Причинно следственная связь как развить

woman 600225 1920 Советы на день

Упражнение 2. Причинно-следственные связи

Упражнение 2. Причинно-следственные связи

Придумайте, какими причинами могли бы быть вызваны следующие события (назовите для каждого события как минимум две-три причины, включая самые фантастические).

• Вы шли на встречу с друзьями, которую очень долго ждали и с радостью отправлялись на нее, но вам кто-то позвонил, и вы, ни секунды не медля, развернулись назад. Что произошло?

• Спокойная и интеллигентная с виду женщина средних лет неожиданно ударила кондуктора в трамвае, когда он предложил ей купить билет. Почему?

• Предприниматель узнал, что его предприятие обанкротилось. Но в следующую минуту ему сообщили нечто такое, что он начал смеяться и плакать от счастья. Что это было за сообщение?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Что такое «связи»?

Что такое «связи»? Когда у вас есть истинная цель – необходимые люди, ресурсы и возможности притягиваются к вам сами собой. Дж. Кенфилд Каждый из нас постоянно общается с другими людьми. У всех нас есть родные, друзья, знакомые, коллеги и соседи. Мы ежедневно общаемся как с

Энергетические связи

Энергетические связи Если в отношениях вы дошли до того, что причиняете друг другу вред, то имеет смысл разорвать энергетические узы. Это не уничтожит существующую между вами и вашим партнером любовь и привязанность – вы просто разорвете цепи, которые мешают вашим

Для связи

Для связи Автор надеется, что кто-то из вас, уважаемые читатели, присоединится к нашим исследованиям в области технологий везения и сбычи мечт. Или хотя бы просто расскажет что-то интересное из своей жизни. О том, как вы легко достигали своих целей. Как вам повезло. Примеры,

Порождающие связи

Порождающие связи Для эффективного управления финансами важно учитывать связи между элементами. Такой подход расширяет наше понимание работы семейных финансов.Вспомним, что рабочие активы способны порождать доходы, а неработающие активы – расходы на их

Источник

Мастер-класс «Что следствие, а что причина…» становление причинно-следственных связей

25fb74f6f05ec2cc7be48c59fc70bc9e Ольга Сысоева
Мастер-класс «Что следствие, а что причина…» становление причинно-следственных связей

Цель: Повышение компетентности педагогов в применении метода ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.

2. Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

3. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития познавательных и творческих способностей.

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная

Формы организации: групповая

Формы реализации видов деятельности: дидактические игры, обсуждение проблемных ситуаций, демонстрационный показ, выполнение заданий

Ход мастер – класса

«Что следствие, а что причина

Добрый день коллеги, мне понадобится помощь шести человек. Пожалуйста, пройдите в центр зала. Деятельность участников

Участники встают полукругом

Вводная часть (Мотивация)

Когда человек улыбается, у него работает 18 мышц лица, когда хмурится – 43 мышцы, т. е на 25 мышц больше.

Как вы думаете,что полезнее: хмурится или улыбаться?

Человек хмурится, потому что ….

Человек улыбается, из за того, что…

Прослушайте внимательно сказку….

Жили-были в стране Явлений (слово-опора появляется на доске) мать Причина (слово-опора появляется на доске) и ее дочь Следствие (слово-опора появляется на доске).

Если бы не было Причины, то не было и Следствия. Мать и дочь были всегда неразлучны. Куда мать, туда и дочь следом.

— Какой вопрос чаще всего задает дочь в сказке?

Правильно, вопросы отчего и почему.

— Что такое причина, и что такое следствие? Зачем нам нужно уметь это определять? Вы мне можете дать ответы на эти вопросы?

На данные вопросы попробуем найти ответы в ходе мастер класса.

Улыбнитесь, пройдите за столы и займите места.

Ответ: отчего и почему.

Все события, явления, действия происходят не сами по себе, а чем-то обусловлены, то есть имеют причину.

От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важнейших видов таких зависимостей являются отношения причины и следствия.

В результате обобщения опыта экспериментальной работы по формированию у детей 3-7 лет умения устанавливать причинно-следственные связи исследователями установлен следующий алгоритм этого умственного действия,состоит из нескольких шагов:

Выделяют следующие этапы причинно – следственных связей.

Затем рассматриваются связи устанавливающие причину (от следствия к причине,слова-помощники: потому что, из-за того, что, так как, оттого, что.

Задания для выполнения…. работа со схемами

Игра «Почему это произошло»

Цель: научить детей находить причину событий.

Следствием называется то, что вызывает какая – то причина. Следы – это следствие того, что игрушки прошли по песку.

Перед вами карточки, продолжите предложения. И из набора предложенных сюжетных картинок подберите ответ.

Утром на земле появились лужи, потому что …

У девочки заболело горло, потому что …

Лёд на реке растаял, потому что …

Весной птицы вьют гнёзда, потому что …

В саду яблоки упали на землю, потому что …

Вывод: мы научились определять причину, почему это произошло.

И наоборот в следвии чего появилась причина

2 этап. Многообразие причин и следствий.

Дети знакомятся с многообразием причин одного следствия. Причина одна, а следствий много.

Поэтому же принципу идет работа от следствия к причине. Следствие одно, а причин его возникновения множество.

Объект собака, раздается лай. «Отчего собака лает?».

Сколько разных причин вы придумали! Но и это ещё не всё.

Отчего собака лает? Кто из вас, друзья, знает, отчего собака лает?

Чем собака недовольна: может кто – то стукнул больно?

Может, лапу отдавили? Может, кошки задразнили? Может, ласки захотела?

Может быть давно не ела? Может быть, страшна ей вьюга?

Может, потеряла друга?

Отчего собака лает? Может, голос проверяет?

Голос звонок, даже очень! Может быть,сказать нам хочет:

Посмотрите! Умоляю! Как же я прекрасно лаю!

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Причин может быть много, а следствие одно – собака лает!

1. Работа со схемой «Причин много, а следствие одно»:

ИГРА ЕСТЬ…. найти где много присин

1. А может быть так, что причина одна, а следствия – разные? Примеры ….

Причина: на улице сильный мороз. Какие могут быть последствия?

3 этап. «Эффект домино».

Этот этап работы знакомит детей с типом причинно-следственных связей, вызывающий так называемый в научном мире «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий. При этом эффекте полученное следствие одновременно становиться причиной для другого следствия.

Пример: взаимосвязи объектов живой и неживой природы (экологические цепочки и т. д.)

Веерообразность. У одной причины может быть несколько следствий, эти следствия становятся причинами для других связей, у этих причин снова возникает множество следствий и так бесконечно.

Д. и. «Цепочка причин». Ваня опоздал в детский сад. Что было потом?

Вывод: одна причина вызывает следующую.

И если мы педагоги, поможем детям освоить алгоритм установления причинно – следственных связей, дадим возможность с интересом познавать объекты окружающего мира, то мир для ребенка не покажется таким сложным…. вы со мной согласны?

Заключительная часть (Рефлексия)

Уважаемые коллеги, выскажите ваше мнение о полученной информации, в комментариях.

Спасибо за внимание!

Высказывают свое мнение

detsad 2443932 1603106365Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Развивающая игра- головоломка, предназначенная для стимуляции работы.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях — 10» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» (2) Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Источник

Причинно следственная связь как развить

Почему наши умозаключения так часто оказываются ошибочными? Что такое корреляция и причинность? Как рассуждать и делать выводы, опираясь на научный метод? Умение видеть взаимосвязь между явлениями нельзя рассматривать как необязательную опцию. Нам нужен этот навык, чтобы извлекать из массивов данных полезную информацию и уверенно прокладывать курс в океане повседневных решений.

Книга «Почему» научит правильно анализировать данные и определять причинно-следственные связи там, где они есть. Делимся интересными мыслями из нее.

Восприятие и умозаключения

Мы получаем знания о причинах двумя основными путями:

Доверие, которое мы питаем к причинному восприятию, может нас подвести. Если вы слышите громкий звук, а после этого в комнате зажигается свет, легко решить, что эти события взаимосвязаны; однако временная привязка громкого звука и момента, когда некто щелкает выключателем, может быть простым совпадением.

pasted image 0 1 11
Доверие к причинному восприятию может нас подвести. Источник

Временная и пространственная близость событий — параметры, из-за которых мы нередко делаем ложные выводы.

Например, мы часто слышим, что человеку сделали прививку от гриппа, а к вечеру у него развились схожие с гриппом симптомы, и люди верят, что именно укол стал поводом к этому. Но вакцина против гриппа, содержащая неактивную форму вируса, не может вызвать болезнь. Среди огромного количества привитых у некоторых развиваются другие сходные болезни (по чистому совпадению), или они подхватывают вирус, ожидая приема в клинике.

Время

Близлежащие по времени события могут привести к ошибочным заключениям о причинности. Представьте: у вас разболелась голова и вы приняли некое средство. Через несколько часов боль ушла. Можно ли утверждать, что помогло лекарство?

Временной паттерн позволяет сделать предположение, что ослабление симптома произошло благодаря приему лекарства, однако вы не можете сказать наверняка, что боль не прошла бы сама. Вам пришлось бы провести множество выборочных экспериментов, где вы бы принимали или не принимали препарат, а потом записывали, как быстро исчезала головная боль, чтобы иметь возможность утверждать хоть что-то относительно подобной причинной зависимости. Также пришлось бы сравнить действия лекарства и плацебо.

pasted image 0 2 9
Причинная зависимость не всегда может быть оправдана. Источник

Длительные задержки между причиной и следствием тоже способны помешать достоверному установлению причинно-следственных связей. Некоторые следствия наступают быстро (удар по бильярдному шару заставляет его двигаться), а некоторые процессы протекают в замедленном режиме. Известно, что курение вызывает рак легких; но между первой сигаретой и днем, когда диагностируют рак, пролегают долгие годы.

Побочные эффекты от приема некоторых препаратов проявляются через десятилетия. Перемены в состоянии здоровья благодаря физическим упражнениям достигаются медленно и не сразу, и, если мы будем ориентироваться только на стрелку весов, может показаться, что вес сначала даже увеличивается, потому что мускулы наращиваются быстрее, чем уходит жир. Ожидая, что следствие должно идти непосредственно за причиной, мы не видим связи между этими глубоко взаимозависимыми факторами.

Корреляция

Корреляция (соотношение, взаимосвязь) не обязательно означает причинную зависимость. Эта мысль прочно вбита в мозги любого студента, изучающего статистику; но порой ошибаются даже те, кто понимает это высказывание и согласен с ним.

Сильная взаимосвязь может показаться убедительной и инициировать ряд успешных прогнозов. Но видимые корреляции иногда объясняются еще не измеренными причинами.

К примеру, мы нашли соотношение в ситуации, когда человек, съевший плотный завтрак, вовремя успевает на работу; однако, вероятно, оба фактора имеют общую причину: человек рано встал, а значит, у него было время хорошо позавтракать, вместо того чтобы в спешке бежать на службу.

pasted image 0 3 7
Корреляция не обязательно означает причинную зависимость. Источник

Выявив корреляцию между двумя переменными, нужно проверить, способен ли подобный неизмеренный фактор (общая причина) объяснить эту взаимосвязь.

Более того, соотношения способны существовать, даже когда две переменные вообще никак не связаны. Корреляции бывают результатом абсолютной случайности (например, вы много раз за неделю сталкиваетесь с подругой на улице), искусственных условий эксперимента (вопросы могут быть подстроены под конкретные реакции), ошибки или сбоя (баг в компьютерной программе).

Без вариации нет корреляции

Представьте такую ситуацию: вы хотите узнать, как получить грант, поэтому спрашиваете всех друзей, которые его имеют, что, по их мнению, помогло им. Все кандидаты оформляли заявку шрифтом Times New Roman; согласно мнению половины, важно, чтобы на каждой странице была как минимум одна иллюстрация; а треть рекомендуют представить заявку за 24 часа до установленного срока. Означает ли это, что есть корреляция между названными условиями и получением гранта? Нет, не означает.

Поскольку все результаты идентичны, нельзя сказать, что произойдет, если поменять шрифт или представить заявку за минуту до истечения срока.

pasted image 0 4 6
Без вариации нет корреляции. Источник

И тем не менее широко распространена ситуация, когда анализируются только факторы, ведущие к определенному исходу. Только представьте, насколько часто победителей спрашивают, как именно они добились успеха, а потом стараются этот успех воспроизвести, выполняя в точности те же действия.

Подобный подход полон недостатков по многим причинам, включая то, что люди просто не слишком хорошо умеют определять существенные факторы, недооценивают роль случайностей и переоценивают свои способности. В результате мы не только путаем факторы, которые по чистой случайности сопутствуют желаемому эффекту, с теми, которые действительно его обеспечивают, но и видим иллюзорные корреляции там, где их нет.

pasted image 0 5 4
Люди не слишком хорошо умеют определять существенные факторы, недооценивают роль случайностей и переоценивают свои способности. Источник

Беседы с победителями бесполезны, поскольку можно сделать то же самое, но не преуспеть. Возможно, все кандидаты оформляют заявки на грант шрифтом Times New Roman (а значит, те, кто не получил гранты, порекомендуют использовать другой шрифт), а может, успешные кандидаты получили грант, несмотря на избыточное количество иллюстраций в документах. Не зная совокупности положительных и отрицательных примеров, мы не сможем даже предположить наличие корреляции.

Ошибка отбора

Одна из важных причин, почему мы ошибаемся с выводами, заключается в том, что данные могут не быть репрезентативными с точки зрения исходного распределения.

Если бы нам разрешили взглянуть на статистику смертей от гриппа, но предоставили только данные о количестве больных, поступивших в лечебные учреждения, мы наблюдали бы гораздо более высокий процент летальных исходов, чем в масштабах всего населения. Это происходит потому, что люди оказываются в стационаре, как правило, с более тяжелыми случаями или дополнительными заболеваниями (и с высокими шансами смерти от гриппа). Так мы сравниваем не все исходы, а только статистику для обратившихся к врачам на фоне симптоматики гриппа.

pasted image 0 6 4
Данные отбора должны быть репрезентативными. Источник

Или возьмем, к примеру, сайты, опрашивающие посетителей насчет их политических взглядов. В интернете не получится отобрать участников опроса случайно в масштабах всего населения, а данные источников с сильным политическим уклоном искажены еще сильнее.

Если посетители конкретной страницы активно поддерживают действующего президента, то результаты по ним, возможно, покажут, что рейтинг главы государства растет каждый раз, когда он произносит важную речь. Однако это показывает лишь то, что есть корреляция одобрения президента и произнесения им речей перед сторонниками.

Предвзятость подтверждения

Некоторые из когнитивных смещений, заставляющие нас видеть соотношение несвязанных факторов, сходны с ошибкой отбора. К примеру, предвзятость подтверждения заставляет искать доказательства в пользу определенного убеждения.

Иными словами, если вы верите, что лекарство вызывает некий побочный эффект, вы приметесь читать в интернете отзывы тех, кто уже принимал его и наблюдал это действие. Но таким образом вы игнорируете весь набор данных, не поддерживающих вашу гипотезу, вместо того чтобы искать свидетельства, которые, возможно, заставят ее переоценить.

Предвзятость подтверждения также может заставить вас отказаться от свидетельств, противоречащих вашей гипотезе; вы можете предположить, что источник сведений ненадежен или что исследование основывалось на ошибочных экспериментальных методах.

pasted image 0 7 2
Предвзятость подтверждения. Источник

Помимо предвзятости с точки зрения доказательств, может случиться ошибка интерпретации аргументов. Если в ходе «неслепого» тестирования нового лекарства доктор помнит, что пациент принимает это средство и считает, что оно ему помогает, то может начать искать признаки его эффективности. Поскольку многие параметры субъективны (например, подвижность или усталость), это может привести к отклонениям в оценке данных индикаторов и логическим заключениям о наличии несуществующих корреляций.

Есть и специфическая форма предвзятости подтверждения — иллюзорная корреляция. Она означает поиск соотношения там, где его нет. Возможная взаимосвязь симптомов артрита и погоды настолько широко разрекламирована, что считается доказанной. Однако знание о ней может привести к тому, что пациенты будут говорить о корреляции просто из ожидания ее увидеть. Когда ученые попытались проанализировать эту проблему, взяв за основу обращения пациентов, клинические анализы и объективные показатели, то не обнаружили абсолютно никакой связи.

Источник

Ложные связи: как научиться правильно оценивать причины и следствия

Почему люди часто ошибаются, пытаясь в конкретной ситуации выделить причину и следствие? Как вообще наш мозг обнаруживает причинно-следственные связи, и видят ли их маленькие дети? Как научиться правильно пользоваться понятиями о вероятности событий и корреляции между ними? На все эти вопросы Клейнберг, доцент Технологического института Стивенс в Нью-Джерси, пытается ответить в своей книге.

В 1999 году британский солиситор (категория адвокатов в Великобритании – Forbes Woman) Салли Кларк предстала перед судом по обвинению в убийстве двух своих детей. Первый сын умер внезапно в возрасте 11 недель в декабре 1996 года. Тогда это сочли смертью от естественных причин, но всего через год скончался и второй ребенок: ему было 8 недель. В обоих случаях дети казались в целом здоровыми, поэтому их внезапная гибель вызвала подозрения.

Обстоятельства были очень схожими: малыши умерли примерно в одинаковом возрасте, именно Салли Кларк обнаружила их бездыханными, дома с ними находилась она одна, и оба ребенка, согласно патологоанатомическому исследованию, имели травмы.

Изначально повреждения на теле первого мальчика объяснялись попытками проведения реанимации, но после гибели второго данные были пересмотрены, и ситуация показалась подозрительной. Через месяц после второй смерти обоих родителей арестовали, а позднее Салли Кларк обвинили в убийстве и вынесли приговор.

Какова вероятность того, что двое детей из одной семьи умерли от синдрома внезапной детской смерти (СВДС)? По мнению английских обвинителей, это событие настолько невероятно, что два подобных исхода могли быть только результатом убийства. Этот аргумент (одна из причин в такой степени невероятна, что могла иметь место только другая) и привел к событию, ставшему одним из знаменитых примеров несправедливого приговора. И это ярчайший образец того, к каким последствиям приводит неверное применение статистики и игнорирование причинных зависимостей.

Главная из причин, по которой этот случай получил широкую известность среди статистиков и исследователей вопросов каузальности (причинности – Forbes Woman), заключается в аргументе обвинения. Он был основан, по сути, на следующем: объяснение защиты слишком невероятно, чтобы быть правдой. В качестве эксперта сторона обвинения привлекла доктора Роя Мидоу, который заявил, что вероятность двух летальных исходов от СВДС (или, как говорят в Великобритании, «смертей в колыбели») в одной семье равна 1:73000000. Далее обвинители утверждали: эта вероятность столь ничтожна, что гибель детей никак не может проистекать от естественных причин, а следовательно, должна быть только результатом убийства.

Такая статистика совершенно неверна. Но, даже если бы она оказалась справедливой, все равно ее нельзя использовать так, как это было сделано.

Мидоу базировал свой вывод на научном докладе, в котором шансы СВДС оценивались как 1:8543, а потом заявил, что вероятность двух смертей равна 1:8543× 8543, то есть примерно 1:730000001.

Но эти вычисления ложны, потому что заключение опиралось на предпосылку о независимости двух событий, ставших предметом судебного разбирательства (вероятность наступления независимых событий рассчитывается как произведение вероятностей этих событий – Forbes Woman).

Когда вы бросаете монетку, то шанс выпадения «орла» не влияет на то, как монетка упадет в следующий раз. Поскольку вероятность каждого исхода всегда равна одной второй, математически корректно перемножить оба числа, если мы желаем узнать вероятность выпадения двух «орлов» подряд.

Именно это и сделал Мидоу.

Представленный случай, таким образом, можно сравнить с шансами киноактера на получение второго «Оскара». Ведь награды присуждаются не случайным образом: скорее, те же свойства (талант, известность, связи), что обеспечили кому-то первую из них, повышают вероятность получения второй.

В этом и коренилась проблема дела Кларк. Поскольку оба события не были независимыми и, напротив, для обоих могла иметься общая причина, неверно рассчитывать вероятность простым умножением. Вместо этого, анализируя шанс второй смерти, следовало принять во внимание факт первой, а значит, определить допустимость СВДС в семье, где уже произошла подобная трагедия. Показатель вероятности и то, как его использовали, были столь явно и ввысшей степени ошибочны, что при рассмотрении первой апелляции защита вызвала в качестве свидетеля профессионального статистика, а Королевское статистическое общество прислало письмо с выражением своих сомнений.

Неверные расчеты, однако, оказались не единственной проблемой, связанной с причинностью. Обвинители попытались поставить знак равенства между вероятностью некоего события (а именно двух СВДС) в 1: 73000000 и возможностью того, что Салли Кларк невиновна. Подобного рода ошибочное рассуждение, когда шанс события приравнивается к вероятности вины или невиновности, известно как «заблуждение прокурора».

Но мы уже знаем, что невероятные события случаются. Возможность двух смертей от СВДС мала, однако шанс того, что два ребенка в одной семье умрут младенцами, также крайне невысок. Значит, нужно не просто решать, принять СВДС в качестве объяснения или нет, а провести сравнение с другим доступным толкованием.

Таким образом, нужно было сравнивать вероятности убийства двоих детей в одной семье (а именно такова была версия обвинения) и того, что оба ребенка одних родителей подвержены СВДС (а обстоятельства дела позволяют это редположить).

Вероятность смерти от СВДС двоих детей из одной семьи не равна шансу того, что эти конкретные малыши страдали таким заболеванием. В деле есть и другие факты, включая физические доказательства, наличие мотива преступления и так далее. Их следовало учитывать наравне с вероятностными данными (например, допустимость убийства при отсутствии мотива, возможности или орудия преступления наверняка была ниже общего показателя).

В итоге после повторной апелляции в январе 2003 года приговор Кларк был пересмотрен. К тому моменту она провела в тюрьме три года.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector