Мексика народ как называется

woman 2564660 1920 Советы на день

Мексиканцы

Всего: 147 млн.
22px Мексика :
112 млн.
22px Flag of the United States.svg США :
32 млн. [1]
22px Flag of Canada.svg Канада :

Мексика́нцы (исп. Meхicanosмехиканос) — третья по численности (после американцев США и бразильцев) нация Западного полушария. Мексиканцы имеют разнообразное расово-этническое происхождение, но их объединяет общая латиноамериканская, а точнее мексиканская культура и испанский язык. Мексиканцы составляют основное население Мексики (около 112 млн чел) и являются второй по численности этнической группой в США (32 миллиона), где в ряде юго-западных районов они абсолютно преобладают ещё с колониальных времён (чикано). Родным для большинства современных мексиканцев является испанский язык, вернее его особый языковой вариант — мексиканский. В США обычно двуязычны. Мексиканцы — один из крупнейших и быстро растущих народов мира. С этнографической точки зрения мексиканцы причисляются к латиноамериканским народам, а по языку также к романским народам.

Содержание

Название

Слово мехиканос является испанским заимствованием из индейского языка науатль, где корень мешик[а] представлял собой самоназвание одного из основных народов ацтекской империи, а окончание нос — испанского происхождения, указывающее на принадлежность кого-либо к определённому этносу или группе.

Формирование

Мексиканцы, как и практически большинство современных народов западного полушария, сформировались в ходе европейской колонизации, которую в центральноамериканском регионе проводила Испания, создавшая после открытий 1492 года Испанскую колониальную империю. Иммиграция собственно испанцев (пенинсулярес) в Мексику имела ограниченный характер вследствие удалённости и труднодоступности. Из-за отсутствия испанских женщин, которых на корабли долго не брали из-за развитых предрассудков, большинство испанцев вступило в половые связи с местными индейскими женщинами. Это привело к быстрому формированию смешанного испаноязычного класса метисов. Позднее в Мексику стали допускаться женщины и из Испании, но межрасовые отношения не прекращались на неформальном уровне. Рождённые в Мексике испанцы получили название креолы, и, как правило, занимали ведущие посты в политике и экономике.

Расовая и цветовая иерархия в мексиканском обществе

40px Emblem important.svg

Как и население соседних США, население Мексики — мексиканцы — имеют разнообразное и довольно гетерогенное расово-этническое происхождение, однако взаимоотношения между различными группами в корне различаются. В США различные расовые и этнические группы чётко противопоставлены друг другу статистически и на бытовом уровне. Между ними существует огромная социально непреодолимая дистанция, известная как стеклянный потолок, исторически сложилась чёткая система различных ограничений и стереотипов касательно социально доминантного белого населения англо-саксонского происхождения (БАСП) и различных цветных групп (правило одной капли крови, сегрегация и т. д.). В Мексике подобная модель социальных отношений, известная как колониальный менталитет также в целом знакома, однако на бытовом уровне она реализуется иначе — не чётко очерченным набором характеристик, а скорее плавным переходом из одной расово-классовой группы в другую. Уровень культурной общности мексиканцев в целом выше. Условно мексиканцы всё же делятся на три условные группы: белые (20 %), цветные (в основном метисы,также мулаты и негры) (70 %) и индейцы (10 %), однако между этими группами нет чётких границ. При этом, в отличие от США, мексиканцы автохтонного происхождения не испытывают сильного давления в направлении языковой ассимиляции и довольно хорошо сохраняют индейские языки.

Численность

Численность мексиканцев до конца XIX века увеличивалась незначительно вследствие высокой детской смертности, небольшой продолжительности жизни, тяжёлых условий труда и т. д. В колониальный период их число было стабильно (так как рост числа метисов и испанцев происходил на фоне массовой гибели индейцев от болезней, завезённых европейцами) — на уровне около 6-10 миллионов человек. К началу XX века их насчитывалось порядка 20 миллионов. Успехи, проделанные медициной в развивающихся странах привели к сокращению этих явлений, и в 1950—1960-х годах число мексиканцев увеличивалось на 3-3,5 % в год. К 1971 году их насчитывалось уже 43 миллиона человек. В настоящее время (2007 год) только в Мексике проживает порядка 108 миллионов мексиканцев. Кроме того, около 4 млн мексиканцев живёт в юго-западных штатах США.

Родной язык большинства (93-95 %) современных мексиканцев — испанский, а точнее его особый языковой вариант (см. Испанский язык в Мексике). В сельских районах на юге страны распространены также некоторые индейские языки (7 %), самые распространённый из которых — науатль. Примечательно, что число носителей автохтонных языков в Мексике постоянно возрастает, хотя их доля в населении значительно сократилась за последние 300 лет.

Религия

Самая распространённая религия — католичество. В прошлом католическое духовенство имело огромное влияние на все аспекты повседневной жизни мексиканцев, но в настоящее время большинство из них ведёт светский образ жизни. Ситуация в стране прямо противоположна ситуации с религией в США. В сельских районах Мексики католицизм переплёлся с местными культами и приобрёл экзотические формы (например, в ряде мест существует ритуал угощения святых «Кока-колой»).

Известные мексиканцы

См. также

Примечания

Ссылки

48px Truggernana Native of the southern part of Van Diemen%27s Land
14px Searchtool.svg Агуакатеки • Амузго • Гуарихио • Ишиль • Ишкатеки • Какчикель • Канхобаль • Кекчи • Кикапу • Килива • Киче • Кора • Куикатеки • Кукапа • Кумиаль • Лакандон • Майо • Макайя • Мам • Масатеки • Матлацинка • Михе • Миштеки • Мочо • Науа • Окуильтеки • Отоми • Пайпай • Паме • Папаго • Пима • Пополока • Пополука • Пурепеча • Сапотеки • Сери • Соке •Такуате • Тараумара • Текистлатеки • Тепеуа • Тепеуано • Тлапанеки • Тотонаки • Тохолабаль • Трики • Уаве • Уаштеки • Уичоли • Хакальтеки • Цельталь • Цоцили • Чатино • Чинантеки • Чичимека-хонас • Чоли • Чонтали (Герреро) • Чонталь (Табаско) • Чочо • Чух • Юкатеки • Яки 44px
Не имеющие официального признания Чикомусельтеки · Мескалеро · Опата · Папабуко · Сольтеки · Тектитеки · Явапаи
Исчезнувшие после европейской колонизации Акольхуа · Гуайкура · Комекруды · Кочими · Монки · Перику

Полезное

Смотреть что такое «Мексиканцы» в других словарях:

МЕКСИКАНЦЫ — (самоназвание мехикано) народ общей численностью 91050 тыс. чел., основное население Мексики (78000 тыс. чел.). Другие страны расселения: США 13000 тыс. чел., Канада 30 тыс. чел. Язык испанский. Религиозная принадлежность верующих: католики … Современная энциклопедия

МЕКСИКАНЦЫ — нация, основное население Мексики (78 млн. человек, 1992) и соседних районов США (13 млн. человек); в основном метисы. Язык испанский. Верующие в основном католики … Большой Энциклопедический словарь

МЕКСИКАНЦЫ — МЕКСИКАНЦЫ, ев, ед. анец, анца, муж. Латиноамериканский народ, составляющий основное население Мексики. | жен. мексиканка, и. | прил. мексиканский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

мексиканцы — ев; мн. Нация, основное население Мексики; представители этой нации, страны. ◁ Мексиканец, нца; м. Мексиканка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Мексиканский, ая, ое. М ие песни. М. танец. * * * мексиканцы народ, основное население Мексики (78 млн.… … Энциклопедический словарь

мексиканцы — МЕКСИКАНЦЫ, ев, мн (ед мексиканец, нца, м). Латиноамериканский народ, составляющий основное население Мексики, государства на юге Сев. Америки, омываемого Тихим и Атлантическим океанами; люди, принадлежащие к этому народу; офиц. яз. испанский;… … Толковый словарь русских существительных

Мексиканцы — (самоназвание мехикано) нация, основное население Мексики. Численность около 43 млн. человек (1971, оценка). Кроме того, около 4 млн. М. живёт в юго западных штатах США. М. говорят на испанском языке (См. Испанский язык), в котором много… … Большая советская энциклопедия

МЕКСИКАНЦЫ — (самоназв. мехикано) нация, составляющая осн. население Мексики. Числ. св. 33 млн. чел. (1964). Кроме того, св. 2,5 млн. чел. М. проживает в сел. р нах юго зап. штатов США, принадлежавших до 1848 Мексике. Говорят М. на исп. языке, в к ром, однако … Советская историческая энциклопедия

Мексиканцы — мн. 1. Народ, составляющий основное население Мексики. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

мексиканцы — мексик анцы, ев, ед. ч. нец, нца, твор. п. нцем … Русский орфографический словарь

мексиканцы — ев; мн. см. тж. мексиканец, мексиканка, мексиканский Нация, основное население Мексики; представители этой нации, страны … Словарь многих выражений

Источник

Мексиканцы – индейцы с Библией в руках

Мексиканский народ появился не так давно, однако за свою историю прошёл немало войн, восстаний и кровопролитных сражений. Современные мексиканцы не слишком похожи на своих предков, хотя немало традиций прошлого дошли до наших дней – пусть и в несколько изменённом виде.

В мексиканцах сочетаются черты европейских завоевателей и древних индейских племён, славившихся необыкновенной культурой и кровожадными обычаями. Сегодня мексиканская нация является третьей по численности среди народов западного полушария. Какой же путь прошли мексиканцы к настоящему времени? Когда появились первые люди Мексики? С кем и за что боролись жители мексиканских земель?

Далёкая древность народов Мексики

Первые человеческие поселения на территории современной Мексики появились за много тысячелетий до наступления нашей эры. Что интересно, историки не могут точно сказать, что это был за народ. И всё-таки находится немало древних предметов того времени, что позволяют утверждать, что цивилизация эта находилась на достаточно высоком уровне развития.

Были ли эти люди предками мексиканцев? На мой взгляд, их правильнее назвать очень далёкими прародителями индейских народов, которые в какой-то мере повлияли и на формирование мексиканской нации.

meksikanskaya maska santa muerteМексиканская маска Санта-Муэрте

С появлением в Мексике майя, ацтеков, сапотеков, тольтеков начинается практически беспрерывная череда войн. Индейские племена сражались друг с другом, стремясь установить власть на большей части земель. Но и тогда индейцев нельзя было назвать будущими мексиканцами. Формироваться тот народ, что знаком нам сегодня, начал лишь в XIII-XVI веках.

Историки предполагают, что испанцы могли оказаться на мексиканском побережье случайно, в результате катастрофы. Когда в 1511 году корабль их потерпел крушение, многие моряки погибли, однако паре человек удалось спастись. Одним из них был Херонимо де Агилар. Он не только сумел выжить на новых, незнакомых землях, но и весьма успешно ужился с майя, что в то время властвовали на этих территориях.

Впоследствии именно де Агилар помог своему соотечественнику Кортесу общаться с местными племенами. В ходе знакомства с индейцами испанцы выяснили, что земли этого региона полны сокровищами и природными богатствами. Стоит ли говорить, что после этого редкие спокойные годы для майя исчезли навсегда?

zavoevanie meksiki. izobrazhaet padenie tenochtitlana v 1521 godu vo vremya ispanskogo zavoevaniya imperii atstekov«Завоевание Мексики» Изображает падение Теночтитлана в 1521 году во время испанского завоевания империи ацтеков.
Местонахождение: коллекция Джей И. Кислак, Библиотека Конгресса, США

Сложное объединение разных культур

Когда начинается наступление ацтеков на мексиканские земли, испанцы оказываются союзниками местных индейцев. Победы над ацтеками оказалась очень лёгкой, ведь к тому времени древняя цивилизация уже приходила к своему упадку.

По отношению к местному населению Мексики испанцы были лояльнее, нежели к жителям других своих колоний. По мнению исследователей, причина этого крылась в личностях тех, кто нёс главные преобразования, а именно христианских священнослужителей.

На новых землях миссионеры старались максимально приобщить местных жителей к испанской культуре и иной вере. К примеру, архиепископ Хуан де Сумаррага построил типографию, где печатались книги для индейцев, а также оказывал содействие в создании университета, где могло бы обучаться коренное население Мексики.

Но если духовенство способствовало объединению различных индейских племён с европейцами, то переселенцы, прибывшие из Испании, напротив, часто относились к местным жителям с презрением и враждой.

Тем не менее, постепенное смешение дало свои результаты. Мексиканцы стали вершиной национального слияния разных народов и культур. Неудивительно, что и сегодня у этого народа легко заметить качества характера, взятые у испанцев, а обычаи, свойственные индейцам.

portret ottsa sumarragiПортрет отца Сумарраги

Жестокое развлечение

Если говорить о культуре Мексики, невозможно пройти мимо зрелищных, но жестоких обычаев. Мексиканцы обожают корриду, «подаренную» им испанцами, но они решили создать и свой вариант сражений с участием животных. Это – петушиные бои. Нередко на улицах Мексики можно увидеть толпу людей, окруживших двух пернатых бойцов. Птиц для такого «развлечения» растят специально, откармливают и тренируют.

petushinye boi meksikaПетушиные бои в Мексике / © Jo Simon / flickr.com

Легенды индейцев и Библия

До наших дней сохранились старинные индейские легенды, что рассказывают о появлении нашего мира и верховном божестве-творце. Поразительно, но в этих историях немало общего с библейскими сюжетами. Так, в преданиях рассказывается о Тлок Науаке, что могущественной силой бога сотворил из ила двух людей – сначала мужчину, затем женщину.

Индейцы верили, что некогда землю населяли огромные люди, настоящие великаны. В легендах рассказывается о дарах бога и о наводнении, затопившем всю сушу и уничтожившем человечество.

Конечно, можно предположить, что такие истории – вариации смешения сюжетов Библии и древнего фольклора. Но меня поразило то, что подобные сказания распространены даже в отдалённых уголках Мексики, где индейцев никогда не тревожили европейцы, что и могли рассказать эти сюжеты.

meksikantsy na tsentralnyy rynoke v tepoztlane meksika happysleepy.comМексиканцы на Центральном рыноке в Тепозтлане, Мексика / happysleepy.com

Мексиканцы нашего времени, к счастью, сильно отличаются от воинственных кровожадных предков, совершавших жуткие обряды или жестоко порабощавших народы завоёванных земель. Сегодня жители Мексики стремятся к гармонии и миру на своей родине, хранят память о прошлых временах и культуре, подаренной великими нациями прошлых веков.

Источник

Число коренных мексиканцев оценивается с использованием политических критериев, содержащихся во 2-й статье мексиканской конституции. Мексиканская перепись населения не учитывает расово-этническую принадлежность, а учитывает только «культурно-этническую принадлежность» коренных общин, которые сохраняют свои языки, традиции, верования и культуры коренных народов.

СОДЕРЖАНИЕ

Определение

Во второй статье Конституции Мексика определяется как «многокультурная» нация в знак признания различных этнических групп, которые составляют ее, и где коренные народы являются изначальной основой.

Число коренных мексиканцев оценивается с использованием политических критериев, содержащихся во 2-й статье мексиканской конституции. Мексиканская перепись населения не учитывает расово-этническую принадлежность, а учитывает только культурно-этническую принадлежность коренных общин, которые сохраняют свои языки, традиции, верования и культуру коренных народов.

Коренные народы Мексики имеют право на свободное определение в соответствии со второй статьей конституции. Согласно этой статье коренным народам предоставляется:

среди других прав. Кроме того, Закон о языковых правах языков коренных народов признает 89 языков коренных народов «национальными языками», которые имеют такую ​​же силу, как и испанский, на всех территориях, где на них говорят. По данным Национального института статистики, географии и обработки данных (INEGI), примерно 5,4% населения говорят на языке коренных народов, то есть примерно половина тех, которые определены как коренные. Признание языков коренных народов и защита культур коренных народов предоставляется не только этническим группам, проживающим на территории современной Мексики, но и другим группам коренных народов Северной Америки, которые мигрировали в Мексику из Соединенных Штатов в XIX веке, и тем, кто иммигрировал. из Гватемалы в 1980-х гг.

История

280px Ancient Cultures2.svg

Доколумбовые цивилизации

330px Mesoamerica english

Мезоамерика густо населена различными коренными этническими группами, которые, хотя и имеют общие культурные особенности, говорят на разных языках и развивают уникальные цивилизации.

Торговля

Колониальная эпоха

200px Murales Rivera Treppenhaus 9 B%C3%BCcherverbrennung

200px

170px Posada guadalupe

Поскольку у мезоамериканских народов существовала потребность в трудовой повинности и подаче в эпоху до завоевания, испанцы, которым в энкомьенде были присуждены труд и дань определенных общин, могли получить финансовую выгоду. Официальные лица коренных народов в своих общинах участвовали в поддержании этой системы. Произошло резкое сокращение численности коренного населения из-за распространения европейских болезней, ранее неизвестных в Новом Свете. Пандемии вызвали хаос, но общины коренных народов восстановились с меньшим количеством членов.

Земля коренных народов

220px 40Casas3

220px Chamula Friedhof 6 Grabpflege

Земля коренных народов используется как по материальным, так и по духовным причинам. Религиозные, культурные, социальные, духовные и другие события, связанные с их самобытностью, также связаны с землей. Коренные народы используют коллективную собственность, чтобы вышеупомянутые услуги, предоставляемые землей, были доступны всему сообществу и будущим поколениям. Это резко контрастировало с точкой зрения колонистов, которые рассматривали землю исключительно с экономической точки зрения, когда земля могла передаваться между людьми. Как только земля коренных народов и, следовательно, их средства к существованию были отняты у них, они попали в зависимость от тех, у кого была земля и власть. Кроме того, духовные услуги, предоставляемые этой землей, больше не были доступны, что привело к ухудшению положения коренных народов и культур.

170px Ignacio Mar%C3%ADa Barreda

Расовые категории колониальной эпохи

Степень, в которой ярлыки расовой категории имели правовые и социальные последствия, стала предметом научных дискуссий с тех пор, как идея «кастовой системы» была впервые разработана Анхелем Розенблатом и Гонсало Агирре Бельтраном в 1940-х годах. Оба историка популяризировали представление о том, что расовый статус был ключевым организационным принципом испанского колониального правления. Однако недавние академические исследования поставили под сомнение это понятие, посчитав его ошибочным и идеологически обоснованным переосмыслением колониального периода.

Независимость до мексиканской революции

220px

170px CajemeStatue

20 век

220px Civilizaci%C3%B3n Totonaca Diego Rivera

220px

Правительство внесло определенные законодательные изменения, чтобы способствовать развитию сельских и коренных общин, а также сохранению и продвижению их языков. Вторая статья Конституции была изменена, чтобы предоставить им право на самоопределение, и требует от правительств штатов поощрять и обеспечивать экономическое развитие коренных общин, а также сохранение их языков и традиций.

Права

Конституционный

170px Cajem%C3%A9

Испанская корона пользовалась правовой защитой коренных народов как отдельных лиц, а также их общин, включая создание отдельного Общего суда по делам индейцев. Либеральная реформа середины девятнадцатого века удалила их, так что было равенство людей перед мексиканским законодательством. Создание национальной идентичности, не связанной с расовой или этнической идентичностью, было целью мексиканского либерализма.

В конце двадцатого века настойчиво отстаивали права коренных народов и признавали их культурную самобытность. В соответствии с конституционной реформой 2001 года признаются следующие права коренных народов:

Вторая статья конституции Мексики признает и закрепляет право коренных народов и общин на самоопределение и, следовательно, их автономию:

V. Сохранять и улучшать среду обитания, а также сохранять целостность своих земель в соответствии с этой конституцией. VI. Иметь право на владение недвижимостью и земельной собственностью, установленное настоящей конституцией и производным от нее законодательством, на все права частной и общинной собственности, а также на преимущественное использование и пользование всеми природными ресурсами, расположенными в местах проживания общин. в, за исключением тех, которые определены как стратегические в соответствии с конституцией. Сообщества должны иметь право объединяться друг с другом для достижения этих целей.

При мексиканском правительстве некоторые коренные народы имели права на землю в рамках эхидо и аграрных общин. При эхидо коренные общины имеют узуфруктные права на землю. Коренные общины предпочитают делать это, когда у них нет юридических доказательств, чтобы претендовать на землю. В 1992 г. произошли сдвиги в экономической структуре, и теперь эхидо можно было разделить и продать. Для этого была создана программа PROCEDE. Программа PROCEDE провела съемку, нанесение на карту и проверку земель эхидо. Эта приватизация земли подорвала экономическую базу коренных общин, так же как и захват их земли во время колонизации.

Лингвистический

170px Ignacio Manuel Altamirano Basilio

К семнадцатому веку элитное меньшинство было испаноговорящим. После обретения независимости в 1821 году произошел переход на испанский язык, чтобы узаконить мексиканский испанский, созданный мексиканскими криоллосами. С тех пор языки коренных народов подвергались дискриминации и считались несовременными. Девятнадцатый век принес с собой программы по обеспечению двуязычного образования на начальных уровнях, после чего они в конечном итоге перешли на обучение только на испанском языке. Стремление к языковому единообразию способствовало укреплению национальной идентичности. Это оставило языки коренных народов вне властных структур.

В 2001 году конституция Мексики была изменена, чтобы признать коренные народы и предоставить им защиту. Вторая статья конституции Мексики признает и обеспечивает право коренных народов и общин на самоопределение и, следовательно, их автономию:

Кроме того, Общий закон о лингвистике также гарантирует двуязычное и межкультурное образование. Люди обычно жалуются, что учителя не знают языка коренных народов или не уделяют первоочередного внимания обучению языку коренных народов. Фактически, некоторые исследования утверждают, что формальное образование уменьшило распространенность языков коренных народов.

Некоторые родители не учат своих детей своему коренному языку, а некоторые дети отказываются изучать родной язык из опасения, что они будут подвергнуты дискриминации. Ученые утверждают, что необходимы социальные изменения, чтобы повысить статус языков коренных народов, чтобы запретить соблюдение закона и защитить языки коренных народов.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector