Она должна напоминать скорее скит. Нечто серое, маленькое, бедное. Действие же происходит в 70-е годы XX века, когда можно было только так потеряться — где-то на островах, в лесах, чтобы не особенно обращали внимание. А северная природа — сама по себе храм. И этот храм природы, этот остров для героя — место молитвы. Есть ведь такая традиция. Например, Серафим Саровский уходил в лес, вешал икону на березу и молился.

Монах Анатолий, Иов и Филарет — это три пути к Богу, каждый из которых я считаю достойными. Есть мучительная, болевая, экстатическая вера о. Анатолия. Вера героя Сухорукова — детская, он верит как ребенок, без трагедии, в абсолютном доверии, в радости. И есть карьерная вера Иова. Он служит Богу, как офицер: честно, ждет повышения, новых звездочек, а они почему-то не приходят, и он не понимает в чем дело. И все трое искренне верят в Бога.

— Как относилась съемочная группа к такой теме? Петр Мамонов по-настоящему молится, а остальные? Как учились молиться актеры, ходили ли на братские молебны?

— У нас был молебен в церкви, которую мы построили. Петя ходил в церковь, как всегда, а кто не ходил, тот и не ходил. Вообще это не церковное же произведение — художественное. Нам всем было важно ощущение, что есть грех, есть стыд, что Бог — есть, что ты — не один.

— Кажется, раз и навсегда признано, что предателю нет оправдания. А у вас это решено по-другому.

— Для меня это было очень важно. Любой из нас, окажись на месте молодого матроса, которого поставили перед выбором: или-или, — мог бы повести себя именно так. Это ведь такой страх, такой ужас смерти.

— Как вы можете объяснить, что прозорливец отец Анатолий не знает одного важного обстоятельства, которое касается его собственной жизни?

— Это его испытание, мучение. Его ад — бесконечное чувство своей вины, которую он проживает так остро, что не замечает, как получает определенные дары. Его прозорливость — это реакция на боль человека. Знал ли он, что муж вдовы жив? Когда он ее увидел — узнал. Для меня абсолютно очевидно, что он говорит правду. Потому что он всегда говорит, включаясь в живых людей и их боль. Непосредственная реакция на боль — это и есть его дар.

«Мы словно вели следствие: что правда, а что неправда»

О работе в фильме рассказывает актер Виктор СУХОРУКОВ, исполнитель роли настоятеля Филарета.

— В вашем Филарете видна преемственость с традиционным русским монашеством. У него нет сомнений. Он не боится советской власти, хотя это 76-й год, его душа не отягощена никакими тяжелыми мыслями. Как работа над этим героем влияла на вас?

— Да, это такой привет Лескову. Филарет умеет ладить со всеми, и с Богом.

Работа в этом фильме была для меня житием. Лунгин нас всех изолировал, мы жили на краю земли, в рабочем поселке, где, кроме серого и темно-серого, и цвета-то никакого нет. Туман и снег. Погода нас смущала, она буквально опрокидывала нас по три раза на день.

Но главное для меня было то, что я в такой теме существовал впервые! Это тема познания человека. Насколько мы умеем разглядеть ближнего, разобраться в нем. Мы ведь все время легкомысленно, как-то подпрыгивая, живем, сразу развешиваем ярлыки. А тут была возможность вгрызться, понять — без злобы, без сарказма.

Петр Николаевич часто после съемок стучался ко мне в дверь и говорил: «Пойдем проповедь слушать». И мы вместе слушали, потом разговаривали. Мы словно вели какое-то следствие, что можно, а чего нельзя, что правда, что неправда, где чистота, где блеф.

То, что меня Лунгин утвердил, поверил в меня, — это моя победа, потому что, когда я прочитал сценарий, я понял, что это тот мой шанс, и художественный, и православный, когда я могу не суетиться, не быть вертлявым. Я мог сыграть задумчивость, а вместе с ней и мудрость, и веру в Бога. Как играть мудрость, я не знал, но мне показалось, что в этой роли я смог — через покой, созерцание.

— Петр Мамонов – человек верующий и не скрывает этого. Это как-то проявлялось в вашей работе?

— Да. И именно поэтому (я-то верю в Бога, но мне не удается строго соблюдать все правила) он, играя эту роль, всегда ее корректировал по отношению к вере, к канонам. Вот так может быть, а так не может. Я ему все говорил: «Это уже искусство, а не Церковь. Это — игра». — «Нет! Я не допущу этого! Этого не может быть! Мой персонаж так не может себя вести». Он хотел, чтобы все было по правилам, чтобы Церковь не предъявила никаких претензий, чтобы не было никаких сомнений.

Был у нас очень трудный момент, который мы никак не могли преодолеть. Петя полфильма мне доказывал, что одна деталь в сценарии написана неправильно — не мог его персонаж получить от Бога дар целительства и провидения. А я спорил с Мамоновым: «Петя, не заглядывай вперед. Мы должны играть сиюминутность. Это ты думаешь, что совершил преступление, но Бог-то его не допустил. Играй, удивляйся тому, что у твоего героя есть этот дар». И он играл.

Я говорил ему: «Почему автор дал тебе такую тему, как притворство? Ведь отец Анатолий не признается посетителям, что он и есть старец. Это проявление стыда, сомнения. За эти сомнения Бог и позволяет ему совершать чудеса дальше.

Перед каждой сценой мы проводили ревизию главной темы: о чем, зачем и ради чего. Главная тема — это отношение к вере. Есть три монаха — о. Анатолий, о. Иов и мой о. Филарет, и у каждого свой подход, как оказаться ближе к Богу. Один — через каноны, молитву, внутреннюю дисциплину. Другой — через хозяйственную деятельность. И гвоздей достанет, и белье постирает, и уголь чтоб у него был! Третий — через страдание, через слезы, труд, лишения.

— Каково настоятелю Филарету терпеть такого человека около себя?

— Это такое испытание. Бог его дал, этого молодого человека, выкинул из воды. Значит, надо принять, вынести. А отказаться — это уже не по-Божески, не по-православному.

Настоятель не понимал, что за человек отец Анатолий. И хотел познать его тайну.

«Был большой страх, как бы не совершить кощунства»

Консультировал фильм монах Косма, насельник одного из московских монастырей, и ему вместе с создателями фильма пришлось разрешить немало проблемных ситуаций в ходе съемок.

— Если бы в каком-нибудь монастыре был такой монах, как отец Анатолий, как бы к нему относилась братия?

— Сложно, наверное. Где святость, там и гадость — есть такая поговорка. Святые люди терпят много укорений, искушений. Может быть, дело в зависти. Потому что к таким люди тянутся, их почитают, а остальных монахов будто и не замечают. Отчасти может быть сомнение, насколько действительно духовен человек, может, это такое кликушество. В фильме вначале непонятно отношение к монаху Анатолию. Кажется, что он такой духовный хулиган. Непонятно, насколько он близок Христу, насколько он Христов. Ведь много было таких лжеюродивых, которые отчасти были в прелести, отчасти больны психически. Они славы искали не ради Христа, а ради гордыни своей.

— Отец Анатолий признается, что у него нет мира в душе. Как может человек без мира в душе творить чудеса?

— Не вызовет ли этот фильм новую волну поисков таких старцев, прозорливцев?

— Я думаю, что фильм вызовет интерес к православной Церкви. Мой духовный опыт отчасти был связан с фильмом «Андрей Рублев». Этот фильм мне помог, я нашел важные для меня на тот момент ответы. Фильм «Остров» покажет, что есть другая жизнь, покажет, какими путями приходят к Богу. В православной среде ажиотажа эта картина не вызовет.

— Многие верующие настороженно относятся к искусству вообще, а уж к кино тем более. Как вы согласились быть консультантом?

— Мы давно дружим с Петром, в последнее время духовно общаемся. Он позвонил, сказал, что у него ко мне дело, и позвал к себе в деревню. Я поехал, прочитал сценарий и по дружбе согласился поддержать его. Потом мы познакомились с Павлом Семеновичем, он предложил поехать с ними хотя бы на неделю, настроить Петра на работу.

Долго выбирали, искали место для съемок, нашли в Кеми — Попов остров. Там была пересылочная тюрьма, лагеря, теперь — могилы новомучеников. По меньшей мере, там прошло около двух миллионов.

Было тяжело. Непонятно, о чем, что снимать. И у Петра, и у меня был большой страх, чтобы не сделать какое-то кощунство, пойти не по тому пути, соблазнить чем-то зрителя. Я полгода после съемок боялся смотреть этот фильм. Потом посмотрел — мне понравилось.

Перед съемками мы отсужили молебен на всякое благое дело, вся группа участвовала. И потихонечку дело пошло.

Было непонятно, как снимать некоторые сцены, как играть. Очень сложно было снимать молитвы. Не было ведь никакого опыта, никакого примера, ну, кроме Тарковского. Как снимать человека, который молится? Петр молился по-настоящему, о своем, а не по сюжету. Лунгин хорошо это фиксировал. Бывало, что Петр читал молитвы, а я говорил, что это не пойдет, и Павел Семенович соглашался.

Была еще одна очень сложная сцена — экзорцизм, изгнание бесов. Мы с Павлом Семеновичем еще до съемок поехали в Лавру, он хотел посмотреть, как это бывает, но на этот чин не попали. Зато зашли к двум старцам, побеседовали с ними. Оба благословили Павла Семеновича на этот фильм.

— А остальная группа как относилась к вашему присутствию?

Сначала боялись меня, смущались. Я все время ходил в рясе. А потом стал своим человеком, подружился со многими. Люди хорошие были, мне понравились.

Источник

Как и где снимали фильм «Остров»

Кинокартина Павла Лунгина привлекла широкое внимание зрителей благодаря необычности раскрываемой темы. Зная, в каком году был снят фильм «Остров», можно удивиться — ведь в 2006-м кинотеатры были захвачены романтическими комедиями с обязательно искажёнными названиями («><отт@бь)ч», «Питер FM», «ЖARA») и претенциозными криминальными драмами («Сволочи», «Лифт», «Бумер 2»). Режиссёр выбирает третье направление — и создаёт спокойное вдумчивое кинополотно, обращающееся к вопросам духовности и прощения.

kak i gde snimali film ostrov 01

Постер фильма «Остров»

Содержание:

Многие зрители были поражены не только потрясающей актёрской игрой и силой сюжета, но и пейзажами, показанными на экране. Даже на плёнке было видно, что это место обладает особой силой, которая помогла не сильно религиозным актёрам вжиться в образы монахов. Естественно, после премьеры картины многие люди стали интересоваться, где находится эта деревянная церквушка и остров, как пришла идея фильма, по какому произведению он был снят. Прочитайте нашу статью — и вы узнаете многое о производстве этого фильма.

Где снимали фильм «Остров»

Подбор такой живописной натуры — дело всегда непростое. Съёмочная группа исследовала целых 4 места, в которых находились знаменитые монастыри: на Онежском, Ладожском и Псковских озёрах, в Кижах. Однако ни одно из увиденных сооружений режиссёру не понравилось — он отметил, что в современных монастырях нет нужной атмосферы, они все больше походили на «города, обнесённые высокими стенами». Для фильма же требовалась старая деревянная постройка, намекающая на захолустность местности.

Удача улыбнулась команде только на пятый раз — когда они отправились в Карелию. На побережье Белого моря они нашли небольшой посёлок Рабочеостровск. Местные пейзажи впечатлили всех: потрясающей красоты море, старые полуразваленные строения на берегу. Там, где в итоге снимали фильм «Остров», витал русский дух.

kak i gde snimali film ostrov 02

Съёмочное место картины

Оставалось только соорудить декорации, что было легко, поскольку на небольшом полуострове (который в картине станет островом) располагалась заброшенная навигационная башня. Для фильма её превратили в колокольню, а стоявший неподалёку старый барак — непосредственно в церковь. Внутри и снаружи произвели реставрацию, восстановили крышу, надстроили купола. И, конечно, большой удачей оказалась баржа, которая играла значимую роль в сюжете. По словам режиссёра, её затопили специально для фильма.

kak i gde snimali film ostrov 03

Актёры фильма «Остров»

Главную роль в картине исполнил Пётр Мамонов — известный российский музыкант, лидер группы «Звуки Му». Он известен как очень набожный человек, поэтому его не пришлось долго упрашивать на роль. Перед съёмкой Мамонов даже получил благословение от своего духовника.

kak i gde snimali film ostrov 04

Прототипом главного героя, по слухам, являлся Отец Николай Гурьянов — очень почитаемый настоятель храма Святого Николая на Псковском озере. Он был удостоен множества почестей в духовном сообществе. Как и к персонажу Мамонова, к Николаю приезжали верующие со всей страны — за советом и помощью. За ним была закреплена репутация мудрого старца и провидца. К сожалению, в 2002 году Николая Гурьянова не стало. На его похороны собрались более 3000 паломников. Также режиссёр выделял подвижников Феофила Печерского и Севастьяна Карагандинского как прообразы главного героя.

kak i gde snimali film ostrov 05

Отец Николай Гурьянов

Двух других монахов сыграли Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев. Для них обоих это стало отличным шансом проявить себя в максимально серьёзной роли. Сухоруков до этого в основном играл отрицательных, отталкивающих персонажей с нотками истеричности, а Дюжев — не шибко умных бандитов. Оба актёра отлично справились со своими персонажами и заявили свои новые, сильные и драматичные стороны.

По признаниям Виктора Сухорукова, он не являлся человеком глубоко религиозным и соблюдающим все предписанные православием правила. Поэтому основным консультантом на съёмочной площадке (помимо о. Косьмы — монаха Донского монастыря) выступал Пётр Мамонов. По уверениям очевидцев, он был очень озабочен тем, чтобы фильм оказался снят максимально правдиво и не вызвал нареканий у церкви. Поэтому главный актёр постоянно вносил правки в сценарий, а сперва даже отказывался играть героя с даром провидца — поскольку у грешника, коим отец Анатолий является по сюжету, такой способности быть не может.

kak i gde snimali film ostrov 06

Отец Анатолий (Пётр Мамонов) и Филарет (Виктор Сухоруков)

На помощь пришёл Сухоруков, который посоветовал актёру играть так, будто он сам удивляется своему дару. А в развязке — когда становится очевидно, что грех не был допущен — он приходит к миру с самим собой.

Дмитрий Дюжев также сумел отлично раскрыть своего персонажа, сыграв, по выражению Лунгина «человека, который служит Богу как офицер: честно, ждет повышения, новых звездочек, а они почему-то не приходят, и он не понимает в чем дело». Через всех трёх основных персонажей режиссёр раскрыл три пути прихода к Богу: страдальческий, как у отца Анатолия (героя Мамонова), радостно-детский, наивный, как у Филарета (Виктор Сухоруков) и строго-карьерный, как у Иова (Дмитрий Дюжев).

kak i gde snimali film ostrov 07

Что легло в основу сценария

Многие интересуются о фильме «Остров», по какой книге он снят. На самом деле литературным первоисточником послужила одноимённая повесть Дмитрия Соболева, которую он позже превратил в сценарий. Автор признаётся, что также не являлся сильно верующим человеком, и в этой истории его привлекла скорее проблема покаяния, ярко выраженная в христианской культуре. Однако по настоянию Петра Мамонова и отца Косьмы, в текст вносились правки, чтобы добиться аутентичности повествования.

kak i gde snimali film ostrov 08

Автор повести «Остров» — Дмитрий Соболев

Как снимали фильм остров

Из-за продолжительных поисков у съёмочной группы оставалось не так много времени — зимой Белое море покрывалось льдом, и надо было во что бы то ни стало успеть завершить картину. Так как снимали фильм «Остров» в октябре, то закончить его было необходимо до декабря 2005 года, с чем команда успешно справилась.

Рабочеостровск фактически выступил главной декорацией — действия за его пределами происходят только в начале и конце фильма: в эпизодах Второй Мировой войны и на вокзале, во время прибытия адмирала в Москву со своей дочерью. Благодаря хитростям оператора и грамотной работе с видеоредактором, картину удалось смонтировать «бесшовно», а также придать изображению узнаваемый синевато-серый оттенок, который становится ближе к фиолетовому в сцене с обрядом экзорцизма над Настей.

kak i gde snimali film ostrov 09

Изгнание бесов из Насти (Виктория Исакова)

Приём картины

Учитывая провокационную натуру того, кто снял фильм «Остров», зрители и критики были настороже. Однако картина поразила всех своей мирностью и глубоким уважением к духовным вопросам. Лента выиграла множество наград на кинофестивалях (в том числе 6 премий «Золотой орёл» и 6 премий «Ника»). До сих пор многие считают этот фильм лучшей работой режиссёра и отсылаются к нему как к образчику «православного кино» в России.

kak i gde snimali film ostrov 10

Финальная сцена фильма

Создание своего авторского фильма

Дмитрий Соболев, сценарист фильма «Остров», до начала съёмок был непрофессиональным писателем. Одноимённая повесть — его дипломная работа, которая попалась на глаза Лунгину в тот момент, когда он увлёкся теизмом. Сам режиссёр, хоть и имел уже некоторую известность, ранее был скорее отмечен как «андеграундный» творец. Это говорит о том, что можно снять серьёзный популярный фильм даже не имея огромных бюджетов и суперзвезды в главной роли (Пётр Мамонов всё же был актёром-любителем). Всё, что вам понадобится — хорошая задумка, творческое рвение и качественная программа для монтажа видео.

Отличным вариантом станет ВидеоМОНТАЖ — мощный редактор, разработанный для неопытных пользователей. Программа максимально удобна и понятна — поэтому вам не придётся подолгу разбираться с инструкциями и осваивать инструменты. Благодаря нативному русскоязычному меню вы сразу же сможете приступить к работе и произвести редакцию своего первого ролика. Кто знает — может он и станет вашей «прорывной» работой.

Какие возможности предоставляет ВидеоМОНТАЖ:

И это далеко не всё! Программа поможет полностью реализовать ваш творческий потенциал.

kak i gde snimali film ostrov 11

Главное меню ВидеоМОНТАЖА

Теперь вы знаете, как и где снимали фильм «Остров» Павла Лунгина, а также о первоисточнике картины и особенностях взаимоотношений актёров. Отличное кино создаётся не дорогими эффектами, а близкой зрителю атмосферой, прописанными героями, занимательным сценарием. Поэтому не бойтесь пробовать — скачайте программу для обработки видео и попытайте счастья со своим первым и, надеемся, не последним проектом.

Cохраните себе статью, чтобы не потерять:

Источник

Уголь,
или Новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров»

326096.p Кадр из фильма «Остров»

Многие из вас смотрели фильм Павла Лунгина «Остров» (2006), некоторые пересматривали. Что-то брало за душу, чего-то не понимали, что-то открывали для себя. А о чем этот фильм? Чтобы ответить на этот вопрос, я постараюсь сосредоточиться только на одном образе – образе угля в картине. Возможно, он и расскажет о главном.

Послушание отца Анатолия (Пётр Мамонов) в фильме «Остров» – работа истопником в котельной монастыря. Он кочегар, и в этом нет случайности.

Кочегарка отца Анатолия, его постоянно перепачканное сажей лицо, гора угля, тележка, на которой он изо дня в день возит этот уголь, сначала выдалбливая его из большой кучи на берегу, – всё это занимает значительную часть фильма.

Еще в самом начале отец Иов (Дмитрий Дюжев) предлагает герою уйти из котельной, в которую уже назначен послушник. И что же? Отец Анатолий протестует, просит, уговаривает оставить его на этом послушании – и остается. Ему надо быть здесь, надо! Он понимает свою работу именно на этом месте и не отступится от нее до своей кончины.

Он не боится запачкаться, потому что уже запачкан, и эта грязь гораздо хуже угольной сажи.

Уголь в фильме, если хотите, – это и средство выжигания, обличения дурного. Так, кочегарка стала толчком для духовного роста настоятеля Филарета (Виктор Сухоруков). А как вам вымазанная сажей дверная ручка, предназначенная именно для монаха Иова?!

И всё в фильме вертится вокруг отца Анатолия и его котельной. Здесь он разговаривает с людьми, здесь просит прощения у отца Иова и Тихона (Юрий Кузнецов) перед смертью, и на этой же куче угля, которая, заметьте, меньше к концу фильма (читай: жизни) не становится, отец Анатолий ложится в гроб и умирает в надежде на милость Божию. Да и сам гроб, в который сразу и ложится отец Анатолий, ставится отцом Иовом не рядом с углем (!), а на него (!), кривовато, кое-как.

– Отец Анатолий, а умирать-то не страшно? – спрашивает Иов старца.

– Умирать. Умирать не страшно… Страшно будет перед Богом стоять… Грехи давят.

В любую погоду отец Анатолий идет со своей тележкой по деревянному настилу к высыпанному углю, выдалбливает его (да, его нужно именно выдолбить!), наполняет тележку и привозит ее в котельную. Каждый день идет работа в кочегарке и внутри – тяжелая, и кажется, что нескончаемая.

Темы угля и огня в сюжете «Острова» родственны. Вторая поддержана ситуацией пожара в келье настоятеля монастыря Филарета, который потом отправляется к отцу Анатолию, еще не понимая его добровольного выбора – работы истопником.

Так ли страшен был пожар в келье, если лицо Филарета оказалось в той же угольной саже?!

– Добродетели во мне мало, а грехов много, – говорит он со слезами на глазах, сидя рядом с отцом Анатолием. Черный уголь явил себя и здесь и стал началом настоящего пожара.

Вот и аналогия. Подобно тому, как христианин «выкорчевывает» собственные грехи и сжигает их молитвой, покаянием, Причащением (вспомним слова из Последования ко Святому Причащению: «Содетелю, да не опалиши мя приобщением. Огнь бо еси, недостойныя попаляя. Но убо очисти мя от всякия скверны»), отец Анатолий выдалбливает тяжелый черный уголь и сжигает его в печи котла.

А гора угля все такая же. И остается только упование на милость Божию

Молитва и покаяние, покаяние и молитва за себя и всех страждущих – великое делание труженика Христова. А гора угля так и остается горой… И руки черны, и лицо в саже, и нет покоя в душе… И остается только упование на милость Божию.

Только не думайте, что в фильме нет света. Он там, где есть покаяние. Свет в прозорливости отца Анатолия, в его несомненной помощи всем приходящим к нему за советом и утешением, в «воскресении» и благодарении Тихона за свою исцеленную дочь и в синеве безоблачного неба, на фоне которого отец Иов несет огромный, почти неподъемный крест отца Анатолия. Идет с трудом, пошатываясь, но не падая.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector