- Природная среда как объект использования и охраны.
- Природная среда (природа) как объект использования и охраны. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе
- Форма взаимодействия общества и природы
- Основные принципы концепции устойчивого развития:
- Факторы концепции устойчивого развития
Природная среда как объект использования и охраны.
Природная среда как объект использования и охраны.
В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы:
Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы:
Натуралистическая концепция, когда природа рассматривается в качестве божества, некоего идеала, возвышающегося над обществом. Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу, под девизом «Назад к природе!».
Потребительская концепция, главной идеей которой является приоритет, превосходство человека и общества над природой под девизом «На наш век хватит!».
Крайние проявления первых двух названных концепций иногда называют концепцией алармизма(alarm — тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.
Экологические отношения и экологические правоотношения.
Формы экологических отношений:
1. охрана природы (сохранение естественных экосистем, памятников природы, заповедников).
2. рациональное использование природных ресурсов, которое сочетает экономное использование природных ресурсов с учетом требований охраны окружающей природной среды.
3. оздоровление и улучшение окружающей человека природной среды.
Виды экологических отношений:
Состав экологических правоотношений
Правоотношение является сложным социальным образованием, имеющим определенное внутреннее строение, составными элементами которого являются участники, объекты и содержание правоотношения.
Участники правоотношений (субъекты):
2. юридические лица;
3. государство.
Участники экологических правоотношений выступают в них в качестве:
1. носителей экологических прав и обязанностей;
2. субъектов хозяйственной и иной деятельности (в том числе природопользователей, а в предусмотренных законодательством случаях — собственников природных ресурсов), к которым предъявляются природоохранные требования;
3. лиц, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав.
Виды экологических правоотношений
Экологические правоотношения классифицируются по тем же критериям, что и правоотношения, относящиеся к любой иной отрасли права. Прежде всего, они сами являются составляющим элементом системы правоотношений, делящейся по отраслям права (трудовые, гражданско-правовые, семенные и т.д.).
В зависимости от оснований возникновения:
· общие (возникают на основании нормы закона, их субъекты конкретно не определены, создается лишь правовое состояние. Так, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право без получения лицензии осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд на глубину до 5 м);
· конкретные (возникают на основании иных юридических фактов. Например, если хозяйствующий субъект намерен осуществлять разработку полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным, он обязан совершить установленные законодательством действия: обратиться в соответствующий орган государственной власти, получить лицензию).
В зависимости от индивидуализации субъектов:
· абсолютные (точно определена лишь одна сторона — носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица — «всякий и каждый». Так, в соответствии со ст. 6 ВК водопользователь-гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд…. Гражданин является носителем субъективного права, которому противостоит обязанность всех иных лиц данное право не нарушать);
· относительные (определены обе стороны. Когда в соответствии с законодательством заключается договор водопользования, возникает относительное правоотношение между водопользователем и органом государственной власти).
В зависимости от норм права:
· материальные (возникают на основании норм материального права, устанавливают права и обязанности участников правоотношений);
· процессуальные (возникающие на основе процессуальных норм, устанавливают формы реализации материальных норм).
По соответствию юридическим функциям права:
· регулятивные (существуют в условиях соблюдения законодательных предписаний);
· охранительные (возникают при нарушении законодательства и соответствующей реакции государства либо пострадавшей стороны на такое нарушение).
Место ЭП в системе права. Соотношение ЭП с др. отраслями права
Основу развития экологического права как отрасли права составляет Конституция.
Часть экологического права составляют нормы иных отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, эти нормы касаются экологии, объединены задачей защиты окружающей среды.
Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д.
ФЗ как источники ЭП
Акты Президента РФ, Правительства РФ
Понятие и виды экологических прав граждан и их объединений
Так, обладанием правом для соответствующего субъекта означает:
свободу поведения индивида в границах, установленных нормой права;
возможность для индивида пользования определенным социальным благом;
полномочие совершать определенные действия и требовать совершать соответствующих действий от других лиц;
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
3. Министерство экономического развития РФ
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Содержание оценки воздействия на окружающую среду
Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.
Определенными в нормативном порядкеэлементами ОВОС являются:
· определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
· выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);
· анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
· выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
· оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
· определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
· оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
· сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
· разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
· разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию, государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение (ст. 19).
Хотя Закон устанавливает, что общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления, инициатива граждан и органов местного самоуправления имеет значение лишь тогда, когда она совпадает с желанием самой общественной организации провести экспертизу. Ни граждане, ни органы местного самоуправления не могут диктовать свою волю общественным объединениям, и соответственно их инициатива может не иметь юридического значения.
Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
Между государственной и общественной экологической экспертизами имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной а государственная – обязательной. Второе различие связано юридической силой экспертного заключения. О заключении государственной экологической экспертизы мы говорили выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации.
В случае несогласия общественных формирований или местного населения с выводами государственной экологической экспертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.
Экологический аудит
Экологическое страхование
В Российской Федерации могут осуществляться: обязательное государственное экологическое страхование; добровольное экологическое страхование.
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На основании настоящего Типового положения страховая организация (страховщик) представляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам, в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей природной среды на территории Российской Федерации.
На основе настоящего Типового положения страховые организации разрабатывают свои Правила по добровольному экологическому страхованию.
2. Объекты страхования, страховое событие
В экологическом страховании объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.
Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.
Страховые события, по которым страховщик не несет ответственности:
прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, гражданских волнений, диверсий, внутренних беспорядков, боевых действий, чрезвычайного, военного, осадного или особого положения, объявленного органами власти;
вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива;
вытекающие из обычной деятельности страхователя при условии, что он знал вредные последствия этой деятельности;
связанные с умышленными действиями страхователя или третьих лиц;
вызванные нарушением законов, постановлений, ведомственных или производственных правил, инструкций и других нормативных документов;
связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это или просрочившим время инструктажа, переподготовки, а также лицами, страдающими душевными болезнями, эпилепсией и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность;
вызванные обстоятельствами, существенно повышающими риск страхового случая, известные страхователю или его полномочному представителю, о которых страховщик не был поставлен в известность;
вследствие износа конструкционных материалов, оборудования, находящихся в эксплуатации сверх установленного нормативного срока;
вследствие эксплуатации нового оборудования, а также оборудования после капитального ремонта в течение 18 месяцев после ввода в эксплуатацию, если не предусмотрено иное;
происшедшие по вине руководства предприятия или организации и других должностных лиц, ответственных в проведении контроля за состоянием окружающей природной среды.
Содержание охраны земель.
Содержание охраны земель составляют мероприятия (ст. 13 ЗК РФ):
1. сохранению почв и их плодородия;
2. защите земель от водной и ветровой эрозии, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3. защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4. ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5. сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6. рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7. сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Водный кодекс
Водный кодекс
Правовая охрана вод
Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения и истощения.
Законодательством закреплены обязанности водопользователей.
Юридические лица и граждане, чья деятельность имеет прямое воздействие на состояние водных объектов, должны проводить обеспечивающие охрану водных объектов мероприятия.
При проектировании, строительстве и эксплуатации вновь создаваемых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении технологических процессов, влияющих на состояние вод, необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения. Не допускается проектирование и строительство прямоточных систем производственного водоснабжения.
Нарушение гражданами и юридическими лицами требований по охране и рациональному использованию вод влечет за собой ограничения, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, имеющих прямое воздействие на состояние водных объектов. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов воздействия на водные объекты. Эти нормативы устанавливаются исходя из предела антропогенного воздействия, которое не приведет к изменению экосистем водных объектов и предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить на водозаборную площадь.
Государственный контроль за уровнем загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами осуществляется системой специального мониторинга в рамках государственного мониторинга водных объектов уполномоченными государственными органами. Водоохранные зоны водных объектов, являющиеся источниками водоснабжения и местами нереста особо ценных рыб, относятся к категории охраняемых и особо охраняемых территорий.
Порядок, условия установления размеров и границ водоохранных зон устанавливаются Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации по представлению соответствующих органов.
В целях охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Законодательством предусмотрено также создание зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий на водных объектах, а также зон особо охраняемых водных объектов (государственных заповедников) – природных водных экосистем, имеющих особое экологическое, природоохранное, ресурсосберегающее значение. Статус этих зон, порядок деятельности в них определяется законодательством РФ.
По особо охраняемым водным объектам федерального значения издаются специальные законы. Водные объекты объявляются международными заповедниками, международными парками международного значения, участками всемирного культурного и природного наследия в соответствии с международными договорами, а их правовой режим использования и охраны определяется международными договорами и законодательством РФ.
Лесопользование и его виды
Лесной кодекс ст. 25
Закон о животном мире
Закон об охоте
Закон о рыболовстве
Природная среда как объект использования и охраны.
В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы:
Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы:
Натуралистическая концепция, когда природа рассматривается в качестве божества, некоего идеала, возвышающегося над обществом. Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу, под девизом «Назад к природе!».
Потребительская концепция, главной идеей которой является приоритет, превосходство человека и общества над природой под девизом «На наш век хватит!».
Крайние проявления первых двух названных концепций иногда называют концепцией алармизма(alarm — тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.
Природная среда (природа) как объект использования и охраны. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе
В науке предмет экологического права определяется различным образом: как отношения в сфере взаимодействия общества и природы (В. В. Петров) и как общественные отношения в сфере взаимодействия общества, людей и природы (С. А. Боголюбов).
Если обратиться к теории права, предметом правового регулирования являются общественные отношения. Общественные отношения возникают между их субъектами — физическими, юридическими лицами и государством.
Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом. Общественными отношениями являются отношения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира. Указанной позиции придерживается и действующее Законодательство.
Так, в ст. 4 Закона об охране окружающей среды компоненты природной среды (земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) определяются как объекты охраны окружающей среды. Окружающая среда, компоненты окружающей среды являются объектами правоотношений в сфере ее охраны.
Предмет экологического права определяется как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира.
Таким образом, предмет современного экологического права образуют общественные отношения:
Форма взаимодействия общества и природы
Жизнь в согласии с природой — один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид — разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.
До середины XX в. природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическая опасность считалась необоснованной.
Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и logos — наука) был введен в научный оборот немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Экологией называлась наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей их среде.
В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.
Обобщая огромный опыт человечества во взаимоотношениях с природой, можно утверждать, что на первых порах оно было взаимодополняющим, а впоследствии стало разрушающим.
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы:
Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы:
Крайние проявления первых двух названных концепций иногда называют концепцией алармизма (alarm — тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.
Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса, концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).
Основные принципы концепции устойчивого развития:
Факторы концепции устойчивого развития
При реализации данных принципов, анализируя концепцию устойчивого развития, можно выделить три фактора, которые необходимо учитывать для достижения основных целей, поставленных в рамках «устойчивого развития»:
В совокупности данные факторы соответствуют идее комплексности, поскольку для достижения экологического благополучия необходимо взаимодействие указанных трех факторов, упущение хотя бы одного проведет к возникновению другой проблемы взамен старой.