Природа как отдельный вид искусства

three 3075752 1920 Советы на день

История пейзажа в живописи

История пейзажа в живописи.

В переводе с французского слово «пейзаж» (paysage) означает «природа».

Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.

Кроме того, пейзаж это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. «Героем» такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив. Однако следует отметить, что изображение природы часто используется художниками и в других жанрах живописи, служа определенным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа.

Изображение природы часто является так же фоновой частью в графических и скульптурных произведениях других жанров. В пейзаже же художник проявляет своё отношение к природе, изображая то или иное явление, форму природного окружения человека, применив данные нововведения, пейзаж приобретает эмоциональное и идейное содержание.

Для понимания пейзажа как жанра необходимо иметь представление о пути его развития.

Наскальная живопись

История этого жанра насчитывает уже несколько тысячелетий, так как первые элементы пейзажа в наскальной живописи ученые относят к эпохе неолита. Эти древнейшие изображения включают в себя условные обозначения небесного свода, светил, стран света. Например, работа древнего художника на плато Тассилин-Аджер в Сахаре (датируемая 7 тыс. до н.э.), где был изображен схематичный рисунок природы рядом с фигурками человека.

12240

Плато Тассилин-Аджер в Сахаре 7 тыс. до н.э.

Древний Египет

Также пейзажный мотив, как элемент настенной росписи, довольно часто встречается в гробницах правителей Древнего Египта.

1p(2)

Роспись из скальной гробницы в селении Бени-Хасан, 21-20 вв до н.э

Крито-микенская цивилизация

sidorova iskusstvo egeiskogo mira 100

“Куропатки в скалах”

Среди росписей залов знаменитого Кносского дворца на острове Крит обнаружена роспись, названная исследователями “Куропатки в скалах”.

Античность

В Древней Греции и Римской республике пейзажи служили как бы декорацией жилых интерьеров, эти изображения природы очень близки к нашему пониманию пейзажа, хотя писавшие их художники имели недостаточное представление о перспективе, поэтому образы кажутся невыразительными.

2p(2)

Древнеримская роспись

Китайская живопись

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. В странах Востока философия и религия способствовали развитию искусства пейзажа, которое на многие годы опередило европейских пейзажистов. Созерцание природы, связанное с религиозным течением «дао», стало неотъемлемой частью духовной жизни и в VII-VIII веках изображение природы становится ведущим жанром в живописи.

4(11)

Для китайских пейзажей характерен вытянутый формат с необычным размахом, словно смотришь сверху и прямо. Изображаются необычные деревья, огромные горы, беспредельные воды, крохотные фигурки людей и животных заселяют эти сказочные места. Средневековые художники Китая не изображали что-то конкретное (похожее на действительность), они писали величественную природу, какой представляли её. Китайская средневековая живопись стала основой для развития пейзажа стран Юго-Востока, в том числе и Японии.

Средневековый пейзаж

В ХIV веке в Византии заметен определенный поворот к реализму, и изображение природы приобретает наиболее конкретный характер. Кто знает, как бы далеко это зашло, если бы Византия не пала под натиском турок в 1453 году. Но её влияние уже распространилось на Италию и часть европейского континента севернее Альп.

Миниатюристы

06 june

Братья Лимбург, «Часослов герцога Беррийского».

Пейзаж Раннего Возрождения

В самом начале раннего возрождения появилась фигура художника Джотто ди Бондоне, его искусство явилось стимулом для возникновения реалистического пейзажа, хотя изображения природы у Джотто ещё очень условны.

%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE

В Эпоху Раннего Возрождения в живописи обнаруживается ярко выраженный интерес к жанру пейзажа. Несмотря на то, что здесь мы можем еще наблюдать неумение передачи пространства – оно загромождается массой ландшафтных элементов, которые не соответствуют друг другу по масштабу; известна масса картин, свидетельствующая о стремлении художников достигнуть того уровня изобразительного мастерства, когда изображения природы и человека станет целостным и всесторонне гармоничным.

Примером такой картины является полотно итальянского живописца Стефано ди Джованни, также известного по прозвищу Сасетта – «Шествие волхвов» (I пол. XV века).

%D0%A1%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B0%20(%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%20%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8).%20%C2%AB%D0%A8%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%B2%D0%BE%D0%B2.%20%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%C2%AB%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%B2%D0%BE%D0%B2%C2%BB

Стефано ди Джованни, «Шествие волхвов», I пол. XV века.

Немаловажную роль в развитии пейзажной живописи сыграл художник XV века из Швейцарии Конрад Виц, изобразивший в своей композиции на религиозный сюжет «Чудесный улов» конкретную местность – берег Женевского озера.

22198018508 a83cfc7fb9 b

Конрад Виц, «Чудесный улов»


Пейзаж Высокого Возрождения

Куда более важную роль пейзажная тематика стала играть в эпоху Высокого Возрождения.

Большое количество художников стало стремится внимательному изучению натуры, и обращаться к новейшим научным открытиям в сфере линейной перспективы. Вследствие этого пейзаж уже становится незаменимым элементом художественных сюжетов и представляет собой цельную картину.

Несмотря на очевидный скачок в развитии пейзажа, вплоть до XVI века художники использовали пейзажные мотивы лишь в качестве фонового пространства в жанровой картине, классической религиозной сцене, или же портрете. Наглядным примером данного факта служат работы Леонардо да Винчи, для которых характерна тесная и неразрывная связь человека и природы. «Чистый» пейзаж впервые мы видим на одном из рисунков Леонардо да Винчи. Позднее многие художники целиком посвящают себя этому жанру.

%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B8


Западноевропейский пейзаж

%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE

Эль Греко «Вид Толедо»

Крупнейшими из них были Геркулес Сегенс, Якоб ван Рейсдаль и Харменс ван Рейн Рембрандт. В их пейзажах реализм сочетается с романическим началом, тщательная отделка вещей их менее волновала, чем её философский смысл и эффект при её созерцании.

%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%BD%20%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%82

Реалистический пейзаж

ХIХ век стал новым расцветом реалистического пейзажа. Формировались национальные школы пейзажа в Европе и России.

Импрессионисты и постимпрессионисты

WOA IMAGE 1

Пейзаж в ХХ веке

Как не удивительны казались в свое время пейзажи импрессионистов и постимпрессионистов, в их основу положен традиционный принцип пропорционального изображения. Но в ХХ веке появляется нечто совершенно новое, необычное. Это кубизм, первыми представителями которого были французские художники Жорж Брак и Пабло Пикассо. В основе кубизма лежит расчленение форм на их произвольно предполагаемые элементы, логика пропорционального отношения к элементам пейзажа-действительности уступила место логике конструирования картины как самостоятельного явления. Это был, в сущности, конец пейзажа как жанра.

Пейзажная живопись очень изменилась, пройдя путь почти в 9 тыс. лет. Она трансформировалась из простого наскального рисунка в полотна великих мастеров, которые ничуть не уступают действительности. Тем не менее, искусство не замирает в одной точке, а продолжает развиваться. И современные художники в XXI веке также обращаются в своих работах к пейзажному жанру.

grqHqzo53Ag

М. Иванова-Очерет, «Мыс на озере Комо»

Так, среди картин современного художника Марии Ивановой-Очерет зритель может найти выполненные с натуры, и поэтому невероятно живые, изображения природы. По своей лёгкости и наполненности воздухом и светом эти картины чем-то схожи с пейзажами импрессионистов, однако, мы можем видеть, что художник не копирует какой-либо определённый стиль, а привносит в историю жанра нечто своё, способствуя его дальнейшему развитию.

подготовила искусствовед К.И. Подлипенцева

Источник

Природа как искусство

От Ронского ледника до лесов Таиланда через кофейные плантации Колумбии и марокканскую пустыню: шесть природных арт-инсталляций в объективе фотографа Эми Витале рассказывают нам о том, что для Земли есть хорошие новости — полезные проекты по восстановлению лесного массива, защите биоразнообразия и превращению промзон в озелененные территории. Эти фотографии вошли в календарь Good to Earth на 2019 год от Lavazza.

«Дендрохронология». Петчабури, Таиланд

c797d1e85bf072bfa6078fd78b3219d8© Эми Витале

Портрет обнаженной женщины сливается с деревьями и листвой благодаря прозрачности оргстекла. В своей работе художник аллегорически показывает, как течение времени влияет на живые организмы: у деревьев появляются годичные кольца, а тело человека претерпевает изменения и покрывается шрамами. Композиция состоит из шести листов оргстекла размером 75 см в ширину и от 40 до 120 см в высоту, расписанных масляной краской.

Гомес: «Нужно подумать о тех, кто будет жить после нас, о том, что мы им оставим. И мы можем сделать это наследство лучше с помощью искусства».

59893fa6e4442d249da6581314fdca6e© Эми Витале

Проект Good to Earth: Леса, которые еще в начале 1960-х занимали 60% территории Таиланда, сейчас составляют едва ли 20%. Однако в провинции Петчабури началось восстановление дикой фауны. Появились условия для нормального обитания гиббонов, слонов и множества других видов. Здесь животные снова учатся добывать себе пропитание. Центр реабилитации диких животных создал заповедник, где применяется особый метод выращивания тех видов растений, которые будут иметь ключевое значение для восстановления лесов.

«Вечный поток». Уарзазат, Марокко

1f34d9389a8f033a3d5846d0c8302342© Эми Витале

Течение воды между пальцами двух огромных рук создает «вечный поток», символизирующий возможность повторного использования воды для создания зеленого пояса вокруг города, чтобы защитить его от песчаных бурь. Композиция была создана с помощью граблей, камней, найденных на месте, 36 т темного гравия и растительного масла. Ее внушительные размеры (37 500 м²) не позволяют как следует разглядеть и восхититься работой с земли, так что пришлось прибегнуть к аэрофотосъемке с помощью дрона.

Джерада: «Чем важнее тема, тем больше масштаб моей работы. Весь мир должен знать о проекте зеленого пояса».

e425b99c30d523e5b67a1dc7ea52f03e© Эми Витале

Проект Good to Earth: Жители Уарзазата защитили его от песчаных бурь, создав зеленый пояс вокруг. Для этого были необходимы инновационные системы орошения: сточные воды здесь перерабатываются, собираются, фильтруются в водохранилищах и направляются к зеленому поясу с помощью энергии, вырабатываемой солнечной электростанцией. Зеленый пояс стал новым местом отдыха для населения.

«Забота о будущем». Хула, Колумбия

bc774837cc8236b3165111db0f9df2a2© Эми Витале

Девочка лежит на зеленом лугу и своими руками защищает кофейное дерево, что символизирует необходимость заботы новых поколений о будущем планеты. Девочку зовут Мария Паула, она местная жительница. Картина создана художником Сейпе методом сетки, который применяли еще художники эпохи Возрождения, например Леонардо да Винчи. Изображение делится на небольшие квадраты и воспроизводится на земле в большем масштабе. Композиция занимает площадь 8000 м² и создана с помощью воды и 100% биоразлагаемых материалов.

Сайпе: «Очень интересно: когда я рисую на траве, экосистема так быстро восстанавливается. Цветы снова начинают цвести, бабочки вновь порхают над травой, а тысячи муравьев спешат по своим делам. Просто удивительно, как природа берет верх над моей работой».

c282b585cd2f6cf325c37e93a0e2eed1© Эми Витале

Проект Good to Earth: После долгих лет вооруженных конфликтов и незаконного земледелия в Колумбии поля вновь обильно засеяны. Инициатива направлена на то, чтобы выращивать кофейные деревья и другие растения, а также поддерживать развитие экоферм.

«Окружение». Ронский ледник, Швейцария

74f586e0b136a367c8eb189794ba4ed8© Эми Витале

Двое детей под одеялом будто бы прячутся от грядущих проблем: изменения климата и таяния ледников. Композиция нарисована на белом геотекстильном полотне, состоящем из нетоксичных и на 100% биоразлагаемых материалов на основе натуральных масел и пигментов. Название работы — параллель с тем, как геотекстильными полотнами «окружают» ледники, защищая их от влияния глобального потепления.

Хула: «Эти горы при первом взгляде на них внушают чувство уважения. Однако, если подумать о том, что ледник значительно уменьшился всего за несколько лет, сразу видно, как он нуждается в защите. Нужно действовать именно сейчас».

c0ac0aa738e3d42c64395c86ccc5b14a© Эми Витале

Проект Good to Earth: Ронский ледник — сердце кантона Вале. Это огромное пространство из снега и льда длиной 10 км и шириной 1 км. Во время ледникового периода он занимал всю территорию Швейцарии, а сегодня уменьшается в длину и глубину примерно на 9 м в год. Местные жители решили защитить ледник и остановить его таяние, используя белые геотекстильные полотна, отражающие лучи солнца.

«Охотник из мангровых зарослей». Залив Гази, Кения

e8ecc766e1e226403610ddd6b2dac902© Эми Витале

На языке суахили mvuvi wa mikoko означает «охотник из мангровых зарослей». На картине изображен зимородок — птица, играющая ключевую роль в поддержании экосистемы залива. Художник изобразил его в окружении зарослей мангров. Чтобы сделать фото, создателям пришлось «побороться» с приливами и отливами в Гази, которые происходят в течение всего дня. Из-за них было трудно расположить картину нужным образом и добиться необходимого освещения. В итоге полотно 5 х 3 м установили на плоту, надежно закрепив.

Мантра: «Сначала природа, а затем искусство. Ведь люди обладают прекрасной способностью наблюдать за окружающим миром и воспроизводить его. Я считаю, что именно природа заключает в себе истинную суть искусства».

ee7b04373ad9990d5c8e39d03894587b© Эми Витале

Проект Good to Earth: Каждый год в Гази высаживают 4000 мангровых деревьев с целью защиты прибрежных сообществ от наводнений и цунами. Кроме того, деревья являются естественными поглотителями углерода. Теперь леса в Гази начали снова густеть, а многие водные животные получили нормальные условия обитания.

«Возрождение». Генк, Бельгия

c04c37139956ca2b8788f12b230ab4f4© Эми Витале

Девочка в ярком платье символизирует новые поколения. Она поливает водой серую промзону, где зацветает пышный сад. Композиция окружена шестью пчелами из полимерного материала. Художник таким образом отдает дань насекомому, символизирующему возрождение города Генк. Композиция занимает площадь 63 м² и была создана за пять дней с помощью краски для стен на водной основе.

Милло: «Когда я рисую серый город, я понимаю, что нужно добавить ярких цветов для разнообразия. Посыл получается следующим: при использовании пространства нужно уделять больше внимания принципам устойчивого развития, как это делается в городе Генк».

1fafc02ac93ef98e2111975e07339914© Эми Витале

Проект Good to Earth: Генк раньше был промзоной и местом добычи угля. Теперь это цветущий уголок: там появилось 69 новых садов, где можно встречаться, выращивать органические продукты и где стараниями местных жителей созданы идеальные условия для развития популяции пчел. Город буквально расцвел.

Источник

Краткая история развития пейзажа. Городской пейзаж

56b7c5d57248d5a67369cf403f8026991773uy

Пейзаж

Пейзаж — это один из жанров изобразительного искусства, где главный герой это природа, первозданная или преображенная человеком. Наше представление о пейзаже сформировывалось, за счет развития всевозможных художественных приемов и техник, на протяжении длительного времени. В данном жанре особое место придается перспективе и ее построению, так же уделяется достаточно много внимания передачи света и атмосферы.

В пейзаже изображают реальные или придуманные виды окружения или места, зданий и сооружений, городские виды или сельские, лесные или морские. Бывает, что пейзаж становится не основным жанром изображения, а только его фоном в произведениях любого жанра, будь то живопись, графика или декоративно-прикладное искусство. Когда человек изображает свое окружение, он априори выражает свое отношение к нему, и мы можем проанализировать как люди того или иного времени относились к пейзажу, в котором они жили, работали или где отдыхали. За счет этого пейзаж получает идейное и эмоциональное содержание.

Пейзаж с натуры отражает действительность через конкретные, наглядные передачи зримых форм окружения, передает облик предметов и явлений мира вокруг нас, все многообразие воспринимаемых зрением красот природы или рукотворных архитектурных сооружений.

История пейзажа

no avatar

Древнеримский пейзаж является более самостоятельным, в нем уже присутствует перспектива, а окружающий мир воспринимается как простая и повседневная среда обитания людей и богов.

В искусстве средневековой Европы пейзаж выступает как средство указания на место действия того или иного события. Пейзажные изображения того времени показывают нам как человек того времени представлял мир и Вселенную.

no avatar

Индокитай, Индонезия и Индия придавали своим пейзажам большую эмоциональную силу в изображениях тропических лесов в рельефах и миниатюрах.

Живопись средневекового Китая начинает показывать нам пейзаж как самостоятельный, не зависящий от человека, жанр. В то время непрерывно обновляющаяся природа считалась самым наглядным кодексом мирового закона дао. Этот посыл мы видим в каждом изображении пейзажа Китая того времени. Так же эти произведения искусства можно считать иллюстрациями, ведь стихи играли важную роль в восприятии пейзажа Китая, говоря нам о возвышенности духовных качеств. Пейзажи данной страны и эпохи кажутся беспредельными, за счет введения в композицию большого количества горных панорам, водных поверхностей и туманной дымки. Так же все изображения, подчиняясь общему декоративному решению, не разграничиваются на пространственные планы, а плавно перетекают один в другой за счет своей воздушности и колорита.

В искусстве западной ЕвропыXII — XV вв.пейзажный фон становится неотъемлемой частью произведений. Незамысловатые и условные фоны перерастают в полноценные пейзажи на заднем плане, иногда их изображают как карту мира. В эпоху Возрождения живописцы начинают более детально исследовать натуру посредствам создания набросков и кратковременных этюдов. Так же мастера кватроченто разрабатывали принципы перспективного построения пространства пейзажа. В это же время, преимущественно в графике, появляются предпосылки для обоснования пейзажа как самостоятельного жанра, где природа это единственный из присутствующих персонажей, или же является более главенствующим изображением, чем, даже передний план. Итальянские мастера стремились показать единение начал природных и начал людских, за счет вписывания человека (или Святого) в гармоничную и созвучную с природой окружающую среду. А там, где фоном выступает городской пейзаж, нам показывают идеализированную архитектурную среду.

no avatar

Немецкие мастера данной эпохи, в отличие от своих итальянских соседей, любили изображать дикую природу, показывая ее более бурной и живой, чем она была на самом деле.

Нидерландский пейзаж того времени отличаются грандиозностью и широтой панорамных композиций, пейзажные моменты соединяются и приводят к очень ярким результатам. Характерно еще то, что художники стремились проникнуть и передать суть народной жизни, тесно связанной с окружающим их миром. Чуть позже это стремление, которое прочно переплетается с чертами ренессансного пейзажа и духовными потрясениями общества, показывает эмоциональное, а так же субъективное отношение мастеров к миру.

Не смотря на то, что человек издавна рисует окружающую его природу, пейзаж, как самостоятельный, является молодым жанром. Так как все это время художники изображали ландшафтные образы только как окружение главных героев своих картин, рельефов или мозаик, или как декорации к иконам. С изучением и развитием знаний о перспективе, рельефности и светотени, изображение природы постепенно становилось равноправным участником композиции, а затем и вовсе стало ее главным персонажем.

Очень долгое время пейзажи были довольно обобщенными, фантазийными. Большим шагом явилось осознание мастеров пейзажа, как изображение им какого-либо места или локации.

no avatar

Как самостоятельный жанр пейзаж, во всемирном культурном процессе, был услышан, для начала, как европейское искусство, хоть уже и существовали восточная и древнекитайские традиции изображения пейзажа. Несомненно именно восточная культура повлияла на европейский пейзажный рисунок.

Изобретение и начало производства красок в тюбиках в XIX вв. привело к расцвету пленэрной живописи, а следовательно и пейзажа. Теперь художники могли работать в большей удаленности от своих мастерских, чем ранее, больше писать на природе, детальнее изучить солнечное освещение и его влияние на цвет. Это помогло мастерам более точно выразить свое впечатление от окружающей среды и ландшафтов, приблизило их к зрителям и увеличило количество изображаемых природных мотивов.

В начале XVII в. художники определили пейзажные принципы и законы. В классицизме закрепляются различия между наброском, этюдом и длительным завершенным пейзажем. Благодаря этому пейзажные картины начинают носить возвышенный и эстетический характер. Пейзажи барокко представляют собой необузданную и мощную стихию, что явилось достаточно свежим взглядом на природу, и что отразилось, непосредственно в работах художников того жанра и времени. Детально изучали и разрабатывали принципы трехплановой композиции и световоздушной перспективы голландские мастера. В своих картинах они передают нам изменчивость и непостоянность природы, ее естественность, показывают нам нерушимую ее связь с жизнью человека. Голландские художники изобрели много новых видов пейзажа, в том числе городской и морской пейзажи.

Когда в XVII в. камеры-обскуры были уже довольно распространенной вещью, появляется тенденция к видовому топографическому пейзажу. При помощи данного изобретения художники могли с небывалой точностью перенести самые мельчайшие детали пейзажа на свои холсты. Буквально в следующем веке такие пейзажи открыли абсолютной новый этап в искусстве изображения пейзажа итальянский художник Франческо Гварди. Его работы наполнены большим количеством воздуха и света, заметны изменения световоздушного пространства. Пейзажи этого времени значительно повлияли на становления пейзажа как самостоятельно жанра в России и странах Европы, где до этого момента он не являлся таковым. Так же появляются предпосылки к романтизму в графических работах Дж. П. Пиранези, который наделял особой грандиозностью свои изображения памятников античной культуры и всевозможные руины и развалины. В эпоху рококо пейзажи приобрели бо́льшую декоративность и изысканность.

В первой половине XIX в. преобладающим стилем пейзажа является романтизм. Обуславливается это тем, что художники стремились к естественной среде природы, как бы сближаясь с ней и соприкасаясь, тем самым пытаясь, в своих произведениях, загладить несовершенства человеческой натуры, моральные и социальные. Пытаясь проникнуть в суть первозданной чистой природы, мастера стремились передать ее неповторимость и чуткость, и показать уникальность местного природного окружения человека того времени. Дж. Констебл ознаменовал своим творчеством переход к более реалистичным пейзажам. В своих работах он старался сохранить ту свежесть натурного пейзажа, которая характерна для пленэрной живописи. Его возвышенное восприятие мира и обобщенность, интерес к натурной живописи очень похожи на манеру художников, стоявших у истоков европейских школ реалистичного пейзажа.

Во второй половине того же века мастера-реалисты начинают изживать манеры пейзажа романтического и все больше стремятся к реалистичности и объективности передачи ландшафтов. Художники отказываются от панорамной передачи видов и создают более простые и естественные композиции, чем в романтизме. Более детально разрабатываются отношения светотени, что позволило более точно передать материальность природы. В пейзажах начинают появляться сцены сельской повседневной жизни.

В русском пейзаже художники так же стремились уйти от театральности и искусственности, возвращаясь к родной и чистой природе. В мотивах русского ландшафта характерны монументальность и широкий размах. Но некоторым мастерам русского пейзажа присущи изображения изменчивых настроений природы и драматичность. А. И. Куинджи отличается своими пост–романтическими тенденциями, которые выражаются в декоративности работ и очень сильными световыми эффектами.

Считается, что французские живописцы, представители барбизонской школы, были предшественниками импрессионистов. У них пейзаж являлся доминирующим жанром, так как данные художники считали, что писать на пленэре необходимо для создания пейзажного образа. Так же неотъемлемой частью пейзажа в стиле импрессионизм является мягкая, пастельная палитра с множеством оттенков красок, которая помогает произвести впечатление как бы вибрирующей воздушной и световой среды, которая зрительно обволакивает картину и показывает нам неразделимость человеческого начала и природного. Пытаясь изобразить многогранность и изменчивость окружающего мира, художники-импрессионисты не редко писали серии картин, которые объединял общий мотив. В ту пору городской пейзаж стал так же популярен как и природный, за счет картин, на которых изображали динамику современной городской жизни. Тогда же начали складываться отдельные направления в пейзажном искусстве, которые либо поддерживали стилистику импрессионизма, либо наоборот, уходили от нее.

Такие стили как символизм и модерн привнесли в изображения пейзажа новые и свежие идеи, а именно идею о родстве людей и матери-земли. В следствии чего в тот период были популярны картины, которые условно можно обозначить как пейзаж-мечта. В таких произведениях можно заметить подражание ритмам природы за счет компоновки изображаемого как орнамент.

В XX в. художники, работавшие в стиле кубизм ищут какие-либо устойчивые и неизменяющиеся черты природы, как бы отбрасывая всю переменчивость со своих холстов. Иные же напротив, при помощи напряженных цветовых решений и их сплетений показывают национальное своеобразие местных ландшафтов и динамику природы. А сюрреалисты, испытывая на себе влияние фотографии как искусства, обращают свое внимание на причуды природы и рисуя свое впечатление от них. Переход к абстракции произошел благодаря тяготению мастеров к деформациям и изменениям форм природных мотивов.

В том же веке в Америке и Европе стал довольно популярен городской индустриальный пейзаж, вдохновленный идеей враждебной человеку анти-природой. Пейзажи данной тематики облачаются в агрессивные в работах экспрессионистов и футуристов, как следствие необратимой и неизбежной индустриализации.

В XX в. влияние модернистов и импрессионистов соединяется с традициями русского реалистичного пейзажа. Появляются камерные пейзажи и пейзажи-настроения, отличающиеся непосредственностью и повседневностью, и на первый взгляд, скромностью колорита, как в пейзажных произведениях В. А. Серова.

Так же для некоторых мастеров характерны жанровые пейзажные композиции и пейзажи, показывающие всю национальную романтику Родины. А другим ближе литературные, фольклорные и исторические жанры (А. М. Васнецов, Н.К. Рерих). В тоже время становится популярным пейзаж, который можно условно обозначить как пейзаж-воспоминание, которому присущи моменты историчности, героизма и драматизма, последнее особенно показательно для городского пейзажа той эпохи.

no avatar

В духе социалистического реализма развивался и советский пейзаж. Мастера, которые уже успели заявить о себе до 1917 года теперь открыли для себя новый этап творчества, в котором были нотки красоты природы и мира как жизнеутверждающих и неотделимо переплетающихся с человеческой преобразовательной деятельностью. Появляются художники, чья деятельность была завязана только на Советском Союзе, а именно А. М. Грицай, В. В. Мешков. Здесь же появляются новые направления и течения в пейзажном искусстве – советский индустриальный и мемориальный, вдохновленные большой социалистической стройкой. Чуть позже, в работах советских художников, все чаще можно наблюдать собирательную идею Родины, на полотнах, где они изображают свои родные края., благодаря чему они смотрятся для нас такими своими. Мастера стараются уловить ту связь, которая появилась между человеком, природой и неудержимой индустриализацией, вдохновившись изменением восприятия мира после Октябрьской революции 1917 года, когда жизнь стала все время убыстряться и перестала быть размеренной.

Развитие городского пейзажа

Художники не могли не заметить, что городские ландшафты имеют свое неповторимое очарование эстетику. Итальянские венецианские художники дали начало разновидности городского пейзажного жанра еще в XVIII в., не смотря на то, что первыми архитектурные пейзажи стали изображать мастера живописи и графики Древнего Китая, а так же есть источники, что в Европе первыми городские виды стали рисовать Беллини и Карпаччо еще в XV веке. Но все же считается, что именно художники Венеции открыли городской пейзаж как разновидность пейзажного жанра. Их отличительной чертой была фотографическая точность и мельчайшие детали, с которыми изображались венецианские ведуты. Картины такого типа были написаны с некой театральностью, и выглядели как декорации к спектаклю. Позже такой стиль изображения местных архитектурных ландшафтов стал очень популярен и распространился по все Европе, что оказало большое влияние на развитие городского пейзажа как самостоятельного жанра. Итальянские архитектурные пейзажи того времени можно разделить на два направления. Первое направление берет свое начало в Венеции, и характерно тем, что город изображают панорамно, и с особой тщательностью передают мельчайшие детали видов, как архитектурные, так и ландшафтные. Одним из ярких представителей этого направления является итальянский художник, который родился, жил и работал в Венеции, Джованни Антонио Каналь, более известный как Каналетто. Художник считается главой венецианской школы ведистов и мастером архитектурных пейзажей в академическом стиле.

Второе направление, которое довольно часто именуют романтическим, в итальянской ведуте характерно для творчества другого венецианского художника– Франческо Гварди. Его работы отличались тем, что чаще были вертикальными, небольшого формата, нежели грандиозные, панорамные картины Каналя. В это же время в Италии, когда активно развивалась венецианская ведута, так же становились популярны пейзажи с изображениями развалин и руин. На этих картинах изображали древние разрушенные крепости и башни. Но к концу XVIII века жанр идет на спад и перестает распространяться по европейским странам, за счет исчезновения интереса к нему у аудитории.

В XIX в. начинается эпоха романтизма, и у художников возрастает интерес к древним античным храмам и постройкам. Здесь важность приобретает возвышенное настроение и атмосферность, а не точность передачи ландшафтов, как в итальянской ведуте. Произведения в стиле романтизм как бы идеализируют прошлое, показывают нам более лирическое восприятие мира, чем оно есть на самом деле. Чаще всего в этом стиле преобладает мифологическая тема. В целом можно сказать, что романтический пейзаж является фантазией художника.

Открытие в изображении городского пейзажа совершили французские импрессионисты. Главным персонажем их картин стала повседневная жизнь города и его обитателей. Импрессионисты изобретали новые средства и техники изобразительного искусства, чтобы точнее передать изменения света и ритм атмосферы. Быстрые мазки и размытые контуры передавали динамику и скорость городской жизни того времени. Детализация была уже не так важна, когда стремишься изобразить свое впечатление от натуры. Выявляя особенности окружающей среды, художники отмечали в своих работах только то, что передавало их эмоциональное состояние и настроение. Городской пейзаж занимал в стиле импрессионизма довольно таки важное место. Изобретательность и традиции академической живописи очень гармонично сочетались в работах мастеров того времени, доказательством этого служит творчество Клода Моне.

no avatar

Для его картин характерны умение передачи неуловимых переходных состояний дневного освещения, нахождение правильного выражения вибрации воздушной атмосферы, и их нерушимой связи. Все это считается достижениями в методах живописи. В возрасте примерно тридцати лет, художник полностью посвящает все свои работы пейзажу, и практически все свои произведения пишет только на пленэре.

Почти все импрессионисты были пейзажистами, и в своих работах немало места отводили городскому пейзажу, именно за счет того, что люди в то время устремились в город на заработки, и городская среда стала неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Многих художников–импрессионистов не замечали и они остались недооцененными, лишь потому что жили и работали в одном месте и в одно время с Клодом Моне, хотя и не уступали ему в живописном мастерстве, искусстве владения цветом и видении окружающего мира. Тем не менее все архитектурные пейзажи импрессионистов объединяет умение запечатлеть какой либо отдельно взятый, вырванный из жизни, случайный момент, но при этом захватить в него городской пейзаж. Смелые и необычные композиции рождались за счет того, что на первом месте были вовсе не предметы или люди, как мы привыкли думать, а воздух и свет и их изменчивость и непостоянство. Нетипичный угол зрения и прочие приемы импрессионистов в будущем применялись в различных новых стилях и техниках изображений.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector