Природа коррупции как социального явления

woman 6687637 1920 Советы на день

Природа коррупции как социального явления

Анализ коррупции как социального явления, её определённых особенностей: понятие и природа возникновения коррупции в органах власти и управления; качественные признаки, позволяющие выделить её в самостоятельное явление; развитие коррупции в условиях рынка.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.03.2014
Размер файла 34,6 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Российской Федерации

Воронежский институт экономики и социального управления

(муниципальное автономное учреждение высшего профессионального образования)

Природа коррупции как социального явления

Р.Е. Иванова, слушатель курсов

по программе «Государственное и

развитием социальной сферы»

1. Понятие и природа возникновения коррупции в органах власти и управления

2. Коррупция как социальное явление

Список используемой литературы

Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути любых преобразований. Нельзя не отметить, что в последний период на фоне складывающейся общественно-политической и социально-экономической обстановки постоянно констатируются факты коррупции в различных сферах жизнедеятельности, которая снижает эффективность промышленной политики и побуждает частный бизнес действовать в теневом секторе, нарушая налоговое, административное и уголовное законодательство.

Задачи: раскрыть понятие и природу возникновения коррупции в органах власти и управления; определить природу коррупции как социального явления.

1. Понятие и природа возникновения коррупции в органах власти и управления

Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Определение коррупции дано в статье 1 Закона.

В результате под термином «коррупция» в обществе, в научном мире и в практической сфере нет однозначного понимания этого явления. В тоже время коррупция представляется как явление, заключающееся в разложении власти, где государственные, муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют своё служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Обладание властью и использование её для достижения своих корыстных интересов определённой категорией чиновничьего аппарата можно объяснить живучесть коррупции.

На основании анализа имеющихся понятий, где определяющее положение коррупции в системе общественных отношений рассматривается:

— как нелегитимное, незаконное использование государственных ресурсов в частных целях, и прежде всего для личного обогащения;

— одно из общепринятых в международной практике определение коррупции как отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды;

— наиболее простой формой проявления коррупции следует рассматривать экономическое поведение ответственного в системе управления лица при наличии у него альтернатив для принятия окончательного не коррупционного решения;

— распространение коррупции позволяет делать вывод, что это один из видов социальных отношений.

Коррупция как явление рассматривается по причине:

— распространяется на различные сферы жизнедеятельности;

— касается различных категорий населения;

— разнообразия форм проявления;

— коррупционные проявления в системе общественных отношений;

— оказывает влияние на общественные ценности, мораль.

Рассматривая коррупцию как опасное явление в системе общественных отношений, связанную, с тем, что подкупая чиновника, последний осуществляет корыстные действия в процессе исполнения своих служебных обязанностей. Истоками коррупции могут быть обстоятельства, что при идеальных условиях государство должно действовать в интересах всех слоёв населения и выступать в процессе управления объективным субъектом, позволяющим участникам общественных отношений, вне зависимости от социального положения иметь равные права и обязанности, обеспеченные обязанностью их соблюдения. Кроме того, граждане находятся в неоднородной системе общественных отношений, связанных с политическими, экономическими, социальными условиями жизни населения и как следствие в существенной неоднородности государственного устройства. Используя эти обстоятельства, можно отметить, что в основе коррупции лежит нарушение формальных норм поведения непосредственно носителей власти, связанное с их стремлением к обладанию материальными благами и средствами их достижения.

Как злоупотребление властью, коррупция может осуществляться для получения выгоды не только в целях личного, но и корпоративного, кланового интереса. Это не всегда прямо связано с присвоением материальных ценностей, так как корпоративный интерес порой преследует политические цели: создание политических условия, обеспечивающих возможности «легального», «законного» захвата, присвоения в будущем материальных и финансовых средств. Кроме того, необходимо учитывать, что коррупция злоупотребляет управлением, общественной властью для получения выгоды в личных целях, в интересах третьих лиц или групп. Необходимо постоянно учитывать антиобщественный характер коррупционной деятельности.

Учитывая особенности возникновения, развития коррупции можно утверждать, что она обладает рядом качественных признаков, позволяющих выделить её в самостоятельное явление. К таким признакам можно отнести:

— затрагивание интересов общества, социальных групп, отдельных личностей;

— оказывание влияния на государственно-правовые механизмы;

— воздействие на общественные и личные взгляды;

— влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства;

— формирование определённых морально-нравственных установок и критериев поведения в обществе;

— неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений;

-не легитимность использования участниками коррупционных отношений материальных и нематериальных благ, принадлежащих обществу и государству.

В тоже время в результате развития нашего общества и государства коррупция становится всё более разнообразной, а её опасность проявляется в различных аспектах, часть из которых объявляется преступными и преследуется в уголовном порядке, что определяет собой взаимоотношения явления коррупции не только с условиями её возникновения и развития, но с правовой сферой действительности. Если в советский период основными факторами коррупционной деятельности, наносящих ущерб обществу и государству, являлись отпуск дефицитной продукции, выделение оборудования и материалов, сокрытие махинаций, изменение плановых заданий, назначение на должности, связанные с определённым престижем, то в современных условиях, коррупция возникает и развивается в политическом, социальном, экономическом, правовом аспектах. Поэтому современную российскую коррупцию уже следует признать системным явлением для общества, бизнеса и государства.

Если перевести это в практическую область, то можно констатировать, что в основе коррупции лежит незаконная двусторонняя сделка (в коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто подкупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом), в результате которой лицо, находящееся на государственной службе, нелегально «продает» физическим и юридическим лицам свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности, власти и связанных с ней возможностей, а «покупатель» получает возможность использовать государственную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, общественного контроля и т.д. По сути, это использование должностным лицом в личных, узкогрупповых, корпоративных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей, намеренно пренебрегая своими обязанностями или действуя вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения.

Развитие коррупции в условиях перехода к рынку связано с тем, что государственные функции стали предметом рыночных отношений, так как произошла частичная «приватизация» государства чиновничьим аппаратом, что приводит к возрастанию роли взятки. Как показывает многовековой опыт, взятка самый распространённый инструмент для выполнения незаконных сделок, обеспечения собственных интересов менее затратным способом. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (часто искусственно созданным) административных и финансовых возможностей государства, конкретного ведомства, а подкупающая сторона в таком случае рассматривается как обездоленная.

В тоже время взяточничество отличается от коррупции. С помощью взятки чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (часто искусственно созданным) административных и финансовых возможностей государства.

— всегда связана с государственной службой, государственной властью, в силу этой прямой зависимости неизбежно оказывает в большей или меньшей степени воздействие на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе. Это позволяет утверждать, что коррупция приобретает многоликую форму;

— превращает рабочее место государственного служащего в коммерческий товар, несущей реальную угрозу нормальному, законному функционированию системы государственной власти и управления.

— возрастает нравственная ответственность государственных служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое решение и его социальные последствия особенно в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части общества.Вместе с тем, важным аспектом в процессе исследования сущности коррупции следует учитывать, что любая системообразующая деятельность должна опираться на достаточно объёмный и долговечный комплекс единых совместных целей и ценностей, в результате которых и в зависимости от обстоятельств выбираются целесообразные тактические приёмы каждого в коррупционных схемах. К тому же особенность развития коррупционных отношений в современных условиях заключается в том, что действия происходят в быстро меняющейся обстановке и преимущественно в неструктурированном территориальном комплексе, которому представляют многосторонние и устойчивые механизмы взаимодействия. В любом случае коррупционное поведение рассматривается как отклоняющееся от преобладающих в социально-экономической и политико-правовой сфере норм и обусловленное мотивацией получения личной выгоды за общественный счёт.

коррупция социальное власть управление

2. Коррупция как социальное явление

Несмотря на то, что коррупция получила значительное распространение в обществе, природа её возникновения в современных исследовательских материалах вскрывается недостаточно, а в большей степени используется как инструмент измерения качества управления в системе государства или здоровья общества, отражающей эти процессы в общих чертах. Коррупция как довольно сложное неоднозначно явление развивается во времени, имеет исторический характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её с позиций социального явления.

В постсоветский период с развитием денежного обращения, фондового рынка и рынка ценных бумаг, предоставления гражданам возможностей приобретать и владеть любой собственностью, в том числе, недвижимостью и средствами производства, наибольшие финансовые потери для общества и государства стали приносить коррупционные сделки, связанные с перераспределением и нецелевым использованием бюджетных финансовых средств, а также недоплатой налогов. Многие из этих коррупционных сделок производятся без нарушений законов в пределах полномочий участвующих в них должностных лиц. Взятки в таких условиях остались во взаимоотношениях граждан и бизнесменов с чиновниками, но чем выше социальный статус участников коррупционных действий, тем больше у них возможностей и тем чаще они стремятся не прибегать к взяткам, а получать свои нелегальные доходы без нарушений законов. Это позволяет её оценивать с позиций социального явления на более высоком уровне социальной интеграции, которое в первоначальном понимании представляется как само общество, но в общественном процессе, как известно, происходит вначале разложение власти.

Следующая позиция, дающая основание представлять коррупцию как социальное явление, представляется в том, что развитие и трансформирование социальных явлений возникает в среде, характеризующейся определённой коммуникативностью, т.е. обладающей механизмами общения между индивидуумами, в качестве которой выступает общество, социальные группы, вне которых невозможно уяснение его природы взаимосвязи с другими явлениями.

С этой точки зрения коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами носителей коррупционных отношений, но и рядом других обстоятельств, особенность которых состоит в том, что коррупция развивается в сфере управления и функциональных отношений должностных лиц, замещая собой функциональные отношения должностных лиц, неформальными.

В России коррупцию в качестве социального явления также необходимо рассматривать в силу того, что её характер и масштабы являются не просто отдельными локальными проявлениями в области политики, экономики, государственного управления, а представляют собой систему отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и общества. При этом коррупционные проявления достигают таких масштабов, что несут угрозы национальным интересам страны.

С практической точки зрения сущность коррупционных взаимоотношений будет заключаться в том, что государственные органы власти и граждане показывают наличие различных интересов субъектов управленческих отношений в обществе, которые приводят к социальной напряжённости. С позиций только данного направления исследования коррупции следует понимать не столько как определённое преступное поведение чиновников или должностных лиц, сколько определённая социальная обстановка, присущая сложившейся государственной системе в исследуемый период. Поэтому коррупция как социальное явление обладает определёнными особенностями:

1. Распространяется во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

В России коррупцию в качестве социального явления необходимо рассматривать в силу того, государство создаёт и стимулирует различные административные структуры с целью реализации своих интересов, бюрократия стремится извлечь из существующей ситуации свои собственные выгоды, превращаясь в самоориентированный институт. Поскольку такие отношения возникают в различных сферах деятельности и на различных уровнях, создавая единую цепь бюрократических отношений, социальная система перестаёт выполнять свои функции. Возникающий дисбаланс стимулирования и активности в обществе достигает порогового значения, за которым невозможно восстановление баланса, в результате чего система становится обречённой на саморазрушение. Кроме того, данные условия создают возможность для перерастания бюрократии в новую стадию, которая представляется в качестве коррупции.

Поэтому коррупция как социальное явление, представляющее собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты и проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ, позволяет указанной категории сосредоточивать капитал у незначительной части населения. В тоже время глобализация и расширение экономических связей в мире в последний период серьёзно повлияла на формы коррупционных проявлений, которая приводит к тому, что капитал сосредоточивается в руках незначительной части населения, в результате создаются условия для коррумпирования местных чиновников. Однако владельцами капиталов могут быть представители других государств и регионов, которые, вкладывая инвестиции в выгодные для них производства, предоставляемые с помощью коррумпированных чиновников, начинают занимать привилегированное положение и, извлекая максимум для себя пользы, что влечёт дальнейшее углубление неравенства, обостряя социальную напряжённость.

В сегодняшней России, чья экономика еще не вышла из кризисного состояния и значительная часть населения пребывает за чертой бедности, воровство и коррупция, достигшие небывалых масштабов, особенно опасны тем, что усиливают социальную напряженность в стране и нравственную деградацию определенной части общества, затрудняют развитие бизнеса. Самое страшное, что в умах многих россиян с понятиями «демократия», «рыночные отношения» стали ассоциироваться продажность госслужащих и представителей властных структур, мздоимство и вымогательство, проникновение мафиозных элементов в административные учреждения и органы правоохраны. Московское процветание однозначно связывается в массовом сознании с мафиозным характером экономики, коррупцией, «черными налогами», «неформальными» отношениями московского начальства с банками и корпорациями. Отсюда можно сделать вывод, что коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций государственного управления и бесполезен для общества.

2. Взаимосвязь с другими явлениями.

Эта позиция, дающая основание представлять коррупцию как социальное явление, так как развитие и трансформирование социальных явлений возникает в среде, характеризующейся определённой комуникативностью, т.е. обладающей механизмами общения между индивидуумами, в качестве которой выступает общество, социальные группы, вне которых невозможно уяснение его природы взаимосвязи с другими явлениями. В этом плане сюда можно отнести такие факторы, характерной чертой которых как социального явления следует считать то, что коррупция помимо государственной и муниципальной службы возникает и среди лиц, привлеченных к публичному управлению. Также она имеет место и среди частного сектора, в профессиональных союзах и политических партиях, в мире шоу-бизнеса, спорта, общество в целом поражено явлением коррупции.

3. Коррупция как коррупционное явление в полной мере зависит от происходящих изменений в системе общественных и государственных отношений.

Важным показателем, влияющим на изменения уровня коррупции как социального явления, становятся и предполагаемые изменения в экономической сфере. Такие изменения оказывают определённое влияние на общественное благосостояние, т.е. на уровень жизни населения. При этом надо признать то, что уровень и возможности в сфере образования, здравоохранения, покупательные способности для различных категорий населения различны и к тому же каждая из них стремится к улучшению своего положения. Поэтому социальное положение в обществе способствует коррупционной мотивации, показателями которой являются такие, как доход на душу населения, средняя продолжительность жизни населения, обеспеченность жильём, низкая детская смертность, наличие безработицы и другие. Стремление к повышению данных показателей вырабатываю мотивы по их улучшению. Прежде всего, в этом плане рассматриваются те ценности, которыми руководствуется всё общество, однако в основе движущей силы мотивации или побудительного мотива находятся интересы, которые включают в себя не только вопросы самореализации, направленные на достижение определённого положения в обществе, но стремление обеспечения своей семьи, близких. Наличие корыстного интереса сигнализирует о том, что его наличие может не способствовать продуктивной деятельности, и это требует соответствующего контроля за принимаемыми решениями управленческой элитой со стороны общества. В этом плане можно лучше понять причины недостатков в сфере экономики, если будет понят своекорыстный интерес. В качестве примера может быть рассмотрен конкурентный рынок, где использование откатов обеспечивает выигрышное положение для взяткодателя, а тем самым возможное производство неконкурентоспособной продукции.

Как социальное явление российская коррупция возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества, она может быть обнаружена на всех уровнях управления им, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование. Фактически коррупция в России стала частью образа жизни граждан. Все они, независимо от социального статуса и занимаемых должностей, живут в условиях осуществления тех или иных коррупционных действий и процедур, на которые чаще всего их вынуждают властные структуры, но иногда и сами граждане с готовностью прибегают к ним для решения разнообразных проблем. На уровне простых граждан коррупцией обычно являются взятки или использование в своих личных, семейных или клановых интересах тех или иных общественных благ. Возможностей коррупционных действий у чиновников и публичных политиков намного больше и сами коррупционные проявления намного разнообразнее.

5. Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу в том, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость и целесообразность принимаемых решений.

С учётом того, что коррупция обладает рядом качественных признаков,

характеризующих как социальное явление, позволяет своевременно выявлять и предупреждать её возникновение и дальнейшее развитие. К таким признакам следует отнести:

— расхождение интересов коррумпированной элиты с интересами большинства;

— затрагивает интересы общества, социальных групп, отдельно взятой личности;

— представляет собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ;

— влияет на государственно-правовые механизмы;

— формирует определённые морально-нравственные установки и критерии поведения в обществе;

— как социальный феномен охватывает все формы злоупотреблений, при которых должностные полномочия используются в личных целях;

— оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства;

— коррупция является социальным явлением в связи с многогранностью её воздействия;

— использование со стороны коррумпированных элементов методов зависимости;

— неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений;

— критической чертой развития коррупции становится положение, когда коррупционные действия становятся нормой жизни.

Анализ материалов коррупционных проявлений, рассматриваемых как социальное явление, даёт основание полагать, что коррупция, представляя собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты и проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ, позволяет указанной категории сосредоточивать капитал у незначительной части населения. В тоже время глобализация и расширение экономических связей в мире в последний период серьёзно повлияла на формы коррупционных проявлений, которая приводит к тому, что капитал, сосредоточиваясь в руках незначительной части населения, создаёт условия для коррумпирования чиновников различного уровня и прежде всего из числа муниципальных образований. При этом владельцами капиталов могут быть представители других государств и регионов, которые, вкладывая инвестиции в выгодные для них производства, предоставляемые с помощью коррумпированных чиновников, начинают занимать привилегированное положение и, извлекая максимум для себя пользы, что влечёт дальнейшее углубление неравенства, обостряя социальную напряжённость. Так, в качестве примера можно привести: «На Филиппинах китайское население составляет 1% от общего числа, а контролирует 60% экономики. При этом 60% филиппинцев живет на доллара в день. В Индонезии китайцы составляют 3% всего населения, владеют 70% экономического сектора. Периодически проходят антикитайские митинги. В западной Африке ливанские эмигранты занимают господствующее положение в некоторых отраслях торговли, что сложилось не без использования коррупционных возможностей». 1

Как социальная составляющая, проявляясь в качестве деструктивного фактора в системе общественных отношений, коррупция одновременно является и угрозой национальной безопасности, так как:

— тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования;

— расширяет сектор теневой экономики;

— уменьшает налоговые поступления в бюджет;

— делает неэффективным использование бюджетных средств;

— негативно влияет на имидж страны в лице политических и экономических партнёров;

— ухудшает инвестиционный климат;

— снижается инновационная составляющая в системе промышленного производства;

Кроме того, её широкое распространение способствует закреплению системы псевдо социальных связей и взаимодействий, что, несомненно, деформирует цели государственной политики.

Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению.

К общим проблемам социального характера, порождающим коррупцию, принято относить те, которые свойственны не только России в частности, но и большинству стран, находящихся на стадии модернизации. В первую очередь к ним относятся переживающие переходный период от централизованной экономики к рыночной экономике: трудности преодоления наследства тоталитарного периода, экономический упадок и политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство российского законодательства, неэффективность институтов органов власти. Гражданское общество государства чрезвычайно слабо и неразвито, происходит все более заметный отрыв общества, его институтов от власти, отсутствие устоявшихся демократических и политических традиций. Именно складывающиеся условия становятся, по сути, коренными причинами такого социального явления как коррупция. Они могут возникать и получать дальнейшее развитие в различных сферах жизнедеятельности и на разных уровнях своего развития.

Поэтому на основе анализа только социальных особенностей отечественной и зарубежной практики коррупция может быть рассмотрена как «отказ от ожидаемых стандартов поведения представителей власти ради незаконной личной выгоды.

Важным показателем на изменения уровня коррупции как социального явления становится и предполагаемый рост экономики, который оказывает позитивное влияние на общественное благосостояние, т.е. повышение уровня жизни населения. Вместе с тем уровень и возможности в сфере образования, здравоохранения, покупательные способности для различных категорий населения различны и к тому же каждая из них стремится к улучшению своего положения. Поэтому социальное положение в обществе способствует изменению коррупционной мотивации, показателями которой являются такие, как доход на душу населения, средняя продолжительность жизни населения, обеспеченность жильём, низкая детская смертность, наличие безработицы и другие. Стремление к повышению данных показателей вырабатываю мотивы по их улучшению. Прежде всего, в этом плане рассматриваются те ценности, которыми руководствуется всё общество, однако в основе движущей силы мотивации или побудительного мотива находятся интересы, которые включают в себя не только вопросы самореализации, направленные на достижение определённого положения в обществе, но стремление обеспечения своей семьи, близких. Поэтому наличие корыстного интереса сигнализирует о том, что такое положение может не способствовать продуктивной деятельности, и это требует соответствующий контроль за принимаемыми решениями управленческой элитой со стороны общества. В этом плане можно лучше понять причины недостатков в сфере экономики, если будет понят своекорыстный интерес. В качестве примера может быть рассмотрен конкурентный рынок, где использование откатов обеспечивает выигрышное положение для взяткодателя, а тем самым возможное производство неконкурентоспособной продукции.

Поэтому коррупция как социальное явление представляет собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ.

В настоящее время коррупция превратилась в общепринятый метод социальных отношений и как средство сближения коррумпированных представителей власти с организованной преступностью, что создаёт условия для обострения социальной напряжённости в обществе. Однако в условиях происходящих изменений, наличия многофакторного проявления коррупции, причинами которых в большей степени следует считать социальные условия. Известный социолог П.А. Сорокин одним из направлений обеспечения безопасности общества видел в повышении социального роли человеческой жизнедеятельности. Он писал: «Мы страдаем не только от сил мертвой и живой природы, но и от плохого устройства общества и плохо налаженной общественной жизни. Благодаря нашему невежеству в области социальных явлений мы до сих пор не умеем бороться с бедствиями, берущими начало в общественной жизни людей». Наибольшую опасность для личности, общества и государства в современных условиях представляет коррупция на всех уровнях государственной власти. Именно складывающиеся условия становятся, по сути, коренными причинами такого социального явления как коррупция.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273 «О противодействии коррупции».

2. Указ Президента РФ от 10. 01. 2000 г. N 24 “О концепции национальной безопасности Российской Федерации” // Российская газета. 2002. 15 августа.

3. Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568) //КонсультантПлюс.

4. Указ Президента от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

5. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»

6. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

7. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы».

8. Хрипков М.П. Коррупция в органах власти и меры по её преодолению. М.: Финуниверситет, 2011.

10. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник/ под ред. П.А. Кабанова. М., 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и сущность коррупции как социального и общеправового явления. Конституционно-правовой механизм противодействия коррупции в деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Причины и предупреждение политической коррупции.

дипломная работа [157,6 K], добавлен 13.04.2012

Исторический аспект антикоррупционной деятельности. Анализ коррупции как социального явления и его влияния на государство, общество. Международный опыт борьбы с коррупцией. Характеристика коррупции в государственных органах. Антикоррупционная политика РФ.

курсовая работа [62,9 K], добавлен 28.05.2014

Коррупция как социальное явление. Социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах государственной власти и её динамика. Причины распространения и пути противодействия коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации.

курсовая работа [997,7 K], добавлен 15.05.2014

Понятие и виды коррупции как общественного явления. Рассмотрение международного аспекта «коррозии власти». Определение причин возникновения взяточничества в Китае в несовершенстве его политических институтов. Разработка антикоррупционных кампаний страны.

дипломная работа [101,7 K], добавлен 22.11.2010

Правовое закрепление государственных мер по противодействию коррупции. Антикоррупционная политика Российской Федерации, её перспективные направления. Средства противодействия коррупции в системе государственной власти. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией.

дипломная работа [4,3 M], добавлен 21.02.2017

Понятие коррупции в российском законодательстве и науке. Понятие коррупции в международном праве. Особенности и масштабы распространения коррупции в сфере высшего образования. Меры борьбы и профилактика коррупции в системе высшего образования (в СФУ).

контрольная работа [39,2 K], добавлен 11.11.2010

Характеристика законодательства по борьбе с коррупцией. Понятие коррупции и ее субъектов. Статистика коррупции в мире и в России. Организационные основы, принципы и субъекты противодействия коррупции. Полномочия субъектов противодействия коррупции.

дипломная работа [1,9 M], добавлен 14.01.2017

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector