Приставка по с глаголами как пишется

girl 1828536 1920 Советы на день
Содержание
  1. Как пишется по с глаголами
  2. Правописание «не» с глаголами
  3. «Не» с глаголами пишется раздельно
  4. «Не» с глаголами пишется слитно
  5. Примеры глаголов
  6. Примеры предложений
  7. Написание глаголов с недо- и не до-
  8. Видеоурок
  9. Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки
  10. Постоянные морфологические признаки глаголов
  11. Непостоянные признаки
  12. Чем глагол является в предложении
  13. Правописание приставок
  14. Содержание:
  15. Неизменяемые
  16. Изменяемые
  17. НА З-/С-
  18. ПРЕ/ПРИ
  19. РАЗ(С)/РОЗ(С)
  20. Правила орфографии, связанные с приставками
  21. Ъ или Ь
  22. Ы или И
  23. Правописание приставок
  24. Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку
  25. 1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
  26. 2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
  27. а) Значения приставки пре:
  28. б) Значения приставки при:
  29. 3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.
  30. 1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.
  31. 2. Выбор Ъ после приставок.
  32. Поиск ответа

Как пишется по с глаголами

Правописание «не» с глаголами

Отрицательная части­ца «не» с гла­го­ла­ми пишет­ся раз­дель­но, кро­ме тех слов, кото­рые без началь­но­го не- не употребляются.

«Не» с глаголами пишется раздельно

Если в пред­ло­же­нии встре­ти­лись два сло­ва раз­ных частей речи, «не» и гла­гол, то в их напи­са­нии при­ме­ня­ем пра­ви­ло орфо­гра­фии рус­ско­го языка.

ne s glagolami

Чтобы понять, когда «не» пишет­ся раз­дель­но со сло­ва­ми этой части речи, срав­ним два предложения.

Солнце еще не взо­шло над лесом.

В пер­вом пред­ло­же­нии упо­треб­ля­ет­ся гла­гол «взо­шло» пояс­ня­ет суще­стви­тель­ное «солн­це». Все пред­ло­же­ние име­ет утвер­ди­тель­ное зна­че­ние. Во вто­ром пред­ло­же­нии этот же гла­гол име­ет части­цу «не», кото­рая при­да­ет пред­ло­же­нию отри­ца­тель­ный смысл:

Частица «не» — это вполне само­сто­я­тель­ное сло­во слу­жеб­ной части речи, кото­рое пишет­ся раз­дель­но с гла­го­ла­ми в раз­ных грам­ма­ти­че­ских формах:

ne s glagolami 2

Но не со все­ми гла­го­ла­ми «не» пишет­ся раз­дель­но. Рассмотрим, в каких слу­ча­ях «не» сле­ду­ет напи­сать слитно.

«Не» с глаголами пишется слитно

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет ряд слов этой само­сто­я­тель­ной части речи, с кото­ры­ми началь­ный эле­мент не- пишет­ся слит­но. В этих слу­ча­ях не- явля­ет­ся при­став­кой или частью кор­ня, без кото­ро­го сло­во про­сто не суще­ству­ет как само­сто­я­тель­ная лек­си­че­ская единица.

Примеры глаголов

Примеры предложений

Ему, как заяд­ло­му рыба­ку, с ран­не­го утра ней­мет­ся идти на озеро.

Кажется, она невзлю­би­ла меня с пер­вой же мину­ты встречи.

Ты хочешь нево­лить сына учить­ся это­му реме­с­лу, к кото­ро­му у него душа не лежит?

Ну, теперь всем нам явно несдобровать!

ne s glagolami 3

Написание глаголов с недо- и не до-

В мор­фем­ном соста­ве неко­то­рых гла­го­лов отме­тим слож­ную при­став­ку недо-, кото­рая пишет­ся слит­но. Такие гла­го­лы обо­зна­ча­ют закон­чен­ное дей­ствие, кото­рое выпол­не­но нека­че­ствен­но, ниже какого-уровня, не соот­вет­ству­ет нор­ме, например:

Чтобы выбрать слит­ное напи­са­ние не- с гла­го­лом, при­ме­ним сле­ду­ю­щий при­ем: заме­ним недо- на при­став­ку пере-, име­ю­щую про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние пре­вы­ше­ния нор­мы. Если эта заме­на состо­ит­ся, зна­чит, недо- пишет­ся слит­но с глаголом.

Понаблюдаем:

Укажем спи­сок гла­го­лов, кото­рые без не- не употребляются:

Частица «не» пишет­ся раз­дель­но с гла­го­лом, име­ю­щим при­став­ку до-, если он обо­зна­ча­ет, что дей­ствие нача­то, но не закон­че­но, не дове­де­но до конца.

Сравним:

У таких гла­го­лов часто име­ет­ся допол­не­ние с пред­ло­гом «до»:

В кон­тек­сте по смыс­лу раз­ли­ча­ем гла­го­лы «недо­ста­вать» в зна­че­нии «не хва­тать» и «не доста­вать»«не дости­гать, не дотя­ги­вать­ся до чего-либо».

Ей веч­но чего-то недо­ста­ва­ло в жизни!

Малыш еще не доста­ет до стола.

Видеоурок

Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки

chto takoe glagol

Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.

Глаголы обозначают действия в широком смысле.

Постоянные морфологические признаки глаголов

Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.

А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.

Как быстро запомнить

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.

Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:

К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:

Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.

Непостоянные признаки

Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.

Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.

Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.

Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.

Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Про синтаксическое и морфологическое время

В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.

Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.

Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.

Лицо. Лиц три:

Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.

Про безличные глаголы

Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.

Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.

Чем глагол является в предложении

Может быть очень разными членами предложения:

    : Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.

Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.

Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.

Источник

Правописание приставок

Содержание:

Для образования слов используют приставки, правописание которых определяется фонетическими, лексическими, орфоэпическими особенностями языка.

Неизменяемые

К таким морфемам относят те, что в любых обстоятельствах пишут одинаково, хотя произношение их в разном фонетическом контексте отличается:

Чтобы не ошибиться с написанием неизменяемых приставок, звучание которых не всегда совпадает с написанием, их запоминают:

предпочтение, предрешать, предостеречь

перерыв, перелить, перекос

Последнюю приставку из списка часто путают с первой буквой корня, отчего допускают ошибки. Надо убедиться, что в слове есть приставка, чтобы написать верно:

Сбежать = с + бежать; сдаваться = с + давать + ся; здание – приставки нет.

Запомнить!

Иноязычные приставки пишутся всегда одинаково:

о- обежать, остановка, одуматься
у- увести, убежал, успокоиться
до- дожить, дойти, доставка
по- побежать, подворье, посмотреть
про- прокатить, пробел, просмотр
пра- «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык
на- нападки, накрыть, надавить
за- закрыть, заключенный, запутать
над- (надо-) надкусить, надпись, надорваться
под- (подо-) подплыть, подсказать, подождать
от- (ото-) отдать, отодвинуть, открыть
об-(обо-) облететь, обтереть, обойти
в- (во-) вдоволь, вверх, вовлечь
вы- вылавливать, выход, выстоять
с- (со-) сдвинуть, сойти, сгибать (есть только приставка с-, нет приставки з-)
дез- дезинформировать
контр- контраргумент
транс- трансатлантический
пост- постмодернизм
суб- субкультура
супер- супергерой
пан- панъевропейский
пред- (предо-) пере-
Приставки Приставочный способ образования
а- моральный → аморальный
анти- народный → антинародный
де- мобилизация → демобилизация
дез- информация → дезинформация
дис- гармония → дизгармония
ре- конструкция → реконструкция; регресс
про- ректор → проректор; прогресс
архи- важный → архиважный
супер- игра → суперигра
ультра- модный → ультрамодный
инфра- красный → инфракрасный
транс- европейский → трансъевропейский
пост- советский → постсоветский
пан- американский → панамериканский
контр- атака контратака

Изменяемые

Правописание приставок этой группы зависит от различных факторов, поэтому подчиняется правилам, регулирующим выбор буквы.

НА З-/С-

Если перед корнем морфема, последняя буква которой З или С, выбирают по следующему звуку. Характеристики двух согласных на стыке приставки и корня должны совпадать – рядом стоят либо два звонких, либо два глухих. Например,

88610ca31c87052e77eacdd0b81136528be5dac4

ПРЕ/ПРИ

Словообразующая морфема изменяет смысл исходного слова или вносит новый оттенок значения. В этой группе префиксы, в которых только 2 варианта написания. Выбор буквы Е или И зависит от лексического значения, которое приобретает слово после присоединения морфемы.

После присоединения к корню ПРИ слова разных частей речи приобретают общее значение:

Слова, в которых этот смысл не на поверхности из-за того, что приставка срослась с корнем, или заимствованные, запоминают:

Если префикс добавляет в слово оттенок значения, близкий к слову «ОЧЕНЬ» или морфеме ПЕРЕ, то выбирают вариант ПРЕ:

Преграда – перегородить, презабавный = очень забавный.

С этой приставкой список слов для запоминания тоже содержит русские слова, этимология которых бывает затруднительна, и заимствованные:

Приведены наиболее употребляемые слова, список их гораздо шире.

Особое внимание словам, которые на письме отличаются только гласной в приставке, а звучат одинаково. Без контекста понять, что за слово употреблено, невозможно: значение раскрывается только в сочетании с другими словами:

ec07d56a4e035d81a57ad02fea4f232807ba6c27

РАЗ(С)/РОЗ(С)

Выбор согласной буквы в этих приставках подчиняется правилу префиксов на з/с (см. выше). А гласная зависит от ударения:

Правила орфографии, связанные с приставками

Есть слова, в которых мало разобраться с правописанием префикса – трудности вызывают буквы после приставки.

Ъ или Ь

Со знаками никаких вопросов не возникнет, если помнить правило – после приставки пишем только Ъ.

8f6df5d5fb64ee1ee7416721ad215ad983fbe6e7

Правило относится к русским и заимствованным словам.

Ы или И

Для русских слов, в которых после префикса, заканчивающегося на согласную, надо выбрать одну из гласных, действует простое правило:

0998d4b9e5424a179cd37784865304d3c7cfb0a9

Чтобы уверенно писать слова, в которых корень начинается на И, перед которой стоит согласная буква из приставки, запоминают иноязычные префиксы. После них пишут И.

Буква И пишется после приставок на иноязычного происхождения гипер-, дез-, интер-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, а также после начального элемента пан-: гиперинфляция, дезинформация, контригра, постинфарктный, панисламизм.

Обратим внимание: слова предынфарктный и постинфарктный пишутся по-разному (в первом слове русская приставка, во втором — заимствованная).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Источник

Правописание приставок

Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку

Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при-.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

а) Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

б) Значения приставки при:

3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

5) «близость к чему-либо», то есть «около»

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.

2. Выбор Ъ после приставок.

Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п

Источник

Поиск ответа

Вопрос № 305448

Здравствуйте! Подскажите, используется ли в русском литературном языке приставка » недо- » с именами собственными? И как правильно пишется такое слово? Например: «Там выступал какой-то недо- Петросян (недопетросян? недоПетросян?)».

Ответ справочной службы русского языка

Мы нашли в Национальном корпусе русского языка такой пример: недо- Гителр. Если приставка присоединяется к имени собственному, то она пишется через дефис: недо- Петросян. Ср.: анти-Маяковский, пред-Бетховен.

Ответ справочной службы русского языка

Следует написать в кавычках: . в его речи получал приставку » недо- «.

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае приставки недо— нет. Частицу не с причастием следует писать раздельно.

Слово «около-» в смысле «полу-», « недо- » пишется слитно или через дефис с последующим словом? Например, «около[-]духовные разговоры» или «около[-]математические разговоры»?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! В учебнике русского языка обнаружила разбор по составу слова «недоразумение» следующим образом: корень: «недоразум», суффикс: «ени», окончание: «е». Однако, тут же дается однокоренное слово-источник «разум». В какой момент произошло сращивание приставки «недо» с корнем? Ведь до сих пор существует, хотя и не часто используется, слово «разуметь». И когда корень «ум» сросся с приставкой «раз»?

Ответ справочной службы русского языка

Процесс «срастания» нескольких морфем в одну морфему называется опр о щение. Опрощение не происходит одномоментно: вчера были приставка и корень, а сегодня стали одним корнем. Поэтому на вопрос, в какой момент произошло опрощение в том или ином слове, ответить в принципе невозможно. Язык меняется постепенно, со сменой поколений его носителей.

Кое-кто (в основном люди постарше и начитанные дети), конечно, чувствуют связь слова недоразумение со словами ум, разум, знают о существовании приставки недо- (которая, кстати, тоже появилась в результате опрощения). Но чтобы выделить корень и подобрать однокоренные слова, недостаточно просто найти слова с похожими звуковыми фрагментами, нужно еще объяснить связь по значению. Иначе говоря, общий корень – это еще и общий семантический компонент. Слова дом, домовой, домик, домишко обладают общим корнем дом, т. к. тем или иным способом соотносятся по значению со словом дом: домовой – добрый или злой дух, живущий в доме, домик – это маленький дом и т. д.

Значение слова недоразумение трудно свести к разуму. Вот словарные толкования: 1) ошибочное, неполное понимание чего-л.; то, что произошло в результате такого понимания; 2) отсутствие взаимного понимания, несогласие; конфликт. А слово разуметь, как Вы правильно заметили, не является частотным в языке. Утрата языком производящего или однокоренного слова, наряду с утратой смысловых связей между когда-то однокоренными словами, часто становится причиной опрощения.

То, что часть носителей языка еще ощущает смысловую и структурную связь слов разум, ум, разуметь, разумение, недоразумение, говорит о том, что процесс опрощения еще не завершен.

Ответ справочной службы русского языка

Нет, слитное написание невозможно. Здесь отрицательная частица не с глаголом дозвонился.

Добрый день! Объясните, пожалуйста, почему «недоучилась» пишется вместе (такое правописание зафиксировано в словарях). Ведь не с глаголами пишется раздельно.

Ответ справочной службы русского языка

А почему глагол недосыпает в значении » не высыпается» пишется слитно?

Ответ справочной службы русского языка

Какие глаголы пишутся с «не» слитно?

Ответ справочной службы русского языка

Глаголы, которые без не не употребляются ( недоумевать ), глаголы с составной приставкой недо- в значении неполноты ( недосолить ), глагол недоставать в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным» ( недостает терпения; только этого недоставало ).

Объясните мне, пожалуйста, правописание приставки НЕДО с глаголами. И как различать написание приставки НЕДО и частицы НЕ с глаголами ( Например: Недописал работу или Не дописал работу)?

Ответ справочной службы русского языка

В приведенном Вами примере верно слитное написание недописал в значении ‘написал меньше нужного’ и раздельное написание в значении ‘не смог (не захотел, не успел. ) дописать’.

В заключение немного юмора. На разнице в значении глаголов недоедать ‘есть недостаточно, плохо питаться’ и не доедать ‘не съедать до конца’ основан юмористический эффект в известном анекдоте советской эпохи. Рабочие пишут письмо в ЦК КПСС: «Мы, пролетарии Нечерноземья, прочитали в «Правде», что негры в Африке недоедают. Нельзя ли все, что они не доедают, присылать нам?»

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как правильно пишется слово недорешал или не дорешал? И почему?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Следует различать глаголы с приставкой _ недо- _, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой _до-_, которым предшествует отрицание _не_ и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца. Во втором приведённом случае на написание влияет наличие слова _никогда_.

я снова по вопросу о слитном и раздельном написании «не». вы ответили, что надо отличать приставку НЕДО- от глаголов с приставкой ДО- и отрицанием НЕ. если я правильно поняла, то в э этом случае у слова «недотянуть» может быть и слитное и раздельное написание в зависимости от контекста? например, «не дотянул до финиша» будет писать раздельно также, как и «не дошел до финиша»? как различить приставки недо- и до-

Ответ справочной службы русского языка

Да, в контексте _не дотянул до финиша_ правильно раздельное написание (нормальное отрицание _не_, которое пишется с глаголом раздельно). А вот во фразе _ямщик недотянул подпругу_ перед нами глагол с приставкой _ недо- _. Различить можно по значению: у глагола _недотянуть_ значение «натянуть меньше, чем следует»; если такого значения нет (_он не дотянул до финиша_), то пишем раздельно.

Разъясните, пожалуйста, почему слово «недотягивают», «недотягивать», «недотянуть» пишется слитно? вроде как и без «не» данный глагол употребляется.

Ответ справочной службы русского языка

НЕ пишется слитно в глагольной приставке _ недо- _, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: _недовыполнить_ (выполнить ниже требуемой нормы), _недосмотреть_ (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), _недотянуть_ (натянуть меньше, чем следует). От глаголов с приставкой _ недо- _ надо отличать глаголы с приставкой _до-_, имеющие впереди cебя отрицание _не_ и обозначающие не доведенное до конца действие.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector