Причастие как часть речи 7 класс

baby 1399332 1920 Советы на день

Подборка правил: причастие

Подборка правил: причастие (определение, признаки, залог причастия, склонение, орфограммы).

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию, относится к существительному или местоимению и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (белеющий, решивший, слушающий).

Признаки

1. Постоянные признаки

2. Непостоянные признаки

Залог причастий

Полная и краткая форма причастий

Полную форму имеют все причастия (украшенный).

Краткая форма есть только у страдательных причастий со вершенного вида (украшен).
Краткие формы причастий изменяются по родам и числам.

Склонение причастий

Причастие в изменяется по числам, по падежам, по родам.

Начальная форма причастия – именительный падеж мужского рода.

Правописание суффиксов причастий

Действительные причастия

Страдательные причастия

ЗАПОМНИ! брезжить – брезжущий, зиждиться – зиждущийся

-НН- пишется:

-Н- пишется:

ЗАПОМНИ: конченый человек – конченный в срок отчёт, названый брат – названный выше, посажёный отец – посаженное в парке дерево, приданое невесты – приданный чему-то.

ЗАПОМНИ!

Правописание не в причастиях

НЕ пишется СЛИТНО:

НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО:

Причастный оборот

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот и причастие являются обособленным или необособленным согласованным определением.

Источник

Урок русского языка в 7 классе «Причастие как часть речи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3С УГЛУБЛЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ г.КОТОВО КОТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Разработка конспекта урока русского языка

в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

с применением ИКТ, ЭОР, ТРКМ

Кривоспицкая Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема «Причастие как часть речи»

Данный урок разработан по программе по русскому языку для 5-9 классов (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский), которая обеспечена учебником «Русский язык 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.) – М. Просвещение, 2010

Тема «Причастие» рассчитана на 31 час и изучается в разделе «Морфология». Данный урок является первым в изучении части речи. Это урок изучения нового материала. Разработан он с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Оборудование: раздаточный дидактический материал; схема-кластер «Причастие как часть речи»; мультимедийный проектор; компьютер.

предметные : знание грамматических признаков причастия, опознавание указанных единиц в тексте, употребление их в соответствии с нормами речи.

метапредметные: умение адекватно воспринимать информацию, владение аудированием и чтением, говорением и письмом; способность правильно излагать свои мысли в устной форме; воспроизводить текст с помощью схемы; умение определять результаты учебной деятельности.

1. На доске записаны слова. Что объединяет их? Разделите их на две группы, по какому признаку можно это сделать?

Белый, в белизне, белеет, белеющий, белизна, белая, белеют, белели.

Назовите однокоренные слова и определите, какой частью речи они являются. Какое слово вызвало затруднение.

Это новая для нас часть речи – причастие. М В.Ломоносов так говорил о причастии:

Сии глагольные имена служат к сокращению

человеческого слова, заключая в себе имени

Записываем число и тему урока. Давайте попробуем предположить, что же такое причастие?

2 . Прием «Верные и неверные утверждения»

Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные?

Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголами?

Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени?

Верите ли вы, что причастие бывает возвратным?

Верите ли вы, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам?

Верите ли вы, что есть только действительные причастия?

Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми?

Скажите, легко ли вам было отвечать на эти вопросы? Почему? Великий Сократ сказал: «Я знаю только то, что ничего не знаю. Но я стремлюсь к знаниям» Значит, и нам необходимо узнать всё об этой части речи. Давайте сформулируем цели нашего урока. (учащиеся формулируют цели: знать грамматические признаки причастия; уметь находить причастия в тексте, различать причастия и прилагательные; уметь составлять предложения с причастиями).

Чтобы разрешить все сомнения, предлагаем найти ответы в учебном тексте.

1. Прием ИНСЕРТ. Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол изменяется по временам, лицам, числам и родам. В предложении обычно бывает сказуемым.

Причастие имеет признаки глагола:

вид – совершенный (решивший);

время – настоящее (засыпающий);

возвратность – возвратное (обидевшийся);

род – ж.р. бегущая, м.р. бегущий, с.р . бегущее ;

число – ед. ч . рисующий, мн. ч. рисующие;

Может иметь краткую форму – построен, нарисована.

Причастие можно заменить синонимичным сочетанием (существительное + «который» + глагол)

Желтеющий лист = лист, который желтеет

Засеянное поле = поле, которое засеяли

Причастия бывают действительные и страдательные.

В предложении чаще всего являются определениями и частью составного именного сказуемого

Может быть несколько вариантов пометок: 2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?». Или 4 значка – «+», «V», «?», «–» (думал иначе). Главное, чтобы значки ставились на полях по ходу чтения текста

Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.

— Почему М.В.Ломоносов говорит,

что в нем «имени и глагола сила»

— Какие формальные признаки причастия надо знать,

чтобы найти причастия в предложении?

— Какие синтаксические функции выполняет причастие?

Составление кластера « Причастие», работа выполняется совместно или по группам (Приложение №1)

4. Первичное закрепление новых знаний

Докажите, что это слово является причастием.

Задание 2 Уровень А (самостоятельно)

Найдите и выпишите словосочетание « существительное+ причастие».

Стареющий дуб Чернеющая даль

Поседевшие волосы Свежие овощи

Покинутый дом Желтеющий лист

Горячая печь Спелый крыжовник

Колосистая рожь Стоящий кран

Горящее полотно Светящийся камень

Мокрый снег Шумный говор.

Задание 2 Уровень Б

Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ. и составьте 2 предложения с полученными словосочетаниями.

Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.

Задание 3 Сравните 2 текста.

1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два березовых листка, которые пожелтели

2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда.

1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два пожелтевших березовых листка.

2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда.

1 . Сравните первые два предложения.

-Какой вариант вам кажется наиболее удачным?

-В чем удобство употребления причастия в данном случае?

(Делается вывод: употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь яркой, выразительной.)

-Есть ли в данном тексте еще причастия, выпишите его(их) вместе со словом, к которому оно относится. Перестроим это предложение оборотом со словом который. Какое предложение красивее?

2. Давайте докажем справедливость слов М.А. Ломоносова о том, что «причастия» служат к сокращению человеческого слова. Для этого замените глаголы в предложениях причастием.

Птицы, которых испугал внезапный шум, поднялись ввысь. (Испуганные внезапным шумом птицы поднялись ввысь.)

Я глядел на кудрявый лес, который дышал прохладой. (Я глядел на кудрявый лес, дышащий прохладой.) Определите время причастий.

«Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках».

Д. Драйден ( английский писатель, поэт, драматург, критик17 века).

Автобиография причастия выраженная

Я, причастие ВЫРАЖЕННАЯ, происхожу из семьи ______________________________________________________. Мой отец оставил мне значение _____________________________________. Мать оставила в наследство вопрос _______________________, свою синтаксическую роль __________________. Она научила изменяться по ____________________. Вот сейчас я стою в форме ____________________.

Контроль Тест 1.1. Образование и правописание причастий (N 140927) Тест включает 3 задания, обучающая цель которых: 1) закрепить полученные знания о причастии; 2) научиться отличать причастия от прилагательных, дать понятие о причастии как особой форме глагола; 3) научиться видеть в тексте причастия;

1.Давайте вернемся к утверждениям, из которых мы выбирали верные и неверные, и скорректируем свои знания.

1.«Причастие – это уникальная часть речи.»

2.Докажите верность высказывания В. Даля о причастии.

«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.»

Источник

Конспект урока по русскому языку для 7 класса на тему «Причастие как часть речи»

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Причастие как часть речи.

Цель: научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных

Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории;

Развивать мышление, воображение, речь учащихся;

Воспитание познавательной активности, интереса и эмоциональной отзывчивости, культуры к произведениям искусства.

Оборудование: учебник Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Просвещение, 2013 г., карточки.

— Здравствуйте, ребята! Проверяем готовность к уроку: тетрадь, учебник (дети поднимают вверх названные предметы).

2. Орфоэпическая разминка.

— Перед вами лежат карточки. Расставьте ударение в словах ( дети расставляют ударение, далее проверка при помощи учителя ).

Тефтели, звонит, банты, торты, цепочка, столяр, кремень, мусоропровод, сироты, средства, договоры, квартал, эксперт, мозаичный, кухонный, сливовый, кралась, наделит, принудить, сверлишь, осведомишься, балуясь, донельзя, добела, завидно, исчерпать, закупорить, сверлит.

— Какие слова вызвали наибольшее затруднение?

3. Актуализация ранее изученного.

— Какие стили литературного языка вам известны? Опишите каждый из них.

— Назовите виды диалогов.

— Каковы правила оформления диалогов и прямой речи?

4. Формулировка темы и цели урока.

— Посмотрите на доску ( на доске записаны словосочетания – летящий мяч, умная девочка, любящий отец, белеющий снег, крадущийся тигр ). Как вы думаете, какое словосочетание лишнее? К какой части речи относится зависимое слово в каждом словосочетании?

— Верно! Лишним является словосочетание «умная девочка», но объяснения этому мы найти пока не можем. Давайте разгадаем ребус и узнаем, о какой части речи будем говорить на уроке.

hello html m57debdc4

— Молодцы! Сформулируйте тему урока.

— Исходя из всего вышесказанного, сформулируйте цель нашего урока.

5. Объяснение нового материала.

— Посмотрите на яблоко в моей руке. Дайте ему характеристику. Какое оно? ( красное, круглое, вкусное, спелое, яркое ). А если я подброшу его в воздух. Каким оно станет? (летящее).

— Верно! Т.е. мы можем говорить о том, что этот признак (летящее) проявился у яблока только в определённый момент, при выполнении предметом какого-либо действия. Яблоко ведь не всегда летящее.

— Можно говорить о том, что причастие является родственным каким частям речи? ( прилагательному и глаголу ).

— Давайте попробуем сформулировать определение причастия ( причастие – это признак предмета, проявляющийся во времени по его действию; причастие отвечает на вопросы прилагательного – какой? Какая? Какое? Какие? ).

— От глагола причастие отличить легко. Но от прилагательного крайне сложно.

Давайте обозначим признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного:

а) прилагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в н. в. или пр. в. Например, редкий лес- негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет.

Работа с учебником.

— Стр. 32, чтение теоретического материала, обсуждение с учащимися.

— Упр. 72 ( дискуссия с учащимися ).

6. Закрепление изученного.

— Выполнение упр. 73 ( в группах с последующей проверкой ).

— Выполнение упр. 74 ( самостоятельная работа ).

— Обратите внимание на карточки №2 ( один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях ).

Выписать в одну колонку словосочетания «прилагательные + существительные», а в другую – «причастия + существительные». Составить три предложения со словосочетаниями «прилагательное + существительное» и знаками препинания при союзах.

Нежный взгляд, серая мыш(?), разрезанный пирог, вымытые полы, чистый пол, танцующие дети, пр..смешная история, пропавший щеноч..к, ар..стованный пр..ступник, кожа..ая куртка, сломанный стул, зашитая дырка, городской парк, звери..ые следы, поющие птицы, (ярко)красные розы, сорванные розы, выкрашенные волосы, подстреленная птица, стреляющий воин, уд..вительный рассказ, листве(н-нн)ый лес, ч..рный кот, почерневшие камни, подстриженные волосы, открытая дверь, серебря(н-нн)ая цепочка, построенный дом, пр..школьная те(р-рр)итория.

Синтаксический разбор предложения

Девочка шла мимо закрывающегося магазина.

— Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы? ( Причастие в предложении является определением ).

— Мы достаточно много говорили о причастии, поэтому необходимо проверить, насколько хорошо вы поняли материал.

1. Найдите словосочетания «причастие + существительное»

А. Краснеющая рябина

В. Ругающаяся женщина

2. Найдите словосочетания «причастие + существительное»

Г. Бегающий мальчик

3. Найдите словосочетания «причастие + существительное»

А. Прыгающий мальчик

Б. Простой карандаш

В. Простирающаяся равнина

1 (А, В), 2 (В, Г), 3 (А, В, Г).

7. Подведение итогов урока.

— С какой частью речи мы познакомились на сегодняшнем уроке?

— Расскажите о причастии, используя свои примеры.

— Возьмите листы самоанализа. Впишите недостающие слова в представленные фразы.

Сегодня на уроке я узнал…

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание.

— Стр. 33, упр. 77, определить вид и время причастий.

Обсуждение домашнего задания вместе с учащимися.

Источник

Что такое причастие в русском языке?

Причастие — это осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и соче­та­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла и прилагательного.

Причастие в русском языке

Чтобы понять, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке, ука­жем, что оно обра­зу­ет­ся от гла­го­ла с помо­щью харак­тер­ных фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов:

Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обла­да­ет при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го. С одной сто­ро­ны, при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак, как и при­ла­га­тель­ное, но, с дру­гой сто­ро­ны, это при­знак осо­бен­ный, кото­рый свя­зан с дей­стви­ем.

lazy placeholder

Имя при­ла­га­тель­ное обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та без­от­но­си­тель­но ко вре­ме­ни (пла­ток какой? синий), а при­ча­стие — это гла­голь­ная фор­ма, выра­жа­ю­щая при­знак, свя­зан­ный с тече­ни­ем времени.

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «пла­ва­ю­щая утка» при­ча­стие «пла­ва­ю­щая» обо­зна­ча­ет при­знак. К нему мож­но задать вопрос прилагательного:

И в то же вре­мя этот при­знак свя­зан с дей­стви­ем в насто­я­щем времени:

Сравним с дру­гой фор­мой причастия:

Здесь речь идет о пти­це, кото­рая пла­ва­ла рань­ше, до момен­та речи об этом, то есть в про­шлом. Признак свя­зан с уже совер­шен­ным действием.

Подытожим наши наблю­де­ния опре­де­ле­ни­ем, что такое при­ча­стие в рус­ском языке.

Причастие сов­ме­ща­ет в себе при­зна­ки двух само­сто­я­тель­ных частей речи: гла­го­ла и прилагательного.

Признаки прилагательного у причастия

Как и при­ла­га­тель­ное, причастие

1. обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопросы:

Падеж Мужской род Женский род Средний род Мн. чис­ло
И. п. игра­ю­щий игра­ю­щая игра­ю­щее игра­ю­щие
Р. п. игра­ю­ще­го игра­ю­щей игра­ю­ще­го игра­ю­щих
Д. п. игра­ю­ще­му игра­ю­щей игра­ю­ще­му игра­ю­щим
В. п. игра­ю­ще­го игра­ю­щую игра­ю­щее игра­ю­щих
Т. п. игра­ю­щим игра­ю­щей игра­ю­щим игра­ю­щи­ми
П. п. об игра­ю­щем об игра­ю­щей об игра­ю­щем об игра­ю­щих

3. при­ча­стие изме­ня­ет­ся по родам:

4. согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным в роде, чис­ле и падеже:

lazy placeholder

В пред­ло­же­нии при­ча­стие выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль определения.

В густой кроне дере­вьев на вет­ках сидят пою­щие скворцы.

Признаки глагола у причастия

Как и гла­гол, от кото­ро­го обра­зо­ва­но при­ча­стие, оно име­ет грам­ма­ти­че­ские категории:

2. дей­стви­тель­ный или стра­да­тель­ный залог

Причастие в фор­ме дей­стви­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, кото­рое совер­ша­ет сам производитель:

Причастие в фор­ме стра­да­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, под­вер­га­ет­ся чьему-то воздействию:

3. Причастие сохра­ня­ет переходность/непереходность про­из­во­дя­ще­го глагола:

5. у при­ча­стий раз­ли­ча­ют насто­я­щее и про­шед­шее время:

lazy placeholder

Действительные причастия

Действительное при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый сам про­из­во­дит дей­ствие или испы­ты­ва­ет опре­де­лен­ное состояние.

Действительные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -ущ-/-ющ- (I спр.), -ащ-/-ящ- (IIспр.):

lazy placeholder

Действительные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -вш- (после глас­но­го), -ш- (после соглас­но­го) и окон­ча­ний прилагательных:

lazy placeholder

Страдательные причастия

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, над кото­рым совер­ша­ет­ся или уже про­из­ве­де­но дей­ствие извне. Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов. Эти фор­мы так­же обла­да­ют кате­го­ри­ей времени.

lazy placeholder

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни с помо­щью суф­фик­са -ем- (от гла­го­лов I спря­же­ния) или суф­фик­са -им- (от гла­го­лов II спряжения):

lazy placeholder

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -:

lazy placeholder

Страдательный при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют пол­ную и крат­кую форму:

Краткие фор­мы при­ча­стий, как и при­ла­га­тель­ных, не скло­ня­ют­ся, а толь­ко изме­ня­ют­ся по родам и числам:

Причастия могут поте­рять при­знак дей­ствия и пере­хо­дить в име­на при­ла­га­тель­ные. Наиболее часто пере­хо­дят в при­ла­га­тель­ные стра­да­тель­ные при­ча­стия. Некоторые из них совсем утра­ти­ли связь с глаголом:

Морфологический разбор причастия

Начальная фор­ма при­ча­стия — это пол­ная фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода.

I. Особая фор­ма гла­го­ла — причастие

а) дей­стви­тель­ное или страдательное

а) пол­ная или крат­кая форма;

б) падеж (в пол­ной форме);

г) род (в един­ствен­ном числе).

Примеры

Ольга толк­ну­ла створ­ки рас­сох­ших­ся ставен.

Рассохшихся — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма причастие

Синтаксическая роль — определение.

Село рас­по­ло­же­но на высо­ком бере­гу реки.

Расположено — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма причастие

Синтаксическая роль — сказуемое.

Видеоурок

Источник

Урок в 7-м классе с применением информационных технологий. Причастие как часть речи

Организационный момент. Сообщение учителем цели урока.

— Добрый день, ребята, я рада вас видеть. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым и очень необычным понятием. Речь пойдёт о причастии. Знакомо ли вам это слово? Приходилось ли его слышать раньше? У одного из ваших одноклассников было индивидуальное задание обратиться к словарю и дать определение этому слову. Посмотрим, что ему удалось выяснить.

(читает заранее подготовленный ученик):

Работа со статьёй словаря Ожегова. (индивидуальное задание)

Причастие 1 –В грамматике: форма глагола, слово, имеющее наряду с признаками глагола(время, залог, вид), признаки прилагательных (измен. по родам, склонение).

Причастие 2 – 1. У верующих: вино с кусочками просвиры в чаше, употребл. В церкви во время обедни для причащения.

2. То же, что причащение.

— Как вы думаете, о каком значении этого слова пойдёт речь на нашем уроке?

— Совершенно верно. Но не будем торопить события, тем более что познакомиться с этой темой без помощника будет очень сложно. Кто же будет нашим помощником? Об этом мы узнаем, отгадав загадку.

На экране показывается слайд –шоу (Приложение)

Отгадаем загадку. (слайд 1)

— Итак, наш помощник – обыкновенный мяч. Давайте внимательно рассмотрим наш мяч, для этого охарактеризуем его с разных сторон.

Ответим на вопросы: (слайд 3) Ответы запишем в левый столбик.

Каков наш мяч по цвету?

(Дети перечисляют: жёлто- коричневый, яркий, разноцветный. )

(небольшой, маленький, средний. )

Что можно сказать о его форме?

А для чего он предназначен?

(для игры в футбол, значит, он футбольный)

А какие ещё мячи бывают?

(баскетбольные, волейбольные, для метания. )

— А что известно вам о родине футбола? Названия каких отечественных футбольных команд вам известны? А фамилии знаменитых футболистов? (Эти вопросы рассчитаны на то, что в данном классе есть ребята, увлекающиеся футболом, а значит, есть возможность блеснуть своими знаниями в области этого вида спорта)

Итак, сделаем некоторые выводы: (слайд 5)

1. Все записанные нами слова отвечают на один и тот же вопрос: Какой?

2. А это значит, что все наши слова указывают на признаки этого мяча.

4. Т.о. признаки постоянные во времени имеет прилагательное, а непостоянные – причастие. Это их главное отличие при видимом сходстве.

— Ну а в нашем словаре появилось новое слово, которое будет сопровождать нас на протяжении многих – многих уроков. Это слово – причастие.

Сделаем записи в тетради: (слайд 6)

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, а значит, совмещает в себе признаки 2-х частей речи: прилагательного и глагола.

— Давайте теперь все вместе попробуем образовать причастия.

Распределительный диктант.(слайд 8)

— А сейчас задание следующее: распределите словосочетания в 2 столбика таким образом, чтобы в первом находились словосочетания с прилагательными, а во втором – с причастиями. Помните о главном их отличии друг от друга.

Маленькая игрушка, крупный лист, крутящийся глобус, поющий мальчик, тенистая аллея, желтеющая нива, жёлтый блеск, холодное утро, прочитанная книга, читательский дневник, морозный день, обмороженный палец, маринованные огурцы, завязанный шарф, зелёное яблоко, зеленеющие луга.

(Работа проверяется путём самопроверки) (слайд 9)

— В каком столбике оказалось больше словосочетаний?

— Что нужно сделать для того, чтобы их уравнять? Так давайте придумаем и запишем в этот столбик словосочетания с прилагательными, чтобы количество записанных словосочетаний в обоих столбиках было равным.

Творческая работа. Сочинение–фантазия.

А сейчас нам предстоит выполнить довольно интересную работу. Подумайте и напишите небольшое сочинение, главным героем которого является мяч. И повествование в вашей работе будет идти именно от лица мяча. Войдите в роль, представьте себе, о чём бы он смог рассказать. Может, ему не повезло с хозяином, и он жалуется на это? А, может, однажды во время очередного матча из-за сильного удара он совершил интересное путешествие… Одним словом, дайте волю своей фантазии, единственное условие – необходимо в своей работе употребить причастия…

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector