Причастие для беременных как поститься

woman 1848949 1920 Советы на день

«С токсикозом к Чаше?»

191348.p

«Как же я смогу теперь причащаться? Толком и в рот-то ничего не возьмешь, как же приступить к Чаше?» – именно с такого вопроса, далеко не тянущего на роль высокодуховного, началась моя «беременная» духовная жизнь, одолеваемая пресловутым токсикозом.

…Немного улеглись эмоции, нахлынувшие после увиденных – неожиданных, но заветных – двух полосок теста на беременность. И жизнь стала подкидывать много вопросов, касающихся именно духовной составляющей беременности, а ответы встречались зачастую немногим шире «больше поститесь, молитесь и не нервничайте»…

Но что делать, если очень часто расстояние между «как надо» поститься и молиться и «как могу» с каждым месяцем беременности все увеличивается? Хочется сделать одну оговорку, весьма банальную, на первый взгляд, но, тем не менее, существенную.

Единых советов нет и быть не может.

Меру поста и молитвы нужно искать, исходя из сложившейся ситуации, конечно же, по согласованию с духовником или приходским священником

Потому что течение беременности у каждой женщины очень индивидуально. Кто-то будто на крыльях все 9 месяцев летает и работает чуть ли не до родов, а кому-то беременность приходится не вынашивать, а в буквальном смысле «вылеживать» в больницах. Поэтому меру поста и молитвы нужно искать самим, исходя из сложившейся ситуации, конечно же, по согласованию с духовником или приходским священником.

Меня долго угнетал тот факт, что не получается выдерживать тот ритм духовной жизни, который был задан до беременности и родов. Но как-то «выстрадался», что ли, вывод, что «подвиг» этого периода и состоит в терпении своих недомоганий, ограничений, невозможности исполнить задуманное и в принятии своей немощи.

Да, получаться будет не все. Успевать будете не все. Вероятнее всего, и не на все службы, которые хотите посетить, попадете (после родов точно). Но не стоит унывать! Главное, нужно стремиться вперед хотя бы малыми шажочками. Не сможешь стоять, как раньше, всю службу – сиди на лавочке и молись, не сможешь вообще попасть в храм – постарайся прочитать дома положенное.

Малейшие отклонения от нормы – и врач может в лоб задать вопрос: «Ну что, сохранять будем? Или на аборт?»

Что подвергается сильной проверке, так это твое упование на Бога и на Его Промысл. Без этого к нашим врачам и на УЗИ слишком часто, к сожалению, и заглядывать-то страшно. Если в каких-то странах отношение к беременной – как к здоровой женщине в особенном состоянии, то у нас проблему готовы сделать из ничего. Помню, как в мою первую беременность врач устроила переполох из-за немного сниженного гемоглобина (что является нормальным!). Ну а я, по наивности испугавшись, вышла зареванная, в уверенности, что случилось нечто ужасное. Малейшие отклонения от нормы – и врач может в лоб задать вопрос: «Ну что, сохранять будем? Или на аборт?» Я ни в коем случае не утверждаю, что так делают все врачи поголовно, но однажды столкнувшись с подобным, долго не забудешь. А уж если проблемы серьезные, на бедную беременную женщину обрушиваются все и вся с запугиваниями, страшилками «про таких вот дурочек, собравшихся рожать во что бы то ни стало» и так далее. Есть множество случаев, когда женщины рожают здоровых детей вопреки самым ужасным медицинским прогнозам. Ну а про мамочек после такого испытания хочется написать книгу «Как закалялась сталь».

В одной из больниц, где мне довелось лежать на сохранении, из-за плохого качества УЗИ-аппарата у 8-недельного ребенка не прослушивалось сердцебиение, и маму отправляли на аборт. Несмотря на то, что женщина еле-еле забеременела спустя несколько лет супружеской жизни. Слава Богу, она отправила этих врачей «куда подальше», съездила в нормальную больницу, а потом благополучно выносила и родила малыша, да не одного. А если бы послушала «добрых» советчиков?!

Теперь о «сохранении», которого сейчас редко кому удается избегнуть. Огромным плюсом некоторых перинатальных центров является наличие на их территории храма. Никто не помешает вам в перерывах между процедурами, тихим часом и ужином придти в церковь и спокойно помолиться. Многие берут с собой в больницу молитвослов и свои любимые иконы.

Так как в больнице свободного времени предостаточно, можно запастись интересной и полезной литературой. Приведу несколько книг, которые пригодились мне. Во-первых, это книга православного психолога и многодетной мамы Екатерины Бурмистровой «Беременность. Роды. Материнство». Отличное чтение. Особенно для тех, кто впервые готовится стать мамой. Интересно и красочно оформленная, она также сможет стать замечательным подарком сестре или подруге, которая ждет ребенка. В ней затронуты все основные проблемы, с которыми сталкивается женщина и ее семья в период беременности и после родов.

Во-вторых, книга Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш с рождения до двух лет». Это кладезь практических советов по уходу за малышом. Очень подробно рассмотрено множество самых разнообразных вопросов, начиная с того, какие вещи необходимо подготовить к рождению малыша, и заканчивая рассмотрением причин беспокойного сна младенца и основных этапов его развития.

Когда большая часть беременности позади, все чаще и чаще в голове появляется мысль о предстоящих родах. Зачастую львиную долю этих мыслей занимает страх. Страх неизвестности, боли, непредсказуемости… Да и всякие истории о тяжелых родах или невнимательных врачах, услышанные в палате или прочитанные в интернете, делают свою дело.

В письмах Амвросия Оптинского дается совет старца женщине, боящейся трудностей в родах, обращаться к иконе Божией Матери «Феодоровская»

В письмах Амвросия Оптинского, представленных в книге «Советы супругам и родителям», дается совет старца женщине, боящейся трудностей в родах, обращаться к иконе Божией Матери «Феодоровская» (празднование 27 марта и 29 августа по новому стилю). Также он пишет: «Можете ежедневно молиться Царице Небесной, читая Ей не менее двенадцати раз в день “Богородице Дево радуйся”, хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: “Не имамы иныя помощи”».

Очень желательно ближе к предполагаемой дате родов причаститься и пособороваться. Спокойнее и увереннее себя чувствуешь, пропадают тревожные настроения. Говорю из личного опыта: первые роды у меня начались в ночь после Причастия, а вторые – на следующий день после соборования.

Есть еще и хорошая традиция брать благословение у священника на роды. Можно также попросить его прочитать особую молитву перед родами.

Что касается непосредственно самих родов. Кто-то берет с собой в родблок молитвослов, и, пока боли не очень сильные, читает акафист иконе Богородицы «Помощница в родах», кто-то предпочитает на протяжении всех родов молиться краткими молитвами. Хорошо, если в это непростое для вас время за вас будут молиться близкие и друзья.

Много трудностей, много переживаний, много боли… Но что все это по сравнению с первыми шевелениями малыша в животе? Или стуком его сердечка, который врач дает послушать на УЗИ, забыв, что у чересчур сентиментальных беременных при этом мигом наворачиваются слезы?

Наверное, именно в это далеко не простое время призыв апостола Павла «всегда радоваться» исполним, как никогда ранее.

Источник

Мера поста: как поститься детям, беременным и больным

news img file 1887 b

Подготовили Мария Асмус, Анна Данилова, Анна Яночкина.

Мы попросили священников и матушек ответить на некоторые вопросы об индивидуальной мере поста, сегодня мы публикуем ответы протоиереев Александра Ильяшенко, Игоря Пчелинцева, многодетных мам — матушки Инны Викторовны Асмус, Ольги Дмитриевны Гетмановой, матушки Елены Карпенко.

См. также статью протоиерея Димитрия Карпенко Суббота для человека .

Пост — это не направление в больницу!

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, отец 12 детей, председатель редакционного совета портала «Православие и мир».

— Отец Александр, один из вопросов, который нам задали читатели таков: часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

oa 1012 240Речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

«Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она «понедельничала» за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих — в средних). Спаси ее Господи!» Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

— А в прежние времена строго постились?

Конечно, но тогда была другая экология и другая пища. В одном произведении царской эпохи, маловерный племянник говорил тетушке: «Какая разница – вкушаю ли я постом ветчину или осетровый балык?». Или известен еще случай, когда иностранцу советовали приезжать в Россию Великим постом, когда стол самый изысканный. Ведь постная пища может быть и вкусной и питательной и полезной.

Но мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки. Мы другие. Поэтому нельзя буквально перенимать те традиции, которые были естественными даже не так давно, даже еще в начале двадцатого века. Произошла миграция из деревни в города, крестьянство у нас уничтожено, в нашем современном языке нет слова, которым можно назвать земледельца. Жизнь изменилась кардинально. Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый. Крестьянин активно владел 10 000 операциями. Представьте себе – нам предложат запрячь лошадь. Починить плуг, избу сложить. Как потрясающе владели топором!

— А если пост воспринимается даже верующим человеком не как жертва Богу, а просто как ограничение, установленное Церковью – пришло 28 ноября и все, теперь месяц ни мяса, ни молока.

— Конечно, даже если человек относится к посту без должной глубины, но постится из послушания Матери-Церкви, то он оказывает послушание, а послушание – уже само добродетель. И если ты постишься неосознанно, то Господь восполняет и дарует глубокое понимание поста.

— Батюшка, а правильно ли беременным женщинам ограничивать себя в любимой еде, и вкушать менее вкусную, пусть и скоромную пищу? В частности, читатели вспоминают 8 правило св. Тимофея Александрийского: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно. Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но я хотел бы опереться на достаточно далекий от беременности авторитет: Александра Васильевича Суворова: «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить — а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

— То есть постящемуся нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести?

— Пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

2098264 460

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5, 16—18).. Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Поститься не во славу свою, а во славу Божию

Протоиерей Игорь Пчелинцев, священнослужитель Нижегородской епархии.

pche1 001Мне кажется, что пост зависит от духовных и физических сил самой женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

У людей малоцерковных, не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста. Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом попросить благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык. Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин. И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом для мамы и ее будущего ребеночка.

Всегда радуйтесь!

Матушка Инна Викторовна Асмус, мать 9 детей, супруга протоиерея Валентина Асмуса

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. Я думаю, что беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Пост — это сугубо личное дело каждого человека. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога», не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

Мера поста — индивидуальна

getmanovaПост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь — ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Я сама люблю картошку – мне и с ней хорошо в пост. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

Я не спрашиваю у духовника, как конкретно мне поститься во время беременности, но знаю, что он разрешает своим прихожанкам во время беременности в пост молочное.

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления — вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и чувствуешь, что молока стало ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать… (Улыбается)“

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

Матушка Елена Карпенко, мать троих детей, супруга священника Димитрия Карпенко.

Для женщины — беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам, потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно, думаю, тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело, знаю по своему опыту.

Пост, это сугубо личное дело каждого… Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Вопросы о питании во время беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.

Источник

Духовная жизнь очень занятого человека

432

Какая практика причащения существует в вашем приходе?

– Такая, как описана в документе «Об участии верных в Евхаристии». Настолько, что, кажется, будто он писался прямо с примера нашего прихода.

1121

Протоиерей Максим Первозванский

В нашем храме есть самые разные люди. Есть те, кто причащаются несколько раз в год. Кто-то приходит причащаться первый раз в жизни.

Есть люди, которые подходят к Чаше раз в две – три недели, как это, собственно, было принято в очень многих московских приходах с благословения отца Кирилла (Павлова). Есть и не очень большое количество людей, которые стремятся причащаться чаще, – каждую неделю.

У нас в храме служат три священника, и у всех – единодушное мнение, как относиться к этому вопросу.

Подготовка к причастию для прихожан устанавливается в зависимости от частоты причащения и от того, насколько человек ведет аскетическую жизнь, соблюдает установленные церковные посты: однодневные и многодневные.

Если человек не соблюдает продолжительных и однодневных постов и причащается редко, то ему рекомендуется минимум дня три поговеть перед причастием.

Если человек причащается регулярно, раз в две-три недели, то ему к еженедельным постным дням добавляется еще один или, хотя бы, постный ужин накануне причастия. То же самое касается людей, которые причащаются действительно часто, на каждой службе.

Если человек собирается подойти к Чаше в первый раз, я во время предварительной беседы рассказываю, что нужно поговеть, хотя бы один день. Если в ответ слышу уверенное «конечно!», предлагаю еще пару дней. Если начинает сомневаться – не требую большего.

Конечно, рассказываю о том, что нужно обязательно исповедоваться: исповедь у нас остается обязательным элементом подготовки ко причащению, за исключением, когда человек причащается совсем часто.

Если говорить о молитвенной подготовке?

– Если человек воцерковлённый, знает, что такое подготовка и может читать молитвы, то, если он причащается, допустим, раз в месяц, ему предписывается прочитать три канона и Последование ко Святому Причащению. Если человек причащается раз в неделю, то мы требуем как обязательное Последование ко Святому Причащению.

Если это начинающий церковную жизнь человек, то в зависимости от степени его подготовки и возможности ему могут порекомендовать от одной, двух молитв до всех молитв ко Святому Причащению. Здесь священник после беседы оценивает степень того, насколько это будет тяжкий и непривычный труд для впервые собравшегося причащаться.

А так – Последование ко Святому Причащению, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского – это всегда минимальное требование. Даже если человек причащается несколько дней подряд, что бывает на Страстной неделе, когда мы рекомендуем причащаться и на Вход Господень в Иерусалим, затем, если человек может, на Преждеосвященной, в Великий четверг, и в субботу, и на Пасху, все равно ему нужно прочесть Последование ко Причащению, за редчайшим исключением.

Бывают обстоятельства, когда человек, причащаясь каждый день, не может вычитать Последование. Например, работники храма, полностью задействованные в Великую субботу. Среди исключений (которых все равно крайне мало) могут быть и очень занятые люди, и беременные женщины…

542

Но ведь почти все люди – занятые, и беременных вокруг немало…

– Беременности у всех проходят по-разному. Сам факт беременности не требует отказываться женщинам от поста. Я знаю многодетных мам, которые во все свои многочисленные беременности соблюдали все посты. А есть женщины, которые не могут даже от мяса отказаться, иначе просто будут падать в обморок. Зачем накладывать неудобоносимые бремена?

И занятость у всех тоже разная. Если ты бабушка-вахтер, то чего тебе не посидеть, не почитать больше молитв и канонов? Бывают другие обстоятельства, когда времени нет физически.

Если человек подходит ко мне и сообщает: «Никак не успеть все положенное прочитать до причастия», то все решается индивидуально. Кому-то говорю: «Только не забудь, после причастия со вниманием прочитать акафист «Слава Богу за все». Кому-то просто ничего не говорю. Все зависит от человека, от его способностей и возможностей прочитать и подготовится.

Кого вы можете допустить к причастию без исповеди?

– Человека, который причащался в Великий четверг. Более того, я даже не приму у него исповедь ни в Великую субботу, ни на Пасхальной неделе: отправлю просто так причащаться.

Как вы говорите с прихожанами храма о супружеском посте перед причастием?

– Говорим им, что ночь перед причастием по определению в обязательном порядке должна быть постной и с точки зрения супружеского воздержания. Если больше, то вопрос решается в зависимости от частоты причастия и готовности супругов.

Вообще, не вижу никаких сложностей и тонкостей с этим вопросом – какие тонкости с однодневным постом? Другое дело, когда речь о продолжительных постах…

На Светлой седмице в вашем приходе всех допускают до причастия?

– Только в Пасхальную ночь причащаться могут все. На Светлой седмице – только те, кто соблюдал Великий пост. Если не соблюдал, то по уважительно причине: например, – служба в армии или серьезное заболевание.

Но если человек просто ленился соблюдать Пост, а потом приходит и говорит: «Я хочу каждый день к Чаше приступать», – я, конечно, не допущу. В Пасхальную ночь причастие – дар для всех, а на Светлой – как награда за понесённые труды.

Но бывают и здесь разные обстоятельства. Например, у человека именины на Светлой неделе, он хочет причаститься, а Великий пост не соблюдал. Тогда я предложу ему попоститься хотя бы один день накануне.

Все же остальные не держат никакого поста или – постный ужин перед днём причастия.

Молитвенная подготовка – Последование ко Святому Причащению и Пасхальный канон.

421

Как обстоит дело с причащением детей в вашем приходе? Когда и как им нужно начинать готовиться к причастию?

– Принятый документ очень точно описывает ситуацию с детьми, упоминая древнюю общецерковную практику, из которой следует, что осознанное восприятие исповеди возникает с 10 лет. Возраст от 7 до 10 лет – переходный период: примерно с семи лет (кто-то раньше, а кто-то – позже, в зависимости от уровня сознательности) – дети начинают исповедоваться.

Подводить (подносить) ребёнка к священнику для благословения перед причастием можно с самого рождения, не мешая общему ходу исповеди.

Насколько нужно ребёнку семи – десяти лет исповедоваться перед каждым причастием – решается индивидуально. У нас храме большинство детей, которые начинают исповедоваться, условно говоря, в семь лет, исповедуются фактически перед каждым причастием, даже если мы этого не требуем.

У некоторых родителей есть опасение, как бы исповедь не превратилось в формальность, но ведь здесь не зависит от возраста. Не в этом дело, а дело в степени осознания ребенком своих грехов. Грехов у любого ребенка много, своих, детских: непослушание, капризы, лень.

Поэтому лишний раз попросить у Бога прощения в этих грехах все равно не помешает. Потому дети сами в большинстве случаев исповедуются перед каждым причастием, тратя на это 30 секунд.

Что касается подготовки к причастию, я считаю, что поститься дети могут с момента перехода к общему столу. Поэтому и правило ограничения в еде на них вполне распространяются с той степенью строгости, которую позволяет их здоровье, традиции и мнение родителей. Это может быть просто воздержание от мяса, может быть от мяса и молока во время продолжительных постов и постных дней.

Если дети причащаются часто, то особой постной подготовки не требуется, но в некоторых семьях предлагается постный ужин в субботу, накануне.

О молитвенной подготовке. Если дома есть традиция общей подготовки к причастию, совместных молитв, то дети частично могут принимать в этом участие.

Если все молятся индивидуально, я не требую какой-то специальной подготовки молитвенной к причастию от ребенка до тех пор, пока он сам не начинает читать и понимать прочитанное.

Первокласснику я рекомендую прочитать молитву, которая читается в храме на вынос Чаши: «Верую, Господи, и исповедую…»

Позднее, но тоже в начальной школе, это могут быть несколько последних молитв, начиная с 8 из Последования. Это занимает 5 минут, но ребенок все равно читает молитвы.

По мере возрастания, допустим, в средней школе, дети читают все молитвы ко Святому Причащению, но, например, без канона. В старшей школе добавляется еще и канон ко Причащению.

То есть, всё идет постепенно, по мере взросления и возрастания уровня понимания у ребёнка.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector