Суть причастия в протестантизме, в отличие от православия.
Ученик апостола Иоанна свт. Игнатий Богоносец еще в 107 году по РХ сказал: «Еретики удаляются от евхаристии. Они удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прениях».
Поэтому каждый, кто не признает Евхаристию (и соот-но, не участвует в ней), что она есть плоть и кровь Господина субботнего дня, отметают дар Божий и умирают, так и ничего не поняв, в продолжающихся спорах между своими множащимися деноминациями.
Я прошу опубликовать мой вопрос (разумеется с внятным и осознаным ответом) на вашем сайте: Почему адвентисты (и в широком смысле протестанты) не признают, что Евхаристия есть плоть и кровь Господа (без каких-либо условностей и символичности) и дана христианам для получения Благодати Божией?»
Здравствовать вам в Господине субботнего дня, Константин!
Протестантское отношение к причастию основано на следующих текстах Писания:
«взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание » (Лук.22:19).
В протестантской традиции хлеб и вино не становятся реальными плотью и кровью Христа, но являются напоминанием о том, что:
— Христос умер, чтобы мы могли жить, не совершая грехов
— весь мир продолжает существовать только потому, что Христос умер
— мы имеем надежду на воскресение, потому что Христос не просто умер, но и воскрес.
Протестантизм не верит (или по крайней мере не должен верить) в то, что преобразование человеческой личности происходит лишь потому, что человек съел кусочек хлеба и отпил глоток вина. Помните, что сказал Иисус в Своей проповеди о том, что мы должны кушать Его плоть и пить Его кровь?
Если человек каждый раз причащается хлебом и вином, но никогда не открывает Святое Слово Божие для того, чтобы читать и наполнять Им свой разум и своё сердце, то нет такому человеку никакой пользы от причастия. Он как грешил, так и будет продолжать грешить. Потому что только Слово Бога, принятое в сердце, может отчистить человека и поставить на путь праведности. Потому что по-настоящему уверовать возможно только тогда, когда слышишь чистое Слово Самого Бога.
Рим.10:17 «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия».
Не хлеб и вино, даже если всеми силами веришь, что они стали реальными плотью и кровью Иисуса, освобождают нас, а вера в Слово Божие и подчинение Слову Божьему :
Единственное условие нашего освобождения от греха и смерти – это пребывание в Слове Вседержителя. Именно об этом напоминает нам причастие: кушай Его Слово, переваривай Его Слово, возрастай на Его Слове – и будешь свободен от греха!
Пусть Дух Святой поможет нам всем оказаться потрясёнными истиной, открывающейся в этих словах Писания:
Помните, что сказал Иисус в ответ о Слове Божием в самом начале Своего служения? «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф.4:4). Это ведь и о нас! Значит, наша жизнь полностью и всегда зависит от Слова Божия (а не от причастия), от того, насколько хорошо мы знаем Его, насколько много съели и насколько хорошо переварили.
Лук.11:28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие
его.
С любовью во Спасителе нашем Иисусе Христе, Который является Вечноживущим Словом Божиим,
Саша.
Причастие у протестантов как происходит
В последнее время, с приходом в Россию разнообразных течений протестантского толка, у многих сформировалось ложное представление об этом великом Таинстве. Протестанты считают, что во время причастия не происходит таинственного переосуществления хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христову, а так и остается хлебом и вином которым они причащаются только в воспоминание Тайной Вечери. Давайте рассмотрим, так ли это и нет ли здесь противоречий с Библейским учением.
В Евангелии Господь говорил о причастии –
Очень понятна реакция людей, которые не могут вместить слова Бога, ведь когда Иисус говорил им образами (что Он есть дверь, виноградная лоза, путь) это не вызывало такой реакции, а когда Господь сказал им прямо, тут и открылась вся их вера, впрочем Господь и не сказал что это будет легко, а только тем кому будет дано от Отца. Поэтому можно сделать вывод, что протестантам не дано от Отца такой веры, они не могут вместить столь странного и великого чуда – Евхаристии. Они не могут принять, как это есть Тело и пить Кровь, некоторые даже дерзают называть это каннибализмом и повторяя Евангельское событие, уже не ходят (не принимают) истинное учение Христа, а продолжая заблуждаться и вводить в заблуждение многих.
Давайте рассмотрим, на какие стихи ссылаются протестанты, объясняя свои заблуждения. Рассмотрим то место, которое чаще всего они приводят в полемике.
И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. (Лук.22:19)
Господь вначале преломил хлеб и потом сказал: Сие есть Тело Мое. Неужели Тело Христово — это хлеб? Нет, — говорит нам Святая Церковь, — это Хлеб преломляемый. Прежде раздаяния этого Хлеба — его преломление. И в этом Хлебе ломимом — знамение возвещаемой смерти. Великое Преломление жизни Христа — преломление в мире, лежащем во зле, раздирание завесы храма от верхнего края до нижнего.
Еще одно важное место находится в 1 Кор. 10:16: Чаша благословения не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который благословляем, не есть ли приобщение Тела Христова?. В 17 стихе Павел пишет, что приобщаемся мы от одного хлеба, но в то же время, мы приобщаемся не хлеба, а самого Тела Христова. Как это можно объяснить? Прежде всего, это является такой же тайной, Таинством, как тайна воплощения: Бог явился во плоти (1 Тим. 3:16).
Как за образом раба скрывалась Божественность Христа, так и за образами хлеба и вина скрывается Тело и Кровь Христовы.
В протестантизме хотя и совершается подобие Причастия, но в зависимость ко спасению оно никем никогда не ставится, хотя в Ин. 6:51-57 Христос говорил о прямой зависимости Причастия и спасения.
Очень важно подчеркнуть, что первые христиан именно так и понимали Евхаристию, как и продолжает, понимать и исповедовать Православная церковь. Для того что бы уточнить, действительно ли это так, давайте обратимся к дошедшим до нас, трудов святых отцов первых веков.
I век, Игнатий Богоносец: «Евхаристия есть плоть Спасителя нашего, которая пострадала за наши грехи. » (Послание к Смирянам, 7 Цит. по «Протестантам о Православии», с. 183)
III век, Ориген, последовательный аллегорист в толковании Библии, а это, в данном случае, очень важно, причастие признает реальностью (Беседы на Исход 13:3. Цит. там же.).
IV век, Августин, как бы от лица Христа объясняя смысл причастия, говорит: «Я есмь пища Твоя, но вместо того, чтобы Мне преложиться в Тебя, ты сам преобразуешься в Меня и ещё Здесь уже не только смысл, но и сами слова выдают веру в пресуществление.
IV век, Иоанн Златоуст говорит о Причастии: «Или ты не знаешь, что души человеческие никогда не могли бы перенести огня этой жертвы, но все совершенно погибли бы, если бы не было великой помощи Божественной благодати» (Златоуст «Шесть слов о священстве», с. 34. Цит. там же. с. 176).
Т.е. он говорит, что если бы эта жертва, Тело и Кровь Христа, являлась в своем истинном славном виде, то никто бы этого не вынес, и помощь Бога заключается как раз в том, что Тело и Кровь Христовы скрыты для нас под видом хлеба и вина.
В другом месте Златоуст говорит: «Столь многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, сапоги! Вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть Его, а Он дает не только видеть Себя, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь» (Беседы на Евангелие от Матфея, 82. Цит. там же, с. 182).
Поэтому каждый, кто не признает Евхаристию, не участвует в ней, не признает, что она есть плоть и кровь Господня, отметают дар Божий и умирают, так и ничего не поняв, в продолжающихся спорах между своими множащимися деноминациями.
Каков же смысл приобщаться Тела Христова? Как сам Христос сказал, чтобы иметь жизнь в себе. Спасение наше заключается в возвращении единства с Богом. В Причастии же мы именно соединяемся (причащаемся, становимся частью) со Христом. В этом Таинстве подаются человеку, приходящему к нему с верою, силы не грешить и освящаться.
В Причастии укрепляется наша волю; просвещает наш разум; чувства наши очищаются, чтобы любить добро и ненавидеть грех; защищает нас от дьявольских искушений. Кто-то из Отцов Церкви сказал: «Для того Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». Об этом пишет и Ап. Петр, что верующим дано стать причастниками Божеского естества (2 Пет. 1:4).Причастие же полностью обожествленной воскресшей Плоти и Крови Христа является одним из необходимых условий нашего обожения.
Анатолий Баданов свщ. Евгений Лищенюк
Вопрос, который никогда не задают протестанты
Когда мы, православные, говорим о вере с протестантом, то с его стороны можем услышать самые разные вопросы. И об иконах, и о крещении младенцев, и о почитании святых и так далее. Но есть один вопрос, который они сами никогда не затронут. Хотя именно он самый важный, в нем кроется коренное различие между нами. Этот вопрос – учение о Церкви.
Что такое Церковь Христова? Любой протестант сразу скажет, что деноминация, к которой он в настоящее время принадлежит, и есть Церковь Христова. Тогда вопрос: когда появилась ваша деноминация? Диапазон ответов будет от прошлого года и до начала Реформации. Отлично, а где была Церковь Христова до этого времени?
Поскольку протестанты, как известно, любят говорить, что именно они и только их деноминация в своей вере точно следует Библии, то мы будем рассматривать их представления о Церкви именно через призму Священного Писания. Давайте посмотрим, соответствует ли Библии эта протестантская идея про исчезнувшую Церковь.
Господь Иисус Христос сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). То есть Господь обещает, что у сил зла не будет победы над Церковью, в том числе и через искажение вероучения. Она всегда останется той же славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но… святой и непорочной (Еф. 5:27), домом Божиим… столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15), какой ее изображают апостолы в Писании.
И, конечно, если мы поверим протестантам, что созданная Христом Церковь осквернилась языческими практиками, потеряла истину и уклонилась в заблуждения, то в таком случае мы объявляем, что врата ада Церковь одолели. И через это мы объявляем Господа Иисуса Христа лжецом, показывая, что Он обещал, но не сдержал Своего обещания.
Есть и другое обещание, которое дал Господь. Он сказал: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Господь не только обещает, что сама по себе Церковь будет устойчива, Он обещает, что Сам будет с Церковью Своей во все дни до скончания века. Здесь, как мы видим, нет ни слова о том, что Господь собирается сделать паузу со II по XVI век. Или, тем более, по XIX век.
Уверения протестантов, что Церковь будто бы исчезла на целых полторы тысячи лет, прямо противоречат библейским словам
И апостол Павел со своей стороны пишет, что Богу будет воздаваться слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века (Еф. 3:21). То есть созданная Христом и распространенная через апостолов Церковь будет существовать на протяжении всех последующих поколений и прославлять Бога. Уверения протестантов в том, что эта Церковь будто бы исчезла на целых полторы тысячи лет, прямо противоречат этим библейским словам.
Также стоит напомнить, что Христос обещал апостолам дать Духа Святого и сказал: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16:13), научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14:26). Когда пришел к апостолам Дух Святой, мы знаем – в день Пятидесятницы, который и считается днем рождения Церкви. То есть Господь дает Духа Святого, и Дух Святой сохраняет Церковь. Сохраняет ее от искажения, от того, чтобы она уклонилась от истины. Поэтому апостол Павел и называет Церковь столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15). Потому что Дух истины наставляет ее и Сам Христос, Который есть Истина (Ин. 14:6), невидимо пребывает в ней. Отдельный человек или даже группа людей, конечно, могут уклониться в заблуждение, и так всегда было. Еще апостолы об этом предупреждали (см.: 2 Пет. 2:1; Гал. 1:6–9). Но чтобы вся Церковь уклонилась в заблуждение – такое невозможно, поскольку это означает, что она перестала существовать.
Если Истинной Церкви в IV веке уже не было, то тогда лишается авторитета и Библия, которая была составлена и сохранена этой исторической Церковью
Тут возникает еще один интересный вопрос к протестантам. Вот вы говорите, что для вас свята только Библия и что будто бы именно основываясь на Библии вы дошли до убеждения, что со II века Церковь истинная исчезла, заразившись язычеством. А кто и когда утвердил канон Нового Завета? Кто постановил, что из множества памятников древнего христианства именно эти книги являются Священным Писанием, частью Библии? Ответ: это произошло в 364 году на Лаодикийском Соборе той самой Церкви, которую вы считаете уклонившейся в язычество и историческим продолжением которой является Православная Церковь. Никто не сможет назвать более ранней даты утверждения канона Нового Завета, каким мы его знаем сейчас. Но если Истинной Церкви в то время уже не было, то тогда лишается авторитета и сама Библия, которая была записана, составлена и сохранена этой исторической Церковью, от которой ее позднее, через посредство католиков, получили протестанты.
Упомянутые протестантские идеи не только противоречат Библии, как уже было показано, они еще и исторически не подтверждаются.
Я сам, например, когда приходил к вере, лично проверял это. Прочитал сначала Новый Завет. После этого стал читать другие христианские документы, которые сохранились от конца I века. Например послание святого Климента Римского, ученика апостолов.
Затем перешел к тем документам, которые были написаны во II столетии. И прочитал их, в том числе и написанные непосредственно учениками апостолов, такими как святой Поликарп Смирнский, святой Игнатий Богоносец. То есть, – подчеркну, – эти тексты написаны теми, кто лично знал апостолов и от них воспринял учение христианское.
После этого я перешел к III веку и прочитал все христианские тексты того времени. Потом перешел к IV веку и так далее. И я убедился, что на протяжении всех этих столетий Церковь в своем учении осталась той же. Могли изменяться формулировки вероучения, но само вероучение пребывает сейчас в Православной Церкви таким же, какое оно было во времена апостолов и их учеников.
Конечно, я никого не прошу верить мне на слово. Если мне доводится беседовать с протестантами, я им предлагаю проверить. Возьмите тексты и проверьте. Все есть в открытом доступе. Как правило, почти все протестанты крайне слабо разбираются в истории Церкви и практически не знают ее совсем. То, что было после описанного в Деяниях апостольских и до того, как возникла их деноминация, для них – terra incognita. Хотя это огромный пласт истории и церковной, и христианской, и вообще человеческой.
И если протестанты находят в себе смелость без предубеждений рассмотреть этот вопрос – то, конечно, они увидят истину. Нетрудно заметить, что Церковь, описанная в документах I–II столетий, совсем не похожа на то, что сейчас мы видим на протестантских собраниях и в целом знакомясь с современным протестантизмом.
Та Церковь апостольских времен – она объективно похожа на Церковь Православную. И это не только мое впечатление. Приведу в пример один случай, который произошел в 1960-х годах в американских городах Бен-Ломон и Санта-Барбара.
Группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью… И тогда эти молодые люди решили проследить историю Церкви от времен апостольских и до наших дней, чтобы выяснить, куда делась та Церковь, которая была описана в книге Деяний. И они пошли по тому же самому пути, по которому позднее шел я. То есть они последовательно изучали все исторические документы. При этом в истории много было разделений. И в Древней Церкви были разные ереси, которые отделялись от Православия. И на каждой такой развилке эти протестанты непредвзято смотрели и сравнивали: какое из этих учений – учение Православной Церкви или учение отделившихся – наиболее соответствует тому учению, которому верили до них? кто именно хранил апостольскую веру, а кто вносил новшество?
И в результате исследования, которое было долгим и кропотливым и в котором никоим образом не участвовала православная сторона, община убедилась, что Библию создала именно Православная Церковь. Именно она сохранила для мира Библию. И первые шаги этой Церкви описаны в книге Деяний. И в 1974 году вся эта протестантская община целиком – более 2000 человек – попросилась в Православную Церковь и была принята. Есть написанные ими описания их пути в Православие, кто хочет, может познакомиться. Например замечательная книга Питера Гиллквиста «Возвращение домой». Позволю себе процитировать отрывок из нее:
«В своем путешествии через историю мы тщательно проследили тысячелетие неразрывной преемственности в Церкви. Излишне говорить, что мы подтвердили представление о Церкви, изложенное на страницах Нового Завета. Мы обнаружили ту же самую Церковь во втором и третьем столетиях, подвергающуюся жестоким гонениям, служащую литургию в домах, катакомбах и даже на кладбищах и руководимую епископами, которые часто заканчивали свой жизненный путь как мученики. Мы нашли ее в четвертом веке защищающей веру в Никее и в пятом веке – в Халкидоне.
Мы проследовали за ней вплоть до восьмого столетия, изучили ее великие Соборы, полюбили ее апологетов, святых, учителей, то, как они проповедовали Евангелие, боролись с еретиками и подтверждали почитание святых икон. Мы были поражены тем, как смело встречали в Церкви этические и догматические искажения вероучения и как постоянно удавалось избежать возможного разрушения. Бог был с Церковью в девятом и десятом веках…
Мне известны и другие такие примеры, хотя и менее масштабные по численности, когда люди именно через изучение истории христианства убеждались в истинности Православия.
Конечно, не все люди готовы приступить к столь серьезному историческому исследованию, не все имеют такую возможность. Но в таком случае им будет достаточно того, что говорит о Церкви Господь Иисус Христос и Его апостолы, чтобы понять, что истинная Церковь не могла исчезнуть. И, соответственно, все протестантские церкви, которые прямо позиционируют свой разрыв с предшествующей христианской традицией и отсчитывают свою историю от основания их деноминации смертными людьми, заведомо не могут быть той Церковью, которая непрерывно существует от времен апостольских и до Второго Пришествия Христова.
Некоторые протестанты понимают эту проблему. И, чтобы защититься, они говорят иначе: да, конечно, во все века была Церковь. Но она, эта настоящая Церковь, была невидимой. Она состояла из отдельных праведников, которые могли относиться формально к разным христианским деноминациям, могли находиться среди православных, несториан, монофизитов, католиков и т.д., но в душе верили правильно (то есть как современные протестанты), и вот из всех их и состояла эта невидимая Церковь Христова. А после такого-то года она стала видимой в лице нашей деноминации. Многие протестанты могут сказать, что Церковь и сейчас пребывает невидимой, и все «правильные» с точки зрения данного направления люди из других конфессий в нее будто бы входят. И что вот будто про эту невидимую Церковь Христос и говорил, что врата ада ее не одолеют и что Он будет с нею.
«Теория невидимой Церкви» была создана для объяснения кризиса протестантизма с его непрекращающимся дроблением на все новые деноминации
Позволю себе предположить, что «теория невидимой Церкви» была создана также и для того, чтобы объяснить кризис несоответствия того, что наблюдается сейчас в протестантском мире с его непрекращающимся дроблением на все новые деноминации, с тем, что было описано в книге Деяний Апостольских, где Церковь предстает как единый организм, единая реальность, единая структура, которая может позволить себе провести апостольский Собор в Иерусалиме и принимает к исполнению решения этого Собора (см.: Деян. 15:6–31). В современном протестантском мире провести что-то такое для всех деноминаций просто немыслимо. И сами протестанты это признают.
Согласуется ли с Библией концепция «невидимой Церкви»? Вспомним слова Господа Иисуса Христа, в которых Он указывает, как обличать человека, если тот согрешил. Он говорит, что нужно привести свидетелей. И если не послушает их, скажи Церкви, если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17). Вот совет, который Господь дает всем христианам, всем, кто хочет быть учеником Его. И этот совет подразумевает, что Церковь всегда будет обнаружима. Церковь не есть нечто аморфное, умозрительное, неопределимое, невидимое. Нет. Она представляет собой нечто конкретное, видимое и четко отличимое от других сообществ. Это сообщество со своим порядком, допускающим возможность обратиться за разрешением недоуменных вопросов. И так всегда в Церкви и было. Как в древние времена состоялся первый апостольский Собор, так и впоследствии все спорные вопросы в Церкви решали Соборы. И церковный суд существовал тоже, который осуществлял власть Церкви выносить суждения, «вязать и разрешать» (см.: Мф. 18:18). Только к такой видимой Церкви и можно обратиться за разрешением тяжб. А к «невидимой Церкви» как обратишься? Это все равно что посылать пострадавшего от разбойников обратиться в «невидимый суд», про который никто не знает, где он и из кого состоит.
И в других местах Священного Писания мы видим ту же реальность, когда говорится, например, что Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2:47). Это вполне конкретная, видимая Церковь. Люди знали, что если ты хочешь стать христианином, то ты должен прийти к этому сообществу и креститься, ты должен быть вместе со всеми. И, как это хорошо описывается там же, все христиане постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42). И, кстати, именно потому, что Церковь апостольская была видима, ее и можно было гнать – в те дни произошло великое гонение на Церковь (Деян. 8:1), и еще не обратившийся Савл жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее (Гал. 1:13). А как можно подвергать гонению невидимую Церковь?
«Теория ветвей» противоречит словам Господа, сказавшего, что будет у Него одно стадо (Ин. 10:16)
Надо сказать, что в протестантском мире есть еще одна теория, которая пытается снять проблему, о которой мы говорим. А именно «теория ветвей». В отличие от «теории невидимой церкви», которая пытается придумать некое мистическое единство отдельных индивидов вопреки разделениям между церквями, к которым они могут принадлежать, «теория ветвей» объявляет сами по себе разделения и различия между христианскими конфессиями неважными и утверждает, что все, кто называет себя христианами: и протестанты разных толков, и католики, и православные, и монофизиты, – все вместе составляют эту единую Церковь Христа как ветви единого древа.
Но и с этой концепцией согласиться не получится, поскольку Сам Господь говорил, что будет у Него одно стадо (Ин. 10:16). Даже при большом желании невозможно назвать все перечисленные выше сообщества единым стадом. Поскольку в действительности – и это ни для кого не секрет – они не имеют между собой никакого единства. Не имеют ни единства веры, ни единства в таинствах, ни единства в церковно-административных, канонических вопросах, ни единства в нравственных взглядах. Даже в среде самих протестантов нередко утверждаются прямо противоположные вещи.
Например есть протестанты, которые утверждают, что гомосексуализм – это грех, а есть протестанты, которые говорят: ничего подобного, никакого греха здесь нет. И они имеют даже пасторов – открытых гомосексуалистов и совершают так называемые гомосексуальные браки. Это всего лишь один из примеров, а есть и другие серьезные отличия, в том числе и догматического вероучительного характера. Где же здесь единство? Но приверженцы обсуждаемой идеи упрямо говорят: «Да это все не существенно, конечно, есть различия, но так ли они важны? Самое главное – что у нас есть то, что нас объединяет».
Но, как говорил святой Иоанн Златоуст, с любым человеком, даже неверующим, мы можем найти что-то, что объединяет нас, – только с диаволом у нас нет ничего общего. Но это не значит, что мы с любым человеком принадлежим к одной Церкви. И вот такой идеи, что будто бы не важно, кто во что верит, лишь бы называли себя христианами, мы совершено не встретим у апостолов. Более того, мы находим у них прямо противоположные мысли.
Например апостол Павел говорит: По отшествии моем войдут к вам волки, не щадящие стадо. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20:28–30). В другом месте апостол говорит: Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16:17–18). И еще пишет: Как прежде мы сказали, так и теперь говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1:9).
Как видим, вероучительные различия оказываются настолько серьезными, что апостол прямо предписывает предавать таких людей анафеме, отделять их от церковного тела. Он описывает, что само внесение разделений является следствием греха. И в другом месте апостол говорит, что предающийся ереси Царства Божия не наследует (см.: Гал. 5:21–22).
Поэтому невозможно говорить, что все равно, во что мы верим, и, мол, если мы называем себя христианами, то мы все единая Церковь. Это не так. Мы не едины тогда ни в вере, ни в нравственном учении, ни в Евхаристии. Писание говорит, что у христиан должны быть один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4:5). А в существующих конфессиях и деноминациях вера как раз не одна, вера разная, почему и произошли разделения: здесь об этом учат так, а здесь иначе, а в третьей «церкви» и еще как-то по-своему.
С тем, что у всех так называемых «ветвей» нет одной веры, и протестанты не будут спорить, поскольку это самоочевидный факт. А вот про единство Евхаристии нужно поговорить подробнее. Этот важный момент, к сожалению, наши протестантские собеседники совершенно не понимают, потому что не верят, что обряд, который они проводят, называя его причастием, действительно дает им подлинные Тело и Кровь Христа. Они говорят, что это просто символы. И они правы в том, что у них это не Тело и Кровь Христа, у них это действительно только хлеб и вино. В этом они правы, но они не правы, когда думают, что вообще невозможно в причастии соединиться с подлинными Телом и Кровью Христовыми.
Наш Спаситель говорил об этом не просто как о возможном, но как о необходимом деле: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную… [он] пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:53–54, 56). Господь сказал, что без причастия Тела и Крови Его невозможно иметь в себе жизнь вечную, то есть невозможно спастись. И позднее Он показал, как исполнить эти Его слова. Он показал это на последней Тайной вечере, когда, как повествует Евангелие, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26–28). Христос не сказал: «приимите, ядите: сие есть символ Моего Тела» и «символ Моей Крови». Он сказал ясно: сие есть Тело Мое и сие есть Кровь Моя. Хотя апостолы продолжали видеть те же хлеб и вино, но при этом силою Божиею они стали тем, чем их назвал Всемогущий Господь, про Которого Писание говорит: Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось (Пс. 32:9).
И Господь сотворил это чудо не только один раз для апостолов. Он, как мы знаем, заповедал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19). И во исполнение этих слов христиане начали совершать Евхаристию с самых первых дней Церкви. В той же самой главе, где описывается, что апостолы в день Пятидесятницы начали проповедовать, и обратилось три тысячи человек, далее написано, что они постоянно пребывали… в преломлении хлеба (Деян. 2:42), то есть совершая Евхаристию.
Протестанты говорят: да, мы преломляем хлеб и пьем вино, но для нас это просто воспоминание о страданиях Христа. Но тогда зачем вообще этот ритуал?
Протестанты говорят: да-да, и мы это все делаем. Конечно, мы преломляем хлеб и пьем вино, но для нас это просто воспоминание о Христовых страданиях, ничего более. Но в таком случае зачем вообще этот ритуал? Ведь вспомнить о Христе можно и без хлеба и вина. Давайте посмотрим, была ли Евхаристия для самих апостолов просто воспоминанием о Христе? Вот апостол Павел говорит: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор. 10:16). Как видим, апостол не говорит: не есть ли это символ Крови Христовой? или: не есть ли это воспоминание о Христе? Для апостола это является причащением подлинных Тела и Крови Христовых.
И вот в этом случае причащение обретает особый глубокий смысл, о котором говорит апостол: Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10:17). И так мы, многие, составляем одно тело во Христе (Рим. 12:5). И сама Церковь также есть тело Христово (см.: Еф. 1:22–23). Для апостола все это было реальностью – и то, что Церковь есть тело Христово, и что причастие есть Тело Христово. И мы становимся частью этого тела через причастие, через Евхаристию. Так мы становимся частью единой Церкви Христовой.
И в Православии две тысячи лет сохраняется эта непрерывная связь через Евхаристию. Например я полтора года назад, будучи на торжествах в Гонконге, во время богослужения причащался из одной чаши с отцом Михаилом Ли. Это китайский православный священник, которому сейчас 90 лет. Сам же отец Михаил во времена своей молодости причащался из одной чаши со святым Иоанном Шанхайским. А святой Иоанн Шанхайский, в свою очередь, во времена своего детства причащался из одной чаши со святым Иоанном Кронштадтским. И так из поколения в поколение вглубь веков эта живая связь доходит до времен апостолов, которые причащались из рук Самого Господа Иисуса Христа. Через Евхаристию Церковь является единым богочеловеческим организмом, который живет, не прерываясь на протяжении двух тысяч лет, начиная от самих апостольских времен.
Границы Церкви – это границы Евхаристии. Кто не имеет причастия в Церкви, тот вне Церкви Христовой
И, возвращаясь к «теории ветвей», мы видим и с этой стороны ее несостоятельность – поскольку не может быть так, чтобы совершенно разделившиеся между собой сообщества, называющие себя церквями, все в равной степени имели подлинное таинство Тела и Крови Христовой. Как пишет апостол: разве разделился Христос? (1 Кор. 1:13). Христос один, и Тело Его одно. Поэтому и Евхаристия одна, совершаясь непрерывно на протяжении двух тысяч лет в единственной подлинной Церкви Христовой. Наша задача – найти эту Церковь, которую основал Господь Иисус Христос и которая со времен апостольских сохраняет непрерывно и веру апостольскую, и таинства, включая Евхаристию.
Эта Церковь – истинная. Остальные сообщества, которые называют себя церквями, если они отделены от нее, – не истинны. Мы не можем сказать, что все церкви созданы Христом, потому что Господь сказал: Я создам Церковь Мою (Мф. 16:18), а не: «Я создам Мои церкви». И апостол написал: Церковь есть столп истины (1 Тим. 3:15), а не: «церкви есть столпы истины». Церковь одна, сохраняющая свое единство на протяжении веков во исполнение слов Спасителя: да будут все едино (Ин. 17:21), и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10:16).
Об уникальности, единстве и неуничтожимости подлинной Церкви Христовой многократно говорит и Священное Писание, и, конечно, Священное Предание. И это не является чем-то, что мы просто декларируем. Это исторический факт. Любой протестант может обратиться к свидетельству истории, чтобы увидеть, где правда.
И вот именно этого ощущения Церкви нашим протестантским собеседникам, к сожалению, не хватает. Они не понимают реальности Церкви, что это вообще такое. Они представляют ее как просто человеческое собрание: «Вот приехал я в некий город, нашел нескольких единомышленников, мы стали собираться вместе, читать Библию, молиться – вот это и церковь». Но это не Церковь, а кружок по интересам, который ты сам создал. А где та Церковь, которую создал Христос? Приди и виждь, что это та Церковь, которая сейчас известна под именем Православной, то есть той, которая правильно славит Бога.