Причастный и деепричастный оборот как находить

three 3075752 1920 Советы на день
Содержание
  1. Причастный и деепричастный обороты
  2. Что такое причастный оборот?
  3. Причастный оборот и знаки препинания
  4. Что такое деепричастный оборот?
  5. Примеры
  6. Видеоурок «Причастие и деепричастие: в чем разница?»
  7. Причастный и деепричастный обороты: учимся различать
  8. Теоретические основы изучения причастного оборота
  9. Закрепление полученных сведений о причастном обороте
  10. Теоретические основы изучения деепричастного оборота
  11. Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте
  12. Методический комментарий
  13. Причастный и деепричастный оборот
  14. Обособление причастных оборотов
  15. Обособление деепричастных оборотов
  16. В чем разница между причастным и деепричастным оборотом, как их определить
  17. Что такое причастный оборот
  18. Что такое деепричастный оборот
  19. В чем разница
  20. Сравнительная таблица
  21. Как ставить запятые
  22. Ошибки при употреблении
  23. Нужно ли употреблять

Причастный и деепричастный обороты

Причастный и дее­при­част­ный обо­рот обра­зу­ют при­ча­стие и дее­при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми. Рассмотрим, что такое при­част­ный и дее­при­част­ный обо­рот в рус­ской грам­ма­ти­ке, осо­бен­но­сти поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния и при­ве­дем примеры.

Что такое причастный оборот?

Чтобы понять, что такое при­част­ный обо­рот, вспом­ним, какое сло­во назы­ва­ет­ся при­ча­сти­ем в рус­ском языке.

В пред­ло­же­нии оди­ноч­ное при­ча­стие упо­треб­ля­ет­ся как определение.

На фут­боль­ном поле игра­ю­щие дети бега­ли за мячом.

У при­ча­стия могут быть зави­си­мые сло­ва, кото­рые вме­сте с ним обра­зу­ют син­так­си­че­скую кон­струк­цию — при­част­ный оборот.

lazy placeholder

В пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот явля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие? что дела­ю­щий? что сделавший?

Эта син­так­си­че­ская кон­струк­ция чаще все­го явля­ет­ся обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем.

Рассмотрим, в каких слу­ча­ях при­част­ный обо­рот выде­ля­ет­ся зна­ка­ми препинания.

Причастный оборот и знаки препинания

1. Причастный обо­рот выде­ля­ет­ся запя­ты­ми, если нахо­дит­ся непо­сред­ствен­но за опре­де­ля­е­мым словом:

2. Знаками пре­пи­на­ния необ­хо­ди­мо выде­лить обо­рот с при­ча­сти­ем, если он отде­лён от опре­де­ля­е­мо­го суще­стви­тель­но­го дру­ги­ми чле­на­ми предложения:

3. Причастный обо­рот явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния, если пояс­ня­ет лич­ное место­име­ние:

Мы, раду­ю­щи­е­ся неожи­дан­ной пере­дыш­ке, побе­жа­ли к реч­ке, что­бы искупаться.

Надвигалась гро­за. Быстро затя­нув­шая небо серы­ми туча­ми, она гро­зи­ла ярки­ми вспо­ло­ха­ми мол­ний и гром­ким вор­ча­ни­ем грома.

4. Причастный обо­рот, нахо­дя­щий­ся перед опре­де­ля­е­мым сло­вом, выде­ля­ет­ся толь­ко тогда, когда име­ет доба­воч­ный отте­нок обсто­я­тель­ствен­но­го зна­че­ния при­чи­ны, усло­вия и пр.

Уставшие к кон­цу дня, вече­ром они не ста­ли ниче­го обсуждать.

Рассерженная на Алексея, мать мол­ча­ла весь вечер.

В осталь­ных слу­ча­ях этот обо­рот, рас­по­ло­жен­ный перед опре­де­ля­е­мым сло­вом, не выде­ля­ет­ся запятыми.

Нарастающее с каж­дой мину­той гро­хо­та­ние гро­ма стре­ми­тель­но приближается.

lazy placeholder

Предложения ослож­ня­ет не толь­ко обособ­лен­ное опре­де­ле­ние, выра­жен­ное при­част­ным обо­ро­том, но и обсто­я­тель­ство, обо­зна­чен­ное дее­при­част­ным оборотом.

Что такое деепричастный оборот?

Основу дее­при­част­но­го обо­ро­та, как мож­но понять из назва­ния этой син­так­си­че­ской кон­струк­ции, состав­ля­ет дее­при­ча­стие.

lazy placeholder

Девочка рас­смат­ри­ва­ла цве­ту­щий кле­вер, наблю­дая за пчелами.

Рассматривала, (что делая?) наблю­дая.

Девочка рас­смат­ри­ва­ла (основ­ное дей­ствие) и наблю­да­ла (доба­воч­ное действие).

В этом пред­ло­же­нии ука­жем у дее­при­ча­стия зави­си­мые слова:

В пред­ло­же­нии дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством, кото­рое обособ­ля­ет­ся неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния в предложении.

Не выде­ля­ют­ся дее­при­част­ные обо­ро­ты, пред­став­ля­ю­щие собой фра­зео­ло­ги­че­ские соче­та­ния, а так­же обо­рот, соеди­нен­ный сою­зом «и» с дру­гим одно­род­ным обстоятельством.

Примеры

Услышав стук колес подъ­ез­жа­ю­щей теле­ги, дедуш­ка Евсей открыл воро­та настежь.

Как-то летом, набрав пол­ные кор­зин­ки зем­ля­ни­ки, мы воз­вра­ща­лись в деревню.

Дети улег­лись на печи, быст­ро уснув под тихий раз­го­вор взрослых.

Сказки бабуш­ки Авдотьи ребя­тиш­ки слу­ша­ли рас­крыв рот.

Весь день стро­и­те­ли спо­ро рабо­та­ли засу­чив рукава.

Как ни спе­ши голо­ву сло­мя, все рав­но не успе­ешь засвет­ло вернуться.

Видеоурок «Причастие и деепричастие: в чем разница?»

Источник

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Теоретические основы изучения причастного оборота

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:

ab5629e0308929c5b98236db5948e591

Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

fc5d48f736cdbc43aa20a6f6cd9e5c3f

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

7c9ae4162219a8d255f36875f5d9bd40

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

6d0fd663e39aebfef39b97ef7e255b7c

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

84301006d701936a130f388962ac1237

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

7e343b08105ee73a460a6ffed4034ce3

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

cover3d1 w337

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.

4ce13079378aca81cef68d58f65af1ef

Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:

2bfe3f3990a7f50e21688cfb21ed7285

Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:

3d24fde3eccaf796b8cfee9fd6b64480

Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Отредактированное школьником предложение

Предложение, отредактированное школьником по схеме

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.

f805a1590d85ca7415edb1631bbfca28

32be0b3fe539fa6c46c257b0b6ae6cc0

Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.

e0b363c4da68e132c12235893da8a29c

Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Отредактированное школьником предложение

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.

7973fe112fd22b9b21d96e73c04b065f

Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Отредактированное школьником предложение

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

cover3d1 w337

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

92219ab6c84d9529102957d51586ce8f

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?

a30e5f597b2da7be5dd1419b492a4f69

Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.

9b24beed259c0fbcbe8c23d65cdd50eb

Предлагаем вариант выполнения данного задания:

b6d190cb7e3275c28f7ed700251d0a2a

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.

b51230af7514622d266d199700213d79

Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.

a8b98205dc582bdd6a8e40f4060a88d0

Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

cover3d1 w337

Методический комментарий

Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.

На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.

Источник

Причастный и деепричастный оборот

prichastnyy i deeprichastnyy oborot prichastnyy i deeprichastnyy oborot

Всего получено оценок: 5959.

Всего получено оценок: 5959.

В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.

kuchmina nadegda 100

Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.

Обособление причастных оборотов

В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:

Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.

Обособление деепричастных оборотов

У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.

которые читают вместе с этой

lazyimg

lazyimg

lazyimg

lazyimg

lazyimg

lazyimg

Деепричастный оборот не выделяется запятыми:

Источник

В чем разница между причастным и деепричастным оборотом, как их определить

Причастный и деепричастный обороты представляют собой специфические синтаксические конструкции, которые построены на основе причастия или деепричастия и включают зависимые слова. Поскольку данные члены предложения представляют собой отглагольные формы, многие люди путают их другом с другом и совершают много ошибок во время синтаксического разбора. Итак, как можно определить причастный и деепричастный оборот?

Что такое причастный оборот

Для начала нужно сказать, что причастие – это неспрягаемая форма глагола, которая отличается и признаками прилагательного. Эта часть речи выражает процессуальный признак предмета. Под таким оборотом понимают синтаксический прием, образованный на основе причастия. Он обозначает признак по действию. В этом случае задаются вопросы: «какой?», «каков?», «что делающий?», «что сделавший?».

Рассматриваемый оборот в предложении принадлежит к определяющему слову. Его функции выполняет существительное. Такая конструкция играет роль обособленного или необособленного определения.

Что такое деепричастный оборот

Деепричастие – это неспрягаемая форма глагола, которая отличается и признаками наречия. Она выражает процессуальный признак действия. В большинстве случаев эта часть речи означает добавочное действие.

Рассматриваемое понятие представляет собой речевую конструкцию, которая состоит из деепричастия и зависимых от него слов. Он указывает на дополнительное действие, которое выполняет существительное или местоимение, представленное и подлежащим. Обычно оно относится к глаголу, который выполняет функции сказуемого. Этот оборот отвечает на вопросы «что делая?», «что сделав?».

kak opredelit prichastnyj i deeprichastnyj oborot 1 kak opredelit prichastnyj i deeprichastnyj oborot 2 kak opredelit prichastnyj i deeprichastnyj oborot 3

В чем разница

Рассматриваемые понятия перенимают свойства и особенности основообразующих частей речи. Причастный оборот означает временный признак предмета в качестве действия, которое оно оказывает или которому подвергается. Чтобы отличить конструкцию с причастием от деепричастной, рекомендуется обратить внимание на вопросы. К ним относят «что делавший, делающий, сделавший?» или более обобщенный вариант «какой?». При этом конструкция с деепричастием отвечает на вопросы «как, каким образом?» или «что делая, сделав?».

Причастный вариант имеет связь с числительным, существительным или местоимением. При этом деепричастный – относится к глаголу. Он всегда имеет отношение к лицу, которое совершает главное действие.

Деепричастный вариант не меняется. В этом кроется его важное отличие от причастного, склонение которого происходит по родам, падежам и числам.

В предложениях конструкция с причастием представляет собой согласованное обособленное определение. При выполнении синтаксического разбора ее обозначают волнистой линией. Оборот с деепричастием выступает в качестве обособленного обстоятельства. Графически его обозначают тире и точками.

kak opredelit prichastnyj i deeprichastnyj oborot 4 kak opredelit prichastnyj i deeprichastnyj oborot 5 kak opredelit prichastnyj i deeprichastnyj oborot 6

Сравнительная таблица

Основные отличия между указанными синтаксическими приемами представлены в таблице:

Причастный Деепричастный
Образуется причастием с зависимыми словами и содержит признаки прилагательного. Образуется деепричастием и зависимыми словами и характеризуется признаками наречия.
Обозначает признак предмета и при этом отвечает на вопросы «что делавший, сделавший?». Означает добавочное действие и отвечает на вопросы «что делая, сделав?».
Относится к существительному, числительному, местоимению. Имеет отношение к глаголу-сказуемому.
Меняется по родам, падежам, числам. Не меняется.
Выступает в качестве обособленного определения. Является обособленным обстоятельством.
Для обособления большое значение имеет расположение по отношению к определяемому слову. Обособляется вне зависимости от места в предложении.

kak opredelit prichastnyj i deeprichastnyj oborot 7

Как ставить запятые

Чтобы определять отличия в синтаксических приемах, рекомендуется обратить внимание на пунктуацию. Для причастного варианта главное значение имеет его расположение относительно определяемого слова. Если в предложении оно стоит впереди, то нужно ставить запятые. В другом случае знаки препинания не нужны.

Причастный оборот требуется обособлять, если он имеет отношение к личному местоимению, отличается условным, причинным или уточняющим значением. Также это касается ситуации, если между ним и определяемым словом присутствуют другие члены предложения.

kak opredelit prichastnyj i deeprichastnyj oborot 8

Ошибки при употреблении

К самым распространенным ошибкам при употреблении оборотов с причастием стоит отнести следующее:

Употребление деепричастного варианта часто отличается такими ошибками:

kak opredelit prichastnyj i deeprichastnyj oborot 9

Нужно ли употреблять

Применение разных синтаксических приемов помогает сделать язык более богатым и ярким. Однако важно придерживаться определенных правил и не допускать распространенных ошибок в этом вопросе.

В русском языке часто употребляются разные обороты. При этом важно определить их отличия и научиться правильно расставлять знаки пунктуации.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector