Природа как вдохновение для художников

girl 2366438 1920 Советы на день

Природа – источник вдохновения. Интегрированный урок в 5-м классе

Разделы: Музыка

Задачи:

Цель: Увидеть, услышать и прочувствовать, как природа вдохновляет композиторов, поэтов, художников на создание произведений и попробовать создать музыкальные картины при помощи средств музыкальной выразительности.

Оборудование: репродукции пейзажей русских художников и И.И.Левитана «Золотая осень», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», портрет П.И.Чайковского, таблицы, CD и DVD диски, компьютер.

План урока:

Тема нашего урока: «Природа – источник вдохновения».

Для поэтов, писателей, композиторов и живописцев природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные и художественные произведения родились благодаря любви к ней.

Цель: Увидеть, услышать и прочувствовать, как природа вдохновляет композиторов, поэтов, художников на создание произведений и попробовать создать музыкальные картины при помощи средств музыкальной выразительности.

-Какие композиторы отражали красоту природы в своих произведениях?

(П.И.Чайковский, М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, Э.Григ, М.П.Мусоргский)

Композиторы изображали природу по-разному: с помощью звукоподражания или, воспроизведя переживания, которые природа пробуждает в них или их героях.

Так у композитора П.И.Чайковского есть музыкальное произведение «Времена года», которое представляет собой 12 частей – 12 месяцев. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.

-Сейчас прозвучит одна из пьес этого цикла.

— Определите, какого характера музыка?

(Характер: грустная, печальная, тоскливая, задумчивая)

— Эта музыка выражает чувства или изображает какие – либо звуки природы?

(Чувства: печаль, грусть, тоска)

— Какому времени года созвучна эта пьеса?

-Почему? (увядает природа, облетают листья с деревьев, дождь, слякоть, дни становятся короче)

Эта пьеса так и называется «Осенняя песня».

— Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать чувства печали, грусти?

(Медленный темп, звучит тихо, мелодия протяжная, распевная, лад – минор, регистр – средний, ритм – ровный)

( Показ репродукций картины осени)

П.И.Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мало сказать, что Петр Ильич страстно любил природу – он ее боготворил.

Вот одно из высказываний композитора «Прогулка летом по России, по полям, по степям, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в таком изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет убогий русский пейзаж».

— А каких вы знаете писателей и поэтов, которые воспевали осень в своих произведениях?

(А.С.Пушкин, И.Бунин, С.Есенин, Н.Некрасов, А.Н.Плещеев)

— Послушайте фрагменты двух стихотворений: А.С.Пушкина и А.Н.Плещеева.

А.С.Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

— Какими настроением проникнуто стихотворение?

(настроение грустное, печальное)

-Что помогает поэту передать эти чувства? Какие слова?

-Как в литературе называют такие слова?

-Что необычного в построении предложения?

-Какие слова на первом месте? (приятна, люблю)

(Необычный порядок слов в предложении помогает автору передать своё отношение к унылой поре природы. Какое? Он её любит, несмотря ни на что. Поэтому в начале строк стоят эти слова, помогая поэту передать, а нам понять его чувства)

-Что ещё помогает автору передать восхищение природой?

(синтаксис, восклицательные знаки)

А.Н.Плещеев
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца;
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

-Какие чувства выражены в стихотворении? (грусть, печаль, тоска)

-В какой строчке заключается основная мысль? (скучная картина)

-Какие образы помогают передать поэту грусть, печаль? (тучи, дождик, лужи)

-Какие эпитеты? (скучная, чахлая)

-И всё же, что нам помогает понять, что А.Н. любит этот унылый пейзаж?

(слова деревушка, серенький с уменьшительно-ласкательным суффиксом передают любовь, нежность к родным местам)

— Созвучны ли эти стихи с «Осенней песней» П.И.Чайковского.

(Оба стихотворения созвучно с музыкой П.И.Чайковского)

Вывод: Вот видите ребята и для П.И.Чайковского, и для поэтов, и художников осень явилась источником вдохновения и способствовало созданию этих произведений.

Все времена года разнообразны, но прекрасны по-своему и способны вдохновлять.

— Что такое «Вдохновение»?

Вдохновение – это творческий подъем, прилив творческих сил.

Известный художник-пейзажист Игорь Эммануилович Грабарь сумел уловить необычное в хорошо знакомой нам берёзе.

Прочитаем воспоминания художника:

«…Настали чудесные солнечные февральские дни, утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

Перед вами репродукции картин И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

-Удалось ли художнику передать ту красоту, которая его однажды поразила?

-Какие краски увидел в природе и стремился передать на полотне художник?

(лазоревое небо, жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени, сиреневый снег)

Опишите настроение картины.

-Почему так названа? (На ней изображён прекрасный солнечный день, с ослепляющей голубизной неба, белоствольной красавицей берёзой и сиреневым снегом. Всё это и представляет единое целое, радостное и праздничное по настроению)

-Какие слова являются музыкальными?

(звучность и мажорность)

Ни одно время года так не волшебно, как зима.

— Сейчас мы прочитаем два отрывка из стихотворений А.С.Пушкина.

ЗИМНЕЕ УТРО. ЗИМНЯЯ ДОРОГА.
Под голубыми небесами По дороге зимней, скучной
Великолепными коврами, Тройка борзая бежит,
Блестя на солнце, снег лежит; Колокольчик однозвучный
Прозрачный лес один чернеет. Утомительно гремит.
И ель сквозь иней зеленеет, Что-то слышится родное
И речка подо льдом блестит. В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

-Какое из них по настроению подходит к картине? Почему?

— Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С.Пушкиным?

— Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)? (Записываем на доске)

Средства музыкальной Выразительности. «Зимнее утро» «Зимняя дорога» «На тройке»
Мелодия Плавная Плавная Плавная
Лад Мажор, минор Минор Минор
Регистр Средний Средний Средний
Ритм Ровный Ровный Ровный.
Звуковедение. Связное Связное СвязноеОтрывистое
Темп Умеренный Медленный Умеренный
Динамика Умеренно Тихо Умеренно

— В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С.Пушкина они бы соответствовали?

(«Тройка борзая бежит», «Колокольчик однозвучный утомительно гремит»)

— Что такое тройка? (Тройка – это три лошади с бубенцами)

Значение слова «борзая» (быстрая, резвая)

-Сейчас прозвучит еще одна пьеса из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, которая так и называется «На тройке». (Видиозапись)

-Какого характера музыка?

(Напевная, радостная, игривая, протяжная, задорная. Мы не услышим здесь тоски и тревоги. Резко звучат бубенцы, кони весело мчатся мимо заснеженных холмов и сказочно одетых деревьев.

С первых звуков перед глазами встают необъятные просторы полей, покрытых снегом.

-Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?

-Обратите внимание на таблицу, которая получилась. Что вы можете сказать?

-Почему же природа служит источником вдохновения?

Итог: Мир вокруг нас огромен и прекрасен, и когда, талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, красками, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку или смотрят картины сами становятся добрее, красивее и лучше.

У писателя К.Г.Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».

-Обратите внимание на три слова: творчество, природа, вдохновение.

-Какое вы можете поставить на первое место? (Природа – вдохновение – творчество).

— Если природа – это источник вдохновения, то как отразится ее гибель на творчестве?

(Нет природы, нет вдохновения, нет творчества).

Мы говорили о природе средней полосе, которая поражала воображение поэтов, художников, композиторов. Сами же живём на Крайнем севере, за Полярным кругом.

-Что вы можете сказать о северной природе? Какая она?

(суровая, полярная, длинная ночь, сопки, карликовые деревья и т.д.)

-Может ли наша природа быть источником вдохновения?

Сегодня мы с вами разучим песню композитора Владимира Попова на слова Виктора Тимофеева «Рябиновый Мурманск».

(Выразительное чтение стихотворения)

-Какой образ ассоциируется у поэта Виктора Тимофеева с Мурманском? (образ рябины)

-Чем является слово рябиновый? (эпитетом)

Имя Владимира Попова хорошо известно жителям Заполярья. Им написано много песен для детей и взрослых, наполненных лиризмом, душевностью, мягкостью и добротой. Все они связаны с северной темой, написаны с большой любовью к родному краю.

-Что вдохновило композитора написать песню? (Красота родного края, очарование северной осени)

Источник

Человек и природа(природа как источник вдохновения и переживаний человека).Примерный алгоритм итогового сочинения в 11 классе

Человек и природа (природа как источник вдохновения и переживаний человека)

Примерный алгоритм сочинения

Тот,кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти берёзке каждой

Ножку рад поцеловать.

Одна из вечных и волнующих тем в русской и мировой литературе-человек и природа.Роль природы и в прозе, и особенно в поэзии всегда заключалась в том,чтобы очищать души.Перед лицом природы пропадает всё нечистое,всё скверное,всё мелкое и суетное. (42 слова)

Многие художники слова не только видят,слышат и понимают природу,но и через неё отражают свои чувства,переживания и настроения. 20 слов

Примеры из произведений русской литературы.

Природа всегда была источником вдохновения для многих художников,писателей,поэтов.

Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать всё богатство чувств и впечатлений, навеянных природой.

В каждом своем произведении Фет изображает различные явления природы, которые по-своему прекрасны. В 1857 году поэт написал стихотворение «Еще майская ночь…».

Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, вызывающей у него целую бурю восторженных эмоций: «Какая ночь! На всём какая нега!»

Нега – вот главная характеристика этой ночи. За её волшебство герой благодарен родному краю: «Благодарю, родной полночный край!»

И все дальнейшее развитие сюжета передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью.

Стихотворение особенно замечательно тем,что переполненный восторгом от красоты поэт стремится остановить мгновение и запечатлеть его в слове,в песне,дать ему новую и вечную жизнь,чтобы все могли пережить то,что пережил он.В эти трогательные,святые минуты челоаек готов любить всю Вселенную и каждое существо.Фет переполнен чувством наслаждения красотой ночи,которое передаётся и нам,читателям:

Какая ночь!Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за трелью соловьиной

Разносится тревога и любовь

Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцания красоты природы, которая всегда рядом с человеком. (199 слов)

Все русские поэты верят в целительную силу и мощь поэзии.Так,Н.М.Рубцов в стихотворении «Звезда полей» называет себя счастливым,пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей».Она с высоты небесной приветливо смотрит на людей,города,деревни и льёт духовный свет на всю жизнь,делая её осмысленной и желанной.И трепетно,и нежно выражает он самые глубокие чувства:

И счастлив я,пока на свете белом

Горит,горит звезда моих полей… (71 слово)

Своим творчеством А.А. Фет и Н.М.Рубцов учат нас радоваться тому, что создано природой, ведь мы тоже являемся ее неотъемлемой частью. (19 слов).

Источник

Источники вдохновения

1558364572198725709

Вокруг нас так немного вещей и явлений, которые на нас влияют. И еще меньше того, что заставляет стараться, работать и созидать. В этой статье я попытался собрать все то, что называется источниками творческого вдохновения.
Размышляя над тем, что написать в статье про источники вдохновения, я пришел к выводу, что для многих из нас они индивидуальны. Одним невероятно сложно найти что-то вдохновляющее, другие находят вдохновение во всем, что их окружает. Однако есть некоторые вещи, из которых черпают вдохновение большинство из нас. Эти вещи помогают нам найти силы, чтобы созидать. И их очень полезно знать тем, кому сложно заставить себя что-то сделать или у кого ничего не выходит в результате долгой работы: не только художникам, поэтам и музыкантам, но и всем, кто пытается просто-напросто пересилить свою лень.

Что такое вдохновение

Вдохновение – это особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью и огромным подъёмом и напряжением сил человека. Часто используют в сочетании «творческое вдохновение», поскольку оно является типичной чертой и составным элементом творчества. Вдохновение — состояние наивысшего подъёма, когда познавательная и эмоциональная сферы человека соединены и направлены на решение единой творческой задачи. Нередко в состоянии творческого вдохновения возникают озарения.
В моменты творческого вдохновения человек имеет сильное влияние на других людей, легко может убедить их, склонить к своему мнению, идее, повести за собой. Личностное свойство, предоставляющее возможность такого ситуативного влияния на других, связанного с личным вдохновением, называют харизмой. Состояние вдохновения возникает у человека, страстно и упорно стремящегося к творческому решению поставленной задачи

Проблема творческого вдохновения

Проблема творческого вдохновения заключается в том, что его достаточно сложно достигнуть целенаправленно. По сути, вдохновение является плодом любви к своему делу, какой-то яркой идее, крепко засевшей у человека в голове, а также стечения многих обстоятельств. С другой стороны, проблема вдохновения связана с тем, что не существует вечного источника вдохновения. Нам постоянно нужно искать что-то новое, что может мотивировать нас.

Как найти источник вдохновения

Что же может стать источником вдохновения, что даст нам такое состояние, которое характеризуется лёгкостью движения мысли и образов, их ясностью и полнотой, глубокими переживаниями, когда все познавательные процессы протекают особенно продуктивно? Люди черпают вдохновение из различных источников.
Многие из нас, и не только ученые, изобретатели, деятели искусства, но и бизнесмены, ищущие новую идею, или школьники, пишущие сочинение, старались найти вдохновение. У кого-то это получается легко, у кого-то сложнее, у кого-то не получается вовсе. Ниже я попытался сделать подборку наиболее сильных мотиваторов и вдохновителей, а также привел некоторые популярные цитаты знаменитых творческих людей.

Примеры источников вдохновения

Где и откуда черпать вдохновение? Побродив по просторам интернета, можно найти множество примеров того, чем вдохновляются творческие люди. Я постарался собрать воедино универсальные источники вдохновения, которые чаще всего упоминаются в сети.
Нарушение зоны комфорта, трудности и испытания. Когда зона комфорта нарушается, у человека возникает желание снова вернуться в удобное для себя состояние. Преодоление препятствий дает удовлетворение и воодушевляет на новые свершения.Когнитивный диссонанс или психологические противоречия. Абсолютно у всех людей время от времени случается состояние психического дискомфорта, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса. Это и служит источником вдохновения.Сублимация – это переключение психической энергии из одного состояния в другое. По Зигмунду Фрейду, в ходе сублимации инстинктивная (по большей части сексуальная) энергия переключаются в неинстинктивные формы поведения. Другими словами, сублимация это преобразование эротического неудовлетворенного желания, чувства в творческую деятельность.Любовь – это один из самых сильных источников вдохновения. Часто любовь в качестве источника творческого порыва отождествляют только с сублимацией, но это не всегда так. Любовь не всегда является отражением сексуального влечения. Например, мать любит своего ребенка, и это связывается с желанием заботиться и оберегать предмет своей любви. Многие великие свершения были сделаны во имя любви, а поэты вдохновлялись своими музами, женщинами которых по-настоящему любили.Чтение. Книги являются источником мудрости. Чтение — это долгосрочный вклад в свое развитие. Читая книги, мы постоянно накапливаем идеи, мнения, точки зрения, цитаты и символы, чтобы потом приступать к работе вдохновленными.Путешествия. Поездки в новые города и страны, как и книги — это всегда новые впечатления, эмоции и отличный источник вдохновения. Нередко самые интересные идеи возникают у нас во время долгих поездок.Природа. Ее разнообразие и краски вдохновляли людей во все времена. В городских условиях влияние природы может оказаться существенным: достаточно выбраться за город, и вы почувствуете прилив сил и эмоциональный подъем.Успешные люди. Успешные люди могут быть и в вашем окружении, старайтесь общаться с ними как можно больше, перенимая их образ мышления и действий. Также успех всемирно известных людей может стать примером и вдохновить. Это может быть банальное чувство зависти или, к примеру, искреннее восхищение – в любом случае чужой успех может стимулировать нас работать больше и лучше.Музыка и другие формы искусства. Они вызывают в нас много эмоций, ассоциаций, помогают оторваться от повседневности, становятся источником креатива. Живопись, стихи (поэзия), музыка, театр, кино, опера.Семья и близкие друзья — источник вдохновения, по сути это любовь, но также и чувство родства, чего-то своего. Мы собственники по натуре и дорожим своими родными и близкими, вдохновляемся ими, совершаем значимые поступки ради них.Самопознание. Изучение природы человека, погружение в наши мотивы и эмоции, нередко помогает узнать много нового о себе, в том числе и то, как мотивировать и вдохновлять себя.Спорт. В здоровом теле — здоровый дух. Спорт влияет на нашу внешнюю красоту, а также пробуждает некоторые физические и химические процессы в организме, что может дать силы для созидания. К примеру, вечерняя пробежка может зарядить вас творческой энергией и вдохновить на творчество.Дети. Общаясь с детьми, участвуя в их воспитании, мы часто видим в них себя. Мы радуемся их успехам, как своим, мы подпитываемся их неуемной энергией и их чистым разумом.Воспоминания. Вызвать нужные для вдохновения чувства можно воспоминаниями, они могут быть различными в зависимости от того, какой след они оставили в вашей душе. Счастливейшие моменты вашей жизни помогут создать позитивный настрой, а грустные эмоции, заставят переосмыслить пережитое и начать новую жизнь.

Источник

Природа — это источник вдохновения для творчества (Фет А. А.)

Природа — это источник вдохновения для творчества. Она многогранна и многолика, один сезон быстро сменяет другой, каждый творческий человек сможет найти в природе нечто своё, близкое и родное для души. Одни восхищается нежной и теплой атмосферой весны, другие заворожены силой и непокорностью моря, третьи находят своё вдохновенье в чаще леса, среди ярких красок и чистых звуков естества.

Красотой природы всегда восхищались творцы, настолько она гармонична.

Природой в своём творчестве вдохновлялись многие поэты. А. А. Фет посвятил природе множество стихотворений, каждый раз выискивая в ней всё новые источники вдохновения. Звуками, запахами, цветами, атмосферой и многим другим восхищался А. А. Фет:

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

В его стихах во всей своей красоте предстают все времена года: и лето, и зима, и весна с цветущими деревьями, и осень с журавлями, кричащими в степи. Волшебные звуки, краски, запахи — всё это присутствует в лирике Фета, проникнутой восторгом от величия и красоты природы.

Природа нередко появляется в картинах известных художников. Многие из них с точностью передают все мелочи, которые позволяют обычным людям увидеть красоту, которую они не замечают в обычной жизни. Нам сразу вспоминается Айвазовский и его картины моря, Шишкин и его леса, Левитан и его известные пейзажи. Каждый творец подчёркивает в своих картинах нечто своё, особенное и важное для него самого. Изображения природы писались многие столетия и ещё будут создаваться, потому что красота природы неиссякаема и уникальна.

Природа прекрасна в любое время года, надо только научиться увидеть ее красоту. Стоит только выглянуть в окно, и мы уже сможем насладиться ею. Связующим звеном между человеком и природой являются творцы, приоткрывающие нам завесу этого прекрасного мира: белый пушистый снег, набухающие на вербе почки, золотой одуванчиковый луг, багряные кисти рябины — всё это чудесный мир, радующий и волнующий сердце человека.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В поисках вдохновения: по следам известных художников

Рассказываем, как Дали вдохновлялся необычным способом сна, Уильям Тернер ради творчества рисковал жизнью и здоровьем, а Иван Айвазовский просто очень много работал.

«Лунная ночь на Босфоре» (1894). Иван Айвазовский

Вдохновение — явление, без которого сложно представить настоящее творчество. Словарь Ожегова определяет его как «творческий подъем, прилив творческих сил». У каждого творца свои источники. По верному замечанию японского режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки, «вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды». Делимся секретами знаменитых художников и заранее предупреждаем, что как минимум один подвиг во имя искусства из перечисленных здесь лучше не повторять.

Уильям Блейк и видения

Британского художника и поэта Уильяма Блейка современники не понимали и считали безумцем. Лишь потомки сумели по достоинству оценить его наследие. Генри Крабб Робинсон, журналист и автор известных дневников и воспоминаний, писал, что в четырехлетнем возрасте Уильям узрел в окне голову Бога, а затем пророка Иезекииля в полях и дерево с ангелами. По утверждению Робинсона, Блейк говорил о своих видениях обычным безэмоциональным тоном, которым люди рассуждают о тривиальных вопросах. Художник полагал, что видения изначально есть у всех, но если способность к ним не развивать, то она исчезает. В конце 1780-х Уильям потерял брата Роберта, скончавшегося от туберкулеза. Когда тот умер, Блейк увидел, как его дух возносится к небесам и хлопает в ладоши от радости. Впоследствии художник говорил, что ежедневно и ежечасно общается с призраком Роберта.

В 1818 году Блейк познакомился с астрологом Джоном Варли — одним из немногих, кто не считал Уильяма сумасшедшим. Вместе они провели серию спиритических сеансов, в рамках которых вызывали духов различных исторических лиц и мифологических персонажей. Перед Блейком стояла задача запечатлеть образы, представшие перед ним. Результатом сотрудничества художника и астролога стала серия рисунков, получившая название «Головы призраков». Пожалуй, самая известная работа из этого цикла — «Призрак блохи». Блейк изобразил насекомое в виде ужасающего монстра с миской крови.

Есть мнение, что при создании «Призрака блохи» Блейк вдохновлялся не только видениями, но и иллюстрациями из «Микрографии» естествоиспытателя Роберта Гука

Жоан Миро и голод

Родившийся в Барселоне Жоан Миро в начале 1920-х перебрался в Париж. Несколькими годами ранее состоялась его первая персональная выставка в родном городе, которая не просто не принесла ему славы и денег, но и была высмеяна. По воспоминаниям Эрнеста Хемингуэя, во французской столице Миро приходилось нелегко. Молодому художнику катастрофически не хватало средств к существованию. Нормальный обед он мог позволить себе лишь раз в неделю. Все остальное время ему приходилось питаться только финиками. Впоследствии на вопросы журналистов об источниках вдохновения для ранних работ Жоан отвечал:

« Откуда я брал идеи своих рисунков? Ну, я приходил вечером в свою парижскую студию на Рю Бломе, ложился спать, иногда я не ужинал. У меня были видения, которые я зарисовывал в блокноте. Я видел образы на потолке».

Жоан Миро, испанский художник, скульптор и график .

Фактически голод выступал в качестве причины галлюцинаций.

На протяжении девяти месяцев, часть из которых художник провел на семейной ферме, а часть — в Париже, Миро писал картину «Ферма» (1921-22). Полотно купил Эрнест Хемингуэй за внушительную для него сумму в 5000 франков.

Уильям Тернер и разбушевавшаяся стихия

Английский художник-романтик Уильям Тернер всегда испытывал особый интерес к изображению разгулявшейся и крайне опасной стихии. В числе его полотен, посвященных буйству природы, — «Снежная буря. Пароход у входа в гавань» (1842). С этой работой связана интересная легенда, которая рассказана в частности в книге Михаила Бокемюля «Дж. М. У. Тернер. Мир света и цвета». О правдивости истории по сей день спорят исследователи и поклонники творчества художника. В полном названии картины указано, что ее автор был свидетелем бури в ту ночь, когда «Ариэль» отчалил из Хариджа. Если верить Тернеру, то он попросил матросов привязать его к мачте во время шторма. В таком положении Уильям провел четыре часа, как бы изнутри наблюдая за стихией. Подвиг художника кажется еще более удивительным, когда вспоминаешь, что на момент его совершения Тернеру было под 70.

Первые критики отнеслись к картине преимущественно отрицательно. Например, один из них назвал произведение Тернера «мыльной пеной и побелкой».

Сальвадор Дали и «секундная сиеста»

Великий испанский сюрреалист известен не только благодаря картинам, но и за счет эпатажного поведения. В свою жизнь Дали старался добавить как можно больше экстравагантных решений. Это относится и к его способу искать вдохновение, который он назвал «послеполуденный отдых с ключом» или «секундная сиеста». Метод прост как все гениальное. Дали садился в кресло, зажав между пальцами руки большой медный ключ. Рядом с собой на пол он ставил перевернутую металлическую миску. В таком положении художник пытался заснуть. Как только Дали достигал цели, ключ падал, раздавался звон, и следовало пробуждение.

Гала — главная муза Сальвадора Дали, неиссякаемый источник его вдохновения. «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» — одна из самых известных картин мастера среди тех, на которых запечатлена Елена Дьяконова.

Согласно легенде, подобным образом искал варианты решения сложных задач изобретатель Томас Эдисон. Только он вместо ключа держал в руке подшипник. В книге профессора инженерного дела в Оклендском университете Барбары Энн Оакли «Думай как математик. Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее» объясняется, почему работает этот способ. Существуют два типа мышления — сфокусированное и рассеянное. У большинства переключение между ними происходит автоматически. Для этого достаточно лишь на некоторое время забыть о задаче, над которой ведется работа. Например, сходить прогуляться или заняться уборкой. Главное — отвлечь мозг, пока требующая решения проблема не уйдет из головы. Эдисон и Дали, расслабляясь, по сути переводили мысли в рассеянное состояние.

Пауль Клее и музыка

Немецкий и швейцарский художник Пауль Клее родился в творческой семье. Его мать была певицей, а отец музыкантом и преподавателем. Изначально Клее пошел по стопам родителей. В семилетнем возрасте он начал играть на скрипке. Среди его любимых композиторов значились Бах и Моцарт. У Клее были неплохие перспективы в качестве скрипача, но в итоге он решил отказаться от музыкальной карьеры. Впрочем, старое увлечение по-прежнему продолжало играть важную роль в его жизни и творчестве. Сам художник утверждал, что рисовал с музыкой в глазах.

Связь между двумя искусствами проявлялась в работах Клее на разных уровнях. Например, у него есть картина «В стиле Баха», написанная в 1919 году. Она обладает явным сходством с музыкальной партитурой. Линейность и ритмичность полотна напоминают о том, что Бах был мастером контрапункта.

«В стиле Баха» — переосмысление музыкальной партитуры в качестве композиции графических символов, таких как полумесяц, звезда, листва

В 1914 году Клее посетил Тунис. Это поездка оказала серьезное влияние на его творчество. В дневнике он сделал примечательную запись:

«Цвет овладел мной, мне незачем гоняться за ним. Это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет едины. Я — художник».

Пауль Клее, немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда .

Вдохновленный полученным в Тунисе откровением Клее создал собственную теорию цвета во время работы в Баухаузе с 1922 по 1931 год. В ее основу легла радуга из шести частей в форме цветового круга.

Совмещение своего подхода к цвету с музыкальным прошлым помогло Клее обрести неповторимый стиль. В некоторых работах художника присутствуют прямые обращения и к цветовой теории, и к музыке. В их числе — «Гармония в синем и оранжевом», датированная 1923 годом. В ней комплементарные цвета сочетаются так, как если бы они были музыкальными нотами. При этом нередко Клее демонстрировал гармоничный подход к цветовой теории и способность «свободно импровизировать на клавиатуре цветов», избегая конкретных ссылок.

Цветовая теория Клее возникла под влиянием труда Гете «К теории цвета», в котором оранжевый относится к положительным цветам, а синий — к отрицательным.

Анри Матисс и путешествия

В жизни основателя фовизма Анри Матисса путешествия занимали очень важное место. Именно они не в последнюю очередь оказали влияние на узнаваемый стиль художника. Матиссу, прожившему 84 года, посчастливилось проехать почти полсвета. Среди стран, в которых ему удалось побывать, — Россия, США, Германия, Испания. Особый отпечаток на его творчество наложили визиты в Северную Африку.

В Алжире и Марокко на художника повлияли не только пейзажи, но и местный образ жизни, сильно отличавшийся от парижского. В частности, речь идет о пестрых коврах, узких улочках, полихромной мозаике, орнаментах. Плюс из-за ослепительного солнца освещение в африканских городах было не таким, как во французской столице. За счет него контрастность казалась выше, а цвета — ярче.

Благодаря поездкам в Марокко, совершенным в начале 1910-х годов, изменилась колористика работ Матисса. Кроме того, знакомство с арабским Востоком помогло художнику выйти за рамки фовизма и «вновь обрести более тесную связь с природой».

«Марокканский триптих. Вид из окна. Танжер» — попытка Матисса «уловить атмосферу созерцательной и нетороп­ливой, почти сказочной жизни арабского мира»

Вдохновение можно искать по-разному и находить в различных жизненных аспектах. При этом не стоит забывать, что неотъемлемая составляющая успеха — изнурительный труд. Пабло Пикассо считал, что вдохновение существует, но оно приходит во время работы. Подобное мнение высказывал и Илья Репин. Автор «Запорожцев» называл вдохновение наградой за каторжный труд. Иван Айвазовский отличался поразительной работоспособностью. Его творческое наследие насчитывает порядка шести тысяч картин. Он мог написать миниатюру за 20 минут, а большое полотно — за день. На масштабную работу Айвазовский тратил не более десяти дней.

В общем главный, пусть и банальный, совет — не стоит просто сидеть и ждать, когда на вас снизойдет вдохновение, лучше это время потратить на рисование.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector