Приснопамятный в церковной записке как писать

woman 2564660 1920 Советы на день

Православная Жизнь

Просто и доступно о распространенной церковной практике рассказывает архимандрит Досифей (Михайлюк)

fotor1755

– Кого по канонам поминают о здравии, кого о упокоении?

– Согласно церковным канонам, Православная Церковь поминает только своих членов, которые составляют единое Тело Христово (1 Кор. 12:12–14, 27). Конечно, что о здравии поминаются живые православные христиане, крещенные в Церкви. О упокоении поминаются православные христиане, почившие в мире с Церковью и похороненные по православному чину. Естественно, что Святая Церковь не поминает людей, которые самовольно ушли из жизни, поскольку самоубийство является очень тяжким грехом.

– Когда можно подавать записки?

– В течение всего года. Но следует обратить внимание, что подавать их нужно заранее, то есть не во время Литургии или перед ее самим началом, а раньше или еще лучше – с вечера на вечерне, чтобы священник мог спокойно помянуть и помолиться о людях, указанных в записке.

– Какие существуют виды записок, кроме «о здравии» и «о упокоении»?

– Других записок нет. Записки «о здравии» и «о упокоении» бывают однодневные и многодневные: 40 дней, полгода, год, три года и больше. Также следует упомянуть, что записки могут подаваться как на Литургию, так и на частные богослужения – молебны, которые христиане заказывают по своим потребностям. Например: молебен о недужных, о путешествующих, благодарственный.

– Сколько имен можно упоминать в одной записке?

– Каких-то канонических ограничений нет, но обычно в каждом приходе или в монастыре используются бланки с размеченными строками для записи имен. Как правило, их количество в пределах 10-15.

– Важно ли, в каком падеже писать имена?

– По сложившейся церковной традиции имена пишут в родительном падеже. Это важно для священника, поскольку в молитве имена поминаются в родительном падеже и ему не приходится их склонять. Также следует отметить, что очень важно писать имена разборчиво и грамотно.

– Если пишешь имя священника или архиерея, нужно ли указывать сан?

– Обязательно надо написать: диакон, священник или архиерей.

– Как правильно записывать детей?

– По сложившейся церковной традиции детей до 7 лет именуют младенцами, а с 7 до 14 – отроками (отроковицами).

– Допускается ли написание таких слов перед именем, как: болящий, путешествующий, заключенный?

– Надо отметить, что Богу и так известны нужды, прошения и состояние каждого человека, хотя таким ведением не обладает священник. Поэтому следует указывать, поскольку в Церкви есть особенные прошения (за болящих, путешествующих и т. п.) и священник, возглашая их, усугубляет свою молитву за тех или иных людей.

– А «учащегося», «скорбящего», «вдовы», «беременной», «страждующей». нужно указывать? Чего не следует писать в записках?

– Конечно, можно, но не следует вдаваться в подробности. По принятой традиции обычно указывают: «за болящих, путешествующих, учащихся, находящихся на поле брани». Также особо отмечают беременных женщин (пишут: непраздная).

– А в заупокойных записках когда пишется «новопреставленный» и когда «приснопамятный»?

– Усопший до 40 дней после кончины поминается как новопреставленный, а далее поминается как приснопамятный. Слово «приснопамятный» обычно не пишут, поскольку это само собой разумеется.

– Когда подают сорокоуст?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминание за Божественной литургией, которое может подаваться в течение всего года по потребности каждого верующего христианина.

Источник

Что значит «присно» — понятие и синонимы

Перед началом службы верующие подают записки на общее богослужение. Записки бывают о здравии и упокоении. Подать записки можно в свечной лавке.

Смысл церковной записки заключается в том, чтобы к своей молитве присоединить молитву Церкви за богослужением. В отличие от домашней молитвы, соборная церковная молитва имеет особую благодатную силу. Сам Господь сказал:

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20)

Что значит «присно»?

Наречие «присно» в настоящее время можно встретить преимущественно в церковных текстах, и в них оно имеет значение «всегда». При этом образуемое от данного слова прилагательное «присный» имеет не только смысл «вечный», но и «истинный», и даже может играть роль существительного, имеющего значение «единомышленник» или «приспешник», что встречается чаще всего в художественной литературе, где добавляет речи персонажей выразительности.

lazy placeholder

Символ Веры

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения

Молитвенное поминовение

Православным известно, что молитва в храме имеет преимущество перед домашней молитвой. Спаситель сказал: ‘Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них’ (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Церковная молитва имеет особенную благодатную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы возносить за людей молитвы и жертвы Богу. Наиболее распространенный способ испрашивания благодати Божией для своих родных и близких — молитвенное поминовение. В старину в благочестивых православных семьях существовал помянник — особая книга, в которую записывали имена живых и упокоившихся родственников. Книжка эта переходила из поколения в поколение и хранилась в святом углу дома — у божницы. По ней поминали имена во время домашней молитвы, ее же подавали для поминовения во время богослужения в храме. В наше время книжки-помянники, к сожалению, почти вышли из употребления, их заменили церковные записки. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

lazy placeholder

Как совершается поминовение по запискам?

Делать это священник начинает во время проскомидии. Проскомидия — это начальная часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства причастия. Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, не ведомо для мира произошло рождение Спасителя. Для проскомидии употребляется пять особых просфор: ‘агничная’ (служит собственно для причащения), ‘Богородичная’, ‘девятичинная’ (в честь святых), ‘о живых’ (о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах) и ‘об усопших’ (Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках). Из каждой из этих просфор вынимаются частицы и кладутся на дискос — круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими. В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами на проскомидию в свечной ящик (место при входе в храм, предназначенное для продажи свечей и для оформления треб). После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: ‘Помяни, Господи (указывается написанное нами имя)’. Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор. Это первое, не видимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках. Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор. Это — великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову. Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, они не преподаются верующим в Таинстве причастия. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, от имени которого возносится. В конце литургии, после того, как все причастники приобщатся Святых Таин, эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: ‘Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию’. Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Христовой, получили оставление грехов и жизнь вечную. Таким образом, душам поминавшихся о здравии и об упокоении подается особая Божия благодать.

lazy placeholder

Заказная записка

В некоторых храмах, кроме обычных записок о здравии и об упокоении, принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектении.

Сугубая (то есть усиленная) ектения начинается по окончании чтения Евангелия. В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: ‘Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…’ Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей ‘во Христе братии нашей’, о властях и воинстве…

Во время ектении диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед престолом, громко называя имена из записок. Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне об упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектении идет еще с апостольских времен. Тогда использовали диптихи — две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные, как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой — усопших.

‘На ектении же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более, чем одно или два имени. Но проскомидия — самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектении’, — писал преподобный Макарий Оптинский.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

lazy placeholder

Сорокоуст

Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. ‘Сорокоусты, — пишет св.Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся навстречу Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом’.

Впрочем, сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Другие поминовения

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный, Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Записку в храме можно подать и с тем, чтобы заказать молебен.

Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т.д. Другие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.

lazy placeholder

Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется о здравии он или об упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен — в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, — или же обычный, без водосвятия.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение (т.е. до тех пор, пока действует храм).

О ком следует молиться

Подавая записку ‘о здравии’, мы просим помолиться не только за здоровье наших близких, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими. Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира.

В соответствии с наставлением апостола ‘Поминайте наставников ваших’ (Евр. 13, 7) в записке следует указывать имя вашего духовного отца (если он у вас есть). Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: ‘Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного’ (1 Тим. 5, 8). Не забывайте ваших благодетелей, чтобы не оставаться перед ними в долгу: ‘Отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон’ (Рим. 13, 7-8).

Правила написания записок

Записки надо подавать до начала литургии, потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента — до Херувимской песни (‘Иже херувимы’). Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

В начале записки следует изобразить восьмиконечный крест и написать ‘О здравии’ или ‘Об упокоении’. Поминать можно лишь имена людей, крещенных в Православной Церкви.

Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Об этом обычно написано или можно справиться возле свечного ящика. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.

Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос ‘кого?’). Если вы собираетесь указать имена архиереев и иереев, то делайте это в начале записки. Первыми пишут имена епископов, за ними — священников-иноков, священников и диаконов, потом монахов и монахинь. При этом указывается их сан — например, ‘о здравии’ епископа Иоанна, игумена Иоанна, иерея Иоанна. Затем пишите свое имя, своих родных и близких. Обычно порядок написания имен такой: сначала пишут имена мужчин, далее — женщин, отроков, девиц и отроковиц и, наконец, младенцев мужского и женского пола. То же относится и к запискам ‘об упокоении’.

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Иоанна, а не Ивана) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).

В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — например, младенца Иоанна.

В записках о здравии перед именем можно упомянуть: ‘болящего’, ‘воина’, ‘путешествующего’, ‘заключенного’. Не пишут в записках — ‘страждущего’, ‘озлобленного’, ‘нуждающегося’, ‘заблудшего’.

В записках ‘об упокоении’ усопший в течение 40 дней по кончине именуется ‘новопреставленный’. Допускается в записках ‘об упокоении’ написание перед именем ‘убиенный’, ‘воин’, ‘приснопамятный’ (день смерти, день именин усопшего).

В поминовениях об упокоении нельзя писать имени покончивших с собой. В записках нельзя также писать имена усопших, причисленных к лику святых.

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Заказ треб на Святой Земле

Поминовение на Божественной Литургии Водосвятный молебен Молебен о здравии Молитва об упокоении Молитва о здравии Свеча о упокоении Свеча о здравии Сорокоуст о упокоении Сорокоуст о здравии Панихида

Синонимы слова

У устаревших, вышедших из употребления слов, и, тем более, церковнославянских, как правило, существует не так много эквивалентов в современном русском языке. У слова «присно» основной современный синоним — «всегда». Также в качестве актуальной для нашего современника замены этому архаизму можно употребить такие слова как «непрерывно» и «постоянно». В любом случае, наиболее общее значение остается неизменным, связанным с постоянством какого-либо действия, по отношению к которому употребляется данное наречие.

«Об упокоении»

В ней мы пишем имена наших усопших родных, знакомых, всех, кто нам дорог. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в конце времен, по учению Церкви, они встанут из гробов, воскреснут из мертвых.

Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них, а усопшего мы помним только в первое время после смерти, а позже… Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевают, и мы начинаем забывать своих близких. А между тем усопшие ждут наших молитв, во время которых особенно чувствуется наше единство с ними. Молитвенное поминовение производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая этим действительное общение с душами умерших. Усердно поминая своих родных и знакомых, мы надеемся, что и нас, когда нам настанет час покинуть этот мир, будут поминать в своих молитвах оставшиеся на этом свете люди.

Примеры употребления

Полноценное понимание слова и его употребления невозможно без приведения примеров, особенно если оно не относится к широко употребляемым. Рассмотрим несколько вариантов из разных произведений:

Источник

12 правил церковной записки

Существует 12 правил церковной записки подаваемой за упокой или за здравие. Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

В записке «За упокой» мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, запомните 12 правил Церковной записки :

ВОПРОС: Можно ли подавать записки за некрещеных?

ОТВЕТ: Записки за некрещеных и живых можно подавать на молебен. Святой праведный Иоанн Кронштадский молился и за мусульман, и за католиков, и за лютеран во время совершения молебнов. Его молитвы имели удивительную силу. Люди исцелялись. Но подавать такие записки на Литургию нельзя.

cc7d zapiski

На литургии можно подать записки:

Аналогично пишет и преподобный Паисий Величковский — Так же следует помнить, что записки на Литургию не подаются за людей, которые хоть и крещены, но не живут христианской жизнью.

Об этом строго пишет святой Семион Солунский — «Но сколько полезно тому, за кого приносится жертва сия, когда он живет достойно званию Христианскому, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания Христианскаго. Ибо частица, будучи принесена от имени какого либо Христианина, и близ Божественнаго хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святаго Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом.»

Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такое невидимо приемлет общение Духа Святаго, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приимет от принесенной за него жертвы. Поэтому Священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносит жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам Священник подвергается вместе с ними осуждению. От сего-то приключаются человеку и многоразличныя искушения и скорби. Сего ради, вопиет Павел, мнози в вас немощни и недужливы, и спят довольни (1 Кор. 11, 30). » Семион Солунский (Фессалоникийский) (Книга о храме 63 слово)

«Если о православном явном грешнике не кающемся Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «нет места неверным или иномудрствующему.

Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и не кающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел» (Кор.11:29). Того же Симеона, о каковых следует приносить частицы: «Явно согрешающих верных приношения священники не должны принимать, как случится, но сначала требовать покаяния. Ибо приобщение бывает приносимою частицею, и не подобает, будучи недостойными, причащаться этой жертвы».

Того же Симеона о том, что священнику следует внимательно наблюдать, о ком он приносит частицу: «насколько полезно бывает приношение о достойно приносящих, настолько бедственно и вредно о недостойных, в какой мере это возможно для людей, ибо частица, принесенная о ком-либо, будучи положена вблизи божественного хлеба, после того как этот хлеб будет освященнодействован и станет телом Христовым, тотчас же и та частица причащается святыне; вложенная же в потир, соединяется и с Кровию, и этим сообщает благодать и той душе, за которую она принесена.

Ибо бывает мысленное причащение, и если человек оказывается прилежащим благоговению, или хотя и из согрешивших, но покаявшийся, то невидимо, как мы сказали, он принимает душою причащение Духа. Во многих случаях, как мы убедились, он получает и телесную пользу. Поэтому и следует священнику внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение, и не приносить о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденными вместе с ними». Доселе слова святого Симеона, лучше же сказать, слова всей святой соборной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без покаяния и в противлении святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение.

Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ, пред Христом Богом в день страшного суда Его.» Такого же мнения держались и оптинские старцы — «Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает… Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)…». (Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Письмо 207 к Фоме Никитичу и др. от 31 января 1836 г. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000).

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector