Причины возникновения детской психологии как науки

woman 600225 1920 Советы на день

Детство как предмет науки. Причины возникновения детской психологии.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка». В ней Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращай внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды Прейера с современной точки зрения воспринимаются кК наивные, ограниченны развитием науки XIX века. Однако Прейер первым осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому именно он считается основателем детской психологии.

Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учитилей интересовал вопрос, как учить и воспитывать детей. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно: только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

И.М. Сеченов писал о том, что психология не может быть ничем иным, как наукой о происхождении и развитии психических процессов. Известно, что психологию идеи генетического исследования проникли очень давно. Почти нет ни одного выдающегося психолога, занимающегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался детской и генетической психологией.

Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Генетическая психология, или психология развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют для генетической психологии предмета изучения. Генетические исследования могут быть проведены и на взрослых.

Детская психология имеет дело с особой единицей анализа – это психологический возраст, или период развития.

Психологический возраст, по определению Выготского, – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием. Хронологический и психологический возрасты не совпадают.

Детская психология – учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому вслед за Выготским об этой области правильнее говорить детская (возрастная) психология. Типично детскими психологами были Л.С. Выготский, А. Валлон, А. Фрейд, Д.Б. Эльконин.

Разграничение генетической и детской психологии свидетельствует о том, что сам предмет детской (возрастной) психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому – так же исторически изменчив, как и само представление о детстве.

Источник

Детство как предмет науки. Причины возникновения детской психологии.

Исторический анализ понятия «детство».

Второй парадокс. В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Особенности детства современных детей.

В процессе технической революции детство современного ребёнка приобрело новые,

специфические для нашей культуры особенности. Появились различные вспомогательные программы по дошкольному и школьному образованию: обучение иностранному языку с 3-х лет и.т.п. Появились частные школы, с особым подходом к детям (малая наполненность классов, работа различных специалистов и.т.п). Благодаря разнообразной технической оснащённости ребёнок сызмальства научается свободно обращаться с продуктами прогресса.

Способность получать больше информации в процессе обучения и вне школьных занятий.

Новые развивающие игрушки.

Значение кросс-культурных исследований для решения задач детской психологии.

Изучение культурных особенностей, быта и жизни народов, стоящих на разных ступенях развития имеет огромное значение для детской психологии. Подробное изучение народов дает представление о том как происходит развитие у «примитивных» народов, а следовательно, позволяет проследить исторический ход развития, посмотреть процесс развития в динамике. Что позволяет приблизиться к раскрытию таких проблем детской психологии как: более подробно изучить периоды детского развития, причины переходов от одного периода к другому, проследить какие факторы оказывают влияние на развитие, ну и, несомненно, еще более глубоко рассмотреть закономерности психического развития в онтогенезе.

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольности для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, была принята Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. и вступила в силу 2 сентября 1990 г. после ратификации ее двадцатью государствами. К настоящему моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого будет осуществлять в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции и в ряде случаев впервые поднимаемых в рамках международного документа, отметим такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (Статья 22), защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (Статьи 34 и 36), наркомания (Статья 33), детская преступность (Статья 40), межгосударственная практика усыновления (Статья 21), дети в вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39), потребности детей инвалидов (Статья 23), а также дети меньшинств и коренных народов. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Имя и гражданство. Сохранение индивидуальности. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию и идеи. независимо от границ.

Источник

Предмет и история детской психологии — исторические аспекты становления детской психологии как науки в трудах зарубежных психологов

С древних времен люди размышляли о том, что такое человек и какова его природа. Сначала, в эпоху первобытнообщинного строя, человек сравнивал себя с каким-то животным, тотемом, или растением, объектом, и наделял этот тотем качествами человека, а себя — качествами животного. Затем, после перехода на более высокую ступень развития общества, пришло понимание себя как части окружающей среды, как части мира, созданного богами, затем появилось понятие души, которое господствовало довольно долго, но затем, когда началось естествознание, благодаря работе ученых и философов, появилось понимание психологической реальности и осознание психологических процессов, и уже в конце прошлого века появилось научное описание психики человека и научное понимание процессов, происходящих в организме и в психике.

Детская психология начинается с простого описания симптомов возникновения и развития различных психологических процессов у детей.

Детская психология является одной из основных психологических дисциплин, поскольку изучает возникновение, формирование и основные этапы развития деятельности, сознания и личности в период детства, а это, как известно, основные составляющие психики человека.

Детская психология занимается изучением личности и поведения детей, как правило, с того момента, когда родители дают ребенку жизнь, до вступления его в период полового созревания. Исторически детская психология имеет дело как с нормальным, так и с аномальным поведением, и на протяжении всей своей истории включала в себя различные теории и результаты исследований в области развития, воспитания и обучения детей, а также детской психотерапии и консультирования.

Рост — это количественное изменение в процессе совершенствования той или иной психической функции.

Развитие — это качественное изменение психической функции, возникновение в ней определенных новообразований.

Наука о психическом развитии ребенка, детская психология, возникла как отрасль сравнительной психологии в конце 19 века.

Объективные условия становления детской психологии, возникшие к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, который создавал необходимость в современной школе. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали считать телесные наказания эффективным методом воспитания — появились более демократичные семьи. Задача понять ребенка стала приоритетной. С другой стороны, желание понять себя как взрослых побудило исследователей более внимательно относиться к детству — только через изучение детской психологии можно понять, что представляет собой психология взрослых.

image 102549

lfirmal 3

Исторические аспекты становления детской психологии как науки в трудах зарубежных психологов

Отправной точкой для систематического изучения детской психологии является книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, интеллекта и речи. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до книги Прейера, ее неоспоримый приоритет определяется его трактовкой самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук.

В. Прейер был первым, кто осуществил переход от интроспективного к объективному изучению детской психики. Поэтому, по единодушному мнению психологов, он считается основателем детской психологии.

Возникновение и развитие детской психологии в конце XIX — начале XX века было тесно связано с педологией — наукой о ребенке, основанной американским психологом Грэнвиллом Стэнли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он проходил практику в течение нескольких лет. В 1883 году Холл организовал первую в США экспериментальную лабораторию в Балтиморском университете, которая начала изучать умственное развитие детей, в основном подростков. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам психологии старости. Журнал педагогической семинарии и журнал генетической психологии начали выходить под его редакцией в 1891 г., а с 1910 г. — «Журнал педагогической психологии».

Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса формирования психики конкретного ребенка. В своей лаборатории он изучал подростков, юношей и девушек, для которых разработал специальные опросники, направленные на изучение различных аспектов психики молодых людей. Полученные ответы были обработаны статистически, что помогло составить полную картину психологических особенностей детей разного возраста. Материалы, полученные в результате исследований Холла, позволили создать всестороннюю характеристику молодежи, проанализировав ее проблемы как с точки зрения взрослых, так и с собственной точки зрения.

Всего через 3 года после того, как Грэнвилл Стэнли Холл основал экспериментальную лабораторию по изучению психического развития детей в Балтиморском университете, в 1896 году в Пенсильванском университете была открыта первая психологическая клиника. Этот период можно считать официальной точкой отсчета школьной психологии в США. Основатель клиники, Лайтнер Витмер, определил необходимость подготовки педагогов и психологов для работы с детьми, испытывающими школьные трудности. Первоначально Л. Витмер предложил обеспечить специализированную психологическую подготовку учителей, а позже объяснил необходимость подготовки людей к новой психологической профессии, специально обученных лечению школьных проблем. Еще одной заслугой Витмера является практическая направленность его университетских курсов, в которых он демонстрировал психодиагностические сеансы.

Французский психолог А. Бине одним из первых экспериментально исследовал этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи на определение понятий (например, что такое стул, что такое лошадь и т.д.). Он обобщил ответы детей в возрасте от 3 до 7 лет и пришел к выводу, что в это время дети проходят три стадии развития понятий: стадию перечисления, стадию описания и стадию интерпретации. Эти исследования привели его к мысли о том, что можно разработать определенные стандарты интеллектуального развития и использовать методы для диагностики процесса формирования мышления детей.

В начале века были предприняты первые попытки экспериментального изучения интеллектуального развития детей. Министерство образования Франции поручило известному психологу А. Бине разработать методы отбора детей для специальных школ. А уже в 1908 году началось тестовое обследование ребенка, и появились измерительные шкалы умственного развития. А. Бине создал метод со стандартизированными заданиями для каждого возраста.

Возникновение и развитие детской психологии и педологии в России

В русской дореволюционной детской психологии различным типам реакционных идеалистических концепций, поддерживаемых царским правительством и буржуазно-помещичьей элитой, противостояла прогрессивная, материалистическая тенденция, сформировавшаяся под влиянием прогрессивных идей революционных демократов и достижений естественных наук. В 60-х годах IXX века. М. Сеченов выдвинул концепцию рефлекторного происхождения психических процессов и их формирования у детей под влиянием условий жизни и воспитания.

В начале 20-го века практическая детская психология начала интенсивно развиваться и в России. Практическая психология развивалась в тесном сотрудничестве с педагогикой, чей прикладной характер, ориентированный на конкретные требования школы, сделал ее особенно популярной среди учителей и воспитателей.

В то же время процесс становления и развития детской психологии в России имел ряд особенностей, отличающих его от западных тенденций. Соответственно, в России медики и физиологи первыми стали использовать объективные методы для изучения развития ребенка. Большое значение для молодой науки имели работы И.М. Сеченова, К.Д. Ушинского, педиатров И.В. Тарханова и Н.П. Гундобина, которые считали, что проблема развития нравственной личности — задача не только педагогики, но и других наук. Большой вклад в развитие практической психологии внесли такие выдающиеся ученые, как Г.И. Россолимо и В.П. Кащенко, которые в начале ХХ в. Так, в Московской педагогической академии при непосредственном участии Кащенко была открыта педологическая кафедра. Основной проблемой его исследований были трудные, умственно отсталые дети и, в первую очередь, их образовательные возможности.

Многие работы Россолимо посвящены разработке методов объективной диагностики детей, особенно тестов. Его тесты общих умственных способностей, разработанные в начале века, были популярны в школьной практике в 1920-х и 1930-х годах. Особенно хорошо известна диагностическая процедура, разработанная для изучения как общего интеллектуального развития, так и отклонений, под названием «Профиль Россолимо».

Этот метод основан на измерении уровня развития 12 параметров, связанных с различными свойствами основных психических процессов — памяти, внимания, восприятия, воли, мышления. По результатам измерений была построена диаграмма, представляющая собой кривую, на которой точки с наибольшими отклонениями были выделены как с положительной, так и с отрицательной стороны. «Пики» характеризовали качества, которые были наиболее развиты у данного человека, в то время как «спады» ассоциировались с наиболее неразвитыми качествами. Таким образом, этот тест давал возможность поставить точный диагноз скрытой или неясной симптоматики, что облегчало как диагностику таких детей, так и поиск методов лечения.

Однако настоящими инициаторами становления детской психологии и педологии в России были А.П. Нечаев, Н.П. Румянцев и В.М. Бехтерев. Нечаев и Румянцев, обсуждая достоинства комплексного характера педологии, подчеркивали, что ее главной целью было именно психологическое изучение детей. Определяя предмет педологии, Румянцев писал, что педология изучает физическую и психическую природу детей и является во всех отношениях наукой о человеке как предмете воспитания. Задача педологии, утверждал он, состоит в том, чтобы собрать и систематизировать все, что относится к жизни и развитию детей, найти закономерности этого развития и определить его периоды. Об этом писал и Бехтерев, отмечая, что основной задачей детской психологии и педологии является изучение психических особенностей ребенка, вопросов воспитания.

Для дальнейшего распространения педологических знаний Нечаев и Румянцев начали серию книг по педагогической психологии и педологии. В этот период также издавались журналы по детской психологии — «Вестник воспитания», «Вестник психологии», «Криминальная антропология и педология», «Педагогические известия».

Практическая детская психология находилась в начале своего развития в начале века. Поэтому одной из главных задач, стоявших перед ней в то время, был поиск объективных методов исследования и диагностики психики.

Отечественная психология

Советские психологи (Рубенштейн, Леонтьев и др.), опираясь на положения классиков марксизма-ленинизма, заложили основы теории психического развития ребенка и выяснили специфическое отличие этого процесса от онтогенеза психики животных. В индивидуальном развитии психики животных основное значение имеет проявление и накопление 2 форм опыта: видового (передаваемого последующим поколениям в виде наследственно закрепленных морфологических характеристик нервной системы) и индивидуального (приобретаемого индивидом в процессе адаптации к условиям существования). Напротив, в развитии ребенка, в дополнение к двум предыдущим, возникает и берет на себя доминирующую роль еще одна совершенно особая форма опыта. Это социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и интеллектуального производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение знаний и навыков детьми, но и развитие их способностей, формирование их личности.

Помимо старых задач, которые практическая психология решала в начале века, в 20-е годы появились новые проблемы, такие как изучение детских коллективов, психологических особенностей трудных детей, особенно беспризорных, и подходов к их обучению и коррекции их девиантного поведения.

В 1923 году на базе Детского научно-исследовательского института были созданы обсервационное отделение и педологическая амбулатория. Следственному кабинету было поручено диагностировать неуспевающих детей в младших начальных классах, а также выявлять детей, нуждающихся в обучении в коррекционных школах. Кроме того, в кабинете министров был создан консультационный центр для оказания помощи учителям и воспитателям в их работе с детьми и их родителями.

К Психоневрологической академии присоединился Ленинградский педологический институт, который в конце 1921 года начал организовывать изучение детей не только школьного, но и дошкольного возраста (с нуля лет). Одной из главных задач Педологического института было ознакомление педагогов с приемами и методами экспериментального изучения психической жизни детей. Акцент был сделан на обучении учителей и воспитателей тому, как интерпретировать и оценивать полученный экспериментальный материал и как обучать навыкам практической работы с детьми.

Настоящую революцию в детской психологии совершил Л.С. Выготский. Он предложил новое понимание хода, условий, источника, формы, особенностей и движущих сил психического развития ребенка, описал стадии развития ребенка и переходы между ними, выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка.

Он выбрал психологию сознания в качестве области своих исследований, назвав ее «вершинной психологией» и противопоставив ее трем другим видам психологии — глубинной, поверхностной и объяснительной. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, которая реализует системный подход к изучению развития ребенка. Доктрина психологического возраста избегает биологического и экологического редукционизма в объяснении развития ребенка.

Многие психологи (П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, А.Б. Залкинд и др.) пришли к мысли, что в практической детской психологии целостный подход должен проявляться в комплексном анализе как биологических основ поведения ребенка, так и их социальных причин. Не менее важной была проблема механизма развития — наименее изученная и наиболее важная для практической психологии, для разработки развивающих программ обучения и коррекции психики.

В 1930-е годы советский психолог В.И. Аснин подчеркивал, что условием надежности психологического эксперимента служит не средний уровень решения задачи, а то, как ребенок берется за задачу, какую задачу он решает. Более того, психологи уже давно рассматривают IQ как показатель наследственной предрасположенности, которая остается неизменной на протяжении всей жизни. На сегодняшний день идея постоянного коэффициента интеллекта сильно пошатнулась и практически не используется в научной психологии.

Предмет детской психологии

Детская психология изучает ребенка. Детская психология интересуется тем, как ребенок становится взрослым, который может общаться с другими людьми, работать, делать открытия и т.д.

Человеческий младенец рождается беспомощным существом, и эта беспомощность — величайшее достижение человеческой расы. Формирование беспомощного существа в субъект разнообразной человеческой деятельности как раз и является предметом детской психологии.

Дети разного возраста отличаются в своем умственном развитии по характеру доступной им и свойственной им деятельности. Например, если годовалый ребенок в основном манипулирует предметами — постукивает, трясет чем-то, кладет одну игрушку на другую, то дошкольник строит сложные здания из кирпичиков, рисует, лепит.

Важной стороной психического развития является возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и свойств детей — восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, языка, чувств, первых форм волевого контроля поведения.

Например, дети в возрасте 2-3 лет еще не способны набросать в голове план своих действий. Возникающие задачи решаются в процессе манипулирования объектами. После 2-3 лет дети способны заранее продумать простой план игры и согласовать его друг с другом, распределить роли и игровой материал. Все это свидетельствует о переходе от мышления в действии к мышлению в уме, которое начинает направлять и регулировать практические действия. Наконец, раннее детство и дошкольное детство — это возраст, когда начинает формироваться личность ребенка.

Исходя из вышеизложенного, предметом детской психологии является изучение условий и движущих причин онтогенеза психики человека, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игры, труда, обучения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.

Ч. Дарвин первым поднял вопрос о существовании особого закона генезиса. Геккель сформулировал знаменитый биогенетический закон: животные и люди в процессе внутриутробного развития кратковременно проходят стадии, которые вид проходит в своем филогенезе.

С. Холл (теория рекапитуляции). Он сформировал аналогичный закон для постнатального развития: онтогенез — это краткое повторение истории развития человеческого общества.

Теория трехступенчатого развития (К. Бюлер). Он выделяет 3 стадии развития: Инстинкт, обучение (тренировка навыков), интеллект.

И.П. Павлов показал, что существуют и приобретенные формы поведения: развитие человека сводится к проявлению инстинктов и дрессировке.

Под влиянием Фрейда была разработана теория, основанная на принципе удовольствия. Приобретенные формы поведения возникают не непосредственно под влиянием наследственности, а под влиянием окружающей среды.

Двухфакторная теория конвергенции (В. Штерн). Психическое развитие — это результат сближения внутренних данных с внешними условиями.

Гезель: развитие — это не простая функция, а самообусловленный процесс, поскольку развитие — это приспособление ребенка к социальной среде, т.е. адаптация.

Стадийная теория психического развития (Жан Пиаже). Развитие психики ребенка совпадает с развитием его интеллекта. В процессе развития происходит трансформация выполняемых операций на пути от системы внешних действий к целостным структурам на внутреннем уровне.

Эпигенетическая теория развития личности (Э. Эриксон). Человек имеет биосоциальную природу. Центральным интегративным качеством личности является психосоциальная идентичность. Идентичность основана на предположении о целостном «самовосприятии» человека.

В конце 1930-х годов Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие ученые Йельского университета предприняли попытку перевести основные понятия психоаналитической теории личности на язык теории обучения К. Халла. Они обозначили основные направления исследований: социальное обучение в процессе воспитания детей, кросс-культурный анализ — изучение воспитания и развития ребенка в разных культурах, а также развитие личности. В 1941 году Н. Миллер и Дж. Доллард придумали термин «социальное обучение».

Теория деятельности Леонтьева: всякая деятельность возникает как сознательное действие, затем как операция, и становится функцией, когда формируется.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

lfirmal 3

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector