Природа как среда обитания человека

woman 600225 1920 Советы на день

Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы. Коэволюционный императив. Место экологических ценностей в системе ценностей современной цивилизации

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Природа (П). имеет два значения:

1. все существующее, материя и ее многообразные формы: человек, общество, духовный и внутренний мир человека.

2. (в узком смысле) совокупность естественных и искусственных условий, в которых проходит жизнь человека и общества.

Выделяют первичную и вторичную природу. Первичная П. – то, что существовало и существует до и независимо от сознания человека, объективная реальность. Вторичная П. – создана умом и руками человека по подобию первичной природы. Создается через процесс труда.

Понятии П. включает как неживые так и живые элементы. В истории познания одни говорили, что мир полностью одушевлен (пантеизм), другие – мир представляет собой сложное образование и существуют 2 формы: живая и неживая, между которыми существует относительная граница.

На определенном этапе развития природы возникло системное образование – общество. Природа представляет собой условия жизни человека и общества – определенное сочетание воздуха, вода, питание. Природа состоит из определенных сфер: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. С появлением человека, общества природа вступила в новый этап своего развития, стала испытывать антропологическое влияние – влияние человеческой деятельности, ее результата. Выделяют следующие исторические этапы взаимодействия человека и природы:

1. этап первоначального отношения человека и природы (палеолит, неолит, первобытное общество). Природа сильно воздействовала на человека: климат, природные стихии.

2. человек постепенно «отвоевывает» у природы приоритет (16-19 в.) Могущество человека возрастает, а природы уменьшается. Это период машинных революций.

3. НТР. Период взрывоопасного влияния человека на природу. Выход человека в ближайший космос.

Земное, природное окружение общества получило название геогр. среда или геосреда. Геосреда – то пространство, в котором зародилось человечество, развивалось и взаимодействовало с природой. Термин биосфера был введен фр. ученым Ламарком. Существует несколько определений биосферы:

1. совокупность всех организмов

2. оболочка Земли, включающая живые организмы и среду их обитания

3. результат истор. взаимодействия живого и неживого.

Уровни биосферы: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биогеоценотический.

Понятие ноосферы было введено Ш. Леруа. Вернадский и Шарден использовали его в своих философских концепциях. Шарден видел под ноосферой коллективный разум, сознание, которое будет управлять развитием самой биосферы. Вернадский считал, что ноосфера – новый этап в развитии природы и биосферы, который является определенным гармоническим сочетанием во взаимодействии природы и общества.

Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Тема коэволюции становится ключевой в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.

Источник

Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.

Термин биосфера впервые был употреблён фр. учёным Ламарком в 1804 г. для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Философский смысл понятие биосфера получило у Вернадского (1926 г., труд «Биосфера»), который ввёл термин «живое вещество», охватывающий совокупность населяющих землю организмов, а биосферой назвал всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует «плёнка жизни» с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создаёт и изменяет её, однако по весу и объёму занимает её небольшую часть. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. Вернадский создал биогеохимическую концепцию биосферы – связь биологии и химии; всё отмирает до хим. элементов, потребляемых микроорганизмами-декструкторами. Появление человеч. жизни в биосфере привносит изменения в её динамику: если живые организмы взаимодействуют трофическими (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество и энергию биосферы, то человек включается в связи с ней на основании трудовой деятельности. Полагается, что вначале человек осуществил биосферную «технологию» (нахождение в природе готовых жизненных средств), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой. Поэтому появление человека и его деятельности по изменению природы рассм-ся как закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием науч. мысли и коллективного труда биосфера должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой. Т.О. биосфера прошла несколько этапов эволюции: возникн-ие биологич-го круговорота; усложнение циклической струк-ры жизни в результате появления многоклеточных организмов; возникн-ие челов-го общества; увелич-ие влияния чел-ка на биос-ру, появлен. техносферы; переход к ноосфере.

Понятие ноосфера впервые использовал фр. математик Леруа в 1927, но по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций Вернадского о биосфере Земли. Данный термин встречается и в концепцияи «христианского эволюционизма» фр. естествоиспытателя и философа Тейяра де Шардена. Ноосфера у него обозначала часть природы, представляющей собой чисто духовное явление, т.е. «мыслящий пласт», развивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней.

У Вернадского ноосфера – это качественно новый этап этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Учение о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией Вернадского, которую можно представить рядом базовых предпосылок: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела; 2) для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных процессов планеты. В этом смысле можно говорить о наступлении эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией планеты и прежде всего биосферы

11. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов

Понятие движения противоречиво. Его нельзя свести только к покою или устойчивости. Движение включает в себя понятие покоя, которое представляет собой момент движения. Покой – устойчивость движения по отношению к определённой системе координат, т.е. покой относителен, в отличие от движения.

Непрерывность движения – универсальное движение Вселенной, которое никогда не прекращалось. Прерывность движения – выражение того факта, что движение складывается из отдельных, приходящих процессов, которые имеют как начало, так и конец. Абсолютность движения выражается в его непрерывности. Относительность движения усматривается в том, что в движении существует понятие покоя и прерывистость.

Для движения существует ряд принципов: сохранение и изменение движения; устойчивость и изменчивость движения.

В окружающей действительности можно выделить
5 основных форм движения материи (Энгельс), которые соответствуют уровням организации материи:

1. механическая форма (перемещение макротел в пространстве); 2. физическая (тепловые процессы, магнитные взаимодействия); 3. химическая (взаимодействия между атомами); 4. биологическая (органическая жизнь, обмен веществ, процесс функционирования живой клетки); 5. социальная или общественная (любые общественные процессы).

В природе не существует чистых форм движения материи. Существуют сложные процессы взаимодействий и взаимопереходов. Движение с точки зрения философии – развитие общества, социума; с т.зрения науки рассматриваются другие формы движения (биолог., хим., физ., механич.). Все формы движения основаны на противоречии: физическое – «+»и «–» заряженные частицы; химическое – синтез и распад; биолог. – наследственность и изменчивость; механич. – притяжение и отталкивание; социальное – противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

Выделяют 2 типа движения: 1) движение с сохранением качества предмета – происходят количественные изменения; в предмете всегда происходят некоторые изменения, и он никогда не бывает тождествен самому себе во времени. Известно изречение Гераклита: в одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды.

2) изменение качественного состояние предмета, переход от одного качества к другому. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют новый объект.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, характеризуются как развитие.

· всеобщность (развитие существует на всех уровнях организации материи)

· необратимость (развитие связано с появлением в системе новых элементов или нового способа связи ее частей, что делает невозможным возврат объекта в исходное состояние)

· направленность (протекание процесса по восходящей или нисходящей ветви развития: прогресс, регресс, одноплоскостное развитие. Прогрессивное развитие – усложнение существующей организации, ее преобразование на более высокую ступень развития. Одноплоскостное развитие связано с сохранением существующей организации без существенного ее изменения. Регресс – обратное движение, понижение сложившегося уровня организации, возврат к ранее существующим уровням, утрата способности выполнять определенные функции).Развитие можно представить как спираль с бесконечным рядом витков.

Понятие диалектикивозникло в древности и первоначально связывалось с искусством ведения диалога. Сократ (ввёл понятие диалектики) и Платон предложили двухступенчатый диалектический метод: негативная диалектика (индукция) подвести человека к тому, что он ничего не знает (Сократ).и позитивная диалектика – дедукция от частного к общему.

Диалектика – философское учение о развивающемся бытии и методах его познания. Исторические формы диалектики:

1.античная диалектика Д (стихийная Д.) – диалектические взгляды являлись результатом преимущественно обычного наблюдения за повседневными процессами в мире и существовали в форме отдельных эмпирических догадог и положений, не связанных в единую систему знаний. Всё течёт, всё изменяется (Гераклит); Фалес – вода (и единая сущность и может находится в дифференциальных состояниях); Демокрит – диалектическое противоречие единого из многого (атомы);

2. идеалистическая Д – нем. классич. ф-фия. Под развитием у Гегеля понимается самодвижение и самопознание абсолютной идеи, что обеспечивает тождество бытия и мышления. Движение представляет собой самопознание. Абсолютная идея – своеобразный логический принцип рационального объяснения бытия. Отсюда вытекает, что все действительное разумно, все разумное действительно, т.е. признается принцип панлогизма (объединение онтологии и гносеологии). Согласно панлогизму, все соотв-т разуму, все явл. логикой. Д. по Гегелю – учение о развитии, принцип творческого мышления, метод постижения истины. Например, есть субстанция – идея, она где-то проявлятся – в природе; одним из компонентов природы является человек, но у него есть сознание. Сознание – это только частичка Логоса (абсолютного разума). Человек будучи природой способен познавать её и себя в этой природе. В основе познания и логики лежит треугольный цикл: тезис(субъективный дух), антитезис, синтез(объективный дух). Благодаря отрицанию тезис становится антитезисом, а в результате двойного отрицания происходит их синтез. Через отрицание мышление пытается понять процессы внутри бытия, поэтому движение мышления явл. онтологичным.

3материалистическая Д(Маркс, Энгельс). Характерна объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе. Данные принципы проявляются в объективной и субъективной Д. Объективная – движение и развитие в самом материал.мире как едином взаимосвязанном целом; не зависит от человека. Субъективная – движение и развитие мыслей, понятий, к-е отражают в сознании объективную Д. Предмет Д. как науки – всеобщие, объективные принципы и законы развития материал.мира. Д. рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Движение совершается по спирали. Источник развития – во внутренних противоречиях самих предметов. Появл. понятие практики, в начале нужно познать. Для него первична действит-ть, пока она не изменяется, не изменяется сознание. Гегель не применял диалектику к развитию общества, чел-ва. Именно диалектика марксизма включает социальную диалектику.

4. Экзистенциональная, 5 Негативная (франкфуртская школа), 6. Теологическая(идеалистическая неотомизм)

Категории диалектики представляют собой философские понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи объективной реальности. Для диалектики характерно формирование парных категорий: сущность и явления; причина и следствие; возможность и действительность; форма и содержание;часть и целое;необходимость и случайность.

Источник

Природа как среда обитания

Человек как биологическое существо в полной мере зависит от природы, поскольку он вышел из животного царства в ходе длительной эволюции. Вследствие этого человек и общество связаны с природой множеством разнообразных связей, характер которых определяется климатическими условиями, составом почвенного покрова, атмосферного воздуха, гидрологических условий, наличием полезных ископаемых и множества других факторов. Иными словами, для обеспечения нормальной жизнеспособности человека ему необходима определенная среда обитания, которая включает в себя совокупность условий, элементов и факторов. Среда обитания – это не только естественная, природная среда (климат, свет, воздух, вода, почва, пища, флора и фауна и др.), но и все то, что создано и создается в процессе человеческой деятельности.

В широком смысле среда обитания включает все природное окружение на планете, космическое пространство, оказывающее влияние на живые организмы, в том числе и на человека. На всех этапах человеческой истории зависимость человека от природы постоянно изменялась и была обусловлена наличием средств и орудий труда для обеспечения его жизнедеятельности.

В более узком смысле среда обитания включает совокупность физических, химических, биологических и социальных факторов, оказывающих влияние на человека. Иными словами, среда обитания складывается из совокупности абиотических факторов (атмосфера, гидросфера, литосфера), биологических условий (все сложные взаимоотношения между живыми организмами, изменение среды в результате их жизнедеятельности) и социальных явлений, определяющую роль в которых играет производство материальных и духовных благ.

Необходимым условием существования общества является природная среда обитания, которая представляет собой сложное образование, включающее естественное природу, которая не подвержена влиянию человеческой деятельности, и искусственную среду, созданную в результате этой деятельности.

Естественная среда выступает как внешние природные условия, с которыми, так или иначе, взаимодействуют люди, и как внутренние качества индивидов, обусловленные их биологической природой.

В процессе трудовой деятельности люди вовлекают в орбиту своего существования все новые и новые элементы внешней природы, организуя среду обитания, в том числе и естественную, и по мере развития общества в сферу человеческого существования вовлекается все больше6е количество природных элементов. В итоге возникает весьма парадоксальная ситуация, стремление человека освободиться от внешней зависимости от природы, оборачивается все большей зависимостью от нее. Будучи вовлеченной, в сферу человеческой деятельности природа претерпевает существенные изменения, которые оказывают обратное воздействие на человека и общество.

В ходе преобразования естественной среды обитания человек создает «вторую» или искусственную природу, обнажая свою экологическую незавершенность, суть которой состоит в том, что многие из предметов созданных человеком не включаются в круговорот естественных процессов. К примеру, различного рода синтетические материалы не разлагаются на составные части, образуя горы мусора и отходов.

Помимо природной среды в обеспечении жизнедеятельности людей важную роль играет социальная среда, включающая налично существующие естественные факторы, относительно независимые от человека и искусственные, представляющие продукт человеческой деятельности. Социальная среда включает также все сложные взаимоотношения, которые складываются между людьми в сфере материального и духовного производства.

В структуру общественных отношений входят производственные отношения, в которых человек проявляет и утверждает себя как родовое существо, вступая в определенные отношения с другими людьми. Согласно К. Марксу, в процессе производства люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Общественные отношения далеко не сводимы только к производственным отношениям, но и включают многочисленные отношения по национальным, религиозным, политическим, культурным и многим другим признакам. Все эти отношения образуют общество, в котором существует человек, живет в нем и создает его. Социальная среда, определяемая характером естественных отношений как взаимодействие между людьми, включает трудовые (производственные) отношения, межличностные отношения, место проживания людей (село, город, регион), культурные и духовные составляющие, образующих общую совокупность человеческой среды.

Среда обитания, таким образом, включает совокупность естественных и общественных условий, необходимых для жизнедеятельности и развития человека. Сам человек при этом не есть изолированное, замкнутое в себе духовное существо или отдельный природный индивид, а представляет собой конкретно-историческое существо, включенное в исторический процесс, проявляющее себя как родовое существо в своем бытии и знании. Именно благодаря своей социальности человек реализует себя как общественно деятельное существо и потому социальная среда является важнейшим компонентом среды обитания. Разумеется, человек зависит и от природного окружения, физически и духовно связан с ним и потому его существование определяется наличием необходимых жизненных условий.

Понимаемая таким образом среда обитания является процессом и результатом взаимодействия общества и природы, завершающихся созданием необходимых условий для жизни человека и общества. Она представляет особую гиперсистему, структурными уровнями которой выступают природа и общество. Интегральными элементами этого суперсложного образования являются эволюционное развитие природы и вектор человеческой деятельности, направленный на ее преобразование.

Начало такому пониманию взаимодействия общества и природы было положено В.И. Вернадским в 1926г. в книге «Биосфера». Понятие биосфераимеет многозначную трактовку, однако его наиболее общее определение, означает особую оболочку Земли, в состав которой входят живые организмы и среда их обитания. Границы распространения жизни простираются в пределах литосферы до 10 км, атмосферы до 30 км и гидросферы до нижних слоев океана до 13 км.

Основополагающей идеей учения о биосфере Вернадского явилось обоснование теснейшей взаимосвязи неорганической и органической природы.

В своем учении о биосфере Вернадский раскрыл исключительную значимость постоянно идущего процесса синтеза и разрушения органического вещества на земной поверхности, обосновал, что все остальные явления биосферы связаны с этими процессами и определяются ими. В результате синтеза образуются сложные органические соединения, богатые энергией, которые в процессе разложения ведут к их распаду на исходные минеральные соединения, сопровождающиеся высвобождением большого количества энергии.

В формировании и развитии биосферы исключительно велика роль бактерий и низших водорослей, способствующих разрушению горных пород, накоплению в тех или иных регионах химических соединений. Живое вещество оказывает существенное влияние на все основные характеристики биосферы и, по словам В.И. Вернадского, охватывает и перестраивает все химические процессы биосферы, представляя собой мощную геологическую силу, растущую с ходом времени.

Все основные биогеохимические функции обеспечивают поддержание динамического равновесия в биосфере за счет сохранения постоянства химического состава атмосферы и гидросферы, направленности геологических процессов, относительного постоянства климатических условий, образования биохимических продуктов в ходе эволюционного процесса.

В свете этих представлений живое вещество, преобразующее все процессы на земной поверхности, носит поистине глобальный характер и вполне сопоставимо с геологическими факторами, а нередко и превосходит их. Оно предстает как важная часть целостной системы, отражающее качественно новое состояние земной поверхности.

Современные представления о влиянии живого вещества на формирование биосферы, об условиях и неравномерности распространения жизни, о вещественно-энергетическом составе биосферы легли в основу понимания биосферы как многокомпонентной целостной системы, обладающей высоким потенциалом самоорганизации и способностью и эволюционным изменением. Биосфера, таким образом, является результатом исторического взаимодействия неживого и живого вещества, которое появилось на определенном уровне развития природы, ее возникновение означало появление нового, более высокого уровня самоорганизации природы. Активная, преобразующая роль живого вещества привела к возникновению нового типа динамической устойчивости, обеспечившего ускорение эволюционного развития природы.

Следующей ступенью эволюции природы стало появление человека, наделенного разумом, и формирование на этой основе ноосферы– сферы разума. Понятие «ноосфера» используется в целом ряде эволюционных концепций для обозначения разума как особого природного явления. В 1927 году его впервые использовал французский философ Э. Леруа. Новыми смыслами оно наполнилось в учениях П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского. Данное понятие является базовым для построения ноосферных концепций, основополагающая идея которых состоит в признании того, что разум возникает в результате непрерывного развития материального мира и постепенно становится ведущим фактором этого развития. Разум человека рефлексивен, благодаря чему человек не просто преобразует природу в соответствии со своими потребностями, он осознает результаты своей деятельности, результаты материального воплощения своих проектов. Именно поэтому Тейяр де Шарден, например, считал личность наименьшей структурной единицей ноосферы, формирование которой происходит значительно позже по сравнению с появлением человека. Тейяр де Шарден начальной точкой ее формирования признавал «неолитическую революцию», а В.И. Вернадский – начало ХХ века, когда уже не осталось территорий, не освоенных человеком.

В понятии ноосферы содержится идея материального единства мира. Человеческий разум рассматривается здесь не просто как результат природной эволюции, но как сама эволюция, представленная в другой форме. Это означает, что современное состояние природы определяется состоянием разума.

В ходе эволюции живой природы биосфера превращается в ноосферу как общая закономерность мегацикла развития жизни. Ноосфера представляет собой высший этап развития природы, результат совместной эволюции общества и природы, направляемой человеческим разумом. В условиях превращения человеческой деятельности в глобальную геологическую силу именно разум должен обеспечить стабилизацию условий жизни на планете. Достижение этой цели возможно при условии совместной, взаимосвязанной эволюции общества и биосферы, представляющей суть коэволюционной стратегии. Термин коэволюция в широком смысле означает со-развитие, согласование, взаимозависимое или сбалансированное, сопряженное развитие. Его широкое распространение связано с представлением, что эволюционирующие системы неживой, живой, социальной и искусственной природы образуют новую сложную и противоречивую целостность, в которой они взаимозаменяются, трансформируются, сосуществуют, взаимозависимо развиваются и благодаря этому способны сохранить свою автономию и возможность воспроизводства Иными словами, коэволюция выступает как механизм, обеспечивающий возникновение нового качества в становлении самоорганизации систем, их кооперирования в более общую целостность

Дата добавления: 2015-10-13 ; просмотров: 931 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector